Знаки и символы в искусстве. Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми

Использование Символа при создании надгробных памятников позволяет передать широкий пласт значений, так или иначе ассоциируемых с умершим человеком. Следует отметить, что использование символики отличается от простой передачи сведений в форме текста несравненно большей смысловой насыщенностью. Восприятие того или иного символа является процессом сугубо индивидуальным, даже не смотря на устоявшиеся правила их трактовки. Человек по средствам расшифровки символа надгробия самостоятельно формирует представление об умершем человеке.
Существует огромное количество исторически сложившихся погребальных надгробных символов различного характера - этнических, профессиональных, указывающих на социальное положение, возраст, определенные личные качества, эпоху, но в первую очередь - религиозных.

Далее приводится примерный список наиболее распространенных символов используемых при создании надгробных монументов. Символы объединены в группы по характеру используемых элементов. В конце приводится список цитат на латыни, наиболее часто используемых при создании католических надгробий
Геометрический символизм
Круг - дохристианский символ, чье изначальное значение было воспринято и христианской религией. Универсальный символ Вечности и Вечной Жизни, исключительно часто встречающийся на надгробиях. Наиболее распространенная его форма - крест в круге (Кельтский крест). Два круга - один над другим - символизируют землю и небо. Три соединенных между собой круга символизирую Троицу.

Равносторонний треугольник/ Трилистник/ Трикетра («готическая розетка», треугольник из трех дуг) - христианский символ Святой Троицы. Также может выглядеть как треугольник в круге, трикетра в круге, круг в треугольнике. Кроме того, треугольник используется для символа «Всевидящего Ока» (глаз в равностороннем треугольнике). Всевидящее Око, заключенное в треугольник и круг символизирует вечность Святой Троицы.

Пирамида - символ Вечности. Считалось, что этот символ предотвращает воздействие на могилу темных сил.

Квадрат - символизирует земное существование. На некоторых монументах можно увидеть квадрат, перевернутый ромбом, указывающий своими углами направления земли и неба.

Пентаграмма - пятиконечная звезда, нарисованная одним росчерком пера, заключающая в себе равносторонний пятиугольник, в Христианстве олицетворяет пять ран Христа. Древнейший символ, использовавшийся еще вавилонянами, чье происхождение точно неизвестно. В дохристианские времена кельты называли пентаграмму «ведьминым следом», В Средние века ее также звали «крестом гоблинов» и печатью Соломона (интересный разброс, кроме того, пентаграмма символизировала пять чувств). В Средние же века символ активно использовался алхимиками и исследователями. Считается, что пентаграмма защищает от воздействия темных сил и демонов, также как и пятиугольник. Также используется представителями Wicca. В иудаизме пентаграмма символизирует пять книг Моисея.

Звезда Давида - общепринятый символ Иудаизма, шестиконечная звезда, образованная из двух треугольников, олицетворяет божественную защиту. Древнейший символ, использовавшийся в Греции и некоторых государствах Малой Азии. В Средние века использовался также алхимиками в качестве символа огня и воды. Звезда Давида получила широкое распространение как символ Иудаизма только в начале XX века с легкой руки еврейского активиста Теодора Хертцеля (Theodore Hertzel).

Свастика (Crux Dissimulata) - один из древнейших и наиболее широко распространенных символов, имеет несколько способов начертания. Олицетворяет солнце, огонь, круг жизни и четыре стороны света. Точное происхождение символа не установлено, он был известен еще в древней Азии, и считается, что именно оттуда перешел к германским племенам. Крест, вписанный в круг, также символизирует направления земли и неба и самосовершенствование человека. В различных культурах имеет свою специфику: в буддистских мемориалах символизирует доктрину Будды, в Китае также имеет две формы - мужскую и женскую (по/против часовой стрелки). Использовалась римлянами, а также, что всем известно, являлась символом нацистской Германии...

Крест (распятие) является объединяющим символом различных направлений христианства, олицетворяет жертву Христа, воскресение и собственно веру.

Существует немало различных форм христианского креста:

Латинский крест («Божий знак») - один из старейших символов Христианства, а также одна из простейших и наиболее распространенных форм (надо сказать, что он только выигрывает за счет лаконичности дизайна).

Голгофский (трехступенчатый) крест - латинский крест, установленный на трех ступенях, символизирующих веру, надежду и любовь (либо милосердие). В католической культуре очень распространена традиция украшения Латинского Голгофского креста венком из роз или лилий. Сам по себе розовый венок символизирует вознагражденную добродетель и красоту, венок из лилий - чистоту и непорочность, фронтальный венок может также символизировать Вечность, создавая вместе с Латинским крестом форму Кельтского.

Кельтский (ирландский) крест - это крест, заключенный в круг, олицетворяющий Вечность или Вечную Жизнь. С этой формой креста связана легенда о Св. Патрике,

начертавшем крест в круге на священном камне Богини Луны и благословившем его.

Восточный крест - относится к Ортодоксальной (Православной) церкви и принят в России и Греции. Этот крест имеет две добавочные детали сверху и снизу: сверху -

дощечка с надписью «Иисус Христос - царь иудеев», снизу перекладина, которой касались стопы распятого Христа.

Готический крест («Fleuree») - все четыре стороны этого креста расширяются подобно лепесткам, символизирует взрослого, зрелого христианина.

