Кавказский пленник жилин и костылин сравнительная характеристика. Учимся писать сочинение

Костылин - один из отрицательных героев рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник», русский офицер, попавший в плен к татарам. Внешне, это грузный, толстый и неповоротливый мужчина. Он отправился в отпуск, и по дороге познакомился с Жилиным , после чего, было решено ехать вместе, так как во время Кавказской войны дороги были не безопасны. И на самом деле, вскоре, их настигли татары. У Костылина на этот случай имелось ружьё, но он им не воспользовался. Когда Жилин попросил Костылина стрелять, тот испугался и сбежал, бросив товарища. В результате, Жилин оказался в плену, а Костылина тоже скоро нагнали, так как лошадь под ним стала, а ружьё осеклось.

В плену этот герой показал себя не с лучшей стороны. Вместо того, чтобы мобилизовать все свои силы и подумать, как выйти из сложившейся ситуации, он быстро сдался. По приказу татар он написал домой письмо с просьбой о выкупе в пять тысяч монет. Жилин, в отличие от Костылина, согласился написать такое письмо только c условием, что их накормят, дадут свежую одежду и снимут с них кандалы. При этом, адрес на письме он указал неверный, чтобы не дошло. Пока Костылин ждал выкуп, Жилин обдумывал план побега и делал подкоп под сараем. И даже во время побега Костылин подвёл товарища. По дороге он столько стонал, что ему ноги натёрло, что Жилин согласился нести его на себе. В результате, их заметил один татарин и оба были возвращены в аул.

Костылин отчаялся и второй раз бежать не согласился. Он решил покорно ждать, пока за него заплатят выкуп. Жилин, с помощью девочки Дины , сумел все-таки бежать и, несмотря на все трудности, дошёл до родных полей. Оказавшись на русской стороне, он рассказал казакам, которые спасли его, о своих приключениях и сказал, что останется служить на Кавказе. Через месяц пришёл выкуп за Костылина и его освободили, но бедняга был измученный и еле живой.

В произведении Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» показаны два разных, противоположных друг другу главных героя – Жилин и Костылин. В данном рассказе показана правдивая, жизненная история, которая удивляет своей простотой.

Два главных героя являются сослуживцами офицерами и друзьями в беде. Жилин и Костылин – дворяне, служащие на Кавказе. Во время отправления в отпуск они попадают в плен к горцам. Читая данный рассказ, приходится смотреть на данную ситуацию глазами двух абсолютно разных людей.

Внешне приятели сильно отличаются друг от друга. Костылин тучный мужчина, который из-за своего веса постоянно потеет и заливается краской. Жилин наоборот невысок ростом, строен и ловок. Обратив внимание на фамилии героев, можно заметить насколько точно они описывают персонажей. Фамилия Жилина говорит о его спортивном телосложении, выносливости и силе. В то время как фамилия Костылина показывает обратное – его неуклюжесть и несамостоятельность.

В рассказе Жилин показан, как предусмотрительный и умный молодой мужчина. Он способен здраво оценивать ситуацию и находить к ней верное решение. Костылин же ведет себя беззаботно, до тех пор, пока не оказывается в опасности. Он не скрывает своего страха и зачастую выставляет себя трусом. Но характеры героев точно проявляются в момент, когда они оба попадают в плен к горцам.

Оказавшись в плену, Жилин показывает свои отважные черты, несмотря на угрозу своей жизни. Он отказывается платить выкуп и специально отправляет письмо по другому адресу, чтобы заранее предотвратить переживания матери. Но Костылин поступает по-другому. Он сразу же пишет несколько писем домой, прося о помощи и скорейшей высылке денег на его откуп.

Жилин изначально поставил цель сбежать домой, но помимо этого он наблюдает за местной жизнью, старается понять чужие быт и обычаи. Жилин завоевывает уважение хозяина своими положительными качествами. Он мастерит игрушки, лечит местных жителей и сближается с Диной, которая помогает в конце ему сбежать.

Костылин бездействует на протяжении всего рассказа, ожидая письма от родных. Когда Жилину удается сбежать, он берет с собой Костылина, который становится жалующейся обузой во время побега. Жилин терпит боль и усталость, не бросая Костылина, несет его на себе. Когда товарищей снова схватят и вернут в плен, Костылин будет так же бездействовать.

