Шкала главных ценностей в жизни человека. Личностная система ценностей в жизни человека Собственная система ценностей

Ценности - это социальное понятие, природный объект который приобретает социальное значение и может являться объектом деятельности. Ценности - ориентир жизни человека. они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897-1967) разработал следующую классификацию ценностей:

Теоретические;

Социальные;

Политические;

Религиозные;

Эстетические;

Экономические.

Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности подразделяют на две категории:

1) базовые, терминальные, стабильные ценности-цели (например, свобода);

2) инструментальные, т.е. ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твердая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).

Можно также подразделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в Санкт-Петербургском университете, показали, что в 1930-1950-е гг. среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 1970-1980-е - практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990 г. возросла ценность индивиду­ального человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общность. Соотнося ценности с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, их можно классифицировать следующим образом:

Традиционные, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

Современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

Общечеловеческие, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, и на их инновации.

Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:

Витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

Интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

Смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре). По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы их подразделяют как:

Преимущественно интегрирующие;

Преимущественно дифференцирующие;


Одобряемые;

Отрицаемые.

Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. По данному основанию выделяются:

«ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

«структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определенное время могут перемещаться в «ядро» (в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты), их одобряет 30-45% населения:

«хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры), их разделяет менее 30% населения России.

Таблица 3.1 Социокультурные параметры ценностей*

Ценности

Цели-средства

Цивилизационная принадлежность

Соотнесенность с потребностями человека

терми­нальные инстру­менталь­ные традици­онные совре­менные общече­ловеческие витальные интсрак-ционные социали-зацион-ные смысло-жизнен-ные
Жизнь человека + + ++
Свобода + + + + ++
Нравственность + + + ++
Общение + + ++
Семья + + + ++
Работа + + ++
Благополучие + + +
Инициативность + + ++
Традиционность + +
Независимость + + +
Самопожертвование + + ++
Авторитетность + ++
Законность + + ++ + +
Вольность + + ++ +

* «+» имеется соответствие; «++» имеется хорошее соответствие

Специалистами зафиксированы изменения в статусно-иерархической структуре 14 базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества в 1990-е гг. (табл. 3.1).

Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Поэтому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространенности ценностей россиян с 1990 по 1994 г., т.е. за период" наиболее резких изменений объективных условий социальной среды (табл. 3.2).

Российское общество меняется. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе взаимодействия их и социального поведения индивидов учитывать прежде всего изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня все в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них - к потребностям.

Таблица 3.2 изменение распространенности ценностей россиян (1990-1994),%

Ценности

Ценности

Место ценностей и социокультурной эволюции

Основной массив Горячие точки

Доминирующие

Законность 1 65,3 80,0 74,8 1 Законность

Универсальное терминально-интегрирующее ядро

Общение 2 65,1 67,0 73,9 2 Общение
Семья 3 61,0 65,0 69,3 3 Семья

Между оппозицией и доминированием

Работа 4 50,0 61,9 56,1 4 Свобода
Нравственность 5 48,4 53,2
Свобода 6 46,1 49,5 5 Независимость

Модернистский терминально-интегрирующий резерв

Жизнь индивида 7 45,8 51.0 49,6 6 Жизнь индивида
50,4 46,7 7 Нравственность
49,0 44,1 8 Работа

Оппозиционные

Самопожертвование 8 44,0 44,0 44,9 9 Инициативность

Смешанный инструментальный дифференциал

Традиционность 9 41,0 44,0 37,1 10 Традиционность
Независимость 10 40,0
Инициативность 11 36,2 38,3 34,3 11 Самопожертвование

Ценности меньшинства

Вольность 12 23,3 32,0 25,0 12 Благополучие

Смешанный дифференцирующий «хвост»

Благополучие 13 23,0 23,9 24,7 13 Вольность
Авторитетность 14 18,0 20,0 19,6 14 Авторитетность

В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочения жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме - ее предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надежность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признает свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

Вопросы и задания для повторения

1. Охарактеризуйте понятие «ценности».

2. Какие классификации ценностей вам известны?

3. Охарактеризуйте «систему ценностей»

Ценности в жизни человека играют огромную роль .

Они определяют его мышление, руководят поступками.

У каждого человека присутствует своя иерархия основных ценностей.

Определение понятия и признаки

Что это такое?

Жизненные ценности — это взгляды и убеждения, которых человек придерживается при совершении своих поступков.

Опираясь на собственные жизненные ценности, человек принимает решение о том, что для него приемлемо, а что нет.

Несмотря на то, что люди сами определяют для себя жизненные ориентиры , в процессе постоянного существования в обществе они постепенно начинают автоматически подчиняться своим же установкам и действовать в соответствии с ними.

Это объясняется тем, что существующие нормы и правила, которых человек придерживается, заложены в нем самом.

Если он предаст собственные взгляды и убеждения, это неизменно приведет к , и понижению .

Список основных признаков :


Жизненная позиция, утверждающая ценность человека, как личности, называется гуманизмом .

Роль

Составляющие личности

Ценности являются неотъемлемой частью личности человека.

Если человеку свойственно любить свою семью, стремиться к карьерным успехам, заниматься духовным развитием, то другие люди при характеристике его личности могут использовать знания о его ценностях.

Любовь к семье характеризует человека как ответственного, любящего и заботливого. Карьерные успехи говорят о дисциплинированности, целеустремленности. Стремление к духовному развитию свидетельствует о высокой нравственности, интеллекте.

