Обучение по должности военный врач. Военные врачи

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках (, и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Военный врач

Военный врач – это человек с высшим медицинским образованием, который имеет воинское звание.

У военных врачей есть особое нейтральное положение, которое был закреплено за ними в 1864 году Женевской конвенцией. Согласно конвенции военные врачи обязаны выполнять только медицинские обязанности, оказывать помощь пострадавшим от военных действий либо вооруженных конфликтов без исключений.

В армии военные врачи считаются наиболее важными фигурами. Без этой категории военных армия не смогла бы существовать. Врач следит за здоровьем солдат, оказывает им необходимую медицинскую помощь в случае необходимости.

Обязанности военного врача

Военный врач должен иметь командирские навыки и уметь организовать медицинскую службу, также важна способность решать задачи оказания медицинской помощи, как в мирное время, так и в условиях вооруженных конфликтов или военных действий.

Врач должен следить за состоянием здоровья военных, при необходимости оказывать медицинскую помощь либо направлять к узкому специалисту.

Врач обязан оказывать помощь всем без исключения.

Военный врач хирург

Военный врач хирург осуществляет лечение и отвечает за перевозку раненых с мест военных конфликтов.

Современное оружие способно наносить большой процент тяжелых увечий человеку, что приводит к некоторым трудностям при лечении и перевозке пострадавших в ходе военных действий.

Военный хирург отличается от гражданского методами лечения в условиях военных конфликтов. Врач оказывает многопрофильную помощь, поэтому, должен разбираться во всех областях хирургии.

Современное оборудование, которым оснащены военно-полевые госпитали, новые хирургические технологии позволяют оказать квалифицированную помощь пострадавшим и сохранить жизнь.

В мире появляются все новые виды оружия, в научных лабораториях военной хирургии исследуют поражающее воздействие современного оружия и разрабатывают новые хирургические приспособления, которые можно использовать в военно-полевых условиях с минимальным риском для жизни пострадавшего.

Военный врач стоматолог

Военный врач стоматолог организует медицинскую помощь и лечение раненым с повреждениями челюстно-лицевой области.

В процессе обучения курсанты изучают стоматологические заболевания и травмы, наблюдая за состоянием больных в клинике. Однако с боевыми травмами будущие военные стоматологи не сталкиваются, что затрудняет проведение практических занятий и усвоение программных вопросов.

Военный санитарный врач

Военный врач санитарный осуществляет надзор за санитарным состоянием войска, сбережением их здоровья, устранением внешних неблагоприятный факторов, а также контролирует качество продуктов питания, что позволяет повысить профессиональную способность армии страны.

Военный ветеринарный врач

Военный врач ветеринар осуществляет охрану здоровья животных в войсках, восстанавливает их пригодность к службе, обеспечивает контроль за поставками мяса и продуктов животноводства.

Как стать военным врачом?

Военный врач профессия не из легких, чтобы стать специалистом в этой области необходимо, прежде всего, обладать выдержкой, военной дисциплиной, незаурядными знаниями. Многие военные врачи с юных лет приучаются к военной жизни, большинство перед поступлением в ВУЗ оканчивают военные лицеи.

После получения аттестата о среднем образовании человек, планирующий стать военным врачом, должен поступить в медицинский университет.

Для подготовки квалифицированного специалиста требуется время - шесть лет обучения, и один-два года интернатуры. Кроме этого, любой врач, должен регулярно повышать свою квалификацию, так как медицинская наука не стоит на месте, следует быть в курсе новых методик лечения.

Первые четыре курса обучения могут происходить в любом медицинском институте, но на пятом курсе следует перевестись на военно-медицинский факультет (к примеру, в Санкт-Петербургскую Военно-медицинскую академию).

Военные врачи более глубоко изучают предметы важные для военных (хирургия, радиология, токсикология, военно-полевая терапия), но диплом практически не отличается от гражданского врача.

Практика курсантов военно-медицинских ВУЗов проходит на месте службы, нередко молодым врачам приходится проходить интернатуру в условиях военных действий, отдаленных гарнизонах.

Где учатся на военного врача?

Военный врач первые четыре курса обучения может пройти в любом медицинском университете. На пятом курсе необходимо подать заявление для перевода в институт, в котором имеется факультет подготовки военных медиков. Наиболее знаменитыми являются Санкт-Петербургская Военно-медицинская академия им. Кирова, Государственный Белорусский медицинский университет, Национальный медицинский университет им. Богомольца в Киеве.

Подготовка военных врачей

Будущие военные врачи проходят подготовку на факультете военно-медицинского дела. На пятом курсе курсанты более глубоко изучают предметы, необходимые в работе военного медперсонала. Молодые специалисты учатся действовать и оказывать необходимую медицинскую помощь при огнестрельных ранениях, при отравлении токсическими веществами, при радиоактивном облучении и пр.

После изучения теории молодой военный врач направляется на практику в военные части, где несколько лет под руководством научного руководителя будет учиться применять полученные в институте знания на деле, в условиях реальной военной службы.

Звания военных врачей

После окончания Военно-медицинской академии или университета военный врач получает звание лейтенант медицинской службы.

День военного врача

Военный врач отмечает свой профессиональный праздник вместе с другими медицинскими работниками. День медработника отмечается в третье воскресенье июня.

Призыв врачей на военную службу

Военный врач после окончания медицинской академии направляется служить по контракту. После окончания срока контракта можно либо продлить срок службы, либо уйти из вооруженных сил.

Льготы военным врачам

Военный врач после 10 лет службы имеет право записаться на очередь на получение бесплатного жилья.

Льготы не положены, если врач ушел со службы после окончания срока первого контракта, однако, если увольнение было по причине сокращения или болезни, льготы сохраняются.