В конце рассказа товарищам удается спастись во второй раз, но происходит это только из-за несломленного духа Жилина, который никогда не переставал сопротивляться. Автор ярко симпатизирует Жилину, восхищаясь его отважностью и стойкостью. Читатель во время прочтения рассказа не может не испытывать некого презрения к Костылину, который не прилагает и капли усилий, чтобы освободиться из вражеского плена. В произведении показаны два героя, которые являются полными противоположностями друг друга. Именно это и заставляет читателей сравнивать отдельные качества личности и поступки персонажей.

Вариант 2

Лев Николаевич Толстой в своем произведении под названием «Кавказский пленник» рассказывает о двух русских офицерах Жилине и Костылине. Автор использует интересную особенность, он описывает их поведение в одинаковых ситуациях, показывая насколько разным может быть отношение к происходящему и поведение в зависимости от характера.

Герои встречаются в начале повествования, Жилин готов на опасный поступок, потому что торопиться на встречу к маме, Костылиным же просто движет чувство голода и жара, которая не дает ему спокойно жить. Также есть разница и во внешнем описании молодых людей, Жилин не высок ростом, но при этом достаточно удал и способен выкрутиться из любой ситуации. Костылин же наоборот высокий, грузный и достаточно толстый.

Их фамилии можно назвать говорящими, Жилин образовано от слова «жила», его можно назвать достаточно жилистым, крепким и достаточно выносливым. Костылину же во всем нужна опора и поддержка, этакий костыль, который будет его поддерживать, ведь он сам ничего не может.

Жилин изображается как человек решительный и способный принимать самостоятельные действия, но при этом он может предусмотрительно смотреть вперед и принимать взвешенные решения. При этом же Костылин больше похож на легкомысленного человека, который порой не отвечает за решения, которые принимает, он надеется, что его пронесет и ничего смертельного не случиться.

Еще одним ключевым моментом становится отношение к животным, Жилин называет ее ласково матушкой, а Костылин просто издевается, избивая плетью, которая подвернулась под руку.

Особенно эта разница заметна, когда они попадают в плен. Костылин просит у матери выслать денег, а Жилин специально пишет неправильный адрес, чтобы письмо не дошло до матери. При этом он извлекает из времени, проведенного в плену пользу, старается наблюдать за культурой и образом жизни людей, которые взяли его в плен. Чего не скажешь о Костылине, он мечтает скорее уйти из плена, даже если это станет бременем для его родственников и близких.

Таким образом, два человека попавших в одинаковые обстоятельства, проявляют совершенно разные черты характера, они показывают разницу воспитания.

Сравнение Жилина и Костылина

Толстой в рассказе «Кавказский пленник» повествует о двух офицерах Жилине и Костылине. Автор ставит их на равных условиях, как двух военных с похожими судьбами и в оказавшихся в одной ситуации. Но ввиду своего характера и склада личности каждый ведет себя в одних и тех же условиях по-разному. О таком положении дел и рассказывает Лев Толстой.

Жилин и Костыли были участниками сражений за присоединения Кавказа к русским землям. И вот судьба, а точнее по их собственному решению товарищи остаются вдвоем. Таким образом попадают в беду, где Костылин сбежал бросив друга, ружье и бежал прочь, думая лишь о своей жизни. Жилин напротив не кичился своей жизнью и задумал лишь своей смертью принести пользу и убить хоть одного татарина шашкой.

Но судьба не спасла Костылина от плена, где в это время уже находился Жилин. Татары заставляют пленных сразу писать письма на родину, чтобы те высылали огромный денежный выкуп, если же хотят снова увидеть своих родных мужчин. Так Костылин не долго думая пишет письмо в отчий дом, где просит семью выслать 5 тысяч рублей. Жилин наоборот не хочет отсылать письмо, но за невозможностью этого просто пишет неверный адрес своего дома. Жилин понимает, что матушка живет одна и не сможет выслать такую сумму.

В ожидании спасения или смерти Жилин и Костылин вели себя тоже не одинаково, хотя казалось бы в ограниченной обстановке нет шансов реализоваться. Жилин по ночам рыл подкоп, а днем делал кукол для маленькой татарской девочки, которая взамен носила ему лепешки и молоко. Костылин в это время ничего не делал. И вот в день побега оба пленника бегут вместе босиком, в результате чего стирают ноги и Жилину приходится нести на себе ослабевшего напарника. Из-за этого их снова ловят.

