Совместные проекты ал ди меола. Эл ди меола в фактах и цитатах

Эл Ди Меола (Al Di Meola) - это “человек-фьюжн”. В его творчестве спаяны уникальная техника и виртуозная импровизация, мощный звук электрогитары и проникновенная чувственность акустики, самые современные “фишки” и вдумчивые исследования фламенко и танго. Al Di Meola награжден всеми мыслимыми наградами, которые только может получить гитарист. Он - не просто один из самых быстрых гитаристов планеты, но и культовая фигура среди джазменов, рокеров, инструменталистов всех стран мира!

На его счету более 20 сольных альбомов, мировые турне с выступлениями на лучших эстрадных площадках, совместные проекты с такими грандами сцены как Фил Коллинз, Карлос Сантана, Стив Уандер, Тони Вилльямс, Джимми Пейдж, Френк Заппа и многими-другими....

Di Meola родился в городе Нью Джерси 22 июля 1954 года. С детства влюбившись в мелодии Битлз, Элвиса Пресли, Венчурес, он не представлял свою жизнь без гитары, и уже с малых лет неплохо владел инструментом. Впечатляющие музыкальные успехи в сравнительно юном возрасте были результатом его неустанных трудов. Фатически уже во время обучения в старших классах, Ди Меола стал настоящим гитарным профи. “Я занимался игрой на гитаре восемь-десять часов в день, в поисках себя и своего индивидуального стиля”, - вспоминал музыкант позднее.

Его идейными вдохновителями в начале творческого пути были Тол Фарлоу (Tal Farlow) и Кенни Баррел (Kenny Burrell). Но когда он открыл для себя музыку Ларри Корела (Larry Coryel), которого Эл впоследствие окрестил “крестным отцом фьюжна”, юниый гитарист был потрясен невероятным сплавом джаза, блюза и рока, на котором разговаривал инструмент Ларри. “Я садился на автобус и колесил по всему Нью-Джнрси вслед за ним. Где бы он ни играл, я был там”.

В 1971 году Эл Ди Меола поступил в Мзыкальный Колледж Беркли в Бостоне и практически сразу же начал играть во фьжн-квартете, организованном клавишником Барри Майлсом. Однажды один из друзей Эла передал запись их выступления Чику Кореа и... в начале 1974 года 19-летний гитарист получил приглашение присоединиться к легендарной фьюжн-команде в качестве замены гитарста Билла Коннорса!

Как это случилось? Рассказывает Эл: “Я тихо сидел в своей квартирке в Бостоне вечером в пятницу, когда Чик позвонил мне и попросил приехать на репетицию в Нью-Йорк. Я просто не мог поверить. Но через десять минут сложил свои вещи в сумку, сел на автобус до Нью-Йорка и никогда больше не возвращался”.

А уже через неделю после репетиции с Чиком, Стенли Кларком и Ленни Вайтом, Ди Меола дебютировал на сцене Карнеги Холла, начав свою музыкальную карьеру со столь высокой ступени. “Выступление вместе с Чиком Кореа в группе Return To Forever было моим первым значительном шагом по пути становления как музыканта. Чик - одно из важнейших влияний в моей жизни. Он всегда был мне надежной поддержкой, вдохновителем и просто другом”, - так всегда говорил Di Meola о первом этапе своей профессиональной работы на сцене.

После трех значительны альбомов, записанных вместе с Return To Forever - Where Have I Known You Before (1974, Grammy), No Mystery (1975, Grammy) и Romantic Warrior (1976), группа перестала существвовать и Элу пришлось начинать свой собственный путь в музыке.

Его сольный дебют состоялся в 1976 году в качестве лидера группы Land of the Midnight Sun, которая заявила о себе яркими ритмами и стилизованными латино-американскими композициями. В группу были привлечены ударники Steve Gadd и Lenny White, басисты Anthony Jackson и Jaco Pastorius, и клавишники Yan Hammer, Barry Miles и Chick Corea и перкуссионист Mingo Lewis.

Шесть несравненных альбомов, выпущенных группой в течение нескольких лет, утвердили Эла не только как лидера в области фьюжн-гитаристики, но и в целом - как значительное явление современной мировой музыки.

1980 год был отмечен триумфальным акустическим трио с Пако де Лусиа (Paco De Lucia) и Джоном Макклафином (John McLaughlin). Их дебютный альбом Friday Night in San Francisco, выпущенный на лейбле Columbia Records, был продан двухмиллионным тиражом. Три виртуоза успешно гастролировали по всему миру вплоть до 1983 года, записав в 1982 году еще один популярнейший альбом Passion, Grace & Fire . В 1995 году они снова объединились, чтобы создать великолепный диск Guitar Trio, с которым снова “взорвали” лучшие концертные площадки мира. А в 2008 Al Di Meola вместе c Chick Corea , Stanley Clarke, Lenny White снова взлетели в топы музыкальных чартов с The Sorceress (RTF 2008).

