Дворец где хранят плащ. Дворец, в котором хранятся редчайшие реликвии Пророка Мухаммада (ﷺ)


Первый двор дворца Топкапы - Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов, как и сейчас, был доступен для всех, а очень важные сановники даже могли въезжать в него верхом. Раньше в самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор лежали «камни назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джеллят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки. Сюда со стороны Айя-Софии ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Вход Султана), здесь же находятся здания церкви Святой Ирины и Монетного Двора. С каждой стороны массивных ворот Баб-ы Хюмайун сделаны ниши, а над внутренней аркой красуется клеймо строителя и позолоченное изречение: «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты». В любое время дня и ночи ворота охраняла специальная стража и подразделение янычар. Не доходя до вторых ворот дворца, именуемых Баб-юс Селям (Ворота Приветствий) или Орта Капы (Средние врата) и ведущих в Диван Мейданы, расположены кассы музея Топкапы и музейный магазин сувениров. Билет в Топкапы стоит 25 турецких лир или 430 российских рублей. Для того, чтобы посетить султанский Гарем, вход в который находится в левой части второго двора, потребуется купить за 15 лир отдельный билет в кассе, находящейся возле него.



Ворота Орта Капы - самый узнаваемый символ дворца. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма - тугра Мехмеда Фатиха - Завоевателя Константинополя, а над ней золотой арабской вязью написана шахада - свидетельство мусульманской веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадан расуль уль-Ллахи» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда их заставляли сидеть несколько дней, чтобы они до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.


После предъявления билетов туристы попадают во второй двор, где их встречают макеты мыса Сарайбурну и дворца Топкапы. Здесь в киоске справа можно арендовать за 15 лир русскоговорящий «электронный аудиогид» по дворцу, Гарему и сокровищнице.



Второй двор дворца Топкапы - Диван Мейданы (Площадь Совета) - служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов. От Баб-юс Селям расходятся в разные стороны мощеные дорожки. Самой главной из них считается Падишах Йолу (Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы, вторая по важности - Везир Йолу (Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низких кушеток - диванов, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов. Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов совета. Поэтому они никогда не могли быть уверены - видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами, - одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило потому, что и сам второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем - через Араба Капысы (Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы - касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы перед галереей, идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Ворота мертвых), через которые выносили тела умерших во дворце.

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, баня-хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят).

Третий двор дворца Топкапы - Эндерун Авлусу. Отсюда начинается эндерун - территория личных апартаментов правящих империей султанов, вход на которую был очень строго ограничен. В третий двор из Диван Мейданы ведут увенчанные куполом изящные ворота, у которых целых три названия. Во-первых, Баб-юс Саадет (Ворота Блаженства), во-вторых, Ворота Аудиенций и, в-третьих, Ворота Белых Евнухов. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-агой (главным дворецким султана). Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Если черные евнухи обеспечивали жизнедеятельность Гарема, то белые евнухи выполняли практически те же функции в селямлике. Так как обычным слугам запрещалось входить в Ворота Блаженства, то белые евнухи должны были преподавать в дворцовой школе пажей и обслуживать его величество вместе с пажами. А капы-ага, помимо того, что возглавлял внутреннюю службу и был личным доверенным лицом султана, еще руководил дворцовой школой, а также исполнял обязанности начальника привратников и главного церемониймейстера. По площади третий двор примерно раза в два меньше чем Диван Мейданы.

Примыкающий к Воротам Блаженства Зал Аудиенций - одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей ворот в третий двор.

В левой части Эндерун Авлусу расположен украшенная изразцами Палата Султана. После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I Грозный получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и многие священные реликвии Ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в Палате Султана, называемой сейчас Павильоном Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Этот павильон стал для меня самым запоминающимся местом в Топкапы. Здесь демонстрируются исламские святыни, в том числе, волосы из бороды пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня - главной мусульманской святыни. Павильон, где ныне расположены эти реликвии был построен во внутреннем дворе дворца еще во времена султана Мехмеда II Завоевателя. В этом помещении до середины XVI века размещались покои султанов. Будущие правители приходили в эти покои, чтобы помолиться и отдать дань уважения этому знаковому для них месту перед церемонией восшествия на престол Османского государства.

На третьем дворе султанского дворца Топкапы располагался и дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV до начала XIX века. В османской империи существовала система девширме, предполагавшая принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «капы куллары» («слуг Врат» или «слуг Порты», то есть личных невольников султана). Дети разных возрастов, набранные по системе девширме из христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и основы ислама. Затем в казармах Эдирне «аджеми огланы» («чужеземные мальчики») проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы, называемые чикма, направлялись по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне. Иногда их отбором занимался лично султан.

Очень интересная экспозиция представлена в султанских сокровищницах Эндерун Хазинеси - это одно из самых больших собраний сокровищ в мире. Тут выставлены меч, по преданию принадлежавший основателю османского государства султану Осману I Гази, украшения, предметы обихода, оружие, шлемы и прочая амуниция времен Сулеймана I Великолепного и его преемников, а также государственные награды Османской империи, подарки сделанные султанам и сокровища покоренных османами стран. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень - алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»). Также очень интересна галерея султанских кафтанов, среди которых примечательны маленькие кафтанчики султанских наследников - шехзаде.

Четвёртый двор дворца Топкапы - Софа-и Хюмайун (Султанская Софа), также как и третий, территория эндеруна - личных апартаментов правящих султанов.

