Когда и где родился а г битов. Биография

Родился в Ленинграде, в семье архитектора. Во время блокады был эвакуирован на Урал, затем в Ташкент. В школьные годы увлекся альпинизмом, в 16 лет получил значок «Альпинист СССР». Любовь к горам привела его в 1955 году в Ленинградский горный институт на геолого-разведочный факультет. Писать Андрей Битов начал будучи студентом. В институте он вошел в литобъединение под руководством Глеба Семенова. В 1957 году сборник литобъединения, в который вошли и первые произведения А. Битова, был сожжен во дворе института в связи с событиями в Венгрии. Тогда же Битов был исключен из института и попал в армию, в стройбат на Севере. В 1958 году он демобилизовался и ему удалось восстановиться в институте, который он окончил в 1962 году. Первая публикация Битова состоялась в 1960 – в альманахе «Молодой Ленинград» (рассказ «Бабушкина пиала»). Первый сборник рассказов «Большой шар» (1963) был осужден официальной критикой в газете «Известия» «за чрезмерную приниженность и растерянность героев». Однако писателя не запретили, книги Битова продолжали выходить, в 1965 он вступил в Союз писателей СССР, в 1967 – окончил Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР в Москве.1973–1974 годы были годами учебы в аспирантуре Института мировой литературы (ИМЛИ), однако диссертацию Битов так и не защитил. С 1960 по 1978 вышли в печать около десяти книг прозы Битова.После выхода романа «Пушкинский дом» в 1978 году в США и участия в составлении бесцензурного альманаха «Метрополь» в 1979 году он практически не печатался до прихода к власти М.С. Горбачева. В 1986 году были изданы книги Андрея Битова «Грузинский альбом», «Человек в пейзаже» и «Статьи из романа». В 1987 году вышел роман «Улетающий Монахов». С 1986 года Андрей Битов стал «выездным», выступал с лекциями и чтениями во многих странах, участвовал во множестве конференций и симпозиумов. Преподавал русскую литературу за рубежом, в частности в США: Weslyan University, Connecticut (штат Коннектикут, 1988), NYU (Нью-йоркский университет, 1995), Princeton (Принстонский университет, 1996).С 1988 года А. Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, а с 1991 года – он его президент. В 1990 году Битов стал первым лауреатом Пушкинской премии в Германии. В 1992 году ему присуждена Государственная премия РФ за роман «Улетающий Монахов».Битов является создателем так называемого «Пушкинского джаза», где чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В 1998–1999 годах Пушкинский джаз гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве. Битовым совместно с Резо Габриадзе создан ряд скульптурных работ в жанре, который сам писатель называет «минимонументализм»: памятник Чижику-Пыжику в Санкт-Петербурге, памятник Зайцу – в селе Михайловском и т. п. Был одним из создателей в 1991 году неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий и примкнувшие к ним Ю. Рост, А. Великанов, В. Тарасов и др.). Помимо Союза писателей Битов является председателем комиссии по лит. наследию А.Платонова (с 1988), вице-президентом ассоциации “Мир культуры”, председателем правления Набоковского фонда (с 1992). Кроме того, Битов член Совета Общества Ф.М.Достоевского в СССР (с 1990), редколлегий журналов и альманахов "Новый мир" (с 1996 обществ. совета), "Соло", "ВЛ" (с 1989), “Круг чтения”, общественного совета "Литературной газеты" (1990-97), ред.-издат. совета альманаха "Петрополь", попечительского совета журнала "Другие берега", жюри премии “Триумф” (с 1992), комиссии по Гос. премиям при Президенте РФ (с 1997).С 1997 года А. Битов – почетный доктор Ереванского государственного университета и почетный гражданин города Еревана.
Интервью с автором: здесь.

Интересные факты из жизни
А. Битов считается родоначальником отечественного постмодернизма, а «Пушкинский дом» - первым постмодернистским романом в СССР.

