Каждый охотник должен знать где живет фазан. Проект «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

О роковой охоте великого путешественника Николая Михайловича Пржевальского, послужившей прологом его преждевременной и скоропостижной смерти. А сегодня мне подробнее хочется остановиться на "виновнике" кончины неутомимого исследователя Центральной Азии. Итак - фазан.

Фазан - птица хорошо известная всем жителям юга Казахстана. Даже те, кто никогда не встречал её в живой природе, наверняка слышал гортанные крики, похожие на звуки, извлечённые тут же испугавшимся ребёнком из флейты или фагота. Хрипло высвистав пару нот, исполнитель тут же умолкает, словно убоявшись собственной смелости. И старается поскорее поменять диспозицию, торопливо перебегая подальше от собственного крика. А бегает он мастерски - недаром по скорости считается непревзойдённым чемпионом своего семейства.

Может быть, как раз эта осторожность и позволяет птице селиться в такой непростительной близости от своего главного врага. В городской черте Алматы, например. Причём, услыхать "пение" фазана легко могут не только жители городских окраин и коттеджных посёлков на горных "прилавках", но и посетители Ботанического сада, и пациенты крупных городских санаториев, сохранивших свои территории с советских времён.

Но в любом случае фазан всегда помнит о своей безопасности. И всегда отыщет для себя такие дебри, куда не дотянулась рука паркового дизайнера. И пройдёт там, где разросся самый густой кустарник, где древесная поросль образовала самые непроходимые заросли. Непроходимые - для человека.

Но появление фазанов у порога своего злейшего врага - это не порядок вещей, а скорее суровая необходимость, поведенческий риск ввиду сокращения естественных фазаньих угодий под натиском урбанистических тенденций. А ещё - следствие необычайной приспособленческой пластичности этого родственника наших домашних кур.

Наиболее идеальные условия для проживания фазанов в живой природе Казахстана - это тугайные леса в поймах рек: вдоль Сырдарьи, Чу, Или и многих малых рек Семиречья: от Арала до Алаколя, в камышах Северного Прикаспия. Здесь эти красивые птицы и благоденствовали многие тысячелетия.

Встреча с фазаном в тугаях всегда неожиданна для благодушного любителя природы. Потому что застигнутый врасплох "лучший бегун среди куриных" вспоминает вдруг о своей способности ещё и летать. И выпархивает из-под самых ног, производя при этом страшный шум неумелого летуна, усиленный паническими криками.

"Взлетает только при внезапной опасности и сильном испуге, причём из высоких зарослей взлетает так называемой свечкой - почти вертикально, а затем уж переходит на обычный горизонтальный полёт, с чередованием кратковременных взмахов крыльями и планированием", - пишет патриарх казахстанской орнитологии Анатолий Фёдорович Ковшарь.

Почти так же взлетают ракеты из легендарного комплекса С-400. Но на этом сходство кончается. Ракеты уносятся вдаль решать свои оборонные цели, а фазан… Фазан становится лёгкой мишенью для не очень даже искушённого охотника. Недаром крупные соревнования стрелков-стендовиков, проходившие в советские времена, носили название "Золотой фазан".

Неслучайно фазаны южных территорий современного Казахстана жили и не тужили до тех пор, пока охотники не обзавелись огнестрельными ружьями. Во второй половине XIX века Сырдарья считалась ещё полноводной рекой, а густые тугайные леса и безбрежные тростниковые джунгли по её берегам были подлинным раем для всякой живности, включая бесчисленных кабанов, многочисленных ещё тигров и вовсе несметных (как казалось многим) фазанов. Так продолжалось, пока охотники, вооружившись по-новому, не начали методичное и массовое истребление природных сырдарьинских обитателей.

С особенным азартом профессионалы и любители взялись за фазанов. Дело в том, что фазанье мясо считалось ценным деликатесом в фешенебельных ресторанах Москвы, Петербурга и европейских столиц. Потому поставки фазанятины стали прибыльным бизнесом для промысловиков и скупщиков Перовского уезда. По некоторым данным, в хорошие сезоны с берегов Сырдарьи к столам столичных гурманов поступало до 30 тысяч тушек благородной птицы.

Понятно, что природа отреагировала на такое неконтролируемое и азартное избиение обыкновенно - фазаны стали всё реже попадаться в прибрежных лесах Сырдарьи. "Фазаний промысел давал значительный заработок местным охотникам, но безжалостное поощрение московских прасолов к уничтожению этой полезной птицы вызвали сперва ограничительные, а затем и запретительные меры к её вывозу". Так подытожил историю промысла источник тех лет.

Но пока фазан был обычным представителем фауны - его долбили немилосердно. И те 16 птиц, которых настрелял в роковой для себя день Пржевальский на берегах Чу - добыча, может, и немыслимая для современных охотников, но по тем временам не столь уж и впечатляющая. Вот цитата из охотничьего рассказа современника Пржевальского, стрелявшего фазанов в низовьях Сырдарьи, близ Раимского укрепления: "Охота составляла для нас истинное наслаждение. Верстах в 15-20 от Раима фазанов была такая гибель, что в зимние дни мы вчетвером убивали их по 80 штук".

Успех, который имела фазанятина у модных рестораторов и столичных гурманов, понятен. По большому счёту, фазан - это курица, они относятся к одному отряду. Однако фазан, хотя и курица, но с претензией на большее.

