Проектирование театров. Театр «Школа современной пьесы» вернулся в историческое здание на Трубной площади

Группа компаний ИнвестСтройПроект предлагает проектирование театров и конструкторские работы, выполненные на основе новейших разработок, с применением современного оборудования и инженерных технологий. Мы готовы к сотрудничеству с частными и бюджетными заказчиками, культурными и развлекательными организациями, от небольших театров до вместительных концертных залов.

Проектирование театров по технологии BIM

Благодаря информационной моделирующей технологии BIM (Building Information Modeling), в строящуюся модель мы включаем сбор всех последовательных данных о проекте. Объект наглядно визуализируется, позволяя представить будущие эксплуатационные качества здания.

Проектирование театра мы выполняем в объемных 3D-моделях. Дополнительно используем управленческую 4D-систему, включающую видео-мониторинг работ и сетевого графика, а также корректировку необходимых данных. В модели 5D мы точно рассчитываем технико-экономические показатели проекта театра:

  • расход стройматериалов,
  • подробную смету.

Компания Merlin выполняет комплексное проектирование театров, реконструкцию уже действующих театральных залов, модернизацию технологического оборудования театральных залов, сцены и всего здания. Проект сцены и зала выполняют наши специалисты в области театральной технологии. Проектирование театра – это целый комплекс вопросов, каждый из которых имеет принципиальное значение. В проработке этих вопросов важен профессиональный подход, только специалисты с большим опытом работы могут принять грамотное и оптимальное решение, отвечающее действующим нормам, учитывающее требования театральной технологии. Спроектировать планировочное решение театра отвечающее требованиям служб эксплуатации, создать идеальные условия для актеров и зрителей, осветителей, декораторов, выполнить проектирование инженерных систем на базе современного оборудования, предусмотреть дальнейшее развитие данных систем – это и называется профессиональным проектированием театра, Вестибюль, фойе, кулуары театра и остальные площади
Для заказчика очень важно, чтобы компания выполняющая проектирование театра не только создавала расчеты и давала рекомендации, но и могла все это выполнить: проконтролировать процесс строительств (реконструкции), поставить и смонтировать оборудование сцены, звуковое и световое оборудование, выполнить монтаж одежды сцены.

При проектировании театра вопросы архитектурной акустики выходят на первый план. От того насколько правильно будет выполнен акустический расчёт зала будет зависеть естественность звучания голосов и музыки. Основными параметрами определяющими акустику театрального зала являются время реверберации Rt60 и индекс передачи быстрой речи - RASTI. Архитектурная акустика театров строится по принципу усиления речи от сцены в зал и ослабления посторонних шумов возникающих в зале. При проектировании театрального зала учитываются особенности отделочных материалов, подбираются и размещаются согласно выполненного акустического моделирования специальные акустические материалы. При реконструкции театров специалисты Merlin проводят комплексное обследование зала, выполняют акустические измерения. Далее разрабатывается комплекс мер по улучшению архитектурной акустики помещения.

Безусловно сцена является сердцем всего театра. Заложенные на этапе проектирования возможности сцены определяют удобство эксплуатации, разнообразие постановочных решений и зрелищность спектаклей в целом. В проекте сцены основным разделом является механика сцены. Именно механика сцены позволяет производить быструю смену декораций, влияет на удобство работы, предоставляет необходимые инструменты для придания постановкам большей зрелищности. При проектировании сцены закладывается возможность её дальнейшего развития, наращивания технических возможностей, а также модернизации оборудования.
Проект одежды сцены выполняется исходя из утверждённого технического задания. Занавес, арлекин, кулисы, задник сцены выбираются на основании утверждённого дизайна театрального зала. Другие разделы проекта сцены учитывают вопросы размещения акустического, светового оборудования и спецэффектов.

