Иван флягин грешник или праведник. Лесков Н

Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.
Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч – безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,
всё – таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.
Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к
людям.
Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» - так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, – совесть.
Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

.

Иван Северьяныч Флягин, главный герой книги, не вписывается в рамки большинства героев произведений XIX века: в нем нет однозначной склонности к положительному или отрицательному. Во-первых, он сочетает в себе в одно и то же время качества как героя, так и антигероя. Черты героя: доброта, нежность, стремление к справедливости, заботливость, совестли-вость, рационализм и хозяйственность, простодушие, честь, искренность, сострадание, ответст-венность, самопожертвование и отзывчивость, незлопамятность, любовь к родине, неприхотли-вость, обостренное чувство красоты, безудержная энергия. Черты антигероя: грубость, зверство, неумение управлять эмоциями, наивность, неспо-собность к самоанализу, необразованность, отсутствие грани между добром и злом, желание оправдать свои поступки, азартность, жестокость, примирение с жизненными, трудностями, осуж-дение окружающих, обидчивость, зависимость от мнения других, гордыня, «моральная недораз-витость», медлительность и лень.

Таким образом, в одном человеке уживаются совершенно противоположные качества. Переход от одних к другим может быть очень резким, а может быть с еле заметной гранью.

Ярким примером служит рассказ Флягина про двух голубей, которых он еще мальчиш-кой завел у себя в конюшне. Голуби рождают в душе Ивана Северьяныча умиление, ему нра-вится наблюдать за «прехорошенькими» птицами и слушать ночью приятное воркование. Также любопытство у юного Флягина вызывают маленькие птенцы. Ему захотелось по-ближе посмотреть на голубенка. Он аккуратно, чтобы не помять птенца, взял его за носик и очень долго не мог налюбоваться нежностыс крохотного создания, голубь тем временем пытал-ся отбить своего голубенка. Тут же Флягин начинает забавляться с большим голубем и дразнить его, что приводит к смерти птенца: Флягин его задушил. Необдуманная шалость влече"1 за собой печальные последствия. Но реакция мальчика двойственна: «Этакая досада; я его и в гор-стях-то грел и дышал на него, все оживить хотел; нет, пропал да и полно! Я рассердился, взял да и вышвырнул его вон за окно». В душе Флягина печаль неудержимо сменяется яростью и недовольством. Он не видит своей вины и, вместо того, чтобы похоронить птицу, жестоко швыряет ее за окно. Смерть птенца для него – причина расстройства. К этому несчастью добавляется кошка, повадившаяся воровать голубят. Флягин ловит ее и, по его мнению, справедливо наказывает сильными ударами кнута, такими, что она перестает сопротивляться. Далее, чтобы проверить, жива ли кошка, Иван Северьяныч действует весьма извращенным способом: он отрубает ей кусочек хвоста. Обычно в таких случаях следят за дыханием или пытаются привести в чувства легким гютрясыванием. У Флягина все это заменяется радикальным и неожиданным методом. Итак, внутри одного человека одновременно сочетаются умиление и жестокость.

И как итог в разговоре о парадоксальности натуры главного героя – аллегорическое изображение его через роль демона, которую исполняет Флягин в театре на Адмиралтейской пло-щади. Внешнее обличие адского создания и не соответствие с этим обличием внутреннего мира Ивана Северьяныча подчеркивают склонность Флягина к положительным и отрицательным по-ступкам. В этом же театре происходит ироничная ситуация: Флягин защищает бедную девушку, игравшую фею, от насмешек и издевательств театрального принца. А по сценарию, наоборот, фея должна была спасать принца от рук злого демона. Лесков рисует перед нами утрированно парадоксальную картину, когда демон заслуженно наказывает «светлого» принца, тем самым автор обобщает читательское восприятие героя.