Предпосылки поведения

Одновременно ценности — это и мотивация человеческого поведения.

Если для человека среди жизненных ценностей приоритетное место занимает собственное здоровье, то все его поведение будет направлено на соблюдение этой ценности — ведение правильного образа жизни , постоянный контроль состояния своего здоровья, избегание опасных для организма ситуаций и т.д.

Если для человека доброта, порядочность и искренность являются неотъемлемыми элементами духовных ценностей, то от него нельзя ожидать подлости, предательства, лжи.

Исключением являются случаи, когда человек отходит от своих жизненных установок под влиянием внешних факторов: жажда наживы, уход от ответственности, и т.д.

В этом случае возможно совершение поступков, противоречащих существующим принципам .

Часто полученный результат не приносит человеку ожидаемого удовлетворения из-за возникшего противоречия между внутренними принципами и совершенными поступками.

Как формируются?

Система ценностей начинает складываться в детском возрасте в процессе воспитания и жизнедеятельности. Изменить собственные взгляды и убеждения, будучи зрелой сформировавшейся личностью, практически невозможно. Основные факторы, влияющие на формирование внутренних установок:

Примеры

Какие бывают ценности у человека? Пирамида ценностей человека:

Примеры жизненных ценностей:

  1. Отношения с любимым человеком. Для человека играет большую роль наличие постоянных отношений с близким по духу человеком. У таких людей преобладает потребность в ласке, заботе, нежности, взаимопонимании. Найдя подходящего партнера, они стремятся сохранить отношения с ним и заключить брак.

    В браке такие люди оказываются верными и заботливыми супругами, для которых личная жизнь всегда стоит на первом месте.

  2. Деньги . Материальная выгода, финансовое благополучие и достаток — главные цели в жизни человека, для которого наивысшей ценностью являются деньги. Его поступки в первую очередь нацелены на получение дохода, достижение материальных благ.
  3. Власть . Люди, ценящие превыше всего власть, всю жизнь стремятся к повышению своего социального статуса. Они желают занять определенное положение в обществе, позволяющее им оказывать влияние на других.

Классификация в таблице

Многообразие ценностей можно классифицировать, объединив их в основные части, составляющие жизнь человека:

Базовые, истинные ценности

Личностные

Интеллект, образованность, воспитание, порядочность, самоконтроль, работа над собой, здоровье.

Отношения, семья

Доверие и взаимопонимание с партнером, воспитание детей, комфорт в доме, отношения с родственниками.

Общение, взаимопомощь.

Материальные ценности

Успех, профессионализм, перспективы, уважение в профессиональной среде, доход.

Положение в обществе

Социальный статус, влияние, власть, деньги, популярность.

Духовные ценности

Духовное развитие

Образование, самообразование, самопознание.

Второстепенные ценности

Развлечения

Веселое времяпровождение, путешествия, новые впечатления, азартные игры.

Система ценностей у мужчин и женщин

Исторически сложилось, что основной ценностью мужчин является реализация в обществе , а основной ценностью женщин — реализация в семье в качестве матери, жены.

Создание комфортных условий дома женой гарантирует мужу успех в его начинаниях благодаря поддержке и пониманию, которые обеспечиваются мужчине дома.

В настоящее время нередко женщины выбирают себе важной жизненной ценностью также реализацию в обществе. Создание семьи и рождение детей при этом остаются не менее значимыми задачами .

Общая система ценностей мужчин и женщин преимущественно включает следующие факторы: здоровье, материальное благосостояние, семейное благополучие (наличие супруга и детей), личностное развитие, карьерный успех.

Ценность человеческих отношений

Человеческие отношения представляют огромную ценность, поскольку любой индивид — существо социальное . Ни один человек не может прожить в обществе без общения с другими людьми, без вступления в общественные отношения — дружеские, любовные, партнерские.

Особенную ценность для человека представляют дружеские и любовные отношения , поскольку в них можно найти поддержку, понимание, опору.

В отношениях, вызывающих у человека доверие, он может раскрыть себя и развиваться.

Наличие близких по духу людей рядом придает , наделяет положительными эмоциями.

Иерархия ценностей

У каждого человека иерархия ценностей имеет свои особенности. Каждая жизненная ценность в такой иерархии занимает свое место в зависимости от степени ее значимости для индивида.

Если обобщить результаты многочисленных исследований, то можно определить следующую распространенную иерархическую последовательность жизненных ценностей :

  • семья;
  • дети;
  • здоровье;
  • карьера;
  • деньги;
  • самореализация;
  • друзья;
  • развлечения;
  • общественное признание.

Таким образом, базовые личностные и семейные ценности находятся на вершине иерархии, а материальные и иные ценности находятся в самом низу.

Переосмысление

Существуют определенные признаки, по которым человек понимает, что его система ценностей нуждается в переосмыслении:


Таким образом, жизненные ценности не только определяют наше поведение, но и руководят нашей жизнью. Четкое понимание системы собственных жизненных ценностей — залог удовлетворенности своей жизнью и полноценного, успешного существования в обществе.

Система ценностей. Устойчивость и изменчивость. Адаптивность.

Эволюция, биологоческая и социальная.

Адаптивность.

Трагическая история динозавров подтверждает известную истину, что мы живём в непрерывно изменяющемся мире. Конечно качество и скорость изменений на биологическом уровне и на социальном – разные. И, хотя изменения социальные быстрей и затрагивают нас глубже, но и биологические изменения не всегда вопрос поколений, ведь, скажем, климатические изменения, происходящие на нашей памяти, тоже заставляют задуматься.