Единственный представитель семейства фазановых (из отряда куриных) в Казахстане - фазан обыкновенный, кыргауыл. Phasianus colchicus. Несмотря на азартную охоту, нашим охотникам до сих пор не удалось довести нашего же фазана до Красной книги. И не последнюю роль в этом сыграла - нет, не тревога общественности и не защита государства! - гипертрофированная осторожность этой птицы.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Но не каждый фазан желает показывать охотнику место, где он сидит.

Пособие эффективно обучит юных охотников различать не 4-5 основных цветов, а целых 12 радужных оттенков фазанов и другой дичи. В процессе игр с цветами дети научатся читать слова и узнают, как считать до двенадцати, развивая свои математические способности. Во время проведения занятий используется кубик-трансформер и красочные карточки со словами и изображениями.

Описание "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"

Годовалому ребенку, а то и ранее, не забывайте сообщать: снег - белый, трава - зеленая, апельсин - оранжевый, лимон - желтый, асфальт - серый, это черный карандаш, а это - фиолетовый, помидоры - красные, сегодня небо голубое... У тебя два шарфика - один синий, а другой желтый. И т.п.

В три года дети проявляют устойчивый интерес к буквам, цифрам, счету. Считать до двенадцати можно учиться, переводя пальчики из клеточки в клеточку на гранях кубика-трансформера. Названия цветов, в порядке КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ГОЛУБОЙ, СИНИЙ, ФИОЛЕТОВЫЙ, КОРИЧНЕВЫЙ, РОЗОВЫЙ, ЧЕРНЫЙ, СЕРЫЙ, БЕЛЫЙ "прочитаем" на других трех гранях.

Магическую фразу "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан" встретим на картонном кубике-упаковке, а потом еще не раз выложим из карточек.

Инициалы перечисленных двенадцати цветов тоже в предложение можно уложить не с одним уже, а с шестью видами птиц увязав: Каждый Отличник Желает Знать, Где Сидят Фазаны, Куропатки, Рябчики, Чижики, Совы, Бакланы (упаковка, трансформер, карточки).

Диагонально расчерченная нижняя грань упаковки содержит только инициалы названий цветов или, если угодно, инициалы слов в последнем мнемоническом предложении.

Диктанты возможны двух видов: с "картинками" и без. Сначала поучимся узнавать карточки с "картинками" по лицевой стороне, потом по оборотной (со словами).

Учитель (родитель, воспитатель, ребенок, умеющий читать), показывая картинку:

Это кто?

Охотник!

Правильно.

Перевернув карточку:

Какое интересное слово: говорится "ахотник", а пишется "охотник", "хо" под ударением.

Вручает ее тому, кто ответил первым. А если ребенок один? Ответил правильно - получает карточку, не ответил - прочитать слово поможет учитель: о-хо-т-ни-к.

Правильно, "за" под ударением. А это кто такие?

Чижики!

Получай карточку.

Какой это цвет?

Зеленый.

Показывая оборотную сторону карточки:

Говорится "зиленый", а пишется "зеленый", потому что "зелень".

И т.д. Через два-три занятия - та же игра в обратном исполнении: наставник показывает детям карточку стороной, на которой написано слово.

Кто это?

Отличник!

Говорится "атличник", а пишется "отличник". Приставка "от". Получай карточку. Отличники охотятся на птиц только с биноклем или фотоаппаратом. Особенно те, кто занимается в биологических кружках: в походы ходят, изучают природу и животный мир. А здесь что написано?

Цвета радуги.

Получай карточку. А это что за цвет?

Серо-буро-малиновый в крапинку.

Эту диковинную карточку ребята давно уже приметили и рассмотрели: самая длинная, запись в две строчки, серый цвет на ней есть, бурый, малиновый, белые крапинки.

А это что?

На, получай шестерку.

Получай семерку.

Потренировавшись в узнавании и прочитывании оставшихся семнадцати слов (каждый, желает, знать, где, сидит, сидят, знаю, ли, я, а, как, же, их, здесь, есть, еще, и), можем приступать к диктантам.

25 карточек со знаками препинания (4 точки, 17 запятых, вопросительный знак, 2 двоеточия, восклицательный знак) расположим отдельной группой. 25 карточек с "картинками" соберем в другую группу. Без картинок, только со словами с обеих сторон - в третью.

Отберем 7 карточек для первого диктанта: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" (запятую и точку дети отыщут сами).

Первое слово "отгадать" нетрудно: каждое предложение начинается с заглавной буквы. "Охотника" с "фазаном" тоже разыщем. В конце предложения поставим точку. Остается только обнаружить и в нужном порядке расположить "желает", "знать", "где", "сидит". Запятую, на первых порах, поможет в нужном месте поставить учитель. Дав при этом, как и в предыдущих случаях, соответствующие пояснения: что, зачем, почему да как.

Финал: на столе все карточки (ни одной картинкой вверх). Дети составляют те же тексты, выбирая нужные слова и знаки из всего массива в семьдесят одну карточку. В группе можно устраивать личные и командные соревнования на время: за сколько времени я (мы) напишу (напишем) первый диктант? второй? третий?

Дома придется состязаться с самим собой, борясь за личные рекорды. Можно и родителей привлекать, родственников, знакомых: а вы за сколько?

