Лучшие зарубежные кукольные мультфильмы. Кукольная анимация – шедевры, сделанные руками Самые кассовые кукольные мультфильмы

Куклы - старейшая анимационная техника, и хотя были периоды, когда популярность кукольных мультфильмов стремилась к нулю, полностью традиция никогда не прерывалась. Arzamas собрал не самые известные, но важные работы за последние полвека

«Лягушонок ищет папу»
Режиссер Роман Качанов, 1964

У одного маленького лягушонка не было папы, и он очень грустил. Так сильно, что отправился на его поиски. По этому незатейливому на первый взгляд филь­му учат драматургии студентов анимационных школ. Легендарный Роман Ка­чанов - один из создателей кукольной мультипликации в нашей стране. Это он сделал и «Варежку», и «Чебурашку» (художником на этих двух мультфиль­мах работал Леонид Шварцман).

«Мой зеленый крокодил»
Режиссер Вадим Курчевский, 1966

«Все крокодилы были как крокодилы, а этот крокодил был какой-то стран­ный…» Поэтическое кино о любви по сценарию Генриха Сапгира и Геннадия Цыферова, в котором мультипликатором работал Юрий Норштейн, а худож­ником - Алина Спешнева. Вадим Курчевский - режиссер анимационного кино, книжный иллюстратор, сценарист, художник-постановщик, телеведу­щий, учитель рисования и сценограф детских спектаклей.

«Клубок»
Режиссер Николай Серебряков, 1968

Очень грустная история о том, как важно вовремя остановиться, рассказана с помощью кукол и пряжи. Николай Серебряков - советский и российский режиссер мультипликационных фильмов; его самые известные работы - «Хочу быть отважным» и «Золоченые лбы».

«Козленок, который считал до десяти»
Режиссер Владимир Дегтярев, 1968

Однажды козленок научился считать. Но далеко не всем в лесу это понрави­лось. Владимир Дегтярев - легенда кукольной мультипликации. Эта экрани­зация сказки норвежского писателя Альфа Прёйсена - один из самых извест­ных его мультфильмов для детей.

«Муми-тролль и другие»
Режиссер Аида Зябликова, 1978

Первый из трех мультфильмов про муми-троллей. Режиссер Аида Зябликова - классик кукольной анимации. Именно она экранизировала сказку Татьяны Александровой «Домовенок Кузя». Композитор мультфильма - Алексей Рыб­ников, а стихи к песням написала Людмила Петрушевская. Озвучивали мульт­фильм Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Муми-тролль и комета», «Муми-тролль и комета. Путь домой»
Режиссер Нина Шорина, 1978

Режиссером второй и третьей серии про муми-троллей стала Нина Шорина, а художником - Людмила Танасенко (она также была художником известных фильмов «Падал прошлогодний снег», «Большой секрет для маленькой компа­нии», «Мальчик шел, сова летела») и т. д. Эти серии также озвучили Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Новогоднее приключение»
Режиссер Юлиан Калишер, 1980

Новогоднее кино о том, как папа-человек и папа-медведь забыли купить елки и пытаются это исправить. Особенно хороша советская фея, которая помогает героям. Юлиан Калишер ставил очень много музыкальных мультфильмов, например «Большой секрет для маленькой компании» или «Кто ж такие птич­ки». В «Новогоднем приключении» тоже есть забавная песня.

«Ежик плюс черепаха»
Режиссер Иван Уфимцев, 1981

Фильм одного из классиков кукольной анимации - Ивана Уфимцева, созда­теля «38 попугаев» и «Лошарика». Эта экранизация сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» начинается с песни «На далекой Амазонке» в ис­полнении Татьяны и Сергея Никитиных. Роли озвучивали Олег Табаков, Все­волод Ларионов, Надежда Румянцева и Татьяна Пельтцер.

