Междометия. Глагольное междометие Междометия в синтаксисе

Что мы произносим, когда эмоция опережает мысль? Отдельные звуки или сочетания звуков, выражающие эту эмоцию. Такие звуки в языке называются междометиями. Они могут выражать ужас, гнев, страх, восхищение, возмущение, иронию, жалобу, упрек, похвалу, восторг, поощрение и другие чувства, а также такие волевые импульсы как угроза, приказ, запрещение, протест, оклик, предостережение, предупреждение, призыв, приглашение и т. д.

Например:

Увы, на разные забавы я много жизни погубил! – выражается сожаление; Ба! Знакомые все лица! – выражается удивление; Ух! Кончено – душе как будто легче, – выражается чувство облегчения после тяжелого переживания; Шш… слушайте! – требование тишины; Эй, чего растянулись на дороге! – оклик с целью привлечь внимание; Но! Трогай! – понукание; Тпру! Стой! – требование остановки и т. п. Междометия по значению можно разбить на следующие группы:

1) Междометия, выражающие чувства: удивление, одобрение, угрозу, укоризну, страх, печаль, горе и т. п.: а! ах! ба! ай да! ура! ужо! э‑эх! тьфу! фи! фу! уф! ой‑ой! ох! о! увы!

В зависимости от смысла всей речи, от интонации, от обстановки разговора некоторые из перечисленных междометий употребляются при выражении разных чувств, например: Ах, как приятно! (радость). Ах, это ужасно! (горе, возмущение).

2) Междометия, выражающие различные побуждения: вон! прочь! (желание удалить); ну! ну‑те (побуждение к речи или действию); на! нате! (побуждение к тому, чтобы брали что‑нибудь); цыц! те! шш! (запрещение); марш! (побуждение идти); эй! (желание, чтобы обратили внимание).

3) Междометия, выражающие различные чувства и изъявления воли по отношению к речи собеседника: вот еще /(несогласие), ой ли? (недоверие), право! (уверение) и др.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова: бац!хлоп!мяу! кукареку! гав‑гав! Эти слова не называют звуков, издаваемых животными или предметами, а воспроизводят их путем подражания им, например: Порою двухствольное ружье бухает раз за разом: бух‑бух! Бац, бац! Раздались выстрелы.

В роли междометий может быть употреблена любая часть речи и даже целое словосочетание, когда они служат не для называния фактов действительности, а для выражения чувств и воли; некоторые же слова, которые постоянно употребляются в этой роли, превращаются в междометия: батюшки! страсть! ужас! беда! горе! ей‑богу! черт возьми! и др.

В свою очередь, некоторые междометия могут употребляться в значении других частей речи, и тогда они входят в состав предложения: Татьяна ах! а он реветь… (Междометие ах употреблено в значении глагола.) Далече грянуло ура. (Междометие ура употреблено в значении существительного.)

Междометия на, ну и некоторые другие, выражающие побуждение, получают иногда окончания множественного числа повелительного наклонения: нате, нуте и т. п.

Глагольные междометия бац, хлоп, бух и т. п., выражающие значение мгновенного или неожиданного действия, придают речи наглядность, картинность: вместо сообщения о действии говорящий как бы рисует перед слушателями картину этого действия, например: Мартышка, в зеркале увидя образ свой. Тихохонько медведя толк ногой! Смотри, косой, теперь спасайся. А чур зимой пе попадайся! Прицелюсь – бух! И ляжешь… Ууу‑х!..

Для ораторского тренинга междометия просто незаменимы, так как они автоматически включают нужные эмоции и заставляют работать весь психофизиологический механизм. Эмоциональные восклицания раскрепощают мышцы фонационного аппарата и рождают свободное звучание голоса. Вокальный педагог З. Савкова утверждает, что именно на междометиях хорошо тренировать голосовую подвижность, модуляцию голоса, тембральные нюансы, которыми окрашивается одно и то же междометие, выражающее различные чувства.

Упражнение 169. «Эмоции без слов» Произносите разные междометия с интонацией укоризны, огорчения, удивления.

Крик тоже может быть использован как прием для развития силы и диапазона голоса – в том случае, если этот крик хорошо оперт на диафрагменное дыхание. Этот прием в старину был прекрасно знаком разносчикам различных товаров, уличным торговцам, балаганным зазывалам и т. д.

Мемуарист прошлого века Петр Федорович Вистенгоф в книге «Очерки московской жизни» (1842 г.) – одной из лучших книг о Москве 1830‑х годов – рассказ об уличных разносчиках выделяет в специальную главку «Разносчики».

