Сочинение-рассуждение на тему «Мое отношение к Онегину. Сочинение размышление на тему — Мое отношение к Евгению Онегину Мое отношение к образу евгения онегина

Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819 - 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного герою романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин".
Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных крестьян, получившие беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди - более умные, чуткие и благородные - испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими-то странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий.
Главный герой романа - молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.
Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать из-за куска хлеба, "труд упорный ему был тошен". Воспитание, полученное Евгением, было самое скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернанткам. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка бранили за шалости. Но получив самое поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившим высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным.
В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и бессодержательную жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещения театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на коне и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы. Только в первое время, приехав в деревню, Онегин попробовал заняться хозяйством, облегчил положение крестьян: "Ярем он барщины старинной оброком легким заменил". Но и это недолго занимало его, да и занялся этим Онегин только от безделья.
Не мудрено, что из Онегина вышел настоящий эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Он понимает, что основной источник его тоски - это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души из-за воспитания и жизненной обстановки оставались под спудом, не получали развития.
Онегина не удовлетворяла пустая, бессодержательная жизнь. Хандра овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, он продолжает так же пассивно и равнодушно относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.
Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему являлась каждый день". И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить.
Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви.
Как далек этот глубоко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения!
И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, "более сообразного с человеческим достоинством".
Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по, мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие?
Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье - справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа?
Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком) в-третьих, любовь - как красота духа, его высокое стремление.
Свобода, творчество, любовь - три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом.
Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви.
Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина - невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено.
Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. "Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям... Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры... но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла", - писал об Онегине В. Г. Белинский.

Сочинение по литературе "Евгений Онегин" (роман Пушкина "Евгений Онегин" сочинение).

А. С. Пушкин написал свой знаменитый роман «Евгений Онегин» за семь лет. Описываемые автором события и герои являются современными ему, так как действие романа разворачивается приблизительно в то же время - с 1819 по 1825 годы.. Это период правления Александра І - время бурного развития русского общества, насыщенное значительными политическими событиями в истории не только России, но и всей Европы. В это время в России царила особенная духовная атмосфера - создавались тайные организации и общества, а вместе с тем усиливалась реакция. В этой напряженной, предвещающей перемены обстановке, и возникает новый тип молодежи, жизнь которой решил воссоздать в своем произведении А. С. Пушкин.

Главным персонажем романа стал молодой помещик. Автор называет его Евгением Онегиным и наделяет довольно сложным, противоречивым характером. Таким сложным, что читателю нелегко удается понять даже отношение к нему самого автора. Решающее влияние на становление этого характера оказали социальное положение семьи Онегиных и данное ему воспитание.

Рос Евгений без матери. Его отец, будучи богатым барином, не слишком заострял внимание на воспитании сына, поручив его недалеким гувернерам. В результате Онегин вырос избалованным, не знающим что такое труд и уважение к окружающим молодым человеком. Однако он предпринимает попытки заполнить пробелы в своем поверхностном образовании, и довольно удачные. К моменту встречи с Ленским он уже расширил и пополнил свои знания, поэтому может высказать свое мнение по самым разным политическим и философским вопросам того времени.

Несмотря на разные поездки Онегина и постоянную смену деятельности, в целом он вел бессодержательную жизнь. Все свои непродолжительные начинания Евгений организовывал для того, «чтоб только время продлить». Но даже для такого эгоиста как Онегин пустая беззаботная жизнь не стала верхом мечтаний, им в итоге овладела тоска. Онегин с поразительной легкостью причиняет боль окружающим людям, и это его совершенно не волнует! Его хладнокровие и равнодушие достигают своего апогея, когда Евгений принимает вызов на дуэль и убивает друга. С этого момента зачатки чувств в его душе просыпаются, и он, наконец, осознает весь ужас произошедшего. Нашего героя начинают мучить угрызения совести, ведь он понимает, как был неправ, какую непоправимую ошибку совершил. С тех пор ему нет покоя, в нем оживают и другие чувства. Он больше не может находиться в тех местах, где все напоминает ему о страшном преступлении, поэтому уезжает. А после путешествия Онегин понимает, как сильно любит Татьяну, и чуть не сгорает от любви к ней. Так сказались на характере Евгения перенесенные им душевные потрясения.

