В каких произведениях русской литературы изображены приятели? Проблема взаимоотношений поколений в русской литературе Что говорят психологи.

В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

«Гроза» А.Н. Островский

Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь.

Феклуша уходит.

Пойдём в покои!

Дикой. Нет, я в покои не пойду, в покоях я хуже.

Кабанова. Чем же тебя рассердили-то?

Дикой. Ещё с утра с самого.

Кабанова. Должно быть, денег просили.

Дикой. Точно сговорились, проклятые; то тот, то другой целый день пристают.

Кабанова. Должно быть, надо, коли пристают.

Дикой. Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому - только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека.

Кабанова. Нет над тобой старших, вот ты и куражишься.

Дикой. Нет, ты, кума, молчи! Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелёгкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришёл, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся.

Кабанова. А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь? Это, кум, нехорошо.

Дикой. Как так нарочно?

Кабанова. Я видала, я знаю. Ты коли видишь, что просить у тебя чего-нибудь хотят, ты возьмёшь да нарочно из своих на кого-нибудь и накинешься, чтобы рассердиться; потому что ты знаешь, что к тебе сердитому никто уж не пойдёт. Вот что, кум!

Дикой. Ну, что ж такое? Кому своего добра не жалко!

Глаша входит.

Марфа Игнатьевна, закусить поставлено, пожалуйте!

Кабанова. Что ж, кум, зайди! Закуси чем бог послал!

Дикой. Пожалуй.

Кабанова. Милости просим!

(Пропускает вперёд Дикого и уходит за ним.)

Показать текст целиком

Попробуем сопоставить драму А.Н. Островского "Гроза" с комедией Д.И.Фонвизина "Недоросль" и с пьесой М.Горького "На дне".Во всех трех произведениях показаны взаимоотношения властных и подчиняющихся им. Герои (Кабанова, госпожа Простакова, Костылев) близки своими личностными качествами-самодурством, деспотизмом, невежеством, безграничным желанием властвовать, подстраивать под свои порядки жизнь окружающих. Схоже и отношение "подначальных"(Тихон, Кулигин, Простаков, ночлежники) к "властным"- все они вынуждены терпеть и подчиняться.

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух?

Аркадий не решается предложить тост за своего друга вслух, потому что у каждого из членов семьи Кирсановых имеются неприятные воспоминания о Базарове. У Павла Петровича это дуэль и ранение, у Николая Петровича – развязное поведение Базарова в доме и сильное влияние на взгляды его сына, у Фенечки – поцелуй в беседке.
Самому Аркадию также стыдно вспоминать, как он подражал другу и хотел казаться нигилистом. "Ты нежная душа, ранимая", – сказал однажды Евгений, понимая, что Аркадий не может быть его сподвижником. Это подтверждает тот факт, что к концу романа Аркадий отказывается от нигилистической теории своего друга и примыкает к лагерю дворян-либералов. Базаров внёс в семью Кирсановых разлад, поэтому даже упоминание об этом герое за столом разрушило бы семейную идиллию, сложившуюся в доме.
Таким образом, автор, изображая сцену семейного застолья Кирсановых, исключает существование Базарова и его нигилистической теории.

8.
Какие черты Тихона раскрываются в диалоге с Кулигиным ?

По этому диалогу можно судить о таких чертах Тихона как несамостоятельность, безответственность, слабоволие.
Герой предстаёт человеком слабовольным, действующим по наущению маменьки ("А маменька-то", "поди-ка, поговори с маменькой"). Всеми его действиями руководит Кабанова, а он настолько не привык жить по собственному разумению, что готов даже бить жену против своей воли.
Отправившись в Москву, Тихон поступает безответственно: вместо того, чтобы позаботиться о Катерине, защитить её от произвола своей родительницы, он уехал, оставив её, и "всю дорогу пил", "про дом-то и не вспомнил". Так может поступить человек, не имеющий никакого чувства ответственности перед близкими.
Вместе с тем Тихон – мягкий, по-своему добрый человек, способный к состраданию. Он жалеет Катерину, не хочет её мучить ("мне её жаль пальцем тронуть"), а также испытывает сочувствие к её соблазнителю Борису ("Уж я вижу, что ему проститься хочется").
Итак, реплики героя характеризуют его как личность незрелую, не способную жить своим умом, но умеющую сочувствовать.

