Охарактеризуйте реформы избранной рады. Реформы избранной рады

Начало реформ связано с созданием в 1549 г. Избранной рады -- кружка близких единомышленников царя, который стал играть роль правительства при молодом государе. Среди важнейших мероприятий этого правительства -- созыв первого в истории России Земского собора в Москве в феврале 1549 г. На протяжении всего XVI в. земские соборы собирались довольно регулярно и представляли собой собрания при царе, которым отводилась совещательная роль.

«Избранная Рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Компромисс, на котором было основано новое правление, имел три стороны: феодальная аристократия с одной, служилое дворянство - с другой и царь также был участником компромисса. В этой правительственной деятельности смелые внешние предприятия шли рядом с широкими и хорошо продуманными планами внутренних преобразований.

«Избранная Рада» начала создание централизованных органов государственного управления - приказов (до середины 60-х годов их называли «губами»). Задачей этого учреждения было принимать челобитные (жалобы на имя государя) и проводить расследования по ним. Приказная реформа (2-я половина 50-х гг. XVI в.). Создана система исполнительной власти и государственного управления, состоящая из 22 приказов. Реформа имела следствием увеличение численности бюрократии, охватывающей своим влиянием все сферы жизни общества.

Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководил Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (Арсенал), иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами -- приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, -- Поместный приказ, холопами -- Холопский приказ занимался распределением поместий и вотчин между служилыми людьми. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца -- присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк -- крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления росло число приказов. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной [ 3] . правление реформаторский грозный

Судебник 1550 г. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497. Из 99 статей нового судебника 37 были совершенно новыми, а в остальных текст предшествующего кодекса подвергался координатной переработке.

Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов).

В одной из статей речь идет о вотчинном землевладении в целом. Так как дворянство все больше и больше начинало обеспечиваться поместьями, а не вотчинами, то совершенно ясно, что основное содержание статьи главным образом касалось землевладения феодальной знати. Статья провозглашает, что лица, продавшие вотчину или их родственники, подписавшие купчую грамоту, лишаются права выкупа отчужденной земельной собственности. Закон стоит на стороне покупателя земли. Закон содействовал отчуждению вотчинно - боярской земельной собственности.

Вторую группу статей Судебника составляют законы о крестьянах и холопах. “В обстановке роста классовой борьбы правительство Адашева не рискнуло пойти на дальнейшее закрепощение крестьян, хотя к этому сводились требования дворян. Еще более ожесточилось отношение к холопам.”

Особое внимание Судебник уделял вопросам центрального и местного управления. В этом законодательном памятнике уже намечаются основные направления, по которым будет проходит перестройка государственного аппарата в 50-е годы. Все преобразования начинаются с местного управления. Судебник 1550г. наглядно отразил эту особенность: его преобразования касаются главным образом наместнического управления.

В первых царских вопросах изложены три группы проблем, касающихся церковной реформы. Критике подверглись церковное богослужение и распорядок церковной жизни, говорилось о необходимости избрать “беспорочных” священников и игуменов, чтобы они внимательно исполняли свои обязанности. В осторожной форме предлагалось ликвидировать неподсудности монашества и духовенства царскому суду, но особенно важное значение имел вопрос о судьбах монастырского землевладения. Сохраняя в целом старую систему кормлений, лишь вносит в нее коррективы, ограничивающие власть наместников и волостей.

Религиозная реформа была проведена на так называемом «Стоглавом соборе» (собрании высших иерархов Русской православной церкви) в 1551 г. Решения собора сведенные в 100 глав (кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством) [ 4] . Они включали в себя передачу царю земель, захваченных церковью у дворян и крестьян в его малолетство, а также вотчин, данных боярами в монастыри на помин души; запрещение церкви увеличивать свои земельные владения без разрешения царя; установление единообразия в религиозных обрядах, ответственность за их нарушение, выборность архимандритов и игуменов.

Стоглав написан в виде ответов на вопросы о церковном строении. Эти вопросы, написанные от имени Ивана Грозного, содержали своеобразную программу реформ и представленную правительством на рассмотрение церковного собора. Однако они были лишь составлены по распоряжению царя, а не им самим [ 5] .