«Бесчисленное множество разносчиков всякого рода наполняют московские улицы, – пишет П. Ф. Вистенгоф. – Одни из них, разодетые в синих халатах, продают дорогой товар, другие, в серых халатах, торгуют товаром средней цены, наконец, мальчики и бабы разносят самые дешевые лакомства. При появлении весны московский разносчик обыкновенно предлагает свежие яйца; затем они кричат: апельсины, лимоны, кондитерские печенья, арбузы моздокские хорошие и дыни канталупки, игрушки детские, яблоки моченые и сливы соленые, шпанские вишни, сахарное мороженое, всевозможные ягоды, пряники, коврижки, спаржа, огурцы и редька паровая, алебастровые фигуры, калужское тесто, куры и молодые цыплята, медовый мак, патока с инбирем, горох, бобы, груши и яблоки сушеные на палочках, гречневики с маслом, гороховый кисель, белуга и осетрина малосольная, свежая икра, живые раки, соты медовые, клюквенный квас и молодецкое: «По ягоду, по клюкву!» Это особенный род разносчиков; они, обыкновенно, бывают старики и продают ягоду в лукошках, накладывая из них в чашечки и помазывая наложенную порцию медом. Продажа всегда сопровождается следующей песней: «По ягоду, по клюкву, володимирская клюква, приходила клюква издалека просить меди пятака, а вы, детушки, поплакивайте, у матушек грошиков попрашивайте, ах, по ягоду, по клюкву, крррупная володимирская клюква!» Разносчик‑спекулятор обыкновенно надевает шапку набок и старается смешить

публику, которая собирается около него из мальчишек, проходящих по улице мужиков и баб; он часто успевает в своей проделке и, если бывает забавен, то с ним почти не торгуются, и дешевый товар его продается славно, принося на обращающийся в торговле капитал процентов гораздо более, чем выигрывают в косметиках на галантерейных товарах».

Предлагаем воспользоваться выкриками торговцев и зазывал в качестве упражнений на развитие голосового диапазона.

Упражнение 170. Купите коврижки!

…Эй, малолетки!

Пряники редки,

Всякие штуки:

Окуни, щуки,

Киты, лошадки!

Посмотришь – любы,

Раскусишь – сладки,

Оближешь губы!…

…У дядюшки Якова

Про баб товару всякого:

Ситцу хорошего –

Нарядно, дешево!

…Новы коврижки –

Гляди‑ко – книжки!

Мальчик‑сударик,

Купи букварик!

Упражнение 171. Продаем табак

Выкрикивайте эти фразы так, словно на самом деле продаете табак.

– Махорочка, табак деревенский – сорока двух сортов и натуральных видов!

– Растет листом в Луганске для трубки цыганской, а для добрых человеков – путаная крошка, курится в «собачьей ножке».

– Заменяет сигары гаванские и лучшие табаки испанские.

– Был сорт «Богдан Хмельницкий» и «Кобзарь» – теперь‑с вроссыпь их пустили на базар.

– «Золотая» и «Чудо‑рыбка» – ныряет, где неглыбко. Была в одной цене, теперь подорожала.

– «Наталка‑Полтавка» – самая душистая‑с травка и крепкая, и вкус в ней – костромскому разводу не сдаст.

– Прошу подходить и, кто не верит, пробовать!

– Откуда мы все это знаем? Сам я правский, старый разводчик‑табачник, сын тоже теперь по этой части. «Дрезина» и «Казак» – кури их с сыта и натощак!

– Кременчугский «Самокат» можно курить, давать напрокат и деньги заработать, даже в череду стоять желающие станут. Нате бумажку – сверните на пробу…

– Сам я? Сам не курю, только пробую, и то считаю вредным.

– Нюхательная? Нюхательная тоже есть. «Палаптирикс» – птица о двух головах, на коротких ногах, в свое время две копейки стоила.

– С одной головой птица – четыре копейки. Была днепровская нюхательная, для военных брали. С рисуночком специальным: офицер солдат вежливо учит…

– «Рыцарь» еще да «Прогресс» из Ливн‑Домогадского. Шестьдесят семь лет, а память у меня какая! Еще какие назвать?

– «Сестрица» – очищенная жилка, крепкий, взатяжку не продохнешь, пятками вперед домой пойдешь и двери к себе не найдешь!

– «Нюхач» – нюхай да плачь.

– Спички? Спички есть, господин, вятские с петухом и еще бывшие Лапшина, у которого лопнула шина. Получите! Две копеечки сдачи…

– А вот махорка‑мухобой, самая крепкая! Один курит, а семь наземь в обморок падают. Махорочка – табак деревенский!..