8. (по фрагменту из рассказа А.П. Чехова «Ионыч»)
В чём приведённый отрывок может послужить иллюстрацией к высказыванию А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло»?
Приведённый фрагмент может послужить отличной иллюстрацией к словам А.П. Чехова о том, что «мещанство – страшное зло».
В нём показана пошлость одного из лучших семейств города С. – Туркиных. Она страшна тем, что затягивает людей мыслящих, готовых трудиться. Атмосфера праздности, банальности подчёркивается такими деталями, как игра Котика на фортепиано (при этом Старцеву казалось, что с высокой горы сыплются камни), чтение Верой Иосифовной романов, в которых говорилось о том, чего никогда не бывает в жизни. Отец семейства, Иван Петрович, острит, используя выдуманные им словечки «большинский», «недурственно». Даже лакей Пава, подражая трагическому актёру, встаёт в позу и произносит: «Умри, несчастная!».
Этот мир пошлости и банальности оказывает губительное влияние на доктора Дмитрия Старцева, превращает его просто в Ионыча, который постепенно забывает о своём долге врача и главной целью которого становится нажива.

Композиция ответа на задание 9 (сопоставительное)
1. Краткий ответ на 1-ую часть вопроса:
дать два произведения и назвать двух авторов.
2. Позиция сопоставления №1:
– обоснование
– сопоставление.
3. Позиция сопоставления №2:
– обоснование
– сопоставление.

Сопоставление:
Что сближает и чем отличаются:
– тематически
– сюжетно
– композиционно
– с точки зрения значения образов
– с точки зрения использования изобразительно-выразительных средств
– с точки зрения авторского отношения.

Обоснование
Анализ привлекаемого текста с точки зрения:
– темы, сюжетных линий
авторской позиции
– особенностей образов, функций этих образов
– используемых автором изобразительно-выразительных средств
– композиции
– обращения к какому-либо жанру.

Например:
1. К проблеме, поднятой N, обращались такие поэты, как... в произведении... и... в произведении....
2. ... (первый) использует... приёмы, показывая... (кого? что?). Этот поэт, так же как и N, изображает... (что? каким образом? – точечная цитата). Однако, в отличие от N, который... (что?), первый... (что делает?).
3. В центре внимания... (второго) – ... (что? и кто?). Его герой, так же, как и герой N (что делает? показан каким? – точечная цитата). Однако, в отличие от авторского отношения N, которое...(какое?), эмоции второго... (какие? в каких словах они выражены? – точечная цитата).


9.
В каких еще произведениях литературы мы встречаем сцены, в которых семья собирается за столом, и как они перекликаются с приведенным отрывком (или с произведением И.С. Тургенева в целом)?

Вспомним роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и роман-эпопею "Война и мир" Л.Н. Толстого. Именно в этих произведениях изображается такая семейная идиллия, как и у Кирсановых в эпилоге романа "Отцы и дети".
Во время сцены семейного ужина в "Капитанской дочке" только что прибывший в Белогорскую крепость Пётр Гринёв ближе знакомится с семьёй Мироновых и впервые видит Машу. Застолье очень похоже на то, что описано в "Отцах и детях". Ужин проходит душевно: все герои рады друг другу: "Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома". У Тургенева же: "всем было немножко неловко, немножко грустно и, в сущности, очень хорошо". Подобная неловкость прослеживается и в сцене из романа А.С. Пушкина, это отражает описание Маши: при упоминании о приданом "она вся покраснела, и даже слёзы капнули на её тарелку". Однако это не омрачает общую дружественную и мирную, тёплую обстановку.
Л.Н. Толстой описывает именины Наташи как большое семейное застолье. Все герои рады собраться вместе, и у Ростовых царит настоящая идиллия. Приезд всеми уважаемой графини Марьи Дмитриевны не делает обстановку напряжённо-официальной, ведь даже строгую гостью охватывает эмоционально-духовная стихия этого дома. Эпизод схож с застольем из романа "Отцы и дети", потому что в нём мы видим изображение абсолютной гармонии и любви в семье.
Таким образом, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой показывали в своих произведениях сцены, где семья собирается вместе за столом для того, чтобы изобразить взаимоотношения героев и показать семью как одну из главных ценностей жизни.
9.
В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне» ?

