Готическая владимирская церковь в быково. Московская церковь владимирской иконы божией матери

Я люблю всякие необычные объекты, которые чем-то отличаются от общепринятых вариантов, поэтому, когда увидела в интернете изображения церкви Владимирской иконы Божией Матери в Быково , подивилась... Это ж надо так: замок стоит в лучших традициях Диснея, но церковь. Сначала даже показалось, что это какой-то новодел для привлечения внимания, ан нет!

Владимирская церковь построена в псевдоготическом стиле в далеком 1789 году в усадьбе Михаила Измайлова. Автором проекта был архитектор Василий Баженов, который известен еще как "зачинатель русской псевдоготики ".

История становления этой церкви обросла легендами. Якобы, когда-то, Екатерина II, прибыв в усадьбу к Измайлову, сделала тому замечание, мол, усадьба скучна и непритязательна, ничем не выделяется, никаких отличительных черт у нее нет, то бишь не запоминается и в душу не западает. О как. В связи с этим Михаил Михайлович решил срочно навести шику-блеску какого-нибудь особенного и пригласил для этого Василия Баженова. Что тут скажешь? Удачно позвал.

В саму усадьбу мы не попали, т.к. на входе висела вывеска "туберкулезный санаторий" и разбираться мы не стали. А вот к церкви подобрались вплотную. Жалко только, что она зажата между домами и обнесена двумя слоями забора: ни с одной стороны нет нормального вида. А изнутри двора невозможно без ширика снимать: красивая колокольня не дает шанса отступить назад, из-за этого церковь не умещается в объектив. Пришлось фотографировать кусками, но в интернете можно найти фото, снятые на широкоугольный объектив и оценить красоту в полном объеме.



Церковь Владимирской иконы Божией Матери построена из белого камня (это не мрамор) и выглядит благодаря ему очень необычно, т.е. это не классический оштукатуренный или кирпичный храм, коих тут в Подмосковье пруд пруди, он ближе к католическим церквям Европы.

Первое, что бросается в глаза на входе - лестница. Она ведет на второй этаж, т.к. церковь сочетает в себе именно два этажа. На первом расположена так называемая зимняя церковь в честь Рождества Христова, а верхняя - летняя - освящена в честь иконы Владимирской Божией Матери.



Сейчас лестницу реставрируют и подняться по ней нельзя. Надо сказать, что церковь вообще изрядно потрепана, но ее восстанавливают. В середине 20-го века в этом здании находились швейная мастерская и склад и только в 1989 году церковь вновь смогла быть тем, для чего строилась.

Колоколен тут целых три. Одна большая (отдельно стоящая) и две парные по краям от фасада. Фасад украшен в некоторых местах изображениями человеческих лиц. Не знаю, пока, чьих, может, когда-нибудь выяснится)





Внутрь церкви может войти любой желающий, но вести там фотосъемку запрещено. Мы зашли и попали на службу. Что мне нравится в любых религиозных заведениях - так это звучание. Читалась какая-то молитва, ей вторил хор. Естественно, мы ничего не понимали, поэтому постояли пару минут на входе, поозирались, понюхали, рассмотрели изображения на потолке и вышли.






Из примечательного можно отметить информационную доску рядом с церковью. Помимо всяких классических объявлений о том, когда и что будет происходить, обнаружился стенд с высказыванием знаменитых космонавтов, наверное, призванный пояснить прихожанам, что космос - он лишь, как подтверждение существования. Но слова Гагарина явно можно трактовать как угодно)) А еще мое внимание привлекло объявление, написанное жирным шрифтом: "Венчание без Церковной жизни - профанация. Крещение без Церковной жизни - предательство ". Ну есть в этом логика для верующих, а то устроили из венчания, как минимум, модную показуху и только единицы реально соответствуют потом выбранному направлению.

Быково - село в Раменском районе Московской области, входит в состав сельского поселения Верейское. Село расположено в северо-восточной части района, на левом берегу реки Пехорка, в 11 километрах от Раменского и 20 км от МКАД. Рядом с селом протекает река Быковка.

Быково История.

