Проблема равнодушия в произведении герой нашего времени. Cочинение ««Герой нашего времени»

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

"Равнодушие - паралич души, преждевременная смерть" - говорил великий писатель Антон Павлович Чехов. Это бесспорно. Равнодушный человек не живет, а существует, потому как равнодушие съедает человека изнутри, делает его черствым и безразличным к окружающему миру, отбирает тягу к жизни.

Многие писатели и поэты раскрывали тему равнодушия в своих произведениях, так например Михаил Юрьевич Лермонтов в романе "Герой нашего времени".

Главный герой произведения - Григорий Александрович Печорин - офицер русской императорской армии, человек имеющий высокий статус в обществе, он харизматичен, красив собой и умён, появляется "лишним" человеком. Он равнодушен к окружающим его людям, он не понимает общество, в котором находится, ему безразлично его окружение. Его не вдохновляют ценности общества, он не гонится за богатством. Так же Печорин эгоист и индивидуалист. Он ставит себя выше других и не может довериться людям.

Печорин равнодушно рушит жизни других людей в попытках построить свою собственную. Например Бэла: он испортил молодой девушке судьбу, не испытав при этом счастья. Как только он добился своей цели, влюбил девушку в себя, она стала скучна ему. Или же старуха и слепой мальчик. Из-за Печорина они лишились доходов, а следовательно средств на существование. Печорин очень противоречивая натура: он осуждает себя за всё зло, но продолжает его совершать. Единственное, что заботит главного героя - это его личные желания. Печорин не живёт, он существует - и всё это именно из-за его равнодушия.

Я думаю, что люди не должны быть равнодушными друг к другу и окружающему миру. Человек, равнодушный к окружающему его миру никогда не будет жить полноценной жизнью.

Обновлено: 2017-12-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

Можно сказать, что доброта и жестокость – это две стороны одной монеты. Поступок, совершённый одним человеком с добрыми намерениями, может оказаться жестоким для другого; а жестокость может прикрываться плащом добросердечности и отваги. Такие примеры мы находим в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте разберём их поподробнее.