Льготы зарабатываются военными врачам на протяжении всего срока службы. Через 20 лет службы врач имеет право на денежное содержание после ухода с вооруженных сил, медобслуживание (включая членов семьи) и пр.

Аттестация военных врачей

Военный врач проходит обязательную аттестацию, которая является важной формой материального и морального стимулирования персонала. Аттестация проводится согласно национальной номенклатуре, с учетом требований и характеристик врачей.

Первую аттестацию проходят в военно-медицинском ВУЗе, перед получением диплома. Курсанты, успешно прошедшие аттестацию получают диплом о получении высшего полного образования по специальности и квалификации магистра.

Затем, через определенный промежуток времени, врачи проходят аттестацию для присвоения квалификационной категории и для подтверждения квалификационной категории.

Зарплата военного врача

Помимо заработной платы, военный врач получает надбавки к окладу за выслугу лет, за особые условия военной службы и т.д.

Военный врач - профессия непростая, на его плечах лежит медицинское обеспечение Вооруженных сил, включая лечебно-профилактические работы, противоэпидемиологические мероприятия, санитарно-гигиенический контроль, медицинское снабжение и пр.

Военврач – это не просто военнослужащий с медицинским образованием, а человек независимо от внешних условий, беспристрастно и с полной отдачей движимый желанием оказывать помощь всем пострадавшим от вооруженных конфликтов и войн. Профессия, которая зародилась еще во времена Древнего Египта, не теряет своей актуальности и в XXI веке, что обусловлено множеством горячих точек на карте земли.

Обязанности

Военный врач – это и медик, который по долгу службы способен оказать медпомощь военным и гражданским лицам, невзирая на ранги и статусы, но и вместе с тем обладать командирскими навыками. Особенность его работы состоит в необходимости действовать не только в мирное время, но и в ситуациях с риском для жизни, во время боевых действий или вооруженных конфликтов, когда требуется грамотно организовать медицинскую службу.

Основная задача военврача – медицинское обеспечение и оснащение вооруженных сил. В мирное время они тоже не остаются без дела, выполняя следующие обязанности:

    профилактика заболеваний среди военнослужащих, предотвращение возникновения эпидемий;

    контроль и наблюдение по выполнению санитарных норм составом;

    обучение военнослужащих базовым навыкам оказания первой медицинской помощи;

    медосмотры, оперативное лечение больных и проведение экстренных операций раненым солдатам и при необходимости их эвакуация;

    снабжение медпрепаратами и перевязочным материалом, инструментами, оборудованием.

Таким образом, функции военных врачей не ограничиваются одним лечением они значительно шире и включают комплекс мер по обеспечению войсковой части всем необходимым, т. е. исключить всевозможные барьеры, которые препятствуют выполнению поставленных боевых задач солдатами и офицерами.

Требования

Далеко не все соискатели желающие трудоустроиться врачом в воинскую часть смогут это сделать. К претендентам на данную вакансию предъявляется ряд требований и условий:

  1. Наличие высшего медицинского образования.
  2. Отсутствие судимости у претендента и его близких родственников.
  3. Эмоциональная стабильность, психическое здоровье.
  4. Военная подготовка, физическое развитие.
  5. Отсутствие каких-либо заболеваний (противопоказаний по здоровью).

Соответствие соискателя все заявленным критериям говорит не только о его квалификации, но и психологическом потенциале, что помогает быстрее и легче адаптироваться в условиях боевых действий и приступить к выполнению поставленных задач.

При этом важно заметить, что данная должность не подразумевает в отношении потенциальных кандидатов никаких ограничений в зависимости от половой принадлежности, кроме как, наличия образования и специальной военной подготовки, поэтому женщина военврач не является исключением.


Воинские звания для военных медиков

Медицинская служба вооруженных сил включает следующие категории работников:

    Военные врачи: хирург, стоматолог, санитарный врач.

    Провизоры, фармацевты, лаборанты.

    Фельдшера, медсестры, санитары.

    Санитарные инструктора.

Каждый медицинский работник как указано в Положении о прохождении службы независимо от того находится ли он в запасе или же состоит в Вооруженных Силах должен иметь персональное воинское звание. Таким образом, для военнослужащих предусмотрен целый ряд воинских званий, который был представлен еще в 1943 году НКО СССР в зависимости от того, где врач выполняет свои обязанности. Причем условия назначения действуют как для военно-медицинского, так и военно-ветеринарного состава.

При наличии медицинской или ветеринарной военно-учетных специальностей к соответствующим воинским званиям добавляют слова «медицинской / ветеринарной службы».

Войсковые звания

Младший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • младший лейтенант;
  • лейтенант;
  • старший лейтенант;
  • капитан.

Старший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • майор;
  • подполковник;
  • полковник.

Высший офицерский состав медицинской (ветеринарной) службы:

  • генерал-майор;
  • генерал-лейтенант;
  • генерал-полковник.

Однако с 1935 до 1943 года звания военврачей имели иное название. Среди них значились и ранги военных врачей.

Таким образом, военным врачам по постановлению ЦИК и СНК СССР могли присвоить следующие звания:

  1. Военфельдшер.
  2. Старший военфельдшер.
  3. Военврач 3-го, 2-го, 1-го ранга.
  4. Бригврач.
  5. Дивврач.
  6. Корврач.
  7. Армврач.

При этом звание «Военврач 3-го ранга» присваивалось лицам с высшим медицинским образованием, которые только поступали или призывались в армию.


Особенности

Карьера военврача начинается со звания лейтенанта. Присвоение последующих званий осуществляется в соответствии с основными правилами, которые действуют в отношении и других военных. Если кандидат на должность военного врача имеет лишь образование с дипломом гражданского вуза, после чего он еще прошел и срочную службу, то звание сержант – это максимум который только возможен.

