Образ защитника отечества в произведениях. Образ защитника родины в литературе о вов

Разделы: Литература

Пояснительная записка

Моя работа, как и деятельность всего педагогического коллектива Тамбовского кадетского корпуса, ориентирована на реализацию методической темы кадетской школы-интерната: “Совершенствование героико-патриотического воспитания подрастающего поколения на героических традициях нашей Родины в учебной и внеклассной работе”.

При оставлении рабочих материалов курса я выстраивала систему лекционных и практических занятий таким образом, чтобы в равной степени реализовать как узко предметные задачи, так и кадетский компонент. Цель реализации кадетского компонента – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.

Общеизвестно, что литература может серьезно повлиять на формирование внутреннего мира человека. Вся система воспитательной работы на уроках направлена на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, глубоко укоренить понятия благочестие и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству. Воспитательный процесс в кадетской школе-интернате решает следующие задачи:

  • воспитать патриота и гражданина России;
  • сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
  • подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
  • сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками;
  • привить ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии Отечества;
  • воспитать чувство собственного достоинства, стремления к самоутверждению, к исполнению долга, желание достигнуть поставленных целей, к непрерывному совершенствованию;
  • воспитывать бережное отношение к природе, стремление сохранить ее и умение жить с ней в гармонии и мире.

Ориентирован на это и предлагаемый курс.

Цели и задачи курса

Ученик будет знать:

  1. О неоднозначном отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях искусства разных жанров;
  2. О нравственных ценностях разных эпох;
  3. Различные способы выражения патриотической идеи.
  4. Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов.
  5. Наиболее существенные особенности методов и стилей изученных авторов.

Ученик будет уметь:

На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.

Соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности:

Видеть тему и идею произведения;
- выделять эпизода в тексте;
- видеть закономерность в композиционной структуре;
- характеризовать образ героя;
- уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
- оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;

Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы;
- пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
- характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.

Ученик будет иметь опыт:

  1. Публичного выступления и выразительного чтения.
  2. Сопоставления произведений разных видов искусства.
  3. Создания исследовательского проекта.

Темы практических занятий и лекций

Виды деятельности учащихся

Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач.

“Защитники Земли Русской: Александр Невский”

Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности.
“Слово о полку Игореве” в музыке, живописи, литературе. Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы, знакомятся с выразительными возможностями разных видов искусства, готовят сообщения
Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории, литературе Слушают, конспектируют, комментируют особенности отношения к героям в исторических документах и литературных произведениях, готовят презентации
Защита границ Отечества в произведениях русской литературы. Знакомятся с историческими аспектами вопроса, изучают литературные, военные и исторические документы, учат стихи, анализируют тексты, готовят презентации и сообщения
“Поэзия подвига”

(поэты и писатели Тамбовщины о Великой Отечественной войне)

Знакомятся с краеведческим материалом, готовят презентации, защищают рефераты и исследовательские работы
Проявление русского национального характера в годы Великой Отечественной войны Отражение идеи произведения “Судьба человека” в трактовке М. Шолохова и С. Бондарчука: выполняют сопоставительный анализ
Сталинградская битва: исторические факты и их художественное отображение Слушают, конспектируют, задают вопросы, выступают с сообщениями, готовят презентации, учат стихи, анализируют прозу

Таким образом, курс рассчитан на 12 часов лекционно-семинарских занятий.

Комментарии к содержанию программы

Занятие 1 (1 час).

Образ мужественного князя, защитника Отечества целесообразно разобрать в ходе урока-исследования по древнерусской литературе на материале "Жития А. Невского". С этим материалом учащиеся уже знакомились, но целью этого занятия является процесс интеграции разных видов искусства для постижения учебного материала, попытка научить пользоваться межпредметными и надпредметными компетенциями. Основная цель урока: сравнить образ А. Невского как исторического деятеля и как героя житийной литературы. Тема занятия включает в себя возможность интеграции предметов, таких как: литература, Основы Православной Культуры, история, живопись, архитектура и музыка. Для интенсивного использования времени на уроке данную тему можно проработать по педагогической технологии "Метод проекта" или же дать предварительное задание группе учащихся. Таким образом, каждый кадет может реализовать свой потенциал в этом уроке и раскрыть свои творческие способности через работу с тем направлением искусства, которое ему ближе.