Во многих произведениях русских писателей и поэтов герои обращались к воспоминаниям о прошлом.
Например, в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» Раневская часто вспоминает своё детство, время, проведённое в родительском доме с вишнёвым садом. Слёзы умиления и радости наворачиваются у неё на глазах, когда она приходит в свою детскую. Для неё, как и для Актёра из пьесы Горького, с прошлым связаны приятные и дорогие сердцу воспоминания, что-то, что уже не может повториться в настоящем (для Раневской – беззаботное счастливое детство и юность, для Актёра – игра на сцене, аплодисменты публики). Только если Любовь Андреевна живёт этими «сладкими» грёзами, то герои «На дне» живо осознают контраст между прошлым и действительностью (Актёр забыл «любимое» стихотворение, хочет избавиться от своего порока и вернуться на сцену, но, не найдя в себе сил бороться с пьянством, лишённый надежды и веры, кончает жизнь самоубийством).
Герои романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» тоже обращаются к своему прошлому, рассказывают свои истории (например, Мастер – поэту Бездомному в клинике Стравинского). Из этого монолога мы узнаём, что Мастер, как и герои пьесы Горького, тоже оказался выброшенным из привычного течения жизни, из-за травли критиков (таких, как ненавидимый Маргаритой Латунский) он сжигает свою гениальную рукопись, теряет любимую и попадает в психиатрическую лечебницу. Ситуация его кажется «беспросветной», так же, как и у героев драмы.
У М.Булгакова, как и у М.Горького, обращение героев к прошлому позволяет понять логику их судьбы.
9.
В каких произведениях отечественной литературы отражён конфликт частного человека и государства и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с рассказом А.И. Солженицына «Матрёнин двор» ?

Конфликт частного человека и государства нередко встречается в произведениях отечественной литературы.
Героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина с Матрёной сближает беззащитность перед произволом чиновников. Оба они ничего не могут сделать со своим положением, пусть даже Акакий Акакиевич жаловался должностному лицу, а Матрёна рассказала о своих «обидах» Игнатьичу, человеку, который просто был рядом с ней в этот момент.
Мастера, героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», нельзя назвать беззащитным, но даже он, как и Матрёна, бессилен против произвола чиновников. В данном случае – чиновников от литературы, деятелей МАССОЛИТА, превративших творчество в средство наживы.
Мастеру чужд этот мир, но сделать он ничего не может: слишком слаб и незначителен человек по сравнению с целым государством.

8. Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о ‘жестоких нравах’ города Калинова?

Рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова, Савел Прокофьич является одним из ярких представителей этих нравов.

Так, в его диалоги с Кабанихой нам раскрываются его черты.

Одной из них является его жадность, любовь к деньгам: «заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает». Также, Дикой предстает алчным, жадным человеком. Он богатый человек и не отказывает себе ни в чем, тем не менее не хочет помогать нуждающимся. Дикой очень грубый человек и любит ругать людей: «…приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю».

Таким образом, рассуждения Дикого выявляют такие качества, как жадность, грубость, алчность. Это подтверждает слова Кулигина.

9. В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения властных и подначальных и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с пьесой А. Н. Островского «Гроза»?

