Презентация на тему: «Культура и традиции народов Сибири. Культуры, обычаи и традиции народов сибири Традиции и обычаи народов сибири

Таким образом, колонизация Сибири в XVII – начале XVIII вв. является преимущественно земледельческой. Более того, ее успехи неразрывно связаны с развитием земледелия. Русский народ, обладая огромным земледельческим опытом смог адаптировать его в Сибири и создать новое земледелие, более высокое по своему уровню.

В течение XVII века в Сибири определились две тенденции: первая – в западно- и среднесибирских районах – тяготела к установлению трехполья, вторая – в восточном районе – к двуполью. Внедрение в земледелие залежной и паровой систем с зачатками трехполья означало качественный скачок в развитии производительных сил сибирского землепашества. С приходом русских в Сибири установились типичные для центральной и северной части русского государства сельскохозяйственные культуры. Это, прежде всего, рожь и овес. Эти культуры были единственными, возделываемыми на государевой десятинной пашне. На собинных запашках состав культур был шире. Здесь наряду с рожью и овсом встречается пшеница, ячмень, полба, ярица, горох, просо и гречиха. Но и на собинных пашнях господствующими культурами оставались рожь, овес и ячмень.

В XVII в. начинают внедряться посевы технических культур. В 1668 г., по распоряжению П.И. Годунова, в Сибири был введен посев конопли на государя. Помимо «собинной» запашки крестьянами отводили места под огороды.

Отвод огородов производился одновременно со всем землеустройством крестьянина, к примеру, в 1701 г. 16 апреля «дано ему на Тушамской повосте под двор и огород из порожних мест земли против ево братей обротчиков». Встречаются три равнозначных названия огорода – «огороды», «огородцы», «овощные» огороды. Все огороды имели потребительское назначение. Совершенно не встречаются сведения о заготовки и продаже овощей, и цен на них. Государство не облагало крестьян никакими овощными поставками. На огородах возделывалась главным образом капуста. Другие овощи имели меньшее распространение. Это можно установить на основании заявлений о потравах. «Огородных овощей, как в городе Илимске, так и в уезде, родица: капуста, ретька, свекла, морковь, репа, лук, чеснок, огурцы, тыква, бобы, горох. А более никаких овощей не бывает».

За весь период с конца XVI до начала XVIII вв. в 17-ти из 20-ти сибирских уездов появились возделанные поля. К концу XVII – началу XVIII вв. очаги земледелия существовали почти на всем пути от Верхотурья до Якутска. Величина и значение этих районов уменьшались по мере их отдаления от европейской части страны – чем дальше находился район, тем меньше в нем было земледельческого населения и, соответственно, возделываемых земель. Однако с течением времени происходило увеличение крестьянского населения и возделываемых земель с постепенным перемещением на юг в более благоприятные почвенно-климатические условия. Первым по своему значению был Верхотурско-Тобольский район, вторым Енисейский. Районами со слабым развитием хлебопашества были Томский, Кузнецкий и Ленский районы.

Таким образом, развитие сибирского земледелия в XVII – начале XVIII вв. характеризуется явной территориальной неравномерностью. Некоторые уезды не знали земледелия, другие – делали первые шаги по его развитию. Верхотурско-Тобольский и Енисейский районы в XVII в. стали житницами Сибири и снабжали излишками хлеба другие районы.

Неравномерность развития земледелия привела к образованию районов с товарным хлебом и районов, не имевших такового. Это, в свою очередь, привело к образованию районов, нуждающихся в хлебных дотациях и, соответственно, высокими ценами на зерно и районов, более или менее обеспечивающих себя хлебом. Значительное расстояние между районами затрудняло внутрисибирские поставки хлеба. Поэтому в Сибири получила развитие скупка хлеба перекупщиками с дальнейшей перепродажей в малохлебные и бесхлебные районы.

К XVIII в. производство зерна в хлебных районах достигло такого уровня, что хлебом было удовлетворительно снабжено население всей Сибири, освоенной русским населением, и поставки из Европейской России практически не требовались.

2. Одежда и материальная культура

В Западной Сибири сохранилась рациональная основа русского народного костюма. В одежде крестьян было представлено 74 (66,0 %) элемента, традиционных для сельских жителей России. Сарафанный комплекс с соответствующими женскими головными уборами, состав и способ ношения которых был аналогичен утвердившимся в европейской части страны, играл в гардеробе западно-сибирских крестьянок ведущую роль. Мужской костюм, его главные элементы рубаха и порты, верхняя тканевая (зипун, армяк, шабур) и меховая одежда (шуба, полушубок, тулуп) были такие же, как на всей территории, заселенной русскими. Старообрядцами использовались наиболее древние по происхождению виды одежды – епанечка, кунтыш, однорядка, пониток, высокая мужская шапка, убрус, поршни, вышедшие из употребления в остальных регионах страны.