Ну а социальные изменения – быстры и пугающи.

И, как перед человечеством в целом, так и перед каждым человеком, встаёт вопрос адаптации к изменениям. Причём, на адаптацию выделяется не так уж много времени. Вернее, вообще не выделяется: пока сообразишь, что к чему, а всё вокруг снова поменялось.

И вот. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку; всё течёт и всё изменяется; единственное, что остаётся неизменным – перемены.

Как происходят изменения.

Так уж устроен человек, что он не может воспринять что-то абсолютно новое. Для восприятия и успешного использования новой стратегии в ней должно содержаться не более 20% процентов новизны. По крайней мере, так считают специалисты по инновациям. Они же считают, что изменения менее 7% вообще не замечаются.

Из этого возникает интересный вывод. Для того чтобы изменения стратегии были возможными, человеку необходимо принять весь свой предыдущий жизненный опыт. Даже травмирующий, даже опыт, который он пытается забыть или вытеснить. Потому что, чем больше жизненного опыта принято, тем больше у него база, в отношении которой можно что-то менять.

Отсюда становиться понятным, почему я так много уделяю внимания принятию не особо приятного опыта. Приятный же мы принимаем и так, без дополнительных понуканий.

Страх перед изменениями.

И это тоже понятно. Хочется научиться жить раз и навсегда. Что-то новое пробовать страшно, там могут быть ошибки, неудачи и новый травмирующий опыт. И только опыт принятия старого травмирующего опыта может поддержать нас в риске получить новую травму. И остаётся только повторять старинное китайское проклятие «что б тебе жить в эпоху перемен», и – меняться. Потому что эпоха перемен – это единственная эпоха, которая у нас есть.

Внешний мир чаще всего меняется постепенно, небольшими малозаметными шажками (помните же, 7% мы просто не замечаем). А потом вдруг, оп – а мы оказались в странном новом мире, и надо учиться в нём жить.

У вас ведь есть знакомые, которые отказались учиться? Вспомните их, держащихся за ушедшее прошлое. И динозавров тоже.

Эволюция.

Никто не отменял эволюционных процессов. Не всякий эволюционный процесс ведёт к усложнению представителей того или иного вида, амёбы просты и устойчивы к изменениям внешней среды именно в силу своей простоты. Но тут уж выбор сделан за вас, вы – представитель довольно сложного вида, чей адаптивный эволюционный процесс связан с развитием мозга. И ваш мозг изменяется независимо от вашего желания. Но только ваш выбор состоит в том, какие это будут изменения: развитие или упрощение. Для человечества, как вида, ваш выбор не важен, в биологии работают статистические законы – кто-то развивается, а кто-то выбирает участь динозавров. А вот для вас этот выбор важен. Адаптируясь к изменениям внешней среды, вы чувствуете свой контакт с ней, вас окружает интересный и яркий мир, иногда пугающий, а иногда вызывающий восторг. Выбирая динозавровость, вы попадаете в пугающее всё более и более непонятное окружение, и, в конце концов, однозначно травматический опыт непонимания.

Итак.

Итак, составляющие эволюционного процесса следующие:

Сохранение успешных стратегий или принятие любого имеющегося опыта,

Готовность к изменениям или адаптивность.

Можете посмотреть учебник биологии, там написано то же самое.

Всё меняется, даже опора.

Старое и новое.

Какими бы ни были внешние социальные события, каждый человек испытывает на себе биологически заданные изменения, а также неожиданности личного плана: рождение, взросление, возмужание, создание семьи, рождение детей, смену работы, зрелость, старость. Что общего у всех этих изменений? В зависимости от статуса человека изменяются его социальные роли, он вступает в принципиально новые социальные взаимодействия, а, главное, меняется его система приоритетов и ценностей. Причём какие-то социальные изменения можно считать результатом изменения системы ценностей, а какие-то, напротив, предшествуют этим изменениям. Во втором случае старые ценности вступают в конфликт с новыми, желаемыми, но пока не изменившимися. И возникает серьёзная проблема выбора, и необходимо выяснить чего же хочется вот прямо сейчас: «то ли цветов и музыки, то ли зарезать кого-нибудь».

Для полноты картинки конфликта ценностей стоит обратить внимание ещё и на то, что со сменой социального статуса в систему ценностей пытаются пробраться ещё и ценности из социальных стереотипов. Именно в такие моменты человек становиться особенно уязвим перед навязываемыми культурной средой ценностями, перед идеями, как должно быть по правилам. Это - тяжёлое переживание, что со мной что-то не так, раз я не чувствую или не хочу того, что правильно чувствовать и хотеть в новом статусе, вы наверняка с ним встречались хотя бы раз в жизни.

А мне это надо?

Как же определить, что ваша система ценностей немного поотстала от вашей реальной жизни?

Вы выбираете «из двух зол». Ситуация, когда любой возможный выбор – плох, это как раз ситуация конфликта ценностей: у вас просто нет чётких критериев для выбора.

Вы чувствуете, что вы не соответствуете своему социальному статусу. Вы ощущаете, что вы – плохая мать, ненастоящий специалист или неправильно одеваетесь. Или, наоборот. Вы начинаете делать что-то, что вам совсем не нравится, но «надо», а то вас не поймут окружающие.

Вы чувствуете потерянность. Вы не знаете, чего же вам хочется, и почему-то всё меньше и меньше радуетесь.