Кто же был составителем царских вопросов? Одни авторы (пособие под редакцией И. А. Фроянова) называют Сильвестра. Другие (А. В. Карташев) указывают на митрополита Макария при участии протопопа Сильвестра и игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия (вскоре был осужден церковным судом и сослан на Соловки как еретик). По мнению А. В. Карташева, «...собор 1551 г. действительно достиг своей универсальной цели: он подверг пересмотру все стороны русской церковной жизни, чтобы очистить ее по возможности от всех ее недостатков».

«Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных угодников и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил приглашать на свадьбы скоморохов; монастырям запрещалось ссужать деньги в «рост» и выпрашивать у царя без нужды новые угодья и льготные грамоты; также монастырям запрещалось покупать вотчинные владения «без доклада» царю, у них отнимались земли, принятые у бояр в малолетство Ивана (с 1533 г.).

Денежная (налоговая) реформа заключалась во введении в 1551 г. новой единицы обложения налогом -- большой сохи. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Ее размер варьировался в зависимости от сословной принадлежности хозяина земли», по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин при Иване IV переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей.

Военная реформа . В начале 1550 г. было создано стрелецкое войско, первоначально насчитывавшее 3 тыс. человек. Артиллерия была выделена в отдельный род войск и быстро начала расти количественно, имея на вооружении к концу царствования Ивана Грозного 3 тыс. орудий. В июле 1550 г. было отменено местничество (занятие военных должностей в зависимости от знатности рода). До 600 четвертей земли было увеличено поместное жалование дворянам за службу. В 1556 г. была ликвидирована система кормлений, бояре стали; получать от государства денежное жалование за свою службу, которая стала главным источником средств к существованию. В этом же году было объявлено Уложение о службе, уравнявшее в обязанности несения военной службы бояр и дворян. Осуществляя реформы, правительство Избранной рады пыталось удовлетворить интересы служилого дворянства за счет аристократии и крестьянства. В результате Проведенных реформ обозначилась тенденция ограничения самодержавия новой служилой дворянской аристократией.

Земельное законодательство. Центральным вопросом внутренней политики 50-х годов являлся земельный вопрос. Характер земельной политики 50-х годов определился уже в первом крупном предприятии в области земельного вопроса. Этим мероприятием было испомещение, приговором 3 октября 1550 года дворянской тысячи вокруг Москвы, на основе которых предполагалось построить новый Государев двор не по территориальному принципу, а по признакам знатности и служебного преуспевания. По этому было решено испоместить «избранную тысячу» - 1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе. Испомещение «лучшей тысячи» позволило правительству всегда иметь под рукой людей, которых можно было назначить воеводами в полки, головами в сотни, отправить с дипломатическими поручениями в соседние государства. К тому же преобразование должно было вернуть единство крестьянского сословия. Но реформа столкнулась с некоторыми трудностями. Для наделения «тысячи» землей требовалось не менее 118 тысяч четвертей пашен, а такого количества у Казны не было. И поэтому реформа осуществлялась только частично. Новгородцев должны были испоместить в последнюю очередь, но земель для них так и не нашлось. То есть из-за отдаленности Новгорода от Москвы новгородские помещики практически не могли нести службу в Москве. В ходе реализации реформы некоторым помещикам земли не хватило, но испомещение тысячников представляло собой прежде всего мероприятие огромного масштаба в области земельных отношений. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября 1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100 тысяч четвертей пахотной земли с соответствующим количеством угодий: лугов и лесов. Одним из важнейших актов политики правительства Ивана Грозного является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приговора заключается в том, что он формулирует основные принципы политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших категорий феодального землевладения: монастырского и княжеского. Согласно приговору 11 мая 1551 г. епископы и монастыри должны были передать казне все земли, пожалованные им после смерти Василия III боярскими правительствами. Во-вторых, они обязаны были вернуть старым владельцам-дворянам и «христианам» - поместные и черные земли, отнятые церковниками за долги или «насильством». В-третьих, закон полностью запрещал духовенству приобретать новые земли «без доклада». Но переоценивать практические результаты земельных мер нельзя, так как система ограничений вступала в действие лишь в том случае, если возникала угроза выхода земли из службы. «При наличии наследников и при нормальном течении службы князья из состава Государева двора имели право и на выкуп родовых земель, и на первоочередное право получение земель из поместного фонда, пополнявшегося за счет конфискованных вотчин». Проведение данной реформы, выражающей интересы государства и дворянства, было необходимым для ограничения самовластия церкви и становления контроля над землей. Целью данного законодательства была не консервация сложившихся до этого земельных отношений, а расширение фонда земельной собственности, служившей основой новой военно-служилой

