С какой целью сделан фильм 17 мгновений. Семнадцать мгновений весны, ч.1 - где снимался фильм? Интересные факты о фильме режиссера Татьяны Лиозновой

Прошло более сорока лет с премьеры «Семнадцати мгновений весны», фильма, ставшего легендой сразу после выпуска.

Предлагаем вам познакомиться с удивительными фактами, ставшими частью истории создания этой ленты.

1. Эффект присутствия

Многие зрители задавались вопросом: почему «Семнадцать мгновений весны» вышел черно-белым, ведь в 1973 году цветные фильмы активно выпускались, хоть и телевизоры с передачей цвета были далеко не у всех. Татьяна Лиознова намеренно добивалась сходства с документальной лентой, поэтому в фильме использовано немало материалов с военными хрониками, которые по умолчанию не могли быть цветными. Если бы отснятые съемочной командой фрагменты отличались атмосферой от документальных, это лишило бы фильм эффекта присутствия.


2. Без «Славы»

Когда Штирлиц раскладывает на столе спички, на самом деле в кадре появляются руки художника Феликса Ростоцкого. Все дело в том, что на тыльной стороне кисти Вячеслава Тихонова красовалась большая чернильная татуировка «СЛАВА» – привет из молодости. Понятное дело, у Штирлица такой отметины быть не могло, но ни один грим не мог ее спрятать. Кстати, шифровки за профессора Плейшнера тоже писал Ростоцкий. Нет, на руке у Евгения Евстигнеева не было татуировки «ЖЕНЯ» – во всем виноват отвратительный почерк актера.


3. Под взглядом с Лубянки

При создании фильма особое внимание уделялось исторической достоверности, так что в качестве консультантов были наняты настоящие сотрудники Лубянки. По просьбе Юрия Андропова, в тот момент возглавлявшего КГБ, их фамилии были вырезаны из титров.


После просмотра финальной версии фильма консультанты нашли в действиях героев фильма противоречия с должностной инструкцией НКВД, однако решением цензуры было оставить спорные моменты, ведь Штирлиц должен был стать кумиром советских граждан.

4. Нестандартные воины СС

В погоне за исторической достоверностью кураторы фильма выявили практически анекдотичную ошибку. Просматривая отснятые эпизоды с немецкой армией, кто-то из консультантов заметил, что всех воинов СС из массовки играют актеры с типично еврейской внешностью. Разразился скандал, и из Эстонии в срочном порядке прислали несколько десятков курсантов-пограничников, как на подбор голубоглазых и белокурых.


5. Сделано в СССР

Каждый наряд шился лишь после одобрения консультанта по одежде – бывшего разведчика полковника Брауна, который знал специфику немецкой формы вплоть до мельчайших тонкостей. А вот немецкий художник по костюмам с заданием не справился и обрядил статистов в абсолютно противоречащую исторической достоверности форму. Тогда из СССР прислали 60 ящиков с формой от советских портных. Когда одетая в нее массовка вышла на съемочную площадку, обомлели сами немцы – даже самый дотошный специалист не нашел бы отличий от оригинальных костюмов эсэсовцев.


6. Неожиданный кадр

Сцена со Штирлицем и собакой – чистой воды импровизация. Когда Тихонов парковал «Мерседес» в дворике, гулявший неподалеку с хозяином пес прибежал и сел рядом с актером. Тот не растерялся и начал работать с дворнягой под прицелом камер: «Чей же ты, дурашка?». Пес сам подошел и ласково ткнулся носом в ладони. Сцена показалась режиссеру очень удачной, и ее включили в сценарий.


7. Кинопросмотр для кубинского правительства

Говорят, что Фидель Кастро был большим поклонником этого сериала. Как-то раз несколько дней подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлся ряд ключевых чиновников. Выяснилось, что министры украдкой сбегали со службы словно школьники, чтобы посмотреть новый эпизод «Мгновений». Будучи мудрым лидером, Фидель не стал наказывать подчиненных, взамен устроив для правительства коллективный показ фильма, занявший 14 часов.