Крест - трилистник («Botonee») - три стороны этого креста заканчиваются модифицированным изображением трилистника, символизирующего Троицу (встречается

и на православных кладбищах).

Греческий крест - все четыре стороны этого креста имеют равную длину. Эта форма креста отсылает нас в пре-христианскую эпоху, когда четыре равные стороны его

символизировали четыре стихии - землю, воздух, огонь и воду.

Ионический крест - по форме сходен с Кельтским крестом, но стороны его расширяются подобно готическому. Существует еще как минимум три более своеобразных формы креста, встречающихся на надгробиях.

Андреевский крест - крест в форме «X » По легенде, Св. Андрей не мог позволить, чтобы его распяли на кресте, подобном кресту Иисуса, поэтому упросил мучителей о распятии на кресте этой формы.

Египетский/Коптский крест - Анк, символ Вечной Жизни, действительно встречающийся и на католических надгробиях.

Тевтонский/Мальтийский крест - выглядит как равносторонний Готический крест. На московском Введенском кладбище, представлены практически все перечисленные формы крестов, часто не только в чистом виде, но и с очень интересными и эффектными вариациями.

«Объектные» символы

Ангел - кладбищенская «классика», символ духовности. В каноническом христианском восприятии ангелы - «посланники Господа» охраняют могилы, сопровождают души умерших, молятся за попавших в Чистилище. Двое из них легко узнаваемы - это архангелы Михаил и Гавриил, святые, особо почитаемые католической церковью: Михаил обычно изображается с мечом, Гавриил - с трубой (знаком Судного дня). Ангелы, изображаемые без этих артефактов большей частью принадлежат к бесчисленному сонму ангелов-хранителей, семейных и, так сказать, персональных.

Арка (либо радуга) - победа Жизни над Смертью, либо победа в смерти («смертию смерть поправ...»), путь на Небо, переход из жизни через смерть в Вечную Жизнь.

Арфа - символ набожности и надежды. Относится к Св. Сесилии, покровительнице музыкантов.

Всевидящее око - «Господь вездесущ». «Всевидящее око», заключенное в треугольник символизирует Троицу.

Голова херувима - олицетворение души.

Горящий светильник - Вечное Пламя или бессмертная душа человека.

Дети - обыкновенно символизируют безвременную смерть невинного. Часто это смерть родителей (либо одного из них), оплакиваемая детьми. Изображение ребенка, держащего череп, обозначает детскую могилу. Нередко дети изображаются с гирляндами цветов - роз или лилий (оба цветка символизируют непорочность).

Драпировки - символ скорби и траура.

Женская фигура (плакальщица) - канонический надгробный мотив столь же распространенный, как и ангелы. Нет смысла объяснять, что она олицетворяет скорбь от потери близкого, неувядающую любовь, смирение и веру.

Закат - угасание жизни, смерть.

Звезда - символ жизни Христа, его пять ран. В более широком значении символ духовности, Вечный Свет, пронзающий тьму забвения. Пятиконечная звезда символизирует чистую душу, поднимающуюся в Небо...

Кельтский узел - воскресение и Вечная Жизнь.

Ключи - символизируют духовное знание. В руках ангела или святого (Св. Петра) означают ключи от Рая

Книга - молитвенник, библия, Книга Жизни, может также символизировать знание или даже память. Обычно изображается раскрытой. Может указывать на «профессиональную» принадлежность священника.

Корона - бессмертие, символ чести и славы. Может изображаться в руках ангелов.

Корона, венчающая крест - символ верховной власти Господа.

Коса - смерть как «урожай Господний», персонификация Смерти - Мрачный Косарь

Крылатое колесо - олицетворение Святого Духа.

Крылатый шар - изначально символ Ра, бога Солнца у египтян. В Викторианскую эпоху трансформировался в христианский символ, олицетворяющий животворную силу Господа.

Крылатый череп - очень старый символ, позднее превратившийся в голову херувима в качестве олицетворения души умершего, возносящейся на Небо.

Кувшин - традиционный иудаистский символ: кувшин для омовения рук первосвященников.

Лабиринт - жизненный путь.

Менора - иудаистский символ присутствия Бога, подсвечник с семью свечами, символизирующими семь дней творения.

Обелиск - египетская универсальная форма памятника, возрожденная в XIX веке.

Песочные часы - символизируют неизбежное течение времени, быстротечность жизни, смерть и Вечность. Песочные часы, лежащие на боку, означают, что время для умершего остановилось; песочные часы с крыльями символизируют быстрый полет времени...

Пламя - Вечность.

Разорванное кольцо - потеря одного из членов семьи.

Разрушенная колонна (может быть украшена цветочной гирляндой) - жизнь, оборвавшаяся слишком рано, потеря главы семьи, тлен и упадок.

Ракушка - традиция использования ракушек в похоронных ритуалах уходит корнями в седую, еще доегипетскую древность. Ракушка - символ плодородия и изобилия, возрождения и странствий. Существует старый обычай оставлять на кладбищах мелкие камешки, монетки и ракушки в знак поминовения...

Рассвет, поднимающееся солнце - обновленная, возрожденная Жизнь.

Саркофаг, гроб - смертность, тленность всего сущего.

Свеча - Жизнь. Потухшая свеча - угасшая жизнь...

Свиток - символ жизни и времени. Оба конца, закрученные вверх показывают неопознанность прошлого и будущего и неопределенность жизненного срока («Пути Господни неисповедимы»). В руке ангела означает, что жизнь записывается им. Также может символизировать признание и память.