В настоящее время Эл Ди Меола максимально сфокусирован на развитии своего нового проекта New World Sinfonia. “Я с головой ушел в работу с этой группой, - заявил он, - все мы абсолютно вовлечены в нашу музыку и счастливы этим. Временное воссоединение The Return To Forever и успешный мировой тур был, конечно, грандиозным подарком для наших поклонников. Но, по большому счету, это скорее ностальгия, а не новый этап творчества... Моя сегодняшняя цель - идти вперед”.

Основные творческие планы Ди Меолы - собрать студийные и концертные записи New World Sinfonia в новом альбоме. “Все, что я делаю сейчас, приносит мне огромное удовлетворение, - говорит Al Di Meola, - как деликатесное блюдо или бокал драгоценного вина. Мы играем фьюжн - и это как взрыв из прошлого, который просто сметает слушателя”.

Дискография Al Di Meola:

Land of the Midnight Sun Released: 25 October 1976 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Elegant Gypsy Released: 1977 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, 8T, digital download Casino Released: 25 February 1978 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Splendido Hotel Released: 10 May 1980 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Electric Rendezvous Released: 1982 Label: LP, Columbia Records Formats: CD, digital download Scenario Released: 1983 Label: Columbia Records Formats: LP, CD, digital download Cielo e Terra Released: 1985 Label: Manhattan Formats: LP, CD Soaring Through a Dream Released: 1985 Label: Manhattan Formats: LP, CD Tirami Su Released: 1987 Label: Manhattan Formats: LP, CD World Sinfonia Released: 1991 Label: Tomato Records Formats: LP, CD Kiss My Axe Released: 1991 Label: Tomato Records Formats: LP, CD World Sinfonia II – Heart of the Immigrants Released: 1993 Label: Tomato Records Formats: CD Orange and Blue Released: 1994 Label: Tomato Records Formats: CD Di Meola Plays Piazzolla Released: 5 November 1996 Label: Atlantic Records Formats: CD, digital download The Infinite Desire Released: 18 August 1998 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Winter Nights Released: 1 September 1999 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download World Sinfonía III - The Grande Passion Released: 24 October 2000 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Flesh on Flesh Released: 27 August 2002 Label: Telarc International Corporation Formats: CD, digital download Consequence of Chaos Released: 26 September 2006 Label: Telarc International Corp. Formats: CD, digital download Vocal Rendezvous Released: 19 May 2006 Label: SPV Formats: CD Diabolic Inventions And Seduction For Solo Guitar Released: 8 January 2007 Label: Di Meola Productions Formats: CD, digital download Pursuit of Radical Rhapsody Released: 15 March 2011 Label: Concord Records Formats: CD, digital download All Your Life (A Tribute to the Beatles) Released: 10 September 2013 Label: Valiana/Songsurfer Formats: CD, digital download Elysium Released: 22 May 2015 Label: in-akusitik Formats: CD

Этот артист неоднократно побеждал в читательском голосовании журнала «Guitar Player», заработал кучу разных наград и стал примером для многих джазовых и рок-гитаристов. Эл Ди Меола родился в штате Нью-Джерси 22 июля 1954 года. Как это ни странно, но его первым инструментом был барабан, и только в восемь лет мальчик взялся за гитару, с которой уже не расставался. Первое впечатление на Эла произвели «Beatles» и «Ventures», однако параллельно с уроками игры на гитаре (где осваивал классику, джаз и босса-нову) он посещал салса-клубы. Позже Ди Меола увлекся творчеством Ларри Кориелла и под его влиянием поступил в бостонский «Berklee College of Music».

За годы учебы Эл успел поиграть во фьюжн-группе Барри Майлза, а о его студенческих репетиционных марафонах до сих пор ходят легенды. В 1974 году судьбу Ди Меолы круто изменил звонок от Чика Кориа, который пригласил молодого гитариста в свой фьюжн-проект «Return To Forever». Эл тут же упаковал вещички и улетел к Чику в Нью-Йорк, а вскоре состоялся его дебют в «Carnegie Hall».

С «RTF» Ди Меола записал три успешных альбома, причем уровень его игры заметно возрос. Когда в 1976 году «Return To Forever» распались, Эл уже был готов к началу сольной карьеры. Свой первый опус он подготовил при участии Яна Хаммера, Барри Майлза (оба – клавишные), Жако Пасториуса, Энтони Джексона (оба – бас), Ленни Уайта, Минго Льюиса и Стива Гэдда (ударные). Помимо собственного материала Ди Меолы на альбом попали вещи Чика Кориа, Иоганна Себастьяна Баха и Минго Льюиса. После выхода «Land Of The Midnight Sun» гитарист с Клаусом Шульце, Стивом Уинвудом и другими музыкантами некоторое время поработал в джаз-роковом проекте «Go», однако уже в 1977 году вернулся со вторым сольником, «Elegant Gypsy».