Село Быково впервые упомянуто в XIV веке в духовной грамоте князя Дмитрия Донского. Перед Куликовской битвой он завещал село своим младшим сыновьям Василию и Ивану. Предположительно название пошло с тех времен, когда на местных лугах откармливали скот перед отправкой в Москву. Дальнейшая история села неразрывно связана с усадьбой. В XVIII в. село было подарено губернатору М.М. Измайлову самой Екатериной Великой.

Строительство усадьбы в Быково.

Так как по служебным делам он был знаком с архитекторами, которые занимались строительством царской усадьбы Царицыно, В.И. Баженовым и М.Ф. Казаковым, он привлек их и для строительства усадьбы в своем имении в Быково. Барский дом построили на искусственном холме, землю для которого крестьяне носили в корзинах. А брали эту землю в парке, когда рыли там пруды. Позже, уже при новых владельцах Воронцовых-Дашковых, главный дом был перестроен и получил очертания английского замка. От творения Баженова остался только фундамент и белоснежная балюстрада при въезде в дом.

История усадьбы.

Следующими хозяевами усадьбы были представители рода Ильиных, которые владели Быково до самой революции. Позднее усадьба была национализирована, здесь размещался приют для сирот, а затем туберкулезный санаторий. За все это время были разворованы многочисленные ценности барского дома, разрушены оранжерея и дворец-Эрмитаж, а парк пришел в запустение. Сейчас на холме возвышается здание из красного кирпича, с балконом, который поддерживают колонны с изображением девушек. Над балконом изображен герб Воронцовых-Дашковых. Балюстрада дворца местами уже разрушена.

Главной же достопримечательностью села является Владимирская церковь. Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 г. По одной, наиболее распространенной и авторитетной версии, проект ее принадлежит В.И.Баженову, по другим – М.Ф.Казакову или А.Н.Бокареву. Церковь в дворцовом селе Быково известна с начала XVII века, тогда она была деревянной, клетского типа. В 1704 г. здесь на дворцовые средства построен каменный храм во имя Рождества Христова. Новый владелец имения, Михаил Михайлович Измайлов, задумал построить в Быкове новую церковь, и в 1789 г. осуществил это намерение.

Владимирская церковь в Быково.

Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе достойных аналогов в храмовой архитектуре Подмосковья, да и, пожалуй, в храмовой архитектуре России вообще. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. Основной объем храма – овальный в плане, поставленный на высокий подклет; с запада к нему пристроена обширная прямоугольная трапезная с двумя башнями-колокольнями по углам. Основной объем завершается световой ротондой с высоким шпилем наверху; окружает ее ряд таких же шпилей.

Владимирская церковь в Быково.

По бокам в овале основного объема храма прорезаны высокие стрельчатые окна, между которыми размещены декоративные портики с колоннами, обрамляющие боковые входы. Под кровлей проведен богатый резной карниз. Вход в верхний храм завершением украшают и трапезную, боковые фасады которой сверху увенчаны тимпанами. Сверху на трапезную поставлена невысокая ротонда с очень маленьким шпилем с крестом. Трапезная была расширена в первой половине XIX века. К площадке перед входом в верхний храм ведет парадная лестница на два всхода, под которой расположен вход в нижний храм. Одна башня-колокольня строилась как собственно колокольня, с площадкой для звона, вторая – для часов. Круглые верхние ярусы башен прорезаны арочными проемами и завершаются куполами с высокими шпилями, такими же, как над центральной главой. Весь декор храма необыкновенно богат. Многообразие деталей, выдержанных в едином готическом стиле, придает высокому зданию устремленность ввысь, выражающуюся не только в остроконечных шпилях. В 1884г. рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю. Одни источники называют ее архитектором Д.А.Гущина, другие – И.Т.Таманского.

Владимирская церковь в Быково.

Внутри храм отделан в классицистическом стиле. Своды опираются на четыре купы колонн с коринфскими капителями, отделка выполнена из искусственного мрамора, с деревянной резьбой. Интерьеры сильно пострадали в советское время: в 1937 г. церковь была закрыта и разорена. Со шпилей сбили кресты, колокольня осталась без колоколов, множество церковной утвари и книг было уничтожено. В здании Владимирская церковь в Быково разместилась швейная фабрика. Позднее ее заменил склад управления кинофикации. В 1989 г. храм снова передали верующим, начались восстановительные работы и богослужения.