Своеобразен подход Битова к «написанию» крупных произведений. Его книги постепенно составляются из рассказов различных лет и постоянно дополняются. Ни об одном крупном произведении Битова нельзя сказать, что оно «закончено» и последующие издания часто отличаются от предыдущих.

А. Битов обладает замечательным чувством юмора и талантом оратора. Некоторые фразы только из одного его выступления:
- … писатель одинок и читатель одинок. Но кто-то, читая книгу, перестает быть одиноким на это время.
- По-моему, он и в рулетку-то проигрывал, чтобы написать роман. (о Достоевском)
- Я чувствую себя человеком, который не умеет писать… Я в полной панике, как это вообще возможно.
- Я уверен, что мои книги меня переживут. Лет на пятьдесят.

В своей книге «Соло на ундервуде» С. Довлатов описывает эпизод драки Битова с Вознесенским. На товарищеском суде Битов (со слов Довлатова) сказал: «Дело было так. Захожу в "Континенталь". Стоит Андрей Вознесенский. А теперь ответьте, - воскликнул Битов, - мог ли я не дать ему по физиономии?!». Оба «участника» инцидента впоследствии опровергли факт драки.

А. Битов - единственный писатель, дважды удостоенный Государственной премии РФ за художественные произведения.

Битов Андрей Георгиевич - российский писатель, начинавший работать еще в советское время. Один из классиков современного искусства. Считается основателем русского постмодернизма. Является членом Российской академии художеств. О жизни и творчестве этого замечательного писателя мы и поговорим далее.

Андрей Битов: биография (детство)

Родился будущий писатель 27 мая 1937 года в Петербурге, как и многие поколения его предков. Его отец Георгий Леонидович был архитектором по образованию. Мать Ольга Алексеевна работала юристом. Андрей был единственным ребенком в семье.

Блокадная зима 41-42 годов - это первое, что помнит из своего детства Андрей Битов. Семья будущего литератора с огромным трудом пережила это тяжкое время, а затем была эвакуирована на Урал. Потом Битовы перебрались в Ташкент, отсюда и начались долгие скитания писателя, которые продолжаются и сегодня.

В школьные годы Андрей стал заниматься альпинизмом, и в 16 лет даже был награжден почетным значком «Альпинист СССР». В эти же годы увлекся бодибилдингом.

Учеба в вузе и стройбат

Именно любовь к горам стала причиной того, что он в 1957 году поступил на факультет геологоразведки в горный институт Ленинграда. В студенческие годы впервые попробовал себя в роли писателя. После этого вошел в литобъединение института. Здесь же познакомился с такими известными сегодня поэтами, как А. Городницкий, А. Кушнер, Г. Горбовский, В. Британишский и пр.

В связи с венгерскими событиями в 1957 году сборник литобъединения, куда входили и первые произведения Андрея Георгиевича, был показательно сожжен в институтском дворе. Сразу же после этого писателя исключили, после чего он оказался в армии и был отправлен на Север в стройбат.

В 1958 году Битов демобилизовался, после чего восстановился в институте на тот же факультет и окончил его в 1962 году. В это же время он начинает писать прозу. Его первые рассказы появились в 1960 на страницах альманаха «Молодой Ленинград». Позднее эти произведения войдут в сборник 1963 года «Большой шар». Битов становится профессиональным литератором. В 1965 его принимают в Союз писателей СССР.

Первые книги

С 1965 по 1967 Андрей Битов посещал Высшие сценарные курсы, проходившие в Москве при Госкино. Затем писатель решает окончить аспирантуру Института мировой литературы. Этим он занимается два года (1973-74). За это время написал диссертацию по теории литературы, но отказался ее защищать.

