Мимолётное видение. Майкапар

Уроки музыки

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Самуил Майкапар. Мимолётное видение
Эдвард Григ. Танец эльфов
Эдвард Григ. В пещере горного короля

1-е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали сказки, рассказанные музыкой. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Мимолётное видение». Написал ее С. Майкапар. Как вам кажется, о каком мимолётном видении рассказывается в этой музыке — добром, безобидном или злом? (Исполняет пьесу.)Д е т и. О добром. Музыка лёгкая, воздушная, нежная, как будто кто-то порхает, летит — красивая бабочка или мотылёк.П е д а г о г. Да, музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо (играет 1-4-й такты). В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек (играет 5-8-й такты). Может быть, композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке, птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Музыка лёгкая, изящная, танцевальная. (Исполняет пьесу повторно.)2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп.Ход занятия:Педагог исполняет пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.П е д а г о г. Меняется ли в пьесе характер музыки, или она звучит в одном настроении? (Исполняет пьесу повторно.)Д е т и. Меняется. В середине она звучит более таинственно, загадочно.П е д а г о г. Правильно. В середине мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный, становится настороженной, сумрачной, тревожной, таинственной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно. (Исполняет 17-24-й такты.)Вдруг движение прекратилось, звучит таинственная пауза — видение исчезло, потерялось. (Исполняет 25-30-й такты.)Но вот опять знакомая порхающая, тихая интонация начала мерцать. Мелодия поднялась высоко и исчезла совсем. (Исполняет последние девять тактов, потом всю пьесу целиком.)Кто хочет изобразить мимолётное видение, потанцевать под музыку? (Дети импровизируют.)Нарисуйте дома тот сказочный образ, который представляется вам, когда вы слушаете эту пьесу.3-е занятие Программное содержание. Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Сегодня вы услышите другую пьесу с близким названием – «Танец эльфов» норвежского композитора Эдварда Грига. Похожи они по характеру? (Исполняет две пьесы.)Д е т и. Да. Они лёгкие, воздушные, порхающие, танцевальные.П е д а г о г. Прислушайтесь, в пьесе «Мимолётное видение» чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. (Играет фрагмент.) А какая мелодия в «Танце эльфов» Э. Грига? (Играет фрагмент.)Д е т и. Мелодия тоже то отрывистая, то плавная.П е д а г о г. Да, но в танце эльфов плавная мелодия более длинная, она гладкая, мягкая, напевная, а в «Мимолётном видении» С. Майкапара плавные интонации совсем коротенькие (играет фрагменты).Мы говорили о том, что в пьесе С. Майкапара есть более таинственная средняя часть (играет фрагмент). А в пьесе Э. Грига меняется характер музыки? (Исполняет пьесу.)Д е т и. Да, в «Танце эльфов» тоже есть тёмная, таинственная мелодия.П е д а г о г. Молодцы! В «Танце эльфов» чередуются две мелодии — светлая, лёгкая и более тёмная, таинственная, настороженная. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы подчеркнуть разный характер этих мелодий? (Играет пьесу.)Д е т и. В нежной светлой теме — колокольчик, а в таинственной — погремушки.П е д а г о г. Да. Эти же инструменты мы можем использовать, оркеструя пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». (Дети оркеструют пьесы.)Пьеса Э. Грига называется «Танец эльфов». Какой танец исполняют эльфы? Давайте попробуем его придумать. (Дети импровизируют движения под музыку.)4-е занятие Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, черты маршевости и танцевальности.Ход занятия:П е д а г о г. Вы слушали пьесу Э. Грига «Танец эльфов». Эльфы — это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие.В скандинавских странах существуют сказки про злых духов — троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы.В пьесе Э. Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Как звучит эта музыка? (Звучит запись.)Д е т и. Музыка страшная, таинственная, сказочная.П е д а г о г. Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы — низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце — на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Звучит запись.)Давайте сочиним с вами сказку про мимолётное видение, эльфов, про троллей и будем изображать сказочных персонажей, танцевать под музыку.