8. За что Тихонова чуть не арестовали

Оказывается, Вячеслава Тихонова могли арестовать во время съемок в ГДР. Как-то раз актер то ли забыл, то ли поленился переодеться и отправился на съемочную площадку в форме СС. Жители Восточного Берлина в возмущении чуть не сдали Штирлица в полицию, однако на шум прибежали члены съемочной группы и объяснили встревоженной общественности ситуацию.


9. Как «Веселый Роджер» не дал Дурову выехать за границу

Съемки сцены с убийством гестаповца Клауса должны были проходить в ГДР, но исполнителя роли, Льва Дурова , отказались выпускать за границу. Ему нужно было получить согласие выездной комиссии, но на «экзамене» актер провалился: на просьбу описать советский флаг он начал рассказывать про пиратский «Веселый Роджер», а после вопроса о столицах союзных республик перечислил города, не имевшие к ним никакого отношения. В результате комиссия отклонила запрос Дурова с формулировкой «за плохое поведение», а Клаусу пришлось умирать где-то в лесах Подмосковья.


10. 20 спокойных вечеров

По данным Гостелерадио, премьеру «Семнадцати мгновений весны» посмотрели более 200 миллионов зрителей. На протяжении двенадцати вечеров улицы городов СССР резко пустели, снижалось потребление воды, падал даже уровень преступности – все люди были прикованы к экранам.


11. Необычный голос Кобзона

Когда Микаэл Таривердиев написал музыкальное сопровождение к фильму, перед Лиозновой встал вопрос, кого выбрать исполнителем. Свои версии композиций предложили Муслим Магомаев , Валентина Толкунова и Валерий Ободзинский – режиссер забраковала их всех. Кто-то посоветовал Татьяне кандидатуру Иосифа Кобзона , но та резко ответила: «Чтобы Кобзона и близко в фильме не было!». Певец обиделся, однако позже выяснилось, что Лиознова не собиралась оскорбить его талант, просто фирменная «кобзоновская» манера исполнения не подходила для ленты. Поэтому в культовых «Не думай о секундах свысока» и других композициях из фильма звучит так непохожий на привычный тембр Кобзона голос – певец предложил с десяток вариантов в разном исполнении.


12. 100 белых рубашек для Штирлица

Кстати об одежде: на съемки в ГДР Штирлицу пришлось взять сотню белых рубашек. Костюмера за границу не позвали в целях экономии бюджета, а стирать было некому, поэтому каждый съемочный день Тихонов начинал в новенькой сорочке.


13. Убедительный Мюллер

Пробы на роль Мюллера завершились после прослушивания Леонида Броневого , который на тот момент был известен как актер театра и не имел ни малейшего понятия о тонкостях киношной работы: выгодных ракурсах, эффектных поворотах. Ему просто дали роль, с которой он в результате блестяще справился. Перед этим он пробовался на роль Гитлера, но, как признавался сам актер, «Я этого антихриста не осилил, сама моя натура была против».


Лиознова была в восторге от своего выбора, особенно восхищало ее умение Броневого подчеркнуть нервный характер начальника Гестапо – тот время от времени как-то странно дергал шеей. Потом оказалось, что нервный тик Мюллера – вовсе не авторская находка актера; воротничок его рубашки просто был слишком тесным и причинял неудобство. Эта незаметная деталь настолько вписалась в образ, что Мюллер все-таки стал неврастеником, хотя рубашку посвободнее Броневому все-таки выдали.


Редакция рекомендует вам познакомиться со статьей об актерах-фронтовиках , которые отстаивали свободу нашей страны с автоматом в руках.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

сайт решил раскрыть подробности съёмок знаменитого фильма.

В 1969 году роман Юлиана Семёнова ещё даже не вышел отдельной книгой, но сценарий «Семнадцать мгновений весны» был уже утверждён и подобран режиссёр.



Режиссер Татьяна Лиознова боролась за право снимать фильм так усердно, что Семёнову пришлось отозвать сценарий из «Ленфильма».



Актёров для своей картины она подбирала с невероятной точностью — образ должен был совпасть на все 100%. Лиознова, не соглашаясь ни с кем.


Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей русскую радистку Кэт, была Ирина Алферова.