Наличие таких вводных позволяет лишь претендовать на должность санитара (звание рядовой), фельдшера (прапорщик) или медсестры (сержант).

Карьерная лестница в таком случае ожидает, только если получить образование в специальном военном ВУЗе, по окончании которого будет присвоено наименьшее офицерское звание.

Именно студенты очного отделения медицинского военизированного ВУЗа, проходят как медицинские дисциплины, так и курс боевой подготовки. Высшие учебные заведения такого плана осуществляют прием и парней и девушек. Таким образом, осуществляется принцип равенства полов.

Причем интерес к данной профессии среди представительниц слабого пола значительно выше, нежели у юношей. Так, конкурс среди девушек в Военно-медицинской академии имени Кирова составил 35 человек на место, в противовес молодым людям, когда их количество не превысило и 12 человек на место.

Таким образом, если ранее военными врачами были исключительно мужчины, то сегодня среди имен полковников медицинской службы значатся и женские имена.

Получив звание лейтенанта, граждане, окончившие ВУЗ в обязательном порядке в военном комиссариате должны встать на учет, где им на руки будет выдан военный билет. Не выполнив это условие, в отношении их могут применить санкции административной ответственности.


Подготовка специалистов

Главной кузницей кадров военной медицины, начиная с советских времен, является ВМедА им. Кирова. Три факультета (летный, морской, сухопутный) выполняют подготовку специалистов данного направления. Срок обучения составляет 6 лет, после чего выпускник получает диплом и звание лейтенанта. Следующим этапом в образовании становится интернатура.

В отличие от мед. вузов гражданского направления для поступления в ВМедА есть жесткое ограничение по возрасту 16-22 года, причем полных 16 лет на момент поступления должно быть уже на 1 августа. Абитуриент, которому на 31 июля исполнилось 23 года, не сможет поступить в академию.

Будущий военный врач еще на студенческой скамье познает все тяготы воинской службы. Как на других военных кафедрах курсанты в ВМедА проходят строевую подготовку, на первых двух курсах у них казарменное положение и ранний подъем. Кроме этого, студенты носят обязательную форму одежды и выполняют суточные наряды. При этом весь процесс строится на соблюдении воинской дисциплины, физических тренировках (лыжная подготовка, бег, нормативы по стрельбе и плаванию).

Востребованность и перспективность

Спрос на квалифицированных специалистов профессии военный врач остается стабильно высоким. Причем это характерно не только в период военных конфликтов, но и в мирное время. Боеспособной армии наряду с вооружением для эффективности требуется и медицинское сопровождение.

Данная специальность сулит большие возможности и карьерный рост. При этом деятельность врача вовсе не ограничивается одной лишь врачебной практикой и позволяет заниматься сугубо научной деятельностью.

Заключив контракт, как правило, это бывает на 5 лет, военврач может пойти и в гражданскую медицину. Для этого потребуется лишь пройти переквалификацию, причем еще до окончания действия контракта. Единственным условием является выплата неустойки. Сюда включают все затраты, которые понесло государство. Значительная часть их приходится на выдачу вещевого довольствия, а это немалая сумма.

Профессия военного врача нелегкая и требует не только медицинских познаний, но и выдержки. Причем военная дисциплина нередко воспитывается еще с юных лет, когда большинство, начиная с военных лицеев, привыкает к военной жизни, до поступления в ВУЗ.

В третье воскресенье июня в России отмечают День медицинского работника. Накануне профессионального праздника врачей наш корреспондент побывал в Военно-медицинской академии имени Кирова, где узнал, зачем российской армии робот-санитарка, как будущие военные хирурги учатся не бояться крови с помощью плачущих манекенов и каково будущее российской военной медицины.

Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова без преувеличения можно назвать уникальным высшим учебным заведением. Только здесь готовят врачей для Вооруженных сил России. Семь факультетов, 63 кафедры и около 30 клиник при них — потенциал, которому позавидуют многие гражданские медицинские вузы.

В отличие от гражданских институтов в академии большое внимание уделяется занятиям по военной экстремальной медицине. Наряду с изучением общепринятых медицинских дисциплин слушатели постигают работу в полевых условиях, проводят военно-медицинские учения и стажируются в войсках. Факультеты, на которых учатся военные врачи, делятся по видам Вооруженных сил.

Будущие специалисты медицинских подразделений Военно-воздушных сил углубленно изучают проблемы, связанные с воздействием на человеческий организм многократных перегрузок и недостатка кислорода на больших высотах. Также на факультете преподают методику специального контроля за состоянием здоровья летчиков и систему их медицинского обследования.

Факультет подготовки врачей для РВСН и Сухопутных войск готовит специалистов по широкому кругу вопросов. Как правило, его выпускники становятся врачами войсковой части и на них ложится ответственность не только за оказание медицинской помощи, но и за санитарно-эпидемиологическое состояние подразделения, а также за профилактику заболеваний. Без военврача не обходится и боевая подготовка — стрельбы, марши, полевые выходы всегда проходят под его контролем.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Своя специфика и у военно-морского факультета. Здесь особое внимание уделяется влиянию глубоководных погружений и повышенного давления воздуха на здоровье моряков-подводников: врач на субмарине должен уметь оказывать помощь при кессонной болезни и в случае чрезвычайных происшествий, связанных с резкими перепадами давления.

К тому же все выпускники военно-морского факультета получают квалификацию хирурга. Корабельный врач, что на подлодке, что на надводном корабле, в дальних походах часто работает в одиночку и потому обязан уметь проводить операции на борту. Как правило, это ушивание ран, удаление воспаленного аппендикса или вскрытие гнойника.

