А тулуз лотрек интересные факты. Анри де Тулуз Лотрек, картины и творчество, лоск и нищета ночной жизни Парижа

Полное имя - Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa) (1864-1901) - французский живописец-постимпрессионист. "Великий карлик", как его называли, оказал большое влияние на живопись, привнеся в нее не самые лицеприятные стороны человеческой жизни и тонко раскрыв характеры своих персонажей.

Тулуз-Лотрек был родом из дворянской семьи, продолжавшей аристократические традиции XII века в окрестностях Тулузы. Дитя графа Альфонса-Шарля де Тулуз-Лотрек-Монфа и графини Адель, урожденной Тапье де Селейран (примечательно, что мать и отец художника приходились друг другу двоюродными братом и сестрой). Сказание о Тулуз-Лотреке - злой рок или фатум? Его жизнь - будто кошмарный бег к смерти с передышками.

В детстве, упав с лошади, мальчик переломал ноги: последствия страшной травмы остались навсегда. Конечности перестали расти. Тулуз-Лотрек превратился в карлика. Но внешне не подавал виду, что страдает. Заглушал душевную боль самоиронией, самообладанием, а позднее и алкоголем.

Страсть к изобразительному искусству юноша перенял от своего дяди Шарля - по сути дилетанта, но «с азартным огоньком в глазах» и от друга их семьи Рене Пренсто, профессионального мастера кисти и скульптора.

В начале 1882 года вместе с матерью перекочевал в Париж и прошел обучение в мастерских Леона Бонна и Фернана Кормона. К школе Кормона принадлежит также непревзойденный Ван Гог. Лотрек крепко дружил с голландцем аж до переезда его в Арль. На становление художественного почерка француза значительное влияние оказали и японская гравюра, и череда импрессионистов, и привычка к документальной хронике будней. К примеру, в его ранних работах прослеживается увлечение верховой ездой - результат наблюдений за охотой отца, родовыми утехами в поместье.

Но на смену благородным увеселениям приходит ночной Париж во всей своей разнузданности.
В январе 1884 года наш главный герой открывает личную мастерскую на Монмартре - в дешевом районе чудаков-скитальцев. Родители Лотрека были крайне недовольны выбором жилья для сына и полагали, что он позорит честь семьи. Тем более, благодаря своему внешнему виду Анри стал известен на всю округу, и оставаться незамеченным не представлялось никакой возможности.

Тулуз-Лотрек вращался среди талантливых мастеров и вместе с тем водил дружбу с местными камелиями, пьянчугами и в целом странными личностями, невольно разрушившими свои судьбы. Художник ощущал определенное духовное родство с ними: быть может, оттого, что переживал равноценную ущербность. А быть может, также ярко жил, как они: на полную катушку, без пауз и остановок. Каждый вечер просаживая время в сомнительных кабаках и домах свиданий, он наблюдал за девушками, торговавшими собой и видел, что кроется за их неблаговидной деятельностью. Как итог душевных исканий являются свету такие его картины, как «Танец в Мулен Руж», «Элизе-Монмартр» и др.

Тулуз-Лотрек говаривал: «Профессиональная натурщица всегда похожа на чучело совы, а эти девушки живые».

Портреты его авторства условно делят на те, на которых позирующие расположены прямо перед зрителем («Мать художника за завтраком», 1882; «Женщина в черном боа», 1892) и те, на коих модель застали врасплох за привычными ей занятиями («Женщина за туалетом», 1889; «В постели» 1892; «Женщина с тазом», 1896; «Причесывающаяся женщина», 1896; «Женщина, смотрящаяся в зеркало», 1896).

Критики той эпохи не порицали Тулуз-Лотрека, но и не превозносили. Популярность приносили лишь плакаты рекламного характера, обложки для нотных трудов, декорации к театральным постановкам. Одним из первых приобрел его картины брат Ван Гога Тео. А вот в 25 лет принесла славу афиша к выступлениям танцовщицы Мулен Ружа Ла Гулю.

К 30-ти годам Тулуз-Лотрек, увы, стал опустившимся алкоголиком, как не прискорбно упоминать в биографии. Друзья пытались выходить его, организовывая поездки в Лондон; но возвращаясь к привычной обстановке, художник принимался за старое. В 1899 году его мать настояла на том, чтобы сын прошел лечение в психиатрической лечебнице в центре Франции.