Даже после того, как Кавказских пленников ловят Жилин не сдается и продолжает верить в свой побег, Костылин продолжает жить прежней жизнью пленного человека. На помощь храброму и отважному Жилину приходит та самая девочка, которая кормила его в прежнее время. Она спускает в яму длинную палку, по которой мужчина понимается. Он смог добежать до русских, где его ожидала безопасность, а Костылин дождался денег от родных и был выкуплен.

Таким образом читатель напрямую видит героев-антиподов. Жилин храбрый, отважный, честный и решительный молодой человек, который думает не только о себе, но и о родных, о окружающих его людях ни смотря ни на какие обстоятельства, а Костылин эгоистичный, жалкий, трусливый и ленивый.

  • Сочинение Лиза Болконская в романе Война и мир Толстого характеристика и образ

    Образ Лизы Болконской – один из многочисленных образов представительниц прекрасного пола романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

  • Сочинение по картине Остроухова Золотая осень 2 класс (описание)

    На картине изображён обычный русский осенний пейзаж. Но как же он прекрасен! Осенняя пора противоречива. С одной стороны, в этот сезон часто бывают дожди, небо покрыто серыми тучами. Однако, деревья преображаются, сияют яркими красками

  • Каждый человек совершает ошибки вне зависимости от возраста и количества мудрости. Это неизменная часть жизни, уроки, через которые никто не вправе перешагнуть.

    "Кавказский пленник" - рассказ, который называют иногда повестью. Написал его рассказывает нам о русском офицере, который находился в плену у горцев. Впервые рассказ был опубликован в журнале "Заря" в 1872 году. Он является одним из самых популярных произведений великого русского писателя, выдержавшим множество переизданий. Название рассказа - отсылка к одноименной поэме Пушкина. В этой статье мы произведем Жилина и Костылина. Это два главных героя, противопоставление личностей которых составляет основу произведения. Описание Жилина и Костылина смотрите ниже.

    Завязка истории

    Повествование основано отчасти на реальном событии, которое произошло во время службы Толстого на Кавказе (50-е годы XIX века).Он писал в своем дневнике в июне 1853 года, что едва не попал в плен, но вел себя хорошо в этом случае, хотя и чрезмерно чувствительно. Лев Николаевич вместе со своим другом однажды чудом ушел от погони. Поручику Толстому приходилось также вызволять своих боевых товарищей из плена.

    Письма с просьбой о выкупе, составленные двумя офицерами

    Действие рассказа происходит в период Жилин, офицер, служит на флоте. Мать его присылает сыну письмо с просьбой навестить ее, и тот выезжает вместе с обозом из крепости. По дороге он обгоняет его вместе с Костылиным и натыкается на конных "татар" (то есть горцев-мусульман).

    Те подстреливают лошадь, а самого офицера забирают в плен (его товарищ бежит). Жилина отвозят в горное село, после чего продают Абдул-Мурату. "Как встретились Жилин и Костылин после этого?" - спросите вы. Оказалось, что у Абдул-Мурата в плену уже находился к тому времени Костылин, сослуживец Жилина, который также был пойман татарами. Абдул-Мурат заставляет написать русских офицеров письма домой, чтобы получить за них выкуп. Жилин указывает на конверте неверный адрес, понимая, что матери в любом случае не удастся собрать необходимую сумму.

    Жилин и Костылин в плену

    Костылин и Жилин живут в сарае, им надевают на ноги днем колодки. Жилин полюбился местным ребятишкам, прежде всего Дине, 13-летней дочери Абдул-Мурата, которой делал кукол. Во время прогулок по окрестностям и аулу этот офицер прикидывает, как можно бежать в русскую крепость. Он ночами делает в сарае подкоп. Дина приносит ему иногда куски баранины или лепешки.

    Побег двух офицеров

    Когда Жилин узнает, что жители этого аула встревожены смертью односельчанина, погибшего в бою с русскими, он решается наконец на побег. Вместе с Костылиным офицер ночью пролезает в подкоп. Они хотят добраться до леса, а потом - в крепость. Но из-за того, что тучный Костылин был неповоротлив, они не успевают осуществить задуманное, татары замечают молодых людей и доставляют обратно. Их теперь сажают в яму и уже не снимают колодок на ночь. Дина иногда продолжает носить офицеру еду.