При проектировании зала театра определяющим фактором является эргономика зрительских мест. На первом этапе согласовываются с заказчиком типы театральных кресел их размещение и количество. Обязательным условием является расчет линий визирования для всех мест зала. Невозможно добиться для всех мест оптимальных условий обзора сценического пространства, но при системном проектировании можно минимизировать многие негативные параметры. Когда речь заходит о реконструкции театра возникает вопрос о модернизации имеющегося оборудования, частичной или полной замене световых и звуковых комплексов.

Проектирование театра подразумевает проектирование систем театрального (постановочного) света, дежурного и аварийного освещения. Зрелищные постановки, особенно современные мюзиклы, требуют много света, а значит и много электроэнергии. При проектировании театра очень важно предусмотреть достаточную подводимую мощность. В различных спектаклях, постановках, мюзиклах используется разное количество светового оборудования. Мощность диммерных и прямых каналов должна быть рассчитана на максимальное количество света и даже с запасом. В этом случае театр обеспечит любую постановку необходимыми мощностями. Световой комплекс должен иметь гибкую схему управления, как самими световыми приборами, так и системами их передвижения. В проекте сцены должно быть предусмотрено достаточное количество лючков с диммерными, прямыми и DMX каналами для возможности подключения разнообразного оборудования сценического света и эффектов.

"На витрине была сцена убийства Петра Столыпина"

Роддом. Детский сад. Колледж. Кинотеатр. Гастроном. Караульная. Больница. Нужны ли эти заведения в большом городе, где плотность населения постоянно растет? Странный вопрос - конечно, нужны. И тем не менее десятки нужных москвичам объектов стоят заколоченными, выключенными из городской жизни. Ожидая чего? Сноса? Перепрофилирования? Возвращения к жизни? Мы выбрали семь заметных «заброшек» города и пытаемся разобраться, в чем они «провинились» и что их ждет.

Ходят слухи, что любимый кинотеатр сдают в нелегальную аренду.

Среди самых трагических потерь для московских субкультур - снос легендарной Ховринской больницы, которая пошла под ковш экскаватора осенью 2018 года. На ее месте будут возведены дома в рамках программы реновации. И для города это прекрасно - но, увы и ах, какая «заброшка» пропала! «Ховринка» была известна в узких кругах - место для обряда инициации многих московских подростков. Во-первых, пройти через символические, но кордоны милиции-полиции. Во-вторых, не испугаться полуруины, не имеющей не только электроснабжения или лифтов, но и просто нормального входа. В-третьих, выжить там, среди непонятных личностей со слишком понятными занятиями.

Впрочем, достойная смена уже, кажется, готова. И если бы только одна. Нынешние «заброшки» охраняются не в пример лучше заброшенной еще в перестройку Ховринской больницы, так что пролезть туда куда труднее. Да и состояние таких зданий обычно лучше - чиновники, ответственные за дело, знают про «теорию разбитых окон» и стараются этих самых разбитых окон не допускать.

Больница на Новой Басманной

Городская больница №6 на Новой Басманной улице была закрыта четыре года назад, и с тех пор она пугает местных жителей пустыми глазницами темных окон с выбитыми стеклами. Правда, применение ей быстренько нашли товарищи без определенного места жительства, да и уцелевшие столичные неформалы не отстают - прекрасные кадры ведь можно сделать в «заброшке», да и в далекое Ховрино ехать не надо!

Активисты Басманного района вместе с Ильей Свиридовым, муниципальным депутатом Таганки, минувшим летом направили несколько запросов в ответственные инстанции, однако ответа так и не получили.

Как ранее заявляли в СМИ представители управы Басманного района, о существующей проблеме давно известно, однако, чтобы решить ее, необходимо найти собственников здания. В 2015 году столичный Департамент здравоохранения передал это помещение в ведение Департамента городского имущества. Однако корпус №4 передан на правах безвозмездного пользования МВД. Там признают: здание в аварийном состоянии и оно охраняется. В 2019 году МВД планирует провести реконструкцию.