В материальной культуре русского населения Западной Сибири феодального периода сохранились и некоторые специфические традиции мест выхода переселенцев. В конце XVII в. в районах первоначального освоения края в описях имущества крестьян зафиксированы наиболее древние по происхождению, известные на Русском Севере коробья, коробы для хранения вещей. Названия и устройство демонстрируют генетическую связь "неподвижной" мебели (залавок, грядка, стамик) в жилищах населения Западной Сибири и Русского Севера. Разнообразие в обозначении предметов с одинаковыми функциями (утиральник – северное, полотенце – тверское, рукотерт – новгородское, рязанское наречия) в уездах лесостепной зоны также говорит о сохранении здесь традиций мест выхода переселенцев. В старожильческих деревнях на Алтае выделялись принадлежавшие бывшим жителям Южной России "мазанки", стены которых были покрыты глиной и побелены с внешней и внутренней сторон. Алтайские староверы красили, расписывали стены, потолки и мебель по привычке в яркие цвета.

Гардероб западно-сибирских крестьянок включал 12 элементов костюма, имевших локальное бытование в Европейской России. К северно-русскому комплексу можно отнести дубас, навершник, верхник, шамшуру, колпак; к западно-русскому – юбку андарак, наметку, подубрусник; к южно-русскому – запон, получеревики. Нагрудник был характерной деталью наряда рязанских переселенок. Распространившиеся в Западной Сибири виды мужской верхней одежды: азям, чекмень, чапан – бытовали соответственно на северо-востоке, в восточных и юго-восточных губерниях России. Выявленные локальные формы одежды подтверждают сохранение традиций мест выхода переселенцев в новых условиях. Это было связано как с функциональным соответствием используемой ранее одежды, так и со стремлением зафиксировать память о родине в некоторых знаковых элементах женского костюма. В целом поддержанию русских традиций в материальной культуре крестьян, проживавших в Западной Сибири, способствовали создание на этой, как и на исходной, территории земледельческого хозяйства, приток переселенцев из России, развитие торговых связей и ремесел, особенности народного сознания.

Существенным фактором, определяющим развитие материальной культуры западно-сибирского крестьянства, являлось городское влияние. Истоки его связаны с процессами первоначального заселения и освоения региона. В XVII в. сельское хозяйство было первичным и необходимым элементом социально-экономической структуры сибирского города. Горожане-хлебопашцы (служилые люди, посадские, крестьяне) становились основателями и жителями окрестных деревень.

3. Строительство

3.1 Дома

Об общности развития культуры на территориях, заселенных в разное время русскими, свидетельствуют такие наблюдения. В XVII в. в Сибири использовались характерные для большей части государства приемы деревянного зодчества: устройство оснований домов "на стульях", сваях, стойках, камнях; техника крепления бревен в четырехугольные срубы в "углы", "в обло"; двухскатная, самцовая и стропильная конструкции крыш3. Все типы и варианты горизонтальной и вертикальной планировки жилища, известные в европейской части страны ко времени переселения крестьян за Урал, в зависимости от природно-климатических условий, миграционных процессов находили воплощение в Западно-Сибирском регионе.

В первые годы в лесостепной и степной зонах, где был дефицит строительных материалов, крестьяне-новоселы строили только избы. Со временем доля построек двухчастного типа достигала 48 %. Дома трехчастной планировки в степных и лесостепных районах составляли 19 – 65 %.

Приписные крестьяне предпочитали вариант "изба – сени – клеть". Местная администрация способствовала его сохранению. Многокамерных построек, включавших несколько жилых помещений и сени, во всех районах Западной Сибири было очень мало – до 3 %. Ими владели семьи со сложным структурно-поколенным составом, торгующие крестьяне, сельские священники и мещане.

Планировочные структуры соответствовали Двор крестьянина Треньки Федотова имущественному цензу крестьянства: у бедных были жилища однокамерного и двухчастного типа, у богатых – многочастные и зависели от людности сельского двора: семьи из 10 чел. и более имели дома трехчастного типа с вариантом "две избы, сени".

Выполнила: Опутина Е.Н.

Проверила: Попова Е.М.

Край и люди

За Уральскими горами в бассейнах рек Обь и Енисей живут ханты, манси, селькупы и кеты. Этот край называется Западной Сибирью.

На Севере Западной Сибири весной и ранним летом солнце не заходит. Эта пора называется- белые ночи.

В Западной Сибири более двух тысяч рек и речушек. Самые большие из них- Обь и ее приток Иртыш. Эти реки судоходны.