Во многих русских произведениях показаны взаимоотношения властных и подначальных. Пьесу А.Н.Островского «Гроза» можно сопоставить с такими произведениями, как «Недоросль» Д.И.Фонвизина

Так, в произведении «Недоросль» госпожа Простакова очень схожа с Кабанихой. Они обе держат в подчинении весь дом. Госпожа Простокова держит весь дом в подчинении. Она бьет не только своих крестьян, но и мужа («Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку…»). Она плохо обращается со всеми, кроме своего любимого сыночка Митрофанушки. Героиня «Грозы» тоже Кабаниха тоже проявляет такие качества, как самодурство, деспотизм. Ее сын пребывает в страхе от нее, как и его жена.

Также, в произведении А.П.Чехова «Смерть чиновника» показаны взаимоотношения властных и подначальных, но только в другом ключе. В этом рассказе поведение главного героя, который является подначальным, очень глупое, неправдоподобное. Случайно чихнув на человека, выше его почину, Червяков старается извиниться. И своими извинениями надоедает генералу. Совсем, по-другому рисует подначальных Островский.

Таким образом, многие писатели поднимали тему отношений властных и подначальный, но каждый делал это по-разному.

Обновлено: 2018-10-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Каким образом рассуждения Дикого подтверждают слова Кулигина о «жестоких нравах» города Калинова?

В каких произведениях русской литературы изображены приятели и в чем эти персонажи могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?

Приятельские отношения связывают Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», а также Аркадия и Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Онегин и Ленский - приятели, но натуры их во многом противоположны («лед и пламень»). Подчеркивая эту поляр­ность персонажей, автор использует антитетичное метафори­ческое сопоставление:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

И в финале дружба оборачивается враждой: Онегин уби­вает Ленского на дуэли. У Лермонтова также дружеская сим­патия оборачивается определенным непониманием героев: после дуэли с Грушницким гармоничность их отношений на­рушается.

Сходство также присутствует в самой системе персона­жей: и у Лермонтова, и у Пушкина представлены «главный герой» и «его приятель». Ленский - единственный человек, который симпатичен Онегину в провинциальной среде. Точ­но так же Вернер - единственный человек, сумевший вну­шить определенное доверие Печорину.

Внутренний облик второстепенных героев и у Лермонтова, и у Пушкина призван «оттенить» внутренний мир главных героев. Так, на фоне «романтизма» Ленского ярче обозначает­ся скептицизм Онегина, его «резкий, холодный ум». Точно так же на фоне великодушия, теплоты, простоты Вернера становится особенно заметной «злая, эгоцентрическая сила» Печорина, попрание героем моральных норм. Таким образом, и Вернер у Лермонтова, и Ленский у Пушкина призваны от­тенить характеры главных героев, способствуют раскрытию внутреннего мира главных персонажей.

Приятельские отношения связывают Базарова и Аркадия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». И здесь также обо­значен «плачевный финал» этих отношений: герои оконча­тельно расходятся, т.к. между ними в действительности не было ничего общего. Повторяется и роль героев в системе пер­сонажей: мы видим «главного героя» и «его единственного приятеля». Использован здесь и прием контраста: на фоне простоты и заурядности Аркадия ярче обозначается недюжин­ная личность Базарова, раскрывается сложная психология этого героя.

Таким образом, во всех трех произведениях присутствует сходство в развитии сюжетной ситуации, в организации сис­темы персонажей.

Здесь искали:

  • дружба и вражда произведения
  • дружба и вражда в литературе
  • вражда в литературных произведениях

Задание 9. ЕГЭ Литература.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры автор, по­доб­но Н. В. Гоголю, смеётся над сво­и­ми пер­со­на­жа­ми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Мёртвыми душами»?

Пояснение.

