Критерии оценки эффективности дистанционного обучения по различным моделям. Рекомендации по повышению эффективности дистанционного обучения Эффективность дистанционного обучения в организации


Любая инновация должна быть оценена на предмет эффективности. Образовательная среда специфична, поскольку процесс обучения в любой форме – долгосрочное явление, на него оказывают влияние гораздо больше факторов, чем на любой другой процесс. Кроме того, образовательная услуга не является таковой в полном смысле слова, а потому весьма трудно оценить эффективность внедрения той или иной формы обучения.

Предлагаемая в проекте МБОУ СОШ №14 г.Химки инновационная идея дистанционного обучения требует разработки системы критериев эффективности. В педагогической литературе есть источники, в которых рассматриваются различные подходы к оцениванию этого показателя. Однако они во главу угла ставят эффективность именно процесса обучения, не берут в расчет экономические показатели, которые в любом проекте играют важную роль. Поэтому подойдем к этому вопросу с экономических позиций.

Будем рассматривать эффективность дистанционного обучения как коэффициент, равный отношению затрат (ресурсы, издержки и пр.) к получаемому результату и выраженный в процентах. Тогда, чем ближе значение этого коэффициента к нулю, тем более эффективна предлагаемая модель дистанционного обучения.

При этом будем оценивать эффективность с помощью критериев, где оценка каждого имеет числовое выражение, максимально простое и понятное в пределах определенной шкалы, одинаковой для всех критериев.

Разобьем все критерии на две большие группы: количественные и качественные .

Качественные, в свою очередь, рассмотрим в показателях педагогической эффективности для учащихся и показателях педагогической эффективности для учителя .


Рассмотрим количественные критерии затрат:

  • затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения;

  • затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

  • затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

  • общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели;

  • затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи;

  • время, затрачиваемое педагогами на подготовку к урокам, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся.
Рассмотрим качественные критерии затрат:

  • наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям;

  • уровень квалификации педагогических кадров;

  • сложность реализации модели дистанционного обучения;

  • сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели.
Рассмотрим количественные критерии результатов:

  • уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности);

  • количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей;

  • частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.;

  • результативность участия в различных мероприятиях учащихся;

  • результаты итоговой аттестации учащихся;

  • количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории);

  • количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения.
Рассмотрим качественные критерии результатов:

  • показатели работоспособности учащихся;

  • мотивационная устойчивость учителя;

  • сложность и востребованность знаний по курсам;

  • разработка систем оценивания деятельности учащегося;

  • разработка системы контроля работы педагога;

  • рациональность и эффективность использования оборудования;

  • оценка учащимися результатов обучения.
Каждый из указанных критериев легко оценить, например, по 10-бальной шкале, если задать текстовый эквивалент этой оценки. Например, разработав специальную форму, представленную для каждого из критериев ниже в таблицах 1, 2, 3 и 4.

Таблица 1. Форма оценивания количественных критериев затрат



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля



Диапазон критерия

Меньше A тыс. Руб.

Больше A тыс. Руб.

Затраты на оборудование, необходимое для реализации той или иной модели дистанционного обучения

1

10

Затраты на обучение кадров, обеспечивающих ход учебного процесса в дистанционной форме по предлагаемым моделям;

1

10

Затраты на заработную плату педагогических и иных кадров, занятых в проекте;

1

10

Затраты на обеспечение бесперебойного доступа к сети Интернет, с высоким качеством связи

1

10

Диапазон критерия

Меньше A часов

Больше A часов

Общее учебное время (в часах), выделенное на реализацию той или иной модели

1

10

Время, затрачиваемое на подготовку у урокам педагогами, подготовку и передачу материалов и заданий для учащихся

1

10

Таблица 2. Форма оценивания качественных критериев затрат

Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Разработана не полностью

Разработана полностью

Наличие нормативной базы документов, регламентирующих дистанционное обучение детей по различным моделям

1

10

Диапазон критерия (исходя из доли педагогов высшей и первой категории)

Низкий уровень

Высокий уровень

Уровень квалификации педагогических кадров

1

10

Диапазон критерия

Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность реализации модели дистанционного обучения

1

10

Сложность построения курса дистанционного обучения по той или иной модели

1

10

Таблица 3. Форма оценивания количественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Оценка модуля

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия

Низкое качество знаний

Высокое качество знаний

Уровень интеллектуального развития учащегося (например, качество знаний, степень обученности)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество запросов на проведение тех или иных курсов в рамках предлагаемых модулей

1

10

Частота участия детей в конкурсах, смотрах, соревнованиях и пр.

1

10

Диапазон критерия

Малое количество призовых мест

Большое количество призовых мест

Результативность участия в различных мероприятиях учащихся, (можно с учетом уровня – муниципальный, областной, всероссийский, международный)

1

10

Диапазон критерия

Резльтаты итоговой аттестации ниже показателей региона

Резльтаты итоговой аттестации выше показателей региона

Результаты итоговой аттестации учащихся

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество участников процесса обучения (объем целевой аудитории)

1

10

Диапазон критерия

Малое количество

Большое количество

Количество поступивших в ВУЗы и др. учебные заведения

Таблица 4. Форма оценивания качественных критериев результатов



Название критерия

Балл (1 – 10)

Модуль №1

% от общего числа баллов по всем критериям данной группы

Диапазон критерия (по опросам учителей)

Низкая

Высокая

Показатели работоспособности учащихся

1

10

Диапазон критерия (по социометрическим опросам учителей)

Низкий уровень

Высокий уровень

Мотивационная устойчивость учителя

1

10



Низкая сложность

Высокая сложность

Сложность и востребованность знаний по курсам

1

10

Диапазон критерия (разработка Административно-управленческого персонала)

Разработана не полностью

Разработана полностью

Разработка систем оценивания деятельности учащегося

1

10

Разработка системы контроля работы педагога

1

10

Рациональность и эффективность использования оборудования

1

10

Диапазон критерия (по социологическим опросам учащихся)

Низкая оценка

Высокая оценка

Оценка учащимися результатов обучения

1

10

Подобные таблицы можно усложнять, добавляя в них необходимые критерии, исходя из специфики того или иного учреждения. Они составляются для каждого модуля обучения с дистанционной составляющей, внедряемого в основной образовательный процесс. После чего рассчитывается итоговое значение коэффициента эффективности каждой модели – формула 1.

­­­ - значение каждого из критериев затрат (в баллах),

- значение каждого из критериев результатов (в баллах).

