Что такое общение с литературой. Значение литературы в жизни человека

Я считаю, что воображение - это возможность человека мыслить творчески.

По моему мнению, воображение нам предназначено для того, чтобы в дальнейшем создавать что-то новое. Все рассуждают по-разному, следовательно, фантазия у каждого человека своя. Экзюпери в своей книге "Цитадель" писал: "Идя по чужим следам, рискуешь не оставить своих".

Писателям разных жанров, а в частности фантастам и утопистам, необходимо воображение, ведь оно - залог интересного сюжета. Они создают свой собственный мир на листке бумаги. Мир, со своими устройствами и героями, который затягивает нас. Чтобы автору донести мысль, нам, читателям, также необходимо пофантазировать, дабы лучше представить картину происходящего.

Ещё одна творческая профессия, в которой, несомненно, как личные качества, должно присутствовать воображение - художник.

Они постоянно ищут новые течения своего ремесла. Как, например, в двадцатом веке появился импрессионизм, основанный на впечатлении. Мы бы не увидели многочисленных ярких композиций, не обладай человек таким замечательным качеством, как умение воображать.

Воображение позволяет нам найти своё призвание в творчестве и насладиться произведениями других талантливых людей.

Обновлено: 2017-06-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Основное внимание в книге сосредоточено на изложении разработанного нами представления о возникновении общения с окружающими людьми и о его развитии в последующие 7 лет жизни ребенка.

Но прежде чем приступить к рассмотрению генезиса общения, необходимо хотя бы коротко сообщить читателю, какой смысл мы вкладываем в термин «общение». Определение общения необходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется в русской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научно не определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что в научной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позиций исследователей, которые его употребляют. Вот почему эту главу мы посвящаем краткому рассмотрению вопроса о том, что такое общение.

Определение общения

Во введении к книге мы уже отметили тот факт, что сфера общения в последние два–три десятилетия привлекла пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, 1971; И. С. Кон, 1971, 1978), психолингвистов (А. А. Леонтьев, 1979а, б), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, 1966; Г. М. Андреева, 1980), детской и возрастной психологии (B. C. Мухина, 1975; Я. Л. Коломинский). Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковый смысл. Так, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина (Воспитание детей…, 1955) называют общением ласковую речь взрослого, обращенную к младенцу; М. С. Каган (1974) считает правомерным говорить об общении человека с природой и с самим собой. Одни исследователи (Балл Г. А., Брановицкий В. Н., Довгялло A. M. // Мышление и общение, 1973) признают реальность взаимоотношений человека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении с неодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл» (Б. Ф. Ломов // Проблема общения…, 1981. С. 8). Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так, ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьев (1973) сообщает, что только в англоязычной литературе уже к 1969 г. было предложено 96 определений понятия общения.

И все же неизбежно каждый, начиная писать об этом феномене, дает еще одно, свое определение общения. Даем такое определение и мы.

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981).

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит для нас то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а также в том, что партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них. Когда два человека общаются, они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Поэтому мы не относим к общению случаи односторонней активности: когда, например, лектор обращается по радио к невидимой ему аудитории или учитель дает урок по телевидению, а не в классе. Значение указанной особенности общения подчеркивают Т. В. Драгунова (Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков, 1967) и Я. Л. Коломинский (1976).

Для общения характерно также то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физический предмет, «тело». Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательном состоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев (1965), Е. О. Смирнова (Мышление и общение, 1973) и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты» (Проблема общения…, 1981. С. 8), и чуть дальше: «Для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» (там же).

Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация взаимодействия в отрыве от других черт общения приводит к интеракционистской позиции, которая резко обедняет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмене информацией как сути общения последнее превращается в коммуникацию – явление, также намного более узкое, чем общение. Напомним, что К. Маркс, говоря о феноменах общения, употреблял не английское слово communication – «коммуникация», а немецкое Verkehr – термин, который в гораздо большей степени схватывает связь общения с отношениями в человеческом обществе (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 19). 2

И наконец, отождествление общения с отношениями, в особенности со взаимоотношениями, также искажает рассматриваемый термин; четкое отделение его от понятия «взаимоотношения» имеет важное принципиальное и методическое значение (Я. Л. Коломинский, 1981). К последнему вопросу мы еще вернемся при рассмотрении продуктов общения.