    Второй побег Жилина

    Понимая, что их поработители боятся того, что вскоре могут прийти русские, и потому могут убить своих пленников, Жилин с наступлением ночи однажды просит у Дины достать длинную палку. С ее помощью он вылезает из ямы. Раскисший и разболевшийся Костылин остается внутри. Он пытается, в том числе с помощью девочки, сбить с колодок замок, но ему это не удается. На рассвете, пробравшись через лес, Жилин выходит к русским войскам. Костылина впоследствии, с подорванным до крайности здоровьем, выкупают из неволи товарищи.

    Характеристика главных героев ("Кавказский пленник", Толстой)

    Жилин и Костылин - русские офицеры. Они оба участвуют в войне за Жилину приходит письмо от матери, в котором она просит сына перед смертью навестить ее, чтобы проститься. Он, недолго думая, отправляется в путь. Но одному ехать было опасно, так как в любое время его могли схватить и убить татары. Поехали группой, и поэтому очень медленно. Тогда Жилин с Костылиным решают одни отправиться вперед. Жилин был предусмотрительным и осторожным. Убедившись, что ружье Костылина заряжено, а в ножнах у него имеется шашка, Жилин решил посмотреть, не видно ли татар, поднявшись на гору. Взобравшись повыше, он заметил своих врагов. Татары находились совсем недалеко, и потому увидели Жилина.

    Этот храбрый офицер подумал, что если ему удастся добежать до ружья (которое было у Костылина), то офицеры спасутся. Он закричал своему товарищу. Но трусливый Костылин убежал, испугавшись за свою шкуру. Он совершил подлый поступок. В том, как встретились Жилин и Костылин, можно увидеть насмешку судьбы над последним. Ведь в плен в итоге попали оба, здесь они и встретились вновь. Главный из горцев-мусульман сообщил, что необходимо заплатить выкуп 5000 рублей, и тогда их отпустят. Костылин тут же написал письмо домой с просьбой достать деньги. А Жилин ответил горцам, что если его убьют, они не получат совсем ничего, и велел им подождать. Отправил он свое письмо намеренно по другому адресу, поскольку офицеру было жалко свою мать, тяжело болевшую, да и денег таких в семье не водилось. Кроме матери у Жилина не было больше никого из родственников.

    Сравнительные характеристики Жилина и Костылина можно дополнить, указав на то, как проводили в плену свое время эти герои. Жилин решил, что сможет и должен сбежать. Он рыл подкоп ночью, а днем делал для Дины кукол, которая взамен приносила еду.

    Костылин же бездельничал весь день, а ночью спал. И вот настало время, когда приготовления к побегу были завершены. Офицеры вдвоем бежали. Они сильно истерли о камни ноги, и ослабевшего Костылина Жилину пришлось нести на себе. Из-за этого их и схватили. Офицеров на этот раз посадили в яму, но Дина достала палку и помогла своему другу бежать. Костылин же испугался бежать вторично и остался у горцев. Жилину удалось добраться до своих. Костылина лишь через месяц выкупили.

    Как видно, Лев Николаевич Толстой показывает в своем рассказе "Кавказский пленник" храбрость и мужество Жилина и слабость, трусость и лень его товарища. Сравнительные характеристики Жилина и Костылина являются противоположными, а построены на контрасте. Чтобы лучше передать свою мысль, автор использует ряд приемов. О них читайте дальше.

    Анализ названия рассказа "Кавказский пленник"

    Интересно проанализировать само название рассказа - "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - два героя, но название дано в единственном числе. Толстой, возможно, хотел этим показать, что истинным героем может быть лишь тот человек, который не сдается перед возникшими трудностями, а активно действует. Пассивные же люди становятся обузой для других по жизни, не стремясь ни к чему и никак не развиваясь. Автор показывает, таким образом, что не все в нашей жизни напрямую зависит от обстоятельств, и каждый человек сам творец своей судьбы.

    Имена главных героев

    Обратите внимание также на имена героев, которые взяты автором не случайно, что также следует отметить, составляя сравнительные характеристики Жилина и Костылина. Начиная читать данное произведение, мы еще не знаем характеров главных действующих лиц, а лишь узнаем их фамилии. Но сразу же у нас возникает ощущение, что Лев Николаевич больше симпатизирует Жилину, чем Костылину. У последнего, как мы думаем, характер "хромает", а Жилин - мужчина крепкий, "жилистый", с твердым характером. Костылин же нуждается в помощи посторонних, он нерешительный, зависимый. Дальнейшие события подтверждают наши догадки. Значение этих рифмующихся фамилий совершенно разное. Так, Жилин описан как человек небольшого роста, подвижный и крепкий. Напротив, Костылин - грузный, тяжелый на подъем, пассивный. На протяжении всего произведения он только и делает, что мешает другу осуществить задуманное.

