Что традиционно делают музыканты во время исполнения “Прощальной симфонии” Гайдна? Йозеф гайдн - "прощальная симфония" История создания симфонии 45 гайна.

Спасибо все, принявшим участие в игре!
Почему-то захотелось уделить время последнему вопросу (вместо традиционных котиков:))

Итак, Йозеф Гайдн "Прощальная симфония"

Особенность этой симфонии в том, что она исполняется при свечах, закреплённых на нотных пультах музыкантов; за традиционным по форме финалом следует дополнительная медленная часть, во время исполнения которой музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи и покидают сцену.Сначала исключаются все духовые инструменты.В струнной группе выключаются контрабасы,затем виолончели, альты и вторые скрипки. Симфонию доигрывают лишь 2 первые скрипки(на одной из которых в свое время играл сам Гайдн,так как первый скрипач был одновременно дирижером оркестра), которые после завершения музыки гасят свечи и уходят вслед за остальными (из Вики)

Однако история ее создания не так однозначна, как пишут в школьных учебниках музыкальной литературы.

Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников. Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в поместье семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.

По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой.

Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию.

И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью. Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!».

Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна.


Материал взят с сайта Мурманского филармонического оркестра .


Вот так написал об это произведении Юрий Левитанский

Прощальная симфония Гайдна

Тихо гаснут березы в осеннем лесу, догорают рябины.
И по мере того, как с осенних осин облетает листва,
Все прозрачней становится лес, обнажая такие глубины,
Что становится явной вся тайная суть естества.

Я люблю эти дни, когда замысел ясен и тема угадана,
А потом все быстрей и быстрей, подчиняясь ключу, -
Как в “Прощальной симфонии” - ближе к финалу ты помнишь у Гайдна
Музыкант, доиграв свою партию, гасит свечу.

И уходит - в лесу все просторней теперь - музыканты уходят, -
Партитура листвы обгорает строка за строкой -
Гаснут свечи в оркестре одна за другой - музыканты уходят -
Скоро-скоро в оркестре все свечи погаснут одна за другой.

Все просторней, все глуше в осеннем лесу - музыканты уходят.
Скоро скрипка последняя смолкнет в руке скрипача.
И последняя флейта замрет в тишине - музыканты уходят.
Скоро-скоро последняя в нашем оркестре погаснет свеча…

А вот юмористическая трактовка ее концовки -смотреть с четвертой минуты

Состав оркестра: 2 гобоя, фагот, 2 валторны, струнные (не более 9 человек).

История создания

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, не­ редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников. Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки­ дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии. По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью. Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!».

Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна.

Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт. Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной.

Музыка

Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про­ возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием.

Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн.

Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени.

Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи.

Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

А. Кенигсберг

На рубеже 60-70-х годов в творчестве композитора происходит стилевой перелом. Одна за другой появляются симфонии патетические, не редко в миноре. Они представляют новый стиль Гайдна, связывающий его поиски экспрессивной выразительности с немецким литературным течением «Бури и натиска».

За симфонией № 45 закрепилось название Прощальная, и этому существует несколько объяснений. Одно, со слов самого Гайдна, сохранилось в воспоминаниях современников.

Во время написания этой симфонии Гайдн служил в капелле князя Эстергази, одного из венгерских магнатов, чье богатство и роскошь соперничали с императорскими. Их главные резиденции располагались в городке Эйзенштадте и поместье Эстергаз. В январе 1772 года князь Николаус Эстергази повелел, чтобы во время его пребывания в Эстергазе семьи музыкантов капеллы (их тогда было 16) жили там же. Лишь в отсутствие князя музыканты могли поки дать Эстергаз и навещать жен и детей. Исключение было сделано только для капельмейстера и первого скрипача.

В тот год князь необычно долго оставался в поместье, и истомленные холостяцкой жизнью оркестранты обратились за помощью к своему руководителю - капельмейстеру. Гайдн остроумно решил эту проблему и сумел передать просьбу музыкантов князю во время исполнения своей новой, Сорок пятой симфонии.

По другой версии, просьба касалась жалованья, которое князь давно не платил оркестру, и в симфонии содержался намек на то, что музыканты готовы распрощаться с капеллой. Еще одна легенда - прямо противоположная: сам князь решил распустить капеллу, оставив оркестрантов без средств к существованию. И, наконец, последняя, драматическая, выдвинутая романтиками в XIX веке: Прощальная симфония воплощает прощание с жизнью.

Однако в рукописи партитуры название отсутствует. Надпись в начале - частично по-латыни, частично по-итальянски - гласит: «Симфония фа-диез минор. Во имя Господа от меня, Джузеппе Гайдна. 772», а в конце по-латыни: «Хвала Богу!». Первое исполнение состоялось в Эстергазе осенью того же 1772 года княжеской капеллой под управлением Гайдна. Прощальная симфония стоит в творчестве Гайдна особняком. Необычна ее тональность - фа-диез минор, редко использовавшаяся в то время. Не характерен для XVIII века и одноименный мажор, в котором симфония завершается и в котором написан менуэт.