Итак, в ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ. Это позволяет легко отделить акты общения от всех других действий. Если ребенок, слушая Вас, глядит Вам в лицо и, улыбаясь в ответ на Ваши ласковые слова, устремляет взгляд в Ваши глаза – можете быть уверены, что Вы общаетесь. Но вот ребенок, привлеченный шумом в соседней комнате, отвернулся или наклонил голову, заинтересованно рассматривая жука в траве, – и общение прервалось: его сменила познавательная деятельность ребенка. Общение может быть выделено из других видов активности человека в отдельный эпизод. Так бывает, например, когда люди сосредоточенно обсуждают свои отношения, высказывают друг другу мнения о своих или чьих–то поступках, действиях. У маленьких детей общение, как правило, тесно переплетено с игрой, с исследованием предметов, рисованием и другими видами деятельности и перемежается с ними. Ребенок то занят своим партнером (взрослым, ровесником), то переключается на другие дела. Но даже краткие моменты общения – это целостная активность, имеющая у детей своеобразную форму существования, поэтому как предмет психологического анализа общения представляют собою известную абстракцию. Общение не сводится полностью к сумме наблюдаемых разрозненных контактов ребенка с окружающими людьми, хотя именно в них оно проявляется и на их основе конструируется в объект научного изучения.

Это не просто чтение рассказов, созерцание картин, а осознанное творческое, целебное изучение произведений литературы, искусства, науки для поиска, уточнения своего жизненного пути.

Общие терапевтические "механизмы"методики

1. Целебно-творческий момент состоит здесь в том, что пациент чувствует, осознает в общении с взволновавшими его рассказами, картинами, научными произведениями свою неповторимость, обретает себя, если не в создании творческих произведений, то в созвучии с близкими ему творцами. Любимые им картины, книги, музыкальные и научные произведения подчеркивают его личностный портрет. Дефензивный пациент, который много раз смотрит пьесы А. П. Чехова, в сущности ходит на спектакли своего духа и в результате все яснее становится самому себе. М. Монтень усваивал из книг лишь созвучное себе, дабы лучше понять и выразить в "Опытах". Он был ""занят изучением только одной науки, науки самопознания, которая должна (...) научить хорошо жить и хорошо умереть". Э. Геннекен (1892) обосновал возможность "делать заключение на основании свойств душевной организации автора о свойствах его почитателей" . Н. А. Рубакин в работе "Среди книг", полагая, что это положение Э. Геннекена имеет "первостепенное значение для всего книжного дела", предложил считать его "законом Геннекена". "Этим своим законом, — отмечает Н. А. Рубакин, — Геннекен сумел выразить самую суть, самую основу влияния книги на читателя" [для "сильного влияния (...) необходимо психическое сродство автора и читателя"] .
2. Несозвучие с чужеродным творчеством также проясняет с в о е. Не обязательно знать подробно то, что чуждо; довольно это лишь отведать. Л. Толстой отметил: "Учитесь и у учителей, и в книгах только тому, что вам нужно и хочется знать".
3. Конкретное познание себя через опыт культуры человечества дает возможность целебно понять-прочувствовать дефензивному пациенту, что "не дурак, не невежда", если не знаешь чего-то или не можешь искренне восхититься тем, чем восхищаются другие, укоризненно на тебя посматривая. Для каждого свое. Будем понимающе-снисходительны к подобным укоризнам.
4. Когда пациент приносит в группу любимые стихи, рассказы, пластинки с музыкальными произведениями, художественные фотографии, доступные всем в группе научные статьи, книги, происходит творческое общение с членами группы через свое в человеческой культуре. Это плодотворные целебные коммуникации с людьми и одно временно жизнь в мире близкого, понятного тебе в искусстве, науке. Так творческие люди (например, писатель, ученый) окружают себя в рабочем кабинете созвучными им произведениями искусства, экспонатами, чтобы глубже чувствовать себя самими собой.