  • Не забывайте обращать внимание на ударные склады, выделенные на карточках черным, и на правописание: говорится "ряпчики", а пишется "рябчики", потому что они рябые и так далее.
  • Интонации и паузы устной речи обозначаются на письме знаками препинания. При объяснении правил их употребления делайте больший упор именно на интонирование и паузы разной продолжительности: утвердительная интонация (.), вопросительная (?), восклицательная (!), пауза перед перечислением (:), интонация перечисления (,), уточнения (,).
  • Детям непременно захочется узнать, как устроен трансформер. Во избежание неприятностей подыщите 8 любых (не особенно нужных, но одинаковых по размеру) кубиков. Поразглядывав наш трансформер, сделайте подобный, соединяя кубики полосками медицинского лейкопластыря (скотч не столь удобен). Предъявите конструкцию детям.
В комплекте: кубик-трансформер 80х80 мм, 43 картонных карточки, методическое руководство.
Вы можете купить "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" с доставкой.

Став охотником и проохотившись около сорока лет, я неоднократно бывал на фазаньей охоте. Все это были охоты «самотопом» или загоном, не особенно добычливые и интересные. Но шесть лет назад мой старший товарищ, зная, что я давно хотел завести собаку для охоты на утку, подарил мне на Новый год щенка дратхаара по кличке Граф. В первый же год охоты с Графом я решил пойти на фазана. И теперь восторгу от охоты не было предела. Это была великолепная, красивая охота! С того момента вот уже шесть лет, как я стал заядлым фазанятником. За первый свой сезон с собакой я добыл больше фазанов, чем за все предыдущие сорок лет, благо лицензий хватало.

Сложно найти какую-то другую охотничью птицу в нашей стране, которая была бы так же ярко и красиво окрашена, как фазан. Особенно красив наряд петухов: в их оперении есть золотистые, темно-зеленые, оранжевые и фиолетовые краски. На глянцевой темной голове петуха хохолок и довольно большие красные поля вокруг глаз. На шее кольцо белого пера. По верху спины и шеи – зеленоватые перья с синим отливом на общем золотистом фоне. Спинка золотисто-рыжая, и каждое перышко украшено черным треугольным пятном. Длинный хвост – в тон спинке, а у его основания – перья медно-красного цвета с фиолетовым и пурпурным отливом, разукрашенные затейливым рисунком. Курочки, как правило, окрашены в буровато-желтые тона с пестринами.

Постоянное место обитания фазанов – непролазные кусты терновника, густые заросли лесополос, высокая густая трава, бурьяны, особенно забитые перекати-полем, густые камыши, виноградники, поля, засеянные злаковыми культурами. И очень любят эти птицы дачные участки. Основной фазаний корм – насекомые, ягоды, семена сорняков и злаков. Впрочем, в корме фазаны мало разборчивы. Летом они предпочитают саранчу, жуков, гусениц, улиток, могут склевать и ящерицу, и мышонка. Осенью в их рационе основное место занимают семена и ягоды. Однажды в очень суровую снежную зиму видел, как фазаны охотились на скворцов. Но главное для этой птицы – чтобы поблизости всегда была вода.

Фазан очень плохо летает – самое большее может пролететь метров 300-400, поэтому всегда старается затаиться или спастись бегством (а бегают фазаны просто отлично). Этим и объясняется тяга фазана к «крепким» местам, неудобным для ходьбы и стрельбы. Впрочем, фазан может выходить на кормежку и в практически голую степь, но застать его там врасплох довольно сложно – при первых признаках опасности он стремительно убегает в спасительные заросли. Так что охота на эту птицу без собаки довольно трудна и не может быть столь удачна, как охота на другую дичь. Для хорошей фазаньей охоты просто необходима собака с очень быстрым поиском (в противном случае фазаны будут убегать в чащу без выстрела), выносливая и не очень чувствительная к колючей растительности. Для этого пригодны почти все породы легавых, но предпочтение следует отдать жесткошерстным и длинношерстным собакам, которые более надежно защищены от колючек. Хороши в этом отношении дратхаары.

Под умелой собакой фазаны западают и затаиваются, позволяя легавой сделать по ним стойку, а охотнику – подойти и приготовиться к выстрелу. Взлетает фазан шумно и быстро, словно выстреливает себя из кустов. Оно и понятно – ведь он находится в такой чащобе, где невозможно толком взмахнуть крыльями, и прыжки его порой достигают полутора метров в высоту. При всей своей яркой окраске прячется фазан очень искусно. Подходя к собаке, стоящей на стойке, его очень тяжело увидеть даже в низкой и негустой траве. На охоте за фазанами собака нужна не только для того, чтобы поднять птицу на крыло, но и для того, чтобы найти и подать охотнику битого фазана или поймать подранка. Дело в том, что битый фазан часто падает в такие заросли, что найти его самому просто невозможно.

Что касается подранков, особенно с целыми ногами, то поймать таких без собаки вообще нереально. Раненые фазаны, едва коснувшись земли, обращаются в бегство с громадной скоростью и моментально исчезают в зарослях. Раненый фазан также обладает свойством затаиваться и не издавать запаха. Порой охотники сетуют, что вот вроде сбил фазана, а собака его найти не может. Необходимо просто выждать 10-15 минут и снова пустить собаку на поиск подранка – как раз через это время фазан снова «даст запах». Почему-то считается, что фазан довольно крепок на рану, и именно поэтому дает большое количество подранков. Но с моей точки зрения, это не так. Так считают охотники, стреляющие фазана крупной дробью – 5-й или даже 3-й. И те, которые охотятся без собаки – так как фазан у них вылетает неожиданно, и они стреляют второпях. Чтобы не было подранков, я стреляю фазана мелкой дробью (обычно номером 7 или 8). Да и стреляю я из-под стойки своего Графа. Через 6 лет совместной охоты я точно узнаю по его поведению и позе, «на ком он стоит» – то ли это перепел, то ли фазан или куропатка, – и в каком именно направлении птица.