Несомненно, что смех Го­го­ля за­ро­дил­ся за­дол­го до Гоголя: в ко­ме­дии Фонвизина, в бас­нях Крылова, в эпи­грам­мах Пушкина, в пред­ста­ви­те­лях фа­му­сов­ско­го об­ще­ства у Грибоедова. Над чем же сме­ял­ся Гоголь? Он сме­ял­ся не над монархией, не над цер­ко­вью и даже не над кре­пост­ным правом. Го­голь сме­ял­ся над че­ло­ве­че­ской бездуховностью, над ду­шев­ной омертвелостью, над не­ле­по­стью и глу­по­стью людей, ли­шив­ших себя ду­хов­ных интересов, цен­но­стей и идеалов. Да и во­об­ще все твор­че­ство Го­го­ля пред­став­ля­ет­ся как га­ле­рея «знакомых незнакомцев». Вспом­ним Хле­ста­ко­ва из ко­ме­дии «Ревизор». Разве нель­зя утверждать, что его черты при­су­щи каж­до­му че­ло­ве­ку в той или иной степени? «Пусть вся­кий оты­щет ча­сти­цу себя в этой роли и в то же время осмот­рит­ся вокруг, без бо­яз­ни и страха, чтобы не ука­зал кто-нибудь на него паль­цем и не на­звал бы его по имени. Вся­кий хоть на минуту, если не на не­сколь­ко минут, де­лал­ся или де­ла­ет­ся Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет толь­ко признаться», - писал сам Гоголь.

Чем вы­зван про­тест Ка­те­ри­ны в драме «Гроза» и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры XIX века изоб­ра­жа­ют­ся герои-бунтари?

Пояснение.

Катерина – натура сильная, она не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Бунтарём можно назвать и Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он своим образом жизни, своими взглядами и убеждениями колеблет мир дворян-либералов, под его натиском пошатнулось благополучие Кирсановых, развенчана их несостоятельность.

Бунтарь по натуре и Печорин, бросивший вызов «водяному обществу», взбудораживший его спокойствие и вызвавший на себя шквал негодования и ненависти.

Вообще русская литература XIX века глубоко и всесторонне показала нарастание противоречий между силами, желавшими или требовавшими коренных преобразований, и силами, всячески старающимися сохранить прежний порядок.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной клас­си­ки зву­чит тема «гордого человека» и в чем эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны горь­ков­ско­му рассказу?

Пояснение.

Тема гордого человека звучит в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере Ларры. В Ларре чувство гордости доведено до тщеславия и эгоизма. Он сильный, красивый, но не считается с другими людьми, поэтому наказан за свою гордыню.

В драме Горького «На дне» монолог Сатина о человеке - гимн свободной, сильной, гордой личности, способной справиться с любыми невзгодами: «Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!»

Гордости не лишена и Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Она уважает себя, потому презирает ложь, лицемерие, ханжество. Её гордость не позволяет ей приспособиться к нравам «тёмного царства», как это делают Варвара, Тихон, Борис. За это ей и пришлось заплатить собственной жизнью.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изоб­ра­же­ны лю­бов­ные драмы и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Тёмными аллеями»?

Пояснение.

Любовные драмы изоб­ра­же­ны в ро­ма­не Пушкина «Евгений Онегин», ро­ма­не Лермонтова «Герой на­ше­го времени». Эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Темными аллеями».

Генерал Ни­ко­лай Алексеевич, уже старик, при­ез­жа­ет на поч­то­вую стан­цию и встре­ча­ет здесь свою возлюбленную, ко­то­рую не видел около 35 лет. В свое время со­слов­ные пред­рас­суд­ки по­ме­ша­ли со­еди­нить судь­бу бу­ду­ще­му ге­не­ра­лу с простолюдинкой. Но лю­бовь из серд­ца глав­но­го героя не ушла и ме­ша­ла стать счаст­ли­вым с дру­гой женщиной, вос­пи­тать до­стой­но сына, про­дол­жа­ла его лю­бить и Надежда. Дра­ма­тизм приведённого эпи­зо­да в том, что ни­че­го нель­зя исправить, ни­че­го нель­зя воз­вра­тить и «переписать набело».

В ро­ма­не М. Ю. Лер­мон­то­ва трагичны от­но­ше­ния Печорина с Верой. Эта жен­щи­на поняла Пе­чо­ри­на полностью и при­ня­ла его целиком. Хотя ее любовь, глу­бо­кая и серьезная, при­нес­ла Вере одни лишь страдания.

