Статья в школьную газету о конкурсе чтецов. Конкурс чтецов в доу

28 октября в Детской школе искусств Коелги состоялся третий общесельский конкурс чтецов, посвящённый Году экологии в России «Среди полей, лесов и рек живёт счастливый человек».

В конкурсе приняли участие более 40 конкурсантов: самому младшему исполнителю - два года, самому опытному - 75 лет.

Были прочитаны и стихотворения, и проза, были сольные и ансамблевые выступления. Выбор произведений предоставлялся участникам и их наставникам самостоятельно.

Начались выступления младшей возрастной группы (дошкольники). Ребята выступали активно, выразительно прочли выученные наизусть стихотворения. Несмотря на большое количество участников, выбор произведений был удачным: это были и стихи русских поэтов-классиков, и современных авторов, пишущих для детей. Наиболее ярко выступили и были отмечены жюри: Лиза Томашевская, Олег Шайдулин, Дима Гришакин, Альбина Монакова.

Зрителей порадовало коллективное выступление ребятишек со своим наставником Натальей Владимировной Конкиной. Они получили приз зрительских симпатий.

Среди выступающих старших возрастных категорий прозвучали не только стихи, но и проза. Качество исполнения было хорошим, присутствовал артистизм прочтения, чувствовалось, что чтецы переживают вместе с авторами произведений. Пытаются донести до зрителей всю глубину стихотворения. Выбор авторов был очень разнообразен: от поэтов- классиков: А.С.Пушкин, И.Крылов, до современников: В.Орлов, А. Яшин.

Наша землячка - Ольга Петровна Смолина читала стихи собственного сочинения: «Процветай, моя деревня», «Сосед спилил рябину».

Жюри отметило победителей старших возрастных категорий: Яну Герман, Славу Шабунина, Анну Приходкину, Кирилла Скоробогатова, Максима Кузякина, Валю Стрижёву, Лену Воронину, Марину Свяженину, Алису Кадурину, Наталью Герман, Любовь Микрюкову, О. П. Смолину.

Гран-при по единогласному мнению жюри завоевала Яна Мельникова.

Хочется выразить огромную благодарность спонсору нашего конкурса, Директору цирка «ИМПЕРИАЛ» Михаилу Александровичу Гусакову, благодаря ему мы смогли приобрести замечательные призы для лауреатов конкурса.

Также выражаем благодарность компетентному и беспристрастному, доброжелательному жюри в составе которого:

Председатель Совета Ветеранов ЗАО «Коелгамрамор» - Татьяна Алексеевна Партыка,

учитель русского языка и литературы - Полина Николаевна Лямзина,

учитель русского языка и литературы - Елена Николаевна Девяткова.

Проигравших в этом конкурсе, конечно же, не было! Выиграли все, в том числе и родители, и наставники. Ведь все эти эмоции и образы защитников природы останутся маленькими частичками добра в детских душах.

СТАТЬЯ О КОНКУРСЕ «БОКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2011»

«НА ВСТРЕЧУ С ПОЭТОМ ВИКТОРОМ БОКОВЫМ ЗА ДУХОВНОЙ ОПОРОЙ»

Сегодня в наше очень непростое время всем нужен добрый собеседник и надежная духовная опора и поэтому многие жители Сергиево Посадского района вновь стали участниками праздника Поэзии, посвященного народному поэту России – Виктору Бокову.

Поэтический конкурс проводился в четвертый раз и с каждым разом он все шире охватывает поселения района – среди участников появляются новые и новые имена. Участниками Конкурса в этом году стали: учащиеся школ, воспитанники домов детского творчества, молодежных центров, студенты техникума, читатели библиотек из поселений района. Многие школы и студии являются ежегодными участниками поэтического конкурса и за это спасибо их наставникам, которые считают, что воспитывать детей надо приобщением к высокой поэтики. А некоторые школы впервые подали заявки на этот конкурс.