Золотая птица, жар-птица, королевская дичь – как только не называют фазана, а от возможности поохотиться на него теперь вряд ли кто-либо откажется. Хотя фазан у нас, на Керченском полуострове Крыма, появился относительно недавно, в середине 70-х годов прошлого столетия. Тогда, по инициативе и под руководством моего отца, опытного охотника Петра Ильича Грищенко Керченской городской организацией охотников, тогда еще УООРом, для разведения в охотугодьях были закуплены фазаны в урочище «Холодная гора» под Белогорском. Этот уникальный фазаний питомник был создан по желанию Н.С. Хрущева еще в 1956 году. Выпустили тех фазанов, предварительно создав птице комфортные условия, на керченской земле в Марьевском лесу. Оттуда фазан постепенно расселился и по всему Керченскому полуострову, но Марьевский лес долгое время так и оставался основным местом охоты на эту красивую птицу. Некоторое время назад у керченских охотников отобрали Марьевский лес, а с ним и фазанью охоту. Вот тогда, четыре года назад, председатель нашего общества охотников Владимир Пузиков и занялся вновь выращиванием и выпуском фазана в наших охотугодьях.

Ежегодно в нашем охотхозяйстве в инкубаторы закладывается до 3 тысяч яиц фазана. Не из каждого яйца появляется птенец, многие гибнут в процессе вскармливания. В силу своего природного характера немало фазана погибает и в вольере – он просто бьется о сетки и перекладины. Много пропадает и в первые дни после выпуска на волю, так как вольерная птица слабо приучена самостоятельно искать корм и воду. Вносят свою лепту и хищники. В общей сложности из 3 тысяч «потенциальных фазанов» до начала охотничьего сезона доживает около полутора. Выпускают молодых фазанов в лесополосах или камышах, где есть кормовая база и вода. Но даже там силами охотобщества оборудуются искусственные кормушки и поилки. Выпуск подрощенной птицы осуществляется дважды в год. Первый раз – в начале лета и второй раз – за две недели до открытия охоты на фазана. Довольно значительная часть птиц переживает охотничий сезон и капризную керченскую зиму, а весной образует пары и приносит потомство. Тем самым на полуострове существует устойчивая популяция, ничем уже не отличающаяся от полностью дикого фазана. Тем не менее в зимний период осуществляется обязательная подкормка фазана. По всем лесополосам наших охотугодий обустроены кормушки, которые постоянно пополняются зерноотходами. Часть зерна закупается, что-то перепадает в порядке спонсорской помощи.

Выращивание фазана – это довольно затратная статья для бюджета нашего охотобщества. Но затраты окупаются охотой. Некоторые несведущие люди говорят, что за те деньги, которые тратятся на охоту, можно купить любого мяса на выбор. Замечу, что я лично хожу на охоту не за мясом. Я хожу на охоту за выстрелом и эмоциями, ну и, конечно, в завершение – за красивым трофеем. Да и само открытие охоты на фазана в наших угодьях – это праздник, к нам в Керчь приезжают поохотиться на эту птицу со всего Крыма и не только. Это столько эмоций, встреч и общений! Только ради них можно заниматься разведением этой красивой птицы.

Обязательно стоит сказать, что охота на полудикую птицу, выпущенную в угодья в начале сезона, практически не отличается от охоты на фазана дикого. На воле фазанья молодь быстро адаптируется, дичает и становится довольно осторожной. Хотя сразу после вольера молодые фазаны практически не умеют летать и предпочитают просто прятаться от охотника. Такие при охоте с собакой на первых порах являются легкой добычей. Но, по моим наблюдениям, уже через пару недель фазан становится полноценной дикой птицей и ничем не отличается от родившегося в природе.

Чем моложе фазаны, тем они лучше выдерживают стойку собаки, тем меньшее пространство пробегают и тем быстрее поднимаются. Старые самцы почти всегда спасаются бегством, подняв вертикально хвост, и взлетают только тогда, когда будут практически настигнуты собакой или когда на их пути окажется хоть небольшой ручеек, промоина или другое препятствие. Фазан поднимается с земли почти всегда вертикально, с сильным хлопаньем крыльев: самцы – с криком «ко-гок! ко-гок!», а самки – со слабым кудахтаньем. В нашем охотхозяйстве не практикуется охота, когда фазана выпускают за день или в день охоты – это считается неспортивным (практически получается, что это еще домашняя птица). Я же вообще люблю стрелять фазана в конце сезона, когда он хорошо вылиняет и имеет красивый длинный хвост. Люблю, когда петух водит собаку – смотришь и любуешься этим поединком между легавой и птицей. Не случайно многие наравне с вальдшнепом считают фазана, особенно в крепких угодьях, одним из самых красивых объектов для охоты с легавой.