Занятие 2 (1 час).

Работа ориентирована на интеграцию произведений искусства, в той или иной степени использующих образы жемчужины древнерусской литературы. “Слово о полку Игореве" - яркое и вечно живое явление не только литературы древнерусской, но и новой - XIX–XX веков. В ходе занятия учащиеся знакомятся как образы "Слова" использованы в стихах о России (поэзия А.Блока) и в произведениях И.Бунина. Литературные и исторические образы в живописи (обращение к "Слову" художников Н.Рериха, В.Васнецова и В.Фаворского). "Слово" как основа сюжета оперы А.П. Бородина "Князь Игорь". Объединяющей идеей всех представленных произведений является призыв к единению русских людей ради спасения Отечества.

Занятие 3 (2 часа).

На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю России. Им были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва".

Судьбы и гражданский подвиг героев 1812 года вдохновляли М.Лермонтова, Л.Толстого, М.Цветаеву и других русских литераторов. Толстой как величайший гуманист в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. Трагедия “раздвоения” России выражена в стихах М.Цветаевой.

Занятие 4 (1час).

Тема занятия ориентирована на кадет пограничного класса (гуманитарный профиль). В процессе работы учащиеся знакомятся с историческими документами и художественными произведениями. Среди материалов для исследования можно использовать книги Зайцева, Вертелко. Значительно расширить круг произведений позволит использование педагогической технологии “Метод проекта”.

Занятие 5 (3 часа).

Занятия с использованием краеведческого материала и произведений тамбовских писателей и поэтов, посвященных защите Родины в годы Великой Отечественной войны.

Именно любовь к отчему краю стимулирует творческое вдохновение, становится для писателей, художников, музыкантов предметом ярких художественных обобщений. Они по-особому близки и понятны человеку, выросшему на этой земле.

Занятие 6 (2 часа).

Цель урока – определить, как проявился русский национальный характер советских людей в годы Великой Отечественной войны (в тылу фронта, в партизанском движении, в плену). Это попытка постичь своеобразие русской ментальности на примере жизни человека, прошедшего испытания войной. Необходимо подвести учащихся к мысли о значимости идейных убеждений русских людей в годы войны 1941–1945 гг. Можно использовать фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука “Судьба человека”.

Оборудование:

  • историческая карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.”;
  • фильм С.Бондарчука “Судьба человека”;
  • отрывки из документальных видеофильмов.

Занятие 7 (2 часа).

Сталинградская битва - одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, пример несгибаемого мужества, нечеловеческой стойкости, беспримерной любви советского человека к своей родине, своей земле. Сталинград - страница истории, написанная кровью, страница, которую нельзя забыть. История героев, которым нельзя не поклоняться, перед которыми мы в вечном долгу.

Интегрированный урок, изучающий историко-литературные аспекты Сталинградской битвы. Основной целью занятия служит создание условий для воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и её народ. Для этого необходимо с исторической точностью охарактеризовать значимость Сталинградского сражения как коренного перелома в Великой Отечественной и во Второй мировой войне, раскрыть причины победы советского народа в битве на Волге, проанализировать ключевые эпизоды из художественных произведений, отображающих Сталинградскую битву

Темы зачетных исследовательских работ (примерный перечень):

  1. Батальные сцены в произведениях русской литературы: историческая и военная точность (А.С. Пушкин “Полтава”, М.Ю. Лермонтов “Бородино”, Л.Н. Толстой “Война и мир”, “Севастопольские рассказы”).
  2. Образы защитников родной земли в русском фольклоре.
  3. Изображение отношения к поверженному противнику в произведениях русской литературы.
  4. Литература блокадного Ленинграда.
  5. Защита Отечества в произведениях писателей и поэтов Тамбовщины.

Во многих произведениях русской литературы тема патриотизма ключевая. И эта тема связана с образами защитников Отечества, героями, которые отдали жизнь за Родину. “Бородино” М. Ю. Лермонтова не стало исключением.