Многие композиторы пишут музыку, которую с одинаковым увлечением слушают и взрослые, и дети. Но есть композиторы, которые всё своё творчество посвятили созданию только детской музыки, причём такой, которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять.

Сегодня мы познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который жил более 100 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар родился в городе Херсоне в 1867 году. В семье, кроме него было 4 сестры и все они занимались музыкой. Музыкальные способности Самуил унаследовал от своей мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Он стал заниматься музыкой с 5 лет. В 11 лет он сам стал сочинять музыку, завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. В семье было решено, что Самуил станет юристом, но от этой карьеры он отказался и поступил в консерваторию, которую успешно закончил.

В 1901 году Майкапар переехал в город Тверь, где открыл собственную музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Разнообразные небольшие пьески композитора для маленьких, только начинающих исполнителей можно назвать миниатюрами. Они, как фотографии в альбоме, объединяются в циклы. С одним из таких циклов мы с вами сегодня познакомимся. Он называется « Бирюльки».

Вслушайтесь в звучание этого слова. Какое оно ласковое, музыкальное. А что же оно означает? Когда-то, давным- давно, это была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие игрушечные вещички - бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из дерева чашечки, кувшинчики, половнички и другие кухонные предметы, лесенок, шляпок, палочек и так далее. Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за одной, не пошевелив остальные.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной игры. Давайте познакомимся с этой музыкой. Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

Прежде всего, это детские музыкальные портреты.

Вот маленький пастушок. Ясным солнечным днём он вышел на летний цветущий луг возле речки. Чтобы не скучно было пасти своё стадо, он срезал себе камышинку и сделал из неё свирель.(Свирель- это маленькая дудочка) . Светлый, радостный наигрыш зазвенел над лугами. В середине пьески мелодия стала больше напоминать танец пастушка, а затем вновь заиграла его дудочка.

А сейчас, послушав следующую миниатюру, мы увидим маленького командира . Он очень воинственный, мужественный и отважный. Чётким голосом он энергично отдаёт приказы. Мы не знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам или друзьям- ребятишкам. Но музыка нас убеждает, что любой приказ такого командира будет обязательно выполняться.

В следующей пьеске музыка очень грустная, тихая, жалобная, Слушая её, хочется кого-то пожалеть, посочувствовать, поплакать. Кажется, что ребёнок жалуется на свою нелёгкую жизнь, на свою печальную судьбу. Назвал эту миниатюру Самуил Майкапар - «Сиротка»

Alan Huckleberry, piano


IMTA Level C3

Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Вот какие совершенно разные портреты, не похожие друг на друга представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а ребёнок. И о каждом нам рассказала музыка по своему.

Теперь мы обратим внимание на музыкальные пейзажи. Что такое « пейзаж»? Это картины природы: "Облака плывут", "Весною", "Осень", "На катке". Музыкальные пейзажи Майкапара посвящены четырём временам года.

В «Бирюльках» Майкапара нет такой пьесы, которая называется «Лето», но в это время года легко узнаётся в некоторых миниатюрах. Вот, например, «В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый, летний день, детскую площадку, тенистый сад. Давайте послушаем.

Играя в саду, дети вдруг увидели… Как вы думаете кого? Может это бабочка или птичка? «Мотылёк» … Так Майкапар назвал это произведение. Мотылёк гораздо меньше бабочки, у него нет таких больших крыльев, поэтому он не такой изящный и грациозный. Зато он лёгкий и быстрый. Послушав это произведение, мы как будто увидели, как мотылёк перелетает с одного цветка на другой.

Я думаю, что это видели все, как вода большим, мощным потоком вливается в реку. Особенно весной. Видели? В пьесе «Бурный поток» Майкапар изобразил эту картинку.

Теперь нам предстоит удивительное путешествие в мир сказок . Сказки - это всегда что-то загадочное, удивительно красивое, необычное. Иногда мы сочиняем сказки сами, иногда видим их во сне. Самуил Моисеевич придумал маленькие сказочные пьески, как, например:«Мимолётное видение», "Сказочка" , "Легенда"…

Кто из нас не любит танцы? Нам нравятся детские и молодёжные, современные и бальные танцы. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танец. Танцы — это очень увлекательное, приятное и красивое занятие. Самуил Моисеевич Майкапар писал много танцев. Это польки, гавоты, менуэты, вальсы. Вальс - это бальный плавный танец, которому больше 200 лет. Слово "Вальс» в переводе означает "кружиться, вращаться». В этом танце преобладают кружащиеся изящные движения.

