Снегурочка в искусстве. Образ снегурочки от древних времен до наших дней


Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Имеет вид прекрасной, бледной, светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички).


Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…» Образ Снегурочки восходит к эльфам, русалкам, вилам, являющимся весной под легким покровом облаков, согретых и озаренных яркими лучами солнца, представляющимися существами светлыми, блестящими, белыми…»


В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила. В 1873 году А. Н. Островский под влиянием идей Афанасьева пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны- Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярила.


Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок.


Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала. Ещё до революции фигурки Снегурочки украшали новогоднюю ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.


Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.


В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее.


В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д. В послевоенный период Снегурочка - почти обязательная спутница Деда Мороза во всех праздничных торжествах, поздравлениях и т. д.


Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых. Под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных вузов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.


Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку. Снегурочка является новогодним персонажем русских легенд, внучкой Деда Мороза, основного символа Нового года. Однако интересным является то, что издревле у славян Снегурочка считалась дочкой Мороза и Снежной Царицы. Видимо впоследствии по причинам невозможности объяснить настоящее происхождение Снегурочки и ввиду очень большой разницы в возрасте между ней и Дедом Морозом укоренился вариант, характеризующий Снегурку как внучку.

Интегрированный урок-проект для 6 класса на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Интегрированный урок-проект для 6 класса. Конспект.

Интегрированный урок-проект на тему: "Загадочный образ Снегурочки в русской культуре"

Описание материала: Открытый интегрированный урок-проект, включающий материалы по музыке, изобразительному искусству, литературе. В ходе подготовки материалов к уроку-проекту учащиеся разделились на три группы (музыканты, художники, литераторы). Каждая группа исследовала и подбирала материал по своей теме. Урок является обобщающим в рамках проекта. Чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности для учащихся 6 класса.
Цель урока: Сформировать целостное представление о сказочном персонаже «Снегурочка» в русском искусстве.
Задачи урока:
обобщение полученные знания о художественном образе Снегурочки в разных видах искусства;
развитие эстетического восприятия, способности воспринимать и оценивать прекрасное в художественном образе Снегурочки через музыку, живопись, художественные произведения;
развивать умение передавать с помощью слов свои наблюдения, выражать чувства, находить образные определения для характеристики персонажей из сказки «Снегурочка» в живописи, музыке, литературе;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональную отзывчивость детей при встрече с героями из произведений.
Содержательная линия:
истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;
варианты народных сказок - В. Даль, А. Афанасьев и др.;
пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;
музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;
опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;
образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве:
книжные иллюстрации - И. Билибин и др.,
декоративно-прикладное искусство - Палех, Федоскино и др.;
живопись - Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.;
эскизы костюмов и декораций;
кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».
Тип занятия: обобщение знаний по музыке, литературе и изобразительному искусству полученных при подготовке проекта.
Форма проведения: интегрированный урок, работа по группам.
Комплексно-методическое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, музыкальные фонограммы и видеофрагменты, сообщения учащихся подготовленные по группам.
Ход занятия.
I. Вступление.
Учитель: Сегодня на уроке мы попадем в чарующий мир искусства. Мы с вами не впервые говорим о том, как герои сказок находят свое воплощение на полотнах художников, в музыке великих композиторов и в произведениях писателей и поэтов.
II. Сообщение темы урока. Звучит пролог из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Снегурочка”.
Учитель: - Прослушайте музыку, и скажите, что это за музыка, знакома ли она вам?
Предполагаемый ответ: - Фрагмент оперы “Снегурочка”.
Учитель: - Какие образы возникают перед вами?
Предполагаемый ответ: - Тема грустная; тема Снегурочки, тема зимы, конца зимы.
III. Выход на тему.
Учитель: - Наш сегодняшний разговор посвящен героине русских сказок “Снегурочке”.
IV. Снегурочка в славянской мифологии
Учитель: - Как вы думаете, откуда пришел к нам образ Снегурочки?
Сообщение учащихся: - В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру.
V Образ «Снегурочки» в русской литературе.
Учитель: Позднее Снегурочка представлялась в сказках как мифологический персонаж. Давайте обратимся к сказочному образу Снегурочки. Сказка - один из наиболее популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе всех народов мира. Сказка отражает мировоззрение народа на разных этапах его развития.
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученик: Сказки бывают народные и литературные.
Учитель: Что значит народная сказка?
Ученик: Народные сказки сочинял народ, у их нет автора. Эти сказки передавались устно из поколения в поколение и поэтому у них много похожих вариантов.
Учитель: А как народные сказки дошли до нас, кто их записывал?
Сообщения учащихся:
1.Народный вариант сказки с названием «Девочка Снегурочка» изложил Владимир Иванович Даль. Если спросить простого человека, кто такой Даль, он тут же ответит: автор "Толкового словаря живого великорусского слова". Человек более искушённый в делах литературных добавит: "А ещё он автор замечательного собрания русских народных пословиц, поговорок, афоризмов, присловий, загадок, поверий". Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач.
2.Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
Учитель: Как А. Н. Афанасьев рассказывает о Снегурочке?
Сообщения учеников: «Отголосок предания о происхождении облачных духов из тающих весною льдов и снега доселе слышится в нашем народном сказании о Снегурке. Снегурка (Снежевиночка) названа так потому, что родилась из снега. Не было, говорит сказка, у старика, у старухи детей; вышел старик на улицу, сжал комочек снегу, положил на печку – и явилась прекрасная девочка...»
Учитель: – Какой представляется снегурочка в русских народных сказках?
На экране слайд с иллюстрацией к русской народной сказке. Звучит отрывок народной сказки.

