Айседора дункан факты. Рождённые Терпсихорой: Как сложились судьбы детей Айседоры Дункан

Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».

...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою .
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».

«Трагическая смерть Айсе­доры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жесто­кость которой невозможно за­быть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чу­довищно парадоксальная чета», - так писал через ме­сяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, ко­торый несколько лет в тес­ной близости наблюдал взаи­моотношения этой супружес­кой пары.

«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть деви­зом короткой совместной жиз­ни Дункан и Есенина.

Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому вре­мени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русско­го языка, но стремилась об­щаться по-русски.

А он не знал ни одного ино­странного языка и не хотел учить.

Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «та­бунщиком», «альфонсом». Ник­то никогда не знал и не узна­ет, какими они были на са­мом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения дру­зей и врагов, есть мемуары.

Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.

Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День пе­ред отъездом в Россию выдал­ся для нас в высшей мере бес­покойным, но всё же мы на­шли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айсе­дора едет в длительное путе­шествие, что у нее будет мно­го неприятностей и злоключе­ний. Айседора только смея­лась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искус­ство им нужно». Но когда га­далка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Ай­седора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была заму­жем и не буду!»

Нужно сказать, что вызыва­ет удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Пари­же. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусст­ве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть ме­сто, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физичес­кое развитие детей».

Ей говорили, что в России после Гражданской войны ос­тались беспризорными десят­ки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это уто­пия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не пони­маете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духов­ной пищей».

Вот в таком на­строении летом 1921 г. все­мирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуж­дал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.

Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбыва­лось. В конце концов, для ра­боты Дункан был выделен экспроприированный у знамени­той русской балерины особняк. Школа античного танца откры­лась. Правда, Дункан мечта­ла о тысяче девочек, а прави­тельство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему само­обеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и закан­чивались пением Интернаци­онала. Она стала самой мод­ной женщиной Москвы 1921 г.

Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.

Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дво­рян дворцы и бриллианты. По­селились во дворцах сами, бриллианты носят их неэле­гантные женщины. Получи­лось всё то же, что было. Толь­ко хуже».

Айседоре было гораздо ин­тереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окуну­лась в богемную жизнь, каж­дый вечер где-нибудь танце­вала в тунике с шарфом и бо­сиком. Такой и увидел её Сер­гей Есенин в первый раз. Вспо­минает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с от­блеском меди волосы, боль­шое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глаза­ми, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.

Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и ска­зала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вмес­те.

Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегис­трирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.

Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счас­тлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она меч­тала показать ему музеи и те­атры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в ма­леньких пансионатах. Она ра­зыскивала его.

Он друзьям говорил: «При­стала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».

Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумас­шедшим, но хитрым сумас­шедшим: он пользуется любо­вью, добротой и деньгами наи­вной богатой женщины.

Фото: commons.wikimedia.org/public domain

Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая жен­щина, прославленная тысяча­ми эстетов Европы, тонких це­нителей пластики, рядом с ма­леньким, как подросток, изу­мительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза по­сматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту ми­нуту у него сложились в стро­ку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“

И можно было подумать, что он смотрит на свою под­ругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…

Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвер­нулся».

Почему-то никто из совре­менников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чув­ства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её лю­бовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмеш­кой (Горький, Мариенгоф), а другие...

«Я имел также возможность с некоторым смущением на­блюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонив­шейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохнови­тельницы более по-материн­ски, чем Айседора.

Она увез­ла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был по­истине самоотверженный по­ступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.

У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драмати­ческие потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспи­тать, снова станет самим со­бой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.

Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представ­ляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.

Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Поте­ряв своих детей, она стреми­лась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы до­гадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей куд­ри её погибшего сына Патри­ка. Поэтому она любила по­гружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. По­этому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.

Пожалуй, самые трогатель­ные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной че­той» оставила русская по­этесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, На­талья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и оста­новила их на Никите, которо­го я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и по­степенно расширенные атро­пином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.

Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, на­конец, не отрывая глаз от Ни­киты. - Oh, oh!.. - И опусти­лась на колени перед ним, прямо на тротуар.