В стороне от улицы, на которой стоит церковь, в глубине старинного парка, расположена сама усадьба Быково, вернее, то, что от нее сохранилось. Из огромного количества построек уцелел лишь главный дом, перестроенный в XIX веке и поставленный на цоколь от старого дома, выстроенного по проекту Баженова, и небольшая круглая беседка на острове.В период становления советской власти церковь закрыли, внутри сначала устроили швейную фабрику, а потом склад. Свои первоначальные функции церковь вернула лишь в 1989 году.

В Московской области очень много интересных построек прошлых столетий, о которых мало кто знает. Одной их таких построек является Владимирская церковь в Быково. В этой статье я немного расскажу об этой церкви, а вы станете участниками обзорной фотоэкскурсии.


По общепринятым данным церковь построена в 1789 году по проекту Баженова Василия Ивановича. Однако, изначально был построен только один этаж.
В то время владельцем этих земель был Михаил Михайлович Измайлов, камергер, а в последствии тайный советник при дворце. После потери жены в 1780 году, он распорядился построить новую каменную церковь на месте старого обветшавшего храма. И уже в 1783 году был построен храм Рождества Христова, название храм получил по наследству от прошлой церкви. Храм Рождества Христова это и есть первый этаж ныне существующей церкви. Второй же этаж был надстроен в 1788 году. Но на втором этаже был организован уже другой храм, храм Владимирской иконы боже матери. Второй храм был построен в честь умершей супруги Измайлова. Таким образом в одном здании находилось и сейчас находится сразу две церкви.
2)


На второй этаж ведёт парная маршевая лестница. Выполненная как и вся церковь из белого камня. Правда сама церковь полностью построена из кирпича, облицованного известняковыми плитами, которые и называли белым камнем. Известняк брали недалеко, в районе Подольска, его ещё называли подольским мрамором.
На восточной стороне от входа традиционная вывеска об охране государством:
3)

От главного входа я решил пройтись вокруг церкви начиная с восточной стороны:
4)

Здание храма можно поделить на три зоны. Овальная часть это собственно храмы, прямоугольная часть, это огромные трапезные расположенные посередине здания и вход с двумя башнями-колокольнями.
5)

Изначально задумывалось, что одна башня будет колокольней, а вторая башней с часами.
6)

Храмовая часть здания украшена по периметру различными портретами людей. Некоторые из них это супруги Измайловы. Кому принадлежат другие лица, выяснить не удалось.
7)

Подходя на задний двор храма можно увидеть высокие шпили, выполненные в готическом стиле, как и вся церковь.
8)

На задней части церкви видны забитые окна, как на первом, так и на втором этажах.
9)

Груда каменных плит, лежащая на заднем дворе.
10)


Такое ощущение, что это часть церкви, но к счастью разрушений сравнимых с этой кучей, наблюдать не пришлось. Возможно это куча является последствием пагубного воздействия советских властей на управление зданием.
В 1937 году церковь была закрыта по распоряжению советского правительства, и, как следствие, разграблена. Большинство старинных книг и писаний уничтожено. Колокола были сняты на переплавку. Кресты со шпилей сбиты. Позднее здесь расположилась швейная фабрика. А после фабрики помещение использовалось как склад. И только в 1989 году храм был передан РПЦ и в нём возобновились богослужения.
11)


Церковные служители в настоящее время устраивают недолгие экскурсии с интересными рассказами про историю церкви. На фото выше слева видна такая экскурсионная группа. При чём организация экскурсий происходит стихийно. Служители выбирают моменты, когда скапливается достаточное кол-во людей и предлагают провести экскурсию для всех желающих.

Восточная и западная стороны абсолютно идентичны. Отличают только барельефом изображённых людей.
12)

В солнечном свете прекрасно видна вся красота колонн и декора белокаменного храма.
13)

Шпили храма с установленным световым барабаном на краше сверху почти не видны с внутреннего двора.
14)

А вот и изображения супруг Измайловых:
15)

16)

Но всё же интересно, кем являются остальные люди. Предполагается, что это владельцы усадьбы в Быково, при которой и построена данная церковь.
17)

Пройдя по западной стороне мы возвращаемся к главному входу. Который больше напоминает дворец нежели храм.
18)