Центральной реформой стала реформа отмена кормлений и создание взамен их принципиально новых органов местной власти . Чаще всего в литературе эту реформу называют еще - земской. К ней приступили в 1551г [ 6] .Она повлекла за собой изменения во всех важнейших сферах жизни общества, на всех уровнях государственного устройства. “Земскую реформу можно считать четвертым ударом по кормленной системе, нанесенным в ходе реформ” . Она должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточных черносошного крестьянства и посадских людей. В осуществлении земской реформы были заинтересованы зажиточные круги посадского населения и волостного крестьянства. Усиление классовой борьбы, в форме разбоев, и неспособность наместнического аппарата успешно осуществить подавление народных масс - вот те основные причины, которые делали проведение реформы местного управления неотложной. Губная и земская реформы по мере их осуществления приводили к созданию сословно - представительных учреждений на местах отвечавших интересам дворянства, верхов посада и зажиточного крестьянства, Феодальная аристократия поступалась некоторыми своими привилегиями, но смысл реформы был направлен по преимуществу против трудящихся масс в деревне и городе.

«В 1684 году состоялся созыв и роспуск земского собора о вечном мире с Польшей. Тем самым и закончилась история земских собраний, созывавшихся на протяжении более ста лет. Земские соборы имели очень большое значение в истории России, этим и объясняется тот факт, что их изучению посвящено огромное количество работ различных ученых - историков. Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии нашей страны как демократического государства.

В самом конце 1540-х гг. вокруг молодого царя сформировался круг приближенных, получивший название правительства Избранной рады (схема 62). Фактическим руководителем его стал незнатный по происхождению дворянин А.Ф. Адашев. Большое влияние на царя оказывали глава Русской православной церкви митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Сильвестр. В работе Избранной рады принимали участие князья Д. Курлятьев, А. Курбский, М. Воротынский, дьяк И. Висковатый. Избранная рада осуществила ряд важных преобразований в жизни страны, направленных на укрепление централизованного государства.

Схема 62

Именно при правлении Избранной рады в 1549 г. был сделан важный шаг в становлении сословно-представительной монархии – собрался первый в русской истории Земский собор. Так стали называться периодически собираемые царем совещания для решения и обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики государства. Земский собор 1549 г. рассматривал проблемы отмены "кормлений" и пресечения злоупотреблений наместников, поэтому он получил название Собора примирения.

В этот период произошли глубокие изменения в системе государственного аппарата. Правительство Избранной рады начало формирование отраслевых органов управления. Они представляли собой отдаленные прообразы современных министерств и назывались приказами, а их служащие – дьяками и подьячими. В числе первых были образованы челобитный, поместный, земский приказы.

В 1550 г. был принят новый Судебник Русского государства. Сама структура этого важнейшего документа говорит о быстрых темпах развития государственной и правовой системы в XV-XVI вв. Статьи Судебника 1550 г. более четко отделены одна от другой, чем статьи Судебника 1497 г. К первым статьям предыдущего Судебника были добавлены правовые нормы, определяющие наказания должностных лиц за неправедный суд и взяточничество. Судебные полномочия царских наместников ограничивались. Дела о разбойниках передавались в ведение губных старост. В Судебнике были указания о деятельности приказов. Ряд его статей касался социальной сферы. Здесь было подтверждено право крестьянского перехода в Юрьев день. Судебник 1550 г. ввел существенное ограничение по порабощению детей холопов. Ребенок, рожденный до того, как его родители оказались в холопстве, признавался свободным.

Коренным образом были изменены принципы местного управления. В 1556 г. во всем государстве отменялась система "кормлений". Управленческие и судебные функции были переданы губным и земским старостам.

Принятое правительством Уложение о службе упорядочило несение феодалами военной повинности. Началось значительное переустройство вооруженных сил. Из служилых людей (дворян и детей бояр) формировалось конное войско. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. Стрельцами стали называть пехотинцев, вооруженных огнестрельным оружием. Усилена была и артиллерия. Из общей массы служилых людей формировалась "избранная тысяча": в нее входили лучшие, наделенные подмосковными землями дворяне.