На роль жены Штирлица пробовались и ленинградская певица Мария Пахоменко, и Светлана Светличная, которую позже утвердили на роль Габи, влюбленной в главного героя. Ну, а женой советского разведчика было суждено стать актрисе Театра Вахтангова Элеоноре Шашковой, которую привели на площадку за день до съемок.

В фильме могла появиться и Фаина Раневская, но Семенов не откликнулся на просьбу Лиозновой и отказался сцену с участием старой немки. Режиссер сразу решила, что в процессе съемок все сделает по-своему. Когда Лиознова и Семенов пришли к Раневской домой и показали ей сценарий, Фаина Георгиевна, прочтя его, ужаснулась. «Это что за идиотство? — воскликнула она. — Разве это можно сыграть?» И наотрез отказалась.

В фильме могла появиться и великая Фаина Раневская

Несколько кандидатур было и на роль Гитлера, на которого пробовались два Леонида: Броневой и Куравлев. Однако их фотопробы режиссера не удовлетворили, и они были утверждены на другие роли: Броневой сыграл Мюллера, Куравлёв — Айсмана. А Гитлером стал немецкий актер Фриц Диц, который еще с эпопеи «Освобождение» навечно прописался в этой роли.





Съёмки «Семнадцати мгновений весны» проходили и за границей, и в разных частях СССР. Сцену, где пастор Шлаг переходит швейцарскую границу, на самом деле снимали в Грузии. Застенки гестапо обнаружили в Бутырской тюрьме. Зоологический музей, где Штирлиц ждал Бормана, отсняли в Ленинграде. А за несколько часов до провала профессор Плейшнер начинает идти в Мейсене в Германии, затем смотрит на медвежат в Тбилисском зоопарке, доходит до Блюменштрассе и выбрасывается из окна в Риге. Помимо натурных съёмок в фильме также использовано большое количество военной документальной хроники.


Съёмки проходили и за границей, и в разных частях СССР

Музыкальные композиции «Песня о далёкой Родине» и «Мгновения» на стихи Роберта Рождественского стали бесспорным украшением картины. Однако подобрать подходящего исполнителя для них оказалось непросто.


Для записи песен приглашались: Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова. В итоге сошлись на Иосифе Кобзоне. Однако режиссёр потребовала, чтобы он спел так, будто «в фильме и близко нет Кобзона». Певец расстроился, но всё же сделал то, о чём его просили. Вот только в титры его имя не попало, так как они были сделаны раньше, чем утвердили исполнителя.




На роль Штирлица пробовались Иннокентий Смоктуновский, Олег Стриженов и Арчил Гомиашвили. Кандидатуру последнего, прославившегося как Остап Бендер в «12 стульях», отстаивал автор романа Юлиан Семенов. Стриженов оказался занят, а Смоктуновского не устроило, что съемки могли растянуться на два года. На роль Мюллера рассматривался Всеволод Санаев. Но отказался: «Играть фашиста не буду!» Долго искали Гитлера. Пробовался Леонид Куравлев. Неубедительно. Взяли немца, а ему дали роль одноглазого эсэсовца Айсмана. Как нам рассказал Куравлев, он был не прочь сыграть фюрера: «Но неудача! Что ж, даже гениальные артисты терпят неудачи. Лиознова всегда имела собственное мнение». Главной конкуренткой Екатерины Градовой, сыгравшей радистку Кэт, была Ирина Алферова, но она в тот момент была за границей.


На роль Штирлица пробовались Смоктуновский, Стриженов и Гомиашвили


«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом

«17 мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом, хотя реальный бюджет картины — тайна, покрытая мраком. Более того: на съемки было потрачено столько средств, что Лиозновой не хватало денег, чтобы завершить фильм. Еще бы, ведь съемки длились два года в разных городах и странах.



Один из самых романтических эпизодов картины — встреча полковника Исаева с супругой в кафе Elefant в Германии. Хотя сцены свидания в кафе в романе Семенова не было. Ее предложил вставить Тихонов после общения с одним из разведчиков. Оказывается, многим нашим резидентам устраивались такие бесконтактные встречи с родными.