Всего на Конкурс было подано 72 заявки.

В Конкурсе чтецов прозвучало 54 стихотворения В.Бокова.

Возрастные рамки участников от 6 лет до 88 лет.

Первыми выступили чтецы, которые читали стихи В.Бокова. Начинали младшие, и это была самая многочисленная группа. Малыши читали очень эмоционально и настолько трепетно, что самый маленький участник Дубов Дмитрий не смог сдержать собственных слез, читая о памятнике неизвестному солдату. Это очень тронуло и зрителей и жюри. За младшими свое умение выразительного чтения представила старшая группа.

Затем зрители прослушали Авторский Конкурс , также представленный двумя возрастными группами. На нем выступали самобытные поэты, которые отмечены талантом и им дано творить. Виктор Боков всегда трепетно относился к творчеству молодых, выделял их из большого количества людей и затем всячески помогал им, поддерживал. Целью нашего конкурса тоже является выявление и поддержка самобытных поэтов. Только так мы продолжим традиции поэта Виктора Бокова.

Конечно, всех поразило выступление ветерана ВОВ из города Краснозаводска 88-летнего Чернова Владимира Алистаровича. В основном в его стихах звучала тема Победы в битвах Великой Отечественной войны. И все искренне и по-доброму восхищались и памятью и бравой выправкой ветерана. Долгих лет ему, Защитнику отечества, участнику Парада Победы на Красной площади в Москве. В программу были включены Показательные выступления лауреатов предыдущих конкурсов чтецов. Они показали, как надо мастерски читать стихи. Ибо тот, кто занимает призовые места на таких Конкурсах, может называться Мастером художественного чтения. Свое мастерство эти чтецы подтверждали, не раз выступая на московских сценах. Им рукоплескал зал им.Чайковского, зал Центрального Дома литераторов, зал Центрального дома работников искусств. Честь и хвала им и их наставнице Неверовой Н.А.- истинной почитательнице таланта Виктора Бокова.

Организаторам мероприятия было приятно слушать отзывы о самом конкурсе и о впечатлениях, которые он оставил. «Как будто побывали на другой планете» , - высказал всеобщее мнение член жюри, писатель Ананичев А.С. Действительно, погружение в мир поэзии было настолько полным, что все забыли о своих делах и проблемах, которые оставили за стенами школы. Поражало участие мальчиков, их становится с каждым годом все больше и больше на конкурсе чтецов и то, насколько онисерьезно относились к своим выступлениям.

Сотрудники музея Виктора Бокова опять отметили и поблагодарили всех, кто помогает музею в организации и проведении таких мероприятий. Школа №17 (директор Петрова Вера Сергеевна ) всегда радушно распахивает свои двери. Богородская библиотека (Тихонова Марина Сергеевна ) любезно предоставляет свое помещение для работы жюри и помогает активно в оформлении зала. ДЦ «Звездный» всегда оказывает помощь в техническом и звуковом сопровождении мероприятий и в заполнении пауз концертными номерами. Становится хорошей традицией сотрудничество с туристической фирмой «Круиз СВ» (директор Сазонова Светлана Геннадьевна ), которая второй раз награждает победителей Конкурса именными сертификатами на посещение спектаклей в московских театрах.

Опять и опять поражают родители и педагоги, которые активны и последовательны в общем деле воспитания своих детей через приобщение к подлинному искусству, которым является высокая поэтика нашего земляка, народного поэта России Виктора Бокова. Очередная встреча с которым, действительно служит духовной опорой в наше трудное время.

Спасибо всем и низкий поклон!

Булатова Р.С. - лектор Дома-музея поэта В.Ф.Бокова.

Более четырехсот участников из одиннадцати дошкольных и восемнадцати общеобразовательных учреждений — в таком солидном сообществе прошёл IV городской конкурс чтецов.