Отдельно стоит сказать про главную колокольню храма. Ранее этой колокольни не было в проекте церкви. Она была построена 1884 году, спустя более чем сто лет с момента строительства каменного храма. Архитектором стал ученик Баженова - Таманским И.Т., но по некоторым данным им является Гущин Д.А.. В любом случае, колокольня выдержана точно в таком же стиле как и церковь, а так же построена из того же материала.
Башня колокольни одинакова со всех сторон. На фото ниже она видна с различных ракурсов, по желанию можно кликнуть до большего размера.
19)

Массивное основание колокольни с 4 декоративными колоннами и прорезанным арочным окном по каждой стороне, кроме двери входа:
20)


21)

Главная звонница колокольни имеет несколько колоколов различных размеров:
22)


23)

На этом моя прогулка по территории церкви заканчивается. Дворик у церкви небольшой, но настолько уютный и ухоженный, что проводить там время одно удовольствие!
24)

За территорией церкви на неё открывается потрясающий панорамный вид:
25)

С этих ракурсов как раз вид видно тот самый световой барабан с главным шпилем устремляющимся ввысь к небу и 8 шпилей, окружающих его.
26)

Вокруг церкви выстроен белокаменный забор, который сейчас очень эффектно оброс кустами сирени и другой пышной растительностью.
27)

Недалеко от церкви находится зона отдыха и река, где можно неплохо провести время. А пройдя ещё около километра севернее можно найти усадьбу, но об усадьбе я напишу позже.
28)

За последнее время церковь стала гораздо более популярная и узнаваемая, чем 5-6 лет назад, но всё равно она остаётся такой же загадочной и притягивающей любопытных людей. Правда в основном, цель посещения это не историческая ценность объекта и не религиозная, а фотосессии, как свадебные, так и любого другого жанра. Зачастую, многие любители пофоткаться выбирают уж очень непристойные позы и ракурсы для такого места. Но, как ни странно, фотографировать никто не запрещает и благословения в виде ДС не просит.
В целом, церковь произвела на меня яркое впечатление и в одно мгновение напомнила мне диснеевский замок, более изысканной и необычной архитекторы на территории Москвы и Московской области я ещё не встречал, рекомендую всем к посещению! :)

Почти на границе Раменского района, в 15 километрах от Москвы расположено одно из крупнейших городских поселений Юго-востока ближнего Подмосковья — Быково. До недавнего времени (2004г.) Быково считалось поселком, но в некоторых источниках уже числится городом. Быково — одно из самых красивых мест района: здесь многоэтажные постройки соседствуют с частными домиками, оживленные улицы с тишиной и спокойствием близлежащих лесов и полей, а гул самолетов не заглушает шелеста листьев в садах.

Быково повторяет название крупного села, расположенного в трех километрах к югу. Впервые оно упоминается в документах XV - XVII вв. Во времена Иоанна Грозного, после захвата Казани, в столицу стали перегонять скот. В Быково его подкармливали, забивали, и мясо отправляли в столицу — отсюда, видимо, и название. Село неоднократно меняло владельцев, было частной и государственной собственностью. В 1762 г. оно перешло к представителю древнего дворянского рода Михаилу Михайловичу Измайлову (1719-1800), камергеру и генерал-майору. В 1768 г. М.М. Измайлов был назначен первоприсутствующим (председателем) Экспедиции Кремлевского строения, где под его началом работал архитектор Василий Иванович Баженов (1737-1799). В конце 80-х гг. XVIII в. М.М. Измайлов задумал превратить село Быково в роскошную дворянскую усадьбу, что и поручил своему бывшему подчиненному В.И. Баженову, который с честью выполнил этот замысел. В стороне от монарших капризов ничто не стесняло гений Баженова. Он стремился создать неповторимый архитектурно-парковый ансамбль, включающий в себя дворец, храм, парк с павильонами и прудами. Неоцененный в Царицыно, архитектор блестяще реализовал свои смелые замыслы в Быкове. Так появился величественный двухэтажный дворец на искусственном холме. Земля для насыпи бралась здесь же, в парке, отчего образовались три живописных пруда.