Упражнение 172. Кому пирожки?

Кому пирожки,

Горячие пирожки?

С пылу, с жару –

Пятачок за пару!

Вот блины‑блиночки!

Кушайте, милые дочки!

Ну что за блины!

И сочные, и молочные,

И крупичестые, и рассыпчистые!

Кушайте, сыночки

И мои любимые дочки!

Упражнение 173. Выкрики московских зазывал

Прочитайте текст перед диктофоном, старайтесь сымитировать интонацию циркового зазывалы.

Эй, господа! Пожалуйте сюда! Здравствуйте, москвичи, жители провинциальные, ближние и дальние: немцы‑лекари, евреи‑аптекари, французы, итальянцы и заграничные мириканцы, расейские баре, астраханские татаре! Господам купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам – мое почтение! Всякая шушера нашу комедию слушала, осталась довольна за представление – еще раз вам мое нижайшее почтение! Эй, ты там! Протри глаза спьяна! Увидишь самого царя Максимилиана! Царь он оченно грозный и человек весьма сурьезный, чуть что ему не по нраву – живо сотворит расправу! Эй вы, господа – подбородки бритые и зубы битые, по‑праздничному скулы сворочены, глаза разворочены! Масленице – все племянники! Эй вы, скупые алтынники, вынимайте‑ка свои полтинники и гривны, сейчас увидите дела дивны!

Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи.

Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека.

Порезал палец: - Ой!
Узнал результат ЕГЭ: - Слава богу!
Услышал неприятный запах: - Фу...

Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №3 г.

Йошкар-Олы» Лангольф Оксана Григорьевна.

Тема урока: «Ах! Междометие!»

Цели урока:

Обучающая – развитие словарного запаса учащихся, орфографических и пунктуационных навыков.

Развивающая – развитие речевой культуры учащихся.

Воспитывающая – воспитание любви к родному языку, вежливости.

Оборудование урока:

На доске выписаны междометия, с которыми будут ознакомлены учащиеся, рисунки. На партах – раздаточный материал.

Выставка книг, использованных для подготовки к уроку:

1.Н.М.Шанский «Занимательный русский язык», Москва, издательский дом «Дрофа», 1996, с. 129-145)

2. В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э Розенталь «Занимательно о русском языке», Ленинград, «Просвещение», 1990 , с. 192 – 195)

3.А.Т.Арсий «Занимательные материалы по русскому языку», Москва, «Просвещение», 1995. с. 243- 245)

4.Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов и др. «Дидактический материал к учебнику русского языка», Москва, «Просвещение», 1987, с 146 - 149)

Эпиграф:

Язык – это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка

Является не праздным занятием от нечего делать,

Но насущной необходимостью..

А.И.Куприн.

Слово учителя:

Без междометий нельзя представить наш русский разговорный язык. Это самые оригинальные слова. В качестве членов предложения не выступают. В составе предложений оказываются изолированными словами-одиночками, островками чувства и воли. Они находятся между словами, которые передают мысли и образуют определенные словосочетания и фразы. (калька латинского interjectio: = между, ject= мет-, брос, кид-; -io=-ие.) Буквально междометие значит «брошенное между полнозначными словами»

Значение междометий

Эмоциональные

Повелительные

Этикетные

Чувства радости, удивления, одобрения, печаль, досада, недоумение, боль, злорадство, гнев, ирония, укор: а, ага, ай, ах, ай-ай-ай, батюшки, боже мой, браво, брр, вот это да, вот тебе раз, вот так так, гм, господи, да ну, еще чего, ишь, как бы не так, как же, матушки, ну, ну и ну, ну уж, о, ого, однако, ой, ох, поди ж ты, подумаешь, помилуйте, скажите, слава богу, с ума сойти, то-то, тю, тьфу, увы, ужас, фи, хе, хи, хо, упаси бог, ура,эх. Отрицательные эмоции превалируют над положительными.

Обращенные к людям команды и призывы:

алло, ау, эй, на, ну, вали, караул (призыв о помощи),

тс, чш, тш(призыв к тишине),

Айда, марш, стоп, тпру (требование движения или его прекращения),

кис-кис, цып-цып, брысь, кыш (призыв или отгон животных)

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, прощай, извини, пожалуйста, будьте любезны, всего хорошего

Поэтесса Н.Веселовская напоминает нам об этикетных словах, благородный смысл которых утрачивается:

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно знакомых слов:

Всегда ли мы, роняя слово

«Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Всегда ли помним, что самой любовью

Был побуждаем в древности народ,

Желая высшей благости – здоровья -

Всем, с кем судьба когда-нибудь

Сведет…

Слова с рожденья ждет жестокий

Выбор,

Не всякий возглас в речи выжить мог,

Но вот звучит во все века «спасибо» -

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

И также срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба в речи принята:

Мы говорим по-прежнему «пожалуй»

С частицей величальною «ста»…

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова

Каково происхождение этой части речи?