Сильный и непоколебимый русский дух, который показан в стихотворении, помогает защитить Родину, заслонить ее от врага. Не только Лермонтов в своем произведении рисует образы защитников Родины, но и А. Т. Твардовский в “Василии Теркине” описывал героизм, мужество и огромную любовь к своей стране Василия Теркина, образ

Которого стал собирательным образом советского солдата.

Во второй главе “Переправа”, чтобы доставить командованию важное донесение, Теркин переплывает реку, мост через которую разрушен. Он подвергает свою жизнь опасности, но солдат не боится ледяной пучины.

Поэт показывает, что все это совершается самым простым русским человеком, еще раз доказывая мысль о силе русского характера. Еще одной важной мыслью, проходящей через всю поэму, становится мысль о бесконечной скромности русского солдата.

Ведь никто из этих простых героев не ждет наград. Для них важнее освобождение страны от захватчиков. Образы защитников отечества можно найти и в произведении древнерусской литературы – “Слове о полку Игореве”. Поход великого князя и его дружины как нельзя лучше показывает любовь к родному краю и народу, ради которого дружина князя и идет воевать против половцев. Конечно, князем Игорем двигали и эгоистичные помыслы, в частности стяжать себе славу освободителя земли, но автор (а вслед за ним и мы) оправдывает его.

Ведь главным в его походе было все-таки стремление освободить Русь. Таким образом, все три произведения пронизаны любовью к родной земле, стремлением защитить ее, пусть даже ценой собственной жизни. И в “Бородине”, и в “Василии Теркине”, и в “Слове” каждый готов отдать свою жизнь за освобождение Родины и счастье будущих поколений.

Сочинения по темам:

  1. Василий Теркин – главный герой одноименной поэмы. В его образ автор вложил черты настоящего русского духа и героизма. Даже фамилия...
  2. Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над...
  3. История литературы знает немало случаев, когда произведения писателя были очень популярны при его жизни, но шло время, и их забывали...
  4. Поэма “Василий Теркин” написана Твардовским на основе личного опыта автора – участника Великой Отечественной войны. В жанровом отношении это свободное...
  5. Романтизм в русской литературе 19 века – явление широкоохватное и разнообразное. Раньше разделяли два его типа: консервативный и революционный. Однако...
  6. Центральной идеей “Слова о полку Игореве” – выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле...
  7. Главным героем романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” является молодой нигилист Евгений Базаров. На страницах своего произведения автор подробно...