Для того, чтобы достигнуть высоких значений данного коэффициента, деятельность учреждения должна следовать определенной политике, которая разграничивает и определяет работу всех структур, задействованных в проекте. Эта система действий включает следующие пункты:


  • выбор и организация той или иной модели обучения с использованием дистанционных технологий;

  • выбор педагогов, задействованных в проекте;

  • расстановка учебных часов в сетке расписания;

  • организация курсов повышения квалификации педагогических кадров;

  • организация контроля учебного процесса;

  • формирование отчетов о результативности той или иной модели;

  • формирование экспертной комиссии по оценке эффективности процесса обучения;

  • формирование нормативной базы, регламентирующей прохождение процесса с соблюдением законов, кодексов и иных государственных документов.
В учреждении должен быть определен Регламент любого учебного курса, который определяет:

  • кто разрабатывает учебные курсы;

  • как устанавливаются сроки выполнения работ по созданию учебных курсов;

  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;

  • как должен оформляться учебный курс;

  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;

  • как будет тестироваться готовый курс.
В настоящее время в МБОУ СОШ №14 имеются разработки по следующим пунктам:

  • имеется авторская программа по автоматизированному составлению расписания учебного процесса;

  • разработана форма и ведутся журналы для контроля учебного процесса, оценивающие количество часов с использованием оборудования, программного обеспечения, лабораторного оборудования, ресурсов сети Интернет;

  • рабочие программы по организации уроков с дистанционной составляющей;

  • таблицы для проведения Мониторинга эффективности использования оборудования;

  • материалы педагогических советов по организации дистанционного урока, видам уроков, наполнение их контентом;

  • выступления коллег на мероприятиях областного, муниципального и школьного уровня по обмену опытом;

  • формируется видеотека примеров уроков с дистанционной составляющей для детей-инвалидов.
Подведем итог: предлагаемая модель оценивания эффективности уроков с дистанционной составляющей позволяет всесторонне рассмотреть процесс дистанционного обучения по любой модели, поскольку экономические показатели не менее важны, чем педагогические в образовательном процессе. Модель проста в организации и не требует кардинальной реорганизации работы школы. Она применима для учреждений основного, среднего специального и высшего образования. Ее легко трансформировать и программировать в электронный вариант, позволяющий формировать отчеты и анализы в автоматизированном режиме.

Данную задачу наше учреждение планирует решить в сроки внедрения проекта в жизнь школы.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования. О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой "очному" обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается. А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает знания именно таким способом.

Современный метод дистанционного обучения (ДО) посредством интернета стал логическим продолжением более ранних способов получения «удаленного» образования: заочного, корреспондентского, телевизионного и т.д. О нем много пишут, его рекламируют и называют достойной альтернативой "очному" обучению. Однако вопрос о его эффективности практически не освещается. А это очень важно, поскольку популярность ДО постоянно растет, а значит все большее число специалистов получает новые знания именно таким способом.

Предпосылки для роста популярности дистанционного обучения


Основным фактором, определяющим постоянный рост популярности дистанционного обучения , является то, что такой способ позволяет преодолеть ограничения доступности образования, связанные с географическим, пространственным фактором. При этом зачастую дистанционные курсы обучения сегодня предлагаются по более доступной цене, чем "очные". Что, впрочем, вполне логично: организация учебного процесса с применением дистанционных технологий требует значительных затрат только на начальном этапе (который в большинстве ВУЗов уже давно и благополучно пройден), и в дальнейшем не нуждается в серьезных дополнительных финансовых вложениях.

Другими словами, получение образования методом дистанционного обучения позволяет:

  • сэкономить - мало того, что курсы ДО стоят дешевле "очных", так еще и не нужно тратиться на проживание и питание в другом городе;
  • самостоятельно планировать процесс обучения - студент сам выбирает как и когда ему удобно изучать обучающий материал;
  • получать образование без отрыва от производства - самостоятельно спланированный график "лекций" позволяет совмещать работу с учебой.

Вполне естественно, что студенты, стесненные временными, географическими и финансовыми рамками (а таких с каждым годом становится все больше и больше) делают свой выбор в пользу дистанционного обучения. Но вот, насколько такое обучение эффективно?

Виды дистанционного обучения

Изначально, еще на заре становления ДО, было понятно, что несмотря на все преимущества дистанционного обучения , этот метод лишен тех главных факторов, которые обеспечивают (или могут обеспечивать) высокое качество обучения в традиционной ситуации классного или индивидуального образования: присутствие талантливого и харизматического педагога, способного развивать в ученике интерес к предмету, увлечь его, побудить к осмыслению и решению проблем, а также поддерживать в нем высокую самооценку и уверенность в своих силах.

Очевидно, что все это наверняка отсутствует в обучении по переписке и – с очень большой долей вероятности – в телевизионных уроках. Но такое положение вещей считалось нормальными издержками метода, платой за возможность учиться на расстоянии и без особых затрат. Появление технологий обеспечило более широкие возможности подачи материала и большее удобство применения метода.

Современное дистанционное образование представлено двумя видами:

  • синхронное - занятия осуществляются в реальном времени. То есть, в назначенное время студент (или группа студентов) "встречаются" он-лайн с педагогом, который читает лекции, отвечает на возникшие вопросы студентов и задает встречные вопросы, позволяющие проверить уровень усвоения материала. Как правило, виртуальные занятия ведутся с помощью интернета и веб-камер.
  • асинхронное - классический вариант ДО, в котором студенту высылается обучающий материал для самостоятельного изучения с последующей сдачей зачетов и экзаменов. При этом сдать зачеты студент может как очно, так и дистанционно.

Эффективность дистанционного обучения


Не сложно догадаться, что синхронное дистанционное обучение , которое отличается от классического "очного" только способом взаимодействия педагога со студентами, по эффективности не уступает своему традиционному аналогу. Правда, здесь не приходится говорить о временной независимости, поскольку студент должен выходить в он-лайн в четко определенное время. Да и стоимость такого обучения если и будет ниже, чем у очного, то не намного. Поэтому их трех перечисленных выше основных преимуществ дистанционного обучения (финансовая, временная и географическая доступность) "на лицо" только географическая независимость.

А вот эффективность асинхронного дистанционного обучения весьма сомнительна, поскольку здесь очень многое зависит от способности студента к обучаемости, уровня его подготовки, соответствия сложности выбранного курса возможностям учащегося, доступность поддержки и помощи со стороны педагога и др. Не стоит также забывать и о мотивации студента.

Опытные педагоги считают, что «…когда мотивация к учению очень низка, то можно, не рискуя ошибиться, предположить, что потенциальная успешность в учебе будет до какой-то степени снижена». Специфика асинхронного метода ДО в вопросе мотивации учения проявляется в отсутствии стандартных для традиционного обучения мотивирующих моментов, таких, как давление группы, знакомая ситуация обучения, социальные факторы и т.д.

Иными словами, эффективность асинхронного дистанционного обучения в большей степени зависит от самого студента: от его желания учиться и получать новые знания, умения самоорганизоваться и стремления к самосовершенствованию.

Вывод

Говоря об эффективности дистанционного обучения – и более широко: образования с помощью новых информационно-коммуникационных технологий, можно сделать однозначный вывод. Да, его можно считать достаточно эффективным, но только в том случае, если это метод синхронного обучения или у студента имеются достаточно сильные мотивации для самостоятельного изучения материала. В других случаях дистанционное обучение является скорее самообманом и способом самоуспокоения, позволяющим получить только "корочки", но никак не должный уровень знаний.

На что следует обратить внимание! При написании данной статьи автор пытался излагать материал насколько это возможно простым языком. Но, вполне возможно, это ему не удалось сделать в полной мере из-за очень сложной темы статьи.