Жемчужиной Быкова, да и всего Подмосковья, стала белокаменная церковь Владимирской иконы Божией Матери. Двухэтажное здание является архитектурным шедевром мирового значения. Первый этаж, где престол освящен в честь Рождества Христова, был построен в 1783 г. В 1788 г. появился второй этаж с приделом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», давший и общее название церкви. Этот храм имеет в плане уникальную овальную форму и принадлежит к редким архитектурным образцам неоготического стиля. Два наружных, гармонично изогнутых марша лестницы ведут на второй этаж. Красивые парные башни-колокольни, расположенные по сторонам лестницы, образуют вместе с ней редкую по оригинальности и цельности картину. Как писал в своем путеводителе по Подмосковью известный ученый-искусствовед, профессор Московского университета Михаил Андреевич Ильин, «несмотря на свои относительно большие размеры, церковь в Быкове выглядит удивительно легкой, изящной, словно садовый павильон». В этом легко можно убедиться, глядя на картину Д.Э. Гогена «Быково. Дворец Воронцовых-Дашковых» 1853г., хранящуюся в Раменском историко-художественном музее.


С начала XIX в. владельцами усадьбы Быково становятся представители рода Воронцовых. Первым из них был Иван Илларионович (1790 - 1854), племянник знаменитой Екатерины Романовны Дашковой (урожденной Воронцовой), получивший от Александра I право именоваться Воронцовым-Дашковым.

Затем, в 1855 г. Быково перешло графу Иллариону Ивановичу Воронцову-Дашкову (1837-1916). В это время в поместье был приглашен швейцарский архитектор Бернар де Симон, частично переделавший дворец после пожара и богато украсивший его интерьеры в соответствии со вкусами своего времени. Тогда же на аттике дворца появляется герб Воронцовых-Дашковых с девизом по-латыни: «Верность всегда непоколебима».

Последним владельцем Быкова был Николай Иванович Ильин — инженер-путеец. В 1860-е гг. строительство железных дорог в России только налаживалось. Предвидя открывающиеся с развитием нового вида транспорта перспективы, группа единомышленников (в числе которых был и Н.И. Ильин) во главе с К.Ф. фон Мекком (1821-1876гг.) создали в 1863 г. первую частную железнодорожную компанию Общество Московско-Рязанской железной дороги. Выстроенная за два года ветка Москва — Коломна со станциями Люберцы, Быково, Раменье, Бронницкая, Фаустово, Воскресенск, Пески была к 1865 г. продлена до Рязани.

В 1874 г. Н.И. Ильин приобрел у И.И. Воронцова-Дашкова, назначенного в то время наместником на Кавказ, его усадьбу и с тех пор жил в ней постоянно. Как рачительный хозяин, Н.И. Ильин благоустраивал не только свой дом, но и Быково.


В 1875 г. в селе открылось земское училище, для которого Ильин построил двухэтажное здание. По инициативе и на средства Н.И. Ильина в 1884 г. рядом с церковью Рождества Христова (сейчас церковь Владимирской иконы Божией Матери) была выстроена колокольня, по стилю органично вписавшаяся в единый с храмом ансамбль. Через некоторое время в ограде церкви иждивением Н.И. Ильина была построена каменная сторожка.

Будучи прихожанином и многолетним старостой Быковской церкви, Николай Иванович в 1880 г. пригласил своего младшего брата Александра Ивановича венчаться здесь с его невестой Каролиной Луизой Швейкерт, принявшей православие под именем Екатерины Юльевны. В этом браке в 1883 г. родился Иван Александрович Ильин — будущий философ, посвятивший России всю свою жизнь и труды.

Особый интерес представляет описание Быкова в мемуарах Маргариты Кирилловны Морозовой (1873 - 1958) — учредительницы московского Религиозно-философского общества, владелицы издательства «Путь». «Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец (постройка Баженова) вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж». Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».


Сама природа со светлым сосновым лесом, чистыми водоемами, свежим воздухом, грибами, рыбалкой, располагала к полноценному отдыху. Москвичи быстро полюбили и оценили эти места, стали охотно выезжать сюда летом. В начале XX в. часть земель Ильины продали под дачи. Так появился поселок Ильинский, названный в честь владельца. Эти дачи стали брать в аренду, а позже и выкупать известные артисты, издатели, банкиры, предприниматели.

По счастью, до нашего времени дошло название «Платформа Ильинская», но исчезла с карты платформа Шереметьевская, Прозоровскую переименовали в Кратово по фамилии первого красного комиссара Казанской железной дороги; появилась станция Ухтомская в честь революционного рабочего.