И в заключение один из случаев на охоте. Шли мы с товарищем вдоль лесополосы, я – с одной стороны, он – с другой, а Граф работал в самой лесополосе. И он, естественно, не видел, что творилось впереди. А там, в прорехе лесополосы, метрах в ста-ста пятидесяти сидела стая куропаток. Завидев нас издалека, птицы поднялись и улетели. Когда через некоторое время мы подошли к этому месту, мой дратхаар четко стоял на стойке. Я стал ему со смехом и иронией объяснять, что это были куропатки, они улетели, а запах остался. На мой зов он не отреагировал. Тогда я пошерудил ногой траву в том месте, куда он смотрел, чтобы показать, что там пусто. И, о ужас! С этого маленького клочка травы вылетели два здоровых петуха. Вот вам и охота на фазана!

Русский охотничий журнал, июль 2015 г.

1983

Так детвору учат запоминать цвета радуги: каждый — красный, охотник — оранжевый, желает — жёлтый, знать — зелёный, где — голубой, сидит — синий, фазан — фиолетовый.

Всякий цвет имеет определённое значение, трактовку: с ним связываются какие-то особенные чувства, традиции, представления.

Основных цветов не так уж много, чтобы о них не рассказать. Хотя бы самое интересное. Во всяком случае, то, что мне кажется интересным.

О символике цвета в различных культурах, религии и геральдике.

Парад открывает …

1. Белый

Светлый, светящийся по-прозрачному, бесцветный (в отличие от синего — темного, непрозрачного). Чистый в противоположность грязному.

Неизвестность и открытость: герои сказок хотят посмотреть, увидеть «белый свет». «Белое место» представляло свободную от налогов землю, «белое железо» — свободное от примесей, чистое железо.

На языке божественном белый — цвет божественной мудрости. На мирском языке он символизирует чистоту, целомудрие, мир, девственность, свет, а поскольку он «не скрывает другого цвета», невинность и правду. По принятой у католиков символике означает невинность, радость и простоту.

На языке католической символики прозрачный (cristalline) выражает идею беспорочной чистоты и ясности.

Белая магия — это магия, использующая свою силу для добра, часто — для лечения, или против зла и черной магии.

Белый чаще всего ассоциируется с религиозными обрядами. Священные лошади в Греции, Риме, у кельтов и германцев были белыми. В некоторых областях юго-восточной Азии считаются священными белые слоны. Выражение «белый слон» относится к большим и внушительным, но бесполезным приобретениям и происходит из древнего Сиама (Таиланда). Чтобы избавиться от неугодного придворного, король Сиама дарил ему белого слона. Стоимость прокорма слона быстро разоряла придворного.

Белая лилия обозначает чистоту и является символом Девы Марии. Белая роза также символизирует девственность. В древнеримских храмах Весты, богини домашнего очага и горевшего в нем огня, служившие там жрицы-весталки давали обет девственности и носили белые одеяния.

В христианской церкви белые одежды надевали на церемонию освящения церквей. Это — цвет крещения и причастия, праздников Рождества, Пасхи и Вознесения, а также праздников в честь святых, которые не являются мучениками.

В православной церкви используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы, даже на похоронах.

Белый флаг — синоним сдачи, перемирия, а в более широком значении — мир и добрую волю. Этот обычай, как полагают, идет из древнейших времен, когда, чтобы продемонстрировать мирные намерения и таким образом избежать нападения, несли белый свиток или его символическое представление — белую материю на шесте.

Также значит слепоту и абсолютную тишину. На Востоке это цвет траура. Считалось, что если надевать черные одежды, то душа умершего ничего не увидит, отсюда следует, что белый в трауре — свет, видение, жизнь (после жизни). Привидения, бесплотные существа обычно изображаются белесыми.

Означает также трусость. В военное время, в частности в Первую мировую войну, французам, избегавшим военной службы, иногда давали или посылали белые перья.

Замечено, что на петушиных боях лучшие бойцовские качества проявляют петухи с алой и черной окраской. Они выдирают перья из хвостов более трусливых белых сородичей, и эти перья стали олицетворять трусость.

В геральдике серебро, называемое арджент (агд), изображается на черно-белых изображениях белым.

2. Фиолетовый

Истончается тонкий тлен.
Фиолетовый гобелен.
К нам на воды и на леса
Опускаются небеса.

О. Мандельштам

Цвет духовных миров, миров творчества. В принятой у католиков символике фиолетовый — это молчание или созерцание. Облаченный в фиолетовую тогу ангел олицетворял таинство священства.

В символике раннего христианства означал унижение, глубокую привязанность и печаль.

3. Синий

Слово «синий» происходит от «сияние», но в отличие от белого это темное, непрозрачное мрачное свечение.

Как цвет ясного неба и моря, представляет и высоту, и глубину. Означает также постоянство, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Древние египтяне синий был равнозначен правде. По Гегелю соответствует кротости, выражению исполненного ума и душевной тишины.

Широкую темно-синюю ленту имеет орден Подвязки — высший рыцарский орден, которым удостаивает Британская корона (он был учрежден в 1348 году королем Эдуардом III).

Выражение «синий чулок» по отношению к ученой даме восходит к XV веку, когда в Венеции собиралось общество мужчин и женщин, занимающихся изучением наук: синие чулки были отличительным атрибутом их костюма. Парижские интеллектуалы позаимствовали этот обычай в 1590-х годах. Термин возник в Англии в 1750-х, когда некий джентльмен по имени Бенджамин Стиллингфлит стал посещать вечера писательницы и общественной деятельницы миссис Элизабет Монтегю (ее окрестили королевой синих), облачаясь в синие чулки вместо модных тогда шелковых черных.