После реабилитационного курса уехал на побережье Атлантики, вновь пустился во все тяжкие, затем провел зиму 1900-1901 года в Бордо и уже весной возвратился в любимый Париж завершить серию незаконченных картин.

Все наладив, вновь отправился в родной атлантический уголок, где на этот раз изможденного изографа подкосил инсульт, сковавший половину тела. На поруки мужчину забирает к себе мать - графиня Адель, проживавшая в неподалеку окрестностях. Там он и умирает 9 сентября 1901 года в возрасте 36 лет.

За свой короткий путь-вспышку Анри де Тулуз-Лотрек успел создать более 6 сотен полотен, несколько сотен литографий и тысячи этюдов. При этом гений кисти не считал себя профессионалом. Вероятно, опираясь на неприятие его творчества отцом. Родня считала сына позором всей родословной. Для истории же он остался явлением поистине мирового масштаба. Психолог и портретист в одном лице. Беспощадный к действительности и влюбленный в правдивость под любым углом зрения.

Биография и знаковые работы модерниста.

Японский диван

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Парижская жизнь

Тулуз-Лотрек происходил из богатой аристократической семьи, он с детства страдал врожденной болезнью костей, которая сделала его в конце концов калекой. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование. Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Близкое знакомство с членами группы «Наби» - Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche».

Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек был состоятельным человеком, он поселился в студии на Монмартре, бедном и небезопасном, зато дешевом парижском районе, где жили или снимали мастерские многие художники. Жизнь на Монмартре стала для художника неисчерпаемым источником сюжетов, связанных с посетителями кафе и публичных домов невысокого пошиба, с той странной ночной жизнью, которой здесь жили многие. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям. Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.

«Мулен Руж»

Мулен Руж

Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы и Боннара. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu - обжора) и Валентина Дезоссе. Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре стало известным ночным клубом. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Вероятно, люди приходили посмотреть и на Ла Гулю, получивших свое прозвище по причине чудовищного аппетита. Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Из-за своей внешности - неряшливо одетого человека маленького роста, часто пьяного, Тулуз-Лотрек походил на представителя низшего класса. Подобно тем девушкам из кабаре, с образами которых этот художник ассоциируется в пашем представлении, он никогда не избегал любопытных взглядов и на публике становился весьма бойким и развязным.

Рекламный плакат для кабаре

Афиша Аристид Брюан в кабаре

Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» - ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году. Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре - «Эльдорадо» и «Амбассадор». Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу, и вскоре они стали друзьями. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики. Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon & Cie». Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку. Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль.

Жанна Авриль

Жанна Авриль

Вероятно, самым известным из всех персонажей Тулуз-Лотрека была танцовщица Жанна Авриль. Впервые она появилась на его афише кабаре «Японский диван». Здесь Авриль наблюдала за ночным представлением. Затем Тулуз-Лотрек изобразил её танцующей в «Мулен Руже». Грациозная фигура Жанны Авриль с осиной талией вполне соответствовала стилю модерн и составляла заметный контраст с Ла Гулю. Большую часть рекламных плакатов танцовщица заказывала сама.

Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге, и продавались как дорогие коллекционные вещи. Такая практика была обычной для арт-дилеров эпохи, которые спешили воспользоваться высоким спросом на искусство подобного рода. Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе. Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.

Анри де Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество. обновлено: Май 11, 2018 автором: Глеб

Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.

Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре». Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.

Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности. Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.

» content=»«/>

Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника.

Творчество Лотрека отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне. Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линиями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние. Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.

Анри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи.

Картины Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами работы. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли. Она закончила свою жизнь не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и бухло продажей спичек и сигарет.

Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю. Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской.

Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри. Рыжая Роза, девица легкого поведения, та самая, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.

Плакаты Анри де Тулуз Лотрека.

Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан. Именно плакаты принесли художнику желанную известность. Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с графикой другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).

Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Анри был весьма любопытной личностью. История его жизнь не менее любопытна, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.

Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство.

Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.

Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему.

Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье.

Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.