Читательская конференция «Защитники Отечества в произведениях художественной литературы»
Цели и задачи мероприятия:Обучающиеся должны знать:
Об отношении авторов произведений к важным событиям русской истории, выраженном в произведениях разных жанров
О нравственных ценностях разных эпох
Различные способы выражения патриотической идеи
Содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для обсуждения, а также их авторов
Обучающиеся должны уметь:
Анализировать предложенные фрагменты художественных текстов
Соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом
Характеризовать образ героя
Выявлять в образах героев общее и индивидуальное
представлять обобщенный собирательный образ защитника Отечества
Обучающиеся будут иметь опыт:
Публичного выступления и выразительного чтения
Сопоставления произведений разного жанра
Ведущий 1:
У слова «Отечество» тот же корень, что и у слов « отец», «отчий дом», «отчий край», «Отчизна». Значит, Отечество – это наша Родина, страна, в которой мы живём. А тот, кто защищает нашу Родину, есть защитник Отечества.
Ведущий 2:
О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечество создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и душевное богатство русского человека. До наших дней дошли древние былины, воспевающие мужество русских витязей и богатырей, кантаты Петровской эпохи, батальные, исторические картины художников XIX-XX веков, солдатские песни, вселявшие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражениях.
Ведущий 1:
Русские композиторы, художники, писатели и поэты постоянно обращаются в своём творчестве к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Таким образом, защитник Отечества – один из главных образов в искусстве.
Ведущий 2.
Какой же он – защитник Отечества?
Ведущий 1:
Какой образ защитника создан, запечатлён в искусстве слова и в изобразительном искусстве?
Ведущий 2.
Давайте с вами вспомним, какие литературные герои защищали Русь.
Ведущий 1:
Кто своего родства не уважает,
тот сам себя унижает.
А кто предков своих стыдится,
тот через это срамится.
Столетья, сменяя друг друга, идут
Герои в старинных былинах живут.
Не раз от врагов они Русь защищали,
За землю свою не раз кровь проливали.
С тех пор поколений немало сменилось,
Но память о них на Руси сохранилась.
Ведущий 2.
Какой же он, русский богатырь?
Как он изображен в словесном народном творчестве (былинах)?
Ведущий 1:
В словаре Ожегова дается следующее определение: «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги».
Главные герои былин – богатыри - отважные и благородные воины, сражающиеся и с мифическими чудовищами, и с врагами своей страны.
Ведущий 2
Каких богатырей вы знаете?
Какие былины вы читали о них?
Участник 1.
Больше всего былин посвящено трём богатырям – Илье Муромцу, Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Ведущий 1.
Какие былины посвящены Илье Муромцу?
Перескажите их, зачитайте из книги характеристику образа богатыря.
Участник 1.
Исцеление Ильи Муромца
В городе Муроме, в селе Карачарове, живёт Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остаётся один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом. Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу. Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырём и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит - так он дороден и могуч. Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырём, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью. Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать через высокий тын, на нем можно ездить.
Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу. Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили. Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.
Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.
Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника. По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.
Участник 2.
Илья Муромец – любимейший былинный богатырь. Он наделён силой необыкновенной и мужеством великим. Илья не боится один вступить в бой с врагом, в тысячи раз превышающим его количеством. Всегда готов постоять за землю-матушку, за веру русскую.
Студент зачитывает образ Ильи Муромца из былин.
Участник 1.
Добрыня Никитич не менее любимый герой былин киевского цикла. Он так же силён и могуч, как Илья, так же вступает в неравный бой с врагом и побеждает его. Но, кроме того, обладает ещё рядом достоинств: прекрасный пловец, гусляр искусный, играет в шахматы. Из всех богатырей Добрыня Никитич ближе всех стоит к князю. Он происходит из знатного рода, умён и образован, искусный дипломат. Но, прежде всего, Добрыня Никитич – воин и защитник земли русской.