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как поз­во­ля­ет ему его ис­ка­ле­чен­ная душа. Но сча­стье недоступно для него, он не­сча­стен сам и де­ла­ет несчастной свою возлюбленную.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки отображён кон­фликт между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно с опо­ста­вить с тур­ге­нев­ски­ми «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Конфликт раз­ных поколений, раз­ви­ва­ю­щий­ся на стра­ни­цах ро­ма­на «Отцы и дети», не нов для рус­ской клас­си­че­ской литературы. Это не про­сто кон­фликт поколений, это кон­фликт раз­ных со­ци­аль­ных формаций: у Тур­ге­не­ва - дво­рян и разночинцев.

В ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума» между Чац­ким и Фа­му­со­вым также раз­го­ра­ют­ся бур­ные споры по жи­во­тре­пе­щу­щим про­бле­мам совремеености: при­ем­ле­мо­сти раз­лич­ных спо­со­бов для по­лу­че­ния по­вы­ше­ний по служ­бе и наград, о зна­чи­мо­сти об­ще­ствен­но­го мнения, об образовании. Кон­фликт этот - социальный; с одной его сто­ро­ны - Чац­кий и не­ко­то­рые внес­це­ни­че­ские пер­со­на­жи (брат Скалозуба, князь Федор, пле­мян­ник Тугоуховской), с дру­гой - мос­ков­ское дво­рян­ское об­ще­ство во главе с Фамусовым.

Как и у Тургенева, это про­ти­во­сто­я­ние не двух людей, а двух мировоззрений, об­ще­ствен­ных позиций; Чац­кий и Фа­му­сов - лишь наи­бо­лее яркие их представители.

В каких произведениях русской литературы звучит тема женитьбы? В чем эти произведения можно сопоставить с рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре»?

Пояснение.

Тема женитьбы раскрывается в творчестве Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова

В рассказе Чехова главный герой Беликов спрятался в футляр, никто и ничто не может сподвигнуть его выбраться из этого футляра, даже любовь. Вполне естественно, что эту «серую мышку» никто не любит, да и от него любви не ожидает. Разговоры о необходимой женитьбе заставляют Беликова взглянуть на Вареньку. Но тут Беликов «прячет голову в песок»: все надо обдумать, проверить. Даже свадьба у Беликова должна быть строго «регламентирована», а то «женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю». Принять ответственное решение Беликову очень трудно. Ему надо долго готовиться, собираться, а там, глядишь, и проблема сама собой решится, все будет вновь тихо и спокойно.

Герой гоголевской «Женитьбы» Подколёсин очень похож на Беликова: он тоже хочет подтверждать статус, осознавая своё холостое положение как не соответствующее статусу и, таким образом, как непосредственную для него угрозу. Устранение этой угрозы совершенно необходимо для него. Женитьба есть обременительная, крайне неприятная, но неизбежная мера, ибо - «положено».

В отличие от Беликова и Подколёсина, любит свою избранницу Карандышев в драме А.Н. Островского «Бесприданница». Однако, есть и у него свои виды на женитьбу. Став женихом Ларисы, Карандышев сияет от счастья, красуется и выглядит очень гордым. Он самолюбивый и завистливый человек. Эта женитьба должна сыграть свою роль, когда он будет баллотироваться в мировые судьи.

Поразительно, что такие разные авторы, разные исторические периоды, разные по жанру произведения, а в звучании темы женитьбы немало общих нот. Это происходит потому, что женитьба рассматривается Гоголем, Островским, Чеховым во взаимосвязи с социальными пороками, порождаемыми самим устройством русского общества.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния раз­лич­ных по­ко­ле­ний и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Отцами и детьми»?

Пояснение.