Во-вторых, как и у любого человека, у Флягина есть свои страхи. Являясь динамичной личностью, он очень боится однообразия и скуки, томной работы. Но больше всего его приводит в волнение и страшит мысль о неуспокоении своей души после смерти или уход в иной мир не по всем христианским канонам. Иван Северьяныч очень религиозен. Например, он совершенно не принимает за своих детей, родившихся от татарских жен, «потому что они были без церковных таинств»; отказывается идти вместе с чувашином, который русскому Николаю Чудотворцу жертвует всего лишь двугривенную монету, а своему мордовскому божеству целого бычка. Сильное впечатление на героя производит незатейливая шутка рыбака, который говорит, что беспаспортного Ивана Северьяныча после смерти бросят в воду на съедение рыбам, а перед смертью не дадут исповедаться перед попом, так как нет документа. Все это настолько пугает Флягина, что он начинает плакать, хотя достаточно вынослив, крепок телом и духом и несентиментален. Вообще в произведении слезы главного героя являются знаком наивысшей несостоятель-ности его жизненного положения. Флягин плачет от сильнейшей физической боли, когда татары подщетинивают ему ноги, от невыносимой тоски по родине, находясь в плену у степного народа, от жалости и братской любви к несчастной цыганке Груше.

Однако в некоторых специфичных ситуациях Иван Северьяныч сомневается в силе религии или совсем забывает о вере, христианской морали. Это особенно проявляется в попытках самоубийства, когда обстоятельства вокруг героя становятся невыносимыми, и в жестоких поступках, таких, как укрощение коней, подстегивание хлыстом спящего монаха. В порыве чувств и эмоций, для удовлетворения собственных, внезапно возникших желаний, Флягин необдуманно может совершить нехристианские поступки. В-третьих, парадоксальность мировоззрения героя – в его понимании любви. Для Фляги-на высокое чувство – всего лишь ненужный пустяк. Эта тема подробно раскрывается в разгово-ре Ивана Северьяныча с таинственным магнетизером, который пытается объяснить Флягину, что значит «краса, природы совершенство». Флягин понимает это непосредственно как внеш-нюю красоту коня, в чем он хорошо разбирается от природы. Простота духовного мира Ивана Северьяныча является причиной его отречения от высоких чувств. В дальнейшем любовь при-ходит к Флягину, когда он встречает цыганку Грушу, но и в этом случае чувство не страсть и огонь в сердце, а братское понимание, уважение и жалость.

Важным обстоятельством для героя является незапятнанность чести. Уже в экспозиции обращает на себя внимание одна деталь: на пояске, который носит Флягин, вытканы слова «Чести моей никому не отдам», неслучайно выделенные Лесковым в тексте курсивом, что указывает на одно из основополагающих качеств Ивана Северьяныча. Так, на попытку подкупить его, когда он служил в няньках, Флягин отвечает: «...я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые, и не продам...». Вместе с этим герой совестлив и склонен к раскаянию, и готов отвечать за содеянное. После драки с уланом-ремонтером Флягин всю дорогу думает: «...хорошо ли же это я сделал, что я офицера бил? ...сам государь ему, по чину, может быть, «вы» говорит, а я, дурак, его так обидел!..». И герой чувствует свою вину и просит улана «для облегчения совести» его ударить. Таким образом, все особенности характера и мировоззрения Ивана Северьяныча несо-мненно делают его крайне парадоксальной фигурой.

Стоит обратить внимание и на портрет главного героя.

Внешность Ивана Северьяныча перекликается с внешним обличием русских богатырей. Его рост был огромен, а волосы длинны и отливали таинственным свинцовым блеском, лицо было смуглое и открытое, во всем облике прослеживалась доброта и простодушие. Но для авто-ра весьма важен момент неожиданности, и он отступает от правдоподобия, когда в начале по-вести герой резко вступает в разговор на корабле, до этого оставаясь совершенно незамеченным, что по сути очень странно, так как внешность Флягина яркая и примечательная. К тому же его монашеское одеяние с высоким черным колпаком на голове привлекало внимание. Лесков тем самым усиливает интерес читателя к ведущей фигуре в повести.