Alan Huckleberry, piano
The University of Iowa Piano Pedagogy Video Recording Project
IMTA Level D3
Trifles: 26 Short Pieces for Piano, Library of Russian Soviet Music, 1977

Майкапар "Полька"

Исп. Катя, 6 лет, 10 мес. (Отчетный концерт ДМШ Газа)

Разносторонне одаренный музыкант, Майкапар был известен как автор целого ряда фортепианных пьес для детей и юношества. В частности, большую популярность завоевал его цикл фортепианных миниатюр « Бирюльки ».

Бирюльки, цикл пьес для детей, соч.28 (1900)

  • 1. В садике
  • 2. Сиротка
  • 3. Пастушок
  • 4. Осень
  • 5. Вальс
  • 6. Тревожная минута
  • 7. Полька
  • 8. Мимолётное видение
  • 9. Маленький командир
  • 10. Сказочка
  • 11. Менуэт
  • 12. Мотылёк
  • 13.Музыкальная шкатулочка
  • 14.Марш
  • 15.Колыбельная
  • 16.Песня моряков
  • 17.Легенда
  • 18.Прелюдия и фугетта
  • 19.Эхо в горах
  • 20.Гавот
  • 21.Весною
  • 22.Семимильные сапоги
  • 23.На катке (Токкатина)
  • 24.Облака плывут
  • 25.Романс
  • 26.Всадник в лесу (Баллада)

Исполняет Anna Wang (14 year old) Анна Ванг, 14 лет (Recorded on May 9, 2010 in Vancouver, BC, Canada)

А сейчас предлагаю Вам, мои дорогие читатели, детский цикл "Бирюльки" С.Майкапара в виде сказки

(по мотивам сказки Г. Каменной)

Однажды, прибираясь на чердаке, Наташина мама нашла старую куклу с облупленным носом в пыльном платье. На ногах у нее не было туфелек. Наташа наклеила кукле каштановые косички, сшила новое ситцевое платье и маленькие туфельки из клеенки. Но, хотя теперь у нее и были на ногах туфельки, куклу назвали Босоножкой. Такой ее девочка увидела в первый раз. Босоножку Наташа очень полюбила. Каждый день утром она выносила ее гулять в сад. Вместе с ними всегда играл щенок Шарик. И в какие только игры они не играли!

А вечером, устав от игр, кукла бессильно опускала свои тряпичные руки, склоняла головку на плечо Наташе. Тогда девочка укладывала Босоножку в деревянную кроватку, укрывала одеялом, пела колыбельную

Босоножке нравилась такая жизнь. Но вот однажды, на день рождения, папа подарил Наташе новую куклу. Она была такая красивая! В розовом прозрачном платье с пышными оборками, на ногах — лакированные туфельки с пряжечками, а на голове шляпа с лентами, как цветок водяной лилии. Красавицу куклу назвали Лялей. Она сидела на диване, среди вышитых подушек, и ни с кем не разговаривала. Конечно, кукла очень воображала. Когда другие игрушки начали играть, она высокомерно заявила: "Потише, у меня голова разболелась! ".Игрушки обиделись и перестали обращать внимание на задаваку.

Но Наташе Ляля очень понравилась. Утром она брала нарядную куклу на руки, ласково прижимала к себе и кружилась с ней по комнате.

И чем ласковее была Наташа с Лялей, тем грустнее и печальнее становилась Босоножка. У нее не было такого красивого платья, шляпки, и она не могла открывать и закрывать глаза. Босоножка все чаще плакала, забившись в угол". Что ты хнычешь, — сказала ей однажды Ляля. Я на твоем месте давно бы отсюда ушла. Вот возьму и пожалуюсь Наташе, и тебя опять забросят на чердак". От обиды Босоножка заплакала еще сильнее и решила уйти далеко в лес и остаться там. Она никому ничего не сказала, выпрыгнула из окна и побежала все дальше и дальше от своего дома. В лесу было темно и страшно.