Список открытый, вы можете сами его продолжить.

Что со всем этим делать?

Для начала надо определить ценности, в соответствии с которыми вы действуете. Какие бы ценности вы декларировали для себя, в повседневной жизни легко и без энергетических затрат делается только то, что соответствует вашим реальным ценностям. А вот действия, обусловленные «недозрелыми» или «чужими» ценностями, вызывают сопротивление, и проходят по графе «надо» и «должен».

Вам понадобятся записи. Распишите все свои действия за день и дайте им оценку по десятибалльной шкале по трём параметрам: «хочу», «должен» и «важно». Обратите внимание на свои финансовые затраты, траты тоже отражают ценности. Помните, что любое действие имеет своё ценностное наполнение. Особенно, если иметь в виду, что удовольствие, радость, отдых – тоже входят в систему ценностей.

Уже через неделю вы можете заняться подсчётами.

Сначала просто выпишите все действия и посчитайте, сколько раз вы их делали в течение недели. Действия, обусловленные зрелыми ценностями, будут с очень высокими оценками по параметру «важно» и там всегда будет присутствовать оценка выше 5 «хочу». Давайте с них и начнём. Какой ценности соответствуют эти действия? Опять же, одно действие может относиться сразу к нескольким ценностям.

А вот и опора.

Напишите список зрелых ценностей. Вы получили список, на который вы можете опираться в сложных случаях. Это – ваш ресурс, ресурс, который вы можете использовать прямо сейчас. Посчитайте, какой процент из всех ваших действий приходится на ценности из этого списка. Вы получили представление о том, что вы имеете сейчас. Это не значит, что этот список неизменен, но сейчас, в вашем текущем состоянии, именно этот список это то ядро устойчивости, на которое вы можете рассчитывать.

Важно понимать, что, несмотря на то, что этот список – это список того, на что вы можете опираться сейчас, через какое-то время он может измениться. Система ценностей – это единственная наша внутренняя опора в любой изменчивой ситуации, но это опора – динамическая, она непрерывно двигается и она очень пластична.

Чтобы закрепить выявленные зрелые ценности придумайте какое-нибудь интересное действие: напишите историю про эти ценности, сделайте коллаж из ярких картинок или просто станцуйте про них танец. Причём вы можете работать как с каждой ценностью из списка, так и с их взаимосвязью.

Слабые ценности.

Для чего нужны списки.

Одним из принципов коучинга является концепция позитивных намерений. Эта концепция подразумевает, что любой человек, исходя из имеющихся у него на момент действия ресурсов, действует максимально эффективным образом. Позже соотношение ресурсов может поменяться, и окажется, что действовать можно было и по-другому. Особенно это заметно, когда уже известен результат действия.

Если перефразировать концепцию позитивного намерения, то можно сказать, что любое действие отражает соотношение ресурсов человека на момент совершения этого действия. Именно поэтому, я отталкивалась от того, что вы делаете каждый день, а не от ваших планов, желаний или картины мира в целом. К сожалению, ресурсом для выбора стратегии будет не само наличие у вас в списке какой-либо ценности, а ваш контакт с этой ценностью, ваше умение принимать решение с опорой на неё. И только ваши реальные действия могут изменить вашу систему ценностей.

Повседневные дела за неделю, к сожалению, куда лучше отражают вашу систему ценностей, чем ваше же описание своих ценностей в резюме. Тогда перейдём к действиям с высокими оценками «должен», и низкими, а то и отсутствующими оценками «хочу» и «важно».

Старое или новое?

Это – самые трудные действия. Часть моих клиентов приходит с запросом по поиску мотивации для таких действий. Кажется, что эти действия навязаны извне, они вообще не про ценности. Эти действия – зона внутреннего, а зачастую и внешнего конфликта.

Наиболее вероятно, что эти действия как раз и демонстрируют конфликт двух систем ценностей: то ли они остались от старой и потеряли свой первоначальный смысл, то ли - пришли от новой, но отвечают слабым пока ещё ценностям. И, как нетрудно догадаться, важно узнать из какой они системы, потому что от этого зависит, что с ними делать дальше. Ведь так заманчиво просто перестать делать то, что должен непонятно кому и непонятно зачем. И если это «должен» осталось от старой системы ценностей и тянется по привычке, именно так и можно поступить.

А если нет? Если это жуткое «должен» на самом деле – слабенький росточек вашей новой жизни?

Кто кому и что именно должен?

Выпишите эти действия. Сходу ценность вы им не найдёте. Но напишите к каждому этому действию, а кому именно вы должны это действие? Для чего вы его всё-таки делаете? Что вы получаете в результате этого действия?

Вы делаете это действие, чтобы порадовать родителей или детей? Значит, вам важны отношения с родителями или детьми. Вы работаете сверхурочно, чтобы заработать денег на отпуск? Значит, вам важен отдых. Ценности за этими действиями есть, просто эти ценности находятся не напрямую, а за два хода.

И ценности, которые достигаются в несколько ходов – слабые.

Усиливать или отказываться?

Чем интересны слабые ценности? Если сильные ценности – это ваша опора, ваша поддержка в сложных ситуациях, ваши критерии для выбора, то слабые ценности – это ваш ресурс адаптивности. Это те ценности, которые вы можете усилить в случае нужды и сделать их своей дополнительной опорой, а можете отказаться от них, если ситуация того требует.