Но самое уникальное - медленное завершение симфонии, своего рода дополнительное адажио, следующее за финалом, из-за чего Прощальную симфонию часто считают пятичастной. Музыка Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления.

Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием. Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн. Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени. Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме... После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи. Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году. «И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

«Прощальная симфония Гайдна»

Эссе

Выполнил ученик 7 А класса Тимофей О.

Вступление

Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава, но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.

О композиторе

Йозей Гайдн родился, 31 марта 1732 г. (крещён 1 апреля 1732 г.) в деревне Рорау (Нижняя Австрия).

В шестилетнем возрасте Гайдн был отдан в школу в Хайнбурге, где обучался игре на различных музыкальных инструментах и пению. Уже в 1740 г. Гайдн, благодаря прекрасному голосу, стал певчим в соборе Святого Стефана в Вене. В хоре собора он пел до 1749 г. Живя в крайней бедности и нужде, Гайдн находил отраду только в занятиях музыкой. В австрийской столице он познакомился с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом П. Метастазио, который в свою очередь познакомил Гайдна с композитором и педагогом Н. Порпорой.

С 1753 по 1756 г. Гайдн работал у Порпоры аккомпаниатором и одновременно изучал основы композиции. В 1759 г. он получил место дирижёра капеллы у чешского графа Морцина. Тогда же им была написана первая симфония, имевшая большой успех и завоевавшая ему симпатию князя Эстергази, который предложил Гайдну место капельмейстера в своём оркестре.

Музыкант принял это предложение в 1761 г. и прослужил у князя 30 лет. После смерти Эстергази в 1790 г. Гайдн остался без определённой должности, но имя его как композитора уже было широко известно. Особенно прославили Гайдна его симфонии. Всего им написано 119 симфоний, в том числе 45-я «Прощальная» (1772 г.), шесть Парижских симфоний (1785-1786 гг.), 92-я «Оксфордская» (1789 г.), двенадцать Лондонских симфоний (1791-1795 гг.), явившихся откликом на поездки в Лондон в 1791-1792 и 1794-1795 гг.

Кроме симфоний композитором написаны 22 оперы, 19 месс, 83 струнных квартета, 44 фортепианные сонаты и множество других произведений.

История создания

"Прощальная симфония". Еще ее называют "Симфония при свечах". За номером 45. Фа диез минор. Написана Йозефом предположительно в 1772-м. Как известно, Гайдн лет тридцать служил капельмейстером при князе Эстерхази. Были тогда времена, когда писать "на заказ" считалось нормой. И эта музыка "на заказ" была безупречной, вдозновенной, эмоциональной, пропитанной творческим духом композитора. Так вот, господин Эстерхази, страстный поклонник музыки, заказывал ее на многочисленные семейные праздники и не только.

И вот однажды так случилось, что князь Эстерхази долго не отпускал музыкантов на отдых, а по другой версии, надолго задержался в своем имении, оттягивая свое возвращение в Вену. Музыканты были связаны суровыми условиями контракта и не могли самовольно покидать имение. Они были истомлены работой и ожиданием отдыха, многие участники капеллы отчаялись и попросили Йозефа написать произведение с намеком. Тогда Гайдн, мудрый руководитель и чуткий композитор, написал чрезвычайно тонкую эмоциональную симфонию с необычной структурой. 4 части, которые обычно составляют стандартное строение симфонии, были дополнены 5 частью. Сюрприз ждал князя и его гостей..! И именно в 5 части музыканты один за другим тушили свечи на пультах, покидая сцену. Последней уходила первая скрипка, сам Гайдн. Только доиграв печальную и трепетную мелодию, маэстро ушел. Зал погрузился в темноту. Легенда гласит, что князь Эстерхази, очень образованный человек, чутко понимающий музыку, все-все понял и уехал в Вену, отпустив капеллу отдыхать.

Описание звучания

Патетический характер первой части определяется уже в главной партии, открывающей симфонию сразу, без медленного вступления. Экспрессивная ниспадающая по тонам минорного трезвучия тема скрипок обостряется характерным синкопированным ритмом аккомпанемента, сопоставлениями форте и пиано, внезапными модуляциями в минорные же тональности. В одной из минорных тональностей звучит побочная партия, что неожиданно для классической симфонии (предполагается одноименный мажор). Побочная, как обычно у Гайдна, мелодически не самостоятельна и повторяет главную, только с ниспадающим стонущим мотивом скрипок в конце. Краткая заключительная партия, тоже минорная, с извилистыми, словно умоляющими ходами, еще более усиливает горестную патетику экспозиции, почти лишенную мажорных устоев. Зато разработка сразу же утверждает мажор, а второй ее раздел образует светлый эпизод с новой темой - умиротворенной, галантно закругленной. После паузы с внезапной силой про возглашается главная тема - начинается реприза. Более динамичная, она лишена повторов, насыщена активным развитием.