Парадоксальность в характере Флягина, несомненно, накладывает отпечаток на все его поступки. Самым удивительным, наверное, будет то, что многое в своей жизни герой «даже не своей волею делал». Возникает ощущение, что Иван Северьяныч находится под властью чьих-то чар и совершает какие-либо поступки по повелению высшей силы. С другой стороны, Фля-гин является очарованным, потому что упорно противится предначертанной для него участи: мать Флягина «обещала» своего сына Богу. Иван Северьяныч в течение жизненного пути наме-ренно уклоняется от этого предназначения.

Столько раз он мог пойти в монастырь и избежать многих несчастий, но он не сделал этого, думая, что все эти предсказания – лишь месть убитого Флягиным монашка. Но ведь, в конце концов, все случается так, как обещано, и герой принимает пострижение. Хотя перед этим ему приходится перенести невероятное количество жизненных испытаний. Вся его жизнь - это движение к определенной цели (божественному служению), то есть к той самой точке замыкания длинной кривой; но эта цель скрыта от героя, и он не стремится к ней осознанно. Все же в конце пути странник обретает свой приют. Однако Флягин идет в мо-настырь не по каким-либо духовным соображениям или от внезапного наваждения, а всего лишь из-за вынуждающих обстоятельств: его выгнали из театра, вновь быть справщиком он не хотел, а на содержании благородной «феи» ему было жить совестно. Безысходность положения Ивана Северьяныча становится причиной очередного поворота в его жизни, но который нис-колько не выделяется для него по значимости.

И вместе с тем душа Ивана Северьяныча сохраняет привычку постоянной динамики и внушает ему: «ополчайся», если начнется война, которую он предсказывает. В монастыре для успокоения духа Флягина святой отец приказал герою молиться на икону «Благое молчание», но это не помогло ему: «усиливаюсь, молчу, а дух одолевает».

Флягина автор называет богатырем-черноризцем и сравнивает его с Ильей Муромцем из-за специфической внешности и необыкновенной физической силы. Но далеко не все поступки Флягина сопоставимы с подвигами фольклорного героя. Маленьким мальчиком он спасает своего барина, на военной службе отважно переплывает реку и налаживает мост, чего никто не мог до него сделать; подчиняет своей воле непокорного коня с помощью одной нагайки; добросовестно бережет маленькую девочку, работая нянькой; помогает покупателям коней не попасться на уловки хитрых цыган и купить стоящую лошадь – все эти случаи отвечают богатырскому званию. Но, с другой стороны, Флягин совершает в детстве много жестоких проделок, соглашается на воровство коней, неподобающе обходится с офицером, «божественным» обманом спасается из татарского плена, в зрелом возрасте неделями распивает водку в трактирах - эти действия ни коим образом не вписываются в рамки благородных.

Исследователи лесковского творчества в своих работах указывали также на сходство Флягина с Иванушкой-дурачком, в силу безудержного молодечества и озорства. Иван Северья-ныч, как и герой народных сказок, в самых трудных житейских обстоятельствах берет не умом, а хитростью, «ухватливостью», лукавством, и, в конечном счете, при всем своем детском про-стодушии и нерасчетливости, он оказывается более находчивым и умелым, чем те, кто на пер-вый взгляд превосходит его развитием и здравостью свои суждений.

Выразителен в этом отношении рассказ Флягина о том, как ему удалось укротить свире-пого коня. Действия героя противополагаются поведению англичанина Рарея, известного укро-тителя-профессионала, который в конечном итоге не смог справиться с неугомонным живот-ным.

Таким образом, снова очевидный парадокс.

Многое Иван Северьяныч делает в порыве внезапных чувств и эмоций. Он импульсивен, никогда не знает, что сделает в следующий миг. Ему свойственно обдумывание поступков только после их совершения. В такие моменты Флягин как будто опьянен и теряет контроль над собой, его одолевает азарт получить что-либо, достигнуть какой-то цели или же просто удовлетворить собственное самолюбие и гордость.

