От мозаики до витражей: как использовали стекло в архитектуре прошлого. Как делают мозайку В Германии живопись на стекле появилась в X в., к середине XI в

Стеклом украшались керамические и каменные изделия, а также украшения, когда цветное стекло имитировало драгоценные камни.

После того, как римляне в I в. до н.э. захватили Сирию и Египет, развитые центры стеклоделия, производство стекла быстро распространилось по всей территории Римской империи. Стеклянные изделия, хлынувшие в Рим с завоеванных территорий, получили высокий спрос, а приток рабов и материальных ресурсов способствовали небывалому расцвету ремесел, изобразительного искусства и, конечно, архитектуры.

Римские зодчие создавали великие произведения искусства, используя новые приемы и конструкции, пышно украшая интерьеры. Строились дворцы, храмы, театры, термы, акведуки, триумфальные арки. Стеклянными пластинками украшали стены, колонны, полы и потолки – так свидетельствовал Плиний.

Особенно широкое распространение получила мозаика

Наиболее ранние ее образцы найдены на территории Южной Месопотамии и относятся к IV тысячелетию до н. э. Сохранилась мозаика Красного храма в Уруке (Двуречье, III тысячелетие до н. э.), представляющая собой глиняную обмазку стен, инкрустированную цветными шляпками глиняных конусов. Одна из находок в Кносском дворце, относящаяся к раннему минойскому периоду, указывает на то, что мозаичные работы были известны во времена крито-микенской культуры.

В эпоху эллинизма мозаичное искусство достигло высокого уровня.

Хорошо известны мозаичные полы домов античных городов Олинфа, Делоса, Приены, Помпеи, замечательные галечные мозаики древнего города Пеллы. В мозаиках, украшавших храмы и дворцы, часто использовались драгоценные и полудрагоценные камни.

К этому периоду, который охватывает про-межуток с III в. до н. э. до I в. н. э., относят начало применения греками смальты и стеклянной мозаики.

Цветные стекла не только обогатили мозаику, но и придали этому древнему виду искусства новые художественные возможности.

Красота стекла сделала этот материал самым популярным для мозаики; камень остался только в мозаиках пола.

В этот период в Египте, входившем в состав монархии Птолемеев, под влиянием культуры и ремесел Греции в стекольных мастерских Александрии начали изготавливать мозаику. От стеклянных прутов различных цветов отрезали тонкие пластинки, которыми украшали посуду, а значительно позднее – стены и полы зданий.

Известны наиболее ранние из стеклянных мозаик, найденные в Нижнем Египте. Во времена Римской империи мозаикой повсеместно украшали бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев, полы и стены дворцов и особняков.

С III – IV вв. начали широко использовать смальты, придававшие мозаике глубину цветов, звучность и мерцание тонов благодаря золотому подстилающему слою. В IV – V вв. создаются поразительные по декоративному богатству мозаики; примером могут служить мозаики в ротонде св. Георгия в Фессалониках.

Но особого расцвета мозаичное искусство достигло на территории Византийской империи в V – VI вв.

В этот период создаются великолепные мозаики собора св. Софии и Большого дворца императоров в Константинополе, а также церквей г. Равенны на Севере Италии. Византийское влияние сказалось на характере равеннских мозаик – они имеют золотой фон. Мозаики на внутренней поверхности купола мавзолея Галлы Плацидии относятся к лучшим среди ранних равеннских мозаик.

С IX в. начали бурно развиваться местные школы мозаики. Искусство мозаики распространяется на новые территории.

Мозаика использовалась во внутреннем убранстве Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве в XI в. Полы, стены, колонны и своды Софийского собора были выложены мозаиками, которые долгое время считались утраченными. В конце XIX в. уцелевшие фрагменты были вновь открыты.

В Киевской Руси мозаика использовалась для украшения храмов в Новгороде, Переяслав-Хмельницком, Полоцке, Чернигове и др. Раскопки в Киеве в 1951 г. обнаружили мастерские по изготовлению смальты, мозаики, эмалей, стеклянных изделий, относящиеся ко второй половине XI в.

С XII в. бурно развивается венецианская школа мозаики.

В этот период создаются мозаики собора св. Марка (XIII – XIV вв.). Мозаика поднимается на высоту самостоятельного декоративного искусства.