Отработка ушивания резаных ран. Фото: Анна Горбань

Наука лечить

Обучение слушателей Военно-медицинской академии построено в соответствии с государственным стандартом, однако учебный процесс военных медиков имеет ряд преимуществ по сравнению с их гражданскими коллегами. В первую очередь это возможность учебы «у постели больного». Как было сказано выше, кафедры ВмедА обладают собственными клиниками. Они одновременно работают на медицинское обеспечение военнослужащих и членов их семей и на практическое обучение слушателей.

Эти клиники оборудованы самой современной медтехникой, и будущие военврачи имеют возможность знакомиться с ней уже в процессе учебы. В то же время студенты гражданских вузов иногда сталкиваются со сложной аппаратурой только после выпуска.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Еще одно новшество Военно-медицинской академии — Центр симуляционного обучения. Роботизированные манекены, напичканные датчиками, изображают различные повреждения и травмы. Специальная компьютерная программа, контролируемая преподавателем, выдает на диагностические мониторы изменения в работе «организма». Если слушатель допускает ошибки, то «пациент» начинает истошно кричать от боли, умирать и даже брызгать красной краской из поврежденных «конечностей».

Как рассказал корреспонденту «Защищать Россию» заместитель начальника Академии по учебной и научной работе генерал-майор медицинской службы профессор Богдан Котив, применение интерактивных симуляторов облегчает подготовку слушателя к практической врачебной работе.

Отработка реанимационных мероприятий на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Помимо манекенов в занятиях используются и макеты отдельных участков человеческого тела, которые покрыты специально выделанной свиной кожей, а также имитируют всю структуру мягких тканей под ней. На них слушатели отрабатывают множество навыков — от внутримышечных и внутривенных инъекций до наложения и снятия швов.

«Раньше нужно было определенное время, чтобы адаптироваться, не бояться работать с тканями и понимать границы болевых ощущений человека», — отметил профессор Котив, — «А на симуляторах это делать безопасно и комфортно. Слушатель может повторить это много раз. Это перспективный метод обучения, потому что многократное повторение без риска навредить живому человеку позволяет хорошо закрепить навыки».

Богдан Котив. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Работа с симуляторами также является одной из стадий в психологической подготовке будущего врача. Вообще же процесс его созревания имеет комплексный многоступенчатый характер. Поначалу вид крови, мертвых или живых тканей вызывает у человека эмоциональное потрясение или страх. Побеждают его за счет систематических занятий, на которых слушатель постепенно знакомится со строением человеческого тела, изучает нормальные и патологические процессы в организме.

Затем обучаемые получают первичные навыки реанимации, хирургии, перевязок, обезболивания. В определенный момент весь этот комплекс знаний и навыков формирует у слушателя спокойное восприятие пациента, находящегося в тяжелом состоянии. После третьего курса обучения, подчеркнул Богдан Котив, слушатель уже способен оказывать медицинскую помощь на достаточно серьезном уровне.

Диагноз «Ратника»

Наряду с учебой в Военно-медицинской академии ведется интенсивная научная работа. О некоторых реализованных научных проектах «ЗР» побеседовал с начальником отдела подготовки научно-педагогических кадров и организации научно-исследовательских работ кандидатом медицинских наук полковником медицинской службы Евгением Ивченко.

Евгений Ивченко. Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Так, в ВМедА продолжается разработка мобильного стоматологического кабинета, предназначенного для переброски в удаленные и труднодоступные войсковые части. В медицинские подразделения российской армии уже поступил один такой кабинет на базе автомобиля КАМАЗ с прицепом, однако его пробная эксплуатация выявила ряд недостатков, которые были учтены при постройке других стоматологических комплексов. В ближайшее время на снабжение войск будет передано четыре модернизированных кабинета.

Другая разработка научного коллектива академии — индивидуальные аптечки нового образца. В отличие от общеизвестных аптечек АИ-2 и АИ-4 , содержавших в себе противохимические и противорадиационные препараты, новые комплекты содержат в себе кровоостанавливающие и перевязочные средства. Также в нее включен новый противошоковый препарат ибупренорфин, которым заменили устаревшее обезболивающее промедол, вызывавшее у раненых угнетение дыхательного аппарата.

Что касается перспективных направлений, то сегодня в академии ведется разработка автоматизированной системы дистанционной оценки состояния здоровья военнослужащих. Электронный модуль, интегрированный в комплект боевой экипировки « », с помощью нескольких датчиков будет измерять температуру тела, частоту дыхательных движений и сердечных сокращений бойца, и на основе этих замеров выдавать ответ о состоянии его здоровья.

Боевая экипировка «Ратник». Фото: Андрей Луфт/Защищать Россию

Также планируется оснастить этот модуль системой геопозиционирования и соединить его с цифровым комплексом разведки, управления и связи «Стрелец» (командирский планшет), также входящим в состав «Ратника». Одновременно идет разработка планшета начальника медицинской службы. На его экране военнослужащие будут обозначены точками, цветовая гамма которых будет сигнализировать об их состоянии по шкале «здоров-ранен-убит» . Глядя на них, военный медик будет решать, куда посылать бригаду санитаров.

В дальнейшем устройство мониторинга состояния военнослужащего будет доработано до возможности оценки психофизиологического состояния человека на поле боя. Эта система позволит командиру решить, кто из его подчиненных наиболее пригоден для выполнения конкретной задачи в бою.

Что касается сегодняшних медицинских исследований, то ученые академии совершили несколько интересных открытий в области лечения черепно-мозговых травм контузионной природы. Евгений Ивченко отметил, что полученные данные являются ноу-хау российских военных медиков, поэтому от дальнейших комментариев по этому поводу он отказался.