Басманная больница стала преемницей Ховринской - любимое место неформалов, «заброшка».

Кордегардия Пресненской заставы

Небольшое здание светло-голубого цвета, спрятанное за деревьями в парке Декабрьского восстания, нынче используется как дворницкая. Если долго-долго гулять по парку, то рано или поздно удастся заглянуть внутрь. Там, правда, ничего интересного: метлы, чистящие средства да пара запасных спецовок в двух крошечных комнатках.

Что это такое? Да понятия не имею, нам дали ключи, чтобы мы переодевались, - бросает на ходу работник коммунального хозяйства. Осмотру домика, впрочем, не препятствует. - Нам тут удобно.

Таможенникам когда-то тоже было здесь удобно... Маленький домик - это уникальный в своем роде памятник, единственная сохранившаяся на сегодняшний день кордегардия Камер-коллежского вала, то есть границ Москвы вплоть до начала ХХ века. Здесь, около нынешней станции метро «Улица 1905 года», располагалась Пресненская застава. О том, что когда-то тут была граница города, напоминают, кстати, топонимы: Трехгорный вал, Пресненский вал, а чуть дальше за ним Грузинский вал... Ну и сама кордегардия, конечно. Когда-то таких домиков было 18 - на каждой городской заставе. Теперь остался один.

Редакция «МК» направила запрос в Мосгорнаследие: не планируется ли присвоить ему статус объекта культурного наследия, чтобы привести в порядок и содержать «по совести» - так, как того заслуживает уникальное сооружение? Однако ответа мы не получили. Муниципальные депутаты Пресненского района также не смогли ничего сообщить о судьбе домика - нигде его не обсуждали... Даже на онлайн-карте здание отсутствует: в парке отмечены лишь монумент «Булыжник - орудие пролетариата!» и общественный туалет. Памятника старой Москвы там нет.

Хотя маленький домик вполне можно было бы использовать ко всеобщему удовольствию - к примеру, отремонтировать и открыть там небольшое кафе. Наверняка пользовалось бы популярностью среди гуляющих в парке! Или, скажем, прокат роликов или велосипедов - зря, что ли, такой транспорт становится все популярнее?

Или не изобретать (и не хранить) велосипед, а сделать самое очевидное - организовать на Пресненской заставе музей... собственно говоря, музей Камер-коллежского вала. Заставы ликвидировали в 1852 году. И кстати, важный аргумент: этот домик помнит войну 1812 года (хотя Наполеон, по всей видимости, покидал город не через Пресню).

«Политический продмаг» в Богородском

В эпоху огромных сетевых магазинов и многоэтажных моллов москвичи радуются как дети, наткнувшись где-нибудь на маленький продуктовый магазин - старенький, даже без самообслуживания, этакий привет ушедшей эпохи... Как показывает практика, больше всего таких магазинчиков в районах, которые с легкой руки столичных риелторов и социологов признаны по каким-то причинам «непрестижными». Так, например, в районе Богородское в Восточном округе (старая малоэтажная застройка и 10 минут до центра города на метро, чего ж тут непрестижного?) местной достопримечательностью считается витрина магазина «У Столыпина», спрятавшегося в одном из переулков старого района.

Старожилы вспоминают: магазин как магазин был... Крупа, молоко, мороженое и еще вкусные развесные мармеладки. Однако главное - оформление. На витрине, которая смотрит в 3-й проезд Подбельского, оформлен макет-диорама - сцена убийства Петра Столыпина в оперном театре в Киеве в 1911 году. Тут вам и выстрел, и брызги крови, и перепуганный царь... В других окнах магазина - другие диорамы (например, отправка переселенцев в «столыпинских» вагонах), а также сведения из биографии реформатора, оформленные в виде огромной стенгазеты.


На месте магазина, по которому местная детвора учила историю, - пустые витрины.