Адью, прощай, до свиданья.

Адью - грубовато-фамильярный синоним прощай и до свиданья. К нам пришло из французского в Х1Х веке. Adieu в ХУ1 веке оно слилось в одно слово из предлога «а»и существительного dieu «Бог».Это междометие по своему образу подобно русскому междометию «с Богом » - «прощай, до свиданья».

В междометии до свиданья в основу положено желание свидеться вновь (Ср. польск. Do widzenia !- widziec «видеть»; нем. Aufwiedersehen! – widsier «видеть».

Первоначально «прощай» значило «прости (если что не так)». Это повелительная форма глагола « прощать». В Х1Х веке кроме междометия «прощай» употреблялось междометие « прости».

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости

«Прости» в романе «Евгений Онегин А.С.Пушкина равно «прощай».Некоторые поэты используют как антонимы к слову « прощай» слово «до свиданья». У П.Антокольского в стихотворении, посвященном памяти А.Фадеева:

Никогда не прощай, навсегда до свиданья,

Милый друг, дорогой человек.

У слов, имеющих одинаковый образный стержень или один корень, нередко бывают противоположные значения. Этимологически выражают пожелание быть здоровы междометия «Будь здоров!» («прощай»), «Здорово! Здравствуй!» (междометия приветствия.)

Айда и гайдамаки.

Это слова одного и того же корня. Слово «Айда» пришло к нам из татарского языка, где оно является формой повелительного наклонения («иди, ну») от глагола «айдамак» - «погонять скотину на пастбище». Это междометие первоначально применялось при «обращении» к скоту (ср. ну – к лошади).

«Гайдамак» попало в нашу речь из украинского, а в нем появилось из родственного татарскому языку турецкого. В украинском появилось начальное «г» и значение «разбойник, грабитель», которое развилось из значения «погонщик скота».Слово «айда» чаще всего было в ходу у гайдамаков (участники народно-освободительных движений на Правобережной Украине.

Алло- «слушаю, у телефона»

Это междометие появилось вместе с телефоном. Пришло оно в конце Х1Хв Из французского, образовано Ш.Бивором от слова allons «ну» .Восходит к allons «Идем!». Алло по образной структуре похоже на «айда».

Амба и баста.

Эти слова пришли к нам из итальянского языка и означают «хватит, довольно, достаточно, полно». По своему происхождению это игорные термины Х1Х века.

«Амба»- лотерейный термин, которым обозначался выход в лотерее двух номеров сразу (лат. ambo «оба»)

Междометие «баста» является термином карточной игры. Итал.basta «хватит, довольно» аналогично нашему «полно», образовано от прилагательного basto « полный».

От междометия «баста» образовано «бастовать» (первоначально «кончать, переставать играть»), от глагола «забастовать»- существительное «забастовка».

Ась.

Это междометие отклика образовалось из двух слова: союза а и указательного местоимения се «это, вот», С ХУ11 века в памятниках литературы имело значение «а вот я, здесь я », звучало как асе. Конечное е отпало. Слово сейчас роднится второй частью со словом ась. Се в «ась» является краткой формой среднего рода, а сей в сейчас - полной формой мужского.

Ату и тубо.

Это охотничьи междометия, Ату - термин натравливания и синоним «усь,бери, хватай».Тубо- команда лежать на месте и синоним «смирно, не тронь, будь на месте».Заимствовано тубо в ХУ111 веке русским дворянством из французского языка. Наше тубо передает фр. фразеологический оборот tout beau. «все хорошо».Фасмер М («Этимологический словарь») и Шанский Н.М.(«Этимологический словарь») считают, что слово из фр. языка (предлог а и tout « все». A tout восходит к выражению a toutes jambs «со всех ног» . Конечное т отпало.

Баю-бай

Междометие усыпления ребенка. Произошло от баять - «говорить сказки». Однокоренное словам басня, краснобай, обаятельный.

Бис и браво.

Междометия одобрения зрителей. Бис из фр. И означает «превосходно», «повторите еще раз».Лат. bis « два раза» (ср. сущ. биссектриса)

Браво из итал. Языка, Означает «превосходно, замечательно».Bravo «смелый, храбрый; молодец!» Напоминает по происхождению наше хоккейное Молодцы!