В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.

Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор. Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая). Как говориться, в семье не без импрессиониста.

Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь

Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек . Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.

В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.

Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах. И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.

Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину. Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека . Тогда он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.

Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре.

Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста. Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился). Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.

В 19 лет художник решает, что пора и переселяется на Монмартр. Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина. Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан — одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».

Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.

Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж.

Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил: рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре.

Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката. После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого художника знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.

Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни.

Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою « «?

Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, а некоторые даже иногда выздоравливают. Для справки — в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса. Но это только острой формы касается. Художнику, однако, не повезло — годы в алкогольном тумане и недосыпании подточили иммунитет.

Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации.

В конце концов, у Лотрека случился инсульт, после которого художника парализовало. Свои последние дни он доживал в больнице как полусумасшедший инвалид. Там же Анри добил очередной, опять таки, инсульт. Говорят, что последними словами художника были «Старый дурак», очевидно, адресованные ненавистному отцу. Такие дела.



Анри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека.

С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами. Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, господа, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями. Главное, продолжайте рыдать о потерянной духовности.

Собственно, после этого и начались походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам. Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен, обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин. Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».

По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой были интрижки с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.

Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной, никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.

Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности. В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании. Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.

Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.

Анри де Тулуз Лотрек, фильм

Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился

Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно сами знаете где.

«Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!» – воскликнул однажды Тулуз-Лотрек, словно сам пораженный этим откровением.

О, ему не было равных в мастерстве самоиронии! Ведь именно она одна способна была защитить его от беспримерной жестокости судьбы.

Эпиграфом ко всей жизни Анри де Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec, 1864-1901) могли бы послужить строки знаменитой баллады Роберта Рождественского:

«На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький»

Именно – маленький. Ведь это обстоятельство преследовало его, ни на секунду не давая забыть о своей незавидной доле. Но какой была эта жизнь!

У многих людей искусства случался в жизни перелом, за которым следовали либо триумф, либо полное низвержение. У Анри таких переломов было два. И – увы!- в самом что ни на есть буквальном смысле этого слова. Они случились не в пылу жаркой погони за дичью по лесам родового поместья, и не в результате несчастного случая, хотя в каком-то смысле его заболевание было катастрофой. Просто однажды, поднявшись со стула, четырнадцатилетний Анри рухнул, как подкошенный. Тяжелый перелом шейки бедра. Последовали бесконечные визиты докторов, гипс, костыли. И это было лишь первым ударом. Спустя несколько месяцев, упав на прогулке, он сломал вторую ногу. Неотвратимое несчастье затуманило безоблачный горизонт семейства Тулуз-Лотрек-Монфа. Случилось именно то, чего опасалась в свое время графиня Адель Тапье де Сейлеран, выходя замуж за своего кузена, отца мальчика. Незаслуженное наказание за то, чего он не совершал, обрушилось на Анри в столь раннем возрасте. Именно тогда жизнь Маленького Сокровища, как звали его все домашние, совершила крутой поворот и навсегда оказалась отделена от той стези, что прочили ему при рождении.

Веселый и живой от природы мальчик тосковал, заточенный в гипс, словно птица в клетке. И рисовал, рисовал. Это занятие было его утешением и отрадой всегда. Оставалось оно им и теперь, когда окончательно стало ясно: ему не быть достойным продолжателем семейных традиций. Для отца Анри теперь словно не существовало сына, коль скоро тот не мог скакать на лошадях и принимать участия в охоте. А в этом, по глубочайшему убеждению самого графа, и состояло главное занятие истинного аристократа. Всю грусть и тоску, не предназначенные для чужих глаз, Анри поверял бумаге. Рисовал породистых скакунов, их изящные шеи и точеные ноги – все это с совершенно поразительным для его возраста чувством и умением.

Что ему оставалось? В ту пору он все еще оставался Маленьким Сокровищем – подвижным, немного озорным, но живым и чутким мальчиком. Заводил игры и распевал песни, как ни в чем не бывало, и наполнял смехом стены родного поместья. Пусть порой этот смех и напоминал рыдания. В их доме в Боске он вновь и вновь подходил к стене, на которой его кузены делали черточки карандашом, отмечая свой рост, и всякий раз собственные неутешительные результаты удручали его. Домашние прозвали этот злополучный уголок «стеной плача».