Начиная с этого альбома Ди Меола инкапсулировал в жанр фьюжн элементы латинской музыки. В 1980 году Эл скооперировался с двумя другими выдающимися гитаристами, Джоном МакЛафлином и Паком Де Люсией. Мировое турне этого супертрио прошло на ура, а выпущенный по итогам гастролей диск «Friday Night in San Francisco» разошелся тиражом свыше двух миллионов экземпляров.

В 1983 году группа выпустила вторую пластинку, «Passion, Grace and Fire», и распалась, чтобы собраться в следующий раз в 1996-м для записи третьего альбома. В начале 90-х Ди Меола стал все чаще обращаться к жанрам «world music» и «modern latin». Для реализации новых идей гитаристом был создан интернациональный проект «Al Di Meola World Sinfonia 2000», в который вошли аргентинские, кубинские и израильские музыканты. Альбомы «World Sinfonia» и «Heart Of The Immigrants», записанные с этой группой, были сделаны под влиянием мастера современного аргентинского танго Астора Пьяццоллы. Впоследствии Ди Меола выпустил целый диск с его музыкой, «Al Di Meola Plays Piazzolla».

В 1995 году Эл собрал еще одно трио, «The Rite of Strings», с бывшим партнером по «Return To Forever» басистом Стэнли Кларком и джазовым скрипачом Жаном-Люком Понти. Конец 90-х музыкант отметил акустическим альбомом «Winter Nights», записанным им в компании с украинским бандуристом Романом Гриньковым. Помимо зимне-рождественских тем на этот диск попали переработки «Mercy Street» Питера Гэйбриэла и «Scarborough Fair» Пола Саймона.

Ранние годы

Эл Ди Меола родился 22 июля 1954 года в западном пригороде Джерси-Сити, Нью-Джерси, штате, славящемся множеством рожденных там музыкантов – от рок-певца Брюса Спрингстина и саксофониста Уэйна Шортера до звезды поп-джаза Джона Пиццарелли, хотя родители Эла приехали из Италии, из района Неаполя.

Музыкой увлекся с самого детства, благодаря пластинкам The Ventures, Битлз и Элвиса Пресли. Первым инструментом маленького Эла стали барабаны. (По словам самого Ди Меолы, именно к этому раннему периоду восходит его техника глушения струн: “Я люблю играть четко, как на ударных в детстве. Мне очень нравится четкий звук”).

Он участвует в школьной самодеятельности и к восьми годам, решив, что ударные – не его, берет в руки гитару. За пару лет научился очень прилично играть, но в местную музыкальную тусовку его не принимали: “В 60-е нужно было играть как , или . Иначе с тобой никто не стал бы работать. Так вышло и со мной. Меня не хотели брать ни в одну группу, говорили, что не подхожу по стандарту, стилю и все такое прочее”.

Но первый учитель Эла Боб Асланян (армянин по национальности) был прекрасным джазовым музыкантом. Он познакомил его с основами джаза, босса-новой и немного с классикой. Огромное влияние на Эла Ди Меолу оказали дающие плоды эксперименты на стыке рока и джаза, музыка, которую позже назовут “фьюжн”. Неожиданно для себя он открывает гитариста , которого впоследствии назовет “отцом фьюжн-стиля”. “Из Нью-Джерси я ездил на автобусе в Гринвич Виллидж, где Ларри играл в маленьких клубах. – Говорит Эл. – Не пропустил ни одного выступления!”

В старших классах школы Ди Меола продолжает заниматься по 8-10 часов в день и в результате добивается прекрасной техники. Появляются новые идеи, растет желание найти им практическое применение: “Я пытался найти себя, или найти такой стиль музыки, который подходил бы моей манере игры, – сказал Эл Ди Меола в интервью журналу Down Beat, – я вырос на рок-музыке и любил ее, но рок слишком ограничен для развития исполнителя. Тогда я начал слушать блюграсс, особенно Дока Уотсона (Doc Watson), и это очень помогло развить мне скорость. Я серьезно изучал (Tal Farlow) и (Kenny Burrell), но я уже знал, это было не то, что я хотел делать в конечном счете. Я хотел делать что-то новое, то, что до меня еще никто не делал”.

В 1971 году Эл успешно сдает экзамены в Berklee School of Music в Бостоне и поступает в класс “instrumental performance”, а через 6 месяцев – еще и в класс аранжировки. Во втором семестре уже вовсю уграет во фьюжн-квартете под управлением клавишника Барри Майлза. Группа успешно гастролирует и получает восторженные отклики прессы и публики. Однажды во время репетиции Майк Буюкас (Mike Buyukas) сделал запись, которую вскоре услышал Чик Кориа (Chick Corea).