«Читаем классику» — так назвали это интеллектуально-творческое состязание. И надо сказать, тема участниками была выдержана. Другое дело, что, как сочли некоторые члены жюри, ряд произведений выбран не по возрасту чтецов, и, несмотря на хорошее исполнение, баллы некоторым были снижены.

Заключительный, третий, этап конкурса состоялся в читальном зале центральной городской библиотеки им. Н.К. Крупской. В нём участвовали более шестидесяти конкурсантов. Состязавшихся разделили на четыре группы: дошколята, младшие школьники, среднее звено и старшеклассники.

Наиболее трогательными были две младшие группы — искренние, непосредственные, старательные. Тяжело далось стихотворение Константина Симонова шестилетней Дашеньке Силаевой из гимназии №2, что в посёлке Заводской. Она читала очень хорошо, правильно выбрала тональность, ощутила настроение произведения. И помощь взрослых в формировании навыков декламации тоже чувствовалась. Непринуждённо, с юмором читала «Любочку» Агнии Барто четырёхлетняя Диана Тен; с высоким чувством вопрошал: «С чего начинается Родина?» шестилетний Артём Ищенко. Каждый ребёнок, выходя на импровизированную сцену, «выкладывался» сполна. И это вызывало уважение к маленьким чтецам.

Среди конкурсантов от 7 до 11 лет наиболее ярким оказался Никон Дягель, пятиклассник из СШ №7. Он выбрал серьёзное историческое произведение Александра Пушкина «Бородинская годовщина». Никон умело держал паузу, был артистичен и в итоге никого не оставил равнодушным. Первоклассница Юлия Баркова развеселила всех своим прочтением стихотворения «Дама сдавала багаж», а четвероклассница Дарина Фоменко прочла «Дубовый листок» Михаила Лермонтова с музыкальным сопровождением. Надо сказать, что мелодекламацией порадовали ещё несколько чтецов, и все небезуспешно.

Если задаться целью дать оценку каждому из участников финала, можно «потонуть» в эпитетах, вплоть до превосходной степени. И всё же, как не отдать должное Алексею Волконитину (СШ №11), с чувством прочитавшему стихотворение «Некрасивая девчонка». И хотя некоторые члены жюри сочли, что это произведение не для пятиклассника, юный чтец дал понять аудитории, что смысл ему предельно ясен. А как глубоко звучала патриотическая, героическая тема в устах Ксении Арнаут, читавшей стихотворение Михаила Лермонтова «Беглец»! Реакцию слушателей можно было определить лаконично: «мурашки по коже».

Стихи о детстве, о природе, о Родине, о героизме, о любви — это уже старшеклассники. И, надо сказать, чем старше были чтецы, тем более осознанно они подходили к подаче произведения. Выбрав довольно «взрослое» стихотворение Сергея Есенина «Письмо к женщине», Антон Шевяков из 19 школы попросил совета у учительницы, которая помогла разобрать его, вникнуть в смысл. И здесь нельзя не согласиться с классиком: «Любви все возрасты покорны». Правда, хотелось бы, чтобы «все возрасты» прежде видели романтическую сторону высокого чувства — в этом как раз заслуга учителя.

Итоги третьего тура конкурса «Читаем классику» таковы: 32 лауреата и номинанта. Самые высокие баллы — от 200 до 202. Победителей жюри пока не называет: пусть будет интрига, которая раскроется 7 апреля на гала-концерте в зале ДШИ №2 (бывший кинотеатр «Экран»). Начало концерта в 15.00.