Климат здесь континентальный, зима долгая и морозная, весна поздняя, лето короткое, а осень ранняя.

Очень много животных и птиц. Самые главное из них – бурый медведь, которого называют хозяином тайги, дикий северный олень, приходящий сюда из северной тундры, лось и ценные пушные звери.

Так же лес богат различными ценными породами деревьев. Самое ценное дерево – сибирский кедр. Его прочная, мягкая и легкая древесина является прекрасным строительным и поделочным материалом. Дом из кедровых бревен стоит сотни лет, а в кедровой посуде не киснет молоко. Очень полезны кедровые орешки. Идут в дело смола и корни кедра: смолой смолят лодки, а корнями как веревками сшивают бересту, лодки, нарты.

Так же есть и березы. Из них изготовляют дрова для печки, веники для бани, мебель, лыжи, деготь, уголь. Из коры – бересты – шьют полотнища для покрытия шалашей, делают туеса, коробки. Манси вырезают из березовой древесины различные поделки. Для этого древесину предварительно вываривают в жире, чтобы она не потрескалась. Весной жители пьют сок. Этот сок можно использовать как краситель, для этого его варят, и он становится оранжевым и даже коричневым.

Ягод в Западной Сибири так много, что их собирают не руками, а специальными совками. Смородина, черника, малина, брусника… Хозяйки пекут из них вкусные пироги, варят варенье, делают соки. Так же много грибов. Но коренное население их не ест, считают, что грибы – пища оленей.

Коренные жители Западной Сибири говорят на языках разных языковых семей, но очень похожи друг на друга по типу хозяйства и по своей культуре.

Ханты и манси – народы угорской группы финно - угорской семьи языков. Их называют обскими уграми (по имени реки Обь, около которой они живут). В Европе, на реке Дунай, тоже живут Угры, дунайские. Когда-то предки дунайских угров (венгров) жили на Южном Урале, а затем часть их переселилась на Дунай. Ханты – один из самых многочисленных коренных народов Сибири. Манси в три раза меньше, чем хантов.

Селькупы – народ самодийской языковой группы. Их ближайшие родственники по языку и происхождению живут на Крайнем Севере Сибири, это ненцы, энцы и нганасаны. Селькупы живут по берегам рек Обь и Таз и очень похожи на хантов и манси.

Кеты живут на реке Енисей и ее притоках. Хозяйство и культура кетов тоже похожи на хантыйские и селькупские, но язык у них особый, он не имеет аналогий в языках других народов.

Страницы истории

Предками хантов, манси, селькупов и кетов были древние племена, жившие в Западной Сибири в эпохи неолита и бронзы, т.е. в пятом – третьем тясячелетии до н.э. Они занимались охотой и рыболовством, питались мясом убитых зверей и рыбой, одевались в одежду из звериных шкур и рыбьей кожи. Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах и собаках. Жили они в землянках, всю утварь делали из дерева, коры деревьев, кости, меха. Женщины также лепили из глины посуду и украшали ее геометрическим орнаментом, похожим на следы зверей и птиц, а также лепными фигурками зверей и птиц.

Одежда

У мужчин зимой – меховая глухая(без различных застежек) одежда – малица. Ее шьют из оленьей шкуры с коротким ворсом мехом внутрь. Сверху надевают такую же прямую и широкую рубашку из яркого ситца. Когда отправляются на оленях в дальний путь, сверху надевают еще сокуй. Сокуй – это тоже глухая, длинная одежда прямого покроя, расклешенная книзу. Он шьется из меха оленя, которого убили зимой, ворс у такого меха длинный. У сокуя есть капюшон и пришитые к рукавам рукавицы. В такой одежде можно даже ночевать на снегу… Непременная принадлежность мужского костюма – пояс, к которому пришивают украшения, вырезанные из кости. К поясу подвешивают ножны с ножом, а охотники еще и различные кожаные мешочки и деревянные футляры с боеприпасами.

Женщины зимой носят широкие и длинные шубы из оленьего меха, внизу отороченные полосой меха с длинным ворсом. Подол, полы и рукава такой шубы украшены полосками меховой мозайки, цветного сукна, расшиты бисером. Для мозайки в основном используют геометрический орнамент.

Зимняя обувь – это высокие сапоги из оленьего меха с коротким ворсом. Сапоги обычно привязывают к поясу кожаными завязками, мужские сапоги перевязывают еще и ниже колен шнурками из цветной шерсти. Как и шубу, их украшают меховой мозайкой и полосками цветного сукна, вставленного в швы. В зимние сапоги надевают меховые чулки (мехом внутрь).

Мужчины зимой накрывают голову капюшоном, а женщины платками. Особенно любят большие и цветные, с кисточками. Некоторые женщины предпочитают шапки- капоры из меха оленя, рыси или песца, тоже украшенные меховой мозайкой или сукном.