История донесла до нас множество великолепных мозаичных произведений. В наши дни прекрасные мозаики украшают современные здания.

Среди других видов архитектурно-художественного стекла, служащих для облицовки и декорирования интерьеров, можно назвать применяемое издавна зеркальное стекло, листы цветного стекла, стеклянные элементы убранства интерьеров, появившиеся сравнительно недавно стеклянные плиты и др.

Первое зеркало появилось в Венеции в XIV в., а в XVII в. производство зеркального стекла стало массовым. Его широко и пользовали для декорирования интерьеров. В XVIII в. цветное и молочно-белое стекло использовалось при отделке помещений.

В конце XVII и начале XVIII вв. венецианская стекольная промышленность начала выпускать люстры из прозрачного стекла. Производство люстр, бра, торшеров из стекла и хрусталя особенно популярно стало во Франции и России. С начала XVIII в. спрос на такие изделия резко возрос. Архитекторы широко применяли стекло и хрусталь для убранства интерьеров. Выдающиеся русские архитекторы использовали стекло для решения самых различных декоративно-монументальных задач, особенно в эпоху классицизма.

В наши дни стекло широко используется для внутренней отделки зданий. Наряду с выполнением утилитарных функций такая отделка, как правило, обладает высокими декоративными качествами, позволяет сделать интерьер более выразительным.

Наиболее значительным направлением применения стекла в строительстве является использование стекла в конструкциях остекления

Остекление окон впервые применили римляне незадолго до новой эры. Освещение и вентиляция ранних римских домов осуществлялись через дверные проемы, открывающиеся в атриум. Однако уже во времена Римской Республики (VI в. до н. э. – 27 г. н. э.) окна широко применяются в жилых домах, дворцах, общественных зданиях. Появляется первое остекление.

Построенные в Помпеях «терры форума» (80 г. до н. э.) имели довольно большие остекленные окна. Остекление представляло собой толстое литое стекло с оплавленными краями в бронзовой раме.

При возведении жилых домов все большее внимание уделялось связи внутреннего пространства с окружающей средой. Внутренние помещения раскрывались внешнему миру через галереи, окна, портики или широкие проемы во внутренние дворики с садом, фонтанами и скульптурами.

В континентальной Европе, Шотландии и Ирландии шло развитие окон из дверных проемов, когда тот использовался и для освещения, и для прохода. Позднее такое решение приняло вид веерообразного окна над дверью и полуостекленных дверей. Постепенно стекло заменяло в дверных проемах слюду, мрамор, пергамент, алебастр и прочие непрозрачные материалы. Распространение стеклоделия в странах Европы ускорило применение стекла в оконных проемах.

Однако стекло из мастерских Западной Европы по качеству было ниже египетского и древнеримского. Оно имело трещины, пузырьки и иные пороки; цветовая гамма его была ограничена, а ассортимент изделий был более чем скромный.

И только стекольное производство Византии, возникшее еще до римского господства в VI в. до н. э. и достигшее расцвета к IV в. н. э. при императоре Константине Великом, давшем стеклоделам большие привилегии, могло по качеству изделий и по мастерству ремесленников сравниваться с производствами Египта и Рима. Особенно славилось византийское цветное и золоченое стекло.

В 1688 г. во Франции, а позднее в Англии появился метод получения толстого стекла с помощью литья, которое затем шлифовали вручную. Это стекло использовалось для остекления окон и изготовления зеркал. Способ литья позволил изготовлять листы достаточно большого размера. Переплеты окон из дерева, камня, гипса, бронзы, стали приобретают современный вид. Складывается традиционный способ использования листового стекла – в виде остекления в рамах, заполняющих проемы в массивных стенах.

За 19-вековый период сменилось несколько архитектурных стилей, окна принимали разную форму однако всегда оставались проемами в массивной несущей стене. При этом стеклу отводилось скромное место заполнения световых проемов и оно не играло доминирующей роли в формирован архитектурного облика фасада зданий.

Романская архитектура была основана на применении арок сводов. Ее характерные черты – массивные каменные стены с небольшими, редкими окнами в глубинах ниш, из-за чего освещения внутри помещений не хватало. Решить эту проблему был призван готический стиль, который сменил романскую архитектуру.