Магазин появился тут в конце 1990-х годов, и пара поколений школьников именно так - забегая после уроков за мороженым - учили историю начала столетия. На это и был расчет: идея столь необычного оформления витрины родилась у владельца из-за собственного увлечения историей России.

Мы даже несколько теряем из-за своего имиджа: например, жители дома довольно долго и не подозревали, что это продовольственный мини-маркет, - глядя на витрину, они были уверены, что это библиотека, - рассказывал владелец бизнеса Олег Карпенко в интервью журналу «Москва и москвичи» в 2007 году. Также выяснилось, что магазин «У Столыпина» - это не единственный «исторический продуктовый» на востоке Москвы. Неподалеку от него открылись магазины «На Хапиловке» и «На Гучках». С такими же стилизованными витринами.

Но, увы, все это в прошлом. В начале 2017 года местные жители спохватились, что магазины-то давно закрыты, а красивые витрины заброшены... Связаться с владельцем, чтобы узнать о судьбе помещений, корреспонденту «МК» не удалось.

Довоенный детский сад и кинотеатр «Восток», Щукино

Среди местных жителей имеет кодовое название «Садик со слонами». Вообще-то был у него и номер - 333; и ведомственная принадлежность - детский сад входил не в систему московского Департамента образования, а подчинялся Военно-морскому флоту, то есть Минобороны. Но в 2013 году актив был признан непрофильным и садик передали городу. А по действующим СанПиНам и СНиПам здание, построенное в 1934 году - да, это один из старейших, если не самый старый по времени постройки детский садик столицы, - никак не годится для дошкольного учреждения.

Мой сын, которому сейчас 23 года, ходил в этот садик, сами посчитайте, 20 лет назад, и уже тогда там текла крыша и был грибок, - рассказывает Анна, жительница пятиэтажки рядом со зданием. - Так что детям в нем находиться нельзя, я в это верю. Лучше бы здесь построили жилое здание и переселили бы туда нас. Но только не переселят же, слишком хорошее местоположение!


Редкий случай для Москвы: жители сами хотят, чтобы на месте детсада выросла новостройка.

Интересно, что высотки этажей в 30, которая может появиться на месте садика, соседи не боятся - считается, что здесь идет «курчатовский тоннель» от одноименного института атомной энергетики... куда-то, видимо, в сторону Москвы-реки. Кто его знает, может, и идет - нам, понятное дело, правды не скажут. Но вообще-то, чтобы спасти здание от сноса, всякий раз на слушания и пикеты собираются десятки, иногда сотни щукинцев. Кому-то мило старое здание и детская площадка с бетонными слониками при нем; кто-то не хочет застройки зеленой зоны во дворе. Острой необходимости в детском саде на этом месте нет - совсем рядом, на Маршала Новикова, построили огромное здание нового дошкольного филиала местного образовательного комплекса. Но вот сохранить историческую постройку в качестве детского клуба - это была бы хорошая идея.

Мы постоянно ставим перед городом вопрос о том, что у нас в Щукине вообще нет клубного помещения, - рассказал «МК» муниципальный депутат района Андрей Гребенник. - Все дело в том, что имевшийся в районе ДК «Октябрь» сгорел несколько лет назад и площадка эта уже застроена. А Курчатовский центр культуры недавно вновь стал чисто ведомственным, в него не пускают никого, кроме сотрудников института. Детям заниматься негде. А между тем пока что в детский садик после реставрации собираются вселить танцевальную школу из Донского района. Почему не наших, щукинских? Не понимаю.

В районе, кстати, есть еще одна пустующая площадка: двухзальный кинотеатр «Восток» на площади все того же Академика Курчатова. Принадлежит этот кинотеатр городу, находится в первом этаже жилого дома, и судьба его уже 15 лет неясна. Жильцы дома говорят, что часть кинотеатра порой сдается в нелегальную аренду - но это не более чем слухи. Тем временем в 2018 году с фасада дома пропала даже сама вывеска «Восток»...

