В Монте-Карло прошел фестиваль «Русские гастрономические сезоны. «Русские сезоны» Сергея Дягилева «Русские сезоны» Сергея Дягилева

Marie Claire в этом году стал генеральным информационным партнером Les Saisons De La Gastronomie.

Гастрономический сезон любви открыло знаменитое Cafe de Paris специальным меню на основе афродизиаков от шеф-поваров Cafe de Paris Monte Carlo и Андрея Ростова из ресторана Novikov Ritz Carlton Moscow.

Центральным событием фестиваля стал гала-вечер на террасе салона Bellevue Cafe de Paris. Мероприятие было пронизано темой любви и ее поиска. Романтическую атмосферу создавали группа Dig It и пианистка Татьяна Мерманн.

Путь к «любви» начался для гостей с коктейля «Happy Dimonds» в ювелирном доме Chopard. Он продолжился «Приглашением в путешествие» - выставкой итальянского фотографа Николы Саворетти в салоне Bellevue Cafe de Paris. Фотографии были отобраны из сотен работ автора из его одноименной книги, вышедшей в одном из старейших издательств мира - Alinari во Флоренции.

«Дорога к любви» привела гостей на роскошную террасу с видом на площадь Казино и лазурное Средиземное море, где их ждал ужин «Любовь на вашей тарелке».

Меню на основе афродизиаков состояло из четырех основных блюд и нескольких видов десертов: нежный мини-тартар из дорады с зеленым лимоном и имбирем, сочные цветные томаты с крабом, пассированные баклажаны с томатами и базиликом, филе трески с картофелем на пару, обжаренным фенхелем и стручковым горошком, и в завершении - клубничный торт, сладости и домашнее итальянское мороженое Gelatorino из Турина.

«В этот раз вечер получился особенно душевным. Видимо, тема любви добавила шарма, интересных, пикантных бесед, а гастрономия - как большой объединяющий разных людей и разные культуры фактор - сделала вечер вкусным и наполненным», - рассказала основатель фестиваля Наталья Марзоева.

В основе программы фестиваля, прошедшего с 27 по 29 августа, было «меню в четыре руки» - знак содружества русских шеф-поваров и виртуозов монакской гастрономической сцены.

Сезоны продолжают историческую традицию конца XIX - начала XX в., когда в России и Франции проходили недели высокой кухни, объединяющие кулинарные школы двух стран. Среди гостей фестиваля бывали и Антон Чехов и Иван Тургенев.
Возродившись через сто лет, Фестиваль не только продолжает традиции высокой кухни (haute cuisine), но и задает новые стандарты современной гастрономии, как искусства и представляет сегодняшнюю Россию через симбиоз различных видов искусства.

Какие отечественные артисты стали звёздами международной величины благодаря «Русским сезонам».

Потомственный дворянин Сергей Дягилев закончил юридический факультет, но связал свою жизнь с искусством и за несколько лет заставил весь мир узнать, что такое русский балет, опера и живопись, а его «Русские сезоны» «взорвали» весь Париж.

Первые гастроли отечественных музыкантов, которые он организовал за границей, принесли убыток, но это лишь раззадорило Дягилева - в следующем году он сделал ставку на балет - и не прогадал.

Импресарио всегда привлекал к работе только лучших из лучших: музыку для его балетов писал Игорь Стравинский, хореографию ставил Михаил Фокин, в его спектаклях пел Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова и Вацлав Нижинский, а декорации оформляли Наталья Гончарова и Пабло Пикассо - эскизы последнего Дягилев бросал на пол и топтал, если они его не устраивали.

АиФ.ru рассказывает о некоторых русских артистах, которые стали всемирно известными благодаря блистательному антрепренеру.

Анна Павлова

В Российской империи балерина Анна Павлова была настоящей звездой ещё до знакомства с Дягилевым, а вот мировую известность ей принесло участие в его «Русских сезонах» в 1909 году - после этого танцовщица объездила с гастролями весь мир.

Кстати, эмблемой дягилевских «Сезонов» стала афиша работы Валентина Серова с силуэтом танцующей Павловой.

Александр Бенуа

Семья Дягилевых: Сергей Дягилев (справа), Елена Валериановна Панаева - вторая жена отца, заменившая Сергею мать, брат Юрий (в центре), отец Павел Павлович и Валентин Дягилев, 1885 год. Фото – РИА Новости

С выдающимся художником Сергей Дягилев был знаком еще до того, как организовал первое мероприятие за границей: вдвоем они основали в конце 1890-х художественное объединение «Мир искусства» и выпускали одноименный журнал на родине.