Получив список слабых ценностей, вы вместе с ним получаете ощущение своей гибкости, готовности к изменениям. Пусть нельзя войти в одну реку два раза, у вас есть набор инструментов, которые помогут вам входить в любые реки.

Прежде чем решать, что делать с этими ценностями, прочувствуйте каждую из них. Что изменится в вашей жизни, если вы её усилите? А что изменится, если вы от неё откажетесь? Какие изменения произойдут, если всё останется как есть?

Интересный получился конструктор, правда?

И всё таки, как к «должен» прикрутить ещё и «важно»?

У вас есть список ценностей. Они перестали прятаться за вашим «должен». Какие другие действия будут поддерживать эту ценность? Выберете из них действия, прямо указывающие на саму ценность – тогда у вас увеличится оценка по графе «важно». А ещё поищите действия, которые вас радуют, увеличив тем самым оценку по графе «хочу».

И да. Этими действиями вы укрепите слабую ценность. Она станет сильнее.

Как и на ёлку влезть и колготки не порвать.

Конфликт.

Как выбрать из двух ценностей саму-самую важную именно сегодня. Хочется и в театр сходить, и ребёнку помочь уроки сделать. Важно повидаться с подругами, но не менее важно сходить в бассейн. Одним словом, что делать, когда одинаковые по силе и важности ценности вступают в конфликт?

А ещё есть слабые ценности, как бы их совсем не ослабить. А в земных сутках всего 24 часа… И сменить планету в данный конкретный момент невозможно.

Я люблю конфликты. Именно в них заключён потенциал будущих изменений. И, как и в любом другом конфликте, в конфликте ценностей первое, что надо определить, а что их объединяет? Или, по крайней мере, может объединить? В примерах абзацем выше стоит подумать, для чего надо помочь ребёнку сделать уроки? Для учёбы или для общения с ребёнком? Во втором случае можно пойти в театр с ребёнком. А в первом – попросить помочь с уроками подругу или членов семьи. Что объединяет общение с подругами и ваше здоровье? Да бассейн как раз и объединяет. Идите в бассейн с подругами.

У вас появляется новая и интересная сфера для творчества. Найти такие действия, которые охватывали бы как можно больше ваших ценностей. Менять действия в соответствии с тем, что для вас действительно важно, это – невероятно увлекательное занятие. Главное верить, что решение всегда есть. Попробуйте – и скоро вера в существование решения перерастёт в уверенность.

А если всё-таки надо выбрать?

Вы же помните, что ценности - это критерий выбора. Беда в том, что в случае конфликта ценностей, какой бы выбор мы не сделали, он будет восприниматься плохим. И как тут выбирать?

Итак, вы хотите в театр на абсолютно взрослую пьесу, но надо делать уроки с ребёнком, и, кроме вас никто с этим не справится. Пьеса исполняется один раз, а у ребёнка завтра контрольная. Ух. Вы идёте в театр, но не смотрите пьесу, а представляете ужасы завтрашней контрольной. Вы остаётесь делать уроки, но вы невнимательны – вы сожалеете о не посмотренной пьесе.

И да, наверное, удачное решение где-то имеется, но вы уже напуганы выбором и его не видите.

Закройте глаза и представьте себя в театре. Увидьте, что на вас надето, почувствуйте дыхание множества людей, заметьте игры теней, обратите внимание, на самое яркое ощущение в теле. А потом откройте глаза, сделайте три глубоких вдоха и выдоха и закройте их снова. Только теперь увидьте себя дома, с ребёнком, как вы увлечённо разбираете материал для контрольной. И снова обратите внимание на освещение, движение воздуха и на своё тело. Какая из двух картинок ярче? Какая - отзывается в теле радостью? Какая - вызывает беспокойство? Сейчас вам легче сделать выбор? Этот выбор не изменит вашу систему ценностей. Но, делая его, вы прислушаетесь к себе, к своим ощущениям, немного отойдёте от рациональной оценки ситуации. А главное, такой выбор позволит вам больше и полнее присутствовать там, где вы оказались, и не переживать о том, чего вы не выбрали.

Может быть, не всякий конфликт нуждается в немедленном разрешении и разборе?

Пока вы представляли себя в этих двух ситуациях, что изменилось в вашей системе ценностей? Изменились ли названия ценностей, нашлись ли среди ваших ценностей случайно затесавшиеся чужие, нашлись ли ценности, которым вы придавали неоправданно высокую важность?

Зачем вам «чужие» ценности?

Чужие ценности обожают конфликтовать с вашими. Однако, не спешите их вычёркивать. Постарайтесь проработать их по методу, описанному в прошлом письме. То есть определите, нет ли за первым, очевидным, слоем второго. Ведь не просто так вы за них держитесь. За «чужими» ценностями прячутся ваши. Например, если вы понимаете, что «карьерный рост» - это не совсем то, что вас радует, поищите, для чего ещё вам нужен карьерный рост. Для признания и уважения близких? Для оценки собственного места в мире?

И, если после пересмотра своей деятельности и разбора конфликтов, нашлось что-то устаревшее или явным образом чужое, не забудьте проверить, для чего вам это именно сейчас. И тогда не надо будет их выбрасывать. Просто место этих ценностей займут другие, более глубинные, может быть, более слабые, но свои.

Изменения без разрушений.