Chick Corea & Return To Forever

В начале 1974 года состоялся судьбоносный звонок от Чика Кориа. “Я просто сидел в своей квартире в Бостоне, когда в пятницу днем позвонил Чик и попросил приехать на прослушивание в Нью-Йорк. – говорит Ди Меола. – Ушам своим не мог поверить! Прямо сказка какая-то! За десять минут я собрал кое-какие вещи, отдал хозяйке ключи и сорвался в Нью-Йорк, чтобы уже никогда не увидеть той квартиры”.

После репетиций на выходных с группой Чика “Return To Forever” Эл уже дебютировал в Карнеги Холле, а на следующий вечер выступал перед сорокатысячной аудиторией в Атланте. Специалисты были не очень довольны игрой юного Ди Меолы, упрекая его в том, что он изливает на слушателя лавину нот в ущерб выразительности исполнения, однако эти недостатки он быстро преодолевает. Ему было 19 лет, и его звезда быстро восходила. Со слов самого Эла самым важным периодом своей карьеры он считает именно период работы с Чиком Кориа. В Return To Forever он был просто вынужден играть все лучше и лучше – этого требовал уровень окружающих его музыкантов. Вместе они сформировали высочайший стандарт джаз-рока.

После трех успешных альбомов “Where Have I Known You Before”, отмеченных Grammy “No Mystery” и “Romantic Warrior” в 1976 году RTF заявляет о распаде и тем самым дает старт сольной карьере Эла. Позже он назовет это “скрытым благословением”. “Я не стал делать из этого трагедии. Наверное, так было лучше – каждый из нас получил шанс сделать свою собственную карьеру и узнать, что значит самому быть лидером и продюсером”.
Сольная карьера

Land Of The Midnight Sun

Эл дебютировал в 1976 году с альбомом “Land Of The Midnight Sun”. Эта работа, по признанию критики, “демонстрирует зрелый почерк мастера и является типичным примером неистового и стремительного стиля”. В записи приняли участие барабанщики Ленни Уайт и Стив Гэдд, перкуссионист Минго Льюис, “маги и чародеи” клавишных Ян Хаммер и Барри Майлз, басисты Энтони Джексон и Жако Пасториус.

“После записи двух альбомов с Return To Forever я решил записать мой первый сольный альбом. Это произошло после того, как два других участника группы – Стэнли Кларк и Ленни Уайт – записали по собственному альбому. Я сам спродюсировал Land Of The Midnight Sun и написал некоторое количество музыкального материала. Также включил в альбом одно произведение Чика Кориа, одно Минго Льюиса и кое-что из И.С.Баха. Я еще не знал, во что я ввязываюсь и занимался этим, потому что до этого я никогда не предпринимал таких проектов в одиночку. Но после завершения работы над альбомом я увидел, как вырисовывается мой собственный стиль, и это придало мне уверенности. Вдобавок я осознал направление, по которому могла развиваться моя музыка”.

С выходом каждого из последующих альбомов Эл Ди Меола знакомит слушателя с неизведанными музыкальными территориями.

Elegant Gypsy

“Через несколько месяцев послу записи Romantic Warrior группа Return To Forever распалась. Я уехал в Лондон работать с Go. В то же время сделал небольшой перерыв и написал музыку для нового альбома. Я хотел провести побольше времени с этим альбомом. К тому же у нас была “правильная” команда для работы. Также на альбоме состоялся дебют Paco de Lucia для аудитории стиля фьюжн.

Я чувствовал, что на этом альбоме я сделал что-то особенное! Это был мой самый продаваемый альбом, почти золотой. Его хорошо приняли: хвалили и в прессе, и коллеги-музыканты. Я хорошо помню, как Carlos Santana лично позвонил, чтобы поздравить меня.

Я назвал альбом Elegant Gypsy из-за своей любви к цыганской и народной музыке Испании и Средиземноморья. К тому же мне казалось, что к электрогитаре относились только как к роковому инструменту – со звуком циркулярной пилы. Я же хотел, чтобы электрогитару считали красивым, элегантным! инструментом”.

“Альбом Casino был в большей или меньшей степени продолжением альбома Elegant Gypsy. Во время работы над альбомом я съездил в Бразилию и написал много музыки. Я лучше пишу, когда уезжаю в места, которые меня вдохновляют”.

Splendido Hotel

“На этом альбоме мне хотелось сделать что-то новое, попробовать новые для меня записи – с вокалом, с Лес Полом. Я хотел сделать что-то такое, что могло бы привлечь более широкую аудиторию. Я даже включил в альбом старый стандарт “Spanish Eyes”. И еще записал мини - концерт Чика Кориа “Isfahan” для гитары с хором.

