Презентация на тему глинка. Михаил иванович глинка

Центр АРТ-образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2014 году (история и культура)

Презентация к классному часу

Жизнь и творчество

Михаила Ивановича Глинки

(к 210-летию со дня рождения композитора)

Масликова Юлия Алексеевна,

учитель музыки;

Мирошниченко Ярослав, 4А класс

МБОУ СОШ №3 городского округа

г. Урюпинск


М.И. Глинка

является основоположником русской музыкальной классики. Он создал первые образцы русской оперы, симфонической музыки и романса.




Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

С 1817 Михаил Глинка учится в Благородном пансионе в Петербурге.

Его воспитателем и преподавателем русской словесности был Вильгельм Карлович Кюхельбекер - друг Александра Сергеевича Пушкина, благодаря этому произошло их знакомство.

Александр Сергеевич Пушкин


В 1822 году Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре ушел в отставку. Служба отрывала его от любимых занятий музыкой и мешала творчеству.

Позже он сочинит «Попутную песню» на слова Н.Кукольника по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом.

«Попутная песня»

слова Нестора Кукольника


В 1830 году Михаил Глинка отправляется в путешествие, стремясь усовершенствоваться в искусстве.

Романс «Венецианская ночь» - это истинная баркарола, созданная под впечатлением русского композитора от южной природы, ласкового моря и "сладостных напевов" Италии.

Романс написан на стихи замечательного поэта Ивана Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался

Александр Сергеевич Пушкин.

Романс

«Венецианская ночь»

слова Ивана Козлова


Вернувшись в 1834 году в Россию, Глинка с увлечением стал сочинять оперу о патриотическом подвиге Ивана Сусанина.

В своём произведении композитор прославил героический подвиг простого русского крестьянина, пожертвовавшего своей жизнью во имя Родины.

Опера с большим успехом была исполнена 27 ноября 1836 года на сцене Большого театра в Петербурге. Передовые люди русского общества высоко оценили её.

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»


1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью Анны Петровны Керн, чье имя освящено стихотворением

Александра Сергеевича Пушкина.

Волновавшие композитора чувства он выразил в двух посвященных Екатерине Керн сочинениях. Первым из них был пленительно изящный наполненный нежной влюбленностью «Вальс – фантазия» и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

Романс «Я помню

чудное мгновенье»

стихи А.С.Пушкина


В 1842 году с остоялась премьера оперы «Руслан и Людмила» на поэму Пушкина. Это сказочно-эпическая опера о любви Руслана и Людмилы и коварстве волшебника Черномора.

Опера получила искреннее одобрение со стороны передовых музыкальных кругов.

Заключительный хор «Слава великим богам» из оперы «Руслан и Людмила»


Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжёг.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для её маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актёры и певцы, передовые молодые музыканты.

Л.И.Шестакова и М.И.Глинка


Михаил Иванович Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

Творчество Глинки – свидетельство могучего подъёма национальной культуры. Подобно Пушкину в литературе, Глинка в музыке стал зачинателем нового исторического периода, определившего пути развития и мировое значение русской национальной культуры.

Слайд 1

Презентацию подготовила: Вовк Ольга Григорьевна учитель музыки г.п Федоровский ХМАО-Югра
«Между небом и землёй…»

Слайд 2

Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки; Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки; Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»; Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки; Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;

Слайд 3

К жанру романса обращались и обращаются многие композиторы. Для них эта форма вокальной музыки являлась и является своеобразным дневником ярких впечатлений, душевной исповедью. Почему романсы живут в памяти людей? Потому что они воспевают великое человеческое чувство - любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье.

Слайд 4

Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного Родина романса - Испания

Слайд 5

А. Алябьев
А. Гурилёв
С. Рахманинов
А. Варламов
П. Чайковский
Н. Римский-Корсаков
Г. Свиридов
Замечательные образцы русских романсов создали композиторы

Слайд 6

В ряду великих русских композиторов, составляющих славу и гордость русского романса, немеркнущим светом сияет имя Михаила Ивановича Глинки

Слайд 7

Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

Слайд 8

Будучи сам прекрасным певцом и вокальным педагогом, Глинка не только стал первым классиком русского романса, но и создателем русской вокальной школы, русского бельканто, то есть "красивого пения", где плавность, гибкость, пластика красивых мелодий сочетаются с глубоким реалистическим раскрытием душевного смысла поэтического слова.
Кадры из кинофильма «Композитор Глинка»

Слайд 9

М Глинка – Н. Кукольник «Прощание с Петербургом»
"Прощание с Петербургом", цикл из 12 романсов созданный Глинкой в 1840 году. … «Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме...» В этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок» - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. Естественная, напевная его мелодия невольно очаровывает своей безупречной "вокальностью" - его хочется петь!