В 1967 выходит первая книга писателя - «Дачная местность». После этого было опубликовано несколько его романов, среди которых: «Уроки Армении», «Аптекарский остров», «Семь путешествий», «День человека». Самое известное произведение Битова, «Пушкинский дом», не был допущен к изданию в СССР. Поэтому его издали в США в 1978 году. Затем писатель участвовал в 1979 в бесцензурном альманахе «Метрополь». В эти годы на родине его практически не печатали. Только приход Горбачева к власти изменил ситуацию. После перестройки издали все неопубликованные произведения Битова.

Постоянные разъезды

С 1978 писатель начинает разрываться между Москвой и Ленинградом, он живет то в одном, то в другом городе. В 1986, когда он стал «выездным», к этому маршруту присоединяется заграница. Научная коллегия Берлина с 1992 по 1993 год предоставила Битову все условия для написания новой книги. Итогом стала публикация романа «Империя в четырех измерениях». До Андрея Георгиевича такой чести удостаивались только двое российских писателей.

Также с 1986 года писатель начинает выступать с чтениями и лекциями во многих европейских странах, участвует в симпозиумах и конференциях. Одно время даже преподавал в США русскую литературу.

Работа в кино

В 1988 Андрей Битов участвует в создании русского Пен-клуба, президентом которого он и стал через два года. Параллельно с литераторством, работал в кино. Так он является автором сценария к фильмам «В четверг и больше никогда» и «Маленький беглец». Битов даже выступил в роли актера в фильме «Чужая белая и рябой» режиссера Сергея Соловьева.

С 1997 Битов является почетным доктором Ереванского госуниверситета и почетным гражданином Еревана. Также писатель занимает должность вице-президента сообществ «Мир культуры» и «Гулливер». Битова часто приглашают стать членом всевозможных жюри на литературных конкурсах. Например, в 1999 году он выступил в этой роли в Веймаре на Всемирном конкурсе эссе.

Хобби и увлечения

Андрей Битов считает, что постепенно хобби превращается в профессию. И это подтверждает биография писателя. Увлеченность кино сделала его сценаристом и актером, любовь к книгам привела к писательству, пристрастие к музыке вылилось в создание пушкинского джаза, когда чтения произведений русского классика сопровождается джазовой импровизацией. Пренебрежение Битова к монументальной скульптуре стала началом «минимонументализма». Примером является петербургский памятник Чижику-Пыжику или "Заяц", поставленный в селе Михайловском.

Идея соединения хобби и профессии стала причиной создания «БаГаЖъ» в 1991. В это неформальное объединение вошли: Алешковский, Ахмадулина, Жванецкий, Тарасов, Великанов, Рост и пр. Если верить самому писателю, то он считает свою жизнь путешествием, «которое уже нельзя назвать хобби».

На сегодняшний день Битов живет то в Москве, то в Питере. Сочинения автора переведены на множество европейских языков.

Награды

Андрей Битов имеет множество различных наград и премий. Перечислим самые значимые из них:

  • «Знак Почета» (СССР).
  • Орден за заслуги в литературе и искусстве (Франция).
  • Является лауреатом премии за лучшее иностранное произведение (Франция).
  • Премия Андрея Белого (Петербург).
  • «Северная Пальмира».
  • Царскосельская художественная премия.
  • Бунинская премия.
  • Пушкинская премия (Германия).

Также Битов является сопрезидентом Набоковского фонда в Петербурге, председателем комиссии наследия Андрея Платонова и членом президиума общества Мандельштама.

Не раз был лауреатом премий журналов «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Иностранная литература», «Огонек» и пр.

Андрей Битов: личная жизнь

О личной жизни писателя очень сложной найти какую-либо информацию. Единственное, что можно сказать точно, - у писателя есть трое детей. О количестве же браков, и были ли они, ничего не известно. Итак, у Битова двое сыновей - Григорий, родившийся в 1988, Иван - 1977 г. р., и дочь Анна, самая старшая - родилась в 1962 г..