При использовании этого метода подростку рекомен-

1. Принести стихи любимого поэта, репродукции (кар-

тины) любимого художника или почтовую марку.

Рассказать о личностных чертах какого-либо автора, подчеркнуть особенности его произведений и читателей, для которых он написал.

Идея метода – найти своих поэтов, писателей и пр. Най- ти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искус-

ства (например, Ф. Петрарка писал письма к авторам, кото- рые жили задолго до него. В них он находил возможным вы- разить те чувства, которые не смог выразить людям, реаль- но окружавшим его).

3. Музыка, театр (что «видится», «слышится»,

«представляется» под музыку) может быть темой для об-

суждения, рефлексивного тренинга, темой для сочинений.

4. Наука также может быть предметом для обсужде- ния. Читая научные работы (классику) в подлиннике, можно научиться слышать ученого, определять его стиль, язык и пр. Можно прочитать автобиографии, письма. Задача – попы- таться найти возможность «войти в переживания» авторов.

Что дает этот метод творческого самовыражения?

1. Новые возможности для самораскрытия подростка.

2. Осуществление коррекционной работы с подрост-

3. Еще один шанс подростку почувствовать себя и стать

самим собой.

С помощью этого метода следует убедить подростка в том, что он способен создать что-то интересное, и обяза- тельно свое произведение. Нужно постараться укрепить, развить у него веру в себя.

Использование данного метода открывает новые возможности для обучения как в плане самораскрытия под- ростка, так и для осуществления коррекционной работы с ним (способ выражения внутренних конфликтов в визу- альных и вербальных формах).

Метод творческого самовыражения практически явля- ется для подростка тренингом креативности и самопозна- ния, позволяя ему удовлетворять присущую каждому расту- щему человеку потребность в творчестве и открывая ему путь к себе.

Кроме того, данный метод решает еще одну существен- ную задачу, подчеркивая диалектичность пары: «общее» (со всеми) – «особенное (мое)», а также и то, что эта пара свя- зана неразрывно – одинаково плохо, когда «все как один»,

«все на всех похожи» и когда «каждый сам по себе», «никто ни на кого не похож».

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

Творческое общение с искусством, литературой, наукой

релевантные научные источники:

  • «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве

    Ортега-и-Гассет X. | Сборник. Пер. с исп.- М.: Радуга,1991.- (Антология литературно-эстетической мысли).- 639 с. | Научная книга | 1991 | docx | 0.67 Мб

    Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) принадлежит к числу наиболее известных западных мыслителей XX века. Его идеи в области философии, истории, социологии, эстетики оказали влияние на

  • Искусство и политика: В 2-х т. Т.1

    Грамши А. | Пер. с итал.- М.: Искусство,1991.- 432 с. | Научная книга | 1991 | docx | 0.59 Мб

    Основатель и руководитель Коммунистической партии Италии А. Грамши - один из самых значительных мыслителей ХХ в. Его идеи сформировались как в полемике с итальянским философом Б. Кроче, так и в живом

  • Основные стилевые тенденции в отечественном фортепианном искусстве второй половины XX века

    Драч Наталья Григорьевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 10.79 Мб

    17.00.02. - Музыкальное искусство. «Стилевой плюрализм» (М. Тараканов) - одно из основополагающих качеств художественной культуры второй половины XX века. В работах философов и искусствоведов

  • Прагмалингвистнческие аспекты письменного делового общения на материале англоязычных текстов контрактов и деловой корреспонденции)

    Драбкина Инна Владимировна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Самара - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 4.84 Мб

    Специальность 10.02.04 - германские языки. Современный этап развития общества в России связан с коренными преобразованиями экономики и развитием торгово-рыночных отношений как в пределах страны, так

  • Ответы к экзамену по русскому языку, культуре речи и ораторскому искусству

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.16 Мб

    1. Русский язык как форма существования национального мышления и культуры. Место русского языка в системе языков мира. Основные тенденции развития современного русского языка. 2. Национальный язык.