    Заключение

    Таким образом, эти два характера противоположны, о чем говорит описание Жилина и Костылина автором. Главное отличие двух этих офицеров в том, что один - человек работящий, деятельный, верящий, что можно найти выход из любого положения, а второй - трус, лентяй, увалень. Жилин сумел и во враждебной обстановке прижиться, что помогло этому офицеру выбраться из плена. Такой случай другого человека выбил бы из колеи, но этот офицер не таков. Он не уехал домой после окончания истории, а остался служить на Кавказе. А Костылин, еле живой, был отпущен из плена за выкуп. Толстой не сообщил, что было с ним дальше. Наверное, он не посчитал необходимым даже упомянуть о дальнейшей судьбе столь никчемного человека в своем произведении "Кавказский пленник". Жилин и Костылин - разные люди, а потому и судьбы их отличаются, несмотря на одинаковые жизненные обстоятельства. Именно эту мысль Лев Толстой хотел донести до нас.

    Самуил Маршак отметил, что произведение "Кавказский пленник" (Толстой) является венцом всех книг для чтения и сказал, что во всей мировой литературе нельзя отыскать более совершенный образец рассказа, маленькой повести для детского чтения. Описание Жилина и Костылина, их характеров помогает воспитанию молодого поколения, развитию личности, поскольку показывает, как следует себя вести в трудных ситуациях. Судьба Жилина и Костылина весьма поучительна.

    Для раскрытия идеи рассказа «Кавказский пленник» важна сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Эти герои противопоставлены друг другу во многих аспектах, что позволяет сказать, что Жилин - сильный и смелый человек, а Костылин - эгоистичный и слабый.

    Краткие сведения

    При сравнении персонажей важно отметить их происхождение: Жилин был из бедной семьи, а Костылин принадлежал к дворянскому роду и имел довольно много денежных средств для существования. Эта характеристика важна, потому что автор рассказа «Кавказский пленник» показывает, что и бедняк, и богач оказываются в плену у татар. Происхождение является следствием того, что Жилин - худенький и удалой мужик, а Костылин - грузный, ему трудно передвигаться, что и становится одной из причин неудачных побегов из плена.

    Нравственные качества

    Характеры Жилина и Костылина полностью противопоставлены в произведении:

    Жилин

    Костылин

    Отношение к предательству

    Не готов бежать из плена один: «Бросить товарища не годится»

    Бросает Жилина в начале произведения, чтобы спастись самому

    Отношение к другим людям

    Поведение дружелюбное, Жилин помогает татарам: чинит предметы, мастерит куклы

    Эгоист, думает только о себе. На протяжении всего произведения не показаны моменты общения Костылина с окружающими людьми

    Отношение к выкупу

    Сбавляет цену (500), не пишет домой, понимая, что у матери нет таких больших денег

    Пишет два письма, чтобы за него дали выкуп татарам (3000)

    Вера в спасение

    Каждый раз придумывает новый план побега

    Не верит в то, что он выберется из плена, нет ни одного поступка, направленного на освобождение

    Сила духа

    Никакие препятствия не мешают Жилину осуществить свой план и выбраться на свободу

    Не хочет предпринимать какие-либо попытки, чтобы сбежать. Физическая и духовная слабость мешают ему мыслить позитивно

    Данная таблица поможет увидеть основные различия Жилина и Костылина, героев рассказа «Кавказский пленник», изучаемого в 5 классе.

    Авторское отношение

    Лев Николаевич Толстой гордится Жилиным, его силой духа, храбростью и смекалкой. Автор наделяет его положительными качествами: смелость, храбрость, хорошее отношение к окружающим. Костылин же в самом начале произведения выступает как отрицательный персонаж. Бросив Жилина, Костылин все равно оказывается в плену у татар. Жилин не держит зла на Костылина, когда он решает сбежать, он помогает и ему. Из-за отсутствия силы духа Костылин плачется, что больше не может идти. Крики героя привлекают внимание татар, и персонажи вновь оказываются в плену. Жилин не теряет надежды и надеется на спасение, Костылин же не верит в то, что он выйдет на свободу. Он выжидает выкуп.