Слайд 10

10
Нестор Кукольник
Михаил Глинка
романс «Жаворонок»
Романс «Жаворонок» - это задушевная и задумчивая песня, с легко льющейся, плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздаётся равнинный русский пейзаж – его бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка. В романсе заключены две музыкальные линии: тематическая – это песня жаворонка и лирическая переживания героя. В первой слышны подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия - то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).

Слайд 11

Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».

Бабушка композитораФёкла Александровна

Родители композитора

Евгения Андреевна
Иван Николаевич

Любимая сестра

Людмила Ивановна

В 1817 году родители привозят
Михаила в Санкт-Петербург и
помещают в Благородный
пансион при Главном
педагогическом институте, где
его гувернёром был поэт,
декабрист В. К. Кюхельбекер. В
Петербурге Глинка берет уроки
у крупнейших музыкантов, в
том числе у ирландского
пианиста и композитора Джона
Филда.

Джон Филд
В.К.Кюхельбекер

По окончании в 1822 году пансиона
Михаил Глинка усиленно занимается
музыкой: изучает
западноевропейскую музыкальную
классику, участвует в домашнем
музицировании в дворянских
салонах, иногда руководит
оркестром дяди. В это же время
Глинка пробует себя в качестве
композитора, сочиняя вариации для
арфы или фортепиано на тему из
оперы австрийского композитора
Йозефа Вайгля «Швейцарское
семейство».

В конце апреля 1830 года композитор
отправляется в Италию,задержавшись
по пути в Дрездене и совершив
большое путешествие по Германии,
растянувшееся на все летние месяцы.
Приехав в Италию в начале осени,
Глинка поселился в Милане, бывшим
в то время крупным центром
музыкальной культуры. В Италии он
знакомится с выдающимися
композиторами В. Беллини и
Г. Доницетти, изучает вокальный
стиль бельканто и сам много сочиняет
в «итальянском духе».

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин,
остановившись по пути на некоторое время в
Вене. В Берлине Глинка, под руководством
немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в
области композиции, полифонии,инструментовки.
Получив в 1834 году известие о смерти отца,
Глинка решил незамедлительно вернуться в
Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания
русской национальной оперы. После долгих
поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В.
Жуковского, остановился на предании об Иване
Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка
обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его
дальней родственницей. Вскоре после этого
молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с
большим рвением принялся за написание оперы.

В 1836 году опера «Иван Сусанин» была закончена, однако
Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к
постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с
большим упорством препятствовал директор императорских
театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд капельмейстеру
Катерино Кавосу. Кавос дал произведению Глинки самый
лестный отзыв. Опера была принята, однако, по рекомендации
двора, название «Иван Сусанин» было заменено на «Жизнь за
царя», к тому же Глинку обязали не требовать за оперу
вознаграждения.

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает
в Берлин. Там он занялся изучением
старинных русских церковных напевов,
творчества старых мастеров, хоровых
сочинений итальянца Палестрины, Иоганна
Себастьяна Баха. Неожиданная болезнь
прервала эти занятия.

Первые произведения.

Первый опыт Глинки в сочинении музыки относится к 1822
году - времени окончания пансиона. Это были вариации для
арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы
австрийского композитора Вейгля "Швейцарское
семейство". С этого момента, продолжая
совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё
больше внимания уделяет композиции и вскоре уже
сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых
разных жанрах. Долгое время он остается Романсы.
неудовлетворенным своей работой. А ведь именно в этот период
были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: "Не
искушай меня без нужды" на слова Е.А. Баратынского, "Не пой,
красавица, при мне" на слова А.С. Пушкина, "Ночь осенняя, ночь
любезная" на слова А.Я. Римского-Корсакова и другие.

Романсы.

«Венецианская ночь» (1832)
«Я здесь, инезилья» (1834)
«Ночной смотр» (1836)
«Сомнение» (1838)
«Ночной зефир» (1838)
«В крови горит огонь желанья» (1839)
Свадебная песня «дивный терем стоит» (1839)
Вокальный цикл "прощание с Петербургом" (1840)
«Попутная песня» (1840)
«Признание» (1840)
«Слышу ли голос твой» (1848)
«Заздравный кубок» (1848)
«Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
«Мери» (1849)
«Адель» (1849)
«Финский залив» (1850)
«Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
«Не говори, что сердцу больно» (1856)

Оперное творчество.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857
года в Берлине и был похоронен на лютеранском
кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей
сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой,
прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и
перезахоронен на Тихвинском кладбище.

Cлайд 1

Cлайд 2

Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Cлайд 3

Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.

Cлайд 4

Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

Cлайд 5

После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

Cлайд 6

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.

Cлайд 7

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.