После 1917 г. погост в ограде храма Владимирской иконы Божией Матери, где был похоронен Н.И. Ильин, под лозунгом «разрушим до основания» сравняли с землей. Внук Н.И. Ильина, Михаил Андреевич Ильин, прошел через ГУЛАГ и штрафной батальон Великой Отечественной войны, племянник — Иван Александрович Ильин — был изгнан из Отечества.

Время все поставило на свои места. Прах великого русского философа Ивана Александровича Ильина перезахоронен в Донском монастыре, его личный архив возвращен в стены родного Московского университета.

В поселках Быково и Ильинский жизнь идет своим чередом. И если вам когда-нибудь посчастливится отдыхать в этих местах, вспомните сынов старинных дворянских родов, оставивших заметный след в истории Отечества и в летописи одного из красивейших уголков Подмосковья — Быково.





Главная в Москве церковь, освященная во имя Владимирской иконы Божией Матери, стояла до революции в Китай-Городе, близ Лубянской площади, в самом начале Никольской улицы. Она была основана по обету царицей Натальей Нарышкиной там, где издревле стояла часовня с Владимирским образом. Эта часовня, как и церковь, были основаны на той дороге и близ того самого места, где в 1395 году москвичи с благоговением и страхом встречали из Владимира чудотворный образ Богоматери, надеясь обрести спасение от страшного Тимура, шедшего с войском на Москву.

И в память о той легендарной, судьбоносной для Москвы встрече был основан не только московский Сретенский монастырь, но и Владимирская часовня на московском посаде, а вслед за ней – и приходская Владимирская церковь на Никольской. Ее чешуйчатая главка, «как еж, ощетинившаяся колючками», по выражению современного москвоведа, была далеко видна с окрестностей и красиво возвышалась над старинной застройкой Никольской улицы.

Владимирская икона – главная православная и историческая святыня Москвы, а с ней – и всего государства Российского. По преданию, образ написал сам Евангелист Лука на доске от стола, за которым совершилась трапеза Спасителя и Пресвятой Богородицы с праведным Иосифом Обручником. На Русь икона попала всего лишь в начале XIV века – тогда ее прислали из Константинополя князю Мстиславу, который поместил ее в Вышгороде. Сын основателя Москвы, князь Андрей Боголюбский перенес ее во Владимир и установил в новопостроенном Успенском соборе. А уже в 1395 году, когда москвичи с ужасом ожидали нашествие «великого хромого», икону впервые привезли в Москву, где она милостью Божией осталась на века и еще не раз чудесами своими спасала стольный град от врагов и даровала победы. Именно ей слезно молились русские осенью 1480 года, когда пало монголо-татарское иго, 240 лет терзавшее Русь, – после великого стояния на реке Угре хан Ахмет без боя и навсегда ушел от Москвы. А в 1521 году Владимирская икона спасла Москву от нашествия крымского хана Менгли-Гирея.

Считается, что древняя часовня с Владимирским образом была выстроена здесь, на подступах к Кремлю, в том же 1395 году, когда икону встречали в Москве, или же позднее, но именно в честь этого события, по московскому обычаю. Так или иначе, часовня стояла тут задолго до построения стены Китай-города. И когда в 1534 году итальянский зодчий Петрок Малый, архитектор кремлевской Успенской звонницы, стал возводить крепостную стену, то на этом участке она вплотную примкнула к часовне: тогда здесь была устроена башня с ворота, получившими официальное имя «Никольские» по местной улице и «Владимирские» - по часовне. А потом, приблизительно в XVI веке список с Владимирской иконы поместили и на наружной стене Никольской башне Китай-города. Эта башня и оказалась на участке той самой эпохальной для Москвы Сретенской дороги…

И царица Наталья Кирилловна Нарышкина решила построить тут церковь, освященную во имя Владимирской иконы. Ведь к тому времени не только в Москве, но и в этом историческом месте еще не было ни одного приходского храма в честь чудотворной иконы, а только Сретенский монастырь и часовня. И праздничные крестные ходы из Кремля совершались прямо в обитель. Царица дала обет – возвести здесь церковь.