Сердце - традиционный символ любви, смелости и разума, пылающее сердце олицетворяет исключительную религиозность. Сердце, заключенное в терновый венец, символизирует страдания Христа. Сердце, пронзенное мечом, символизирует Деву Марию в момент, когда она слышит прорицание Симеона о рождении Христа («И меч пронзит твою душу...»), также этот символ может олицетворять милосердие. Два соединенных между собой сердца обозначают узы брака.

Скрещенные мечи - смерть в бою.

Скульптура Спящего - сон - это нить между Жизнью и Смертью. Спящий ребенок олицетворяет чистоту, естественность, невинность.

Створка раковины (округлая, напоминающая цветок) - символ паломничества, странствий, вечной жизни, рождения и воскресения. Традиционный символ пуритан, возникший как знак совершенного к гробнице Св. Якова паломничества, когда створку раковины вешали на шею в качестве кулона.

Стрела либо фигура со стрелой - смертность

Символ Тао (Инь/Янь) - как ни странно, этот символ единства противоположностей, встречается и на христианских надгробиях...

Трубы - символ победы и спасения в Судный день.

Урна - широко используемый символ траура. Изначально в древние времена урна являлась вместилищем праха усопшего. Начиная с середины XIX века широкое распространение получила символическая надгробная композиция, представляющая собой ангела (либо плакальщицу), склонившегося над урной с прахом, украшенной драпировкой или цветочной гирляндой.

Факел - дублирует символ лампы, свечи, светильника: Вечная Жизнь души.

Погасший факел - физическая смерть.

Херувимы (дети-ангелы) - обычно обозначают детские могилы.

Череп (со скрещенными костями), танцующий скелет – «Memento mori» - традиционный символ смерти.

Якорь (либо крест и якорь) - раннехристианский символ со времен катакомбной церкви, замаскированный символ креста (забавно, что в результате перевернутого). По словам Христа «надежда - якорь души». Часто изображается зажатым между скалами. Якорь с разорванной цепью символизирует прервавшуюся жизнь. Может также просто указывать на профессиональную принадлежность умершего.

Изображение рук вполне молено выделить в отдельный раздел:

Протянутые руки - мольба о милосердии.

Благословляющая рука - благословение остающимся.

Рука, указывающая вверх - символизирует надежду на милость Господню, подтверждает жизнь после смерти.

Рука, указывающая вниз - символизирует внезапную смерть.

Руки, держащие цепь с разорванным звеном - символ потери одного из членов семьи.

Рука Бога, выдергивающая звено из цепи - означает, что Он забирает к себе душу умершего.

Руки, держащие раскрытую библию - символизируют христианскую веру.

Сжатые руки - последнее прощание. Единство и любовь даже после смерти. Этот символ имеет интересную деталь: как правило, правая рука держит левую, левая рука - это рука женщины, жены, часто это можно определить и по манжету. Сжатые руки и сердце олицетворяют милосердие.

Две руки, соприкасающиеся большими пальцами - интересный символ, означающий пожелание долгой жизни и процветания и относящийся к иудаизму. В конце службы в ортодоксальных синагогах этот жест является благословением.

Животные

Бабочка - душа / короткая жизнь. Довольно редкий символ, чаще всего встречающийся на могилах детей. Символ воскрешения Христа, три стадии: гусеница - куколка - бабочка олицетворяют жизнь - смерть - воскресение.

Белка, держащая в лапках орешек - религиозность, духовный поиск

Голубка - Святой Дух. Образ белой голубки взят из эпизода крещения Господня в Евангелии от Иоанна. Голубка, изображенная с оливковой ветвью, символизирует надежду.

Дельфин - воскресение.

Дракон - дракон, побежденный Св. Георгием - символ победы над грехом.

Змея - змея, свившаяся кольцом и кусающая себя за хвост, символизирует Вечность.

Кит - материнство.

Лев - олицетворяет силу Бога и вечно защищает могилу и душу умершего от темных сил. Кроме того, символизирует смелость, мужество и, как и большая часть христианских символов, воскресение.

Лошадь - смелость и щедрость. Кроме того, в католицизме представлены следующие «конные» святые: Св. Георгий, Св. Мартин, Св. Морис и Св. Виктор.

Лягушка - мирские радости и грехи, с другой стороны может символизировать и воскресение

Олень - вера, духовный поиск / Христос, победивший Сатану.

Орел - символ Св. Петра. Может указывать на военную карьеру умершего. Смелость, доблесть.

Павлин / Феникс - символизируют воскресение, бессмертие и духовную красоту.

Петух - пробуждение, воскресение.

Птицы в полете - символ «крылатой души», Вечной Жизни, часто используется на могилах детей. Традиция изображения души в виде птицы восходит к Древнеегипетской цивилизации. Позднее крылья стали изображать в качестве символа божественной миссии.

Рыба - указывает на веру

Собака - своеобразный символ, означающий, что хозяин заслуживал любви

Сова - традиционный символ мудрости.

Ягненок - один из излюбленных христианских символов и один из излюбленных символов для обозначения детской могилы. Символизирует чистоту, невинность и смирение. Любопытно, что, являясь одним из основополагающих символов христианства, олицетворяющим жертвенность Христа, изначально возник еще в египетской мифологии...

Растения.