Синий символизирует сомнение и депрессию. Блюз (blues, от английского blue, — «синий») — преимущественно меланхолическая музыка медленного темпа, появившаяся на американском Юге в конце XIX века.

В христианском искусстве синий символизирует набожность, искренность, благоразумие. Первоначально был принят для богослужений, но в настоящее время он не обязателен. Используется иногда в Испании в мессах и некоторых других религиозных службах.

В ангельской иерархии херувим, поскольку он всегда погружен в благочестивые размышления, представлен синим. В книге «Динамический диссонанс» Луи Данз пишет, что синий наиболее выразителен для арабов, это «цвет материальных небес, которые поддерживают звезды на своих местах».

В геральдике синий называется лазурью (от арабского «лазура»). Иногда помечают как «az» или метят горизонтальными линиями.

4. Голубой

Отец Павел Флоренский рассматривает символику голубого с позиции того, что существует три языка: божественный, священный и мирской.

На языке божественном голубой — это воздух, лазурь как оттенок неба, Святой Дух и вечную Божественную истину, горний мир.

В космогониях мир творит Божественная Премудрость, а потому Бог-творец всегда голубого цвета. Вишну родился из голубизны. Кришна изображается с голубым телом. Также, как и Верховное божество Египта, Кнеф.

Амона, Божественное слово египтян, представляли голубого цвета, и таковым он представлен в египетских рисунках. Этот цвет сопутствовал Зевсу (Юпитеру) и Гере (Юноне) — греческим и римским божествам небес, которые, как верили, живут выше облаков. Агни, бог огня, восседал на краснорогом голубом овне.

В «Исходе» голубой, как тон безоблачного неба, символизирует откровение. Согласно книге «Числа», израильтянам было велено иметь на краях нарядов голубую кайму, которая напоминала бы им о Боге.

На языке священном он становится символом бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, печали и траура. Голубые ризы надевали священники во время Великого Поста, в Китае и других странах Востока это цвет мертвых, в египетских могильниках большое количество фигурок голубых тонов.

Лазурь представляет возрождение, духовное образование человека. Означает крещение Святым Духом.

В мирском языке голубой равнозначен верности. Голубые скарабеи украшали кольца египетских воинов. Ангел в таинстве брака изображался в голубых ризах, означая доверие и верность.

По Гете — это тончайшая мгла. Он всегда приводит с собой темное.

Символизирует доблесть и превосходство. «Голубая лента» дается за выдающиеся достижения в самых разных областях: «Голубой лентой Атлантики» удостаивается пассажирский лайнер, который быстрее всего пересек океан в обоих направлениях (принадлежал «Куин Мэри» в 1935-1952 годах, с 1952 года принадлежит «Юнайтед Стейтс»). Аналогично «Cordon bleu» («Голубая лента») когда-то была высшей рыцарской наградой во Франции, старинным орденом St Esprit (Святого Духа).

Голубой ассоциируется с королевской властью и благородством происхождения. Выражение «голубая кровь» для людей высокого происхождения идет из убеждения, что вены у испанских аристократов «более синие», чем у тех, кто произошел от «смешанных» браков. Аналогично «истинно голубой» подчеркивает преданность, возможно, исходя из того, что, как считали, истинную преданность может выказать только человек аристократического происхождения.

Для новорожденного мальчика обычно покупают голубые ленты и коляску, костюмчики синего колера и его оттенков.

В современном мире «голубыми» называют гомосексуалистов.

5. Зеленый

Цвет весны, нового роста, плодородия, природы, радости. Зеленый очень часто знаменует непрерывность и даже бессмертие, когда, к примеру, мы говорим «вечнозеленый». В символике католического искусства зеленый был цветом надежды, нетленной юности, созерцательной жизни. Ангел в таинстве благословения (миропомазания) изображался в зеленом одеянии.

В космогоническом символизме зеленый указывает на мир, рождающийся в лоне первобытных вод, и на первую степень посвящения: крещение водой. Представляющий собой смесь синего и желтого, зеленый мистический цвет, осуществляющий связь между природным и сверхъестественным.

Зеленый — избыток, процветание, стабильность, ведь недаром многие государства выбрали для своих денег зеленые оттенки. Но, с другой стороны, зеленый обозначает недостаток денег. В некоторых европейских странах банкротов обязывали ходить в зеленой шляпе.

В море зеленый флаг сигналит о кораблекрушении. На земле этот сигнал чаще значит «Движение разрешено»; в качестве автодорожного сигнала зеленый — «Путь свободен», желтый или янтарный говорят: «Внимание! «, а красный — «Стоп! «. Такое значение стандартизировано в Британии в 1893 году. До этого зеленый служил для предостережения, белый позволял двигаться, а красный запрещал.

Зеленый — знак разложения и плесени. Осирис, бог умирающей и воскресающей природы, покровитель и судья мертвых, изображался зеленым. В фольклоре это цвет эльфов, отсюда — цвет непослушания и проказ. Символизирует также зависть и ревность. Как символ молодости зеленый равносилен незрелости, несовершеннолетию, неопытности, наивности.

В христианских церквах зеленый предписывается для богослужений в период между Крещением и Троицей. Зеленый священный в исламе.

На национальных флагах зеленый обычно помещают, чтобы подчеркнуть роль сельского хозяйства или обилие лесов.

В геральдике зеленый называется «верт» (сокращение «vt»). При монохромном изображении герба он рисовался диагональными линиями с левого верхнего угла до правого нижнего.

