« Что это было любовь или сумасшествие» (по повести Куприна «Гранатовый браслет»). Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»? Образы главных героев, история любви, эмоций, чувств от А.И.Куприна А может быть, ты лишь напоминанье

(386 слов) Любовь является загадочным и не всегда понятным чувством. Как много о нём говорят и пишут! Так, А. И. Куприн в произведении «Гранатовый браслет» рассказал историю беззаветной и безответной любви невзрачного чиновника к прекрасной княгине, чересчур сдержанной и высокомерной. Так что же символизировали пылкие письма героя? Это было сумасшествие? Или герой в награду за что-то получил возможность испытать настоящее чувство, чистое и поистине бессмертное? Такая любовь приходит далеко не к каждому человеку!

Как мне кажется, Желтков не был ни маньяком, ни сумасшедшим. Конечно, люди вокруг не понимали чиновника, да и на Веру Николаевну смотрели с подозрением. Как же так? В светском обществе вдруг находится человек, который даже не принадлежит к высшим кругам и вместе с тем осмеливается адресовать свои послания княгине, замужней женщине! Наверное, знакомые и друзья Шеиных удивились бы ещё больше, если бы узнали, что одна мимолётная встреча навсегда запомнилась Желткову. Теперь он хранит случайно найденные вещи дамы сердца, как величайшую драгоценность. Он с благоговением относится к каждому платочку, каждой программке, которая когда-либо побывала в руках Веры Николаевны. Герой отдаёт себе отчёт в своих поступках и адекватно оценивает возможности. Он не претендует на взаимность и не стремится занять место мужа в жизни Шеиной. Желтков просто издалека восхищается своей возлюбленной. Однажды он решается отправить ей гранатовый браслет − семейную реликвию, весьма невзрачную, но озарённую внутренним светом. Это символ души чиновника. На него мало кто обращает внимание, однако нравственно он оказывается выше многих представителей светского общества. Дар любить дан ему свыше. Это замечает Василий Львович, муж Шеиной. Он чувствует невольное уважение к человеку, способному любить так искренне, нежно, самозабвенно, но при этом никому не навязываться и не напоминать о себе при каждом удобном случае.

По моему мнению, автор не случайно подчёркивает разницу между пылким Желтковым и суровым Николаем Николаевичем. Последний наверняка назвал бы главного героя сумасбродным наглецом. Но, возможно, резкость суждений не даёт ему по достоинству оценить людей вокруг. Поэтому брат Веры ещё не женат. Он просто не способен на чувство, посланное Богом. А вот Желткова посетило чувство огромное, бескорыстное, истинное. Даже генерал Аносов, многое повидавший на своём веку, не говорит о сумасшествии героя. Он думает: а не упустила ли Вера свою любовь, которая становится сильнее смерти?

Наверное, если бы в мире тогда и сейчас было больше таких «сумасшедших», как скромный чиновник, мы были бы честнее друг с другом и чувствовали счастье от того, что мы способны так любить.

Ванюлина Надежда и Викулин Олег

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: « Что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести Куприна « Гранатовый браслет») Презентация по Литературе Учитель: Непомнящая Татьяна Анатольевна Презентацию подготовили: Ученики 11 А класса Ванюлина Надежда и Викулин Олег

« Гранатовый браслет » - Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм.

По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Любовь, любовь - загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Так размышлял о любви Всеволод Рождественский. И ещё несколько мыслей о любви.

В волнующем рассказе «Гранатовый браслет» любовь - готовность погибнуть во имя любимой женщины. Это любовь до самоуничтожения. Куприн передал всю сущность самоотверженного чувства беззаветной любви бедного телеграфиста Георгия Желткова к княгине Вере Шейной. Это была любовь, никак не сумасшествие. Об этом строки его прощального письма: «Я бесконечно благодарен Вам за то, что Вы существуете. Это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Любовь отняла у телеграфиста жизнь, но он испытал безграничное счастье. Каждый миг, каждое мгновение было заполнено мыслями о любимой женщине. Сила его любви изменила Веру. Желтков уходит из жизни, держа в сердце Веру. Княгиня понимает, что о такой любви мечтает каждая женщина. Но она прошла мимо неё .