Для шитья меховой одежды и обуви, нитки делают из высушенных сухожилий оленя.

Мужские рубахи и женские платья ситцевые или сатиновые прямого покроя, с разрезом и застежкой на груди, они были по вороту, на манжетах и по подолу украшены аппликацией или шитьем из бисера. В некоторых местах поверх платья женщины надевали сатиновый халат. Халаты шили из сатина и сукна ярких расцветок и украшали их аппликацией, бисером, металлическими бляшками, их носили весной и осенью как пальто.

На руках женщины носят плоские кольца из светлого металла – иногда по нескольку штук на каждом пальце.

Весной и осенью тоже носят сапоги, только из замши. Из разрисовывают коричневыми узорами соком березы или отваром из коры лиственницы. Перед тем как надеть такие сапоги, ноги обертывают сухой травой, которую заготавливают на всю семью женщины. Обувь из замши очень легкая и быстро высыхает.

Женщины любят также кожаные туфли, расшитые цветным бисером. Их носят с длинными носками, связанными их крашеной собачьей шерсти.

Кухня

Очень любят рыбу. Едят ее в любых видах. Распространенная еда – уха. Едят ее так: рыбу достают из котла большой деревянной ложкой и выкладывают в небольшое корыто, выдолбленное из дерева, а бульон разливают в кружки, и им запивают рыбу.

Также едят – супы, котлеты, мясо, орехи, ягоды, каши, блины. Традиционное блюдо – ягоды с рыбьим жиром.

Рыбу, мясо, ягоды, орехи заготавливает вся большая семья или даже несколько семей родственников. Этот обычай сохранился с давних пор, когда охотники и рыбаки жили очень большими семьями, вместе с женатыми сыновьями. Постепенно семья стала меньше. Сейчас, когда сыновья женятся, они отделяются и живут самостоятельно. Сейчас обычно с родителями живет лишь младший сын со своей семьей. Но родственный связи сохраняются.

В семье общими являются жилище, хозяйственные постройки, большие рыболовные сети, большие лодки для переездов. Размер продовольственных запасов в семье определяет старшая женщина. Избыток продуктов отдают родственникам, в первую очередь старым, одиноким или многодетным. Если рыбы или мяса не хватает, их можно одолжить в соседней семье. По неписаным законам возвращать их не нужно, а вот если одалживают продукты, купленные в магазине, то их непременно возвращают. В семье общими считаются мясо и рыба, а вот чай, сахар, хлеб и другие готовые продукты каждая семейная пара покупает для себя отдельно. У каждой хозяйки есть свой стол и своя посуда. Отец и его женатый сын вместе владеют оленями, домом, амбарами, ловушками, лодками, но у каждого свои ружья и инструменты, раздельно они сдают добытую пушнину и тратят деньги.

Собственностью женщины в семье по традиции является сложенная ею печь для хлеба, а также ее приданое, в том числе олени, берестяные изделия, швейные принадлежности. У манси женщина раньше владела всей одеждой и обувью, которую она сшила, в том числе мужской.

Ханты и манси в семье друг друга называют не по именам, а терминами родства: сын, младший сын, старшая дочь, отец, мать, и т.д. Это сохранившаяся традиция, связанная с древними представлениями хантов и манси о душе. Когда-то считалось, что душа умершего человека возрождается в новорожденном родственнике и идентичном имени. Ребенку давали имя умершего, но обращались к нему по термину родства того, кто умер. Поэтому случалось, что тетка, обращаясь к своей племяннице, называла ее матерью, потому что ребенку дали имя ее умершей матери. Вера в переселение душ давно исчезла, а традиция называть друг друга термином родства осталась.

Обычаи, обряды, праздники

Многие годы были древние формы религий (тотемизм, промысловый культ, культ медведя). Медведь считался предком больших родовых групп, ему приписывались различные сверхъестественные свойства: он возрождался после смерти, понимал человеческую речь, мог узнать любого своего “ родственника “ – человека. Медведя нельзя было убивать, есть его мясо, использовать его шкуру. Медведя называли терминами родства: дедушкой, братом и т.д. Со временем запрет убивать медведя был снят, и главной заботой охотников было отвести от себя вину за убийство. Убив медведя, охотники говорили ему: “ Ну, дедушка, пойдем к нам в гости, мы тебя разденем и посадим на почетное место “. Когда с медведя снимали шкуру (раздевали), все громко каркали по-вороньи, чтобы сбить медведя с толку. Затем шкуру клали на почетное место, и каждый приносил “ гостю “ подарок – монетку, ленточку, платок. Когда варили медвежье мясо, кости разбирали по суставам и потом вместе с черепом хоронили. Это должно было помочь медведю возродиться. Мясо ели палочками, чтобы к нему не прикасаться руками. После трапезы все участники “ очищались “: обливали друг друга водой или осыпали снегом. Такими ритуальными действиями сопровождалась каждая удачная охота на медведя.