«Пушкинский дом»

Именно из-за этого романа был назван одним из родоначальников русского постмодернизма Андрей Битов. Книги писателя и до этого сильно выделялись на фоне соцреализма, но это произведение стало вершиной его литературного таланта.

В «Пушкинском доме» автор не только охватывает пространство Петербурга, но и вбирает всю русскую литературу. Написана книга была в 1964 году, но долгое время передавалась из рук в руки в виде рукописи, так как в печать ее не принимали. Однако после публикации в США роман тут же стал культовым, а Битов был назван «русским Джойсом».

В центре сюжета находится потомственный филолог Лев Одоевцев, наследник известной фамилии, который осознает себя через призму классической русской литературы. Однако нравы современности уже не те, и жизнь Петербурга сильно изменилась. И Лева делает попытку осознать и осмыслить эти перемены.

«Преподаватель симметрии»

Одна из последних книг автора - «Преподаватель симметрии». Андрей Битов и на этот раз оправдал свое звание превосходного литератора. Роман состоит из глав, которые можно читать как отдельное законченное произведение. Объединены истории одним «автором» - Э. Тайрд-Боффин, которая пишет о другом «авторе» - Урбино Ваноски. Битов же отводит себе роль человека, который когда-то читал эту книгу, но потерял, а сейчас пытается ее вспомнить и перенести на бумагу. При этом читатель может не читать все произведение, а выбрать только некоторые рассказы, которые ему понравились.

Битов - ярчайший представитель русской литературы конца 20-начала 21 века. Значимость его творчества невозможно переоценить не только для нашей страны, но и для всей мировой культуры.

"Вот что значит влюбленные - слепы... Слепы-то они слепы, да как ловко. К себе и слепы. Видят, что только захотят. Что только захотят, то и видят. Так что же, я и тогда не любил?.."

Мальчик, Алеша, Монахов...мне так и хотелось спросить у автор, а где развитие? И я не о сюжете, я о герое!.. Неужели в романе, на создание которого ушло 30 лет, должен быть такой герой...настолько мелочный, зависимый, не умеющий испытывать свои эмоции...любые! Я уж не говорю о любви,любовью тут и не пахло...болезненной зависимостью - да, желанием обладать - да, но точно не любовью.
Так может и все "перипетии, сопутствующие изданию романа в условиях советской цензуры" были не просто так, конечно нет тут ничего сексуального...ну только если воспоминания героя о вкусе Светочки там...ну так что же, кажется звучит это не очень сексуально. Быть может просто действительно не стоило выпускать данное произведение?
В чем смысл? Какая мораль?
Поиск любви? Нет. Понимание свободы? Увольте. Философские рассуждения? Нет, что вы. Может быть раскрытие темы отцов и детей? И снова мимо.
Так о чем книга? О чем эти монотонные и периодически бессвязные рассуждения?..
Роман-пунктир, роман в рассказах, где каждый рассказ это какие-то новые душевные муки героя. Да вот только...безэмоционально настолько, что каждую страницу продираешься сквозь длиннющие монологи, которые не трогают ни одной струны души. Ты читаешь и ждешь накала..ну вот, Монахов, вот сейчас я увижу, что ты превратился из амебы в человека! Но нет...все по накатанной, все по какому-то склизкому пути недолюбви.

Причина первая: может быть этого мальчика недолюбили в детстве?
Так да, недолюбили...так что же он настолько не может держать свой член в штанах, когда на его пути возникает какая-то одна из "тех самых"?.. А если смог удержать, то потом сам себя захваливает, какой же он молодец...ведь женатый человек, а не дал другой/бывшей/новой. Не дал этой, так пойдем к другой...наверное, поступок истинного мужчины, да что уж истинного, хотя бы какого-нибудь мужчины.
На самом деле мне эта книга напомнила другую, не сюжетом, а именно ощущениями к герою - это "Искренне ваш Шурик" Людмилы Улицкой. там такой же скользкий персонаж, маменькин сынок, неугомонный к тому, чтобы с прямого пути все налево сворачивать...