Последним доказательством истинной любви служат слова мужа Веры: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне показалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек…»

Русская классика бессмертна. Давайте вместе проанализируем повесть «Гранатовый браслет»

Повесть Гранатовый браслет была закончена А. И. Куприным в 1911 году. Для написания этой истории автору понадобилось около трех месяцев. Сюжет произведения настолько увлек Куприна, что неожиданно для него самого небольшой рассказ перерос в повесть.

Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»

Тема «Гранатового браслета» взята из реальной жизни. Любимов рассказал Куприну о навязчивых ухаживаниях чиновника к своей матери. К постоянным письмам поклонника относились снисходительно.

До того момента, когда в одном из писем обнаружили украшение в виде гранатового браслета. Подобный поступок расценили как дерзость и настоятельно попросили больше не беспокоить женщину. После этого события, ухажер исчез из их жизни в неизвестном направлении.

История заинтересовала Куприна, так как сердечные переживания является основной темой в его рассказах. Он приступил к написанию произведения, основанного на реальных событиях. Автор предпочел в своей повести более оригинальную концовку.

  • События повести разворачиваются в 20 веке на российской территории вблизи морского побережья. Одним из главных персонажей является княгиня Шеина Вера Николаевна находящаяся 6 лет в браке с князем Василием Шеиным. Роль ухажера княгини выполняет бедный чиновник Желтков.
  • В «Гранатовом браслете» автор рассказывает о страстной любви мелкого чиновника к княгине Шеиной Вере Николаевне. Познакомившись с сюжетом поближе, у многих читателей возникает вопрос, что же на самом деле пережил чиновник в своей жизни – любовь или сумасшествие?

Образ возлюбленной княгини Веры Шеиной

Куприн представляет Веру Николаевну, как девушку с английским типажом.

  • Она была молода и красива. Обладала высокой стройной фигурой и аристократическим обаянием.
  • Ее манеры были утонченными, а взгляд гордым и прекрасным. С одной стороны, Куприн показывает ее высокомерие, с другой способность к сочувствию и пониманию.
  • Внешность Веры Николаевны вызывала восхищение у окружающих. Девушка находится замужем за князем Шеиным Василием Львовичем. Однако в этом союзе она выступает прежде всего в качестве друга и помощника для своего мужа.
  • Вера Николаевна была достаточно умна, поэтому помогала мужу справляться с делами. Княгиня обладает добротой и великодушием. Она жертвует своими желаниями ради общего интереса, компенсируя таким образом финансовый недостаток. Куприн наделяет ее женский образ сильным духом и способностью к самопожертвованию.


Вера Шеина

Для окружающих супружеская пара создавала впечатление полноценной счастливой семьи. Однако для Веры Николаевны жизнь была монотонна и скучна. Автор выделяет в характере княгини простоту и царственное спокойствие. Ее душевное состояние можно сравнить с увядающим цветком.

Вере Николаевне не хватает ярких эмоций, новых впечатлений. Ее будни проходят по одному сценарию. Автор подчеркивает настроение княгини при помощи описания увядающей природы осени – бесшумное море, высохший урожай, тишина и безлюдность заброшенных дачных участков.

У супругов Шеиных не было детей. Вера Николаевна очень хотела стать матерью, однако судьба распорядилась иначе. Княгиня очень тосковала по материнству и с удовольствием играла с маленькими детьми: «...та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры ».