Искала историю, которая вдохновила бы на новую работу, и ей попалась книга Семенова. После прочтения она связалась с автором и оказалось, к нему уже обратился тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов и попросил написать сценарий для экранизации. Сценарий был уже готов и даже передан в «Ленфильм», но Лиознова не отступила и добилась передачи сценария ей.

Сценарий Татьяне Лиозновой понравился гораздо меньше, чем книга. Она взялась за переделку и попросила Семёнова добавить в сюжет мелодрамы и личной жизни разведчика. У писателя детективов это не было сильной стороной, поэтому романтику пришлось вписывать самой Лиозновой. Она добавила в окружение Штирлица несколько персонажей «без мундиров», например, влюблённую Габи и фрау Заурих… Работа над сценарием на всю жизнь рассорила режиссёра с писателем, который не хотел, чтобы в титрах Лиознова указывала себя как второго сценариста.

Вообще этот фильм стоил Лиозновой многих отношений. На неё был обижен и Иосиф Кобзон, который исполнил знаменитые «Мгновения» и «Песню о далёкой Родине». Лиознова просила певца петь в несвойственной ему манере, так как не хотела, чтобы зритель узнал его по голосу. Кобзона это серьёзно задело, но просьбу он выполнил.


В фильме использовалось много документальной хроники. Для того, чтобы не было заметного перехода от кино к документалистике, Татьяна Лиознова решила делать весь фильм чёрно-белым. Сначала документальных кадров было гораздо меньше, но после показа смонтированного варианта руководству телевидения и чинам разных структур на режиссёра посыпались упрёки от военных. Их обидело ощущение, что войну выиграли преимущественно разведчики. Татьяна Лиознова включила в фильм метры военной хроники, и претензии были сняты.


Главным претендентом на роль Штирлица был . У них с Татьяной Лиозновой был роман, да и Юлиан Семёнов одобрил его кандидатуру. Но худсовет сразу отверг Штирлица с гордым грузинским профилем. Актёр настолько обиделся, что Лиознова не отстояла его кандидатуру, что уехал в Тбилиси и роман вскоре закончился…
На роль главного киноразведчика страны пробовались , и , но никто из них не был готов отдать проекту несколько лет. В отличие от . Актёра пригласили на пробы, загримировали, приделали пышные усы и… режиссёр пришла в ужас. Но её покорило умение Тихонова выразительно молчать и играть взглядом, а пообщавшись она поняла, что лучшего Штирлица не будет.


Роль Мюллера сначала предложили , но тот отказался «играть фашиста». Тогда утвердили , хотя Лиознова считала, что для шефа гестапо у актёра слишком доброе лицо. пробовался на роль Гитлера, но образ получился неубедительным. Тогда режиссёр завязала ему один глаз и попросила оставшимся «прожечь» присутствующих, с этим Куравлёв справился отлично и его утвердили на роль Айсмана. Радисткой Кэт режиссёр видела Екатерину Градову или , а так как Алфёрова не приехала на пробы — выбор стал очевиден. был утвержден на роль Шеленберга, как оказалось, к большой радости потомков генерала. Они написали актёру, что образ получился один в один, и когда они хотят взглянуть на «дядю Вальтера», то смотрят «Семнадцать мгновений весны».

Когда в кадре крупным планом появляются руки Штирлица — это руки не Вячеслава Тихонова, а работавшего на картине художника. Дело в том, что у актёра на тыльной стороне кисти был привет из молодости — большая чернильная татуировка «Слава». Гримом её скрыть не удавалось, а у разведчика не могло быть никаких татуировок. Если присмотреться, то можно отметить, что вообще на крупных планах у Тихонова чаще всего видна только одна рука. За шифровки в кадре тоже писал художник — у актёра был такой отвратительный почерк, что все буквы и цифры были похожи друг на друга.


Съёмки шли три года, и за это время съёмочная группа объехала массу городов в разных странах. Берлин снимали в настоящем Берлине, эпизоды с пастором Шлагом и швейцарской границей — в Тбилиси и Боржоми, явка разведчика была провалена на улице Яуниела в Риге, Штирлиц ждал Бормана в Ленинградском зоопарке, агента Клауса убили в подмосковном лесу.
Бывало так, что одну короткую сцену снимали в разных городах. Так профессор Плейшнер шел по немецкому городу Майнцу, затем смотрел на медвежат в Тбилиси, доходил до Цветочной улицы и выбрасывался из окна конспиративной квартиры уже в Риге… Сейчас около дома с «конспиративной квартирой» по улице Яуниела открыт отель «Юстас» с прилегающим рестораном «Алекс».