Председатель жюри, член Союза театральных деятелей РФ Александр Лаврищев отметил главное: «Очень многим детям нравятся стихи, и читают они с удовольствием. Другое дело, что конкурс показал: педагоги не всегда озабочены тем, чтобы донести смысл произведения до учеников, и это сказывается на прочтении стихотворений как малышами, так и старшеклассниками». Для поэтессы, члена «Литературной гостиной» Людмилы Повалихиной, тоже бывшей в жюри, главным явился интерес ребят к поэзии, который с каждым конкурсом возрастает: «Спасибо учителям, спасибо детям, многие не впервые участвуют в стихотворном конкурсе: чувствуется творческий, эмоциональный рост». О том, что городской конкурс чтецов стал за эти годы важным и привлекательным событием, говорила и директор централизованной библиотечной системы АГО Галина Асадчева: «С каждым годом у нас все больше конкурсантов, выбираются действительно хорошие произведения, дети растут в своем мастерстве. Хорошо, что в конкурсе принимают участие юноши, и их немало».

Гала-концерт обещает быть интересным зрелищем. В нём примут участие как победители, так и ребята, не прошедшие в финал. Так решили устроители этого творческого состязания, мотивируя решение тем, что произведения, выбранные чтецами, разнообразны как по жанру, так и по содержанию. Да и читали конкурсанты с чувством, что тоже подкупает и вызывает уважение к юным артистам.

Дата публикации: 31 марта 2017

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка» п.Копылово» Томского района

Статья

Организация и проведение конкурса чтецов в подготовительной группе

Подготовила воспитатель

Шабалина Нина Александровна

Речевое развитие является одним из основных направлений в дошкольном образовании ребенка. В Федеральных государственных стандартах оно представлено в таких образовательных областях, как речевое развитие и художественно- эстетическое, которое предполагает знакомство и восприятие художественной литературы в разных ее жанрах. Одним из таких жанров является поэзия, которая помогает ребенку создавать яркие, образные представления об окружающем мире, развивает умение чувствовать мелодичность и красоту родного языка, обогащает словарный запас. Правильно подобранные и выразительно прочитанные поэтические произведения вызывают у детей интерес и эмоциональный отклик. Но, к сожалению, когда ребенку дается задание выучить дома стихотворение, родители, зачастую, смысл заучивания сводят к автоматическому воспроизведению текста, оправдываясь тем, что сами не умеют выразительно рассказывать стихи. Такое неэмоциональное воспроизведение оставляет не только самого ребенка равнодушным к тому, о чем он рассказал, оно неинтересно и утомительно тем, кто его слушает. Немаловажной проблемой является и то, что в каждой группе есть стеснительные дети, дети, которые боятся выступать на публике, у многих страдает звукопроизношение, и из-за боязни, того, что сверстники будут над ними смеяться, они отказываются рассказывать стихи на праздниках, во время образовательной деятельности, приобретая набор ненужных комплексов.

Поэтому мы обратились к такому направлению в работе при ознакомлении с художественной литературой, как организация и проведение конкурсов чтецов. Было разработано « Положение о конкурсах», определены темы и задачи:

Стимулировать стремление к заучиванию стихотворений, развивать коммуникативные навыки, создавать положительный эмоциональный настрой;

Воспитывать умение слушать стихи, которые читают другие дети;

Мы остановились на тематике о временах года, о природе, то, что доступно и понятно детям. Стихи о природе - понятие многогранное, это стихи о животных, птицах, деревьях, цветах, о дожде и снеге, о вьюге и солнце, одним словом, детям предоставлялся огромный выбор поэтических произведений. Главное, чтобы они были интересны, доступны в понимании текста, вызывали эмоциональный отклик у ребенка, а также и у родителей. К концу года мы решили добавить стихи Д.Хармса, чтобы сохранился положительный эмоциональный настрой.

С родителями мы провели консультации о том, как ребенку подобрать правильно стихотворение. Родители так должны прочитать стихотворение, чтобы оно понравилось, вызвало желание повторить, если ребенок не выговаривает какие- то звуки, они должны встречаться как можно меньше в тексте, чтобы не затруднять процесс запоминания, не вызывать отрицательные эмоции и нежелание учить текст. Стихотворение должно соответствовать возрастным особенностям, не должно быть «безликим», чтобы можно было создать в воображении ребенка определенную картинку, образ и понимание того, о чем он рассказывает. Обязательно объяснить непонятные слова и выражения.