Брр!

Междометие, выражающее чувство сильного холода, которое бывает при морозе. Звукоподражательное по происхождению.

Это междометие имеет и переносное значение - чувство крайнего отвращения.

Брысь и прочь.

Междометие брысь является отглагольным от слова «брыснуть - «отогнать, выгнать», бросать, брызгать и прискать.

«Прочь» пришло в междометие из наречий в результате выпадения глагола в оборотах «пошел прочь». Наречие «прочь» произошло от общеславянского прилагательного прокъ, прочь «остальной, прочий».

Вишь

Отглагольное скороговорочное образование от глагола « видишь»

Вон

В словаре С.И.Ожегова указано, что у «вон» два значения - частица и наречие., Но в выражении «Вон отсюда!» это слово имеет значение « прочь, уходи». Это междометие.

Есть и нет.

В русском языке три слова «есть». Два из них объединены в поговорке «И зубы есть, да нечего есть»..Они имеют значения «имеется» и «кушать».Третье выступает как ответ «слушаю, готов, согласен, хорошо» на команду.

Английское yes «да» было в русском языке переоформлено в «есть», поскольку было выражение «есть будет» в русском языке, что означало «хорошо, согласен, слушаю».

«Нету» возникло из «есть». Это скороговорочный вариант сочетания нъ(сть) ту «нет тут» из первоначального не есть ту. Старое несть во фразеологизме «несть числа.». В слове нет конечное у отпало.

Здравствуй

Это форма глагола здравствовать «приветствовать; желать здоровья.». То же приветственное значение имело слово «целовать» - « желать быть целым, невредимым». Древненемецкое heil - «целый, здоровый»

Стоп

В латинском stuppa – «пакля», stuppar – «затыкать», Английское stop – «задержи». Сохранилось сейчас как непроизводная основа глагола стопорить. Слова стоп и штопать (нем. Stopfeh –«затыкать»), штопор(из голландского)– родственные.

Пли!

Бывшая форма повелительного наклонения глагола «палить» - «стрелять». Оно изменилось в пли в разговорном стиле.

Спасибо и пожалуйста.

Слова разные по значению, но содержат в себе глагольный компонент, которым оба «начинаются».В «спаси Бог» г отпало после утраты редуцированного ъ.

К «пожалуй» прибавлен суффикс. Восходящий к частице, - ста. Пожалуй появилось из «пожалую» - « отблагодарю» с отпадением конечного безударного у. Частица -ста является бывшей формой 2-3- лица ед. числа аориста (от глагола стать)

Ура

Заимствовано из нем. Hurren «быстро двигаться». Первоначальное значе-ние - «быстро, вперед».

Усь

Междометие натравливания собак. Скороговорочная форма слова кусь после отпадения в куси и, -«кусай». Усь- скороговорочный вариант «.кусь».

Это междометие в основе глагола «науськивать»- «натравливать, подстрекать»

Фюить.

Передача короткого и энергичного свиста. Значение междометия связано с глаголом просвистать-«промотать состояние, деньги»

Чу

Народно-поэтическое междометие призывает к вниманию и означает «слушай!», «слышишь?».Это бывшая форма 2-3 лица ед.числа аориста от глагола чуть «слышать, ощущать». «Чуть» произошло от того же глагола – «ощущаемое, малая часть чего-либо, которую можно ощущать,чувствовать».

Чш, цыц.

То и другое междометие обозначает требование молчать. Родоначальник их – слово тише.Чш- его скороговорочная форма. Потом- щ-ш и тсс. От него- цы(тс слышится как ц).С помощью суффикса –ка был образован глагол цыкать. От него вульгарно-грубоватое цыц.

Шабаш.

Междометие возникло от еврейского « шабаш». Что означало день отдыха, а еще раньше- «суббота». «Шабаш» пришло из польского (евр,schabbes),»Суббота» - из старославянского. А туда попало из греческого (др.-евр. Sabbath) .

Игра «Спрятанное слово»

Впишите в отмеченные ячейки междометия, соответствующие кратким толкованиям, в третьем столбике вы прочитаете название этой части речи.

  1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
  2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
  3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
  4. Просторечное выражение отказа от чего-либо, отрицания.
  5. Звукоподражание резкого удара, падения чего-либо,
  6. Выражение кого-либо быстро проскользнувшего, пробежавшего.
  7. Звукоподражание блеянью барана, овцы,
  8. Приказание «Остановись!Довольно! Хватит!»
  9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
  10. Подражание бренчанию струнного инструмента.