Когда над деревьями уже заалела заря, Босоножка вышла на опушку леса. Она осмотрелась вокруг и увидела на ветке мастера Шелкопряда, а на стволе дерева — пушистую Белку с орешком в цепких лапках. Босоножка поделилась с лесными жителями своим горем. Зверюшки посовещались и решили помочь кукле — сделать ее такой же красивой как Ляля. Шелкопряд сшил ей прекрасное платьице, а Белка дала ей две скорлупы ореха вместо туфелек. Принесла подарок и Цапля — это была шляпка-лилия. Исполнилась мечта Босоножки: она стала такой же нарядной, как и кукла Ляля. Зверюшки резвились вокруг куклы, звали ее играть, но она боялась испачкать свое платьице. И зверьки убежали.

Все в лесу были заняты своим делом. Шелкопряд сматывал в нить свои коконы. Белка запасала на зиму орешки. Босоножка загрустила. Она не знала чем заняться, а к безделью не привыкла. Ей вспомнился дом, Наташа, игрушки. "Я и не представляла себе, что мне будет без вас так грустно -подумала Босоножка. Зачем мне такое красивое платье, если его не видит Наташа? Я неблагодарная кукла. Меня сняли с пыльного чердака, заботились обо мне, а я от них убежала в лес". Босоножка бросилась напрямик через колючие кусты. Трава становилась все гуще и выше. Вдруг подул ветер, сверкнула молния, крупные капли дождя упали на листья. Все зверюшки попрятались в норки, и Босоножка осталась одна.

А дождь все лил и лил. За ветку зацепилась шляпка-лилия, ветер срывал платье, потоки воды смыли с ног туфельки. Забрызганная грязью, продрогшая от холода, Босоножка, наконец, увидела знакомую крышу. Но перед самым домом она поскользнулась и упала. Очнулась она от громкого лая Шарика. Это он, верный ее товарищ, весь день, когда обнаружилась пропажа, не находил себе места и отправился на розыски. Шарик радостно лизнул Босоножку в щеку и принес ее домой. Наташа очень обрадовалась. Даже Ляля улыбнулась Босоножке. А как радовались все остальные игрушки! Куклу почистили, переодели в выстиранное ситцевое платьице. А вечером все игрушки устроили настоящий бал в честь Босоножки, и Наташа танцевала с ней, как и прежде.

Босоножка снова была счастлива. Только теперь она до конца поняла, что друзья дороже блестящих нарядов.

.

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Самуил Майкапар. Мимолётное видение
Эдвард Григ. Танец эльфов
Эдвард Григ. В пещере горного короля

1-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать изобразительность музыки, выразительные средства, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали сказки, рассказанные музыкой. В сказках добро часто встречается со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях. Пьеса, которую вы сейчас услышите, называется «Мимолётное видение». Написал ее С. Майкапар. Как вам кажется, о каком мимолётном видении рассказывается в этой музыке - добром, безобидном или злом? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. О добром. Музыка лёгкая, воздушная, нежная, как будто кто-то порхает, летит - красивая бабочка или мотылёк.

П е д а г о г. Да, музыка звучит нежно, высоко, отрывисто, очень тихо (играет 1-4-й такты). В ней встречаются одинаковые интонации, похожие на кружение или взмахи лёгких крылышек (играет 5-8-й такты). Может быть, композитор хотел рассказать нам о красивом мотыльке, птичке, волшебно светящемся светлячке или сказочном эльфе? Музыка лёгкая, изящная, танцевальная. (Исполняет пьесу повторно.)

2-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ: динамику, регистр, темп.

Ход занятия:

Педагог исполняет пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.

П е д а г о г. Меняется ли в пьесе характер музыки, или она звучит в одном настроении? (Исполняет пьесу повторно.)

Д е т и. Меняется. В середине она звучит более таинственно, загадочно.