Вначале мы подбирали стихи детям, учитывая их характеры, возможности, особенности произношения, артистизм. По мере того, как родители приобретали опыт, они стали участвовать в этом процессе самостоятельно. Так как у дошкольников более развито зрительное восприятие, к каждому стихотворению мы подбирали соответствующую картинку, их сейчас много можно найти в Интернете, фотографии, картины художников. Сравнивали, составляли описательные рассказы, выделяли эпитеты и сравнения, которые были в тексте стихотворений, обращая внимание детей на богатство и выразительность русского языка. В дальнейшем, предлагали самим детям выбирать картину, которая, по их мнению, наиболее подходит к выбранному стихотворению. С детьми, которые особенно тяжело запоминали стихотворение, использовали метод мнемотехники, когда ребенок с помощью рисунков воспроизводит текст. По нашему совету этот метод активно использовали и некоторые родители, убедившись на своем опыте в его эффективности.

Замечательным средством воспитания художественного вкуса у ребенка является музыка, она способна влиять на настроение, создавать определенные эмоции, атмосферу. Для создания поэтической атмосферы мы использовали классические произведения композиторов Чайковского П.И. «Времена года», Бетховена, Вивальди «Времена года», которые передают своей музыкой и громовые раскаты, и шум дождя, и шелест листьев, и птичьи трели, и завывание ветра, и течение воды. Музыкальные произведения о природе совместно с поэтическим и художественным творчеством оказывают большое влияние на духовное развитие детей-дошкольников, способствуют более тонкому восприятию окружающей природы и мира. Дети начинают понимать, что любить природу, восхищаться ею можно не только через поэзию, но и через музыку, живопись. Мы стараемся донести до них мысль о том, что к природе надо бережно относиться.

Первыми нашими зрителями, конечно, были родители. Став более уверенными, дети выступили перед сотрудниками детского сада и детьми других групп.

Как и в любом конкурсе, выбиралось жюри, в основном, из сотрудников детского сада, которые оценивали маленьких артистов по таким параметрам, как артистизм, выразительность, эмоциональность по пятибалльной системе. Однажды мы предложили самим родителям оценить поэтическое творчество своих детей, но родительское жюри не смогло прийти к единому мнению, часть родителей считала, что должна победить дружба. Поэтому мы вместе с ними отказались от таких экспериментов. При проведении конкурсов очень трудно было убедить некоторых родителей в том, что в подготовительной к школе группе дружба уже не побеждает. Ребенок, участвуя в поэтическом конкурсе, должен проявить себя, показать свое мастерство, умение, старание. Все эти качества очень пригодятся в школьной жизни детей, а также при участии в конкурсах вне нашего ДОУ.

Чтобы детям было интересно во время проведения поэтических конкурсов, сохранилось внимание и они не устали, должны звучать не только стихи, но и красивая музыка, можно проводить викторины, в которых участвуют не только дети, но и родители, танцевальные номера, подвижные игры, загадки, т.е. использовать все приемы, соответствующие теме конкурса. Например, во время проведения конкурса «Стихи Д.Хармса», разыгрывались веселые сценки, включались танцевальные номера.

После проведения конкурса жюри определяет победителей, обязательно каждому ребенку вручается сертификат, медаль и сладкие призы. Жюри подчеркивает и отмечает, что все дети были молодцы, все старались.

Организованные и проведенные конкурсы чтецов показали положительные результаты. Дети, которые никогда не рассказывали стихи, отказывались выступать, перестали стесняться публики, стали более раскованными, эмоциональными, уверенными в себе, а некоторые стали замечательными чтецами и принимали участие в муниципальном конкурсе чтецов, где заняли призовое место, а также выступали в Доме Культуры, в концертных программах. Расширился словарный запас, дети научились слышать друг друга. Отрадно и то, что родители увидели эти результаты и убедились, что к процессу заучивания стихотворений надо подходить творчески и такие понятия как выразительность и эмоциональность должны непременно присутствовать при рассказывании стихотворений наизусть.