Так же, как ро­ма­не Тур­ге­не­ва «Отцы и дети», в «Недоросле» Фонвизина, в «Горе от ума» Гри­бо­едо­ва кон­флик­ту­ют два мира, две идеологии: «век нынешний» и «век минувший». Мир Кирсановых, Про­ста­ко­вых и Фа­му­со­вых может быть поколеблем, если их на­учат­ся пра­виль­но оценивать, раз­ли­чать есте­ствен­ное и напускное, ис­тин­ное и ложное. В про­све­щен­ный век этот мир пошатнется, а сда­вать свои по­зи­ции Про­ста­ко­вы и Фа­му­со­вы не хотят. Вот по­че­му им так не­вы­год­но ученье, для них жить во тьме сподручнее. Вот по­че­му и Павел Пет­ро­вич открыто, а Ни­ко­лай Пет­ро­вич тайно не­на­ви­дят Базарова.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры по­ка­за­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния про­стых людей с власть имущими и в чём эти про­из­ве­де­ния могут быть со­по­став­ле­ны с «Капитанской дочкой»?

Пояснение.

Проблема вза­и­мо­от­но­ше­ний власть иму­щих с на­ро­дом нашла от­ра­же­ние в таких произведениях, как «Путешествие из Пе­тер­бур­га в Москву» Радищева, «Борис Годунов» А. С. Пушкина, ро­ма­нах и сказ­ках Салтыкова-Щедрина.

Тема вза­и­мо­от­но­ше­ний народа и го­су­дар­ства явственно про­сту­па­ет буквально с пер­вых страниц ро­ма­на А. Тол­сто­го «Петр Первый». На пути к пре­об­ра­зо­ва­ни­ям свою опору Петр видит в народе. Во время сра­же­ний царь Петр сли­ва­ет­ся со своей армией. Он по­мо­га­ет своим сол­да­там тянуть пушки, по­воз­ки во время переходов, на­хо­дит­ся в самой гуще сра­же­ния в схват­ке с врагом. Царь воюет про­стым бомбардиром. Про­ти­во­сто­я­ния нет, нет го­су­да­ря и его слуг. Есть толь­ко русский народ, единый, могучий, рас­кры­ва­ю­щий все свои луч­шие качества. Ос­нов­ная трагедия в том, что власть после войны снова видит в на­ро­де лишь средство, лишь ору­дие для во­пло­ще­ния своих замыслов. Это обо­ра­чи­ва­ет­ся неисчислимыми страданиями, ги­бе­лью сотен людей, новым ро­стом противостояния на­ро­да царю.

В ро­ма­не «Капитанская дочка» Ека­те­ри­на предстает перед нами как муд­рая и спра­вед­ли­вая правительница. Не­до­воль­ство ее прав­ле­ни­ем вызвало на­род­ную войну под пред­во­ди­тель­ством Пугачева. Однако, самое главное, что она за­кон­ная правительница, и потому, какую бы по­ли­ти­ку она не проводила, это долж­но восприниматься как должное - та­ко­во мнение Пушкина.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки зву­чат песни и в чём со­от­вет­ству­ю­щие эпи­зо­ды можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Тихого Дона»?

Пояснение.

Народная песня в при­ве­ден­ном от­рыв­ке имеет глу­бо­кий смысл. Ее ос­нов­ная мысль - не­лег­ка доля казака, а без вер­но­го коня казак во­об­ще не может быть казаком. Конь ухо­дит от ка­за­ка - пло­хой знак. По­ю­щие пред­чув­ству­ют свою судьбу. Песня зву­чит как предсказание. Со­по­ста­вить дан­ный от­ры­вок можно с гла­вой «Незваный гость» из «Капитанской дочки». В главе осо­бое место за­ни­ма­ет «заунывная бурлацкая» песня «Не шуми, мати зе­ле­ная дубравушка». Ее очень вдох­но­вен­но пели раз­бой­ни­ки на пиру, по­свя­щен­ном взя­тию крепости. Гринев, не­смот­ря на свою молодость, все же понял ее глу­бо­кий смысл и был по­ра­жен услы­шан­ной «песней про виселицу, рас­пе­ва­е­мой людьми, об­ре­чен­ны­ми виселице». Цель этой песни за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы по­ка­зать силу рус­ско­го народа, ко­то­рый готов от­кры­то бо­роть­ся за свои права, не пу­га­ясь пред­стать перед судом.