6. Желтый

Цвет Солнца и лета. В алхимии золото считалось застывшим солнечным светом.

Символизирует славу и Божественную власть (в связи с «солнечными» ассоциациями: свет, тепло, мощь), откровение любви и премудрости Божией.

В триаде солнечных красок желтый соответствует разуму. Это оживляющий и очищающий колер. В греческой мифологии — атрибут Аполлона, солнечного бога, а также священным цветом Зевса, правителя земли и небес.

В Китае цвет шафрана — это краска императора: во времена династии Цин, последней правящей династии (1644-1911), только император имел право надевать наряды желтых расцветок. Это также оттенок шапок даосских монахов.

В Индии новобрачная покрывает свои руки желтым для того, чтобы показать счастье единения, которое она ждет. По Гете, желтый — ближайший к свету, первое явление света в веществе.

В символизме раннего христианства желтое (золотое) означает славу, плодородие, доброту. Это соответствует земле.

Имеет и противоположную трактовку — как цвет предательства, ревности, лжи и трусливости. По принятой у католиков символике — испытание страданием или завистью. В церковном искусстве Каина и Иуду Искариота обычно рисовали с желтыми бородами. В некоторых христианских странах евреев изображали в желтых одеждах, поскольку они «предали Иисуса».

Во время Второй мировой войны в странах, оккупированных нацистами, евреям предписывалось носить повязки с желтой звездой, «повязки позора». В средневековой Европе до XVI века кое-где двери домов уголовных преступников и предателей мазали желтой краской.

Еретики, осужденные испанской инквизицией, сжигались одетыми в желтое, как знак того, что они изменили Богу. Трусов называли «желтопузые», поскольку считалось, что печень труса лишена крови и имеет желтый цвет (или белый).

Также — цвет болезни.

В Международной системе сигналов желтый обозначает букву Q. По прибытии в порт зарубежного государства этот флаг поднимают, чтобы передать сообщение: «На моем судне все здоровы, и я прошу освободить меня от карантина» (карантин предусматривается международными правилами здравоохранения).

Желтый международно признанный цвет, используемый для мер безопасности — в него окрашиваются спасательные вертолеты, а в некоторых странах — пожарное оборудование, прежде красное. В правилах дорожного движения желтый служит предупредительным сигналом, в футболе желтая карточка представляет «предупреждение».

Термин «желтая пресса» и «желтый журналист» употребляются по отношению к тем, кто поставляет искаженную информацию и сенсации для увеличения тиражей своих изданий. В Китае «желтой литературой» и «желтыми фильмами» называют порнографическую продукцию, но, с другой стороны, согласно «Книге китайских символов», «женщина желтого цвета» — это женщина, сохраняющая девственность.

В геральдике желтым обозначается золото, которое носит название «ор», на не цветном изображении его отмечают точками.

7. Розовый

Розовый — это цвет любовной интрижки,
и один друг говорил мне,
что только девушка в розовом платье обязательно
будет приглашена на каждый танец.

А. К. Хоттес

Это телесный цвет, оттенок чувствительности, и, как считают специалисты, — один из тонов, вызывающих наибольший аппетит.

Во время Второй мировой войны в оккупированных нацистами странах геев обязывали носить повязку с розовым треугольником. Розовый, а иногда — розовый треугольник, с тех времен используется такими организациями, как «Гордость голубых».

8. Красный

В русском языке красный и красивый — однокоренные слова. Потому Красная площадь — это красивая площадь, красная девица — красавица.

Красный связан со светом, с огнем: солнцеворот наши предки называли «кресъ», а глагол «кресать» имел смысл «вырубать огонь».

Как цвет любви восходит к огню, который несет тепло. Эмблему с сердцем можно видеть на поздравительных открытках, в надписях типа «Я люблю…», где заменяют слово «любовь» сердцем, причем сердце изображается красной краской (экологические организации рисуют сердце зеленым в лозунгах типа: «Я люблю природу, не загрязняемую свинцом»).

Наиболее агрессивный, ассоциируется с живой протекающей кровью. Это огонь, чувства, война, жертва, революция, сила, мужество, страдание, могущество, справедливость. Первобытный человек кропил кровью любой объект, который хотел вернуть к жизни. На божественном языке символов красный — Божественная любовь.

На Дальнем Востоке это краска радости и богатства.

Красные ворота в Китае обозначали дома чинов первой степени, знатных и богатых людей. В брачных обрядах преобладает на всех предметах, окружающих жениха и невесту. При оценке сочинений удачные места обводят красным контуром. В Монголии, Корее алые точки нашивают на новогодние наряды как амулеты.

Как цвет, символизирующий кровь, красный часто использовали для военных целей на протяжении многих столетий. Например, когда римские полководцы одерживали победу, они красили лицо багряной краской в честь бога войны Марса. В Британском военно-морском флоте красный флаг как «вызов на бой» существует с XVII века.

На протяжении двух последних столетий был цветом анархии.

Красный флаг — знамя международного социализма и левого крыла в политике в целом. Флаг использовался коммунарами Парижской коммуны 1871 года. В России во время восстания 1905 года и Октябрьской революции 1917 года была воспринята символика Французской революции, в том числе красный цвет. Армию революции назвали «Красной армией», поддерживающих революцию — «красными».

В средневековом христианском искусстве его считали цветом милосердия, Божественной любви. Серафимы, которые в иерархии ангелов занимают высшее положение, располагаются к Богу выше всех и «пребывают в Божественном жаре», обычно изображаются красным.