Я знал, что записать на пластинке 3-5 треков музыки нетипичной для меня было бы очень рисковано, поэтому решил сделать “двойной альбом” – чтобы распределить эту музыку среди характерных для меня треков.

Однажды во время гастролей с Return To Forever в Италии в городе Портифино мы останавливались в гостинице Hotel Splendido. Я не забыл это название и уже тогда подумал, что это хорошее название для моего будущего альбома. Мне всегда казалось, что хорошие отели – прекрасные романтические места. Они вдохновляют на сочинение музыки, и там такие таинственные окрестности, столько всего происходит. Люди встречаются друг с другом. Поэтому я решил назвать альбом Splendido Hotel”.

Electric Rendezvous

“Альбом Splendido Hotel был самым трудным для меня по многим причинам. Но с Electric Rendezvous я решил поступить иначе – взял музыкантов, с которыми я работал до Splendido Hotel. И вдобавок, впервые после Land Of The Midnight Sun я поступил просто. Мы сели в студии и записали альбом всего за две недели с несколькими наложениями. Это было очень приятное ощущение. Мне также казалось, что альбом звучал лучше всего, что было сделано к тому моменту. Название же произошло от желания доставить слушателю при встрече, “рандеву”, с музыкой некоторое “электрическое” ощущение”.

После выходя альбома в январе следует тур с группой по США (от Сан-Франциско до Нью-Йорка). Концерт в Нью-Йорку в Savoy был записан для будущей трансляции по телевидению. Концерт в Филадельфии вышел на альбоме TOUR DE FORCE LIVE.

В 1985 году выходит альбом Cielo e Terra с перкуссионистом Аирто Морейра, получивший высокие награды.
Трио

John McLaughlin, Al Di Meola, Paco de Lucia

С 1980 года в течение трех лет Эл Ди Меола выступал и записывался с и великим реформатором фламенко Paco de Lucia в составе акустической гитарной супергруппы, известной как The Trio. После двух недель репетиций состоялся первый концерт в Германии и тур по Европе до конца ноября: Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Франция, Италия, Австрия, Югославия, Швейцария, Голландия, Бельгия, Англия и Испания. Далее тур по США: Карнеги Холл и через всю страну до Санта Моника Сивик и 5 и 6 декабря в Ворфилд (Сан-Франциско). Четыре трека с последнего выступления были выпущены на альбоме Friday Night in San Francisco, который имел фантастический успех – было продано два миллиона копий.

В 1983 Трио записывает диск Passion Grace and Fire и распадается, чтобы снова собраться в 1996 для записи альбома The Guitar Trio.

World Sinfonia

В 1990 Эл Ди Меола создает проект World Sinfonia. Первоначально этот проект ориентировался на современную аргентинскую музыку, прежде всего – музыку создателя современного танго Астора Пьяццоллы. “Группа полностью соответствует моей музыкальной концепции. – Рассказывает гитарист. – В коллектив входят представители разных стран – Аргентины, Кубы и Израиля. И на концертах мы исполняем не только мои произведения, но и произведения Астора Пьяццоллы. И они органично дополняют друг друга”.

Музыка танго занимает очень важное место в творчестве Ди Меолы. С Пьяццоллой его связывали тесные дружеские отношения. “Музыка Астора Пьяццоллы занимает всю мою душу, потому что она завораживающая, и я каждый раз открываю в ней что-то новое. Мы были большими друзьями с Астором, и он, можно сказать, мой музыкальный крестный отец. Корни танго из Италии, из Неаполя, где жили предки Пьяццоллы. И танго как бы повторяет все каноны оперной музыки в сжатой форме”.

На альбомах World Sinfonia (1990), Heart Of The Immigrants (1992), Di Meola Plays Piazzolla (1996), в записи которых приняли участие бандонеонист Дино Салюцци (Dino Saluzzi) и гитарист Крис Кэррингтон (Chris Carrington), Эл Ди Меола особенно интересен в акустическом звучании. Стоит отметить, что “World Synfonia” начинался как сугубо акустический проект. Несколько позже в состав инструментов вошли синтезаторы и ряд специальных гитарных процессоров. Проект стал “наэлектризовываться”. Живой гитарный звук периодически сменяется звучанием гитарных синтезаторов с нешаблонными тембрами, интересно звучат типично гитарные пассажи с подтяжками и глиссандо, но со звуком бандонеона.
Совместные проекты

В начале 1995 Эл собирает новое гастрольное трио The Rite Of Strings, пригласив Стэнли Кларка, с которым работал в самом начале карьеры в RTF, и джазового скрипача Жана Люка Понти.

В 2000 году выходит альбом Nylon & Steel, в записи которого приняли участие Manuel Barrueco, и Andy Summers. Мануэль Барруэко в аннотации к диску говорит: “Когда я сотрудничаю с музыкантами такого уровня, у меня всякий раз появляется масса новых идей и вдохновение воплотить их в жизнь. Играя с этими мастерами, я открываю для себя новый мир музыки и звука. Мы вчетвером играем совсем разную музыку, но все же мы играем на гитарах – на акустических или электических, на струнах – нейлоновых или металлических”.