Постепенно религиозный смысл этой церемонии утратился, и отдельные ее элементы превратились в развлекательные номера, обязательные на любом празднике, в частности по поводу удачной охоты. В каждом селении и сегодня есть три- четыре “ артиста “ – непременные участники подобных представлений. Вот например одно из представлений: Вечером к дому охотника, убившего медведя, пришли все жители – манси. В комнате на столе шкура медведя была свернута так, что казалось, будто спит живой медведь, голова которого лежит на лапах. Перед ним стояло угощение- рюмка водки, конфеты, печенье в виде лося, оленя: гость есть гость. УУ стола сидели охотники и руководитель праздника- старик. Участники праздника шумно рассаживались, возбужденно обсуждая достоинства убитого медведя. Но вот все замолкли: в дом вошел человек в берестяной маске с длинным носом. Он исполнил пантомиму “ Охотник убивает медведя “. Следующий артист, тоже в маске, под музыку пел про жизнь медведя в лесу. Дальше следовали сценки комедийного и сатирического характера из жизни охотников и рыболовов. Было понятно, что артисты высмеивали кого-то из присутствующих. Сценки перемежались танцами. Женщины танцевали в ярких платьях. Праздник длился несколько дней.

Выше, музыка, полет!

Пол грохочет,

Пол хохочет,

Под ногами пол-

Громче, друг!

Шире круг!

Посмотри,

В рубахе красной

Вышел парень-

Сокол ясный!

На лице у парня маска.

Вот он топнул, как медведь.

Это ж вам- медвежья пляска!

Надо топать и реветь.

Похоронный обряд

В старину считали, что в каждом человеке было несколько душ. Когда человек умирал, из дерева или металла делали его подобие- маленькую куклу, где будто бы жила одна из душ умершего, ожидая переселения в какого-либо новорожденного. Куклу хранили в доме умершего 4-5 лет. Другая душа переходила в загробный мир, который мало чем отличался от земного. Этой душе нужен был такой же, как и при жизни человека, дом и все прочие вещи. Мелкие вещи клали в гроб (иногда вместо гроба использовали лодку), более крупные- в могилу, а остальные- вокруг домику на могиле. Т.о., вместе с умершим на кладбище относили все его вещи- и одежду, и предметы быта и труда- луки, стрелы, даже старенькие ружья. Если человек умирал на чужбине, хоронили его одежду и вещи, чтобы душа могла жить около родного селения.

Родственники хоронят своих умерших в одном ряду. В каждом таком ряду есть место для костра, вокруг которого все родные собираются на поминки.

Свадебный обряд

Свадебные обряды в старину сводились к сватовству, во время которого родители жениха и невесты договаривались о калыме- плате за невесту- и свадебном пире.

Сватовство продолжалось много дней, иногда недель. Сваты приезжали в дом невесты по многу раз. Калым платили родителям невесты деньгами, оленями, тканями, железными предметами – котлами, топорами, ножами. Если калым нечем было заплатить, девушку похищали.

Одна пожилая хантыйка рассказывала как ее выдавали замуж. Однажды ее родители получили от хантыйской семьи из дальнего селения подарок- платок. Это означало, что родители жениха выбрали ему невесту и скоро пришлют сватов. Отец девушки платок взял- значит он был готов принять сватов.

Через несколько дней к дому подъехала оленья упряжка. Раздался стук посоха. Это сват стучал в дверь резной палкой, обернутой платком. Сват с родителями жениха вошли в дом, стали заговаривать с родителями невесты, но те по обычаю молчали. Несколько раз приезжали сваты, привозя в подарок то вино, то топор, то платок. Наконец договорились о калыме. Это был калым среднего размера- 2 оленя, сукно на халат невесте и 20 рублей.

После сватовства в дом пришел жених и сел спиной к невесте, которая сидела в пологе в новом платье. Она его увидела впервые.

Тем временем накрыли стол для свадебного пира. Сват, родители, родственники жениха и невесты пили вино, чай, ели и угощенье, приготовленное родными жениха. Затем жених и невеста за столом выпили чай из одного блюдца.

Во время свадебного пира невеста закрыла платком лицо, чтобы ее не увидели старшие родственники мужа, которые не могли на ней жениться, если бы она стала вдовой. Зато от младших родственников мужа она лицо не закрывала. Она знала, что, если она станет вдовой, на ней женится младший брат ее мужа, даже если у него есть жена и дети. Этот древний обычай был продиктован нормами родовой морали. Благодаря ему дети и имущество умершего оставались в роде, а семья получала кормильца.