Фото: Анна Горбань

Срочная работа

Вместе с кадровыми сотрудниками академии изысканиями занимаются и солдаты срочной службы в недавно созданной в ВМедА научной роте. Она включает в себя три взвода: биофармацевтический, медико-профилактический и инженерно-технический. В первом служат выпускники гражданских медвузов, которые сегодня занимаются вопросами раневой баллистики. С помощью баллистического мыла и геля они моделируют повреждения мягких и твердых тканей. В последующем результаты модельных расчетов войдут в разработку государственного стандарта по оценке заброневой контузионной травмы.

«Это очень важное направление, которым кроме Военно-медицинской академии никто не занимается», — подчеркнул Евгений Ивченко, — «В ряде случаев тяжесть повреждения при попадании в бронежилет пули может оказаться больше, чем если бы эта пуля прошла насквозь».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Медико-профилактический взвод вместе с сотрудниками кафедры общей и военной гигиены участвует в исследованиях комплекта боевой экипировки «Ратник». Среди научно-практических вопросов — сколько можно держать в ухе гарнитуру рации, чтобы не образовалось пролежня, как чувствуют себя мягкие ткани в подременном пространстве и т. д.

Инженерно-технический взвод разработал и представил на форуме « » концепт робота-доставщика лекарств до постели больного. По проекту, лечащий врач будет делать назначения больному через компьютер, лекарственный терминал отсортировывать необходимые препараты по контейнерам, а робот — забирать их и развозить по палатам. Также инженеры научной роты планируют разработать робота-уборщика. Конечно, эта техника не заменит труд младшего медперсонала, но существенно облегчит его работу. В боевой же обстановке, когда каждая пара рук необходима для приема раненых, такие робот будут очень востребованы.

Отработка остановки кровотечения на интерактивном манекене. Фото: Анна Горбань

Будущее военной медицины

Одним из перспективных направлений станет дальнейшая работа по вопросам психофизиологического обеспечения военнослужащих, в частности дистанционная оценка их состояния. Связано это с тем, что сегодня в Вооруженных силах появилось много должностей, на которых военнослужащие работают со сложной компьютеризированной техникой, однако, с точки зрения их медицинского обеспечения, никаких рекомендаций сегодня, по большому счету, не выработано. Также будет развернута работа по вопросам пребывания наших воинских формирований в различных климатических условиях, в том числе экстремальных. Например, специалисты будут изучать возможности безопасного потребления в пищу российскими военнослужащими животных и растений, обитающих в разных регионах мира.

Одним из главных направлений развития военной медицины специалисты Военно-медицинской академии называют телемедицину, когда врач на экране монитора сможет не просто посмотреть на пациента, но и увидеть его электрокардиограмму, результаты ультразвукового исследования или рентгеновский снимок. В далеком же будущем, когда наука изобретет сверхнадежные каналы связи, военные врачи станут дистанционно делать хирургические операции с помощью робота. Но до этого пока далеко.

Солдат научной роты за работой в лаборатории. Фото: Анна Горбань

Как стать военным в России? Как девушке поступить на службу в Армию РФ? Какие положительные и отрицательные стороны есть у военной службы? Кому категорически не стоит идти в военные? И какие военные вузы считаются престижными?

Военное образование
Стать военнослужащим в нашей стране можно несколькими путями. Наиболее короткая и перспективная образовательная траектория начинается с кадетского корпуса , в который поступают дети уже с 10 лет. Идти в кадетское училище стоит тогда, когда родители и ребенок уверены в будущей военной карьере. Детям после 4 класса начальной школы открыта дорога в суворовские, нахимовские и другие престижные военные училища. Кадетские школы отличаются от общеобразовательных повышенными требованиями к поступающему: дети сдают вступительные экзамены, и конкурсный отбор может быть очень серьезным из-за большого количества абитуриентов. В отличие от общеобразовательной школы в кадетском корпусе большое внимание уделяется распорядку дня, дисциплине, физической подготовке и морально-волевым качествам учащихся. Считается, что и уровень знаний у кадетов выше благодаря военной дисциплине и мотивации.

Часть военных училищ (Московское, Санкт-Петербургское, Казанское и др. СВУ) принимают обучающихся после 9 класса. Курсанты получают среднее профессиональное образование военного профиля, в которое включена не только общая программа, физподготовка, но и обучение военном делу.
Обучение в кадетских корпусах и военных училищах обеспечивается государством: проживание, учеба и даже проезд учащихся оплачивает Министерство обороны. Выпускники кадетских школ и училищ имеют приоритетное право при поступлении в военные вузы.

Российские военные вузы готовят специалистов военных профессий по направлениям:
✔ Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга 11.05.03
✔ Тыловое обеспечение 56.05.01
✔ Радиационная, химическая и биологическая защита 56.05.02
✔ Служебно-прикладная физическая подготовка 56.05.03
✔ Управление персоналом (Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы РФ) 56.05.04
✔ Пограничная деятельность 57.05.01
✔ И другим

При поступлении в высшее военное учебное заведение важны не только знания по профильным предметам (баллы ЕГЭ), но и психологическая устойчивость, "чистая история" (отсутствие судимости), высокий уровень физической подготовки.

Топ 5 военных вузов
Большинство престижных военных академий расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Если вы решили посвятить себя служению Родине, то имеет смысл поступать в лучшие вузы:
1. Военная академия РВСН (Москва)
2. Военно-морская академия (Санкт-Петербург)
3. Военно-воздушная академия имени первого космонавта Гагарина (Москва)
4. Михайловская артиллерийская академия (Санкт-Петербург)
5. Академия ФСБ РФ (Москва)

Как девушке поступить на военную службу
Военное образование и служба по контракту доступны и юношам, и девушкам. Официально в военной службе нет ограничений для женщин. Но, честно говоря, во многие военные специальности женщинам попасть сложно, поможет только энтузиазм и большое желание служить Родине.
Чаще всего девушки осваивают медицинские профессии – становятся медсестрами или военными врачами разного профиля. В том числе девушек можно встретить в снабжении и среди военных связистов - в Армии востребованы квалифицированные IT-специалисты. И если в зарубежных армиях девушки давно служат наравне с мужчинами, то в нашей стране на "мужских" специальностях (летчики, танкисты, десантники) их пока нет.