Отвечая на вопрос о самых интересных музыкантах, с которыми приходилось работать, Эл Ди Меола с высочайшими похвалами отозвался об украинском бандуристе Романе Гринькиве (альбом Winter Nights). Эл был в высшей степени увлечен его необычным инструментом и его музыкальными идеями.

Ди Меола абсолютно не замыкается в кругу известных американских музыкантов и всегда готов к контактам с самыми разными музыкантами – “главное даже не уровень их игры, а родство интересов”. Еще один пример как высочайшего мастерства, так и оригинальной музыкальной мысли – проект азербайджанской пианистки и певицы Азизы Мустафы Заде “Dance Of Fire”.

Маэстро продолжает работать с Manhattan/EMI, Tomato, Mesa/Bluemoon, делая для них блестящие записи. А потом уходит на независимый лейбл Telarc, где выпускает альбом The Infinite Desire (1998), на котором демонстрирует широчайшие возможности MIDI-технологий. The Infinite Desire продается тиражом более ста тысяч экземпляров и более трех месяцев возглавляет джазовый чарт Billboard.

В следующем году выходит очередной, упоминавшийся выше, блистательно сыгранный диск Winter Nights, который содержит очень необычный номер – дуэт с бандуристом Романом Гринькивым. На пластинке записаны как оригинальные пьесы, так и обработки известных стандартов плюс кавер-версии классиков современности, как то “Mercy Street” Питера Габриеля и “Scarborough Fair” Пола Саймона.

Октябрь 2000-го знаменателен релизом The Grande Passion, который поражает мелодическими и ритмическими находками автора. Аккомпанирует маэстро акустик-бенд World Sinfonia. Некоторые критики склонны считать этот альбом пиком творчества Эла Ди Меолы. Четвертый диск, выпущенный на Telarc – Flesh on Flesh (2002). На этой пластинке Эл Ди Меола с головой уходит в “электричество”.

Заключение

Говорят, что в Ди Меоле уживаются как бы два гитариста одновременно: один – невероятно техничный и изобретательный исполнитель фьюжн на электрогитаре, другой – вдумчивый исследователь музыкальных культур других стран (в первую очередь фламенко и современного танго), виртуоз гитары акустической.

Выпустивший более 20 сольных альбомов, и в разное время работавший с самыми разносторонними музыкантами, Маэстро не перестает удивлять глубиной своего таланта и творческим долголетием.



Аудио и видео (в целях ознакомления)


Прославленный гитарист Эл Ди Меола (Al Di Meola ) родился 22 июля 1954 года в Нью-Джерси, в семье выходцев из Неаполя. В начале 1974 года Эл познакомился с Чиком Кориа и после первых репетиций с его группой Return To Forever уже дебютировал в "Карнеги Холле", а на следующий вечер выступал перед сорокатысячной аудиторией в Атланте.

С 1980 года в течение трех лет Эл Ди Меола играл с Джоном Маклафлином и Пако де Лусиа в составе супергруппы The Trio . В 1990 Эл создает проект World Sinfonia . Первоначально этот проект ориентировался на современную аргентинскую музыку, прежде всего – музыку создателя современного танго Астора Пьяццоллы .

Выпустивший более 20 сольных альбомов и получивший всевозможные музыкальные награды, Ди Меола не перестает удивлять глубиной своего таланта и творческим долголетием. Из Касабланки в Санкт-Петербург, из аэропорта на концерт, с концерта - на недолгую ночь в отель "Кемпински", и только проснувшись - спешит улетать в Стамбул, по дороге успев пообщаться со Звуками .

Звуки: Вашим первым учителем музыки был армянин, Боб Асланян. В 1985 году вы с ним издали книгу, пособие по игре на гитаре. С тех пор, появились ли у вас какие-нибудь новые ценные советы для начинающих гитаристов?
Эл Ди Меола: Да, конечно. Главным образом, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, нужно слушать своих любимых исполнителей, лучших гитаристов и стараться их копировать. Мои первые уроки музыки, кстати, случились с аккордеоном. Я тогда взял всего два урока и забросил его. В то время аккордеон был невыносимо скучным.

Звуки: Ваши родители – итальянцы. Вы считаете себя итальянцем?
Эл Ди Меола: Да. Не всем известно, что фламенко возникло в Риме. Бедные римляне выражали с его помощью свои чувства. Но я играю не только фламенко – моя музыка скорее смесь разных стилей, например, меня очень вдохновляет бразильская сальса, да и множество других разновидностей латиноамериканской музыки. Но есть и множество других направлений, абсолютно не связанных друг с другом, которые меня вдохновляют. Что же касается фламенко – я позаимствовал у них некоторые аспекты, при помощи которых они выражают чувственность.