Как противоречив характер Евгения Онегина, так неоднозначно и мое отношение к нему. Оно меняется в ходе развития сюжета от негативного к более положительному. Естественно, что предстающий перед читателями эгоист из первых глав не вызвал у меня симпатии. А Онегин, хладнокровно разбивающий мечты Татьяны о счастье с ним и убивающий своего друга, вызвал у меня целую бурю отрицательных эмоций! Но по мере того, как меняется состояние души героя, мое отношение к нему становится сочувствующим, с оттенком жалости. Крах всех надежд Онегина и его личное несчастье - это, по-моему, справедливая расплата за бесцельно прожитые годы. Возможно, это наставит его на правильный путь, и он задумается уже не только о себе, но и о народе. Ведь его характер по большей части не его вина, а его несчастье. Окружающее общество, воспитание, условия жизни - все это отложило неизгладимый отпечаток на формировании Онегина как личности.

Действие романа "Евгений Онегин" развивается в 1819 — 1825 годы. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, сложился тип человека, подобного героя романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Характер главного героя Пушкин взял из жизни, обобщив черты, типичные для целого поколения молодых людей. Это люди, обеспеченные трудом крепостных, получивших беспорядочное воспитание и образование. Но, в отличие от большинства представителей господствующего класса, эти молодые люди — более умные, чуткие и благородные — испытывали неудовлетворенность и недовольство собой. Они резко выделялись, казались в обществе какими странными, но сами продолжали вести пустую светскую жизнь, хорошо понимая ее бессодержательность и не испытывая ничего, кроме скуки и душевных страданий. Главный герой романа — молодой помещик Евгений Онегин. Он показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером.

Социальное положение и воспитание определили основные черты характера Онегина. Он сын богатого барина, "наследник всех своих родных". Ему не нужно было работать ради куска хлеба, "труд упорный был Воспитание, полученное Евгением, было именно скверное. Он рос без матери. Отец, легкомысленный барин, чиновник, не обращал на сына никакого внимания, поручив его наемным гувернерам и гувернантка. Они почти ничему не учили мальчика, никак не воспитывали его и только слегка ругали за выходки. Но получив именно поверхностное образование, Онегин, дважды пытался пополнить и расширить его. Во всяком случае, встретившись с Ленским, получившего высшее образование в лучшем университете Германии, Онегин мог спорить с ним по серьезным политическим, историческим и философским вопросам как равный с равным. В Петербурге Онегин ведет пустую, бесцельную и пустую жизнь. Встречи с друзьями в ресторане, посещение театра, балы, ухаживания за женщинами. Наука страсти нежной была основным содержанием его жизни.

Как рано мог он лицемерить, Томиться надежду, ревновать, заставить верить, Сдаваться мрачным, изнемогать.

Устав скучать в Петербурге, Онегин едет скучать в деревню. И здесь жизнь его не отличается богатством событий: купание в реке, прогулки на лошади и пешком, чтение журналов, поцелуи крепостных девушек. Никаких серьезных интересов, никакой работы, только в начале, приехав в деревню, Онегин попробовал начать хозяйствовать, облегчил положение крестьян: "Ярема он барщины старинной оброком легким заменил". Но и это недолго занимало его и занялся этим Онегин только от безделья. Не мудрено, что с Онегина вышел настоящий эгоист, что думает только о себе, о своих желаниях и удовольствие, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы и страдания людей, способен с лекостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Однако это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как назвал Онегина В. Г. Белинский, "страдающий эгоист". Он понимает, что основной источник его тоски — это отсутствие деятельности, труда. Но хорошие задатки его души через воспитание и жизненную обстановку оставались под спудом, не получали развития. Онегина не удовлетворяло пустое, бессодержательное жизни. Скука овладела им. Но у него не хватило ни силы, ни желания порвать с этой жизнью, оно продолжает так же пассивно и одинаково относиться ко всем и ко всему, кроме собственного спокойствия. Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского.

Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, "Где окровавленная тень ему была ежедневно": И, измученный угрызения совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви. Как далек этот глубоко переживает свое любовь человека от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, "больше согласного с человеческим достоинством".

Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин — эгоист, что скучает в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает возмущение. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит восстановление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Катастрофа всех его надежд, его личное несчастье — справедливые, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа? Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной, во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком), в-третьих, любовь — как красота духа.