Пересказ былины.
Добрыня и Змей
Надвинулась великая беда. Чудовищный многоголовый Змей стал совершать на Русь налёты, похищая как неповинных мирных людей, так и славных воинов, которые не могли воспротивиться ему. Добрыня Никитич решил сразиться со Змеем. Он не послушался матери, которая остерегала его от того, чтобы ехать далеко в чисто поле, на Сорочинскую гору, где ползают малые змеёныши. Ещё не велела она купаться в Пучай-реке.
Сын-богатырь делает все наоборот. Едет в чисто поле, достигает Сорочинской горы, топчет змеёнышей и выручает пленных земляков. После этого он не торопится восвояси. «Богатырское его сердце распотелося». Не спеша Добрыня подъезжает к Пучай-реке, раздевается и ныряет, приговаривая, что мать была не права: учила, что река свирепая, а она «кротка-смирна, она будто лужа-то дождевая!». В ту же минуту небо заволакивает чёрная туча, раздаются удары, похожие на гром. Это летит разгневанный Змей Горыныч. Он со злорадством обнаруживает богатыря раздетого и безоружного и кричит ему, что теперь Добрыня в его руках.
Добрыня одним взмахом выплывает на берег. Одежда его похищена Змеем, коня нет. Остался лишь один пуховый колпак. Но у богатыря и колпак не прост - «по весу тот колпак; да целых три пуда». И герой запускает им в Змея с такой силой, что сразу отшибает злодею двенадцать хоботов. Чудовище падает на траву. Добрыня повергает его навзничь, вскакивает ему на грудь и достаёт булатный нож, который всегда носил с собой на нательном кресте. Змей молит о пощаде, заклинает не убивать его и предлагает сговор: он больше не летает на Святую Русь, не берет в полон православных людей, Добрыня же не появляется на Сорочинской горе и не топчет змеёнышей.
Добрыня соглашается и выпускает Змея. Тот вмиг уносится под облака.
Однако чудовище не сдержало слова. Достаточно было ему, пролетая над Киевом, положить глаз на племянницу князя Владимира Забаву, чтобы все клятвы Горыныча оказались забыты. Он спускается на землю, хватает девицу и уносит ее в свою мерзкую нору.
В отчаянии князь Владимир кличет клич, призывая всех богатырей спасти Забаву Путятичну. Багатыри указывают на Добрыню, замечая, что у него есть договор со Змеем. А Алеша Попович говорит, что освободит Князеву племянницу «без драки-кровопролития».
Однако сам Добрыня хорошо понимает, что предстоит тяжёлый бой. Он возвращается от князя, понурив молодецкую голову. На тревожные расспросы матери, не обидели ли его, не обнесли ли чаркой на пиру, не насмеялся ли над ним какой дурак, отвечает, что дело совсем не в этом. Его беспокоит великая служба, которую предстоит выполнить для князя Владимира. Мудрая мать Ефимья Александровна советует сыну отправляться в горницу и хорошо выспаться.
Добрыня просыпается полный богатырской силы. Умывается белёшенько, снаряжается в поход на Змея. На конюшне он выбирает Бурка - старого, но верного и ещё доброго коня, которого любовно поит и кормит. Затем он седлает коня - долго и очень тщательно: «Седлал Бурка в сёдлышко черкасское, / Он потнички да клал на потнички, / Он на потнички да клал войлочки, / Клал на войлочки черкасское сёдлышко, / Все подтягивал двенадцать тугих подпругов, / Он тринадцатый клал до ради крепости...»
Матушка вручила сыну шёлковую плётку, наказав, когда змеёныши обовьют у Бурка ноги так, что конь не сможет двигаться с места, покрепче стегать его сзади и спереди этой плёткой.
Так оно и случилось. Змеёныши налипли на ноги Бурка, обвили его и стреножили. Добрыня вовремя постегал коня шёлковой плёткой. Бурушка стал подскакивать, отряхивать гадов с ног и потоптал их всех до единого.
В это время из норы выполз Змей и обратился к Добрыне с вопросом, почему вновь прикатил на Сорочинскую гору и супротив уговора потоптал его змеёнышей? Добрыня ответил ему с праведным гневом: «Черт ли тя нёс да через Киев-град!» После этого богатырь предложил сопернику вернуть назад Забаву Путятичну без боя и кровопролития. Однако чудовище бросилось в бой.
Они дерутся без перерыва трое суток, и никто не добивается перевеса. Добрыня чувствует, что силы на исходе, и в это время слышит голос, идущий с небес: «Молодой Добрыня сын Никитинич! / Дрался со Змеёй ты трое суточки, / Подерись со Змеем ещё три часа: / Ты побьёшь Змею да ту проклятую!»
Добрыня повинуется. Собрав последние силы, он отчаянно дерётся ещё три часа. Наконец Змей падает обессиленный и издыхает. Из его ран извергается море крови. Добрыня хочет покинуть поле боя, но снова слышит небесный наказ: не уходить просто так, а взять копье и что есть мочи бить им во сыру землю, приговаривая: «расступись-ка, матушка-сыра земля <…> ты пожри-ка эту кровь да всю змеиную».