Перепуганный Никита вол­чонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась под­нять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вок­руг. Айседора встала и, от­странив меня от Есенина, зак­рыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерян­ный.

Сидора, - кричал он, - по­дожди! Сидора, что слу­чилось?

Никита горько плакал, утк­нувшись в мои колени. Я зна­ла трагедию Айседоры Дун­кан. Её дети, мальчик и девоч­ка, погибли в Париже, в авто­мобильной катастрофе, мно­го лет тому назад. В дождливый день они еха­ли с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормо­зил на мосту, машину занес­ло на скользких торцах и пе­ребросило через перила в реку. Никто не спасся.

Мальчик был любимцем Ай­седоры... Его портрет на зна­менитой рекламе английско­го мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»

Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.

Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные гос­пода за два-три вечера пере­бьют столько посуды и зер­кал, сломают столько мебе­ли, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ре­монт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочет­ся. И не все жильцы любят слушать оглушительный рус­ский мат даже в английском исполнении. Особенно по но­чам.

Супруги устали друг от друга, и каждый для себя ре­шил, что покинет «свою поло­вину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есе­нины вернулись в Россию и расстались.

Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввер­гло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Се­рёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Рос­сию матери Есенина телеграм­му со словами скорби и со­чувствия.

Айседора Дункан трагичес­ки погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного ав­томобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё не­счастной женщины в смер­тельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есе­нина определяется одним сло­вом - «асфиксия» (удушение).

Лариса Михайлова

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.

Айседора Дункан с новорожденной дочерью.

Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.

Айседора Дункан с детьми.

Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Дети Айседоры - дочь Дейдре и сын Патрик.

Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Фото аварии, в которой погибли двое детей Айседоры Дункан.

Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Айседора со своими усыновлёнными воспитанницами.


Айседора Дункан со своими воспитанницами.

Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.

Айседора Дункан с Сергеем Есениным и приёмной дочерью Ирмой.

После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан

14 сентября 1927 года. Ницца.
Было очень жарко, от раскаленного асфальта поднимался сизый пар. На Айседоре было надето легкое платье, которое украшал красный шелковый шарф.

Кто-то из бывших поклонников увидел Айседору, не удержался от восхищения и бурно зааплодировал. Айседора призывно подняла руку:
- Adieu, mes atis! Le vais a la gloire! (Прощайте, мои друзья! Я иду к славе! - фр.).

И только потом, через несколько минут, многие из тех, кто слышал эту фразу, поняли, что она была пророческой.

Открытый автомобиль Bugatti резко рванул с места и неожиданно остановился. Шофер огорченно махнул рукой - не думал, что в самый неподходящий момент забарахлит мотор. Ветер подхватил край длинного шарфа Айседоры, приподнял его и опустил за борт машины, прямо в спицы колеса.
В следующую секунду машина вновь устремилась вперед - шофер справился с забарахлившим двигателем. Шарф, закрученный спицами, рванул голову Айседоры, вбил ее в борт… Шофер еще несколько секунд давил на педаль газа, не понимая, почему же машина опять начала барахлить. И только потом понял, в чем дело. Но Айседора Дункан уже была мертва.
Прибывший врач подтвердил это.
- Погибла она мгновенно, - он горестно развел руками, - сделать ничего уже нельзя. Ткань шарфа переломила позвоночник и порвала сонную артерию.
Чтобы освободить голову Айседоры, запутавшийся в колесе шарф пришлось разрезать на несколько частей.
Машина, погубившая Айседору Дункан, была продана за фантастическую по тем временам сумму - двести тысяч франков. Похоронили Айседору в Париже, на кладбище Пер-Лашез.


На гроб был положен венок из роз от советского представительства. На черной ленте было выведено золотом: «От сердца России, которое скорбит об Айседоре».

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
Но нечаянно гибель нашел.

В 1921 году по приглашению Луначарского Айседора Дункан приехала работать в Россию, приняла российское гражданство и вышла замуж за Сергея Есенина. Их брак продолжался чуть больше года. В 1924 году Айседора вернулась в США

Незадолго до гибели журналисты спросили о её самом замечательном периоде жизни. «Конечно, Россия, конечно, Есенин».