Их сотрудничество продолжилось и за границей: работы Бенуа экспонировались на выставках русских живописцев, которые Дягилев организовывал в Париже, Венеции, Берлине и Монте-Карло. Также художник оформлял спектакли «Русских сезонов» и поражал французов декорациями и костюмами.

Фёдор Шаляпин

До участия в «Русских сезонах» легендарный певец уже бывал за границей - выступал в миланском театре La Scala в 1901 году и произвел триумф. Но после того, как Шаляпин спел в первом же дягилевском концерте в Париже, об артисте заговорил весь мир, а спустя год оперный спектакль «Борис Годунов», в котором бас исполнил заглавную партию, еще больше укрепил его успех (оперу также показали во время «Русских сезонов»).

В это же время начались гастроли Шаляпина в Нью-Йорке, Берлине, Буэнос-Айресе.

Игорь Стравинский


Талантливого композитора Дягилев «нашел» на премьере его сюиты «Фавн и пастушка» и через какое-то время предложил ему сотрудничество.

Союз музыканта и антрепренера продолжался несколько лет - за это время Стравинский написал для «Русских сезонов» 3 балета, которые прославили его на весь мир: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная».

Леон Бакст

Русский художник Лев Розенберг (он же Леон Бакст), который совершил революцию в сценографии своими «сказочными» и роскошными декорациями и костюмами, стал ведущим оформителем «Русских сезонов»: он работал с такими балетами, как «Клеопатра», «Шахерезада», «Карнавал», «Нарцисс» и «Дафнис и Хлоя».

Но широкая известность пришла к художнику ещё раньше: когда он примкнул к дягилевскому «Миру искусства», его работы начали «путешествовать» по заграничным выставкам, которые устраивал известный антрепренер, и публиковаться в «мирискусническом» журнале.

Михаил Фокин

Молодого хореографа Дягилеву представил его друг Александр Бенуа. Оценив потенциал танцовщика, антрепренер предложил ему отправиться в Париж и заниматься постановками Русского балета.

Тот согласился и показал французам спектакли, которые уже «опробовал» на санкт-петербургской публике: успех был ошеломляющим.

Все артисты балеты, задействованные в постановках Фокина, стали звездами международной величины (Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Тамара Карсавина), а «окрыленный» балетмейстер принялся за новые спектакли.

Вацлав Нижинский

Русский танцовщик польского происхождения тоже сделал громкую карьеру, благодаря Сергею Дягилеву: вначале он был одним из ведущих артистов в труппе балета, а затем антрепренер начал «продвигать» Нижинского на должность балетмейстера - хотел заменить им Фокина.

После женитьбы новоиспеченного хореографа его сотрудничество с Дягилевым прекратилось; он пытался продолжить карьеру постановщика, но такого успеха, как в «Русских сезонах», уже никогда не смог повторить.


«Русские сезоны» - гастрольные выступления русских артистов балета и оперы (1908-29), организованные известным деятелем культуры и антрепренером за границей (с 1908 в Париже, с 1912 в Лондоне, с 1915 в других странах). Основным видом деятельности антрепризы стал балет. Оперы ставились редко и преимущественно до 1914.

Начало «Русских сезонов» было положено еще в 1906, когда Дягилев привез в Париж выставку русских художников. В 1907 в Гранд-Опера состоялась серия концертов русской музыки («Исторические русские концерты»). Собственно «Русские сезоны» начались в 1908 в Париже, когда здесь была исполнена опера «Борис Годунов» (режиссер Санин, дирижер Блуменфельд; сценография А. Головина, А. Бенуа, К. Юона, Е. Лансере; костюмы И. Билибина; солисты Шаляпин, Касторский, Смирнов, Ермоленко-Южина и др.).

В 1909 парижанам была представлена «Псковитянка» Римского-Корсакова, шедшая под названием «Иван Грозный» (среди солистов Шаляпин, Липковская, Касторский). В 1913 была поставлена «Хованщина» (режиссер Санин, дирижер Купер, партию Досифея исполнил Шаляпин). В 1914 в Гранд-Опера прошла мировая премьера оперы «Соловей» Стравинского (режиссер Санин, дирижер Монтё). В 1922 там же была поставлена «Мавра» Стравинского.