Ведущий тип здания в готической архитектуре – величественное сооружение, городской собор. Размеры соборов и богатство их отделки служили выражением могущества и богатства городов. С появлением стрельчатых арок и аркбутан размеры окон значительно увеличились, однако пролет окна определял высоту этажа. В соборах высота этажа могла быть значительной, но в гражданских зданиях окна оставались узкими и небольших размеров.

Особое место в архитектуре прошлого занимали декоративные витражи

Впервые цветные витражи появились в VI в. в Византии, украсив окна собора св.Софии.

Витраж представлял собой фрагменты цветного плоского стекла, вырезанные по определенному рисунку и соединенные вместе свинцовым профилем.

Стекло для витражей вырабатывалось вначале литьем, а после - методом выдувания. Листы имели толщину около 1 см, поверхность их была неровной и шероховатой, стекло было недостаточно прозрачным.

В Средние века ремесленник варил стекло в керамическом горшке, а затем изготовлял лист стекла с помощью литья или выдувания. Вероятно, художник присутствовал при варке стекла или выбирал стекло необходимых цветов из заранее заготовленного ремесленником. Рисунки и эскизы выполнялись углем на досках, а позднее на пергаменте. Резка стекла по рисунку осуществлялась так: стекло нагревали в нужном месте раскаленным металлическим прутом, а затем охлаждали водой, при этом образовывалась трещина. Развивая трещину в нужном направлении, получали стекла необходимых очертаний. Каждый кусок стекла окончательно подгоняли по рисунку с помощью инструмента, который являлся прообразом современного стеклореза.

В X в. витражи стали расписывать керамическими красками.

Фрагменты стекла временно скрепляли и прорисовывали основные элементы изображения и детали: лица, складки одежды, руки и т. п. Разрисованные куски стекла обжигали в печи при температуре ниже точки плавления стекла. Свинцовый Н-образный профиль выплавляли в витражной мастерской. Готовые куски витража собирали по рисунку. Стыки свинцового прутка соединяли пайкой с двух сторон. По периметру витраж обрамлял массивный свинцовый профиль, который крепился к стойкам в окне.

На протяжении VI – IX вв. техника изготовления витража распространилась в странах Европы. Трактаты Григория Турского и Фортуна свидетельствуют о том, что технология изготовления витражей в VI в. была хорошо известна в Галлии.

Особого расцвета витражное искусство достигло в XII в. на территории Франции.

Этот период совпал с возникновением в архитектуре готического стиля. Наиболее ранним называют витражи церкви аббатства Сен-Дени, относящиеся к началу XII в. Почти во всех крупных городах сооружаются храмы, которые украшаются витражами:

  • собор Парижской Богоматери в Париже (1163-1196 гг.),
  • собор в Лане (1180-1220 гг.),
  • церковь Сен-Реми в Реймсе (1170-1181 гг.),
  • собор в Шартре (около 1200 г.),
  • собор в Мане (середина XI – середина XIII вв.),
  • Амьенский собор (1218 г.),
  • собор в Пуатье (около 1215 г.),
  • собор в Анжере (вторая половина XII в.) и др.

Шартрский собор – единственный, в котором сохранились в целости почти все витражи.

По мере развития готического стиля окна в зданиях становились все больше, изображения же фигур в узких окнах все более вытягивались.

Одним из распространенных элементов украшения фасадов готических соборов становится круглое витражное окно, «роза». Однако увеличение размеров окон готических соборов не улучшало освещенность внутри, потому что к середине XIII в. витражи выполнялись из интенсивно окрашенных стекол, их рисунок был сложным и насыщенным.

К началу XIV в. появляется т ехника выполнения витражей «гризайль», при которой вся поверхность бесцветного стекла покрывалась легким монохромным сплошным узором, и уже по нему наносился более интенсивный и более рельефный узор.

Дальнейшее развитие готического стиля привело к увеличению размеров окон, при котором стены практически перестали существовать. Стеклянные плоскости соборов почти сплошь украшались витражами. Пример – Святая капелла в Париже, XIII в.

В Германии живопись на стекле появилась в X в., к середине XI в. она получила широкое распространение.

К одним из ранних относятся витражи Аугсбургского собора, относящиеся к XI в. К XIV в. роспись стекол достигла своего расцвета. В этот период были созданы витражи в окнах Эрфуртского, Кельнского соборов, церкви Кенигсфельден в Ааргау и др.