  1. (Доброта и жестокость как стороны одной души ) В романе мы видим несколько ситуаций, когда любовь и доброта к одному предмету оборачивается жестокостью к другому. Например, любовь к чужой лошади и желание заполучить её становится причиной похищения Азаматом собственной сестры. Из-за той же лошади, любви к своему товарищу-разбойнику, сам Казбич убивает и отца Бэлы, и её саму. А Печорин, наоборот, из любви к Бэле готов похитить и её саму, и чужого коня. Более того, на любовь Бэлы он ставит пари, что завоюет её за неделю, обещая ей своё сердце и верность, желая лишь её счастья, однако, лишь на словах. Покорный своей натуре, он быстро остывает к ней, оставляя страдать бедную девушку, лишённую семьи, дома, а теперь ещё и любви. Значит, доброта и жестокость в человеческом сердце тесно переплетаются между собой, и человек часто путает одно и другое. Оставаясь добрым по отношению к себе и своему окружению, он жестоко расправляется со всеми остальными людьми, не чувствуя ответственности за то, что делает.
  2. Равнодушие как жестокость мы видим в первый раз в характере Печорина при встрече с Максимом Максимычем. Когда старик радостно встретил товарища, Григорий лишь холодно распрощался с ним, желая поскорее уехать. Подобное отношение сильно задело героя, ведь он и его юный помощник много пережили вместе, когда служили, а теперь старый друг и знать его не хочет. Далее, раскрывая характер героя, Лермонтов всё чаще показывает нам эту его черту. Печорин одинаково пожимает плечами как на признания Мэри (сначала в любви, потом в ненависти), так и на уход бывшего друга доктора Вернера. Для Григория завоевание любви княжны Мэри, похищение Бэлы и другие его поступки – это лишь средство от скуки, желание наполнить свою жизнь хоть чем-то, а также жажда власти, желание быть объектом восхищения, обожания юной неопытной девушки. В этих целях он успешно манипулирует окружающими его людьми. Он никого не бьет и не убивает, но его жестокость, проявляющаяся в равнодушии, больно ранит тех, кто находится рядом с ним. Действительно, самый ужасный тип человеческой жестокости – это безразличие.
  3. (Жестокость под маской справедливости) . Отдельного внимания в рамках этой темы требуют отношения между Печориным и Грушницким. Изначально, внутренне презирая и издеваясь, Печорин, тем не менее, входит в доверие, становится для Грушницкого товарищем и приятелем. Началом кризиса в их отношениях становится «переманивание» Мэри и желание уязвить Грушницкого, показать ему же его нелепость и недалёкость. Естественно, юнкер решил отомстить «товарищу» за незаслуженную обиду. Он спровоцировал дуэль, но решил подменить пистолеты на недействующее оружие, дабы Григорий не смог ему навредить. Но Печорин раскусил хитрость, переменил пистолеты и хладнокровно застрелил почти безоружного соперника. Как бы ни было это с его стороны рационально и оправданно, я все равно считаю, что это жестокий поступок. Более того, такое ужасное поведение даже хуже неприкрытой агрессии, ведь сам Григорий прикрывает свою низость тем, что наказал труса и лгуна. Жестокость под маской справедливости двойне опасна, так как человек, совершивший ее, не считает себя виновный, а значит, никогда не исправится. Так и Печорин не смог исправить свои ошибки, поэтому так и остался несчастным, одиноким и непонятым героем.
  4. (Последствия жестокости) . Самым важным в истории героя становится момент, когда он осознаёт свою любовь к Вере и одновременно свою самую большую в жизни потерю. Устав от безразличия и пренебрежения любовника, женщина все рассказывает мужу, желая огородить себя от новых измен. Супруг увозит ее прочь от Печорина. Тогда Григорий пускается в погоню, но лишь загоняет лошадь до смерти. Вера была потеряна навсегда, как и его надежда на счастье. Взрослый мужчина, гроза женских сердец, безвольно плакал на пыльной дороге. Эта ситуация ненадолго позволяет ему снять с себя все маски, скуку, всё его презрение к миру, слишком простому и понятному. Именно в этот момент он по-настоящему страдает, мучаясь от собственной жестокости, возвращённой ему бумерангом прямо в сердце. Именно так откликается его жестокое равнодушие к женщинам. Как мы видим, последствия жестокости весьма трагичны, ведь человек остается в одиночестве, все покидают его.
  5. (Причины жестокости) . Необходимо разобраться, откуда родилась жестокость в характере Печорина? Он сам указывает на нее, ссылаясь на судьбу, волю случая и совпадения. «Я так глупо создан», «мне выпадает роль», «не угадал своего назначения» — вот его оправдания для совершённых им поступков и бестолково прожитой жизни. Из-за этого он похитил и опозорил Бэлу, убил Грушницкого, разрушил жизнь княжны Мери и Веры, которые сильно его любили, обидел и распугал всех друзей. Но неужели вся эта жестокость исходила от воли злого рока? Нет. Но на самом-то деле причины, скрывающиеся под этими фразами, гораздо глубже – это нежелание взять на себя ответственность за собственную судьбу, эгоизм и слабость перед лицом своих низменных страстей. Именно этот клубок неправильных решений и вера в предначертание судьбы стали причинами такого отношения к окружающим его людям и к миру в целом.
  6. Жестокость не всегда очевидна , а иногда и вовсе может показаться и отвагой, и самопожертвованием, и добротой. Вспомним, к примеру, показательное благородство Печорина перед княжной на балу или взятие буйного казака в одиночку в главе «Фаталист». Оба поступка выглядели бы со стороны благородными и честными, если бы мы не знали внутренних мотивов героя. Ведь первое показательное выступление он сделал уже после того, как принял решение завоевать любовь Мэри, а второе – для того чтобы испытать свою судьбу и проверить задуманное. Как мы помним, игра на чувствах молоденькой девушки была отвратительным и жестоким проявлением характера Печорина, который обманул ее надежды ради того, чтобы беспрепятственно проникать в дом Лиговских, где жила его любовница. О взятии агрессивного казака, который убил Вулича, тоже нельзя сказать ничего хорошего, ведь Григорий был жестоким даже по отношению к самому себе и не жалел своей жизни. Потому он и пошел к вооруженному казаку, но не из-за смелости, а из-за того, что он не дорожил собой. Таким образом, жестокость может принять любое обличье, поэтому важно уметь различать ее под любой маской, иначе нельзя будет миновать трагических последствий от совершенной ошибки.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Михаил Юрьевич Лермонтов не думал о своем герое как об образце для подражания.