Венок, гирлянда - изначально, древний дохристианский символ победы и признания. Был воспринят христианской религией как символ победы через искупление грехов, в настоящее время один из наиболее распространенных мемориальных мотивов.

Абстрактное дерево - Древо Жизни.

Абстрактный цветок - хрупкость жизни.

Акант - божественный сад. Один из старейших надгробных мотивов, напоминающий о скалистых землях, где располагались греческие кладбища.

Ананасы и инжир - процветание, Вечная Жизнь

Анютины глазки - символ смирения и памяти.

Боярышник - надежда, радость, символ весны.

Дуб - символ Христа, считается, что его крест был сделан из дуба. В пре христианские времена друиды поклонялись дубу как Древу Жизни. С другой стороны, в качестве украшения могилы дубовые листья и желуди символизируют силу, власть (в особенности военную), победу.

Жимолость - преданная любовь и нежность, щедрость.

Кизил - символ Христианства, божественная жертва, воскресение, триумф Вечной Жизни.

Кипарис - романская дохристианская традиция. Ветвями кипариса в знак скорби украшали дом, пока там находилось тело умершего, на кипарисовые ветки его укладывали перед погребением. По одной из версий кипарис символизирует надежду и память. Кипарисы были и остаются обязательной частью средиземноморских кладбищ.

Кисть винограда с листьями - христианская вера (виноград - один из символов Христа).

Крокус - юность.

Знаки и символы С первобытных времен различные виды изображений(скульптур ные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.






Знаки и символы Знаки- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирены скорой помощи, самые разные жесты и т.п.


Знаки и символы Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств Иероним Босх (ок) Семь смертных грехов


Знаки и символы Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции. Иероним Босх (Около) Триптих Сад земных наслаждений.


Знаки и символы С. Боттичелли «Благовещение» В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб символы таинства причащения; цветы лилии или ириса символ Богоматери.


Знаки и символы Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни. Троица. Андрей Рублев.


Знаки и символы С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья. В бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.


Джузаппе Рекки. Натюрморт с пятью чувствами. Джузеппе Рекки, мастер натюрмортов, решил эту проблему как настоящий последователь лаконизма в одной картине. На небольшом столе он разложил несколько предметов, которые олицетворяли пять чувств человека: лютня - слух, тетрадь с нотами - зрение, блюдо из ижею - вкус, подзорная труба и очки - ещё одно напоминание о зрении, цветы - обоняние. Для олицетворения осязания осталась небольшая шкатулка. В искусстве Неаполя своё место занимали картины на темы пяти чувств человека - слуха, зрения, вкуса, обоняния, осязания. Известные картины Хосе де Риберы на эту же тематику. Осязание у Риберы олицетворял слепой скульптор, обоняние - крестьянин с чесноком, слух - весёлая девчонка с тамбурином. Для каждого из чувств была отдельная картина.


Ю. Ван Стрек. Суета сует Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования.


Череп напоминание о неизбежности смерти. Череп напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Мыльные пузыри краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla «человек есть мыльный пузырь». Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Песочные и механические часы быстротечность времени. Песочные и механические часы быстротечность времени. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Музыкальные инструменты, ноты краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Оружие и доспехи символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.


Балтазар ван дер Аст «Корзина фруктов» Если предположить, что здесь яблоки символизируют победу над грехом, а насекомые и ящерицы часто связывались со злом, то этот обычный В картине множество замаскированной символики. Присутствие дефектов и червоточин, бабочек, стрекоз и мух - очень необычно для натюрмортов. сюжет - ящерица грызущая яблоко, выпавшее из корзины, превращается в сцену борьбы добра и зла.


Кипренский Орест Адамович - Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе,печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. Во время работы над портретом художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера: Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете, Таков удел прекрасного на свете. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке символизирует исчезновение.


Символы в архитектуре.Очень выразительна, например, символика православных храмов. Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; Пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать Иисуса Христа и 12 апостолов.


Автопортрет в фетровой шляпе. Ван Гог Винсент.. Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога () отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.


В. Ван Гог. Звездная ночь. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.


Символы в живописи. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения. В. Ван Гог. Натюрморт с олеандром В. Ван Гог. Церковь в Овере


Символы в живописи. П. Пикассо. Музыкальные инструменты. П. Пикассо. Скрипка. Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.


Символы в музыке Н. Паганини «Вечное Движение» Символом воплощения образа «вечного движения» стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.. Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон высоты, длительности, тембра, громкости представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости.


Симфония 5 Л. Бетховена Симфония 5 Л. Бетховена. Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы зерно- интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Симфония 5 Л. Бетховена Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.


Домашнее задание Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе. Подберите произведения музыкальные, поэтические или изобразительного искусства, которые языком знаков и символов рассказали бы о каком-либо событии вашей жизни, о том, что оставило след в вашей памяти, в душе.



Г. до н. э. Не сохранилась.

В лоджиях здания Российской национальной библиотеки (б. Публичной) архитектор Росси поставил статуи учёных, философов, поэтов древности.
Всего статуй десять: здесь Геродот и Эвклид, Цицерон и Тацит, Платон и Гомер, Вергилий и Еврипид, Демосфен и Гиппократ. Венчает фасад фигура богини мудрости Минервы.
Среди них и статуя Гиппократа - главного врача мировой медицины. В правой руке его -посох, обвитый змеей.