В 1924 на сцене театра в Монте-Карло осуществлены постановки трех опер Гуно («Голубка», «Лекарь поневоле», «Филемон и Бавкида»). Отметим также мировую премьеру (концертное исполнение) оперы-оратории Стравинского «Царь Эдип» (1927, Париж).

«Русские сезоны» сыграли огромную роль в пропаганде русского искусства за рубежом и в развитии мирового художественного процесса в 20 веке.

Е. Цодоков

«Русские сезоны» за границей, выступления оперы и балета, организованные С. П. Дягилевым. Поддерживались кругами русской художественной интеллигенции («Мир искусства», музыкальный Беляевский кружок и др.). «Русские сезоны» начались в Париже в 1907 историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина. В 1908-09 были исполнены оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина и др.

В 1909 впервые, наряду с оперными спектаклями, показаны балеты М. М. Фокина (ранее поставленные им в Петербурге): «Павильон Армиды» (худ. А. Н. Бенуа), «Половецкие пляски» (худ. Н. К. Рерих); «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, «Клеопатра» («Египетские ночи») Аренского (худ. Л. С. Бакст) и дивертисмент «Пир» на музыку Глинки, Чайковского, Глазунова, Мусоргского.

Балетная труппа состояла из артистов петербургского Мариинского и московского Большого театров. Солисты - А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер, С. Ф. Фёдорова, М. М. Мордкин, В. А. Каралли, М. П. Фроман и др. Балетмейстер - Фокин.

С 1910 «Русские сезоны» проходили без участия оперы. Во 2-м сезоне (Париж, Берлин, Брюссель) были показаны новые постановки Фокина - «Карнавал» (художник Бакст), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (художник тот же, занавес по эскизам В. А. Серова), «Жар-птица» (художники А. Я. Головин и Бакст), а также «Жизель» (в редакции М. И. Петипа, художник Бенуа) и «Ориенталии» (хореографические миниатюры, включавшие фрагменты из «Клеопатры», «Половецких плясок», номера на музыку Аренского, Глазунова и др., «Сиамский танец» на музыку Синдинга и «Кобольд» на музыку Грига, поставленные Фокиным для Нижинского).

В 1911 Дягилев принял решение о создании постоянной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 и получила название « ».

Сказочный юбилей мирового значения: сегодня в Большом театре в 500-й раз танцуют "Щелкунчика" в постановке Юрия Григоровича.

В России и Европе "Щелкунчик" - главный праздничный балет в Рождество и Новый год. От классики до авангарда - авторские эксперименты со стилем. Одним из самых ярких называют спектакль, премьера которого состоялась в Монте-Карло.

Такое увидишь только во сне. Масштабная феерия на сцене игрушечного театра. В водовороте причудливых танцев - ожившие куклы и юная Мари, страстно мечтающая стать балериной. С каждым новым платьем - новая роль. Мари примеряет партии лучших классических балетов, созданных труппой Монте-Карло. Целая гирлянда образов: Золушка, принцесса, Спящая красавица.

"Через мечты этой девочки наш хореограф Жан-Кристоф Майо рассказывает свою историю и историю нашей балетной труппы. Он рассказывает о самом важном, что было за все 20 лет ее существования: от утомительных занятий в классах у станка до блеска воплощенных им на сцене балетов", – говорит прима-балерина Балета Монте-Карло Бернис Коппьетерс.

Хореограф Жан-Кристоф Майо переносит действие "Щелкунчика" в цирк. И все персонажи вовлечены в яркое праздничное шоу со сложнейшими акробатическими номерами.

"Цирк для меня - идеальный театр, в котором можно пережить весь спектр эмоций. В нем есть и опасность, и виртуозная техника, и легкость, с которой все это делается. Все чувства очень яркие и настоящие. И в нем для меня какая-то тайна и ощущение детства", - сказал хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.

О классическом балете напоминает только музыка Чайковского и несколько персонажей. Щелкунчик, Мари, которую он учит танцевать, и добрая фея, осуществляющая их мечту. Эксцентричный Щелкунчик без камзола и парика. Этот герой не такой как все. Своим искрящимся необычным танцем он поражает скучающих балерин.

"Для меня в образе Щелкунчика есть особенная философия. Он борется с собой, с собственным несовершенством и в итоге превращается в прекрасное создание", - говорит солист Балета Монте-Карло Йерун Вербрюгген.

Этот волшебный балет хореограф Жан-Кристоф Майо дарит в Новый год принцессе Монако Каролине. Чтобы взглянуть на королевский подарок, в по-новогоднему сверкающее Монако съезжаются ценители балетного искусства со всего света.