Вторая часть - адажио - светла и безмятежна, изысканна и галантна. Звучит преимущественно струнный квартет (партия контрабасов не выделена), причем скрипки - с сурдинами, динамика в пределах пианиссимо. Использована сонатная форма с близкими по характеру темами, с разработкой, исполняемой одними струнными, и сжатой репризой, в которой главная партия украшена «золотым ходом» валторн.

Третья часть - менуэт - напоминает деревенский танец с постоянным сопоставлением эффектов пиано (только скрипки) и форте (весь оркестр), с ясно членящейся темой и обилием повторов. Трио начинается «золотым ходом» валторн, а в конце его происходит неожиданное омрачение - мажор уступает место минору, предвосхищая настроение финала. Возвращение первого раздела заставляет забыть об этой мимолетной тени.

Четвертая часть образно перекликается с первой. Побочная партия снова мелодически не самостоятельна, но, в отличие от минорной главной, окрашена в беззаботные мажорные тона. Разработка, хотя и небольшая - истинно классический образец мастерства мотивного развития. Реприза сумрачная, не повторяет экспозицию, а внезапно обрывается на подъеме...

После общей паузы начинается новое адажио с вариациями. Нежная тема, изложенная терциями, кажется безмятежной, но звучность постепенно угасает, возникает чувство тревоги. Один за другим умолкают инструменты, музыканты, окончившие свою партию, гасят свечи, горевшие перед их пультами, и уходят. После первых вариаций оркестр покидают исполнители на духовых инструментах. Уход музыкантов струнной группы начинается с басов; на сцене остаются альт и две скрипки и, наконец, дуэт скрипок с сурдинами тихо доигрывает свои трогательные пассажи.

Такой небывалый финал всегда производил неотразимое впечатление: «Когда оркестранты начали гасить свечи и тихо удаляться, у всех защемило сердце... Когда же, наконец, замерли слабые звуки последней скрипки, слушатели стали расходиться притихшие и растроганные...» - писала лейпцигская газета в 1799 году.

«И никто не смеялся, ибо это вовсе не для забавы было написано», - вторил ей Шуман почти сорок лет спустя.

Вывод

Написанная по такому, казалось бы, случайному поводу "Прощальная" симфония живет до сих пор. До сих пор оркестранты, один за другим, покидают сцену, и оркестр звучит все тише, все слабее: все так же замирают одинокие скрипки..Получилось очень приятное и мелодичное произведение

Мы ждем *Прощальную симфонию*.
Последние минуты.
Вдруг в зале гаснут свечи
Почему-то.

Уж двести лет традиция такая:
Играть все музыканты начинают,
Когда пред ними свечи загорятся-
Произведенье будет исполняться.

Дрожит, как бы волнуясь,
Пламя свечек.
А музыка прекрасна
Бесконечно.

Взлетают так стремительно, тревожно
Смычки. И оторваться невозможно
От звуков, проникающих вам в душу.
И хочется их слушать, слушать, слушать...

Спешит мелодия (и не напрасно)
Все высказать, пока огонь не гаснет.
Звучит она, и в этом нет сомненья,
Что в унисон с моим сердцебиеньем.

А назван монолог тот музыкальный
Создателем его симфонией прощальной.

Подготовила Юлия Бедерова

Одна из немногих минорных симфоний Гайдна и единственная симфония XVIII века, написанная в неудобной по тем временам тональности фа-диез минор. В финале музыканты по очереди уходят со сцены, из музыки посте-пенно выключаются партии разных инструментов, и под конец остаются звучать только две скрипки.

Согласно легенде, заказчик, князь Эстергази Гайдн служил у князя капельмейстером, и семья Эстергази фактически владела правами на всю его музыку и даже распоряжалась свободным временем музыкантов. , задолжал членам отпуск (по другой версии — жалованье) — именно на это они намекали таким необычным финалом. Неизвестно, удалось ли добиться этим остроум-ным приемом справедливости, но медленный финал Прощальной симфонии, на музыке которой сказалось влияние штюрмерства «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang) — предромантическое литературное и художественное направление, в музыке повлиявшее на многих композиторов, от Гайдна и Моцарта до Бетховена и романтиков. Представителей движения называют штюрмерами. , в свою очередь, повлиял на дальнейшую историю симфоний — от Бетховена до Чай-ковского и Малера. После Прощальной стали возможны медленные финалы, чего классическая модель не предполагала.