Но жалость была тем, чего он всегда избегал. Невозможность принимать участие в забавах других детей и сознание собственного бессилия заставляли его совершенствоваться в рисовании с особым тщанием. Итогом одного лишь 1880 года стало более трехсот рисунков и набросков.

Уже тогда с тоскливой ясностью он осознал отчужденность близких людей. Лишним подтверждением тому был портрет отца верхом на лошади. Запечатленный в любимом кавказском костюме и с соколом на руке, граф выглядит неимоверно далеким и чуждым, а его фигура, занимающая центральную часть полотна, подавляет. Таким и остался отец для художника – недосягаемым, непонятным, поглощенный лишь своими страстями.


Бесплодны и удивительны попытки некоторых исследователей изобразить Лотрека озлобленным коротышкой, похотливым сатиром Паном, охотящимся за прекрасными нимфами. Да, женщины были особой строкой в его биографии. Но говорить о том, что вся живопись Лотрека посвящена красоткам из кабаре, было бы, как минимум, опрометчиво. До знакомства Анри с ночной стороной Парижа он пережил многие годы творческих исканий.

Первым соратником и другом в мире живописи для него стал Пренсто – сам личность весьма неординарная. Тридцатисемилетний художник-анималист прикипел всей душой к нескладному подростку, возможно потому, что сам отлично понимал его – Пренсто был глухонемым. Именно его динамичная, странная манера письма, а кроме того, иррациональная привязанность к Анри вдохновили того для продолжения учебы.



Он поступил учеником в мастерскую Леона Бонна, весьма востребованного и популярного в то время. Академизм и приверженность традициям наставника часто становилась предметом шуток среди его подопечных. Здесь буйный талант Лотрека под давлением сухой манеры Бонна «привял», краски стали более блеклыми, эскизы строже.

И все же среди новообретенных товарищей Анри расцвел. Он прельщал друзей не только гостеприимством, но и своим дружелюбием, готовностью поддержать любую шутку, легкостью на подъем. Молодая натура противилась всему обыденному, выверенному до миллиметра и провозглашенного идеалом. Седьмая выставка импрессионистов, открывшаяся неподалеку от их студии, не сходила с уст учеников Бонна. Именно тогда Лотрек утвердился в мысли, что одной лишь дисциплины и упорства всегда будет недостаточно для того, чтобы вырваться из среды художников, обреченных вечно писать на заказ портреты знатных дам.

После роспуска мастерской Бонна он почувствовал себя на свободе. Это касалось и живописи – написанные летом 1882 года в поместье Селейран работы вновь заиграли красками. Но среди них уже появились те, в которых Лотрек стремился представить в самом неприглядном свете человеческие пороки.

С возвращением в Париж начался еще один из этапов его жизни, явивший миру Лотрека таким, каким его впервые узнала широкая публика. Пришлось выдержать еще один удар – потерю имени. Заботясь о чести семьи, отец настоял на псевдониме. Так на полотнах Анри появилась анаграмма «Трекло». И это в какой-то мере освободило его от груза ответственности, но в то же время больно уязвило самолюбие. Значит, он не мил родным в таком виде? Пускай! Вольная жизнь уже кружила голову. Что до того, что коротышке вроде Лотрека не могло достаться искренней любви какой-нибудь красавицы? Об этом, как и многом другом, он беспечно шутил между двумя рюмками чего-нибудь покрепче с товарищами в очередном кафе. Смеяться над собой прежде, чем сделать это придет в голову кому-то другому, – вот чему научила жизнь Маленькое Сокровище.