Съёмки убийства Клауса, которого играл , пришлось проводить в Подмосковье не просто так. Актёра не выпустили за границу по результатам собеседования с парткомкомиссией! Лев Дуров отличался вспыльчивым характером и отменным чувством юмора и всё это продемонстрировал комиссии. Вопрос «Опишите советский флаг» показался ему настолько глупым, что он описал пиратский флаг Весёлый Роджер. Комиссия удивилась, но продолжила задавать вопросы. Дуров решил, что хуже уже не будет и в ответ нёс полную ерунду: называл Малаховку и Тамбов союзными республиками и говорил, что не знает ни одного члена Политбюро, так в нём не состоит.
Режиссёру оскорблённый расспросами актёр сказал, что у нее два выхода — брать другого актёра или убивать Клауса в советских лесах, а лично он больше ни на какую выездную комиссию не пойдет…


Сцена встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» сначала планировалась ещё пронзительней. Вячеслав Тихонов предложил показать разведчику не только жену, но и их ребёнка. Идея была хорошей, но режиссёр боялась, что ребёнок может отвлечь внимание зрителя, а ей хотелось бы показать силу женских чувств. Жену Штирлица рвалась сыграть . Она уже снималась в роли влюблённой Габи, и ей хотелось второй ролью подчеркнуть женский типаж, который нравится разведчику, но Лиознова не захотела снимать с роли .
На самом деле на съёмках этой сцены Тихонов и Шашкова не сидели друг напротив друга — их снимали по отдельности. Актриса была очарована партнёром и ей достаточно было просто видеть его в павильоне, чтобы её глаза выражали всё, что нужно… А Тихонов для того, чтобы сделать взгляд проникновенным, вспоминал таблицу умножения.


Существует легенда, что у Штирлица был реальный прототип — гестаповец Вильгельм Леман, который работал на советскую разведку, и до сих пор никто точно не знает по идейным или меркантильным соображениям. На самом деле Леман никак не мог быть прототипом — данные о нём были рассекречены гораздо позже, чем Юлиан Семёнов написал цикл о разведчике Максиме Исаеве.

Первая серия легендарного телефильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» вышла ровно 43 года назад – 11 августа 1973 года. Лента настолько захватила внимание советских телезрителей, что во время ее трансляции улицы городов пустели – все внимание в это время было приковано к экранам. Мы отыскали 17 интересных фактов о картине и задействованных в ней актерах.

Кто последний на Штирлица?

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то кроме Вячеслава Тихонова сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась. Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой. На пробах, когда Тихонова загримировали и прилепили ему огромные пушистые усы, Лиознова, едва взглянув на него, чуть не отказалась от нового Штирлица, однако после прослушивания изменила свое решение.

Загадочный Брайтенбах

Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что прототипом его был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах, кодовый номер - А201). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Любопытно, что Леман долгое время числился на хорошем счету у Гитлера, за что был награжден портретом фюрера с автографом. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны открытым», предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Жена появилась вдруг

Жена Штирлица появилась в фильме только лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма.

Несостоявшаяся роль Светланы Светличной

Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными. И хотя Светличная в конце концов прошла на роль влюбленной в Штирлица немки Габи, она долгое время жалела, что ей не удалось получить именно ту заветную роль. Хотя, к слову, ее исполнение Габи высоко оценили и зрители, для которых ее героиня стала воплощением безусловной и преданной любви, и критики, отмечавшие большой драматический талант актрисы.