Плюсы и минусы военной службы
Профессия военнослужащего всегда относилась к престижным и уважаемым в обществе. Во многих семьях традиция посвящать себя военному делу насчитывает 3-4 поколения. Тем не менее, в профессии военного есть как положительные стороны, так и отрицательные. Прежде, чем поступать в военное учебное заведение, необходимо сделать осознанный выбор и взвесить все "за" и "против" лично для себя.

Минусы профессии военнослужащего:

    Риск для жизни. Военный не принадлежит самому себе, он служит Родине. Не каждый день военнослужащие рискуют жизнью, и не все специальности связаны с реальной опасностью, но если командование прикажет лететь в горячую точку планеты, то военный должен быть готов к этому как физически, так и психологически.
    Бытовые трудности. Жизнь в гарнизонах и военных городках нельзя назвать комфортной. Вполне понятные тяготы походной жизни могут накладываться и на неустроенность в мирное время. Военного могут "перебрасывать" в разные регионы страны, и если у военнослужащего есть семья, то получить квартиру и "осесть" получается далеко не сразу.
    Вред для здоровья. Постоянный стресс, травмоопасность и отсутствие бытовых условий – вот что ожидает военного на передовой.
    Жесткие требования субординации. Приказы, которые отдает старший по званию, не обсуждаются, даже если они не кажутся обоснованными. И если вы по складу характера не можете подчиняться старшему по званию, то военная служба вам не подойдет, - для нее необходимо иметь силу воли и самообладание.
    Зависимость от государства. У военных есть множество льгот, но, так как военнослужащие относятся к категории "бюджетников", в кризисные периоды именно им приходится тяжелее, чем представителям других профессий .

Минусы военной службы компенсируются плюсами:
    Престиж профессии. Военный - это одна из старейших, традиционно почетных профессий. Осознание пользы, которую человек приносит стране и ее гражданам, очень помогает справится с тяготами военной жизни.
    Понятный карьерный рост. Повышение по службе зависят не столько от личных качеств, сколько от выслуги - времени службы.
    Социальный пакет. Оплата обучения и проживания, государственные льготы, военная ипотека и многие другие привилегии доступны военнослужащим. Государство полностью обеспечивает военного с момента поступления в учебное заведение. Денежное довольствие учащегося вуза гораздо выше, чем стипендия студента в гражданском университете .
    Гарантированное трудоустройство. Выпускники военных вузов в отличие от гражданских не имеют в дальнейшем проблем с трудоустройством.
    Возможности для повышения квалификации и обучения. В Вооруженных силах поощряется дополнительное обучение, поэтому специалист может получить как второе, так и третье высшее образование за счет государства.
    Ранняя и достойная пенсия. Для определенных военных специальностей 1 год службы засчитывается за 2 или даже за 3. Поэтому вполне реально стать пенсионером уже в 40 лет. После выхода на пенсию жизнь военного только начинается, можно открыть свое дело или пойти работать на гражданскую службу и при этом получать пенсию военного.
Если вы думаете о военной службе как о своем будущем призвании, то пройдите наш бесплатный тест Военно-спортивный профиль . Тестирование покажет, насколько вы психологически и интеллектуально готовы к военной службе, и готовы ли вы решать ежедневные задачи военнослужащих – думать о спасении людей, когда вашей жизни угрожает опасность.

Поздравляем всех защитников Родины и тех, кто планирует им стать!

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку .

Военно-медицинская академия — старейшая среди военных академий и медицинских вузов страны. Образована 18 декабря 1798 года Указом Императора Павла I и с момента создания носила наименование «Медико-хирургическая Академия».

Академия в дальнейшем неоднократно переименовывалась: в 1808 году — в «Императорскую Медико-хирургическую академию», в 1881 году — в «Императорскую Военно-медицинскую академию».
История академии на протяжении более чем двух веков увековечена архитектурными памятниками, зданиями, над которыми трудились лучшие архитекторы России.

Вскоре после учреждения академия была возведена в ранг «Первых учебных заведений империи» и до 1917 г. совмещала функции учебного заведения и Академии медицинских наук.
В 1918 году академия стала носить название «Военно-медицинская академия», а в 1935 году переименована в «Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова».

В академии одновременно осуществляются 3 взаимосвязанные функции: учебная, научная и лечебно-диагностическая .

Военно-медицинская академия является основным центром профессиональной подготовки военных врачей по качеству учебно-материальной базы, обеспеченности клиник современной аппаратурой и подбором тематических больных, где сосредоточено обучение по наиболее наукоемким и затратным медицинским специальностям действующей номенклатуры.

Академия включает:

—4 центральных учреждения Министерства обороны Российской Федерации: Центральная военно-врачебная комиссия МО РФ; Центральная патологоанатомическая лаборатория МО РФ; Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств МО РФ; Центр фармации и медицинской техники МО РФ.

—5 центров: Центр (учебно-методической, научной работы и подготовки научно-педагогических кадров); Научно-исследовательский центр; Фармацевтический центр; Клинический центр экстракорпоральной детоксикации; Инженерно-технический центр (эксплуатации и обслуживания медицинской техники).

—4 самостоятельных отдела: клинический отдел; отдел медицинского снабжения; строевой отдел; отдел кадров.

—6 факультетов подготовки военнослужащих и 1 факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей (на внебюджетной основе).