"Именно принцесса Каролина 20 лет назад предложила мне возглавить Балет Монте-Карло. Она исполнила мою мечту собрать интернациональную труппу блестящих танцовщиков. Так что добрая фея, которая по сюжету дарит мир танца маленькой Мари, - еще и моя фея", - говорит хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.

Создать труппу Балета Каролина решила в память о своей матери, трагически погибшей голливудской кинозвезде Грейс Келли. Та мечтала прославить балет Монако и возродить традиции "Русских сезонов" Дягилева. Здесь по-прежнему один из балетных залов носит его имя. А в театре Гарнье, построенным для него князем Монако, идут спектакли, восстановленные Жан-Кристофом Майо. Поэтому он вправе считать себя наследником традиций русского балета.

"Мой главный источник вдохновения - это люди с их чувствами, переживаниями. Так что это - скорее, сказка для взрослых. В ней идет речь о решающих моментах нашей жизни, когда предстоит сделать выбор, от которого зависит вся судьба. В такие моменты особенно важно верить, что любая мечта осуществима", - убежден хореограф, руководитель труппы Балета Монте-Карло Жан-Кристоф Майо.

С приближением утра сказочный театр растворяется. И пусть волшебное приключение оказалось всего лишь сном, у всех надолго остается ощущение чуда.

Если есть место, где “Русские гастрономические сезоны” должны продолжать свою историю, то это Монако и Лазурный Берег. Действительно, в каждом городке французской Ривьеры чувствуется влияние русской культуры. Не стоит забывать, что в самом Монако значительный вклад в создание Балета Монте-Карло был внесен Дягилевым в начале XX века, а гастрономический обмен между двумя странами знакомил публику с лучшими местными блюдами.

В 2018 году фестиваль «Зимние гастрономические сезоны» в очередной раз представит богатство русской культуры во всех её формах. Мероприятие будет проходить с 30 января по 4 февраля в Café de Paris.

В восьмой раз фестиваль, который уже собрал лучших французских и российских шеф-поваров в Париже, Каннах и Москве, станет для гостей возможностью открыть для себя исключительные меню. Новый зимний сезон будет включать в себя множество выступлений, среди которых:

  • С 30 января по 4 февраля каждый вечер будет проходить праздничный ужин в Café de Paris с участием солистов Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» Матрены Янковской и Петра Юрченко, цыганской танцевальной группой Romano Atmo и шеф-поварами из России (Андрей Колодяжный) и Монако (Патрик Лафон). Начало в 19.30.
  • 1 февраля, после окончания концерта Анны Нетребко, состоится гала-ужин в Казино Монте-Карло. Начало в 22.00. Ужин в 4 руки по теме ОПЕРА представят Марсель Равен из «Blue Bay» и российский шеф-повар из Сочи Андрей Колодяжный (рестораны «Баран-Рапан» и «Москвич»).

«Этот фестиваль — уникальная возможность открыть для себя изысканность современной кухни, благодаря новой встрече французских и русских поваров. Это настоящее гастрономическое путешествие, в котором встречаются оригинальность, традиции и вкусы двух наших культур,» — рассказала Наталья Марзоева, президент фестиваля «Гастрономические сезоны».

О шеф-поваре Андрее Колодяжном

Кухня Андрея Колодяжного основана на гастроботанике - последнем европейском тренде высокой кухни, - которую он называет на русский манер «кухней цветов и трав». Она проявляется в каждой детали: от палитры вкусов до изысканного оформления и оригинальной подачи.

«Моя амбициозная задача - вернуть в кухню те растения, которые были незаслуженно забыты как гастрокультуры. Например, сегодня мало кто использует в пищу корень камышовый или хвощ полевой, а ведь это очень вкусно и полезно. Качественные, натуральные, свежие местные биопродукты, приготовленные с душой и любовью - вот основа моей кухни», - говорит Андрей.


Андрей Колодяжный

На кухне ресторана «Баран-Рапан» используются только местные продукты: свежая баранина и дары моря, травы (лопух, звездчатка средняя, горная кинза) и съедобные цветы (мать-и-мачеха, цветы-баранчики, цветы чабера, первоцветы); мастерски сочетаются инновационный подход и традиции.

В каждом блюде гастрольного сет-меню Андрей раскроет «кухню цветов и трав» и «кухню мечты на тарелке», которые он воплощает в своей работе каждый день.