«Чертенок № 13»
Режиссер Натан Лернер, 1982

В школе для чертей важный день: на уроке изучают вопрос «Кого должен лю­бить черт?». Конечно же, себя! Но главный герой не согласен. Остроумный и нежный мультфильм Натана Лернера, которому мы в том числе обязаны анимационными образами барона Мюнхгаузена и Мука-скорохода.

«Вреднюга»
Режиссер Юрий Трофимов, 1987

У Юрия Трофимова несколько мультфильмов, снятых по мотивам сказок ан­глийского писателя Дональда Биссета. В этой серии Дракоша и его друзья бо­рются с коварным Вреднюгой, который хочет украсть радугу. Сценарий Вадима Курчевского, текст от автора читает Алексей Баталов.

«Влюбчивая ворона»
Режиссер Мария Муат, 1988

Однажды ворона полюбила косого зайца. А потом лису, а потом волка, а по­том… Сердцу не прикажешь! Трогательный и абсурдный мультфильм о любви по сценарию Ирины Марголиной с запоминающимися персонажами в испол­нении Георгия Буркова, Романа Филиппова и Ларисы Удовиченко. Мария Муат - ученица Сергея Образцова, ведущий режиссер современной кукольной мультипликации.

Кукольная анимация, слава кинематографическим богам, живёт и процветает. По крайней мере, если судить по новым фильмам, появляющимся в прокате - в одном только 2012 году вышли «Пираты! Банда неудачников» и «ПараНорман», с разницей в пару-тройку месяцев, и ещё через пару месяцев состоится премьера «Франкенвинни» Тима Бёртона.

Значит, форма живёт, дышит и развивается - что не может не радовать. А чтобы укрепиться в этой радости, давайте посмотрим на некоторые недавние примеры творческого использования кукольной анимации, подарившие нам прекрасные фильмы.

ПараНорман, или Как приручить зомби

Новый привет от анимационной студии с очаровательным названием Laika, подарившей нам « » Генри Селика. «ПараНорман», хотя в его основе и не лежат книжки прекрасного сказочника Нила Геймана, выполнен в схожем ключе. Это замечательная во всех смыслах страшная сказка о встрече ребёнка с потусторонним, нежная, трогательная, страшная и по-миядзаковски мудрая (и порой столь же горькая) в вопросах настоящего расклада сил добра и зла во взаимоотношениях живых и мертвых. Иначе говоря, «ПараНорман» - настоящий скромный бриллиант этого киношного года, фильм из тех, которые хочется всегда носить с собой в кармашке поближе к сердцу.

Не Уоллесом и Громитом едиными живёт прекрасная английская студия «Аардман» - их последний заплыв по водам полнометражной кукольной анимации вместе с компанией веселых пиратов получился упоительно смешным, страшно хулиганским и заразительно-веселым. Плюс «Пираты» в очередной раз подтвердили давно известную истину - что английский юмор очень своеобразная и ужасно прекрасная штука.

Дебютный заход Уэса Андерсона, умницы и мизантропа, в кукольную анимацию (по мотивам книги Роальда Даля) обернулся чуть ли не лучшим его фильмом за пятнадцатилетнюю карьеру. Жизненные перипетии хитреца-лиса с голосом Джорджа Клуни, которому приходилось одновременно решать проблемы соседства с тремя злейшими фермерами, вникать в вопросы семейной жизни и воспитания детей, а также разбираться с самоидентификацией, дали Андерсону массу возможностей развернуть свою привычную трагикомическую драму (или драматическую комедию), выполненную в индивидуальной интонации - на стыке доброй улыбки и почти неуловимого злого сарказма. Ну, и выглядел «Мистер Фокс» замечательно - омытый удивительным янтарно-желтым светом, от которого отчетливо хотелось поселиться в этом прекрасном кукольном мире навсегда.