Причина вторая: может быть мальчика недовоспитали?
Так да, недовоспитали...судя по семье, так там плохо скрываемый матриархат, а отец командировочный. Что уж тут говорить, что привычно мальчику на женщин смотреть снизу вверх, боготворить их, а в душе не ощущать к ним ничего - полный ноль. Таскаться за одной, жениться на другой, уйти к третье, выцепить четвертую...и вздыхать по первой. Что-то слишком сложный путь у героя...а герой ли он?

Человек, у которого все мысли уже "обдуманные", все образы "обсмотренные", вся жизнь " прожитая"...весь он как будто бы должен быть мудрее, но нет...
Он вызывал только одно чувство - жалость, причем такую мерзкую жалость...когда смотришь на человека, жалеешь его, но еще и наподдашь, потому как...ну нельзя же быть таким то.

Полный ноль. Ноль эмоций, ноль жизни...обнуленный до основания мальчик.


ru.wikipedia.org


Биография


Андрей Битов родился в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец - архитектор. Мать - юрист. Писать начал в 1956 году.


В 1957 году поступил в Ленинградский горный институт, где участвовал в работе литобъединения под руководством Глеба Семенова. В 1957-1958 служил в стройбате на Севере. В 1958 восстановился в институте, окончил геологоразведочный факультет в 1962.


Писал стихи, подражая Виктору Голявкину начал писать короткие абсурдистские рассказы, впервые опубликованные в 1990-х гг. Часто в интервью называл себя непрофессиональным писателем.


С 1960 по 1978 вышли в печать около десяти книг прозы. C 1965 года член Союза писателей.



Перестройка открыла новые возможности. Заграница, лекции, симпозиумы, общественная, в том числе правозащитная, деятельность. В 1988 году участвовал в создании российского Пен-клуба, с 1991 года - его президент. В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).


Цитата


Юрий Карабчиевский об Андрее Битове:

«Битов открыл новую область исследования, при этом обнаружив абсолютный уровень в слове. Но главное, не в обиду будь сказано другим замечательным писателям, Андрей Битов - умный человек, а это редко бывает. В литературе, мне кажется, умных людей гораздо меньше, чем людей талантливых. Даже читая его не вполне удачные произведения, ты чувствуешь, что общаешься с умным человеком. Это очень лестно для читателя, это просто незаменимо».


Библиография

1960 - три рассказа в альманахе «Молодой Ленинград»

1963 - «Большой шар»

1965 - «Такое долгое детство»

1967 - «Дачная местность»

1968 - «Аптекарский остров», «Путешествие к другу детства»

1972 - «Образ жизни»

1976 - «Семь путешествий», «Дни человека»

1978 - «Пушкинский дом»

1980 - «Воскресный день»

1985 - «Грузинский альбом»

1986 - «Статьи из романа», «Книга путешествий»

1988 - «Человек в пейзаже», «Последняя повесть»

1989 - «Повести и рассказы», «Пушкинский дом»

1990 - «Улетающий Монахов»

1991 - «Мы проснулись в незнакомой стране», «Жизнь в ветреную погоду», С/С в трех томах

1993 - «Ожидание обезьян», «Вычитание зайца»

1995 - «Оглашенные»

1997 - «Новый Гулливер», «В четверг после дождя», «Записки новичка»

1998 - «Обоснованная ревность», «Неизбежность ненаписанного», «Дерево»

1999 - «Похороны Доктора»

2008 - «Преподаватель симметрии»


Награды

1987 - Орден «Знак Почёта»

1989 - Пушкинская премия фонда А.Тепфера (Германия)

1990 - Премия за лучшую иностранную книгу года (Франция), за роман «Пушкинский дом» и премия Андрея Белого (Санкт-Петербург)

1992 - Государственная премия Российской Федерации за роман «Улетающий Монахов»

1993 - Орден «За заслуги в искусстве и литературе» (Франция)

1997 - Государственная премия Российской Федерации и премия «Северная Пальмира» за роман «Оглашенные»

1999 - Царскосельская художественная премия, медаль Мовсеса Хоренаци (Армения)

Лауреат премий журналов «Дружба народов», «Новый мир», «Иностранная литература», «Звезда», «Огонёк» и др.