  • Вера Николаевна окружена людьми, в жизни которых отсутствуют настоящие сильные чувства. Все вокруг убеждены, что любовь является редкой диковинкой.
  • Сестра княгини Анна замужем за богатым человеком со званием. Несмотря на то, что сестра на дух не переносит мужа, она рожает ему двух детей и живет в свое удовольствие. Ее поступки жизнерадостны и легкомысленны.
  • В одной из бесед сестер, княгиня высказывается о море, словно о своей жизни: «Когда я в первый раз вижу море после большого времени, оно меня и волнует, и радует, и поражает. Как будто я в первый раз вижу огромное, торжественное чудо. Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей плоской пустотой… Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает». Подобные эмоции Вера Николаевна проживает в семейной жизни.

Единственный персонаж, придающий немаловажное значение любви в жизни каждого человека, генерал Аносов. Он помогает княгине взглянуть иначе на ухаживания неизвестного чиновника, становится для нее духовным учителем.



Не зная Желткова, Анисимов не спешит критиковать, а напротив, пытается его понять. Заставляет задуматься и придать значимость происходящим событиям. В беседе с Верой Николаевной генерал проникает в глубину ее души и озвучивает самое заветное желание женщины — испытать настоящее всепоглощающие чувство. В этом рассказе, он отображает позицию Куприна. Раскрывает настоящее отношение автора к любви. Именно Аносов сравнивает любовь с трагедией всей жизни.

  • Желтков переживал те чувства , которые так хотела испытать Вера Николаевна. Она не верила, что в ее размеренной и однообразной жизни может что-то измениться.
  • По словам автора, княгиня была обделена мужским вниманием. Возможно поэтому, она не смогла оценить испытываемую к ней любовь. Княгиня была закрыта для подобных эмоций.
  • Ее жизнь имела четкие представления и ограничения. Вера не воспринимала письма всерьез, потому даже не допускала мысли о правдивости и искренности любви Желткова.
  • При жизни чиновника у княгини никогда не возникает желание увидеть его. Ее не посещали мысли о судьбе этого человека.
  • Желтков помогает Вере взглянуть на мир другими глазами. Она наконец понимает насколько ценно и важно испытать истинную любовь. Осознание происходящего приходит в ней слишком поздно. Она теряет то, что еще не успела приобрести.
  • Мимо нее проходит желанное и долгожданное чувство, способное наполнить ее жизнь неподдельным счастьем. Своим поступком Желтков нарушает ее привычный ритм жизни и как будто открывает глаза на реальность. Он помогает ей открыть душу и сердце для новых эмоций и переживаний.
  • Чиновник доказывает ей, что можно любить искренней безответной любовью.


В момент прощания с телом Желткова, Вера Николаевна видит в нем своего героя. Находясь рядом с ним, она впервые осознает всю трагичность сложившейся ситуации. Умиротворенное лицо чиновника ассоциируется у княгини со страданиями великих людей. Их первая и последняя встреча стала поворотным событием для внутреннего состояния княгини.

Образ влюбленного чиновника в повести «Гранатовый браслет»

Главным героем в истории любви «Гранатового браслета» был чиновник Желтков Г.С.

  • Куприн выбирает для него внешность молодого симпатичного человека. Его высокое худощавое телосложение и нежный взгляд с голубыми глазами дополняют романтический образ чиновника. Желтков увлекается музыкой. Она наполняет его прекрасными возвышенными чувствами.
  • Чиновник на протяжении длительного времени влюблен в Шеину Веру Николаевну. Смысл его жизни заключался в том, чтобы изредка увидеть ее. Понаблюдать за ее аристократичными и утонченными манерами. Желтков не придает значения замужеству Веры. Его не смущает разница между их социальным положением. Его любовь бескорыстна и самоотвержена.
  • Он ничего не требует взамен. Готов для любимой пойти на любые жертвы. Возможность прикоснуться к предмету касавшегося ее рук, была для него драгоценна и несравнима ни с одними материальными ценностями.
  • Для Желткова княгиня необыкновенная женщина. Именно она подарила чиновнику возможность испытать светлое чувство. Окрыленный любовью, Желтков позволяет себе отправлять ей письма, в которых присутствуют нотки вульгарности.
  • Чиновник пишет редко, как бы извиняясь, что вмешивается в жизнь княгини и нарушает ее спокойствие. В дальнейшем эмоции в письмах становятся более сдержанного и мудрого характера. В своем обращении он проявляет заинтересованность в благополучии Веры Николаевны.
  • Желтков мог в любой момент бесцеремонно ворваться в жизнь княгини, подстроить их встречу и насладиться личным общением. Обладая огромной силой воли, он сдерживает подобные порывы. Поведение чиновника превозносит его человеческие качества над остальными персонажами.
  • Он не считает себя достойным ее внимания и довольствуется тем, что княгиня читает его письма. В этом заключается его безграничное счастье. Таким образом она как будто прикасалась к его душе.