Среди наиболее значительных образцов английских витражей следует назвать окна коллегии Мертона в Оксфорде, относящиеся к XIII в., окна Уэлльского, Йоркского соборов.

В XIV – XV вв. появились декоративные витражи с изображениями светского содержания, витражи все чаще употребляются в зданиях нерелигиозного назначения. Развивалась и обогащалась техника витража, увеличивалась палитра красок. В середине XVII в. витражное искусство пришло в упадок и возродилось только в начале XIX в.

В Средней Азии и странах Среднего Востока цветные стекла применялись в орнаменте в жилых постройках, дворцах и храмах с древнейших времен и до наших дней. Цветные витражи в орнаментальном обрамлении являлись органическим продолжением стенного декора.

Витражи, выполненные древними зодчими Востока существенно отличаются от европейских. В них присутствуют в основном голубые и синие стекла насыщенных тонов с небольшими включениями красных стекол, что создает общую цветовую гамму интерьера в холодных тонах и в сочетании с росписью стен и потолка, выдержанной также в холодных голубых тонах, вызывает ощущение прохлады.

Функции цветных витражей мнообразны

Прежде всего они, как и обычное остекление, пропускают свет, защищают от непогоды. Витражи, дополняя художественный образ сооружения, играют значительную роль в формировании интерьера и более того - являются средством эмоционального воздействия. Это их свойство издавна использовалось в культовых сооружениях для создания религиозно-мистического настроения.

В светских зданиях цветное остекление создавало ощущение прохлады или тепла, компенсируя таким образом недостатки внешней среды.

О том, как появилось стекло, читайте

Не пропустите: как использовалось стекло в архитектуре 19-20 века и какие трансформации ждут архитектурное стекло в

Часто мы говорим: все части мозаики сошлись. Конечно мы имеем ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. Правда, без нашей помощи вряд ли бы головоломка событий сложилась настолько удачно. В этом мозаика нашей действительности не сильно отличается от настоящей мозаики - картин выложенных из десятков, сотен и даже тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины, мне посчастливилось увидеть в одной из мастерских студии витража «Александрия», куда меня пригласила главный художник студии Лейла Аль-Нуман ( elenaleila ) .

1


Двадцать лет назад «Александрия» создавалась как студия витража, и я уже рассказывал о том, . При создании витражей используется самое разное стекло - от прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать пустить их в дело - начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

2

В одной из таких мастерских - просторном помещении с высокими потолками - я и увидел, как собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

3

4

5

У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла - мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

6

7

8

9

На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража - те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона - рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами - здесь будет желтый, здесь - синий, то мы просто видим общие линии и эскиз», - Рассказал мне один из мастеров Андрей.

10

11

Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области - лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать - ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи - каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы - мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми - и я их делаю золотыми».

12

13

14

15

Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше - иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

16

17

18

19

При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станочке

«Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому - вот посмотри, как работает Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

20

21

22

Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

23

Модули выкладывают на монтажной плёнке - самоклеющемся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал - ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу - особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.

24

Мозаика по мотивам картины Густава Климта "Водяные змеи". Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца

25

26

Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики - такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики - прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать. Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно.

«А после этого начинается самое интересное - затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя - остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

27

Работа шла своим чередом — маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил там Лейлу. Мы разговорились — об искусстве, о фотографии, о внутренних делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую работу — разобрать образцы, съездить куда-нибудь».

28

Под конец разговора Лейла достала из под стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один образец пронизали воздушные белые перья.

«Когда уже всё надоело и нет сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая преданность профессии.

29

Взят у anton_agarkov в Мозаика: живопись стеклом

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

На сегодняшний день в архитектурном пространстве популярны известные виды всевозможного декоративного искусства: фреска, мозаика, витраж и т.д.

Как витраж, так и мозаика берут своё начало ещё с давних времён. На сегодняшний день эти виды декора не растеряли свою популярность, а лишь только приумножили её. Новые художники, мастера разрабатывают новые техники, виды, дизайнерские подходы в производстве этих древних декоративных произведений искусства.

Витраж и мозаика – это не одно и то же, хотя имеют определённые схожести. Давайте выясним и дадим определение этим видам искусства.

Что такое витраж, а что такое мозайка?