С 1997 года - Почётный доктор Ереванского государственного университета и Почетный гражданин города Еревана.


Андрей Георгиевич Битов - прозаик (27.5.1937 Ленинград). Андрей Битов родился в семье архитектора, вырос в Ленинграде, куда возвратился из эвакуации в 1944 году. Получил высшее образование, закончив Ленинградский Горный институт(1955-62 гг. с перерывом в 1957-58 на прохождение воинской службы). Затем работал буровым мастером в геологических экспедициях. Первые журнальные публикации Андрея Битова — в 1959 году. После выхода в свет его первого сборника рассказов под названием "Большой шар " (1963) его проза привлекает к себе большое внимание. Она находится в русле литературного течения, которое получило право на существование после XX съезда КПСС в 1956 году и отличалось стремлением к искренности и поисками новых повествовательных форм.

Андрей Георгиевич Битов в 1970 и 1975 гг. был делегатом 3-го и 4-го съездов Союза писателей РСФСР. Роман "Пушкинский дом " (1978), отрывки из которого публиковались в советских журналах, целиком был напечатан сначала лишь в США, а в 1987 году в СССР. В 1979 г. Битов был в числе авторов альманаха «Метрополь». Живет в Москве.

В предисловии к третьей книге Битова "Дачная местность " (1967) В. Панова так писала о нем: «...острая мысль, художническая зоркость, страстный интерес к внутренней жизни человека». Шестой сборник "Образ жизни " (1972) подтверждает своеобразие независимого таланта Битова, отказывающегося от обязательной дидактики. Консервативно настроенным критикам недостает поэтому в его произведениях социального подхода и четко выраженной позиции, они упрекали писателя в абстрактном психологизировании и в приверженности этическим принципам, не зависимым от социальных. В книге "Дни человека " (1976), состоящей из отдельных рассказов, главным является вопрос самопознания, а в рассказе "Роль " идет речь о том, какую роль играет, хочет и должен играть человек. Книга "Семь путешествий " (1976) объединяет путевые очерки, написанные с 1959 по 1973 год, в том числе "Уроки Армении " (1972). В них личность путешественника-наблюдателя с его аналитическими размышлениями играет гораздо большую роль, чем тот или иной объект наблюдения. Самая широкая по замыслу попытка отобразить постижение мира человеком в Советском Союзе была предпринята Андреем Битовым в романе "Пушкинский дом ", где раскрывается также тема продолжения русской литературной традиции.

В творчестве Битова сказываются западноевропейские влияния, видны поиски обновления повествовательной манеры, попытки высвобождения из традиций русской литературы. Писатель любит изображать процесс мышления, особенно стихийного потока сознания, прослеживаемого до последней частности. С помощью рефлексии он запечатлевает не необычное, но будничное, незначительное. Путешествие служит зачастую только сюжетной канвой, слабый или оступившийся человек изображается в свете беспощадно-откровенного морального суда над самим собой, отношения между людьми доводятся почти до невыносимости, психологически обнажаются под прицельно направленным взглядом рассказчика, не оставляя никакой возможности для определенного вывода. Андрей Битов занят поисками фрагментарной формы рассказа, который бы в то же время являлся главой романа; а размытость границ дает ему возможность постижения и запечатления широты жизни, в том числе и ее трансцендентной проблематики, показ человеческих взаимоотношений доведен до предела выносимого, они психологически обнажены из-за односторонности взгляда и не дают возможности сделать определенный вывод.