Бог врачевания - Асклепий (Эскулап) также изображался с посохом, вокруг которого обвивается змея. Змея и чаша, как известно - эмблема медицины.

А образ дочери Асклепия Гигиеи (от её имени - гигиена), в Петербурге запечатлен в фонтане. Фонтан "Гигиея" был создан скульптором Д. Йенсеном и архитектором А. Штакеншнейдером и установлен перед фасадом Военно-медицинской академии на ул. Лебедева.


На постаменте установлена статуя сидящей Гигиеи, её левая рука с чашей протянута вперёд, а по руке, обвивая её, ползет к чаше змея.
Очень гармоничный памятник, один из моих любимых.

Фонтан со змеями
Во дворе Института Экспериментальной медицины (ИЭМ) на улице Академика Павлова расположен фонтан скульптора И. Безпалова. Бронзовая чаша установлена в центре гранитного бассейна. По краям - четыре пьедестала, на которых свернулись змеи.

Согласно книге символов свернувшееся в клубок пресмыкающееся означает не только здоровье, но и рассудительность, сомнение, предосторожность.
Там же, кстати, расположен известный памятник собаке, поставленный по инициативе академика И. Павлова - один из первых памятников животным.

Аполлон
В Летнем саду стоит статуя Аполлона Феба - бога искусств и солнечного света. Рядом с ним дерево обвила змея. Это копия античного оригинала, известного Аполлона Бельведерского итальянского мастера Паоло Трискорни.

..............


Захарьевская ул., 23. Дом Л. И. Нежинской в стиле модерн. У подъездов - огромные статуи бога солнца Ра, а на стенах- обилие декоративных элементов на тему Древнего Египта.


По количеству змей в оформлении фасада это самый «змеиный» дом в Питере.

Голова Медузы Горгоны в период классицизма и ампира , стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в архитектуре зданий и оград. Она является частым мотивом в декоре оград и мостов Санкт-Петербурга.

Южная решетка Летнего сада, выходящая на Мойку, архитектор Шарлемань

Еще фигурка нэцке.
Киёхимэ — в японском фольклоре девушка, превратившаяся в змею от тоски по своему возлюбленному.Фигурка нэцке Киёхимэ является напоминанием о возможной расплате за невыполненные обещания.

Молодой монах Анчин обещал вернуться, но позабыл про Киехимэ, а та долго ждала его возвращения.
Кипя от гнева, она направилась к монастырю и превратилась в огромную змею-дракона. Анчин в страхе решил спрятаться от змеи под колоколом. Однако Киехимэ нашла его и оплела колокол кольцами своего тела. Огнем ненависти Киехимэ расплавила колокол и сожгла монаха, а затем покинула монастырь.
................
Стражи - наги у входа в буддийский храм в Камбодже

Скульптура Будды, сидящего на кобре

.

............
Скульптурная группа в аэропорту Тайланда Суварнабхуми по мотивам мифа о взбивании (пахтаньи) Молочного океана. Боги- дэвы и демоны- асуры занимаются пахтаньем Молочного океана , чтобы добыть нектар бессмертия амриту .
С одной стороны короля змей Васуки тянут боги, с другой - асуры.


Это принесло в мир не только амриту, но и массу ценных артефактов.

Фонтан в парке на берегу Меконга, Вьентьян, Лаос

Ват Сампхан - гигантский Храм Дракона. Тайланд

Потрясающий храм, который снаружи обвит огромным змеем-драконом
..............
И напоследок еще "рукотворный" змей
Фараонова змея
Фараоновыми змеями называют ряд реакций, которые сопровождаются образованием пористого продукта из реагирующих веществ и сопровождаются бурным выделением газа. Химический фокус))

В итоге выглядит реакция так, будто из смеси реагентов выползает большая змея и ползет по столу, как настоящая.
..............

Всеукраинский проект «Разом за природу» продолжает прием заявок на участие в конкурсе современной скульптуры «Символ Карпат». По его итогам выберут лучший проект и затем установят в Моршине скульптуру евразийской рыси. Поучаствовать в конкурсе можно . А мы нашли для вас самые интересные примеры того, как скульптуры становились символами городов.

The Spoonbridge and Cherry

Где: 726 Vineland Pl, Миннеаполис, Миннесота

Арт-инсталляция в виде гигантской ложки и вишни была создана в 1985 году художником Класом Ольденбургом. Она стала центральной частью Скульптурного сада Миннеаполиса, крупнейшего городского парка скульптур в мире.

Сама ложка весит около двух тонн, а вишня – 500 кг. Стебель вишни – это фонтан, который распыляет воду и затем она по ложке стекает в пруд.

Кстати, сам водоем по форме напоминает липовое семя. И это неслучайно: рядом с ним растет много липовых деревьев.

Cloud Gate


Где: 201 E. Randolph St., Миллениум-парк, Чикаго

“Клауд Гейт”, одна из самых посещаемых достопримечательностей Чикаго, впервые была показана публике в 2004 году на открытии Миллениум-парка . «Боб», как называют эту работу Капура, весит 110 тонн и состоит из 168 пластин нержавеющей стали. Швы между ними отполированы настолько, что скульптура выглядит монолитной и невероятно легкой, несмотря на огромные размеры и значительный вес.

Лондонский художник Аниш Капур дал ей название «Облачные ворота» по простой причине – 80 процентов ее поверхности отражает небо. А в нижней части скульптуры находится вогнутый купол, войдя в который, посетители могут увидеть свое отражение в разных перспективах.