Он подчеркивал, что Печорина - собирательный образ, а не конкретный человек.

Это определенный тип, отразивший характерные особенности молодого поколения начала позапрошлого столетия.

Каким видит Печорина читатель?

В «Герое нашего времени» представлен молодой мужчина, испытывающий душевные муки из-за неприкаянности, в глубоком одиночестве ищущий смысл собственного существования и свое предназначение. Печорин не желает выбирать проторенные тропы, свойственные молодежи высшего света.

Он офицер, который служит, а не пытается выслужиться. Не музицирует, не интересуется философскими учениями, не изучает военное искусство. При этом, читателю очевидно, что он хорошо образован, не лишен талантов, энергичен и смел.

Печорин наделен такими отрицательными качествами, как эгоизм, равнодушие к окружающим людям, неспособность искренне любить и дружить. При этом он по своему привлекателен: в нем кипит жизнь, герой жаждет ее, стремится к лучшему, объективно, даже с долей здоровой самокритики, оценивает самого себя. Но его действия мелки и ничтожны, он приносит страдания всем окружающим, что не вызывает симпатий читателя, но и сам герой мучается от этих недостатков. Он крайне противоречивая личность.

Печорин умеет быть закрытым и честолюбивым, долго помнит причиненное зло. Утверждает, что стал нравственным калекой. Не только пушкинского Онегина, но и лермонтовского персонажа можно смело назвать «эгоистом поневоле» (В. Г. Белинский).

Противоречивость характера главного героя

Печорин непрестанно ощущает свою раздвоенность. В социальной и политической ситуации, сложившейся первой половине XIX столетия, он не может реализовать себя. Тратит свою жизнь на бессмысленные приключения, отправляется на Кавказ, испытывая судьбу участием в войне, совершает попытки забыть о своих бедах рядом с красивыми женщинами. Но все, что он делает, не приносит результата, становясь лишь способом отвлечься от проблем.

За ним неотрывно следует хандра и понимание, что такая жизнь не стоит ничего. В течение всего повествования Печорин рассматривает страдания и трагедии окружающих как возможность поддержать собственные душевные силы, только это позволяет ему на время забыть о непрестанной тоске, заполнить пустоту бессмысленной жизни. При этом, главный герой произведения - богато одаренная личность.

У Печорина аналитический склад ума, он абсолютно верно оценивает людей, их действия и мотивы; он умеет критически оценивать не только свое окружение, но и себя. Его дневниковые записи - настоящее саморазоблачение.

Печорин способен на сильные чувства (например, после смерти Белы или во время встречи с Верой), скрывает глубокие эмоциональные потрясения под личиной равнодушия и черствости, которую носит как защиту. Он способен действовать, будучи волевым человеком, но его решения и поступки приносят лишь разрушения.

Сходство Печорина с героем поэмы «Демон»

Разрушительный характер поступков Печорина делает его похожим на героя поэмы «Демон», также написанной Лермонтовым. Даже в его внешности видится нечто демоническое и таинственное.

Печорин предстает как истинный разрушитель, который играет с судьбами окружающих людей: смерть красавицы-черкешенки Белы, разочарование Максима Максимовича, боль Мэри и Веры, трагическая гибель Грушницкого и офицера Вулича, даже контрабандисты по его вине оставляют свой дом.

В. Г. Белинский полагал, что у героя «переходное состояние духа», когда старое уже полностью потеряно, а новое не появилось. Человек обладает только вероятностью получить нечто подлинное в отдаленном будущем.

М. Ю. Лермонтов начал работу над своим произведением еще в 1838 году. Два года спустя вышла первая публикация романа, в котором он уже не фантазировал о том, что такое жизнь, и какая она. Михаил Лермонтов описал ее такой, какой увидел в реальности.