Например, автор показывает эту стихийную эмоциональность Флягина, когда он видит в трактире цыганку Грушу. Красота, грациозность, великолепные песни девушки очаровывают Ивана Северьяныча, и он в пылу начинает выкладывать одного «лебедя» за другим (сторубле-вые ассигнации), лишь бы насладиться и заслуженно наградить талант Груши. Но ей не нравит-ся угощать шампанским непримечательного гостя и петь для него, и она каждый раз пытается его обойти. Флягин замечает это и кивает ее отцу, ослушаться которого Груша не может. Ста-рый цыган видит, что гость имеет при себе значительную сумму денег, и приказывает дочери уважать его.

Таким образом, восхищенность Ивана Северьяныча прекрасной женщиной бесконтроль-но переходит в дерзость, насилие над уставшей певицей. С одной стороны, Флягин преклоняет-ся перед «чудом природы», которое видит, с другой – бесцеремонно покупает талант, да еще и не за свои деньги. Герой не может успокоиться и остановиться. Его также подстегивает мнение окружающих, Флягину стыдно одарить Грушу купюрой меньшего достоинства, чем сто рублей. «Неужели с того, что вы меня богатее, то у вас и чувств больше? Нет уже, что будет, то будет: после князю отслужу, а теперь себя не постыжу и сей невиданной красы скупостью не унижу», – так говорит Флягин, думая, что он совершает благое дело. А сам же не замечает, что цыганка измотана, устала, и даже в песнях намеками просит его прекратить, а все ее поцелуи подарены ему поневоле.

А далее Флягин, уже будучи в трезвом уме, совершенно по-другому воспринимает Гру-шу: он не может поверить князю, который отдал за нее не пять тысяч рублей, а в десять раз больше. Теперь, когда объекта воздыхания нет перед глазами, Груша становится для Ивана Се-верьяныча обычной цыганкой, а не «красой, природы совершенством». Он не понимает, как можно пожертвовать за певицу такие деньги. «Да стоит ли она этого, аспидка?» – теперь так звучат его речи. Но судьба сталкивает этих двух людей и рождает в сердце Флягина настоящую брат-скую, светлую любовь к Груше как милой сестре. Очень тяжело переживает Иван Северьяныч трагичную участь «горькой цыганки», но именно он берет на себя избавление Груши от мучений, поклявшись спасением ее души (что становится для Флягина важнее собственного успокоения), и сбрасывает девушку с обрыва. Для Груши Флягин успел побывать поклонником и мучителем, искренне любящим и «решителем» жизни. За пятьдесят три года Иван Северьяныч испробовал себя в роли крепостного конюха, няньки при маленькой девочке, пленника Киргизской орды, консультанта при покупке коней, был исполнителем разнообразных поручений богатого князя-офицера, бесстрашным солдатом Кавказской армии, «справщиком» в адресном столе, актером в балагане и, наконец, монастыр-ским послушником. Казалось бы, он должен искать тишины и спокойствия, но герой не думает об этом, в нем природная склонность к вечному «странничеству» не угасает ни в какие времена.

Характеристика Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” – основа понимания всего произведения. В главном герое сочетаются разнообразные черты: физическая и духовная сила, разум, наивность и праведность. Он добр, простодушен, необычайно силён и смел. Повествование о жизни Ивана Северьяновича напоминает нечто среднее между приключенческим романом и жанром жития православных святых.

Детство, воспитание, семья

Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.

Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина - калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение - всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша - женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Многогранность образа

Флягин повидал много смертей, он не безгрешен, но любит жизнь и ценит её. По его словам он «много неповинных душ погубил…большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет…”. То, что главный герой в конце концов пришёл к Богу, попал в монастырь, совершил постриг, говорит о том, что пророчество матери героя сбылось. Она прочила своего сына на служение Богу, и её слова стали судьбой главного героя.