Электронное дистанционное обучение прочно вошло в корпоративную систему обучения российских компаний. И не удивительно,- эта форма обучения позволяет оперативно повышать квалификацию большого количества работников непосредственно на рабочих местах, практически без отрыва от производственного процесса.

Следует отметить, что система дистанционного электронного обучения в целом состоит из множества различных электронных курсов. Эти курсы разрабатываются, тестируются на функциональность, после чего их запускают в эксплуатацию. При помощи электронных курсов персонал банка повышает свою квалификацию. От эффективности каждого в отдельности учебного курса зависит и эффективность всей СДЭО.

В течение пяти лет в банке «Возрождение» успешно функционирует система дистанционного электронного обучения (далее - СДЭО). Под выражением «успешно функционирует», понимаются показатели:

Количественные : количество разрабатываемых и принятых в эксплуатацию учебных курсов, количество сотрудников посещающих веб-портал «Обучения и развития», количество сотрудников, прошедших обучение по каждому учебному курсу.

Качественные : изменение уровня знаний до и после прохождения электронного учебного курса, оценка сотрудниками качества разработанных учебных курсов, оценка руководителями качества обучения подчиненных.

Сотрудники учебного центра банка постоянно проводят мониторинг вышеперечисленных показателей с целью контроля качества проводимого обучения. Но эти показатели не могут в полной мере отразить эффективность внедренной электронной системы дистанционного электронного обучения.

Как измерить эффективность СДЭО?

После того как СДЭО была внедрена в банке «Возрождение», был разработан первый десяток учебных курсов, началось регулярное обучение персонала, была определена необходимость в проведении оценки эффективности данной формы обучения.

Соответственно, перед ключевыми сотрудниками Учебного центра была поставлена задача разработать оценку СДЭО. В 2009 году не было найдено в деловой литературе у партнеров, которые занимаются аналогичной деятельностью необходимых образчиков оценки СДЭО, которые соответствовали бы следующим критериям: оценка должна быть максимально понятной, простой, объективной, практичной и гибкой.

Поэтому сотрудники Учебного центра самостоятельно занялись разработкой такой оценки.

    1. Вначале было дано определение термину «эффективность электронного дистанционного обучения».
    2. Составлена математическая модель расчета эффективности.
    3. Были определены критерии, влияющие на эффективность.
    4. Проведены пробные расчеты.
    5. После получения первых данных, модель расчета была немного доработана.
    6. После чего, модель была запущена в эксплуатацию.
Прежде чем детально описать модель расчета эффективности СДЭО, следует отметить, что полученные данные позволили в цифрах увидеть не только имеющиеся проблемные зоны дистанционного обучения, но и получить ответ, как их исправить. По результатам полученных данных процедура разработки учебных курсов была скорректирована.

ВАЖНО.

Данная модель расчета эффективности СДЭО была разработана исключительно для целей Учебного центра банка «Возрождение» и вполне возможно для других целей, и в других компаниях может быть неприменима.

Модель эффективность СДЭО Учебного центра банка «Возрождение»

Термин «эффективность системы дистанционного электронного обучения» означает процентное отношение протори (совокупность затраченных ресурсов, издержек) с полученными результатами.

Результатом этого отношения будет являться числовое значение между нулем и 100%.

Внимание! Чем ближе результат вычисления к нулю, тем выше эффективность, чем ближе результат вычисления к 100%, тем ниже эффективность.

Если протори равно нулю (ничего не вложено), а получаемый результат максимальный - СДЭО получается очень эффективным. Такое может быть?

И наоборот. Вложились на все 100%, а результата при этом нет, как такое может быть?

Экспериментальным путем, моделированием различных ситуаций было выявлено, что наиболее эффективной система СДЭО будет при получении расчетных данных близких к 30%. При получении расчетных данных близких к 80% и выше, СДЭО будет практически неэффективным.

Какие критерии объединены в категорию ПРОТОРИ?

Протори насчитывает пять критериев. Каждый критерий оценивается по десятибальной шкале.

Чем выше балл, тем протори будет выше, то есть затраты, издержки возрастают. Высокий протори необходимо всеми силами снижать.

Чем ниже балл, тем протори будет ниже – затраты, издержки уменьшаются. К низкому протори необходимо стремиться.

Опишем каждый критерий:

    1. Наличие документации к СДЭО
Если в компании существует детально прописанная нормативная документация к дистанционному обучению, то разработка учебного контента, создание учебных курсов, проведение обучения занимает минимум времени и ресурсов. Разработчики знают, что необходимо делать, как и в какие сроки. В этом случае этот критерий получает 10 баллов.
В случае полного отсутствия, в учебном подразделении, документов регламентирующих деятельность СДЭО, балл по данному критерию будет единица.

Какие документы необходимы, чтобы получить 10 баллов?

«Политика организации электронного дистанционного обучения» .

Чем детальнее прописаны процедуры и требования к данному типу обучения, тем проще встроить учебный процесс. Любой работник компании – от рядового сотрудника до руководителя подразделения – должен иметь возможность найти в этом документе ответы на все вопросы, касающиеся дистанционного обучения. Разделы, которые должны быть внесены в данную политику:

  • кто выступает организаторами обучения;
  • по чьей инициативе назначаются учебные курсы;
  • каким образом работникам назначаются (время, сроки, документы) учебные курсы;
  • где, как, когда сотрудник будет проходить обучение;
  • каким образом происходит контроль;
  • как, кто, когда, кому направляет отчеты с результатами;
  • зоны ответственности работников разных подразделений в области СДЭО.
«Политика разработки электронных учебных курсов» .

Документ, в котором перечисляются все стадии и требования к процессу разработки учебного курса. Целесообразно включить в эту политику следующие разделы:

  • кто может выступать заказчиками учебных курсов;
  • каким образом заказчик инициирует процедуру их разработки;
  • кто, как, когда формирует рабочую группу;
  • как устанавливаются сроки выполнения работ;
  • кто может выступать разработчиками курсов;
  • что может быть включено (не должно быть включено) в учебный материал;
  • как должен оформляться учебный курс;
  • какие методы дистанционного обучения существуют и как их использовать;
  • как будет тестироваться готовый курс;
  • каким образом курс будет принят в эксплуатацию;
  • как взаимодействовать с внешними провайдерами (в случае их привлечения).
    2.Сложность реализации электронного курса
Сложность реализации электронного курса - это критерий, который отражает насколько сложно с технической стороны реализован учебный курс.
В учебном курсе материал может быть подан различными способами:
1. В виде сплошного текста . Это самый непродуктивный способ с точки зрения обучения, но самый простой с точки зрения технической реализации.
2. В виде текстового материала и различных задач, которые помогают этот материал усвоить. (Достаточно верное решение, но при этом затратный подход). Логику задач необходимо продумывать, необходимо механизм задачи реализовать в электронном виде и самое главное необходимо описать задачу в курсе, чтобы участники поняли, что и как необходимо делать.
3. В виде бизнес-кейсов . Через решение бизнес-кейсов при помощи различных подсказок, наводящих тем, обсуждения правильных и неправильных решений участники получают наиболее устойчивые знания. Но этот подход один из самых сложных с точки зрения реализации. Как показывает опыт, для реализации такого подхода необходимы не только яркие и интересные идеи, которые как всегда в дефиците, но и грамотное техническое решение.