Добрыня, забыв об усталости, все исполняет. Земля расступается и поглощает ядовитую кровь. Добрыня идёт в змеиное логовище, где находит по сорок пленных царей, царевичей, королей и королевичей, не считая множества простого народа. Он выпускает всех из подземелья на волю. Затем выводит с поклоном Забаву Путятичну и провожает ее в Киев, заметив, что именно ради неё предпринял весь этот опасный поход: «Для тебя я эдак теперь странствовал, / Ты поедем-ка ко граду ко Киеву, / Ай ко ласковому князю ко Владимиру».
Участник 2.
В былине «Добрыня и Змей» богатырь вступает в единоборство со Змеем двенадцатиглавым и побеждает его в честном поединке. Коварный Змей, нарушая договор, похищает племянницу князя Забаву Путятичну. Именно Добрыня отправляется вызволять пленницу. Он выступает как дипломат: освобождает из плена людей русских, заключает мирный договор со Змеем, вызволяет из норы змеевой Забаву Путятичну.
Былины киевского цикла в образах Ильи Муромца и Добрыни Никитича показывают могучую, несокрушимую силу и мощь всего русского народа, его способность противостоять чужеземцам, защитить землю русскую от набегов кочевников. Не случайно именно Илья и Добрыня так любимы в народе. Ведь для них служение Отечеству, людям русским есть наивысшая ценность в жизни.
Ведущий 1.
Какого еще богатыря мы знаем?
Какие былины об Алеше Поповиче можем вспомнить?
Участник 3.
Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия (редко Фёдора). Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). По местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п. Хитрость и ловкость Алёши Поповича сродни «хитростям-мудростям» Вольги, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Вольги.
Женой Алёши Поповича в былинах о нём и сестре Збродовичей (Петровичей и т. п.) становится Елена (Петровна), она же Еленушка, Алёна, Алёнушка (Еленой зовется и жена Вольги). Это женское имя как бы подвёрстывается к имени Алёши Поповича (варианты Олёша, Валеша и Елешенька) - Елена и Алёнушка, и таким образом формируется «одноимённая» супружеская пара. В одном из вариантов былины об Алёше и сестре Збродовичей братья отсекают Алёше голову за то, что он опозорил их сестру (в остальных вариантах этого сюжета Алёше тоже грозит опасность, но всё кончается благополучно).
Участник 4.
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Бой Алёши Поповича с Тугариным происходит нередко у воды (Сафаст-река). Иногда, одолев Тугарина, Алёша рассекает и размётывает по чистому полю его труп.
Алёша Попович и Тугарин ЗмеевичМолодой богатырь Алеша Попович и его слуга Еким подъезжают к камню, на котором написано, куда ведут три дороги: к Тугарину, на Вуяндину и к киевскому князю Владимиру. Молодцы решают ехать ко Владимиру.
У Владимира в Киеве идёт пир. Князь сажает Алешу на почётное место. Алеша Попович видит, как тридцать богатырей несут в дом Тугарина. Его сажают рядом с женой князя Владимира, и Тугарин кладёт голову ей на грудь.
Тугарину и Алеше подносят по полведра вина. Алеша пьёт потихоньку, а Тугарин выпивает одним духом. Алеше Поповичу подносят на блюде лебедь белу и Тугарину тоже. Богатырь ест помаленьку и половину отдаёт своему слуге, а Тугарин Змеевич проглатывает лебедь одним махом. Обращаясь к слуге, Алеша Попович вспоминает, что у его отца, попа Леонтия Ростовского, была прожорливая собака, которая подавилась лебединой костью и издохла. И с Тугариным, заключает Алеша, завтра будет то же самое. Ещё Алеша вспоминает об отцовской жадной корове - она тоже подавилась костью. И опять говорит, что с Тугариным произойдёт то же. Тугарин Змеевич, слыша эти слова, с досады бросает в Алешу булатный нож, но проворный слуга Еким подхватывает нож на лету. Богатырь вызывает Тугарина на бой.
Весь город ручается, что победит Тугарин, но князь Владимир ручается за Алешу.
Богатырь просит слугу посмотреть, выехал ли уже Тугарин в поле. Еким видит, что Тугарин летает на бумажных крыльях, а вокруг - огненные змеи. Алеша идёт в церковь и молится Богу о том, чтобы дождь намочил Тугариновы бумажные крылья.
Приходит грозная туча, и Тугарин Змеевич падает на землю: его крылья намокли. Алеша Попович подъезжает к Тугарину, а тот грозит сжечь богатыря огнём, задушить дымом. В ответ Алеша упрекает Тугарина: «На что ты, Тугарин, за собой силу ведёшь?» В удивлении Тугарин Змеевич оборачивается, и Алеша отсекает ему голову.