Если вы что-то делаете прямо сейчас, значит вам это для чего-то нужно. Далеко не всегда вам нужен прямой результат вашего действия. Но у любого действия, кроме явного результата, есть ещё и пара-тройка вторичных. И если прямой результат вас не радует, поищите вторичные. Вы неудобно одеваетесь не для того, чтобы выглядеть в соответствии со «статусом»? Тогда вам важно одобрение значимых людей. Вы проваливаете три важных работы подряд? Наверное, вам нужен отдых.

Не спешите разрушать свои «чужие» ценности. За ними спрятаны ваши. И когда вы найдёте свои истинные потребности, вы найдёте и действия, которые перестанут казаться «чужими».

Дисциплина без насилия.

Предположим, вам хочется как-то изменить свою жизнь. Ну, например, здоровьем заняться поплотнее. Идея зарядки по утрам внушает ужас – всю жизнь вы чувствовали себя слабовольным нытиком, потому что люди с сильной волей делают по утрам зарядку и бодренько бегут куда-то по своим важнющим делам. А вы по утрам едва переставляете ноги и единственное физическое усилие, доступное вам в это время – это сварить кофе.

Представьте себе, что вы инвестируете своё время в ценность «Здоровье». Чуть-чуть, ровно столько, сколько не будет вас напрягать и сковывать ужасом. Хоть 10 минут в день. Где их взять эти 10 минут? Посмотрите, какая ценность у вас –самая сильная. Семья, комфорт, свобода, отдых? Вот у них и возьмите. Вы не отнимаете время у семьи. Вы инвестируете это время в своё здоровье. И, со временем это время вернётся опять в семью, ведь с укреплением здоровья вы сможете делать зарядку вместе с семьёй или не потратите это время на визит к врачу.

Единственное что неизменно это – перемены.

Система ценностей, как вы уже поняли, не является чем-то неизменным. Наоборот, она постоянно меняется, приспосабливаясь к изменениям окружающего мира. Какие-то изменения вы не замечаете, а какие-то могут даже напугать. Усиление внимания к системе ценностей поможет вам быть более внимательными к своим потребностям и к требованиям окружающей среды.

Даже если кажется, что весь мир вокруг враждебен, именно контакт с системой ценностей позволяет взаимодействовать с ним без потери самоуважения. Осознавая свои ценности, вы обретаете и опору, и средство адаптивности одновременно.

А ещё, пока вы находитесь в контакте со своими ценностями, вы эволюционируете.

tagPlaceholder Tags:

В этой теме мы выделим лишь наиболее существенные моменты, которые имеют отношение к прогнозированию будущего. Ценности определяют принятие решений. Чем больше некая ценность распространена в обществе, тем с большей вероятностью в ее пользу принимаются решения на всех уровнях - от бытового до государственного. Ценности - это культурно обусловленные формы реализации генетических программ.

Ценности опираются на генетически заданные программы поведения (самосохранение, размножение, ценность рода), а также на потребность в удовольствии. При этом ценности являются культурно адаптированными способами реализации этих потребностей. В одних обществах более распространены ценности самосохранения (культура безопасности в современном западном обществе), в других - групповые ценности и приверженность роду (национализм). Ценности распространяются в обществе через подражание людей друг другу, обучение, членство в определенных социальных группах, рекламу и государственную пропаганду.

По своей внутренней структуре ценности состоят из трех частей:

1) титул, выраженный словами;
2) ассоциированное с титулом приятное переживание;
2) группа людей, разделяющих эту ценность.

Например, титул - футбол, приятное переживание - победа
любимой команды, группа людей - футбольные фанаты.

СВОЙСТВА ЦЕННОСТЕЙ

Ценности эволюционируют, изменяясь в ходе исторического процесса. Возникают новые ценности и усложняются старые, поскольку люди становятся все более требовательными и избирательными в своих предпочтениях.

Ценности конкурируют за человеческое сознание. Доминирующая ценность превращается в идеологию. Идеологии в большей мере заинтересованы в самораспространении, чем в реализации исходной ценности, они связывают ценности и геополитику. Ценности определяют направление развития и способы применений технологий. При этом, если развитие технологий зависит также от предыдущего состояния технической и экономической базы, то применение технологий почти полностью определяется ценностями.

Ценности по своей природе консервативны. Они отстают от развития технологий примерно на 30–50 лет. Новые открытия и возможности вначале, как правило, принимаются в штыки (например, возможность космических полетов в первой половине XX века, когда уже была доказана возможность создания ракет, или наркоз в середине XIX века).

В некотором смысле эта мысль содержится в философской трактовке Карла Маркса теории развития производительных сил и производственных отношений (производственные силы определяют производственные отношения) и в теории техно-гуманитарного баланса Акопа Назаретяна. Гипотеза техно-гуманитарного баланса предполагает, что технический прогресс определяет развитие культурных регуляторов поведения и мышления. Рост мощности технологий требует выработки все более сложных нравственных ограничителей. В результате те общества, которые не смогли своевременно адаптироваться к возросшим технологическим возможностям, подрывают природные и/или геополитические основы своего существования.

В наших силах ускорить или замедлить процесс изменения ценностей. Тем самым можно повлиять на ход прогресса, поскольку изменения ценностей приводят к изменениям инвестиций в те или иные проекты. Например, низкий интерес к крионике приводит к отсутствию финансирования исследований в области криобиологии.

ОСНОВНОЙ ТРЕНД - РОСТ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Этот тренд выражается в снижении уровня насилия, культуре безопасности, заботе о жизни других людей и стремлении к продлению жизни.