ь творить всегда была для Пушкина положительным признаком), в-третьих, любовь — как красота духа.

Воля, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь смыслом и содержанием.

Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин далек высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни д котором другое. "Светская жизнь не убило в Онегине чувства, а только охолодила к бесполезных страстей и мелочных развлечений … Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры … но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла ",. — Писал об Онегине В. Г. Белинский.

Изучив в школе или просто прочитав произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин», обязательно нужно понять то, каково ваше отношение к главным героям этого произведения. Конечно же, каждый человек по – разному будет воспринимать образ любимой героини самого великого поэта – Татьяны, и пара Ленский и Ольга будет вызывать противоречивые чувства. Но больше всего в размышлениях вдумчивого читателя будет присутствовать образ молодого героя. Поэтому стоит разобраться в том, каково ваше отношение к Евгению Онегину.
Стоит рассмотреть образ Евгения Онегина в романе А.С.Пушкина более детально, чтобы его хорошо понять. Молодой человек, выросший в дворянской среде, привык к тому поведению, которое было принято в 19 веке в обеспеченных семьях. Он мог слегка, но умело изъясняться на французском языке, чтобы общаться на светских балах с дамами. Кстати, в любовных премудростях он преуспел. Но вскоре все: и балы, длящиеся всю ночь, и женщины, и любовные свидания ему надоели. Ведь у Евгения был довольно насыщенный распорядок дня. Он был щеголь, поэтому внимательно следил за своими нарядами, часто делал визиты портному, который шил ему одежду по последней моде. Не зря его поэт в своем романе в стихах называет: «как денди лондонский одет». Идеальна и его стрижка: «пострижен по последней моде». Как же могут в такого не влюбиться девушки!
Да, Онегин хорош собой, тщательно следить за собой, но у него есть и строгий режим дня. Единственное, что он очень сильно отличается от той размеренной жизни, которую обычно ведет трудовой народ. Он только рано утром возвращается домой с посещения балов и других светских мероприятий, а потом ложится отдыхать. Сон его длится до полудня, а затем, проснувшись, он опять готовится к вечернему мероприятию. Порой для этого ему приходится разучивать какие-то движения и фразы, чтобы нравится и покорять, чтобы казать умным и остроумным.
Но и это все: любовь девушек, внимание, светские развлечения вскоре наскучили главному герою, и он решает сбежать от всего этого. К тому же, случай помог это сделать: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…». Евгений уезжает в деревню, якобы ухаживать за больным дядей, но, надеясь, что смена обстановки разнообразить его жизнь и избавить от скуки. Но в деревни он вначале не скучал. Познакомился с Ленским, поэтом. Владимир, не смотря на полную противоположность герою, понравился Евгению, и они даже сдружились. Но и эта дружба просуществовала недолго, ведь от скуки он старается вызвать ревность у друга, заигрываю с его девушкой - Ольгой Лариной. Такая его игра приводит к дуэли, где убивает своего друга.
Интересует вначале и семейство Лариных, особенно Татьяна, отличающаяся ото всех. Но как только она пишет ему письмо, выражая свои чувства, то это отталкивает Онегина. Он ведет себя с ней благородно и признается, что не может ответить ей взаимностью, но скука с каждым днем все больше начинает одолевать его.
В библиотеке дяди было много книг, но и это занятие недолго смогло удержать героя. Зато после его отъезда Татьяна посещает библиотеку, стараясь понять человека, которого она так сильно полюбила.
Евгений же отправляется путешествовать, стараясь хоть как-то избавиться от скуки, одолевающей его повсюду. Он объездил много городов, видел много женщин и только в конце романа, увидев уже Татьяну не на лоне природы, а в светском обществе, замужней дамой, он понимает, что когда-то сам отказался от той, кто ему милее всех. Он пытается поговорить с ней, но она гордая и, главное, замужем.
Евгений Онегин оказывается упорным и целеустремленным, и он все равно добивается встречи с Татьяной наедине. И теперь ситуация меняется: теперь он говорит ей о своих чувствах и просит ее любви. Она благодарна ему за то, что тогда он не обидел ее, а проявил благородство. Но она не может ему ответить взаимность, ведь она замужем и свою репутацию верной жены она портить не собирается. Как сложатся дальнейшие отношения между Татьяной и Евгением, остается лишь только догадываться и додумывать.
Мое отношение к Евгению Онегину меняется по развитию сюжета. Так, вначале я стараюсь его понять, но многие его поступки у меня вызывают лишь негодование, порой, разочарование, иногда даже и положительные эмоции. Но когда происходит объяснение с Татьяной, то я начинаю менять свое отношение к нему, понимая, что он поступил как настоящий мужчина, благородно. Но в конце романа мне уже его даже немного жалко, ведь так хочется, чтобы и Татьяна, как мне кажется, до сих пор в него влюбленная, да и он сам обрели настоящее счастье и друг друга.