LOVE

Где: Avenue of the Americas, 55th Street & 6th Ave, Нью-Йорк

LOVE считают иконой поп-арта наряду с изображением Мэрилин Монро и банкой супа “Кэмпбелл” Энди Уорхола. Дизайн в виде букв LO над VE изначально был воплощен художником Робертом Индианой в живописной форме, когда в 1964 году MoMA заказали ему рождественскую открытку. В юности художник посещал христианскую церковь, где висели плакаты, гласящие «Бог есть любовь». Они и вдохновили Индиану на создание LOVE: четырех букв полужирным шрифтом в яркой цветовой гамме.

В 1970 году Индиана повторил дизайн LOVE в виде скульптуры, ставшей символом Нью-Йорка.

Интересно, что Роберт Индиана не зарегистрировал авторское право на свое произведение. В конце 60-х, когда появилось огромное количество «пиратских» версий LOVE, Индиана попытался защитить авторские права на свою работу, но потерпел неудачу.

Der Hase

Где: Tiergarthertorplatz, Нюрнберг, Бавария, Германия

Нюрнберг - город кроликов и зайцев. Здесь их можно найти повсюду, в разнообразных воплощениях: от фигурок и шоколадных монет в сувенирных лавках до арт-объектов. И это неслучайно.

В 1502 году Альбрехт Дюрер создал рисунок «Заяц». Это одна из первых работ, которую он подписал и датировал. Жители Нюрнберга так полюбили изображенного Дюрером зайчика, что копии картины появились почти в каждом доме.

По его мотивам в 1984 году немецкий авангардист Юрген Гертц создал гротескную скульптурную композицию Der Hase – фигуру гигантского бронзового кролика с выпученными глазами, вылезающего из деревянного ящика. А рядом с ним притаился маленький позолоченный заяц. Скульптура создана как пародия на знаменитую графическую работу Дюрера и установлена напротив дома-музея выдающегося художника.

Angel of the North


Где: Durham road, Гейтсхед, Англия

С момента установки в 1998 году “Ангел Севера” стал самым узнаваемым символом Гейтсхеда, города на северо-востоке Англии.

Эта гигантская 20-метровая скульптура с размахом крыльев 54 метра и весом 208 тонн создана современным монументалистом Энтони Гормли.

Скульптуру решили установить на склоне холма, что было непросто, учитывая особенности ее конструкции. Статуя должна выдерживать скорость ветра в 160 км/ч, и потому требовала сооружения бетонного фундамента на 21 м под землей. В итоге общий вес конструкции составил 700 тонн, из которых 500 тонн приходится на фундамент, а 200 тонн – вес скульптуры.

Многие жители Гейтсхеда возражали против появления статуи, считая, что она будет отвлекать водителей и вызывать дорожные происшествия на трассе А1. Кроме того, газета «Гетсхед-пост» опубликовала разгромную статью, в которой сравнивала работу Гормли со скульптурой Икара Альберта Шпеера, заказанную в 1930-х годах нацистами.

Несмотря на критику, «Ангел Севера» был установлен и стал одной из самых известных городских скульптур в мире. Так как статуя установлена рядом с одной из крупнейших автомагистралей Великобритании, ежедневно ее видит около 90 000 человек.

Читайте нас у
Telegram

История меча.

В мировой истории происхождение меча скрыто под непроницаемой толщей веков. Меч - вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего удара или рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле - собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.

Уже с глубокой древности известны мечи всевозможных форм: короткие и длинные, широкие и узкие, прямые и кривые, легкие и тяжелые, двуручные. В бронзовом веке мечи изготавливали из бронзы, в железном - соответственно из железа.

Меч состоит из следующих частей: клинок, рукоять, навершие и гарда. Совокупность рукояти, гарды и навершия называется эфесом. (Рис. 1)

Гарда - это деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.

Навершие (оно же - головка) - это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно оно затем, чтобы сбалансировать оружие: сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.

Из чего состоит меч

Рисунок 1

Что такое клинок и рукоять, объяснять, наверное, не требуется. Замечу, что клинки различаются прежде всего формой, длиной и способом заточки. Так, например, большинство европейских клинков в средние века были обоюдоострыми и отточенными с конца, но это вовсе не обязательно. Боковая режуще-рубящая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец - острием.

На протяжении многих столетий меч оставался самым грозным и наиболее почитаемым видом оружия. Необычайная популярность меча имеет свои основания. Пусть удар мечом по пробивной и убойной силе не сравнить с топором, а радиус угрозы - с копьем или секирой, у меча есть несколько серьезнейших преимуществ.

Воин с мечом намного меньше устает, чем обладатель несбалансированного оружия. На удар расходуется малая доля той энергии, что нужна на взмах топором.

Мечом удобно парировать удары - во всяком случае, удобнее, чем древковым оружием, которое при этом имеет обыкновение ломаться. Меч помогает своему владельцу защищаться. Меч - быстрое оружие. Даже рубящий, он все-таки достаточно маневрен. Важное следствие из всего этого: меч лучше многих видов оружия позволяет реализовать преимущество в технике боя.

Воины седой древности и романтического Средневековья усматривали в мече не просто полосу заостренного металла, несущую смерть, а нечто большее - верного друга, зачастую наделенного магическими свойствами, и обращались с ним уважительно, как с живым существом.