Одним только взглядом

Интересная история связана с актрисой Элеонорой Шашковой, которая в итоге сыграла роль жены полковника Исаева. По воспоминаниям Шашковой, ее привели на съемочную площадку за день до начала съемок. Поначалу, сидя один на один с режиссером, она плохо справлялась с ролью. Однако затем Лиознова позвала Вячеслава Тихонова и посадила его перед актрисой, сказав: «А теперь серьезно. Вот твой муж-разведчик». Именно после этих слов, видя перед собой Тихонова-Штирлица, Шашкова исполнила роль так, как нужно – со сдержанной глубиной, одним взглядом показав все горькие, тяжелые, но светлые чувства своей героини. К слову, сам Вячеслав Тихонов рассказывал, что создавать напряженный и сосредоточенный взгляд Штирлица ему помогала таблица умножения: когда ему нужно было «тяжело» смотреть на кого-то, он просто начинал вспоминать примеры и пытался их решить.

Ребенок всех переиграл

Кстати, в эпизоде свидания Исаева с женой должен был быть маленький ребенок – сын полковника, которого он увидел впервые в жизни. Однако прямо во время съемок Лиознова скомандовала убрать ребенка, оставив Штирлица с женой тет-а-тет. Она рассудила, что, если в кадре появится ребенок, это добавит и без того перегруженной эмоциями встрече лишней сентиментальности, к тому же все внимание перейдет со взрослых на ребенка, который своей очаровательностью сведет на нет игру Тихонова и Шашковой.

Съемки под колпаком

Агенты КГБ, консультировавшие съемочную группу, признавались, что хоть им и понравился сильный эпизод встречи Исаева с женой, но отмечали, что в нем мало достоверности. Настоящая жена разведчика прекрасно понимала бы, в каких условиях проходит ее свидание с мужем, что за ним могут следить 24 часа в сутки, и потому никогда бы не позволила себе проявить какие-то «подозрительные» эмоции, чтобы не поставить под угрозу жизнь любимого человека. Кстати, «заказчиком» фильма были Комитет государственной безопасности и лично Юрий Андропов, но об этом в титрах, конечно же, никак не упоминается.

Еврейский взвод СС

Погоня создателей за исторической достоверностью в фильме привела к весьма забавной истории. Когда все кадры с участием немецкой армии были отсняты, некий консультант, пробежавшись взглядом по именам в титрах, заметил, что практически все воины СС – евреи. Второй консультант, действовавший независимо от первого, вынес то же резюме: у всех «немцев» еврейская внешность. Поэтому в срочном порядке из Эстонии приехали пятьдесят белокурых-голубоглазых курсантов-пограничников, которые и стали теми самыми воинами СС, что мы видим в фильме.

Покажите руки

В сцене, где Штирлиц раскладывает на столе спички, мы видим руки не Вячеслава Тихонова, а художника Феликса Ростоцкого. Причина такой странной замены в том, что на тыльной стороне руки Тихонова была внушительная чернильная татуировка «СЛАВА», которую он сделал еще в юности и убрать которую было не под силу никакому гриму. В то же время шифровки за профессора Плейшнера писал все тот же Ростоцкий – не из-за того, что у Евгения Евстигнеева была татуировка «ЖЕНЯ», а из-за почерка актера – писал он, как шутила Лиознова, как курица лапой.

На Кубу с любовью

Поклонником фильма «Семнадцать мгновений весны» был кубинский лидер Фидель Кастро, который познакомился с лентой весьма неожиданным образом. Он стал замечать, что несколько высокопоставленных чиновников раз за разом отпрашиваются с заседаний и сбегают домой. Когда он спросил у них напрямую, в чем же дело, ему объяснили, что все дело в советском телефильме о разведчике, работающем под прикрытием в фашистской Германии: ленту показывают без повтора в определенное время. Тогда Кастро, пользуясь связями, запросил у СССР копию кинофильма о Штирлице и устроил коллективный просмотр «Семнадцать мгновений весны» для всех членов правительства: все 12 серий были показаны за один вечер, в общей сложности это заняло 14 часов.