  • Актуализация творческого потенциала будущего инженера в процессе эвристического обучения

    Мартыновская Светлана Николаевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук | Диссертация | 2006 | docx/pdf | 4.23 Мб

    13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Красноярск-2006 ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА В ПРОЦЕССЕ

  • Акмеологическая продуктивность инновационной позиции преподавателя в развитии творческой готовности студентов к профессиональной деятельности

    Паутова Людмила Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук | Диссертация | 2004 | docx/pdf | 10.45 Мб

Творческое общение с литературой, искусством и наукой — это значит, прежде всего, читать такие книги, такие смотреть спектакли, картины в альбомах и на выставках, слушать такую музыку, погружаться в такие науки, чтобы все это помогало уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить.

Тут важно помнить, что ты вовсе не плох, не неуч, если тебе, например, чужды, не помогают те художественные произведения, от которых без ума другие люди. Значит, ты человек иного склада, у тебя больше созвучия с другими авторами, потому что больше у вас похожего в душе, в характере. У одного больше целебного созвучия с нравственно-психологической прозой Чехова, у другого — с поэтически-философскими вещами Лермонтова, у третьего — с благородной солнечной печалью Пушкина. Книга писателя, поэта (как и всякое произведение науки, искусства) лечит прежде всего созвучием.

С., 23 лет, недовольная своим характером, «себя прочла в стихах А. Ахматовой и стала себе понятней, ясней», ощутила свою духовную особенность, приняла теперь себя такую, какая есть, научилась уважать себя, похожую на Ахматову. Благодаря строчкам поэтессы «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда» С. глубже поняла наши разговоры в группе о том, что но стоит так уж ругать себя за невольные скверные мысли, за постыдные чувства. Мы нравственно отвечаем, в конце концов, не за то, что в нас само по себе думается и чувствуется, а за свои сказанные людям слова и совершенные поступки.

Следовательно, для того, чтобы книга (как и любое произведение науки и искусства) существенно помогла в поисках своего дела, смысла жизни, помогла разобраться в сложном душевном конфликте, вдохновила на добрые дела, необходимо духовное созвучие автора с читателем.

Отечественный книговед Н. А. Рубакин считал, что суть действия книги на читателя выражается положением французского ученого Эмиля Геннекена, которое следует назвать «законом Геннекена»: «На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя» (Рубакин Н. А. Избранное в 2-х томах, т. 1. — М.: Книга, 1975, с. 191).

Нередко, однако, люди целебно тянутся и к чтению писателей противоположного склада. Так, человек с душевными трудностями в виде тягостной неуверенности, застенчивости, тревожности, чувственной вялости тянется не только к чтению Чехова, но и к чтению чувственного самоуверенного Бунина с пронзительными пряными красками в описаниях любви и природы. Это его чувственно тормошит, целебно «поджигает», но в то же время подчеркивает близость чеховского.

Многим людям с расстройствами настроения помогает повеселеть, ожить веселая, чувственно-сангвиническая, мягко-эпикурейская жизнелюбивая сила, выступающая так выпукло-сочно, зримо во фламандской живописи, в картинах Кустодиева, в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Кола Брюньоне» Роллана, в вещах А. Дюма-отца, Гашека, Ильфа и Петрова, Н. Думбадзе, в музыке Россини, Штрауса, Кальмана.

Итак, важно найти созвучное тебе в искусстве и постараться окружить этим себя дома, где набираешься сил, укрепляешься личностно. На стенах не должно быть случайных картин, фотографий. Пусть все (до формы табуретки на кухне), по возможности, будет по душе живущим здесь людям.

Познакомившись со многими произведениями искусства и науки, нужно выбрать созвучное себе (часто его так немного!) и приобрести некоторый опыт в целебном, личностном, общении с этими созвучными тебе ценностями культуры: установить, какое именно музыкальное произведение, стихотворение, картина, изучение какого именно насекомого или цветка и т. д. помогают освободиться от конкретного расстройства настроения или хотя бы смягчить его.