Богатырь втыкает голову Тугарина на копье, садится на его коня и едет в город. Княгиня, жена Владимира, увидев Алешу издали, выражает надежду, что это Тугарин победил и везёт с собой Алешину голову.
Подъехав к княжеским палатам, Алеша Попович бросает голову в окно и насмешливо кричит княгине, чтобы она взяла Алешину голову. Князь предлагает богатырю почести. На это Алеша отвечает, что, если бы не приходились ему князь и княгиня дядюшкой и тётушкой, то назвал бы он князя сводничком, а княгиню - и того хуже.
Ведущий 2:
Одно из замечательных произведений литературы о Великой Отечественной войне – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В годы войны с фашистами образ простого солдата Василия Теркина приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения до образа защитника Отечества.
Как впервые читатель знакомится с героем поэмы Василием Теркиным? Каким он предстает перед нами?
Участник 3:
Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «в доску своим» парнем.
Чтение отрывка из главы «На привале»
Теркин – кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный и т.д.
Ведущий 1:
Какие качества Василия Теркина вам понравились?
Участник 4:
Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе
Шли бойцы за нами следом,
Покидая пленный край.
Я одну политбеседу
Повторял:
-Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся
Будем живы – не помрем,
Срок придет – назад вернемся,
Что отдали – все вернем.
Участник 3:
Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя, достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Снег шершавый, кромка льда…
Кому память, кому слава,
Кому темная вода.
Ни приметы, ни следа
Участник 5:
Следующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).
Ведущий 1:
Твардовский придал своему герою общенациональные черты, то есть в образе конкретного солдата он обобщил духовные и нравственные силы народа. Как вы думаете, какие качества могли быть одинаково присущи российскому защитнику Отечества с древности и до XX века?
Участник 6:
Это терпеливость и находчивость, смекалка и задор, трудолюбие и отсутствие уныния в трудной ситуации. Вот, например, мы читаем в главе «Два солдата» такие строки:
Сам пилу берет:
-А ну-ка…-
И в руках его пила,
Точно поднятая щука,
Острой спинкой повела.
Повела, повисла кротко.
Теркин щурится
- Ну вот.
Поищи-ка, дед, разводку,
мы ей сделаем развод и т.д.
Сразу вспоминается русская народная сказка о том, как солдат варил суп из топора – здесь такая же смекалка, умение многое делать своими руками.
Участник 7:
В других главах, например, таких как «Поединок», «Теркин ранен», также подчеркнуты национальные особенности натуры Василия Теркина, связанные с исторической судьбой русского героя, который наследует черты былинных богатырей, персонажей устного народного творчества.
Бьется насмерть парень бравый,
Так что дым стоит сырой,
Словно вся страна-держава
Видит Теркина:
- Герой!
Ведущий 2:
Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Таким предстает перед нами защитник Отечества в поэме А.Т. Твардовского.
Ведущий 1:
Служение Отечеству, его защита – священный долг гражданина. Такие гражданские качества, как долг, закладывались веками и формировали менталитет народа. Вот поэтому защитники Отечества – это народные герои, которые вошли в литературу и остаются любимыми для многих поколений читателей.

В каких произведениях русской литературы созданы образы защитников Отечества и в чём эти произведения можно сопоставить с приведённым стихотворением?

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

Показать текст целиком

В повести «Сотников» В.Быкова представлен образ настоящего защитника Отечества. Главный герой произведения отправляется на задание несмотря на болезнь. Затем, когда он и его товарищ Рыбак попадают в плен, Сотников умирает, но не поддаётся захватчикам. Героизм солдата проявляется в его выносливости и желании сопротивляться, даже попав в заключение . Антагонист героя – трусливый Рыбак , который соглашается на сотрудничество с немцами, чтобы остаться в живых.
Данное произведение сопоставимо со стихотворением «Бородино» М.Ю.Лермонтова в изображении настоящих героев. Авторы сходятся в представлении о защитниках Отечества и считают, что они долж

Критерии

  • 2 из 2 К1 Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом
  • 2 из 2 К2 Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом
  • 3 из 4 К3 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К4 Логичность и соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 8 из 10

Роман Борисович Щетинин