Налоговую политику определило введение единой системы поземельного налогообложения – "большой московской сохи". Размер налоговых выплат стал зависеть от характера землевладения и качества используемой земли. Светские феодалы, помещики и вотчинники получили большие льготы по сравнению с духовенством и государственными крестьянами.

Большую роль в укреплении русской государственности сыграл выдающийся церковный деятель Макарий, бывший в 1542-1563 гг. русским митрополитом. В 1540-е гг. он созывал церковные соборы, на которых решались вопросы по канонизации русских святых. В феврале 1551 г. под руководством Макария был созван собор, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были изложены в 100 главах. Собор обсуждал широкий круг вопросов: церковную дисциплину и нравственность монахов, просвещение и духовное образование, внешний вид и нормы поведения христианина. Особенно важное значение имела унификация обрядов Русской православной церкви.

Реформаторская деятельность Избранной рады продолжалась около 10 лет. Уже с 1553 г. начинаются разногласия царя со своими приближенными. В этот год из-за опасной болезни Ивана возник вопрос о престолонаследии. Не надеясь выжить, царь завещал престол своему грудному сыну Дмитрию. Многие из придворных отказались присягнуть младенцу. В качестве кандидатуры на престол выдвигался двоюродный брат Ивана князь Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр и многие другие члены Избранной рады в решающий момент изменили царю и перешли на сторону его противников. Вопреки всеобщему ожиданию, царь Иван выздоровел. Он объявил о прощении своего родственника и приближенных.

Поводом для возобновления конфликта послужила смерть в 1560 г. царицы Анастасии. Члены Избранной рады были обвинены в том, что они злым колдовством умертвили любимую царскую жену. Недавние правители попали в опалу. Избранная рада прекратила свое существование, и проведение реформ было приостановлено (схема 63).

В 1564 г. князь Андрей Курбский, считавшийся долгое время ближайшим советником и личным другом Ивана, изменил царю и перебрался к полякам. Из изгнания он написал своему бывшему властелину письмо, полное обвинений и упреков. Ответное послание Ивана Грозного станет настоящим манифестом самодержавной власти. И Андрей Курбский, и Иван Грозный обладали большим литературным талантом.

Схема 63

Их растянувшаяся на долгие годы переписка – один из выдающихся памятников русской литературы и общественной мысли XVI в.

В начале XVI в. перед Россией стояла задача становления и укрепления единого государства. Для этого требовалось покончить с пережитками феодальной децентрализации, завершить формирование единого общегосударственного аппарата, а также расширить территориальные пределы России (в первую очередь исходя из растущих потребностей поместной системы).
Василий III лишь обозначил решение этих задач. После его смерти власть перешла к трехлетнему сыну Ивану и его матери Елене Глинской. Ослабление центральной власти привело к усилению борьбы за влияние на царственного ребенка боярских группировок Вельских, Шуйских и Глинских. Елена Глинская сумела продолжить линию Василия III на усиление централизации государственной власти. Она провела реформу местного управления (губную реформу), в 1535 г. ввела единую денежную систему. Однако ее действия вызвали недовольство боярской оппозиции, и великая княгиня была отравлена.
Первой крупной реформой Ивана IV стало принятие им в 1547 г. царского титула. Это должно было подчеркнуть не случайный, а божественный характер его власти, уравнять его статус с ордынскими ханами, императором священной Римской империи, византийскими владыками прошлого.
Вместе с тем с учетом традиций удельной Руси Иван IV первоначально развивал формы сословно-представительной монархии. К этому времени оформились основные категории российского общества: боярская аристократия, дворянство, духовенство, крестьянство, посадское население. В борьбе с боярской оппозицией молодой Царь мог рассчитывать лишь на становившееся на ноги дворянство, несшее при нем административную, военную и дипломатическую службу и получавшее за это земли и денежные выплаты.
В 1549 г. царь созвал первый в истории России Земский собор -совещательный орган, в котором были как представители родовой аристократии, так и дворяне, духовенство. Было объявлено о подготовке реформ.
В их разработке царь опирался на круг близких ему людей, получивший название Избранной рады. В ее состав входили князь Андрей Курбский, дворянин Алексей Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр и др.