    Жилин и Костылин - противоположные образы. Л. Н. Толстой использует прием антитезы, чтобы показать, каким должен быть человек. Симпатия читателя находится на стороне Жилина, смелого офицера, который, несмотря на жизненные трудности, не пошел против своих принципов. Жизнь по чести и достоинству - вот его основные качества.

    Авторское отношение ярко выражено в фамилиях персонажей. Жилин - стремящийся к жизни, человек жилистый, сильный и храбрый, готовый на все ради спасения; Костылин - костыль, который не может ничего сделать без помощи других, он только тормозит Жилина во время побега.

    Отношение к героям видно и из финала рассказа: Жилину удается благодаря помощи Дины выбраться на свободу, а Костылина все же выкупили и увезли домой чуть живого.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина», рассмотрит образы, которые противопоставлены друг другу в отношении к жизни, к дружбе и любви.

    Полезные ссылки

    Посмотрите, что у нас есть еще:

    Тест по произведению

    Класс: 5

    Цели:

    • Обучать учащихся созданию художественного образа.
    • Развивать умения сравнивать литературных героев, развивать речевую деятельность учащихся, их воображение.
    • Воспитывать грамотного читателя.

    ХОД УРОКА

    I. Работа по произведению Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

    (Приложение 1 . Слайд 1)

    1. Повторение знаний теории литературы

    – Продолжаем разговор о произведении Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
    Воспользуйтесь литературными терминами и не дайте себя запутать.

    – «Кавказский пленник» – это литературная сказка? (Нет, это рассказ, потому что данное произведение повествовательное, небольшое по объему, объединенное сюжетом и состоящее из нескольких эпизодов)

    – Если это повествовательное произведение, значит, присутствует личное повествование? (Повествование безличное, потому что разговор в «Кавказском пленнике» идет от лица повествователя)

    – Я считаю, что в произведении нет сюжета, кругом одни события. А как думаете вы? (В произведении есть сюжет. Сюжет – это цепь событий)

    – Эпизод и сюжет – одно и то же? (Нет, эпизод – одно событие, имеющее начало и конец)

    – Какие группы персонажей есть в рассказе? (Главные, второстепенные и эпизодические.)

    – Назовите главных героев. (Жилин, Костылин и Дина.)

    – А теперь посмотрите на экран, не ошиблись ли вы.

    (Приложение 1 . Слайд 2)

    Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
    Сюжет – это цепь событий, происходящих в произведении.
    Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

    (Приложение 1 . Слайд 3)

    Повествование:

    • Личное – от лица героя-рассказчика;
    • Безличное – от лица повествователя.

    (Приложение 1 . Слайд 4)

    Персонажи:

    • главные;
    • второстепенные;
    • эпизодические.

    – Вы согласны со своими ответами? (Да)

    Оценки за ответ…

    2. Работа над эпиграфом

    – Какое историческое событие отражено в рассказе? (Кавказская война)
    Кавказская война 1817 – 1864 г.г. (47 лет) – это война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа (чеченцами, дагестанцами, осетинами, татарами). О каком народе идет речь в рассказе? (О татарах).
    Кавказская война – самая продолжительная война.

    Война не сказка об Иване,
    И мы ее не золотим…

    Борис Пастернак.

    – Прочитайте эпиграф.
    – Почему война не сказка?
    – Что значит «мы ее не золотим»?

    Вывод:

    Война – это страшно, больно, жестоко; это потери, смерть, искалеченные судьбы, незаживающие раны.
    Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не золотим», ее нельзя приукрасить.

    – Для многих война – испытание на прочность, выносливость, человечность.
    – В рассказе изображены два офицера.
    – На ваш взгляд, какими качествами должен обладать офицер? (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный, храбрый человек; он предан своему Отечеству).

    3. Тема урока

    (Приложение 1 . Слайд 4)

    а) Приемы составления характеристики героев

    (Приложение 1 . Слайд 3)

    Приемы составления характеристики литературных героев:

    – внешние черты (портрет);
    – поступки героя, отношение к другим людям, его чувства, речь;
    – характеристика героя другими действующими лицами

    б) Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

    Сравним Жилина и Костылина.
    – Порой требуются годы, чтобы понять человека, а мы с вами попытаемся узнать героев за урок. Задача не из легких, но вполне разрешима.
    – Сравнить, значит, найти общее и различие в их характере.

    Что общего?

    – Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
    Конечно, это не качества характера, а события, но именно они помогут нам разобраться, кто есть настоящий офицер и настоящий человек.