—Медицинский отряд (специального назначения) (учебный).

—Медицинский колледж.

—63 кафедры (28 военных, 35 гражданских), из них: 17 хирургических; 14 терапевтических; 3 профилактических; 29 теоретических.

—4 подразделения обеспечения: база обеспечения учебного процесса; Военно-медицинский музей; редакция журнала (военно-медицинского); военный оркестр.

—Научно-исследовательский испытательный институт (военной медицины).

В составе академии содержатся 13 должностей главных медицинских специалистов Министерства обороны Российской Федерации. Все офицеры и лица гражданского персонала имеют соответствующий занимаемой должности уровень образования и подготовки.

В соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года Военно-медицинская академия осуществляет свою деятельность как федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Как учебное заведение Военно-медицинская академия осуществляет додипломную и последипломную подготовку медицинских специалистов для всех видов Вооруженных Сил, других силовых структур и гражданского здравоохранения Российской Федерации, а также для ряда иностранных государств. Образовательный процесс ведется практически по всему спектру медицинских специальностей.

Система подготовки военных врачей в Военно-медицинской академии по праву считается оптимальной моделью военно-медицинского образования в Вооруженных Силах страны. Это очень трудоемкий и многолетний процесс: 6 лет обучения на факультетах подготовки врачей с получением диплома, затем еще один год в интернатуре академии с получением первичной специализации.

Додипломная подготовка военных врачей проводится на факультетах первичной подготовки: факультете подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск), факультете подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил), факультете подготовки врачей (для Военно-Морского Флота), Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей, Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Последипломная подготовка осуществляется на Факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования), Факультете руководящего медицинского состава, Факультете подготовки и усовершенствования гражданских врачей и Факультете подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий).

Ведущий, исторически сложившийся отечественный принцип подготовки врачей в академии, предполагает «обучение у постели больного» — практическое усвоение элементов знаний и практических навыков профессиональной деятельности, прежде всего вынесенных в категории учебных программ «Владеть!» и «Иметь опыт (навык)!».

Важным компонентом образовательной деятельности является проведение всех видов (учебных и производственных) практик в академии.

В процессе обучения курсанты и слушатели академии участвуют в командно-штабном (тактико-специальном) военно-медицинском учении под условным названием «Рубеж», в ходе которого отрабатываются вопросы организации работы медицинских подразделений по приему раненых и больных, оказанию им первой, врачебной и квалифицированной медицинской помощи, приобретаются практические навыки работы в качестве младшего медицинского персонала в подразделениях и частях медицинской службы по розыску и выносу раненых и больных с поля боя, погрузке (выгрузке) раненых и больных на транспортные средства.

В итоговом учении, проводимом на базе полевой выучки в Красном Селе, принимают участие до 1000 человек, привлекаются свыше 20 кафедр академии, от которых выделяются около 100 преподавателей, все факультеты, представители военного и гражданского здравоохранения.

Право на ведение образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования и выдачу дипломов государственного образца предоставлено Военно-медицинской академии лицензией от 05 октября 2010 года № 0231 и свидетельством об аккредитации от 11 апреля 2011 года № 0893, выданными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.

Факультет подготовки врачей (для Ракетных и Сухопутных войск)
Воинская учетная специальность выпускников «Лечебное дело в наземных войсках» . Осуществляет профильную подготовку по специальности высшего профессионального образования «Лечебное дело» квалификации «Врач» и военно-профессиональную подготовку для выполнения должностных обязанностей начальника медицинской службы (медицинского пункта) полка (бригады) в Ракетных и Сухопутных войсках ВС РФ, частях ВДВ, других силовых министерств и ведомств.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Воздушных Сил)
В ходе учёбы курсанты изучают вопросы медицинского обеспечения полетов и контроля за состоянием здоровья летного состава, оценки функционального состояния летчиков в условиях гипоксии, отрабатывают практические речевые навыки в кислородной маске под избыточным давлением, испытывают защитное действие высотного компенсирующего костюма и т.д.

Факультет подготовки врачей (для Военно-Морского Флота)
Специализированные кафедры дают возможность обучающимся изучить вопросы военно-морской подготовки, организации и тактики медицинской службы флота в мирное и военное время, организации и проведения медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военных моряков в мирное и военное время, обеспечения радиационной безопасности на береговых объектах и кораблях с атомными энергетическими установками, ознакомиться с медицинскими аспектами ликвидации последствий радиационных аварий на различных объектах ВМФ.

В учебных центрах курсанты практически отрабатывают вопросы аварийно-спасательного обеспечения, физиологии военно-морского труда и медицинского обеспечения водолазного дела. Практические специальные знания отрабатываются в период флотской и войсковой стажировки, а также флотской и войсковой практики на кораблях и в частях Северного Флота.

Факультет подготовки врачей (военно-медицинских специалистов иностранных армий)

Вид обучения

Специальность

Продолжительность обучения

10 месяцев

Первичная подготовка врачей:

Лечебное дело в наземных войсках

Лечебное дело в авиации

Лечебное дело на кораблях

Лечебное дело

Интернатура

Подготовка руководящего медицинского состава

Клиническая ординатура

Усовершенствование и профессиональная переподготовка

от 1,5 до 5 месяцев

Адъюнктура

Докторантура

Соискательство ученых степеней

Военнослужащий иностранного государства, желающий обучаться в Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова обращается к национальному командованию своей страны, которое в свою очередь подает заявку через Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Обучение иностранных военнослужащих проводится на русском языке. Для иностранных военнослужащих, которые не владеют русским языком или владеют им слабо, вводится подготовительный курс обучения продолжительностью до 10 месяцев.