В 1550 г. был принят новый общерусский свод законов - Судебник, еще более укрепивший царскую власть. В нем были сохранены прежние сроки ухода крестьян от хозяина (привязанные к Юрьеву дню), увеличена была плата за «пожилое». Закреплялось особое положение дворянства как опора царской власти. Вместо традиционных ополчений в случае военной опасности создавалось регулярное стрелецкое войско, которое в мирное и свободное от службы время занималось промыслами, торговлей. Был определен статус особых органов государственной власти - приказов, ведавших конкретными управленческими функциями (Посольский приказ отвечал за| контакты с зарубежными странами, Разбойный - за порядок и безопасность, Челобитный - докладывал царю просьбы, поступавшие на его имя, и принимал меры к их реализации и т. п.). Вскоре было ограничено местничество (традиционное занятие высших должностей в государстве не в зависимости от способностей, а по родовитости и служебному статусу предков). Содержание наместников и их аппарата на местах за счет местного населения (кормления) было заменено в 1556 г. общегосударственным налогом, из которого им. стали платить регулярное жалованье. В 1551 г. была реформирована" и церковь. На состоявшемся церковном Стоглавом соборе (постановления которого были сведены в сто глав) был утвержден общероссийский пантеон святых, церковное землевладение было передано под контроль царя, усилены меры по борьбе с пороками в среде священнослужителей.
Реформы Избранной рады привели к тому, что в короткий срок облик высшей власти в стране заметно изменился, а ее авторитет вырос. Созданная новая система управления была более эффективной и действенной. Все решения, принятые в 50-е гг., были направлены на укрепление центральной власти, в основе которой лежала личная власть царя.
Реформы 50-х гг. создавали необходимые условия для решения назревших внешнеполитических задач.

Деятельность царя Ивана Грозного до сих пор историки считают противоречивой. Но несомненно, что в начале своего правления молодой тогда царь думал о прогрессивных преобразованиях в стране. И в этом ему помогала Избранная Рада . Что такое Избранная Рада? Кто входил в её состав? Какие преобразования провёл Иван Грозный совместно с её членами?

Избранная Рада

Избранная Рада - это неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники. Несмотря на то, что Рада не являлась официальным органом власти, именно её деятельность прежде всего определяла политику в России. Термин был предложен ближайшим соратником царя - князем А.М.Курбским. Слово « рада» у западных славян обозначало « совет».

Годы деятельности Избранной Рады

Избранная Рада просуществовала 11 лет: с 1549 по 1560 годы. Именно в этот период Грозным были проведены масштабные реформы буквально во всех сферах жизни.

Состав Избранной Рады

    Духовник царя Сильвестр

    А.Ф.Адашев

    Митрополит Макарий

    Глава Посольского приказа Висковатый И.М.

    Князья Курбский А.М. , Воротынский, Серебряный, Шереметьевы и другие.

Реформы Избранной Рады

    Реформа местного самоуправления.

В 1549 году был впервые созван Земский собор , что положило начало сословному представительству на Руси. Собор обеспечивал связь центральной власти и местных властей, обсуждал важные вопросы.

В 1556 году была отменена система кормлений, на их место заняли представители органов земского (местного) самоуправления - головы и целовальники. Поместное дворянство также имело возможность избирать свои органы земской власти, решать местные вопросы.

    Судебная реформа.

В 1550 году был принят Судебник, который значительно добавил положения Судебника Ивана III: усилилась центральная власть, сократились полномочия наместников и волостелей, было подтверждено право выхода крестьян в Юрьев день, однако было введено пожилое , то есть плата за пользование землёй помещика, что стало очередным этапом закрепощения крестьян.

    Реформа органов центральной власти

Было положено начало формирования приказной системы власти . Приказы - органы центрального управления, ведали определённой сферой деятельности. Во главе - дьяки и подьячие. Подобная система просуществовала до конца 17 века и была потом заменена Петром I коллегиями. Приказы: Челобитный, Поместный, Посольский, Стрелецкий, Разбойный и другие.

    Церковная реформа.

В 1551 году был созван Стоглавый собор название получил по количеству глав принятых решений).Цель: унификация церковных обрядов, признание местных святых- общерусскими. Были чётко определены церковные каноны (то есть требования, законы), например, как креститься, как идти крестным ходом и др.

Многое уделялось улучшению нравственности самих священников.

    Военная реформа

Большое внимание уделялось усилению военной мощи страны. С этой целью было создано постоянное войско - стрельцы, пушкари, в 1556 году принято Уложение о службе , в котором был определён единый порядок прохождения службы. Что интересно, в Уложении отмечалось, что местничество ограничивалось во время войн.