Свадебный пир продолжался 2 дня. Затем свадебный поезд- несколько оленьих упряжек- увез невесту в селение жениха. Так она стала замужней женщиной.

День рыбака

Интересно и весело проходит День рыбака в селениях хантов на Оби. На берегу реки собираются семьи рыбаков, идет народное гулянье. Тут и традиционная уха, и пироги с рыбой. На реке- гонки на легких лодках, соревнования рыбаков. Звучат национальные песни, танцует молодежь.

Народное творчество

Необычность творчества местных жителей, их тонкий вкус проявляется в украшении одежды, обуви, головных уборов, утвари. Это меховая мозайка, мозайка из сукна, аппликации из ткани, шитье и плетение из бисера, шитье оленьим волосом, изделия из бересты и рисунки на них, резьба по дереву.

Бисерным шитьем украшают и шубы, и платья, и обувь. Простые геометрические орнаменты, но смелые сочетания цветов. Орнамент не только геометрический, но и включает условную символику- изображения птиц и животных.

Изделия из меха тоже очень привлекательны.

Своеобразно и музыкальное искусство народов Западной Сибири. У них есть интересный, очень простой и древний музыкальный инструмент тумран или варган. Это узкая костяная пластинка с прорезанным язычком. Тумран издает оригинальные низкие звуки. На нем играют только женщины. Другой женский музыкальный инструмент похож по форме на скрипку. У него одна или две струны, а смычком служит маленький лук с натянутым пучком конских волос.

Мужские музыкальные инструменты только струнные. Один из них напоминает славянские гусли. Он сделан в виде лодки из если или пихты. Сверху лодка накрыта доской, на которой натянуты 5-6 струн их сухожилий оленя или лося. Музыкант держит его на коленях, перебирая струны пальцами. По- хантыйски эти гусли называются “ играющее дерево “, а мансийское название происходит от глагола- звенеть.

Особенно интересен инструмент типа арфы. Его форма напоминает птицу – лебедя или журавля, поэтому его так и называют. От шеи к спине птицы натянуты от 9 до 13 медных струн.

Древним и богатым является фольклор хантов, манси, кетов и селькупов. Народная память бережно хранит сказки о животных, старых обрядах, орудиях труда. Многие дошедшие до нас традиции можно объяснить только благодаря фольклору. Например, когда в семье рождается ребенок и ему дают имя, мужчина при этом не присутствует, ему нельзя. Почему? Об этом можно узнать из старинной мансийской сказки “ Откуда земля началась “:

“ Две птицы- большая гагара и маленькая гагарка хотели достать землю со дна моря. Большая гагара долго ныряла, но дна не достала. Тогда маленькая гагарка нырнула. Ныряла, ныряла, тоже ничего не достала.

Давай вместе нырнем! – говорит большой гагаре маленькая гагарка.

Нырнули вместе. Плыли, плыли, дыхания не хватило, назад вернулись. Подышали немного и снова нырнули. Глубоко опустились, но до дна не достали. Отдышались и в третий раз нырнули. Долго спускались, наконец достигли дна, взяли кусочек земли и пустились в обратный путь. Очень долго гагары были под водой. Поэтому, когда поднялись наверх, у большой гагары из груди потекла кровь. Оттого теперь у гагары грудь красная. У маленькой гагарки кровь потекла из затылка, и теперь у всех гагарок затылок красный.

Землю птицы положили на воду. Начала земля расти…

Прошло много времени. Дочь Духа неба пошла к своему отцу и сказала:

Теперь человека сделать надо…

Позвал Дух неба своего брата, Духа нижнего мира, и велел ему сделать человека. Тот сделал семь глиняных фигурок и принес брату. Сказал Дух неба:

Отнеси этих глиняных людей сестре нашей, Матери земли. Пусть она их оживит.

Отправился Дух нижнего мира к Матери земли и сказал:

Сестра, сможешь ты этих людей оживить?

Оживлю, - ответила Мать земли, - только ты отсюда уходи.

С тех пор, когда люди на свет появляются, мужчины должны уходить “.

Певческая традиция

(Иркутская, Кемеровская, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская область, Алтайский и Краснодарский край)

Здесь обнаруживается сходство с Уральской традицией:

· Низкий окающий распев

· Малоподвижная нижняя челюсть

· Грудное резонирование. Головное звучание напоминает звучание рожка, а временами звучание детского голоса.

ЭвенкиСогласно переписи
2002 года, в России
живет около 35 тысяч
эвенков, из них в
Иркутской области –
примерно 1 400
человек. Несмотря на
малочисленность и
ассимиляцию в
русскую культурную
среду, этому народу
удалось сохранить
свою самобытность.