Оказавшись в монастыре, Флягин впервые почувствовал себя в покое, нашёл успокоение и радость. Но в борьбу за его душу вступили тёмные силы: он обрёл дар пророчества и вместе с ним - бесовские атаки. В монастыре не смогли помочь ему справиться с этой напастью, пробовали изгонять бесов, но они вновь возвращались, что измучило Ивана окончательно. Он отправляется на пароходе в святые места, чтобы получить покой и прощение своих грехов. Кроме того, Иван Северьянович упоминает о том, что хотел бы умереть за русский народ, поэтому, возможно, пойдёт на войну. Умереть за веру - его самое сильное стремление.

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?Хлестаков. Да, это мое сочинение.Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж - скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру - я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто"ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр…
Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.
Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, - куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, - нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь - просто черт возьми! После видят, нечего делать, - ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? - я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, - просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист.
Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее.
О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Образ праведника в повести «Очарованный странник»

лесков праведник роман соборяне

Одной из самых интересных и своеобразных повестей Н.С. Лескова является «Очарованный странник», созданный в 1873 году.

Повесть написана простым, понятным для читателя языком, повествование от лица самого странника - Ивана Северьяновича Флягина.

Название «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова: «странник» и «очарованный». В связи с этим внимание переносится с приключения на совсем иные вещи.

Странник - это не турист и не искатель приключений. Это тот, кто ищет правду, истину, смысл жизни. Не зря Флягина одолевают «думы» и прозвище у него Голован. В своей жизни он преодолел множество горестей и испытаний.

В разговор пассажиров Иван Флягин включается неожиданно, но становится ясно, что это главный герой произведения. Остается поражаться, как Лесков создал столь простой, но в некотором смысле и сложный образ. В герое сочетаются такие качества как: простота, двойственность, его оригинальность и незаурядность, доброта, честность, щедрость, жалость.

В поступках Ивана Флягина нет никакой логики, никакой практической сообранности. Они порой противоречивы, так как не разум, а чувства руководят им. Он порой не умеет совладать со своей силой. И уже с детства герой осознает, что унижение страшнее физической боли.

Обладая огромной физической силой, он в то же время отличается поразительной нравственной мощью, храбростью, отчаянной дерзостью, готовностью в любой момент пойти на риск, страдание, подвиг. Его отличает необыкновенная стойкость, сопротивляемость невзгодам, живучесть. Иван Северьянович становится символом своего народа, самой России.

Великое внимание уделяет Лесков проблемам народа. Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления.

Герой прошел путь очарований, лежащий через грехи, через оцепенение души, страдания, тоску и ведущий от восхищения природной красотой к очарованию самой жизнью.

Ивана Северьяновича можно назвать «праведником» он отличается чистотой нравственного чувства, непосредственным влечением к добру.

Заключение

Опорное миросозерцательное начало для Лескова - это идея деятельного и самоотверженного добра. «Главная черта лесковских героев - постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку - соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел». (И.П. Видуэцкая)

Истинная вера мыслится Лесковым как последовательно этическая житейская ориентация: простолюдин, «худ он или хорош, но живет до сих пор с убеждением в необходимости добрых дел для спасения» (Н.С. Лесков)

Сочувственно-уважительное внимание к незаметной деятельности обыкновенного человека прошло через все творчество писателя.

Хотя праведники Лескова обычно не предстают в качестве идеологов, духовные принципы определяющие их поведение так или иначе просматриваются.

Доброта и самоотверженность лесковских праведников непредставимы вне их причастности духовным традициям народа - безотносительно к их сознательной ориентации на изначально обретенные и органически усвоенные идеалы, характеризующие русскую культуру.

Исходя из этого можно сделать вывод: Праведник - человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Светлый и чистый образ его ищет в жизни истинное счастье. Как правило, праведник в произведениях Лескова имеет связь с природой, животными. Они особенны в своем мире.

Герои Лескова грешные люди, но любовь, которую они излучают характеризует их как истинных праведников.

В двух рассматриваемых произведениях, праведники разные, но есть в них и общее: простота, справедливость, искренность.