Звуки: Как Вы пришли к выбору, как решили: "Вот это то, чем я хочу заниматься в жизни"?
Эл Ди Меола: Моя сестра на семь лет старше меня. И вот однажды, когда наших родителей не было дома, она устроила вечеринку. Пара ребят пришли с гитарами – тогда мне впервые довелось потрогать гитару, почувствовать её – мне было семь лет – в тот день я понял, что хочу обучаться игре на гитаре.

Звуки: Расскажите о концерте своей мечты.
Эл Ди Меола: Если честно, я не задумывался об этом. Возможно, я уже сыграл на самых невообразимых концертах.
Звуки: И какой же был самый лучший?
Эл Ди Меола: Возможно, в Центральном парке Нью-Йорка, перед аудиторией в 20-30 тысяч человек. Фестиваль в Марокко, в Рабате, тоже был очень славным. Могу долго перечислять – я играл по всему миру, и многие концерты были по-настоящему замечательными.

Звуки: По всему миру, но по крайней мере в этот раз вы уезжаете, не успев приехать. У вас есть время посещать достопримечательности?
Эл Ди Меола: Не то чтобы я отношусь к обычным туристам, но поверьте - я вижу очень многое. Теперь вот я вижу много снега. Это ведь типично для Санкт-Петербурга, не так ли?

Звуки: Расскажите, каково это – быть в чём-то лучшим в мире?
Эл Ди Меола: Наверное, я больше не воспринимаю это как комплимент. В мире множество хороших музыкантов. Многие из них в каких-то аспектах лучше меня. Мне вот ещё повезло стать известным, занимаясь игрой на гитаре. Это случилось после множества усилий и тяжелой работы. Но теперь я занимаю уникальное место в мире музыки, и мне на этом месте очень даже нравится. Это стоило тех стараний, на которые я потратил годы жизни. И я могу этим гордиться.

Звуки: У Вас всё ещё есть мечты?
Эл Ди Меола: Вчера я видел один сон (игра слов – в английском слово dreams обозначает и "мечты", и "сны") . А если серьёзно, то пожалуй нет. Я не хочу, там, превзойти The Beatles , я просто продолжаю заниматься любимым делом и хочу реализовать проекты, которые имеются у меня в голове.

Звуки: Насчет The Beatles, Вы в этот раз сыграли их в своей интерпретации – почему мы не услышали песню "Back in the USSR" ?
Эл Ди Меола: Я не очень-то хорошо помню эту песню, если честно. Но её не так-то и просто сыграть в акустике, песня больше подходит для электрогитары.

Звуки: А какую музыку Вы сами-то слушаете?
Эл Ди Меола: Пьяццолу слушаю, Битлз. Из современных мне очень нравится Ральф Таунер.

Звуки: А есть ли у Вас хобби, раз музыка стала Вашей жизнью?
Эл Ди Меола: Я об этом даже и не задумывался. Часто, когда играю на гитаре, я смотрю телевизор – это хобби?
Звуки: Да, похоже на то! А что Вы любите смотреть?
Эл Ди Меола: Мне нравится всё что делает Дауни-младший.
Звуки: Вы хотели бы писать музыку для фильмов?
Эл Ди Меола: Да, но это не так-то просто сегодня. Кино – это как закрытый клуб, нужно быть его частью. Это требует множества усилий и поэтому я не тороплюсь. Но когда это случится, я буду очень рад.

Звуки: Что Вы любите больше всего в жизни?
Эл Ди Меола: Музыку – как средство самовыражения, для меня куда более лучшее чем слова. Хорошую еду (моя любимая кухня – итальянская). Вино, предпочитаю Rosé или Sauvignon blanc.

Звуки: Скажите мне вот такую вещь. Исходя из Вашего опыта, люди в США до сих пор думают, что Россия – это некий Мордор?
Эл Ди Меола: Наверное, это правда...
Звуки: Но спасибо Вам, что приехали в это непростое время.
Эл Ди Меола: И я обязательно вернусь.

Этот артист неоднократно побеждал в читательском голосовании журнала "Guitar Player", заработал кучу разных наград и стал примером для многих джазовых и рок-гитаристов. Эл Ди Меола родился в штате Нью-Джерси 22 июля 1954 года. Как это ни странно, но его первым инструментом был барабан, и только в восемь лет мальчик взялся за гитару, с которой потом уже не расставался. Раннее впечатление на Эла произвели Пресли , "Beatles " и "Ventures ", но вместе с тем на гитарной практике он осваивал классику, джаз и босса-нову, а также посещал сальса-клубы. Позже Ди Меола увлекся творчеством Ларри Кориелла (которого прозвал "дедушкой фьюжна") и под его влиянием поступил в бостонский "Berklee College Of Music". За годы учебы Эл успел поиграть во фьюжн-группе Барри Майлза, а о его студенческих репетиционных марафонах до сих пор ходят легенды. В 1974 году судьбу Ди Меолы круто изменил звонок от Чика Кориа , который пригласил молодого гитариста в проект "Return To Forever". Эл тут же упаковал вещички и улетел к Чику в Нью-Йорк, а вскоре состоялся его дебют в "Carnegie Hall". С "RTF" Ди Меола записал три успешных альбома, причем за данный период уровень его игры заметно возрос.