За наиболее простую реализацию, курс получает 1 балл. За наиболее сложную – 10 баллов. Безусловно, при создании учебного курса необходимо стремиться к наиболее простой реализации, но способ подачи учебных материалов является очень важным элементом.

ВАЖНО.

Сложность технической реализации бывает необоснованной и обоснованной. Необоснованная реализация - это когда очень простой материал «заливается» очень сложно технически. В программном продукте CourseLab компании WebSoft (работники банка «Возрождение» применяют только его), который предназначен именно для создания «заливки» учебных курсов, есть все необходимые встроенные средства для реализации очень интересных курсов. Использовать встроенные средства CourseLab - правильное решение с точки зрения «простой реализации». При этом некоторые работники, которые занимаются «заливкой» применяют программные коды, мультипликацию и дополнительные средства для придания «шарма» учебному курсу, что зачастую очень усложняет его реализацию.
Обоснованная реализация - это когда работникам необходимо передать сложные знания. Для передачи их придуманы соответствующие бизнес-кейсы, которые реализовать обычными средствами бывает невозможно.

Для того чтобы воочию оценить разные подходы к реализации учебных курсов, можно посетить сайт courselab.ru раздел «Конкурс 2011». В этом разделе сайта размещены учебные курсы, которые принимали участие в конкурсе на лучший электронный курс. Учебный курс «Проведение презентации» банка «Возрождение» занял в трех номинациях призовые места. Этот курс очень высоко интерактивен: в нем необходимо выполнять бизнес-кейсы, решать сложные задачи, искать решения. С точки зрения технической реализации он достаточно простой, потому как эта реализация осуществлялась стандартными средствами программы CourseLab.


    3. Уровень сложности знаний
Учебный курс предназначен прежде всего для передачи знаний участнику обучения. Эти знания могут быть общеизвестными: знание правил трудового распорядка в компании, корпоративной культуры, дресс-кода и др. В банковском бизнесе, многие знания являются специализированными: отличительные признаки поддельных банкнот, методы их защиты, стандарт безопасности данных индустрии платежных карт и др. Общеизвестные и специализированные знания могут быть, как простыми и сложными для изучения. В зависимости от уровня сложности знаний необходимо выбирать и методы их передачи. Для простых знаний балл будет единица, для очень сложных -10 баллов.

    4. Длительность разработки учебного курса
Те, кто занят разработкой курсов, знают, что на длительность создания курсов влияет множество факторов: понятная исходная документация(с ней быстрее можно разобраться), уровень подготовки разработчиков(они быстрее могут разработать контент и его залить), как много времени разработке курсов могут выделять эксперты бизнес-подразделений(один день в неделю или одни день в месяц) и т.д.

В банке «Возрождение» электронные курсы разрабатываются согласно утвержденному на один год календарному плану. На каждый курс отводится необходимое время.

Если время на разработку удалось значительно уменьшить относительно планируемого, тогда присваивается один балл. Если время превышено в несколько раз, тогда десять баллов.

    5. Квалификация специалистов – разработчиков курса
Для банка «Возрождение» была выбрана ролевая модель, когда разработкой всех курсов занимается собственная команда. В эту команду входят специалисты Учебного центра и специалисты, того подразделения, которое является заказчиком курса.

Очень кратко опишем, какие роли существуют?

Заказчик курса . Он ставит цели и задачи перед командой разработчиков; Принимает курс в эксплуатацию.

Архитектор курса . Архитектор курса является руководителем всего проекта. Он должен определять сроки, распределять ответственность, минимизировать возможные риски. И еще одна задача – создание сценария. Сценарий создается совместно с «Разработчиком контента». Что входит в понятие сценарий? Последовательность подачи материала, определение параллельных ветвей обучения, возможных ответвлений, когда и в каком объеме использовать проверочные вопросы. В Учебном центра банка «Возрождение» архитекторами курсов являются ведущие специалисты Учебного центра, так как они лучше других справляются с данной ролью.

Разработчик контента . Этот специалист должен знать в совершенстве банковский продукт и/или тот бизнес-процесс, о котором пойдет речь в учебном курсе и/или как работает банковская программа, и уметь на доступном языке описать все это на доступном языке. Описать таким образом, чтобы любой пользователь мог разобраться, что и как делать. Разработчиками контента выступают специалисты бизнес-подразделений.

«Заливщик» контента . В задачу данного специалиста входит правильное оформление учебных материалов, компоновка его в нужном порядке, программирование необходимого количества функций и в завершении - предоставление предварительно готовой версии курса для начала процедуры его проверки в целях работоспособности.

Тестировщик курса

Процесс создания электронного учебного курса очень похож по своей структуре на создание программного обеспечения. В завершении работы над курсом правильность его функционирования проверяет специалист в роли «тестировщика». Он должен проверить его функциональность, выявить возможные ошибки, неточности… Результаты своей работы он должен передать «заливщику». Для полноценной проверки курса желательно выделять наиболее квалифицированных специалистов из тех подразделений, специалисты которых и будут в дальнейшем проходить обучение.

Чем выше квалификация специалистов занятых разработкой курсов, тем выше балл – протори будет выше.

Чем ниже квалификация этих специалистов, тем ниже балл.

Как пример: если разработкой курса будет заниматься студент, то затраты будут достаточно низкими в этой категории. Не следует привлекать к написанию простых веб-шаблонов программиста самой высокой квалификации: с этой задачей можете справиться и вы сами, и выпускник колледжа.

Подведем итоги.

Протори необходимо снижать. За счет чего? Вот, на мой взгляд, наиболее важные пункты, влияющие на показатели повышения эффективности СДЭО. Это:

    1. Подготовка детальной документации по СДЭО, изучение которой позволяет качественнее разрабатывать любые учебные курсы.
    2. Упрощение технической реализации курса. Использование встроенных функций и методов программных средств по разработке учебных курсов.
    3. Соблюдение и уменьшение сроков разработки электронных курсов.
    4. Привлечение персонала требуемой квалификации. 5. Какие критерии были объединены в категорию результат?
Любое обучение должно приводить к какому-либо результату. Для определения общего результата по каждому курсу определены пять критериев.

Чем выше балл, тем результат будет выше.

Чем ниже балл, тем результат будет ниже.

Опишем каждый критерий:

Оценка курса участниками обучения.

Оценка участниками обучения - очень важный критерий. В банке «Возрождение» данная процедура была автоматизирована сразу после внедрения.

    1. Был создан опросный лист в электронном виде. Программа WebTutor компании WebSoft, на базе которой построена вся система электронного дистанционного обучения в банке, позволяет достаточно просто автоматизировать подобные процедуры.
    2. Опросный лист был встроен в процесс прохождения учебного курса.
    3. Прежде чем завершить обучение по курсу, сотрудник должен перейти на опросный лист и его заполнить – выставить оценки за учебный курс. Все оценки суммируются и в системе отражается балл, который показывает насколько участники обучения удовлетворены учебным курсом.

Если балл за курс 1, то это означает очень низкую удовлетворенность обучением. Выставленный балл 10, означает очень высокую удовлетворенность обучением.