100 рубашек для разведчика

Все костюмы в картине были сшиты под присмотром консультанта – некоего полковника Брауна, который в свое время служил в разведке. Каждая деталь, от погон до значков и петлиц, была выверена, костюмы шили специализированные «генеральские» ателье, перед которыми поставили задачу одеть актеров безупречно. Весь «платяной» реквизит фильма еле-ее уместился в 60 крупных ящиков, которые заняли три стандартных грузовых вагона поезда. Как рассказывали очевидцы, когда всех статистов одели в немецкую форму «от кутюр-СССР», присутствовавшие на площадке немцы, когда-то видевшие подобное своими глазами, поежились – настолько все было реалистично. Кстати, специально для Штирлица действительно на съемочную площадку в ГДР привезли целых 100 белых рубашек – на всякий случай, чтобы советский разведчик выглядел на экране безупречно.

Эффект присутствия

В 1970-х годах цветное телевидение уже существовало, хотя телевизор с такой цветопередачей был редкостью. Несмотря на это, Татьяна Лиознова решила снимать фильм черно-белым – для максимального сходства с документальной лентой. Такое решение режиссер приняла еще и потому, что в фильме есть много вставок с настоящей документальной хроникой, и Лиознова не хотела, чтобы они «выбивались» из визуального ряда ленты и хоть как-то влияли на «эффект присутствия» зрителя в фильме.

Держи фашиста!

Съемки «Семнадцати мгновений весны» не обошлись без курьезов. Так, Вячеслава Тихонова жители Восточного Берлина чуть не сдали в полицию. Актер, торопясь на съемки, решил одеться в форму СС прямо в номере гостиницы и пойти по улицам в костюме. Но стоило ему показаться на людях, как его стали окружать негодующие люди, принявшие его за фашиста (впрочем, непонятно откуда взявшегося – на дворе 1970-й год). Спасло Тихонова то, что из-за его опоздания за ним выслали ассистентов режиссера, которые с трудом утихомирили общественность и чуть ли не с боем увели несостоявшегося фашиста на съемки.

«Чей же ты, дурашка?»

Знаменитая сцена, где Штирлиц разговаривает с собакой, была импровизацией. Во время съемок парковки машины Вячеслав Тихонов, как было предписано сценарием, неторопливо вышел из автомобиля, и в это же время к нему подбежал пес, с который гулял с хозяином неподалеку. Актер не растерялся, присел, протянул руку собаке и под прицелом камер, в образе Штирлица, спросил: «Чей же ты, дурашка?» Пес ткнулся в ладонь Тихонова и стал ласкаться. Татьяне Лиозновой очень понравилась эта сцена, и она решила включить ее в финальный монтаж фильма.

«Веселый Роджер» и Лев Дуров

Гестаповец Клаус, которого в фильме сыграл Лев Дуров, должен был умереть в ГДР, однако актера отказались отпускать за границу. Когда Дуров пришел получать разрешение на выезд, ему стали задавать стандартные вопросы: опишите советский флаг, расскажите о союзных республиках… Дуров, однако, не захотел отвечать на вопросы, и вместо советского флага стал описывать пиратский «Веселый Роджер», а в качестве столиц СССР упомянул Лондон, Париж, Брюссель и еще несколько городов, которые никогда даже близко не были советскими. В итоге Дуров не поехал в ГДР из-за формулировки «плохое поведение», а Клаус умер где-то в подмосковном лесу.

«Семнадцать мгновений весны» и уровень преступности

«Семнадцать мгновений весны» буквально с момента премьеры стали культовым фильмом в СССР. Ленту посмотрели, в общей сложности, более 200 млн зрителей. Причем, по сообщениям Гостелерадио СССР, ровно в то время, когда начинался показ, улицы те или иных городов СССР пустели, снижалось потребление воды и электричества, падал даже уровень преступности – все были прикованы к экранам.

Кобзон, который не Кобзон

Исполнять песни к «Семнадцати мгновениям весны» хотели Муслим Магомаев, Валентина Толкунова, Валерий Ободзинский и еще целый ряд популярных в то время певцов, но Татьяна Лиознова отклонила почти все кандидатуры, за исключением Иосифа Кобзона. Однако при встрече с певцом Лиознова сделала совершенно неожиданное для Кобзона заявление: его манера исполнения фильму не подходит, и если он хочет петь, то должен будет использовать другой тембр. Знаменитую композицию «Не думай о секундах свысока» Кобзон переписывал по меньшей мере десять раз – и каждый раз в разном исполнении.