Австралийский ответ Чемберлену - замечательный полнометражный мультик человека по имени Адам Эллиот, произведение с очень особенной интонацией, на сложном стыке макабрического абсурда и нежнейшей семейной мелодрамы. «Мэри и Макс» - дебютный полнометражный фильм Эллиота; хочется думать, что этот непредсказуемый и не боящийся сложных тем автор ещё не раз удивит и порадует нас всех.

Паника в деревне

Привет от бельгийских аниматоров, кино про приключения игрушечных ковбоя, индейца и лошадки, чьими стараниями вся их игрушечная деревня становится на уши. Отличается приятной степенью общего безумия происходящего - вынесенное в название словечко «паника» отлично передаёт лихорадочную интонацию это довольно грубо выполненного, но несмотря на это (а, может, и благодаря этому) неотразимого произведения.

Вспоминая самые крутые обломы советского ребёнка, на первое место поставила Кукольные мультфильмы - когда долгожданный мультфильм (подчёркнутый в программе красной ручкой) на деле оказывался "деревянной куклой посреди искусственных, лишённых солнца, декораций". Не могу с ней не согласиться. Но неужели в те времена не было хороших кукольных мультфильмов?


Были! И не только хорошие, а даже разошедшиеся на цитаты.

В первую очередь, что вспоминается в этот плане - серия мультфильмов про домовёнка Кузю. "Я не жадный, я домовитый", "Нафаня! Сундук украли! Со сказками!", "Ой, беда-беда, огорчение", "С малых лет ел не досыта, спал без просы... Недосыпал, в общем, я", "Куда хочу - туда лечу! Куда хочу?! Куда лечу?!", ну и так далее

Далее хочется вспомнить серию мультов про крокодила Гену и Чебурашку. Собственно Чебурашка вообще стал чуть ли не символом советской мультипликации. Ну и любимые цитаты: "Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Ха-ха! Хорошими делами прославиться нельзя!", "Мы строили, строили и наконец построили. Ура!", "Слушай, Гена, давай я вещи понесу, а ты возьми меня?", "Я им покажу, как Чебурашек обижать!"

Вы можете сказать, что успех этих мультфильмов дала хорошая литературная основа. Но вот у "Приключений Незнайки" и "Волшебника Изумрудного города" тоже была хорошая основа, а вот кукольные мультики "не пошли"

Третья серия кукольных мультов, которые нравились даже детям - цикл о забавных взаимоотношениях четырёх животных - Мартышки, Слонёнка, Попугая и Удава. "У меня есть мысль, и я её думаю!", "Давайте! Давайте спросим у меня!", "Я не хочу быть, извините, напримером", "Не будем называть кто, хотя это был слонёнок"

Ещё одна серия кукольных мультфильмов, не вызывавших отвращения в детстве - про лесовичка с именем Дядюшка Ау - "Ку-ку", "ку-ку"... Кукареку! Раскуковалась... Сам без тебя знаю, что на работу пора..."

Можно ещё вспомнить два мультфильма про Чертёнка № 13 - "Люби себя, чихай на всех! И в жизни ждёт тебя успех!"

Это что касалось мультсериалов. А были ещё неплохие одиночные кукольные мульты - "Волк и телёнок" ("Дитям чистота нужна!.. Ребёнки, они в грязи расти не могут", "Ну вот, то-то, а то "мама, мама"!"),

"Варежка" (тут без цитат - в мульте нет ни одного слова),

"Козленок, который считал до десяти" ("Ну вот... Теперь он и тебя сосчитал!..")