Результаты проверки знаний

Одним из критериев, отражающим эффективность обучения, служит уровень остаточных знаний, который измеряется в промежутке от одного до трех месяцев после завершения обучения. В банке «Возрождение» измерение уровня знаний проводится при помощи модуля электронного тестирования программы WebTutor. Чем выше уровень полученных знаний, тем выше балл у данного критерия.

Прямое влияние знаний на бизнес

Перечень необходимых знаний, которыми должны владеть работники банка, достаточно обширен. Это и знания корпоративной культуры, банковского законодательства, требования, описанные во внутренней документации, стандарты обслуживания клиентов и другие.

При этом некоторые знания могут иметь слабое влияние на ведение бизнеса, а некоторые наоборот - очень сильное влияние на бизнес.

Как пример - знания управления продажами бизнес-подразделения.

    • Эти знания, если ими обладает рядовой сотрудник, который напрямую не занимается управлением продажами, слабо влияют на бизнес.
    • А в руках руководителя они превращаются в мощный инструмент достижения результатов.
Есл· знания, передаваемые в учебном курсе, имеют очень низкое влияние на бизнес, то выставляется балл один. Если знания, передаваемые в учебном курсе, имеют самое высокое влияние на бизнес, то балл выставляется 10.

Востребованность учебного курса

Высокая оценка востребованности учебного курса характеризуется высокой заинтересованностью со стороны заказчика, как правило, - это руководители бизнес-подразделений в разработке учебного курса. В случае, когда руководитель подразделения заинтересован в разработке учебного курса, им выделяется наиболее высококвалифицированный специалист, с предоставлением ему дополнительных полномочий, сам заказчик лично контролирует ход разработки курса и т.д.

При максимально высокой востребованности учебного курса балл будет 10, при противоположной ситуации балл будет – один.

Количество участников обучения (целевая аудитория)

В банке «Возрождение» работникам назначаются курсы исключительно по заявкам руководителей бизнес-подразделений. Заявки на обучение подаются в электронном виде через веб-портал «Обучения и развития». Поле этого в автоматическом режиме на основании поступивших заявок назначаются учебные курсы.

Так как этот процесс полностью автоматизирован, то очень легко контролировать весь процесс обучения, в том числе: количество участников обучения, количество тех, кто уже проходит обучение, количество тех, кто завершил учебный курс.

Чем больше участников обучения, тем выше балл. И наоборот.

О результатах проведенной оценки эффективности СДЭО.

С целью представления реальных результатов оценки эффективности СДЭО для данной статьи были выбрано семь различных учебных курсов. Они были разработаны в разное время, различными сотрудниками. Каждому курсу были проставлены баллы в разделе протори и в разделе результаты. В итоге получилась заполненная таблица «Экспертная модель расчета СДЭО».

Согласно полученным данным два учебных курса, курс №1 и №5, имеют хорошую эффективность. А курсы №6 и 7 предельно низкую эффективность.

Если посмотреть заполненную таблицу, то сразу становится видным, что:

    1. Курс №6 сложно реализован, в нем заложена подача сложных заданий, а в результатах - влияние на бизнес «низкое».
    2. Курс №7 сложно реализован и очень долго разрабатывался, а количество участников обучение небольшое.
А понимая, где имеются недоработки, можно их в дальнейшем исправлять.

Применяя такой подход в оценке эффективности СДЭО можно:

    1. Во время планирования разработки учебных оценивать их возможную эффективность.
    2. Во время разработки курсов оценивать получающуюся эффективность.
    3. По завершении обучения оценивать реальную эффективность.

Если вы не понимаете, каков вообще смысл такой информации, то все просто: с этими сведениями вы сможете понять, каким именно образом можно определить действенность дистанционного обучения.

Между прочим, обозначенный вопрос намного чаще чем остальные, задают разработчикам на разнообразных презентациях электронных решений. При ответах на него многие сразу же начинают ссылаться на известнейшие методы Д. Филипса, Д. Киркпатрика, Тайлера и прочих. Другие же объясняют по-своему, во многом непонятно для окружающих.

Можно задаться иным вопросом: "До какой степени будет оправданным применение таких методов? Существуют ли какие-то альтернативы стандартных методик оценки эффективности дистанционного обучения?" То есть насколько будут релевантными используемые способы оценки?

Критерии, по которым выбирают способ оценки.

Не так давно Ф. Нихолс решил сформулировать перечень вопросов, посредством которых возможно выявить задачи по оценке тренингов:

Нужно ли оценивать или этого делать не стоит?

С какой именно целью нужно осуществлять оценку?

Кого или что необходимо оценить?

Когда давать оценку?

Как нужно оценивать?

Существуют ли данные, необходимые для оценки и до какой степени они точные?

Как и где именно впоследствии придется использовать итоговые оценки?

Какие резервы потребует себе оценка, и будет ли она после этого еще иметь смысл?

Некоторые из вопросов оригинальной анкеты было решено исключить, потому что они затрагивали не целевую аудиторию, а персонал, который проходит обучение, при этом другие вопросы были добавлены с учетом приобретенного опыта.

Стоит отталкиваться от того, что именно цели оценки и задачи людей будут диктовать непосредственный выбор метода. Это достаточно значимое утверждение, потому что как раз эти вопросы и будут определять критерии для данных методик. При этом всем вполне очевидно, что разнообразные способы будут использоваться для того, чтобы отыскать верные ответы на конкретные вопросы. Причем некоторые из них будут давать больше информации, чем другие.

В отдельном порядке нужно отметить, что все вопросы по оценке эффективности будут обязательно взаимосвязаны. Более качественным будет то дистанционное обучение, которое должным образом оценено и дает прекрасные результаты по заявленным аспектам. Кроме этого, достоверно известно, что оценки некоторым образом искажают правдивые итоги. То есть с определенной стороны оно не сможет отследить множество важнейших показателей, а с другой будет выступать неким средством руководства системы, подвергающейся оценке, задавая ей при этом определенное направление для развития.

Для того чтобы можно было все это подтвердить и пояснить наглядно, стоит рассмотреть следующий пример. Две организации (они будут названы "Мастер-телеком" и "ФУД") решили внедрить систему дистанционного образования для того, чтобы обучить персонал, занимающийся отделом продаж. Естественно, обе компании желают знать, насколько эффективно они смогли проинвестировать средства в обучение. Для этой цели в обеих фирмах смогли выделить несколько основных критериев. В "Мастер-телеком" особенно ценятся фискальные средства, а потому их менеджер проектов ведет подсчет, насколько же увеличился оборот организации при внедрении системы дистанционного обучения. В итоге определился средний диапазон продаж на одного работника отдела как до, так и после начала обучения. Итоги оказались достаточно неутешительными: прыжок продаж был совсем невелик, а проект в целом абсолютно нерентабельным.