В этой части дворца, находящейся на вершине холма, есть замечательный парк, из которого открывается прекрасный вид на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и расположенные поодаль Принцевы острова. Здесь всегда прохладно и свежий ветер наполняет воздух запахом моря. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением и покоем.

Слева, со стороны бухты Золотой Рог, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Реван Кёшкю) . Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, который дает тень, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцами.

За Ереванским павильоном находится также богато украшенный изразцами Зал Обрезания (Сюннет Одасы) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан. Эта терраса первой половины XVII века, по имени которой называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Багдат Кёшкю). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (обрезания) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV - покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. Это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Ереванский и Багдадский павильоны являют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с включением персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, напоминающими по форме лотос.

В середине Софа-и Хюмайун на четырех тонких колоннах стоит выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (Ифтарие Кёшкю). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район Галата. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара - вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан, и был построен в 1640 году. Он был любимым местом султана Ибрагима I, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора находятся здания деревянного Павильона Софы (Софа Кёшкю) и каменной башни Хекимбаши Кулеси . Это самое старое здание в четвертом дворе. Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служила основанием часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Меджидие Кёшкю) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко отличается от остальных построек дворца, так как построен во французском стиле и напоминает архитектуру Версаля. Это последнее по времени здание 1840 года постройки. После него при османских султанах на территории дворца больше ничего не строилось. Сейчас здесь ресторан « Коньялы», популярный не столько благодаря своим блюдам турецкой и европейской кухни, а прежде всего привлекающий туристов своим местоположением и прекрасными видами. Рядом расположена мечеть Софы (Софа Джамии) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили новый султанский дворец Долмабахче, двор падишаха переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции, в котором ежегодно бывает свыше полутора миллионов человек.

В конце нашего тура по Топкапы мы зашли в гарем - место, где веками возникали и плелись все самые запутанные интриги в Османской империи. Потрясающие интерьеры, блеск и шик здесь - повсюду. Слово гарем было заимствовано турками из арабского языка, в котором слово «харам» значит «защищенный», «неприкосновенный» и «запретный». Это слово использовалось для обозначения той части мусульманского дома, где жили женщины. Турки смягчили звучание слова до «харем» и добавили суффикс «лик» со значением места, и слово «харемлик» (место, где есть убежище) стало обозначать ту часть турецкого дома, где живут жены, дети и слуги правоверного мусульманина. Краткую форму гарем более правильно применять по отношению к населению харемлика, хотя повсеместно для обозначения этого помещения принята именно она. Словом «селямлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В галерее, расположенной в нижней части дворца, открыта великолепная выставка «Харем-и Хумаюн», иллюстрирующая жизнь гарема на протяжении веков.

Сегодня вышел очередной выпуск «АиФ» № 36 от 6 сентября 2017 года и мы подготовили вопросы и ответы на этот выпуск кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе … !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на …!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в … ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Правильные ответы на кроссворд «АиФ» №38

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36 Цензура 39. Аниматор 40. Актёрство 44. Стих 47. Политика 48. Тело 51. Вист 52. Вещество 53. Бюргер 54. Лицо 55. Сенсор 56. Баталист 57. Гафт.

По вертикали: 1. Бухгалтерия 2. Аферист 3. Пустяковина 4. Изнеможение 6. Акопян 7. Картье 8. Тантал 12. Доход 14. Остракизм 15. Авиаспорт 17. Обвес 21. Зубр 22. Кара 23. Плут 24. Ёлка 25. Гомер 27. Вапити 28. Мюрат 33. Серп 34. Ритм 35. Лаос 36. Цокот 37. Гантели 38. Столица 41. Гипюр 42. Виагра 43. Запрет 45. Тутси 46. Хвост 47. Псина 49. Кеша 50. Вена 53. Бой.

хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.

Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети «Купол Скалы» в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.


Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб («Брусок», «Прут») никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись «„Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его“. Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб». Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.


Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Здание увенчано двумя куполами, прорезанными небольшими окнами, и окружено галереей, как и многие другие строения Топкапы. По-видимому, согласно изначальному замыслу первого заказчика, султана Мехмеда, дворец планировался как летняя резиденция, поэтому единственное назначение куполов -

«Topkapi Saray» - «Дворец Топкапи». В русском произношении также «Топкапы», а в переводе дворец «Пушечные ворота».

Название дворцового комплекса произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая память о том, что и при византийцах приблизительно на этом месте также находились ворота.


С 1924 года дворец является музеем, а до этого служил несколько столетий главной султанской резиденцией, но занимал в последние годы существования империи уже второстепенное место, т.к. у султанов появилась резиденция в европейском стиле - «Долмабахче».

Среди достопримечательностей Топкапи заслуживает особого внимания та часть сокровищницы, где хранятся, в частности, персональные святые реликвии пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) - золотой меч, лук, печать из янтаря, пучок волос с бороды, отпечаток ступни, серебряный трон пророка (мир ему и благословение Всевышнего).

Султаны обязательно посещали помещение со святыми реликвиями Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) - т.н. «Собрание реликвий» ежегодно в месяц рамадан. Святые реликвии были привезены султаном Селимом I в 1517 году из Египта, при завоевании этой страны. В помещении реликвий также выставлены и артефакты, не имеющие отношения к пророку (мир ему и благословение Всевышнего).