При факультете имеется гостиница для размещения иностранных военнослужащих. Оплата за проживание производится в соответствии с заключенными контрактами.

Пребывание иностранных военнослужащих на территории Российской Федерации и миграционный учет осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями Федеральной миграционной службы России при поддержке командования академии и управления факультета.

Факультет подготовки и усовершенствования гражданских врачей
Основной целью деятельности факультета является решение главных задач, определенных для факультета академией:

— подготовка специалистов с высшим медицинским образованием в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело»;

— послевузовское профессиональное образование гражданских врачей в виде интернатуры и ординатуры в соответствии с Государственными образовательными стандартами медицинских специальностей;

— дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки, повышения квалификации, стажировки и сертификации специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием;

— организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи, её патриотическому воспитанию и подготовке к поступлению в академию.

Факультет руководящего медицинского состава
Осуществляет подготовку офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по специальности «Управление медицинским обеспечением войск (сил)», а также обучение в интернатуре и ординатуре. Первичная специализация в интернатуре выпускников факультетов подготовки врачей осуществляется по 30 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Послевузовское профессиональное образование в ординатуре осуществляется по 89 основным профессиональным образовательным программам номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации.

Качественной подготовке выпускников способствует участие слушателей в ежегодных тактико-специальных учениях «Рубеж», итоговых командно-штабных военно-медицинских учениях, развертывании полевых военно-медицинских учреждений в учебном центре Военно-медицинской академии, стажировки в органах управления медицинской службой, практическая работа в клиниках академии.

На факультете большое внимание уделяется научной деятельности обучаемых офицеров. Слушатели принимают активное участие во всех Всероссийских и международных научно-практических конференциях, проводимых в Санкт-Петербурге.

Ежегодно 5-7 слушателей успешно защищают диссертации и получают ученую степень кандидата медицинских наук.

Факультет (послевузовского профессионального и дополнительного образования)
На факультете (послевузовского профессионального и дополнительного образования) осуществляются следующие виды подготовки врачей в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования:

— профессиональная переподготовка медицинских специалистов;

— общее и тематическое усовершенствование офицеров медицинской службы и лиц гражданского персонала МО РФ по медицинским и фармацевтическим специальностям;

— тематическое усовершенствование руководящего состава медицинской службы МО РФ, родов и видов Вооруженных сил РФ, военных округов, флотов;

— тематическое усовершенствование профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений, учебных центров и кафедр военной и экстремальной медицины ВУЗов.

Срок обучения слушателей на факультете по профессиональной переподготовке, повышении квалификации от 1 до 4 месяцев .

Медицинский колледж Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова
Базовый уровень образования и углубленная подготовка по специальностям:

060501 «Сестринское дело»:

Квалификация: «Медицинская сестра (брат)» на основе среднего общего (полного) образования; срок обучения: очная форма подготовки — 2 года 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки - 3 года 10 месяцев;

Квалификация: «Медицинская сестра с углубленной подготовкой» по направлениям:

—организация сестринского дела;

—анестезиология и реаниматология;

На основе среднего медицинского образования (базовый уровень); срок обучения: очная форма подготовки — 10 месяцев, очно-заочная форма подготовки — 1 года 6 месяцев.

060604 «Лабораторная диагностика»

Квалификация: «Медицинский лабораторный техник», на основе среднего общего (полного) образования. Срок обучения: очная форма — подготовки 2 года 10 месяцев; очно-заочная форма подготовки — 3 года 10 месяцев.

Отделение повышения квалификации Медицинского колледжа Военно-медицинской академии проводит последипломную подготовку, аттестацию и сертификацию среднего медицинского персонала по всем специальностям номенклатуры Минздравсоцразвития РФ.

Научно-исследовательская работа в Военно-медицинской академии проводится по всем основным направлениям военной и клинической медицины. При этом главной задачей признается укрепление и развитие научных школ академии как фундаментальной основы для исследований и подготовки высококвалифицированных военно-медицинских кадров на всех уровнях образования.

Ряд фундаментальных и прикладных направлений исследований реализованы в новейших разработках кафедр и научно-исследовательских подразделений.

В академии существует стройная система подготовки научных кадров. Большое внимание уделяется научной работе, в том числе и работам курсантов и слушателей. Более 50 лет в академии существует военно-научное общество курсантов и слушателей (ВНОКС).

В Военно-медицинской академии работают известные учёные, среди которых 5 академиков Российской академии медицинских наук (РАМН), 8 член-корреспондентов РАМН, 25 заслуженных деятелей науки РФ, 94 Заслуженных врачей РФ, 52 заслуженных работника высшей школы РФ, 15 лауреатов Государственной премии, 12 лауреатов премии Правительства, 105 академиков и 46 член-корреспондентов отечественных и зарубежных академий.

Подготовка научно-педагогических и научных кадров в академии осуществляется в докторантуре и адъюнктуре, а также путем оформления соискательства ученой степени доктора и кандидата наук.

В академии созданы и активно работают 13 диссертационных советов по защите докторских диссертаций по 33 научным специальностям.

Клиническая база академии имеет штатную коечную емкость в 2616 коек, и представлена 16 клиниками хирургического профиля (в том числе 7 клиник общехирургических и 9 специализированных), 13 клиниками терапевтического профиля (в том числе 7 общетерапевтических и 6 специализированных), клиническим центром экстракорпоральной детоксикации и 5 клиническими подразделениями (в т.ч. приемные отделения №№ 1 и 2, станцией переливания крови и др.).

Продолжается работа по освоению новых видов и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. Из 137 видов, установленных Минздравсоцразвития России, сейчас в клиниках академии оказываются 90, что составляет более 65% от общего количества.

В академии получают различные виды лечения более 350 тыс. человек ежегодно.