Ответы:1.Гм. 2. Эге. 3. Вжик. 4. Дудки. 5. Хлоп. 6. Шмыг. 7.Бе. 8. Стоп. 9. Бис. 10. Трень или брень (междометие).

ВИКТОРИНА.

  1. Какое состояние и чувство может выражать междометие а?
  2. Какой двуслоговой возглас удивления становится после перестановки слов возгласом недоверия?
  3. Как превратить глагол думать в междометие?
  4. Назовите несколько междометий, которые пишутся раздельно, в 2-4 слова.
  5. Образуйте несколько приставочных глаголов от междометий.
  6. Какое междометие нельзя в точности передать при помощи букв?

Ответы:

1. Узнавание: А, здравствуй. Догадку: А, понял. Решимость: А! Была не была.Недовольство, досаду: А, не до слов теперь. Крик от боли, испуга: Ааа, что я сделал!

2. Да ну!

3. Подумаешь!

4. Ну и ну, вот тебе и на, ишь ты, иди ты, с ума сойти и др.

5. Переаукиваться, заохать, позвякивать, прихлопывать, притопнуть.

6. Тпру!

ИГРА « ОДНИМ СЛОВОМ»

Сейчас я по очереди буду обращаться к каждому участнику игры. Прочитаю краткое толкование междометия. Играющий должен назвать это междометие и составить с ним пример. Каждый правильный ответ - 1 балл. Подсчитайте баллы в конце игры. У кого больше оказалось баллов?

1. Выражение боли, испуга.

2. Просторечный призыв идти куда – либо.

3. Возглас при разговоре по телефону.

4. Охотничий возглас при травле зверя собаками.

5. Возглас, которым перекликаются в лесу.

6. Разговорный возглас радостного удивления при встрече.

7. Выражение отвращения, брезгливости.

8. Возглас одобрения, похвалы.

9. Возглас, которым отгоняют кошку.

10.Призыв на помощь в случае опасности.

11.Возглас, которым прогоняют курицу.

12.Команда начать движение в строю, приказание уйти.

13.Возглас, которым погоняют ездовых лошадей.

14.Выражение удивления, восхищения по поводу чего-то неожиданного.

15.Выражение недовольства чьим-то хвастовством.

16.Подражание рычанию собаки или зверя.

17.Возглас, которым останавливают ездовых лошадей.

18.Восклаицание, выражающее сожаление.

19.Просторечный окрик – приказание замолчать.

20.Восклицание в игре – требование соблюсти какой-либо уговор.

21.Призыв к окончанию какой-либо работы.

22.Возглас, которым окликают, подзывают, предостерегают.

ИГРА «Поиграй с друзьями»

Запишите стихотворные строки с междометиями и укажите авторов. Каждый пример в один балл.(Ф.Т.Арсий «Занимательные материалы по русскому языку» . Книга для учащихся, Москва. «Просвещение» , 1995.)

ИГРА «Напиши правильно слово»

Раскройте скобки и запишите в три группы звукоподражательные междометия,передаюшие звучания, которые сопровождают действия, производимые: 1) человеком, 2) животным, 3) предметом. Какое слово вы не выписали, почему?

Кхе(кхе), кря(кря), ха(ха), дзинь(дзинь), хи (хи), уа(уа), карр(карр), из(за), тра(та,та), мяу(мяу), гав(гав), чих(чих), цып(цып).

Как пишутся междометия, образованные путем повторением основ?

(Л.Т.Григорян, М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова «Дидиктический материал к учебнику русского языка. : класс. Москва. «Просвещение» 1987 год.)

Вставьте в кавычки междометия.

Составьте, опираясь на содержание стихотворения предложения, в которых выделенные в кавычки слова выступали бы в роли междометий.

Разрешите доложить Кто пасует пред бедой,

Всем без исключения, Произносит слово «..!».

Что могу я говорить Кто отстанет от друзей,

Только лишь с волнением. Произносит слово «..!»

Выражаю поощренья, Кто задерживает вдох,

Похвалу, упрек, запрет, Произносит слово «..!».

Благодарность, восхищенье, У кого захватит дух,
Возмущение, привет… Произносит слово «..!»

Те, которых гложет страх, Интересно жить на свете,

Произносят слово «..!» Если знаешь междометья

(А.Тетивкин)

(Ах.ой.эй.ох.ух)

Сообщение ученика.

Междометия не входит ни в самостоятельную, ни в служебную часть речи. Они не изменяются, не являются членами предложения, в значении других частей речи являются членами предложения, принимая конкретное лексическое значение. На письме выделяются запятой или восклицательным знаком. В сочетании с частицами и, да междометия ох, ну, ай играют роль восклицательных частиц, запятая после них не ставится: Ох и денек сегодня! Ну и гроза! Ай да глазки!