Образ Желткова

Любовь Желткова наделена силой и верой. На протяжении стольких лет он не сдавался, а еще больше воодушевлялся. Его любовь благородна и непоколебима перед чужими угрозами. Попытка запугивания осведомлением властей, вызывает у Желткова насмешку. Лишь он один понимает, что никакое наказание в мире не запретит ему любить и поклоняться княгине.

  • После визита брата и мужа Веры, чиновник понимает, что не в силах отказаться от своей любви и единственный выход прекращения этой истории видит в самоубийстве.
  • В момент прощания с жизнью, он не испытывает ни малейшего сожаления и благодарит княгиню за пережитое им чувство. Он не думает о своих интересах. Для него превыше всего счастье любимой женщины. Он лишает себя жизни, чтобы не нарушать ее покой. Автор позиционирует этот поступок не как проявление слабости, а как некий подвиг.
  • Желтков не принес себя в жертву, а находит правильный, по его мнению, выход из ситуации. Куприн проводит параллель между силой любви и силой смерти.
  • С помощью гранатового браслета, чиновник хотел показать свою преданность и огонь, переполнявший его сердце. В этот подарок он вложил всю свою любовь. Эта была еще одна возможность прикоснуться к рукам княгини.
  • Браслет был самой дорогой вещью , которую имел Желтков, однако материальная ценность не представляла для него интереса. Для Куприна такая деталь является символом, он неоднократно сравнивает гранатовый браслет со смертью.
  • Семья Шеиных расценила дорогой подарок, как вседозволенность. Примитивность их рассуждений не позволяет задуматься над тем, что побудило Желткова на такой поступок и правдивы ли его чувства. Для Шеиных была важна только честь их семьи.


После самоубийства чиновника, княгиня впервые задается вопросом: » И что это было: любовь или сумасшествие?». В ней просыпается непреодолимый интерес к его жизни. Беспокойство стало первой эмоцией Веры, которую пробуждает Желтков своим трагическим поступком. В ее голове всплывают мысли генерала Аносова о том, что возможно ее жизнь посетила настоящая сильная любовь.

  • В прощальном письме Желтков говорит о своей любви, как о «громадном счастье», подаренным ему свыше. Это было первое и последнее письмо, которое княгиня развернула с нежностью, а не с привычным холодным равнодушием.
  • Написанные Желтковым слова звучат словно прощальная молитва о любви. Прочитав письмо, Вера впервые поняла, что являлась целым миром для незнакомого человека.
  • Произведение Бетховена, подаренной ей напоследок, каждой ноткой проникло к ней в душу, растопило ее сердце и впервые за долгое время, вызвало бурю неподдельных эмоций.

История этой любви не оставляет у читателя душевной тяжести. Судьба Желткова вызывает небольшую грусть о несбывшихся светлых мечтах. Читатель, не испытавший в жизни настоящей любви, воспримет главного героя за душевно больного человека. Но судить его вправе, только люди, пережившие подобное чувство. На примере этого рассказа, Куприн показывает ценность неподдельных искренних чувств в жизни каждого человека.