Она представляет собой различного вида камни, керамические плитки и т.д. Все кусочки подбираются друг к другу, чтобы потом из этого образовалась красивая и целостная картина. Эта техника берёт своё начало ещё в Античное время, именно тогда древние римляне начали выкладывать мозаикой стены и пол во дворцах, домах богатых людей. Со временем это искусство декорирования развивалось, узоры становились более лаконичными, техника исполнения всё более и более аккуратной, правильной. В древнюю Русь мозаика пришла вместе с христианством. Она считалась очень дорогим импортным товаром.

На сегодняшний день мозаика является очень доступной, её используют для декора ванной, кухни, гостиной. Материалы в принципе остались те же: камень, керамика. Добавили новый материал – метал. Такие картины имеют очень нестандартный вид.

Витраж

Материал с помощью которого создаются витражи – это стекло. Оно может быть разной формы, цвета, толщины. Картины, выполненные в этом стиле, идеально сочетаются с разного рода дизайном, начиная от более классического, заканчивая каким-нибудь сумасшедшим и ярким модерном.

Витражи с самой давности считались высоким искусством. Витражные вставки присутствовали во дворцах, богатых домах, ну конечно же в храмах. Мастера, которые производили эти замечательные картины, были очень знамениты, востребованы и почитаемы. На стекле изображались лики людей, животные, так же присутствовали

Стрекозы - одно из самых любимых изображений у витражистов.

Я даже не знаю почему. Вероятно, из за того, что они такие же хрупкие и прозрачные, как и стекла, с которыми работают эти мастера света и цвета. А возможно из за того, что перепонки стрекозинных крыл очень напоминают паутину витражных перемычек. А может быть из за того, и из за другого и еще неизвестно почему. Во всяком случае факт остается фактом. Тотемное животное (ок, насекомое) витражистов - это стрекоза.

Так вот, давайте взглянем на витражную стрекозу с немного необычной точки зрения. Многие из вас были в Барселоне, и наверняка знакомы с мозаикой Гауди, которую он делал в общем то из отходов, из битых тарелок, из брака керамических фабрик, из битых терракотовых плиток и так далее. В результате появилось новое направление мозаичной техники!

А вот что получается, когда на эту же технику смотрит брат по разуму мозаичиста - витражист. В дело идет все, что может попасться хищному ремесленнику на глаза: пузырьки, вилки-ложки, битые тарелки, лампочки, игрушки и так далее и тому подобное.

Стрекозявые бабочки и прочие феи из старого стекла.

А тут - прямо целое лето!

Внимательный читатель может попробовать угадать из какой посуды были набраны эти летающие создания. (Ну и повторить потом, если вдруг уронит стопку разноцветных блюдец случайно)


Не ослабевает фантазия творца! Лишь бы окрестные мусорки пополнялись побыстрее полуфабрикатами! Отходы - в доходы, как завещали нам члены Политбюро ЦК КПСС.

Разве можно устоять без мимимишных чуств, глядя на такую веселую витражную экспозицию? Она ведь на самом деле достойна украшать любой интерьер. А если еще это сделано собственными руками, да у каждого предмета есть своя фамильная история (пусть даже и придуманная) которую вы будете рассказывать пораженным гостям при неверном свете камина и бокалом старого торфяного виски в руке...

Кто знает, может быть как раз из этого самого флакончика ваша прабабушка вылила яд в ушную раковину (ну и там далее по либретто...)

А теперь он - на почетном месте в центре витража и символизирует стремление вверх и ввысь, ведь в нем навечно запаяна горсть земли, привезенной из далекой Патагонии (или Потогонии? Хотя, нет, Потогония это на соседнем металлургическом заводе), где родилась та самая прабабушка от заезжего гусара морской пехоты РФ.

А эти бабочки и мотыльки уже будут нести совсем другие истории, которые вы можете узнать непосредственно в ваших пыльных семейных преданиях. Истории минувших лет, преданья старины глубокой. Главное - вовремя разбитая посуда, и немного волшебного порошка из того самого синего пузырька прабабушки! И все это вместе надо будет отнести к ближайшему витражисту и накапать ему грамм 500 торфяного виски.
Умоляю вас, не перепутайте пузырьки!

Окинем еще раз взглядом всех наших витражных стрекоз, неровные края их стеклянных крыл, забавные старые надписи на тельцах из пузырьков, поймем, что витраж - это на самом деле интересно и подумаем, где в вашем интерьере может жить витраж?