Однако скорость распространения ценности человеческой жизни в настоящее время недостаточна для того, чтобы стать доминирующей и определить бурный рост научных технологий в этой области. Именно сейчас важно изменить приоритет ценностей в сознании человека в пользу тех, которые могут дать бессмертие и возможность избежать глобальной катастрофы. Сейчас ускорение развития биомедицинских технологий может иметь решающее значение для сохранения и радикального продления жизни большинства читающих эти строки.

Избежание глобальной катастрофы также зависит от ценностей: только цивилизация, поставившая своей целью неуничтожимость, может сохраниться. Человечество может быть раздавлено слепым развитием технологий. Те варианты ИИ, которые будут созданы без учета ценностей человека, почти наверняка будет недружественными и представлять опасность для человечества. Для достижения бессмертия и избежания глобальной катастрофы главной ценностью должна стать идея самосохранения. Сейчас наблюдается рост значимости и популярности ценности человеческой жизни, но одновременно с этим ценности национализма и религии ведут к увеличению вероятности войны.Для достижения радикального продления жизни одной ценности самосохранения мало, нужна еще ценность рациональности.

Люди очень хотят не умирать, но различные религиозные представления о бессмертии дают им иллюзию возможного решения этой проблемы. Мы считаем этот путь иллюзорным, поскольку нет никаких научных доказательств жизни после смерти. Только рост ценности рациональности, культ разума позволят понять, что человек должен достичь продления жизни собственными усилиями, используя свой интеллект.

На наш взгляд, достижению этой цели мешают ложные ценности, одни из которых прямо противодействуют развитию прогресса (религия), другие являются утилизаторами времени и ресурсов (спорт высоких достижений), третьи являются прямой угрозой для жизни и здоровья (алкоголь, наркотики, оружие). Для ускорения наступления позитивного сценария, когда технологический прогресс приведет к бессмертию, а не к глобальной катастрофе, необходимо доминирование двух основных ценностей - жизни и рациональности.

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ БУДУЩЕГО

1. Продолжительность жизни и безопасность. Для развития большинства ценностей необходимо, чтобы человек жил дольше и дольше их реализовывал. Здоровый, активный и долгоживущий человек может реализовывать больше разных ценностей.

2. Деньги. Деньги позволяют вести диалог между ценностями и формализуют конфликты между ними, переводя их в мирное русло. Деньги выступают как мерило разных ценностей и одновременно как инструмент превращения ценностей в решения. Деньги являются более мягкой формой власти, она измерима, не связана с «феодальной» зависимостью и не покушается на свободу другого человека.

3. Рейтинги и слава. В обществе происходит увеличение значимости человека как такового, роль конкретной личности растет. Растет потребность в количественной оценке этой роли. В будущем совокупность личных рейтингов человека по важности будет сопоставима с деньгами как показателем его положения в об ществе. Под рейтингом мы понимаем совокупность представлений о человеке в глазах других людей, выраженную через некий простой индикатор (количество друзей в социальной сети, позиция в неком престижном списке, количество упоминаний в поисковике).

4. Толерантность. Это признание права других людей иметь другие ценности и реализовывать их, если они не угрожают другим людям. Другими словами, толерантность - это признание свободы людей.

5. Развлечения. Поскольку точкой соприкосновения разных ценностей является способность вызывать приятные переживания, то постепенно возникает личность, искушенная в области ценностей и более эгоцентрически их воспринимающая. Для такой личности развлечения являются единственным мерилом ценности любых событий и явлений.

Что определяет будущее?

Существование общих законов развития, проявляющихся в законах эволюции, исторических закономерностях, и динамика ценностей являются основой возможности достоверного прогнозирования будущего, поскольку и в будущем эти закономерности будут определять развитие человечества.Мы полагаем, что будущее в первую очередь определяется основным трендом эволюции, состоящим в росте интеллекта и ускорении развития. Однако на этот тренд накладываются отклонения, связанные с господствующими ценностями, которые приводят к тому, что технически возможные достижения либо ускоряются, либо откладываются.

Люди в любом случае полетели бы на Луну, исходя из общего тренда экспансии и технологического развития. Но в XVIII веке они технически не смогли бы этого сделать, независимо от того, какие ценности превалировали бы в тот момент. В 1950-е годы политические разногласия не позволили США запустить первыми космический спутник, а атеистическая идеология в СССР способствовала этому. В 1960-е годы пилотируемые полеты на Луну стали ценностью в Америке благодаря личной инициативе президента Кеннеди. Развитие «лунной программы» резко ускорилось, и 20 июля 1969 года команда американских астронавтов во главе с Нилом Армстронгом высадилась на Луну.

В 1970-е полеты на Луну перестали быть ценностью, и реализация «лунной программы» США затормозилась, очередной полет планируется не ранее 2020 года.
На этом примере мы видим три действующие силы, каждая из которых на порядок слабее предыдущей.

1. Ускорение технологического развития, который определяет ход истории человечества в нашу эру с точностью до столетий.

2. Ценности, которые определяют жизнь общества на десятки лет. Они могут приводить к ускорению или торможению основной линии прогресса в пределах нескольких десятилетий.

3. Изменение ценностей за несколько лет в результате деятельности пассионариев, таких как Ленин, Кеннеди, Горбачев. В определенных ситуациях за несколько лет могут измениться и господствующие ценности. Эта схема применима к сегодняшнему дню, когда события происходят в более быстром темпе.