В фирме "ФУД" аналогичным образом ценят капитал, однако они смотрят гораздо дальше. Поэтому менеджер проекта должен был оценить влияние системы дистанционного образования на организацию в совокупности. Их менеджер, естественно, затратил на оценивание этого почти на неделю больше, чем коллега из фирмы "Мастер-телеком", однако и итоги оказались отличными от ранее рассмотренных. Несмотря на то, что продажи выросли не так уж значительно на момент оценивания, но они обладали явной тенденцией стабильного роста. Как оказалось, после того, как была введена система дистанционного обучения, текучесть кадров существенно понизилась. Руководитель кадрового отдела выяснил, что персонал отмечает положительную заинтересованность своего руководства и полагает, что компания о них проявляет заботу и более не является эгоистичной. Помимо этого HR-руководитель сумел подсчитать, до какой степени понизились издержки организации на наем новых сотрудников.

Так как менеджер обладал этими сведениями, он смог наглядно продемонстрировать руководителям, что проект дистанционного обучения был очень полезен для фирмы.

Однако в "Мастер-телеком" оценивали лишь рост своих продаж...

В "ФУД" оценивание велось по всем главнейшим параметрам имеющейся деятельности. Ориентировались они не на получение краткосрочного итога, а на устойчивый длительный рост. Оценивались многочисленные параметры, включая и численность дополнительных сделок, удовлетворенность клиентуры и общую атмосферу в коллективе сотрудников. Менеджеры "ФУД" осознавали, что их успешность будет оцениваться по многим критериям, и от них впоследствии будет напрямую зависеть собственное вознаграждение. Все эти факторы стимулировали их на то, что нужно придерживаться некоторых правил поведения, которые и определили стратегический успех организации.

Спустя шесть месяцев на важной конференции, названной "EXPO-Trainings", произошла случайная встреча менеджеров проектов, занимающихся внедрением системы дистанционного образования в компании "ФУД" и "Мастер-телеком". После того, как они разговорились, все свелось в итоге к обсуждению их проектов. Менеджер из "Мастер-телеком" покинул конференцию в очень расстроенных чувствах, завидуя успеху своего коллеги. А менеджер из "ФУД" смог проанализировать состоявшийся разговор в деталях и сравнил подходы, которые были использованы в обоих проектах. В результате чего он пришел к выводу, что посредством видоизменения параметров оценивания возможно прекрасно управлять персоналом, одновременно стимулируя сотрудников на конкретное поведение.

В системе дистанционного обучения организация "ФУД" спустя некоторое время реализовала два новых учебных курса по занимательному тайм-менеджменту и руководству разрешения конфликтных ситуаций для "чайников". При этом, для того чтобы было возможно проверить собственную гипотезу, их менеджер решил распустить слух, что руководители станут оценивать всех менеджеров в том числе и по итогам прошедшего обучения. Особое же внимание будет уделено руководителями на вторую дистанционную программу обучения.

После этого стало известно, что завершенность обучающих курсов в процентном соотношении была в два раза больше, чем обычно. Как ни странно, именно второй курс был изучен почти каждым работником компании.

Из этого всего можно сделать логичный вывод: совершенно любые особенности в выборе тех средств, которые направлены на мотивацию сотрудников, определяются спецификой объектов, на которые они воздействуют. В приведенном выше примере было ясно, что факторы при выборе метода оценивания были вызваны или попыткой оценить обучение, или тем, какую именно ее часть собираются оценить и с учетом каких целей произведут оценку.

Правда, существует дополнительное обстоятельство, которое очень часто совершенно зря игнорируют: необходимо оценивать дистанционное обучение в целом. Так как это обучение является электронным, появляется возможность использовать методы оценки проекта из области IT. И действительно, инструменты дистанционного образования являют собой стандартные комплексы программ, которые немногим отличаются, например, от Microsoft Office с концептуальной стороны.

Однако в оценивании дистанционного обучения с точки зрения образовательного мероприятия или как проекта IT, заключается немалое различие и в подходах, и во взглядах. При методике оценивания "образовательного" проекта более востребованными являются качественные и количественные критерии. В отличие от этих способов, многие методы оценивания проектов в области IT относятся к количественно-финансовым показателям.

Что используют и что можно применять

На западе, для оценки эффективности корпоративного обучения, используют следующие методы:

Д. Филипса или Д. Киркпатрика;

Целевой способ Тайлера;

Натуралистический метод Губа;

Прикладную теорию П. Кирнса;

Способ Скривенса;

Бенч-маркинг;

Схему CIPP Стафлебима;

Модель CIRO;

Схему Б. Аарона V.

Отечественные эксперты, как правило, ограничивается из этого списка лишь пятью наименованиями. Чаще всего выбор инструментов оценивания основан (кроме некоторых исключений) на поверхностном способе поиска доступных сведений в разнообразных открытых информационных источниках и на опыте своих коллег. В большинстве из случаев, к сожалению, это может привести к необдуманному копированию разных методик и, в итоге, к бесполезному или некорректному оцениванию.

Как уже было указано выше, в практике оценивания дистанционного обучения самым большим предпочтением (а возможно, и целой монополией) пользуются методики оценивания по качеству. Через этот путь уже прошли практически все функциональные филиалы фирм: отделы продаж, управление кадрами, маркетинг, производство.

Чем сложнее поддается измерению деятельность отделов, тем больше уходит времени на поиск и адаптацию необходимых для проведения оценки инструментов.

Несмотря на то, что дистанционное образование существенно отличается от прочих процессов в фирме по мере воздействия, это отличие не такое уж и большое. Поэтому не стоит полагать, что невозможно дать количественную оценку итогам дистанционного обучения.

Однако еще до того, как ознакомить вас с примерами подобных способов, нужно рассмотреть определенные базовые понятия, которые могут обосновать разницу между качественным подходом, который особенно популярен среди специалистов T&D, маркетологов и руководителей кадровых отделов, и количественным, который является наиболее точным. Последний подход прекрасно прижился у специалистов в области IT и финансистов. Показатели качества позволят очень существенно упростить выявление каких-либо воздействий на конкретный исследуемый объект, но при этом всем всегда стараются оперировать более размытыми заключениями, которые затрагивают не только прямые связи, но и корреляцию. Несмотря на то, что выявление количественных показателей связано с немалыми издержками и значительными трудностями, это может окупиться посредством более высокой точности выявленных информационных данных вкупе с меньшими возможными рисками неправильного оценивания связей. В большинстве из случаев каждый способ являет собой определенный синтез между количественными и качественными оценками.

Подобные способы можно подразделять по тем факторам, которые измеряют (индикаторы или метрики), а именно:

Обращенные в будущее время (вперед по шкале времени) - предсказательные;

Показывающие непосредственный итог воздействия в прошедшем времени (обращенные в прошлое) - прошедшие.

Абсолютно все действенные методы по оцениванию включают в себя показатели качества, которые при этом служат специфическим инструментом прогнозирования, и количества, которые оценивают итоги прошедших временных периодов. Более проработанной из всех известных методик является система, учитывающая сбалансированные показатели.

Система, учитывающая сбалансированные показатели и ее достоинства

Есть очень много информационных данных и письменных трудов, базируемых на обозначенной методике. Однако, если исключить очень подробное описание, можно определить самые основные факторы и связь с прочими знаменитыми концептами.

Эта методика, именуемая системой, учитывающей сбалансированные показатели, предлагает несколько направлений оценивания, которые отвечают за все существенные и важные вопросы в организации и находятся в сложной зависимости друг от друга:

Финансовые средства;

Клиентура;

Предпринимательские процессы;

Развитие.