В раннем средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно, по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

Символика меча.

Как основной вид оружия, меч был символом войны, силы и власти, а как главный инструмент “божьего суда” - высшей справедливости и правосудия. И это лишь самые главные, общепризнанные символические значения меча. Для многих народов, преклонявшихся пред его магической силой, меч означал также божественный разум, проницательность, мощь, огонь, свет, разделение или смерть. Утрата меча в бою была равнозначна утрате силы, поэтому сломанный меч символизировал поражение.

В мифологии многие божества вооружены грозными карающими мечами. Индуистский Вишну, например, изображался с пламенным мечом в руках. Но всех превзошел в этом отношении Руевит - бог войны у балтийских славян: целых семь мечей висят у него на поясе, а восьмой воздет в правой руке.

Одно из древнегреческих сказаний породило новое символическое значение меча. Некто Дамокл, фаворит сиракузского тирана Дионисия, однажды открыто позавидовал богатству, власти и счастью своего покровителя. Чтобы дать Дамоклу реальное представление о положении и судьбе монархов, Дионисий на один день поменялся с ним местами. Дамокла усадили во время пира на царском месте, но над его головой на конском волосе подвесили меч. Тогда-то и осознал завистник всю призрачность счастья венценосцев. С тех пор выражение “дамоклов меч” стало символом нависшей, грозящей опасности.

В героическом эпосе мечи обязательно наделены магической мощью. Особое место в фольклоре занимает меч-кладенец, самосеек - чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. Но раздобыть такой меч очень нелегко: его нужно сначала разыскать где-нибудь за тридевять земель, в могильном кургане, а затем выдержать тяжелый бой с призраком прежнего владельца меча. Илье Муромцу пришлось одолеть богатыря Святогора - исполинского великана, подпиравшего головой небо, чтобы завладеть его мечом-кладенцом. Германский герой Беовульф бросился в глубокий омут, где его поджидало страшное женочудовище, и в подводном логове нашел светящийся изнутри меч гигантов, с помощью которого отважный герой и поразил чудовищного врага, неуязвимого для обычного оружия. Зигфрид убил 700 нибелунгов, двух великанов и победил в нелегком поединке злобного карлика Альбриха, прежде чем чудесный меч Бальмунг оказался у него в руках.

Зачарованные мечи не даются в руки никому, кроме тех, для кого они предназначены. Только Артуру, наследнику короля Британии Утера Пендрагона, удается извлечь зачарованный меч из наковальни. Меч трагически погибшего рыцаря Балина чародей Мерлин силой магии заключил в кусок мрамора, и никто, кроме безгрешного рыцаря Галахэда, которому он был предназначен, не мог никакими усилиями извлечь его из камня.

Иногда магические мечи являлись даром богов или могущественных духов. Король Артур получил Экскалибур непосредственно из рук Владычицы озера. Не только сам меч, но и его ножны были наделены чудесными свойствами: тот, кто носил их в бою, не мог потерять ни капли крови.

Мечи, одушевленные силой магии, вели себя как разумные живые существа. Побуждая владельца к сражению или отмщению, они звенели и сами вырывались из ножен, не соглашаясь возвращаться обратно до тех пор, пока не отведают вражьей крови. Предчувствуя смерть хозяина, меч тускнел и покрывался кровавым потом. Если же рыцарь совершал поступок, пятнающий его честь, меч, отказываясь служить недостойному, ржавел, ломался или попросту вываливался из рук.

Меч обычно служил хозяину до самой его смерти. Умирающий, истекающий кровью рыцарь ломал меч, чтобы тот “умер” вместе с ним и не достался врагу. Смертельно раненный Артур приказывает своему соратнику бросить Экскалибур в воды волшебного озера. Роланд, чувствуя приближение смерти, тщится сломать Дюрандаль о камни, но его великолепный меч даже не тупится, со звоном отскакивая от гранитных глыб, и тогда неистовый рыцарь падает на меч и, прикрыв его собственным телом, умирает. Однако иногда легендарный меч, предвидя встречу с новым героем и новые удивительные подвиги, упорно отказывается умирать и ждет своего часа в могильном кургане или в глубокой темной пещере.

В религии , особенно в христианстве, мечу придаются подчас самые неожиданные символические толкования. Так, в Откровении обоюдоострый меч, как символ божественной мудрости и правды, выходит… из уст самого Христа. В Книге Бытия огненный меч библейского херувима, охраняющего дорогу в Эдем, является символом очищения. Меч сжимает в руке один из всадников Апокалипсиса, олицетворяющий войну.

В буддизме меч рассматривается как символическое оружие мудрости, отсекающее невежество. В Китае меч в руках богов-охранителей считается оберегом для всей семьи: в канун Нового года китайцы развешивают плакаты с изображениями таких богов на дверях своих домов.

В западноевропейской иконографии, где меч выступает преимущественно как орудие мученичества, он является атрибутом многих святых. Меч пронзает грудь св. Иустины, Евфимии и Петра Мученика, шею Люции и Агнессы, голову Фомы Беккета и книгу в руках св. Бонифация, также павшего от меча. Замыкает этот печальный ряд изображение Девы Марии, чью грудь пронзают сразу семь мечей - семьскорбей Богоматери.