«Любви все возрасты покорны!» Эта всем известная строчка вполне может стать девизом первого городского конкурса чтецов, который прошел 14 февраля в городском Доме культуры.

18 горожан, самый юный из которых посещает детский сад, а самый взрослый — уже на пенсии, читали произведения классической и современной русской литературы, стихотворения собственного сочинения, посвященные, конечно же, любви. Почему «конечно»? А потому, что конкурс проходил в День Влюбленных, в самый нежный и романтичный праздник, который год от года становится все более популярным.

— Художественное чтение — это творческое воплощение литературного произведения в звучащем слове. Очень приятно, что данный вид искусства постепенно возрождается в наши дни, — говорит заместитель директора и художественный руководитель ГДК Ирина Шмидт. — В числе задач, которые мы ставили перед собой, проводя данный конкурс, были поддержка и развитие этого жанра, кроме того, мы хотели выявить наиболее талантливых и артистичных чтецов среди дошкольников и учащихся. Конкурс дал возможность всем желающим публично выступить, показать свои таланты, представить свои любимые стихи.

Любой конкурс подразумевает некое состязание, и чтобы его судить, нужны компетентные люди. Именно такие — знающие и справедливые — вошли в состав жюри. Этодиректор городской библиотеки В.В.Чугаева, преподаватель русского языка и литературы Медынской школыЛ.В.Крылова, актер театра имени Евгения Вахтангова Р.В.Дудич, председатель жюри — директор ГДК О.А.Скоморина.

— Наш первый конкурс прошел на одном дыхании, — делится впечатлениями Ирина Шмидт. — Погружение в мир поэзии было настолько полным, что все забыли о своих делах и проблемах. Поражало участие мальчиков в конкурсе чтецов и то, насколько они серьезно относились к своим выступлениям.

Действительно, каждый участник «пережил» на сцене свое любимое произведение. И выбрать лучшего было крайне не просто. Оценивая конкурсантов, жюри учитывало самые главные слагаемые искусства художественного чтения — интонационную выразительность речи (динамику, мелодику, темп и ритм, эмоциональную окраску), правильное литературное произношение и использование выразительных средств театра (мимику, жесты, движения, режиссуру и актёрское мастерство).

В результате члены жюри единогласно решили, что все конкурсанты достойны награды! Каждый участник был отмечен дипломом и памятным сувениром. Ну а самыми лучшими были названы: в номинации «Юный чтец» — Полина Емельянова (детский сад «Пчелка»); в возрастной группе «7-12 лет» — Ксения Константинова (Радюкинская школа) и Ксения Петрова (Передельский СДК); в возрастной группе «13-18 лет» — Ксения Овчинникова (Медынская школа). Нельзя не отметить очень чувственное чтение поэмы В.Маяковского «Флейта» Константином Резуненко (Медынская школа), он занялпервое место в категории «18 и старше».

— Мне хочется поблагодарить всех участников, их наставников, за настоящий праздник, который они своим талантливым исполнением подарили всем зрителям, — заканчивая рассказ о конкурсе, сказала И.Шмидт. — Поэзия это само по себе замечательное явление. Отрадно, что всё большее количество детей и молодёжи вовлекается в круг ее почитателей и хранителей. Конкурс дал возможность любителям поэзии пообщаться со зрителями (слушателями), получилась обратная связь. И это замечательно. Мероприятие, безусловно, имело успех. И мы решили в ближайшее время провести еще один подобный конкурс, на этот раз посвященный весне. Он называется «Вдохновение». Так что, до скорой встречи!

Юлия Алтухова

Фото И.Шмидт