Традиции эвенков

Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и
по сей день. Из поколения в поколение передается и
благоговейное отношение к огню, почитание добрых
духов, уважительное отношение к старикам, женщинам
и детям.
Все эти традиции нашли отражение в коротких
наставлениях: «Нельзя рубить дрова около огня, чтобы
его не ударить», «Не ругай женщину-мать, а то ее
ребенок вырастет плохим человеком», «Помоги
старому человеку. Радость старого человека
осчастливит других людей».

С конца 19 века численность эвенков
быстро сокращалась.

Верховая езда на оленях.

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

Многие поверья и запреты имеют общие корни
центрально-азиатского происхождения, поэтому
одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый
культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу
(Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно
остановиться и почтительно преподнести дары духам.
Если не остановиться у обо и не сделать
жертвоприношения - удачи не будет. По поверью
эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро
имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно
задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы
они не вредили и оказывали помощь. У бурят
существует обычай "брызгать" молочными или
алкогольными напитками духам местности. «Брызгают»
безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к
спиртному и брызгают по четырем сторонам света,
небу и земле.

К одной из главных
традиций относится
священное почитание
природы. Нельзя наносить
вред природе. Ловить или
убивать молодых птиц.
Рубить молодые деревья.
Нельзя бросать мусор и
плевать в священные воды
Байкала. У источника воды
"аршана" нельзя стирать
грязные вещи. Нельзя
ломать, выкапывать,
задевать сэргэ - коновязь,
разжигать рядом костер. Не
следует осквернять
священное место плохими
действиями, мыслями или
словами.

Огню приписывается
магическое
очистительное
воздействие. Очищение
огнем считалось
необходимым
ритуалом, дабы гости
не устроили или не
принесли какого-либо
зла. Из истории
известен случай, когда
монголы безжалостно
казнили русских послов
лишь за отказ пройти
между двумя кострами
перед ставкой хана.
Очищение огнем
широко используется и
сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).

Список литературы:

http://forum.masterforexv.org/index.php?showtopic=15539
http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/ev
enki.html
http://google.ru

Научный руководитель

Обычаи и традиции - внешние элементы культуры любого народа, в том числе и русского. Обычаи, традиция, обряд схожи друг с другом, но все-таки у них есть и различия. Обычай предписывает человеку более детальное поведение и поступки в конкретных ситуациях. Например, самый распространенный обычай - пожимать руки при встрече близких друзей или родственников. Однако бывают и вредные обычаи, например, угощать друг друга спиртным при встрече родственников, друзей, знакомых.

Каждый народный праздник в России сопровождается обычаями и песнями. Их происхождение, содержание и цель отличается от церковных празднеств.

Существуют разные виды обычаев. Жилыми местностями в Старой Руси были город, пригород, посад, слобода, погост, село, сельцо, починок. Это уже было в то время, когда образовалась прочная оседлая жизнь русского народа. Но гораздо раньше того, как говорит автор книги «Быт русского народа»(1848) , славяне, а затем и наши россы жили беспорядочно: боясь ежедневных набегов, беззащитные , не имеющие государственного устройства, должны были защищаться и все вместе, и каждый в отдельности.

Русские поселения с глубокой древности возникали по берегам рек, ручьев, озер, вдоль почтовых трактов, соединявших крупные торговые и ремесленные города, в центре пахотных и сенокосных угодий. Деревни, как правило, были расположены недалеко друг от друга.

Крестьянские избы строились в один или два ряда, вдоль дороги, реки или озера, тесно прижавшись друг к другу. Деревни не имени четкой планировки. Про такие деревни говорили «Черт ее в решете нес, да и растрес». Села и деревни огораживались заборами, въездные ворота которых на ночь всегда закрывались.


Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части России располагаются у входа, справа или слева от дверей. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати. Вся неподвижная обстановка в избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом. Передний угол с божницей и столом считался чистой, парадной половиной избы, пространство около печи – печной угол, середина избы – рабочим местом.

Обычаи в домоводстве

В своей патриархальной простоте наши предки довольствовались весьма не многим. Полусырая пища, мясо, коренья и шкуры диких и домашних зверей вполне удовлетворяли их скромные нужды. Когда впервые квас стал одним из русских напитков, сегодня установить невозможно. Из блюд которые готовят их теста, первое место занимают пироги. Все русские пироги в старину имели обычно продолговатую форму и различную величину.