Таким образом, Избранная Рада сыграла огромную роль в реформировании страны, прогрессивном её развитии, укреплении государства. Впервые Россия стала сословно - представительной монархией . Это великая заслуга.

Причины падения Избранной Рады

    Стремление Ивана Грозного к самовластию, он больше не нуждался в друзьях и советчиках.

    Сложные отношения некоторых членов Рады (Сильвестра и Адашева) с родственниками первой жены Ивана Грозного- Анастасии Захарьевой- Юрьевой, особенно после её смерти.

    Появились внешнеполитические разногласия, связанные с Ливонской войной.

    Разногласия по поводу реформ. Царь ждал быстрых результатов, а реформы были рассчитаны на длительный срок, сразу преобразовать столько сторон жизни было трудно, да и сам государственный аппарат не был ещё готов к этому, работал неэффективно.

Судьба членов Избранной Рады

Трагична была судьба ранее ближайших сторонников Грозного.

    Сильвестр сослан в 1560 году в Соловецкий монастырь

    Адашева отправили на войну с Ливонией, вскоре арестовали, в тюрьме он и умер.

    Князь Курбский, видя расправу над членами Рады, бежал в 1564 году в Ливонию и даже воевал с Грозным на стороне литовцев.

Трагична судьба и остальных членов Избранной Рады. Разгром Рады стал началом опричнины - одного из самых страшных периодов в истории России.

О жизни и деятельности царя Ивана Грозного можете прочитать материал на моём сайте

« Исторические портреты»: istoricheskiy-portret.ru

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

(1533- 1538 гг.), дочь князя Глинского - выходца из Литвы. При Елене Глинской был проведѐн ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства: денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране, строительство новых и реорганизация старых крепостей, укрепление армии, ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды); предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и др.

И в годы правления Елены Глинской, и после еѐ смерти (есть предположение, что она ) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление (1538-1547 гг.), начавшееся после смерти Елены Глинской, привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство народа и открытые массовые выступления в ряде русских городов.

В 1547 г. Иван IV (родился 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». Ещѐ в прежние времена наиболее сильный независимый правитель на Руси назывался «царь». Такой титул использовался русскими применительно к византийскому императору, а затем к монгольскому хану. Первый русский царь был личностью весьма противоречивой. По мнению Г. В. Вернадского, наделѐнный большими интеллектуальными способностями, будучи правителем с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особенно явно проявлялась в последние двадцать лет его жизни.

В конце 40-х - 50-е гг. XVI в. правительством, так называемой, Избранной Рады (1549 - 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Стоит напомнить, что - это система мероприятий, проводимых государством и направленных на преобразования в тех или иных сферах общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Люди, входившие в Избранную Раду, пользовались не только поддержкой, но и личной симпатией Ивана IV: Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат царицы Анастасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор как совещательный орган при царе, куда входили, прежде всего, члены Боярской думы, высшее духовенство. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства, Земские соборы включали представителей поместного дворянства и
посадских верхов: поместное дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска, а верхушка посадского населения была важным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы («всероссийские собрания»), которые периодически созывались царѐм для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики заняли особое место в системе государственных органов власти, начиная с середины XVI в. Появление Земских соборов свидетельствовало о складывании в российском государстве институтов сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, когда монарх правит страной, опираясь, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти.

Однако, в отличие от аналогичных западноевропейских институтов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) Земские соборы в России, наоборот, служили орудием укрепления самодержавия и часто созывались для легитимации (одобрения и поддержки) внутренней и внешней политики московских царей. В частности, в 1565 г. Земский собор дал согласие царю Ивану IV на введение .

Общая тенденция к централизации государства вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил Судебник 1497 г. В новом Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но была увеличена плата за «пожилое». Судебник 1550 г. несколько увеличил власть феодала над крестьянами, поскольку возложил на них ответственность за преступления крестьян.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили - кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, получивший название «Стоглав» . «Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных святых и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил монастырям покупать вотчинные владения «без доклада» царю. Серьѐзные изменения в период правления Избранной Рады были введены в систему центрального государственного управления.