Библиотека и культурный центр имени А.Т.Твардовского

Тут все просто и грустно: в начале 2015 года достаточно известную в столице библиотеку имени Александра Твардовского и культурный центр его имени выгнали с насиженного места и перевезли на Аминьевское шоссе. Жилой дом в начале Кутузовского проспекта, прямо напротив гостиницы «Украина», строился в последние годы жизни поэта, он успел увидеть специально построенное для библиотеки помещение, а после смерти в библиотеке появился музейный уголок имени автора «Василия Теркина». В силу ряда юридических казусов собственником здания оказался не город (как это чаще всего бывает в случае библиотек), а ФГУП «Известия» (владеющее, например, знаменитым и тоже выселенным зданием одноименной газеты на Пушкинской площади). В какой-то момент «Известия» подняли цены, городской Департамент культуры решил проблему радикально и вывез библиотеку. «Намоленное» жителями Дорогомилова место до сих пор не сдано никому в аренду (и то сказать - кризис же на дворе). Так и стоит пустое.

Истории, как видим, у всех «заброшек» разные. Где-то виноваты строительные и санитарные нормы, где-то высокая аренда, где-то аварийное состояние (со стороны кажется стоит здание, а по бумагам и по экспертизам - требует капремонта). Больниц, детских садов, кинотеатров, библиотек в Москве много, статистически хватает на всех.

В последние месяцы, кстати, ситуация сдвинулась с мертвой точки: заброшенные здания и долгострои потихоньку возвращаются в хозяйственный оборот. Так, на месте той самой Ховринской больницы - ее разобрали за несколько месяцев - будет построено жилье по программе реновации. Начата наконец реконструкция лежащего в руинах уже 25 лет кинотеатра «Форум» - там будет многофункциональный выставочный зал. Известный роддом №6 имени Абрикосовой на Миусской площади, долгое время стоявший в запустении, еще несколько лет назад нашел вторую жизнь в качестве офисного здания.

Иными словами, драгоценные московские квадраты пусты не бывают - охотники на них обязательно найдутся. Нужно лишь разобраться с запутанными подчас отношениями собственности - и не забыть об охранных обязательствах, которые непременно должны прилагаться к историческим домам.

Организаторы вечера отказались от концепции «протокольного официоза» и предложили гостям интересную неформальную программу. Ее не случайно назвали «Гала-импровизация» – уже в фойе зрителей встречали артисты и сотрудники театра, собирали в небольшие группы и проводили экскурсии по отреставрированному зданию Театра.

Во всех залах театра – на четырех площадках – что-то происходило: в кафе можно было насладиться джазовой программой, с которой выступили Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка, в Белом зале – услышать песни в исполнении Юрия Чернова и Владимира Кочана, в фойе – игру на рояле Виктора Фридмана, а на лестнице в атриуме – увидеть выступление балерин Русского балетного театра.

Эту полифоническую программу неожиданно прервал звук горна, и перед гостями появился Иосиф Райхельгауз в костюме пионера, приветствуя гостей на нескольких языках. Затем художественный руководитель театра пригласил гостей к столу. Банкетная часть началась в 20.00 одновременно в залах «Эрмитаж» и «Зимний сад». В этот вечер там была воссоздана атмосфера легендарного ресторана «Зимний Эрмитаж», были накрыты столы и, конечно же, главным блюдом на них был салат «Оливье». Ведущими вечера стали Татьяна Циренина, Александр Галибин, Татьяна Веденеева и Вадим Колганов.

Поздравить театр с возвращением в историческое здание собралась чуть ли не половина Москвы. Среди гостей вечера были и политики, и общественные деятели, и бизнесмены и, конечно же, многочисленные мастера культуры. На новоселье в театр пришли: председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, генеральный директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель и директор МХТ им. Чехова Сергей Женовач, художественный руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас вместе с директором театра Кириллом Кроком, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Сергей Голомазов, художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин, глава Роснано Анатолий Чубайс и многие другие.