Обычаи в одежде

Старинная русская одежда представляется, на первый взгляд, сложной и разнообразной. Но присмотревшись к ее частям, легко узнать во множестве наименований сходство. Ткани, из которых шили одежду крестьяне, они производили в своем хозяйстве из шерсти, конопли и льна. Праздничную одежду в Нижнем Приангарье шили из тонкого льняного холста. Овечья шерсть шла на шерстяные ткани, сукно, в небольшом (количестве для вязания) пряли собачью шерсть. Из конского волоса плели обувь, носки, рукавицы специального назначения для рыболовов, охотников, так как в Сибири суровые зимы. Для шитья верхней одежды, обуви широко применялись различные меха животных.

Даба – привозная бумажная ткань, широко применялась в домашнем обиходе.

Традиционный комплект женской одежды в Приангарье и в селениях, расположенных по Енисею, состоит из рубахи, юбки или сарафана и надетою наверх телогрейки.

Рубаха делалась составной. Терминология очень устойчивая: основная часть шилась из плотного материала. Рукава шились из более тонкой материи – льняного холста. Ворот собирали в сборку. Сарафан носили двух вариантов: с выкроенной талией и с выкроеным по фигуре лифом на лямках.

Юбка – старинная составная часть костюма. Шились из домашнего сукна или полушерстяной ткани.

Сушун (шушун) – короткая кофта из шелковой или бумажной ткани на подкладе, с рукавами, суженными к низу.

Кабат – туникообразная одежда с круглым вырезом ворота, шили из тонкого льняного хоста. Кабатки носили и мужчины. В сибири эта одежда была не только рабочей, но и праздничной.

Русские крестьяне в Восточной Сибири в старину не насилии штанов и шароваров.

Образ домашней жизни

У славян всегда почитали старших. Главой в семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники и слуги повиновались этому главе беспрекословно. Великодушие славян было известно даже врагам, потому что враги могли найти приют, защиту и хлеб – соль в доме каждого славянина. Предки наши отличались трезвостью, умеренностью, почтительностью в отношении к старшим, потому и существовало общее согласие и любовь. К тому же они отличались долголетием, здоровьем и веселостью. Простой, безупречно честный народ оставил и следы своего добродушия, словоохотливости и хлебосольства.


Обеденные обычай

В полдень наступало время обеда. Холостые лавочники, парни из простонародья, холопы, заезжие в городах наполняли харчевни; люди домовитые садились за стол дома или у приятелей в гостях.

Бани

Русские ходили в баню очень часто. Это считалось первой потребностью русской домашней жизни. Довольно грязной по большей части. Обычай мыться доставлял удовольствие и наслаждение, а так же был связан со многими религиозными правилами.

Игры русского народа

Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселья не могут быть описаны иначе, как в единстве с действительной картиной их жизни.

Игры зимнего рода большей частью имеют свои прототипы в некоторых летних играх; но вместе с теми некоторые из них разыгрываются преимущественно на снегу и по люду, имеют в своем характере так много особенного и оригинального: снежки, крепость, великан , льдинки и т. д.

Богатейшее культурное наследие уходит корнями в самую глубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы.

Так формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Традиционная одежда сибиряков – это не только яркий сибирский элемент, но и пример различных видов декоративного творчества.

Анализируя виды обычаев, мы пришли к выводу, что обычаи древних народов сохранились и до нашего времени. Велико и разнообразно культурное наследие сибирского народа, накопленное веками, и хотя время не пощадило многое, сохранившее всё же позволяет судить о высоком художественном значении изделий.

Библиографический список

1. Обычаи и обряды русского народа. От крестин до поминок. Сост. И.А. Панкеев.-М.:Олимп:Астрель:АСТ,2008.-С.105.

2. Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах с рисунками в тексте. Сост. В.Д. Сиповский. Спб.:Д. Полубояринова,1910.-С.90.

3. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды.-М.:ЭКСМО,2003.-С.50.

4. Энциклопедия праздников. Сост. Н.В. Чудакова.-М.:АСТ.1997.-С.20.

5. Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи. энцикл. ;худ. .-М.:АСТ:Аристель:207.-383.С.5-20.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Бурятские обычаи, обряды и традиции Многие поверья и запреты имеют общие корни центрально-азиатского происхождения, поэтому одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения - удачи не будет. По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь. У бурят существует обычай "брызгать" молочными или алкогольными напитками духам местности. «Брызгают» безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к спиртному и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Слайд 10

Описание слайда:

К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами. К одной из главных традиций относится священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья. Нельзя бросать мусор и плевать в священные воды Байкала. У источника воды "аршана" нельзя стирать грязные вещи. Нельзя ломать, выкапывать, задевать сэргэ - коновязь, разжигать рядом костер. Не следует осквернять священное место плохими действиями, мыслями или словами.

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Список литературы: http://forum.masterforex-v.org/index.php?showtopic=15539 http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/evenki.html http://google.ru