Ну и является вопросительной частицей в вопросе с оттенком недоверия: Да ну, в отклике на обращение: -Ну, с как в начале вопросительного предложения, выражающего опасение: Ну как ваше начальство узнает.

Ну - усилительная частица в предложениях типа Ну конечно! Ну и ладно!

Междометия используются в устной речи, В художественных произведениях используются в диалогах.

Подведение итогов.

Что интересного вы узнали о междометии?

Домашнее задание.

Представьте себе картину утра - в городе, в поле, в лесу, в селе, у вас дома. Напишите, как просыпается все вокруг, используя междометия и звукоподражательные слова. Подчеркните их в своем тексте.


Междометные глаголы и способы их образования

При изучении темы «Глагол» необходимо обратить внимание учащихся на особую группу – междометные глаголы типа чик, хлоп, хвать, цоп, шасть, бряк, а так же формы чикнуть, хлопнуть, брякнуть, хапнуть и др.

Анализируя произведения российских писателей, можно выделить три группы междометных глаголов. В первую группу входят усеченные формы глаголах типа: бряк, шмяк, цоп, брык, сиг, шасть и др.

Развернулся и шмяк меня по уху («Доходная статья»); После цоп пакет и идет («На живца»); Сама видела: сиг через перилки и нету («Медаль»); …Шасть за дверь и слова никому не молвил («Виктория Казимироана»).

Вторую группу составляют междометные глаголы с суффиксом -ну/ть. Это продуктивный суффикс со значением совершенного вида. Он присоединяется к усеченным формам глагола и указывает на мгновенность действия.

Можно сказать, ахнуть не успел («Галоша»); Ёкнуло у Пелагеи сердце («Письмо»); Никак батюшка стакан тюкнули? («Стакан»).

Третью группу составляют повторяющиеся усеченные глаголы.

Забежал я к нему, сам пугаюсь, хвать да хвать его за руку («Виктория Казимировна»); А один гвардеец дёрг да дёрг за ножку австрийца («Великосветская история»); Я за дерево схоронился, а она травинку нюх да нюх, понюхрила, и, вижу, меня нашла… («Чертовинка»).

Следует отметить, что морфологическая структура междометных глаголов и междометий характеризуется известной общностью, но не является вполне идентичной. Междометные глаголы образуются отрицательной аффиксацией, в связи с этим они имеют глагольные показатели, которые отсутствуют у междометий.

Тюкнуть – в значении «разбить»; сиг – в значении «прыгнуть»; чик-чик – в значении «рубить», «резать»; брык - в значении «упасть».

Особую группу составляют междометные глаголы, образованные от междометий путем суффиксации: ах – ахнуть, бабах – бабахнуть, кряк – крякнуть, ёк – ёкнуть.

Повторяющиеся междометные глаголы как конструкции в общем звене глаголов показывают, что конструкции с союзами и, да имеют значение окончательного действия. Например: сиг и нету; чик и на кусочки; цоп и идет; брык и лежит. Повторяющиеся междометные глаголы обозначают не мгновенное действие, а процесс мгновенных действий. В связи с этим у глаголов такой конструкции видо-временные значения устанавливаются на основе контекста. Междометные глаголы спрягаемой формы употребляются так же в качестве особой конструкции глагола-сказуемого, выделяемого на основе контекста. В таких случаях одиночные междометные глаголы несут в себе весь заряд действия как если бы это было простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом прошедшего времени совершенного вида.

А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин бряк меня по уху («Великосветская история») – сравним: А командир, по выбору, прапорщик Лапушкин [ударил] меня по уху;

Студентик брык наземь («Серенада») – сравним: Студентик [упал] наземь.

Если поставить вместо междометных глаголов простые глагольные формы, то комический смысл текста теряется. Как семантика, так и структура таких глаголов характеризуются контекстно-ситуативной обусловленностью.

Таким образом, в языке есть междометия: сиг, прыг, бац, бряк, хлоп и междометные глаголы: сиг, прыг, бац, бряк, хлоп, которые выделяются в контексте и обозначают действия. Видо-временные значения междометных глаголов проясняются так же в контексте. Функциональная значимость междометных глаголов заключается в том, что они придают действиям яркую экспрессию и, не лишаясь своего лексического значения, вносят значение внезапности, мгновенности и наглядности действия. Междометные глаголы, безусловно, являются важнейшим средством повышения экспрессивности языка сатирических произведений.

Особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения и побуждения. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия - особенность разговорного стиля, в художественных произведениях используются в диалогах.

Группы междометий по значению

Междометия бывают непроизводными (ну, ах, фу, эх и др.) и производными , произошедшими от самостоятельных частей речи (Брось! Батюшки! Ужас! Караул! и др.).

Междометия не изменяются и не являются членами предложения . Но иногда междометие употребляется в значении самостоятельной части речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения. Вот раздалося «ау» вдалеке (Н. Некрасов) - «ау» равно по значению существительному «крик», является подлежащим. Татьяна ах! а он реветь . (А. Пушкин) - междометие «ах» употреблено в значении глагола «ахнула», является сказуемым.

Нужно различать!

От междометий следует отличать звукоподражательные слова . Они передают различные звуки живой и неживой природы: человека (хи-хи, ха-ха ), животных (мяу-мяу, кукареку ), предметов (тик-так, динь-динь, хлоп, бум-бум ). В отличие от междометий звукоподражательные слова не выражают эмоций, чувств, побуждений. Звукоподражательные слова состоят обычно из одного слога (буль, гав, кап) или повторяющихся слогов (буль-буль, гав-гав, кап-кап - пишутся через дефис).

От звукоподражательных слов образуются слова других частей речи: мяукать, мяуканье, булькать, бульканье, хихикать, хихиканье и др. В предложении звукоподражательные слова, как и междометия, могут употребляться в значении самостоятельных частей речи и являться членами предложения. Вся столица содрогнулась, а девица хи-хи-хи да ха-ха-ха (А. Пушкин) - «хи-хи-хи» и «ха-ха-ха» равны по значению глаголам «смеялась, хохотала», являются сказуемыми.

Производные.

    В первую группу входят междометия первообразные , состоящие или из одного гласного звука (А! О! У! Э! ), или из двух звуков (Ай! Ах! Ба! Ой! Эй! Эх! Ух! Фи! Ха! и др.). Иногда первообразные междометия употребляются в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ха-ха-ха! Ба-ба! Фи-фи! и т.д.

    Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (ага, увы, угу, эге и др.).

    К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться постфиксы или частицы (нуте, на-кось, нуте-ка, ой ли и др.).

    Вторую группу составляют междометия, образованные из других частей речи. Такие междометия называются вторичными или производными . Сюда входят междометия, образованные из существительных (Глупости! Беда! Крышка! Право! и др.), из глаголов (Здравствуйте! Прощайте! и под.), из наречий и местоимений (То-то же! Полно! и др.).

По своему происхождению одни междометия являются исконно русскими (Матушки! Ай! Эх! Ну-ка! и др.), другие - иноязычными (Алло! Аида! Браво! Бис! Капут! и пр.).

В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологические обороты (Боже мой! Батюшки-светы! Дело - табак! Вот так история! Черт возьми! и мн. др.).

В современном русском языке выделяются слова, которые, с одной стороны, имеют структуру междометий и присущую им экспрессию, динамичность, с другой - обладают глагольными признаками (вид, время). Сюда относятся такие формы, как трах, хлоп, прыг, хвать, шасть, стук, бултых и др. Например: Капитан размахнулся и трах! - из глаз посыпались искры, из рук выпала шапка (Ч.).

Слова, являющиеся по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков, называются звукоподражательными . По своим синтаксическим функциям они сближаются с междометиями. Однако в отличие от междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и экспрессией.

К звукоподражательным словам относятся все слова, являющиеся условным воспроизведением крика птиц: га-га (гуся), кря-кря (утки), ку-ку (кукушки), курлы-курлы (журавля), чик-чирик (воробья) и т.д.; животных: гав-гав (собаки), ква-ква (лягушки), мяу-мяу (кошки), му-у (коровы), бе-е (овец) и т.д.; воспроизведением каких-либо шумов природы или определенных действий, происходящих в результате деятельности людей: трах-тах-тах (раскаты грома), у-у-у (завывание вьюги), динь-динь (звук, издаваемый колокольчиком) и т.д. Например: ...Ква! Тебе любо, любо, лягушка заморская, квакать на русского царевича (П.); Журавлям хорошо: поднялся повыше и лети - курлы-курлы-курлы (Б. Пол.); Ррр... гав! гав! - постой, не кусайся (Ч.); На подоконнике ворковали голуби. «Су-уп-пру-г, су-уп-пру-г, су-уп-пру-г» - будто выговаривал один; «Су-уп-пру-у-га, су-у-пру-у-га» , - отзывался второй (В. Салтыкова); Еду, еду в чистом поле; колокольчик дин-дин-дин (П.).