Мастерская Кормона, где осел Лотрек, будто специально для творческой молодежи, ее посещавшей, располагалась на одной из улочек, имевших выход к самым оживленным местам начинавшего оживать Монмартра. Здесь с ночи до зари кипела жизнь – и что за жизнь! Пестрое сборище являл собой Монмартр в то время - приют для всех отщепенцев, темных личностей, падших женщин и искателей острых ощущений. Здесь в этом вечном чаду Лотрек нашел свою нишу. И пусть его несуразная фигура все равно выделялась из толпы и была узнаваема, здесь он не чувствовал себя таким покинутым, как в обществе людей своего круга. И вновь периоды лихорадочной работы сменялись кутежом, а иногда и соединялись. Лотрек рисовал с невероятной быстротой там, где заставало вдохновение и на том, что попадалось под руку. На веселой студенческой пирушке в альбоме, обгоревшей спичкой на блокнотном листке в полумраке кабаре. Бьющая ключом жизнь вокруг манила, требовала запечатлеть ее тотчас же, немедленно.

Стремление изображать все недостатки человеческой внешности проникла во многие рисунки 92-93 годов, сделанные в самых знаменитых кабаре Парижа. Разнузданные нравы этих маленьких мирков с их наэлектризованным вожделением воздухом, сальными взглядами кавалеров и беспутством дам перенеслись в плоскость его рисунков, не потеряв ни капли достоверности. Эти изломанные гротескные образы танцовщиц, удивительная палитра и невероятная экспрессия помогли исполнить давнюю мечту Лотрека – он стал узнаваемым, угадываемым с первого взгляда. Скандальная, но все же слава, настигла его.

Хотя сегодня, говоря о Лотреке, большинство вспоминает именно его афиши, в особенности с Жанной Авриль, или, на худой конец, Брюана, певца и по совместительству владельца одного из кабаре. Но между тем даже схожие по сюжету полотна выходили бесконечно разными. Стоит лишь взглянуть на картины того периода – «Начало кадрили в Мулен Руж» (1892), «Две танцующие женщины в Мулен Руж» (1892) и, наконец, «Жанна Авриль, выходящая из Мулен Руж» (1892).

«Начало кадрили в Мулен Руж» (1892), «Две танцующие женщины в Мулен Руж» (1892) и, наконец, «Жанна Авриль, выходящая из Мулен Руж» (1892).

Совершенно очевидно, что даже они отличаются друг от друга буквально всем - от настроения до экспрессивности мазков.

Одно в его живописи оставалось неизменным. Портреты матери, выполненные в любом году, полны самой нежной сыновней любви. И почти везде графиня Адель выглядит всего лишь усталой женщиной, перенесшей немало ударов судьбы. Должно быть, увлечения сына прибавили ей немало седых волос. Она всегда оставалась его ангелом-хранителем, даже понимая, что Анри не дано обрести простого человеческого счастья.



В домыслах о схожести с сатиром все же была крупица правды. Привязчивый и нежный от природы юноша взрослел с сознанием того, что никогда его любовь не будет взаимной. Свою потребность в утешении он топил в вине, искал в друзьях и находил кратковременное утешение в объятьях искушенных жриц любви. Но все это было мучительное «не то». Тогда он рисовал, иногда - ночи напролет. И в этом находил отдушину. Конечно, женщины интересовали его. Рисуя плясуний из кабаре, он отчасти прикасался к обладанию запретным плодом.

И все же… Те, кто по-настоящему близко знал Лотрека замечали порой, какие страдания ему приносит простая невозможность жить нормально. Его увлеченность ночной монмартрской жизнью была продиктована не крайней извращенностью, но отчаянием.

Быть может, он отчаянно нуждался в спасении. Но никто из широкого круга друзей не мог предотвратить неизбежного. Грозным предупреждением стал приступ белой горячки после одного из громких празднеств в доме художника. Период лечения, сопровождавшийся острым раскаянием, был недолгим. Вскоре опять вернулись бессонные ночи с обильными возлияниями и изнурительной работой. Здоровье, до того выдерживавшее самые безумные кутежи, пошатнулось.

Короткая, безумная, полная самых противоречивых явлений жизнь Тулуз-Лотрека могла быть совсем иной. Подумать только, родись он при других обстоятельствах - и мир никогда бы не увидел одного из самых эксцентричных французских живописцев, его уникального видения. Но насмешница-судьба распорядилась иначе. Странный, нескладный, гениальный, он промелькнул по небосводу искусства – и сгорел дотла, стремясь к невозможному.

8 сентября 1901 года он скончался на руках единственной женщины, что по-настоящему любила его всю жизнь – своей матери.