В зале «Зимней сад» выступили с поздравлениями: российский поэт и публицист, педагог, общественный деятель – Евгений Бунимович, главный редактор журнала «Театрал» Валерий Яков, бывший вице-мэр Москвы Леонид Печатников, а также Ада Колганова – директор Российской государственной библиотеки искусств, активными читателями которой являются работники «Школы современной пьесы» (продюсер Дмитрий Богачев и актер Владимир Стеклов). А Леонид Печатников даже зачитал небольшое стихотворение, посвященное театру Иосифа Райхельгауза, которое написал сам.

Перед гостями вечера выступали Дмитрий Хоронько, Нина Шацкая, Сергей Жилин, Григорий Остер, Людмила Петрушевская, Елена Камбурова и Сергей Никитин, который спел дуэтом с самим художественным руководителем театра.

Во время небольшого перерыва гости услышали игру Максима Дунаевского, к которому неожиданно присоединилась звезда мюзиклов Валерия Ланская. И это была абсолютная импровизация и полная неожиданность как для зрителей, так и для самих исполнителей.

Программу вечера в «Зимнем саду» продолжили театральные капустники, которые подготовили артисты «Геликон-Оперы», «Театриума на Серпуховке», ГИТИСа, Театра кукол им. С.В. Образцова, Театра Алексея Рыбникова и самой «Школы современной пьесы». Спел для гостей вечера здесь и Михаил Федоров, председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

А в зале «Эрмитаж» Леонид Якубович провел аукцион, на котором были проданы туфли актрисы Любови Полищук из спектакля «Пришел мужчина к женщине», феска Альберта Филозова из постановки «А чой-то ты во фраке?». «Золотая маска» без гравировки была вручена Анатолию Чубайсу.

Закончился вечер выступлением большого Стеклянного оркестра «Школы современной пьесы» и финальным хором артистов театра, в котором солировал Иосиф Райхельгауз. На мотив песни «У черного моря» прозвучал гимн театру – «На площади Трубной». Было уже около полуночи, когда гости стали покидать Дом на Трубной, унося с собой массу положительных эмоций и светлых воспоминаний.

Мне в целом нравится серия книжек "архитекторы для чайников " , я там много разного интересного для себя узнаю).
Вот прочла про некого Клода-Николя Леду, что его забыли на двести лет, и удивилась слегка. Про забытых на пятьсот лет художников знаю, а про архитекторов впервые вижу.
Пришлось поинтересоваться.

Ну с одной стороны, не на двести, а на сто-сто тридцать, с другой - там все достаточно туманно вообще.
"Вспомнил" про Клода-Николя некто Эмиль Кауфман , про которого и в вики-ру, и в книжке про Леду говорится, что он издал работу "От Леду до Корбюзье" в 1933 году в Америке, эмигрировав туда после прихода к власти Адольфа Г.

Изначально была реализована только часть проекта. Историю промышленного использования сооружений все вики излагают как-то невнятно, в книжке сказано, что "с 1779 года Монклар начал эксплуатацию", потом солеварню передали кому-то еще, дохода она приносила мало, после рреволюции сдавали частникам, "в 1843 шевалье де Гримальди купил ее на средства из казны королевы Испании" (вики-фр сообщает, что с покупкой Гримальди не все так просто, что-то там кто-то отклонил, хотя может это была покупка и объединение трех солеварен), модернизировать не удалось, морская соль и железные дороги сделали производство нерентабельным, в 1895 ее закрыли. В 1918 случился пожар, в 1926 владелец взорвал портик главного здания и в том же году здание признали исторической ценностью. Весьма своевременно, да).

Всё, закончили упражнение)))
Картинок не привожу тут, их в сети полно, кому интересно.
А про пирамиды мне просто понравилась больше всех))