В прошлом один человек мог ускорить развитие общества на тысячелетия (например, раньше изобрести огонь). На сегодняшний день, если открытие не сделано одним человеком в этом году, оно скорее всего будет сделано в течение следующего года другим человеком. Если полагаться только на основной тренд, то есть на технологический прогресс, то можно наверняка утверждать, что через 150 лет будет создан ИИ, достигнуто бессмертие и будут осуществляться дальние космические полеты. Однако всего этого можно достичь значительно быстрее - еще при нашей жизни, если общество примет соответствующую систему ценностей. Отметим еще раз, что общественные институты - это средства реализации ценностей, а ресурсы - плод прогресса.

Судьба цивилизации в ближайшие десятилетия очень зависит от ценностей и способов их изменения, а также от лидеров, которые возьмут на себя ответственность за реализацию задач прогресса. От того, какими будут глобальные ценности, зависит, будут ли созданы лекарства от старости через 20 лет или через 150. А этим определяются личные шансы на бессмертие каждого читателя этой книги. Выбор глобальных ценностей зависит от активности пассионариев, их продвигающих.

Турчин А.В., Батин М.А.

Если представить систему ценностей человека , как вертикальную шкалу и разбить её на отдельные составные части, то на самой верхней отметке этой шкалы будет жизнь. Затем по нисходящей – здоровье, которое, как потенциал, поддерживает эту жизнь. Эти две компоненты даны человеку при рождении. В зависимости от того, как человек распорядится этим потенциалом (утратит, умножит, рационально распределит) зависит его жизнь.

Здоровье – это внутренний, жизненный потенциал, а не отсутствие болезней.

Это уровень устойчивости жизненных сил, тела, души, разума человека. По мере того, как человек растёт и развивается, он выстраивает отношения (взаимодействует) с окружающим миром. Это прежде всего мать, затем окружающие родственники. Потом детский коллектив (сад, школа), учебные заведения, работа.

В таком же порядке формируется система ценностей. Если порядок нарушается (происходят искажения), систему лихорадит. Человек теряет ориентир, берётся за разные дела, тратит на это много сил и энергии (думает, что это самое важное), а в итоге понимает, что не это надо было делать. В результате - разочарование, дискомфорт.

Посмотрите вокруг себя. Как много людей во главу угла поставили зарабатывание денег. Чем больше работают, тем меньше времени (и сил) остается на себя, своих близких, друзей, хобби. Это воронка, которая засасывает все больше и больше. В результате - здоровье утрачивается (намного быстрее, чем нам представляется), личная жизнь не складывается, отношения с родственниками портятся, друзья, знакомые отходят куда-то на задний план. Знакомо? Жизнь совсем не та, о какой мечтали.

С чего начать? Как определиться?

Для начала возьмите лист бумаги и напишите, что для вас самое ценное в жизни. Пишите в том порядке, что будет приходить в голову.

После этого расставьте приоритеты. По – порядку: 1,2,3 и т.д. по степени важности и проставьте в процентном отношении насколько это важно.

Затем нарисуйте круг в центре точка – это вы и от этой точки по секторам строго, выдерживая пропорцию в процентах, нарисуйте свои ценности, можно в цветовой гамме.

Это будет ваша система ценностей, ваше жизненное пространство.
Посмотрите, все ли вас устраивает? Если нет, то, за счет какого сектора, вы захотите что-то увеличить или внести что-то новое. Проанализируйте её, сделайте выводы.

Однажды на одном тренинге участники получили задание нарисовать систему ценностей. Одна девушка, закончив рисовать, горько расплакалась. Что же ее так взволновало?. Оказывается, в ее системе ценностей не было ее матери. «Но, ведь, я так люблю ее»,- сказала она. Тренер попросила посмотреть, что в ее системе ценностей поглотило время общения с мамой (именно это вытеснило ее из подсознания девушки) и внести корректировку. .
Когда это было сделано, девушка улыбнулась и сказала: «Сегодня же я куплю цветы, поеду к маме и скажу ей, что я очень люблю ее и никогда про нее не забываю». Это было очень поучительно для всех.

Если вам не понравится ваша система ценностей, не горюйте. Нарисуйте такую, в какой вам было бы уютно и примите это в свою жизнь.
Жизненные задачи решаются (по степени важности) в том же порядке, в каком выстроена система ценностей, начиная сверху, а именно: 1, 1.2, 1.3, 1.4 и т.д., затем 2, 2.2, 2.3 и т.д.(по вертикали и горизонтали). Если порядок нарушается – «залихорадит» и начнется процесс разрушения. Это не сразу заметно, проявляется во времени. Для того, чтобы восстановиться, включается процесс переосмысления.

Система ценностей имеет значение и при выстраивании отношений.

Если похожи – отношения гармоничные, люди говорят на «одном языке», если нет – конфликт. Два пути решения проблемы: или подкорректировать, изменив приоритеты, или искать созвучную пару.

Может ли меняться система ценностей?

Конечно. Это происходит часто. Например, нужно срочно заработать определенную сумму денег. Все силы, время отдаются работе, т.к. в данный момент это приоритетно. Важно, чтобы это не затягивалось надолго. Наверное, у каждого в жизни были моменты, когда самому было плохо или что-то случалось с близкими людьми. Мы думали о работе, о друзьях, о развлечениях? Нет! Мы все силы прикладывали к тому, чтобы скорее выйти из этой ситуации, потому, что нам было очень дискомфортно. Это гораздо важнее в жизни. Все это единый энергоинформационный процесс, который в физическом плане так же имеет проявления (причинно следственную связь).