Вместо двух прежних центральных ведомств - Государева Дворца и Казны, обладавших различными, зачастую переплетавшимися функциями управления, была создана система специализированных приказов, т. е. центральных исполнительных учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Приказная система центрального управления, основу которой составляли принципы централизма и сословности, в своѐм развитии прошла ряд стадий: от «приказа» как разового поручения боярам или грамотным неродовитым чиновникам на осуществление отдельных государственных функций, до «приказа» как постоянного действующего государственного органа центральной власти с самостоятельными структурными подразделениями.

В середине XVI в. существовало почти два десятка приказов. Военными делами, например, руководили Разрядный приказ (поместным войском), Пушкарский приказ (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсеналом). Иностранными делами управлял Посольский приказ, а государственными землями, которые раздавались дворянам, занимался Поместный приказ.

Во главе каждого приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. В период правления Избранной Рады была проведена реформа местного управления, в соответствии с которой в 1556 г. система кормлений были отменена, а управление на местах передавалось в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, а также земских старост, избиравшихся из числа зажиточных слоѐв черносошного населения.

Черносошные (государственные) и дворцовые крестьяне в волостях, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (земских старост) и «лучших людей» (целовальников, или земских судей), которые возглавляли местные органы государственной власти - земские и губные избы, выполнявшие соответственно финансово-налоговые и полицейско-судебные функции.

Эти местные органы власти заменяли систему кормлений, что являлось основной частью мероприятий, проводимых в российском государстве в целях укрепления самодержавия и усиления политической централизации. Земские и губные избы стали в середине XVI в. сословно-представительными органами власти на местах. Тенденция к укреплению самодержавной власти московских государей в XVI в. переплеталась с другой - началом становления органов сословного представительства как в центре, так и на местах.

По существу, это означало, что достигнутая к середине столетия степень централизации государства была ещѐ недостаточна для того, чтобы русские цари могли обходиться без участия сословий в управлении страной. Сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства отличали Россию от других европейских стран с XVI в. до середины XIX в. Важное значение имела военная реформа, направленная на укрепление дворянского ополчения, составлявшего основу российской армии в то время. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. В 1556 г. впервые было составлено Уложение о службе, согласно которому вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать еѐ по наследству, а со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

В 1550 г. вместо отряда пищальников, появившихся в начале XVI в., создаѐтся постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек). Стрелецкое войско создавалось из воинов-стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием. В армию стали привлекать также и иностранцев-наѐмников, число которых было незначительно. Для несения пограничной службы использовалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению.

Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец» , упорядочивший местнические споры и несколько ограничивший местничество. Реформы Избранной Рады привели к усилению политической централизации и укреплению центральной власти. Однако уже к концу 50-х гг. между Иваном IV и правительством А. Адашева возникали серьѐзные противоречия. Политика компромисса («примирения сословий»), которую проводила Избранная Рада, способствовала упрочению власти царя. Однако по мере еѐ усиления Иван IV обнаруживал всѐ меньшее желание делить еѐ с теми, кому был во многом обязан своим могуществом.

Достигнутое благодаря реформам Избранной Рады равновесие сил родовой знати и дворянства не только укрепило царскую власть, но и позволило беспощадно подавить обе конкурирующие социальные группы. В 1560 г. произошѐл окончательный разрыв Ивана IV с правительством А. Адашева. Историк С. Веселовский даже полагает, что именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет. Первая открытая размолвка между царѐм и членами Избранной Рады произошла в 1558 г. из-за разногласий во внешней политике: Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на запад, на Ливонию.

Дальнейшая судьба членов Избранной Рады была незавидной: А. Адашев был арестован, а Сильвестр - сослан на Соловки. Чувствуя явное приближение «царской грозы», в 1564 г. бежал в Литву близкий к лидерам Избранной Рады князь А. Курбский. Во всех «бедах» царь обвинил «изменников» бояр и своего двоюродного брата удельного князя В. А. Старицкого Итак, реформы Избранной Рады, которые проводились в середине XVI в. были направлены, в целом, на постепенную централизацию сформировавшегося в начале XVI в. Московского государства, т. е. на укрепление центральной власти, власти монарха. Эти реформы, в конечном счѐте, призваны были обеспечить создание в России сильной монархии «с человеческим лицом». Но в качестве альтернативы такого способа централизации государства в середине 60-х гг.XVI в. выступила другая политика - политика опричнины, инициатором и проводником которой стал сам Иван Грозный.