Пожалуй, в руках лишь одного католического святого, Мартина Турского, меч имеет совсем иное смысловое значение. По церковному преданию, Мартин, повстречавший в дороге промокшего и озябшего путника, мечом разрезал свой плащ пополам, чтобы укрыть бедняка от непогоды. В данном случае меч является символом разделения, участия и добра.

В византийском православии особенно почитаемы римские воины-великомученики, защитники христианской веры: Артемий Антиохийский, Дмитрий Солунский, Меркурий, Феодор Тирон, Иоанн Воин. Все они изображались с мечом в руке или у пояса. Вооружен мечом и самый воинственный из божественной свиты - архангел Гавриил.

В Русской православной церкви с мечом, символизирующим защиту, оборону, могут изображаться князья - защитники русской земли: Георгий (Юрий) Всеволодович, павший в битве с татарами на реке Сити (1238), Мстислав Храбрый, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие, а также сраженные мечом князья-мученики: Борис и Глеб.

В изобразительном искусстве э похи Ренессанса меч как атрибут характерен для целого ряда фигур, аллегорически представляющих человеческие чувства: Храбрости, Твердости, Гнева, Справедливости, Умеренности и Отчаяния. У двух последних он изображен особенным образом: меч Умеренности вложен в ножны, которые накрепко привязаны к эфесу, чтобы затруднить его извлечение; а для Отчаяния, представленного в виде женщины, бросающейся на собственный меч, он служит орудием самоубийства.

В геральдике эмблема меча может символизировать высшую военную власть или правосудие. Военный геральдический меч обычно изображается обнаженным, клинком вверх, за исключением тех случаев, когда он помещен в гербе в память о павших - тогда меч направлен острием в землю.

В нашей стране “карающий меч революции”, вложенный в руки сотрудников ВЧК, перешел затем к ГПУ и НКВД. В сталинскую эпоху этот меч, утративший всякую связь с принципом социалистической законности, превратился в орудие массового террора. Перед Великой Отечественной войной эмблема меча, рассекающего змею, украсила шеврон сотрудников военной контрразведки “Смерш” (“Смерть шпионам!”). В послевоенное время эмблема, изображающая щит с двумя скрещенными мечами, стала отличительным знаком работников министерства юстиции.

В Средние века в Западной Европе и Японии существовал настоящий культ меча. Главное оружие рыцаря и самурая постепенно приобрело ритуальное и церемониальное значение. Символическое рождение рыцаря сопровождалось при посвящении троекратным соприкосновением меча с плечом кандидата. Вся дальнейшая жизнь рыцаря была неразрывно связана с мечом: в бою меч служил ему оружием, в пути крестообразная рукоять вонзенного в землю меча становилась символическим распятием. Меч являлся орудием правосудия во время “божьего суда” и орудием возмездия при исполнении смертных приговоров. С XIII-XIV веков меч, как символ верховной военной власти монархов, вошел в число королевских, императорских и княжеских регалий.

Меч Победы.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - “Родина-Мать зовет!”, которая установлена у нас в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: “Тыл - фронту”, который установлен в Магнитогорске и “Воин-освободитель”, расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - “Воин-освободитель” и “Родина-мать зовет!” - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча.

Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: “Я только трижды обращался к мечу, - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в Берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете”.

Историческая же последовательность была иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946-1949, совместно с архитектором Я.Б. Белопольским), Родина-Мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963-1967 г. с тем же Белопольским и группой), а третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН в 1957 г. Композиция под названием “Перекуем мечи на орала” демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Монумент “Тыл - фронту”

Рисунок 2

Первая часть трилогии “Тыл - фронту”, расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в Великой Отечественной войне. Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий

На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят “Родиной-Матерью” в Волгограде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии “Воин-освободитель” опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Монумент “Родина-мать зовет!”

Рисунок 3

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Волгограде на Мамаевом Кургане “Родина-Мать”. В том месте, где произошел перелом в Великой Отечественной войне. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Монумент “Родина-мать зовет!” является композиционным центром памятника-ансамбля “Героям Сталинградской битвы”, который расположен на Мамаевом кургане. Н.С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры - сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры - 52 метра, а длина меча 33 метра.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган - насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти.

По окончании грандиозных работ Е.В. Вучетич признавался: “Сейчас ансамбль завершен. За этим - пятнадцать лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.

Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма

Монумент “Воин-освободитель”

Рисунок 4

И уже в завершение композиции “Воин-освободитель” опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли. Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей. Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент “Воин-освободитель” был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма

Скульптура солдата был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе “Монументальная скульптура”, она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе меч это и оружие и культурный символ, который отражен в самых разных смысловых формах и обличиях.

Выяснению причины и необходимости такой неизменности присутствия символа меча посвящено исследование, основная направленность которого выражена в вопросе: “что дает такой архаичный предмет человеку в современном информационном обществе и почему неизбывно его присутствие в культуре не только в качестве оружия”.

Принадлежность меча к культуре обусловлена его присутствием во всех культурных жанрах и в хранилищах культурной памяти. Утрата утилитарного значения меча не прекратила его присутствия в культурных формах, а определила его существование как символа.

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. С одной стороны, меч – грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света. Дамоклов меч – символ рока. Сломанный меч – поражение. Таким образом, меч, уйдя из действительности практической, тем не менее, живет в действительности достаточно большого числа людей как символ и артефакт. Его значение и роль на знаковом уровне практически не меняется.