Причиной тому было не только знаменательное место – царица считала Владимирскую икону своей покровительницей, поскольку ее именины приходились на день праздника чудотворной иконы. И именно Владимирским образом родители царицы (по другим данным, ее воспитатель боярин Матвеев) благословили ее в день свадьбы с царем Алексеем Михайловичем в далеком 1671 году. Именно этот фамильный образ овдовевшая государыня и пожаловала царским подарком в новоустроенную церковь, хотя до освящения своего обетного храма ей дожить не довелось.

Строительство красавицы-церкви в ярком, узорчатом стиле нарышкинского барокко было начато по личному указу Петра I, очень любившего мать, летом 1691 года на казенные средства Стрелецкого приказа, а освящена она была в октябре 1694 года. Тогда к ней был установлен крестный ход из Кремля 21 мая - в празднование чудесного спасения Москвы от набега крымского хана в 1521 году.

Интересно вот что. Из-за своего местоположения церковь была приписана к Заиконоспасскому монастырю, что на Никольской улице, и именно его духовенство служило в этом обычном московском храме. Однако у Владимирской церкви не было и не могло быть своего прихода в торговом посаде Москвы, зато, как писал один дореволюционный краевед, у этой «бесприходной» церкви приходом была вся Москва, и каждый, кто шел по Никольской улице, непременно заходил в храм помолиться Заступнице рода человеческого и Спасительнице Москвы.

Бесценные святыни Владимирской церкви соответствовали «дворцовому» статусу храма, возведенного по обету царицы. Она и стала его первой дарительницей, а вслед за Нарышкиной в эту китайгородскую церковь дарили и Елизавета Петровна, и Мария Федоровна – богатые пелены и воздухи, расшитые руками императриц. Образ Спаса Нерукотворного, в манере «фряжского письма», был, по преданию, написан самим Симоном Ушаковым. Во второй половине XVIII века архитектор Василий Баженов соорудил в храме огромный иконостас. Список Владимирской иконы в начале XIX века украсила великолепная золотая риза с драгоценными алмазами, жемчугами, изумрудами и яхонтами – это был дар знаменитого графа Н.П.Шереметева по завещанию, так как прежний оклад храмовой чудотворной иконы был «легковесен».

А напротив Владимирской церкви по левой стороне Никольской когда-то стоял двор его деда, сподвижника Петра Великого, первого русского графа Бориса Петровича Шереметева. И дочь его, Наталья Борисовна, горько оплакивала здесь усопшего императора Петра II, который сильно благоволил ее мужу, князю Долгорукому. После смерти малолетнего правителя она была выслана в Сибирь, а ее супруг казнен. Теперь же о старом бытоукладе, когда наряду с московским посадом в привилегированном Китай-городе стояли дворы богатых бояр, там напоминают лишь имена местных Черкасских переулков – двор графа Шереметева одно время принадлежал князю Черкасскому. Позже всех аристократических жильцов вытеснили торговые лавки, учебные просветительские учреждения, да деловые центры московского Китай-Города.

В церкви был и другой образ Владимирской Богоматери, в серебряном окладе, - тот самый, которым патриарх Иоаким благословил царицу Нарышкину на венчании с царем Алексеем Михайловичем.

А в 1805 году у церкви появилась и новая часовня, в которую поместили список иконы в красивой серебряной ризе, устроенной на пожертвование богатого москвича. В том столетии уже существовал знаменитый «пролом» – новые проходные ворота китай-городской стены, проломанные ради удобства прохода на Никольскую улицу. Эти проломные ворота часто именовались «Владимирскими».

У «Пролома» был знаменитый развал московских букинистов (второй по величине после Сухаревки), где постоянно рылись «зашибленные книгой» страстные библиофилы в поисках раритетов. Одним из таких обитателей «Пролома» был историк и глава кадетов, профессор П.Н.Милюков, в бытность свою студентом Московского университета ежедневно приходивший сюда подержать старую и ценную книгу в руках – и пополнить свою домашнюю библиотеку.

Уже в советское время эта традиция счастливо продолжилась – словно в память о том развале «у Пролома» именно здесь построили популярный букинистический магазин «Книжная находка».

Но судьба московской церкви оказалась печальной - осенью 1932 года она была закрыта и передана под клуб милиции. А летом 1934 года она была снесена вместе со стеной Китай-города, и ровно в 400-летний юбилей этой московской крепости. Теперь на месте храма – проезжая часть улицы.