Видео: А где же любовь в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»?

Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, потому что, во-первых, они ей пачкали руки, а во-вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут. Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист и натолкнуться на тот столбец, где было напечатано: «Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. Судя по данным следствия, смерть покойного произошла по причине растраты казенных денег. Так, по крайней мере, самоубийца упоминает в своем письме. Ввиду того что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная воля, решено не отправлять труп в анатомический театр». Вера думала про себя: «Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?» Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же. «Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — вспомнились ей слова Аносова. В шесть часов пришел почтальон. На этот раз Вера Николаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой она в себе не ожидала, развернула письмо. Желтков писал так:

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей. Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2. Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».

Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала: — Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное. Вероятно, вы с Николаем Николаевичем сделали что-нибудь не так, как нужно. Князь Шеин внимательно прочел письмо, аккуратно сложил его и, долго помолчав, сказал: — Я не сомневаюсь в искренности этого человека, и даже больше, я не смею разбираться в его чувствах к тебе. — Он умер? — спросила Вера. — Да, умер, я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать... — Вот что, Васенька, — перебила его Вера Николаевна, — тебе не будет больно, если я поеду в город и погляжу на него? — Нет, нет, Вера, пожалуйста, прошу тебя. Я сам поехал бы, но только Николай испортил мне все дело. Я боюсь, что буду чувствовать себя принужденным.

Тема "Желтков: любовь или сумасшествие?".
Литературные произведения, использованные в аргументации:
- повесть А.И. Куприна "Гранатовый браслет ".

Введение:

Любовь - одно из самых теплых чувств, которые может испытать человек. Она способна наполнить сердце радостью, вдохновить и придать жизненных сил влюбленному. Но, к сожалению, это чувство не всегда делает человека счастливым. Отсутствие взаимности разбивает людям сердце, обрекает на страдания, и тогда человек может потерять рассудок, превратив предмет обожания в некое божество, которому готов поклоняться вечно. Мы часто слышим, что влюбленных называют сумасшедшими. Но где эта тонкая грань между осознанной чувством и зависимостью?

Аргумент:

Над этим вопросом заставляет задуматься читателей и произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой долгие годы преследовал возлюбленную, а после покончил жизнь самоубийством. Что же толкнуло его на эти поступки: любовь или сумасшествие? Я считаю, что это было все же осознанное чувство.

Желтков влюбился в Веру, увидев ее всего один раз. Будучи мелким чиновником, он осознавал социальное неравенство с возлюбленной, и поэтому даже не пытался добиться ее расположения. Ему было достаточно любоваться княгиней со стороны, не вторгаясь в ее жизнь. Своими чувствами Желтков делился с Верой в письмах. Герой писал возлюбленной и после ее замужества, хоть и признавал "неприличность своего поведения".

Супруг княгини отнесся к Георгию Степановичу с пониманием. "Он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим" - сказал Шеин жене, после встречи с Желтковым. Конечно, герой проявил слабость, решившись на самоубийство, но пришел к этому осознанно, сделав вывод, что оборвать его любовь сможет только смерть. Он знал, что без Веры он не будет счастлив и, в то же время, не хотел ей мешать.

Заключение:

Именно поэтому я считаю, что Желтков не был сумасшедшим. Если бы любовь действительно затмила разум героя, то, как мне кажется, он сделал бы все возможное, чтобы добиться своего. Герой мог бы причинить вред мужу Веры из ревности и попытаться добиться ее расположения, применяя силу, угрозы или шантаж. Но он любил ее "издалека" тихо и искренне, на первом месте для него стояло счастье самой княгини, а не его потребность во взаимности, что еще раз подтверждает адекватность всех поступков героя.

Написала: Левенкова Екатерина Вячеславовна
о.Сахалин, г.Южно-Сахалинск

Проверила и помогла отредактировать: Ащаулова Мария