Служит цветом богослужений во время Страстной недели, Вербного воскресенья и в Крестовоз-движение (14 сентября). В «Семи таинствах» Рогер фон дер Вейгена Ангел таинства покаяния изображен в огненной тунике. В день Святой Троицы служил олицетворением Святого Духа, который спустился с небес, подобно языкам пламени. Он напоминает также о мучениках, которые пролили кровь за свою веру.

Выражения:

-«красный день календаря» происходит от обычая помечать церковные праздники и даты красными чернилами.

— «красным» в смысле «в дебет», идет от принятого в прошлом у банковских служащих обыкновения записывать убытки красными чернилами.

— «красная нить» происходит от бытовавшего в XVII веке правила перевязывать красной ленточкой официальные юридические или правительственные бумаги.

Красные волосы часто связывают с горячим темпераментом. Это еще и цвет магии, так как шляпы фей всегда красные. Он повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «Стоп».

Красный — стыд и бесчестие. Марк Твен писал, что человек — это «единственное существо, которое краснеет или по крайней мере должно краснеть».

В пуританской Новой Англии в XVII-XVIII веках женщины, уличенные в незаконной связи, должны были носить на платьях красную букву «А». Также определял «ночных бабочек», напоминая о том, что Иоанн в «Откровении» (17:1-6) видел блудницу в багряном «…сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными … напоенную кровию святых».

Район, где находятся публичные дома, называют районом «красных фонарей», поскольку именно такие фонари раньше висели перед подобными заведениями.

В геральдическом языке обозначается как «польз» (сокращенно — ди). При черно-белом рисунке его указывают вертикальными линиями.

9. Пурпурный

Свидетельствует о власти, славе, почете, величии, мощи.

Как комбинация красного и синего, символизирует союз любви и правдивости. Поскольку пурпурная краска была самой дорогой, пурпур представлял золото. У древних римлян и греков пурпурные тоги носили только императоры, цари, полководцы, судьи. С тех пор пурпурный ассоциируется с троном и властью. Выражение «рожденный в пурпуре» по отношению ко всем, кто принадлежит к высшему классу, восходит к временам Византийской империи, где существовало правило, что будущий император должен рождаться только в комнате с пурпурными покрывалами на стенах.

Литературный оборот «пурпурная проза» применяется по отношению к писаниям, которые чересчур замысловаты и вычурны. Это высказывание впервые использовал римский поэт Гораций в «Науке поэзии», написанной примерно в 20 г. до н.э.

В христианских церквах пурпур — отпущение грехов, покаяние, скорбь и оплакивание. Туалеты пурпурных тонов надевают во время Великого Поста для церемоний, связанных с «крестными муками».

В геральдике пурпурный, называемый «пурпур», на черно-белых обозначается диагональными линиями от верхнего правого края до нижнего левого.

10. Серый

В принятой у католиков символике бурый или серый означал смирение. Серая мышь, серость — символ незаметного, не талантливого человека.

11. Черный

Ночь, смерть, разложение, грех, зло и деструктивные силы, тишина и пустота. Поскольку черный поглощает все другие цвета, он выражает отрицание и отчаяние, является противостоянием белому, обозначает негативное начало. Символ потусторонности, инфернальности.

Черный и темно-синий были символами атрибутов Бога и возрождения человека (восставшего из праха). Таким цветом изображались Сатурн, Озирис, Кнеф-Аммон, Кришна, Будда.

Противоположение черного и голубого — ночи и дня — представляет борьбу жизни и смерти, деятельности духа и деятельности тела, в материальном состоянии эта борьба символизируется временем. Сатурн — символ времени. Храм и статуя Меркурия были из голубого камня. Одна из рук этого Бога была белой, другая — черной.

В китайской философии — это Инь, вода.

В «Апокалипсисе» вороной, черный конь — символ голода.

По католической символике черный — краска скорби, смерти или покоя.

Черный являлся одним из пяти цветов, предписанных в 1200 г. 176-м папой Иннокентием III для обозначения времен года в христианском календаре. Черный использовали в мессах по усопшим на службах в Страстную пятницу. С недавних времен церковь стала учитывать национальные особенности (к примеру, черный в Японии обозначает радость), и использование черного перестало быть обязательным. В средневековом искусстве символизировал раскаяние.

Как цвет смерти, был символом отказа от мирской суеты, отдания себя в духовное служение. Это окраска облачения монахов — как православных, так и буддийских.

Черный как цвет ночи и земли — символ зарождения всякой жизни, а потому символ алхимии как духовного Делания. В алхимии соответствует гниению, эмблема этого цвета и процесса — ворон.

В качестве знака смерти черный использовался многими: он был на флаге анархистов, на флагах пиратов.

В британском суде при произнесении смертного приговора судья разрывал квадраты черной материи.

Бубонную чуму, уничтожившую в 1348 г. только в Европе почти 25 миллионов человек, называли «черной смертью», потому что тело заболевшего чумой чернело.

Тайные науки, которыми занимались ведьмы и колдуны, и все прочие, кто имел дело с «князем тьмы» (дьяволом), именовались «черной магией» (в данном случае «связанный с дьяволом»).

В геральдике черный называется «траур». На гербе его помечают буквами «s» или «sa», либо заштриховывают нижнюю часть рисунка горизонтальными или вертикальными линиями, а при печати ее покрывают сплошным черным.