Перед вами пример сочинения-рассуждения на тему «Мое отношение к Онегину». Другие сочинения, в которых анализируется образ Евгения Онегина, можно найти здесь . Если же Вам необходимо вспомнить некоторый детали романа в стихах – почтите — нетленного произведения А.С. Пушкина.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОНЕГИНУ

Пушкин — истинно русский поэт, а первой, истинно национально-русской поэмой в стихах была и есть — «Евгений Онегин». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа. Такого широкого охвата жизни, какой дан в романе, еще не было ни в одном произведении мировой литературы.

В своем романе поэт решил дать образ типичного для начала 19 века представителя дворянской интеллигенции, который не являлся членом тайных политических обществ, но критически относится к светскому образу жизни, протестовал против условностей света, сковывающих свободу человеческой личности. Таким героем в романе является Евгений Онегин.

Когда я читал страницы романа, где речь идет об этом герое, я думал о том, как так можно жить, как жил Онегин: балы, рестораны, ужины, обеды, прогулки. А где же труд? Как долго можно так жить? К чему это приведет?

А здесь нет ничего удивительного. Ведь Онегин — аристократ, все материальные блага для таких создают крепостные крестьяне, которые ничего не имеют, а работают для роскоши и неги крепостников. Онегин был воспитан в духе аристократической культуры, оторванной от национальной и народной почвы. Растлевающее влияние высшего света еще более удаляло Онегина от народа. Но, надо отметить, у Онегина были некоторые черты, которые выделяли его из общей массы аристократической молодежи: «мечтам невольная преданность, неподражательная собранность и редкий охлажденный ум» , чувство чести, благородство души. Это мне нравится в Онегине, такие люди, естественно, не могут вести такой образ жизни долго. Им захочется, я считаю, чего-то большего и лучшего. Поэтому мы и замечаем, что очень скоро Онегиным овладевают хандра, он разочаровывается в жизни и ценностях светского общества, он недоволен политической и социальной обстановкой. Онегин покидает светское общество. Он решил заняться полезным трудом, хотел писать, но у него не получилось. А почему? Потому что Онегин не был приучен к труду. Поэтому и борьба с душевной пустотой посредством чтения книг оказалась безуспешной, и устройство жизни крестьян в имении окончилось только одной реформой.

Прекрасная деревенская природа не принесла удовлетворения. Он даже не ответил на любовь такой прекрасной девушки, как Татьяна. Ленский убит на дуэли. Я считаю, что Онегин совсем не хотел убивать друга. А почему же это произошло? Просто Онегин испугался светских сплетен. Конечно, он здесь поступил несправедливо.

И вот Онегин один. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства. Но что же дальше? Как быть такому человеку? Надо, думаю, подумать о деятельности, полезной народу. Естественно, это сделать Онегин не может, потому что он оторван от жизни народа, от бедной национальной почвы. Общественной деятельности нет. Все это обрекает таких людей, как Онегин, на полное одиночество. Да, такой ум, такие силы остались без применения. А сколько полезного могли бы сделать для государства, для народа такие люди.

Онегин — представитель той части дворянской интеллигенции, которая критически относилась к укладу жизни дворянского общества и к правительственной политике, поэтому не служила царизму, но она стояла и в стороне от общественно-политической деятельности. Путь исканий этих людей шел в отрыве от общества и от народа. Пушкин осудил этот путь героя-индивидуалиста, делающий его общественно-бесполезным и «лишним человеком». Очень жаль, что силы таких людей остались без применения, жизнь – без смысла.

Белинский писал: «В своей поэме Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества» .