Все они, кстати, тесно взаимосвязаны между собой и нужны для того, чтобы любая фирма могла успешно функционировать. Но для разнообразных организаций каждое из обозначенных направлений будет обладать различной ценностью и весом. К примеру, направление, которое называется развитием, может иметь намного больший вес в одной фирме (консалтинговой), чем в другой (ресторан фэст-фуда).

Для любого из этих направлений выбирают индикаторы количества, при помощи которых можно определить действенность работы по любому из направлений. Стоит указать на несколько очень значимых отличительных особенностей системы, учитывающей сбалансированные показатели:

Гибкость сконцентрированных индикаторов.

Этот фактор будет выражаться в регулярном переоценивании целей и непосредственного набора индикаторов для оценивания. При этом предпочтение будет отдаваться тем из них, которые будут более релевантными для организации, то есть ее миссии и стратегическому подходу. Это позволит системе оценивания одновременно эволюционировать совместно с тем объектом, который и будет оцениваться. Другими словами, система, учитывающая сбалансированные показатели - единственная из всех изученных методов, которая не подвержена "моральному" старению и может видоизменяться вместе с организацией;

Концепция по управлению только тем, что возможно измерить.

Методы по оцениванию эффективности не включают в себя оценку количества показателей конкретной деятельности. Есть иногда определенные исключения, где можно отметить, что для многих показателей качества создают индикаторы количества. Но только лишь в методике, учитывающей сбалансированные показатели в качестве одной из главенствующих и основополагающих идей, выступает концепция, с учетом которой можно управлять лишь только тем, что вообще возможно как-либо измерить. Подобная доктрина будет означать то, что измерению количества будут подлежать абсолютно все известные показатели и для абсолютно каждого направления возможно выбрать нужный индикатор.

Подобные особенности очень выгодно отличают систему, которая учитывает сбалансированные показатели от прочих методик оценивания, при этом применяя эту систему оценки в целях управления. При этом можно очень существенно увеличить эффективность методики с экономической точки зрения;

Появление дополнительных показателей.

Множество традиционных фискальных индикаторов предполагают очень жесткие наборы величин, которые необходимо оценивать, а также определение важных приоритетов для развития фирмы, отрицая при этом применение в оценивании других индикаторов. Большой процент менеджеров, базируясь на собственном опыте, использует несколько наборов таких индикаторов. Очередным важнейшим преимуществом этой системы, учитывающей сбалансированные показатели и ее достоинства, является возможность включить готовые мягкие или, напротив, жесткие, индикаторы во всецелую схему оценивания. К примеру, в показатели финансов может быть включена общая стоимость владений, дополнительная экономическая цена, уровень возврата вложений и тому подобные. В тот же момент в направление, подразумевающее под собой процессы, клиентуру и развитие, можно заключить полностью метод Д. Киркпатрика, схему Б. Аарона и почти каждую методику по качеству для оценивания действенности дистанционного обучения (кроме подхода Губа, потому что включать его в обозначенную отрасль просто-напросто не имеет никакого смысла);

Увеличение "прозрачности" всех процессов.

Еще одним немаловажным преимуществом системы, учитывающей сбалансированные показатели и ее достоинства, является применяемый в ней принцип так называемого каскадирования. Именно он способен создавать иерархическую цепь и задач, и различных целей, которые объединяют абсолютно всю деятельность внутри организации в целую совокупность процессов, связанных между собой. Подобное представление о деятельности в компании позволит намного четче и более ясно осознать и представить себе целый комплекс операций, происходящих внутри, а также вклад каждой из организационных единиц или функциональных обязанностей в итоговое достижение всех конечных целей.

Важные методики и индикаторы

Как уже было отмечено немного выше, система, учитывающая сбалансированные показатели, являет собой комплексную систему, в которой составными модулями выступают и стандартные, и новые различные индикаторы, а зачастую даже целые масштабные методики. Можно привести несколько примеров, как именно можно выбирать необходимые индикаторы для рассматриваемой системы:

Способ Д. Киркпатрика. Эта модель включает в себя несколько степеней оценивания: усвоение, реакцию, результат и поведение. Каждый из, них, конечно, обладает собственным назначением и своим направлением в системе.

Реакция. Индикатором количества стандартно выступают листы оценивания, которые выдаются каждому из участников. Эта методика сбора информационных данных напрямую достаточно часто подвергается критике по причине того, что полагают недостаточную и некачественную объективность, данные искажаются, а происходит все это потому что завышают оценки. В качестве альтернативного варианта можно предложить применение индикаторов другого типа, не прямого. Кстати, многим именно этот подход кажется вполне оправданным.

Усвоение. Индикатор количества может быть результатом стандартных тестов и прочих способов проверки или аттестации. Такой уровень оценивания может дать очень важные информационные данные по обучаемому процессу, о развитии всех слушателей, о качестве выполняемых работ и требований к образованию.

Поведение. Чаще всего обозначенное направление оценивают с качественной стороны посредством опросов руководства, коллег и других субъектов, которые контактируют с конкретным сотрудником.

Итог. Результат может представляться в радикальном видоизменении всех рабочих процессов, к примеру, новейшие методики продвижения могут привести к росту определенной части рынка. Система сможет оказать влияние на взаимодействие и с внутренними, и с внешними клиентами (понижение жалоб, возрастание роста удовлетворенности), совершенствование производственных личных показателей (рост его совершенных продаж). То есть именно для этого уровня оценивания будет вполне логичным включить несколько индикаторов, а не только лишь один единственный.

Общая цена владения.

Этот метод направлен на четкое определение издержек на различные информационные системы на каждом из этапов этой системы. С предложенной методикой возможно очень четко понять все схемы, принципы и структуры затрат на подобные технологии. Затраты будут делиться при этом на прямые и косвенные.

Прямые затраты осуществляются через бухгалтера (зарплата, закупки техники, программного софта). Косвенные затраты выявить сложнее. В них нужно будет включать устранение проблем с компьютерами, командировочные, затраты на дистанционное обучение и так далее.

Как видите, методик и индикаторов довольно много, есть из чего выбирать. Возможно, спустя небольшое время, вы сможете создать абсолютно новые индикаторы лично для вашей фирмы. Не стоит переживать: очень часто именно самые новые индикаторы будут наиболее полезными. Не забывайте также и про важность дистанционного образования, какие бы индикаторы вы не включали в ваш проектный план, учитывайте этот фактор.

Одной из особенностей современного педагогического процесса является широкое использование различных информационных технологий. Персональный компьютер и Интернет стали неотъемлемыми составляющими образования. Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение в тех случаях, когда учитель и ученик разделены значительным географическим расстоянием. Одна из основных современных информационных технологий в обучении, появившаяся в последнее время – дистанционное обучение. В настоящее время дистанционное обучение широко внедряется в образовательный процесс и становится актуальным определение его результативностии степени практического использования.

На основании опроса учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей из различных регионов Россииможно сделать вывод, что большинство детей (64,17%) принимает участие в дистанционном образовании (рисунок 1).