Что-то, возможно, я упустил, но по большому счёту, это, скорее, исключения из правила - кукольные мультфильмы мы в детстве не любили. Но эти примеры говорят о том, что дело не в том, что они кукольные, а в отношении создателей к этим самым куклам. Если задаться целью сделать хороший мульт - эти примеры говорят, что это было возможно. Но, такое ощущение, что в подавляющем большинстве мультипликаторы-кукольники сами игрались в куклы, для своего удовольствия, не очень задумываясь о конечном результате

Источники

Все ролики взяты с www.youtube.com

Тем не менее, тайком возрождает жанр кукольного ужаса, в котором увлеченно работали, претворяя свои самые сокровенные фантазии, многие мастера экрана - от эротомана Валериана Боровчика до визионера Терри Гилльяма. Нам, контуженым советской кукольной анимацией, испугавшей до смерти не одно поколение граждан, эта тема особенно близка. Видно, есть в куклах что-то такое, что притягивает всяких странных типов и проклятых гениев. Чтобы изучить вопрос, мы собрали десять самых ярких примеров кукольных перверсий в мировом кино. Упаднический кукольный мультфильм вновь на коне.

Сторожевая собака (Stille Nacht V: Dog Door, реж. Братья Куай, 2001)

Убежденные декаденты братья Куай - близнецы-американцы, в конце 60-х перебравшиеся в Старый Свет и быстро ставшие непревзойденными классиками жанра «упаднический кукольный мультфильм». Эпигонам братьев нет числа, сами же они вдохновлялись творчеством Старевича, Кафки, Бруно Шульца, Стравинского, Боровчика, а позднее и Шванкмайера, которого Западная Европа открыла совсем не сразу. В массовой культуре братья прописалиcь благодаря Питеру Гэбриэлу, для которого они сняли клип на песню Sledgehammer. Собака, пускающая слюни под адские хрипы Тома Уэйтса - тоже клип, хотя никакое телевидение показать его так и не решилось. Чудовищная жуть.

«Шоу недоумков» /Meet the Feebles/ (1989) (реж. Питер Джексон, 1989)

Когда придет новое средневековье и начнут жечь классику, в первой двадцатке мучеников обязательно окажется джексоновское «Шоу недоумков», которое без всякого изъятия можно ставить в наш обзор практически полностью. Единственное, что успокаивает - рукописи не горят, и хотя бы бессмертная «Песня содомита» обязательно сохранится для потомков. Классика.

«Приключения Марка Твена» /Adventures of Mark Twain, The/ (1986) (реж. Уилл Винтон, 1986)

В 1986 году режиссер Уилл Винтон решил сделать воспитательный кукольный мультфильм по произведениям Марка Твена. Вышла вполне безобидная история - американский классик летает себе на комете по космосу в компании подростков, уча их уму-разуму. Все шло хорошо, пока Твен и дети не прилетели на планету, где живет Сатана. Продюсеры с Сатаной благоразумно решили не связываться - вырезали. Такой вот детский фильм.

«Секретные приключения Мальчика-с-Пальчик» /Secret Adventures of Tom Thumb, The/ (1993) (реж. Дэвид Бортуик, 1993)

В семье лондонских алкоголиков рождается недоразвитый эмбрион с лицом дегенерата - Мальчик-с-пальчик. После жестокой гибели родителей в огне лилипут уходит странствовать, попадает на фабрику генномодифицированных продуктов и поднимает восстание мутантов. Конец у сказки вышел грустный: десять лет режиссера Бортуика никуда не брали. В 2005-м за его подписью выходит милое «Волшебное приключение» /Magic Roundabout, The/ (2005) , и остается только догадываться, что было у Бортуика на уме, когда он снимал это доброе, но ничем не примечательное фэнтези для семейного просмотра.

«Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) (реж. Такаши Миике, 2001)

Для полного счастья кукольной анимации не хватало одного талантливого человека - Такаши Миике. Перенесенные на японскую почву Шванкмайер, Боровчик и братья Куай под его прозорливым руководством породили монстра - начальную часть музыкальной комедии «Счастье семьи Катакури» /Katakuri-ke no kofuku/ (2001) про семейку убийц, которую атакуют зомби. Тут прописались ангел-людоед и смертоносный плюшевый мишка с железными когтями. Нажимать на «play» или не нажимать - решайте сами.