Когда в 1976 году "Return To Forever" распались, Эл уже был готов к началу сольной карьеры. Свой первый опус он подготовил при участии Яна Хаммера , Чика Кориа , Барри Майлза, Жако Пасториуса, Энтони Джексона, Ленни Уайта, Минго Льюиса, Стэнли Кларка и Стива Гэдда. Помимо собственного материала Ди Меолы на альбом попали вещи Чика Кориа , Иоганна Себастьяна Баха и Минго Льюиса, причем основная ставка делалась на техническое мастерство и скорость исполнения.

После выхода "Land Of The Midnight Sun" гитарист с Клаусом Шульце , Стивом Уинвудом и другими музыкантами некоторое время поработал в джаз-роковом проекте "Go", однако уже в 1977 году вернулся со вторым сольником "Elegant Gypsy". Начиная с этого альбома Ди Меола инкапсулировал в жанр фьюжн элементы латинской музыки. В 1980 году Эл скооперировался с двумя другими выдающимися гитаристами, Джоном МакЛафлином и Пако Де Люсией. Мировое турне этого супертрио прошло на ура, а выпущенный по итогам гастролей диск "Friday Night In San Francisco" разошелся тиражом свыше двух миллионов экземпляров. В 1983 году группа выпустила вторую пластинку "Passion, Grace And Fire" и распалась, чтобы собраться в следующий раз в 1996-м для записи третьего альбома. В первой половине 80-х Эл попал под влияние Яна Хаммера , в результате чего на пластинках "Electric Rendezvous" и "Scenario" произошел уклон в поп-фьюжн, а звучание (особенно на второй из них) стало синтетическим.

Используя синклавиры и в дальнейшем, в 1985-м гитарист решил немного отдохнуть от быстрой музыки и записал расслабленную, почти акустическую программу "Cielo E Terra". В том же году на диске "Soaring Through A Dream" впервые прозвучал вокал, однако он нисколько не отвлекал внимание слушателя от гитарного мастерства Ди Меолы. Еще на альбоме "Tirami Su" стало ясно, что вместо джаза Эла тянет к жанрам world music и modern latin. Для реализации новых идей гитаристом был создан интернациональный проект "World Sinfonia", в который вошли аргентинские, кубинские и израильские музыканты.

Альбомы "World Sinfonia", "Heart Of The Immigrants" и "The Grande Passion", записанные с этой группой, были сделаны под влиянием мастера современного аргентинского танго Астора Пьяццоллы. Впоследствии Ди Меола выпустил целый диск с его музыкой "Di Meola Plays Piazzolla". В 1995 году Эл собрал еще одно трио "The Rite Of Strings" с бывшим партнером по "Return To Forever" басистом Стэнли Кларком и джазовым скрипачом Жаном-Люком Понти . Конец 90-х музыкант отметил акустическим альбомом "Winter Nights", записанным им в компании с украинским бандуристом Романом Гриньковым. Помимо зимне-рождественских тем на этот диск попали переработки "Mercy Street" Питера Гэйбриэла и "Scarborough Fair" Пола Саймона . Разменяв нулевые фирменным коктейлем из фьюжн и латино "Flesh On Flesh", чуть позже музыкант предпринял попытку освоить российский рынок (где у него и так, в общем-то, было немало поклонников) записью совместного альбома с Леонидом Агутиным "Cosmopolitan Life".

Песенный формат носила и следующая программа "Vocal Rendezvous", однако здесь партнерами Ди Меолы были несколько исполнителей (Xavier Naidoo, Angie Stone, Bosson и т.д.). Также в 2006-м состоялось долгожданное возвращение музыканта к электрической гитаре, запечатленное на CD "Consequence Of Chaos" и DVD "Return To Electric Guitar". Однако Эл не стоял на месте и вскоре опять вернулся к творчеству Астора Пьяццоллы ("Diabolic Inventions And Seduction For Solo Guitar"), а после ловко проманеврировал между джаз-роком и уорлд-мьюзик ("Pursuit Of Radical Rhapsody"). На последней из этих работ прозвучала битловская тема "Strawberry Fields", а спустя пару лет Ди Меола решил устроить полноценный трибьют ливерпульской четверке и выпустил целый диск каверов "Beatles ".

Last update 06.05.13