    Различие:

    Портрет

    – Найдите в тексте описание героев;
    – О каких качествах характера героев узнаем по описанию внешности?
    Жилин – удалой, смелый, отважный.
    Костылин – физически слабый человек.
    – Можно ли ограничиться только этим приемом? (нет, может сложиться ошибочное представление о герое).

    «Говорящая» фамилия

    – Автор наделил Жилина и Костылина «говорящими» фамилиями.
    Фамилия Жилин – от слова жила (кровеносные сосуды, сухожилия). Наш герой – жилистый человек. Как еще можно сказать? (Сухощавый, крепкий, выносливый).
    Фамилия Костылин – от слова костыль. Что такое костыль? (Палка, служащая опорой при ходьбе хромым или людям с больными ногами).
    – Какой наш герой? (Слабый).

    Поведение героев во время нападения татар

    Какое решение принимает Жилин? Зачитайте. Что характерно для него? (Решительность, смелость, способность противостоять врагу; он не из робкого десятка).
    – Как себя ведет Костылин? Зачитайте. Что вы о нем думаете? (Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).

    В плену

    1. Письмо о выкупе

    – Почему Жилин указал в письме неправильный адрес? (Он знал, что у матери нет денег)
    – Предположим, что он написал письмо. Послала бы мать деньги, несмотря на свою бедность?
    – Да, потому что ничего нет в жизни выше и сильнее материнской любви.
    Жилин способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
    Костылин не одно письмо написал, потому что был трусом, думал только о себе.

    2. Внутреннее состояние героев
    Во время пребывания в плену Жилин знакомится с татарской девочкой Диной. Этот образ не случайный. «Дина» в арабском языке значит «вера».
    – Во что верит Жилин? (в собственные силы, в удачу; он сильный духом.)
    – Во что верит Костылин? (в выкуп)

    3. Занятия героев

    Жилин:
    – Рукодельничает;
    – Изучает местность, так как думает о побеге;
    – Общается с Диной;
    – Лечит людей аула.

    – Что скажете о нем? (Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела).

    Костылин:
    – Бездействует и стонет.
    – Подтвердите сказанное о героях текстом.

    4. Мнение татар о героях.

    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
    Костылин – «смирный».

    Побег

    – Расскажите об этом.
    – Как вели себя герои?

    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется.
    Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    в) Создание устного высказывания «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина»
    с использованием таблицы, составленной в ходе работы

    Жилин Костылин
    Общее
    Офицеры, служили на Кавказе, оба попали в плен, оба писали письмо, чтобы прислали выкуп, участвовали в побеге.
    Различие
    I. Портрет
    Удалой, выносливый, смелый. Физически слабый.
    II. «Говорящая» фамилия
    Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия.
    Жилистый, выносливый, крепкий человек.
    Костыль – палка, опора при ходьбе хромым или людям с больными ногами.
    Слабый человек.
    III. Поведение героев во время нападения татар
    Не из робкого десятка, смелый, решительный, способен противостоять врагу. Нарушил уговор – не разъезжаться; ведет себя как трус и предатель).
    IV. В плену
    1. Письмо о выкупе
    Способен щадить чувства близких и дорогих ему людей.
    1. Письмо о выкупе
    Трус, думает только о себе.
    2. Внутреннее состояние
    Сильный духом, верит в удачу, собственные силы.
    2. Внутреннее состояние
    Душевно слаб, верит в выкуп.
    3. Занятия
    Мастер, умный, хитрый, находчивый; человек дела.
    3. Занятия
    Бездействует, стонет.
    4. Мнение татар о Жилине
    Жилин завоевал уважение детей и взрослых: «Корош урус», «джигит».
    4. Мнение татар о Костылине
    Костылин – «смирный».
    V. Побег
    Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется. Костылин – обуза; страдает, проявляет эгоизм, слабость.

    г) Значимость темы

    – Надо ли учиться определять качества характера человека или можно обойтись без этого в жизни?

    Это необходимо в жизни, чтобы:

    – различать добро и зло, любовь и ненависть, смелость и трусость;
    – сделать правильный выбор друзей;
    – понимать внутренний мир человека.

    4. Домашнее задание:

    1. Устное высказывание «Встреча с Жилиным и Костылиным»

    – Вообразите, что вы пригласили на урок Жилина и Костылина как участников Кавказской войны.
    – О чем бы они могли вам рассказать?
    – О чем бы вы их спросили?