При этом дети обучаются дистанционно в рамках подготовки к сдаче ЭГЕ и ГИА (27,13%), получения дополнительного образования (24,65%),подготовки к поступлению в ССУЗ и ВВУЗ (20,01%), в рамкахнаучно-исследовательской работы (14,99%), подготовки и участия в олимпиадах (7,77%), получения общего образования (4,58%).

Рисунок 1 –Участие школьников в дистанционном образовании

Однако большинство респондентов (50,01%) редко используют дистанционные технологии, лишь 23,8% постоянно пользуются дистанционными формами обучения, 22,91% - по мере необходимости (рисунок 2).

Рисунок 2 – Частота использованиядистанционных форм обучения

На рисунке 3 представлен график, характеризующий наиболее распространенные формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с детьми:

Консультирование по учебным темам (26,88%);

Передача задания и получение результата по выполненному заданию (21,68%);

Проверка знаний с помощью тестирования (17,73%);

Организация работы над проектом (14,79%);

Проведение полноценных уроков (10,46%);

Обсуждение учебного материала(4,51%).

Рисунок 3 – Формы дистанционной работы учителя (преподавателя) с учащимися

На рисунке 4 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которыеиспользует учитель (преподаватель) в процессе дистанционного обучения. Проанализировав график можно определить, что в процессе дистанционного обучения 17,46% детей учителя (преподаватели) используют электронную почту; 16,79% – чаты в Интернет, 16,75% – электронную школу, 15,41%– скайп, 11,85% – школьный сайт, 10,47% – Интернет-форум, 8,71% –систему дистанционного обучения.

Рисунок 4 –Средства, используемые учителямив процессе дистанционного обучения

На рисунке 5 представлен график, характеризующий наиболее распространенные средства, которые использует учитель (преподаватель) для вовлечения родителей в образовательный процесс. 40,3% родителей указали, что учитель (преподаватель) для их вовлечения в образовательный процесс использует электронный дневник; 28,56% – электронную почту, 26,35%– скайп.

Рисунок 5 – Ответы на вопрос «Какие средства использует учитель (преподаватель) для Вашего вовлечения в образовательный процесс?»

При оценке эффективности использования в образовательном процессе видеоуроков большинство родителей и учащихся (91,54%) ответили, что использование в образовательном процессе видеоуроков эффективно в рамках отдельных учебных предметов (рисунок 6).

Рисунок 6 – Эффективность использования в образовательном процессе видеоуроков

На рисунке 7 представлен график, показывающий какие задачи, по мнению учащихся и их родителей, решает дистанционное обучение:

Рисунок 7 – Задачи, решаемые дистанционным обучением

Дистанционное обучение в первую очередь предоставляет возможность обучения в удобное время и в удобном месте (16,16%);

Дистанционное обучение развивает способности ребенка (16,10%);

Дистанционное обучение предоставляет возможность расширить круг своего общения (15,02%);

Дистанционное обучение формирует навыки работы с объемами информации, развивает самостоятельность в поиске и использовании необходимой информации (14,86%);

Дистанционное обучение повышает у ребенка уровень знаний, умений, навыков (13,88%);

Дистанционное обучение формирует мотивацию к самообразованию (11,79%);

Дистанционное обучение развивает навыки самоконтроля (10,58%).

Таким образом, дистанционное образование решает широкий спектр задач, однако заменить полностью традиционную форму обучения не сможет: большинство учащихся и родителей (46,61%) считают, что дистанционное обучение служит хорошим инструментом, дополняющим занятия в школе, а24, 98% – что дистанционное обучение не может заменить занятия в школе. Четверть опрошенных (27,34%) все-таки рассматривают дистанционное образование как полноценную альтернативу дистанционной форме обучения (рисунок 8).

Рисунок 8 – Возможности дистанционного обучения стать альтернативой занятиям в школе

При этом 67,75% родителей и учащихся указывают на эффективность применения дистанционных технологий в рамках дополнительного образования учащихся, и лишь30,48% – на эффективностьв рамках основного образования (рисунок 9).

Рисунок 9 – Эффективность применения дистанционных технологий в рамках основного и дополнительного образования

При определении основных элементов учебного процесса, реализуемых с помощью дистанционных технологий 32,45% учащихся и родителей указали, что образовательное учреждение в ходе реализации учебного процесса предоставляет доступ учащимся к электронным образовательным ресурсам, . 31,62% – организует участие школьников в олимпиадах, конкурсах, научных проектах и исследованиях, 31, 21% – использует видеоуроки по отдельным предметам (рисунок 10).

Рисунок 10 – Основные элементы учебного процесса, реализуемые с помощью дистанционных технологий

На рисунке 11 видно, что большинство (72,37%) учащихся и родителей считает, что текущий контроль знаний и промежуточную аттестациюлучшепроводить сочетая традиционные методы и систему компьютерного тестирования, 24,48% считают, что что текущий контроль знаний лучшепроводить с использованием традиционных методов оценки знаний.

Рисунок 11 – Проведение текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

Результативность дистанционного обучения по мнению родителей и учащихся зависит от квалификации учителей, разрабатывающих видеоуроки (28,8%), от квалификации учителей, использующих в учебной деятельности видеоуроки и ЭОР (16,79%),качества самих идеоуроков и ЭОР (18,68%),от технических возможностей компьютера и качества интернет-связи (14,1%). В меньшей степени результативность зависит от мотивации ребенка к учебной деятельности (12,33%) и от возможностей самого ребенка (8,5%) (рисунок 12).

Рисунок 12 –Факторы, влияющие на результативность дистанционного обучения

25,17% респондентов считают, что наиболее эффективным инструментомдистанционного обучения является электронные образовательные ресурсы (ЭОР), 24,98% – консультации преподавателя в режиме реального времени (on-line), 22,63% – письменные консультации преподавателя по предварительному запросу (off-line), 12,37% – занятия под руководством преподавателей в виртуальных или удаленных лабораториях, 10,59% – видеоуроки, 1,63% – система контроля знаний (рисунок 13).

Рисунок 13 – Эффективные инструментыдистанционного обучения

При этом, эффективно ведение дистанционного образовательного процессапо таким учебным предметам: математика, геометрия, информатика (33,73%); география, обществознание, ОБЖ (31,29%); история, русский язык, литература, иностранный язык (27%). Эффективность ведения дистанционного образовательного процесса по естественным наукам (биология, химия, физика) очень низкая-4,62% (рисунок 14).

Рисунок 14 – Учебные предметы, по которым эффективно ведение дистанционного образовательного процесса

Дистанционное обучение эффективно при обучении детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (27,09%); для обучения детей, пропустивших занятия по болезни (19,34%), для обучения детей, не желающих посещать общеобразовательную школу (15,01%), в процессе выявления и развития способностей одаренных детей (14,25%) Есть родители и ученики (2,93%), которые считают, что дистанционное обучение является не эффективным (рисунок 15).

Рисунок 15 – Ответы на вопрос «На Ваш взгляд, дистанционное обучение является эффективным?»

Проанализировав полученные данные, можно судить о достаточно высокой эффективности дистанционного обучения в целом, так и эффективность применяемых способов, методов, видов, инструментов, направлений и моделей дистанционного обучения.