П е д а г о г. Правильно. В середине мелодия перемещается из верхнего регистра в нижний, более тёмный, становится настороженной, сумрачной, тревожной, таинственной, звучит с остановками, осторожно, неуверенно, вопросительно. (Исполняет 17-24-й такты.)

Вдруг движение прекратилось, звучит таинственная пауза - видение исчезло, потерялось. (Исполняет 25-30-й такты.)

Но вот опять знакомая порхающая, тихая интонация начала мерцать. Мелодия поднялась высоко и исчезла совсем. (Исполняет последние девять тактов, потом всю пьесу целиком.)

Кто хочет изобразить мимолётное видение, потанцевать под музыку? (Дети импровизируют.)

Нарисуйте дома тот сказочный образ, который представляется вам, когда вы слушаете эту пьесу.

3-е занятие

Программное содержание . Учить детей сравнивать пьесы с похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». Сегодня вы услышите другую пьесу с близким названием – «Танец эльфов» норвежского композитора Эдварда Грига. Похожи они по характеру? (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Да. Они лёгкие, воздушные, порхающие, танцевальные.

П е д а г о г. Прислушайтесь, в пьесе «Мимолётное видение» чередуются отрывистые, лёгкие звуки и кружащие, порхающие, плавные мелодии. (Играет фрагмент.) А какая мелодия в «Танце эльфов» ? (Играет фрагмент.)

Д е т и. Мелодия тоже то отрывистая, то плавная.

П е д а г о г. Да, но в танце эльфов плавная мелодия более длинная, она гладкая, мягкая, напевная, а в «Мимолётном видении» С. Майкапара плавные интонации совсем коротенькие (играет фрагменты).

Мы говорили о том, что в пьесе С. Майкапара есть более таинственная средняя часть (играет фрагмент). А в пьесе Э. Грига меняется характер музыки? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Да, в «Танце эльфов» тоже есть тёмная, таинственная мелодия.

П е д а г о г. Молодцы! В «Танце эльфов» чередуются две мелодии - светлая, лёгкая и более тёмная, таинственная, настороженная. Какие инструменты мы можем использовать, чтобы подчеркнуть разный характер этих мелодий? (Играет пьесу.)

Д е т и. В нежной светлой теме - колокольчик, а в таинственной - погремушки.

П е д а г о г. Да. Эти же инструменты мы можем использовать, оркеструя пьесу С. Майкапара «Мимолётное видение». (Дети оркеструют пьесы.)

Пьеса Э. Грига называется «Танец эльфов». Какой танец исполняют эльфы? Давайте попробуем его придумать. (Дети импровизируют движения под музыку.)

4-е занятие

Программное содержание . Учить детей различать изобразительность музыки, черты маршевости и танцевальности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали пьесу «Танец эльфов». Эльфы - это добрые волшебные существа, лёгкие, воздушные, летающие.

В скандинавских странах существуют сказки про злых духов - троллей. Это враждебные людям фантастические существа. Тролли строят в пещерах в горах целые дворцы.

В пьесе «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» рассказывается о таких волшебных существах, изображается картина подземного царства троллей. Как звучит эта музыка? (Звучит запись.)

Д е т и. Музыка страшная, таинственная, сказочная.

П е д а г о г. Да. В начале пьесы музыка звучит тихо, издалека, низко, отрывисто, будто тролли крадутся. Постепенно звучность усиливается, одна и та же мелодия становится все громче, быстрее, будто тролли приближаются. В оркестре играют контрабасы, фаготы - низко, зловеще. Потом к ним присоединяются другие инструменты. Музыка похожа на марш, а в конце - на танец, суровый, фантастичный, мрачный, таинственный, зловещий. В конце пьесы слышатся колдовские заклинания и угрожающие выкрики. Таинственная горная сказочная природа изображается в этой музыке. (Звучит запись.)

Давайте сочиним с вами сказку про мимолётное видение, эльфов, про троллей и будем изображать сказочных персонажей, танцевать под музыку.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 7 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Самуил Майкапар. Мимолётное видение, mp3;
Эдвард Григ. Танец эльфов, mp3;
Эдвард Григ. В пещере горного короля, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.