Ученики: Образ Снегурочки первоначально возник в русских народных сказках как образ ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение да людям на радость.
Учитель: - Что происходит со снегурочкой в конце сказки?
Ученики: Она тает от огня.
Учитель: Но образ «Снегурочки» встречается и русская литературная сказка.
Какие произведения относят к литературной сказке?
Ученик: У литературной сказки есть автор.
Учитель: Жанр литературной сказки в русском искусстве был очень популярен, он нашел свое отражение в творчестве В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, П.П. Ершова. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, А.Н. Островский создал сказку-драму «Снегурочка»
Учитель: Что легло в основу замысла пьесы Островского «Снегурочка»?
Сообщение учащихся: В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей А. Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Работая над пьесой, Островский внимательно изучал многочисленные фольклорные, исторические, этнографические источники. Среди фольклорных источников «Снегурочки» следует отметить народные сказки, обрядовую поэзию, народные заговоры, народные песни. Но сюжетная основа истории Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в народной среде.
Учитель: Какой древний русский обряд показан в сказке?
Ученик: Обряд Масленицы. Проводы зимы.
На экране слайд «Сцена Масленицы» из оперы Снегуроска.


Учитель: Исполним масленичные частушки (по выбору учителя).
Учитель: Как меняется образ снегурочки в сказке А.Н. Островского?
Звучит фрагмент сказки А.Н. Островского.
Сообщение учащихся: Под влиянием весенней сказки А. Н. Островского образ Снегурочки приобретает новую окраску. Из маленькой девочки – внучки героиня превращается в прекрасную бледнолицую светловолосую девушку. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Она способна зажечь сердца юных берендеев горячим чувством любви.
Учитель: - Что происходит со Снегурочкой в сказке А.Н. Островского?
Ученики: - У А. Н. Островского она - дочь Мороза и Весны. В конце пьесы сама Весна предупреждает Снегурочку: «Таи любовь от глаз Ярила-Солнца». Но жизнь без любви в царстве берендеев невозможна, и Снегурочка предпочитает нарушить запреты и умереть, чем жить без любви.
VI Снегурочка в музыке
Учитель: Наиболее ярко образ Снегурочки раскрывается благодаря величайшим русским композиторам П.И. Чайковскому и Н.А. Римскому-Корсакову.
Звучит фрагмент П. И. Чайковского - Снегурочка, Хор провожания масленицы: Масленица-мокрохвостка.
Вопрос: Как Петр Ильич Чайковский создавал музыку к спектаклю?
Сообщения учеников: В 1873г. музыку к спектаклю объединенной труппы Малого и Большого театров заказали 33-летнему П.И. Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории.
П.И. Чайковский писал - «Снегурочка» не из первых моих сочинений. Она была написана по заказу дирекции театров и по просьбе Островского в 1873 году весной и тогда же была дана. Это одно из любимых моих детищ. Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трехмесячной свободы. Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть более радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут». Из письма к Н. Ф. фон Мекк. Ноябрь 1874 г.
И А.Н. Островский, и П.И. Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши.
"Снегурочка" стала на творческом пути П. И. Чайковского мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину". Как признавался сам П. И. Чайковский, ему так нравилась пьеса «Снегурочка», что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.
Грандиозная сцена Кремлевского Дворца, ослепительные костюмы, мощные декорации, выразительные в своем драматическом качестве талантливые солисты создают незабываемое, фантастическое впечатление и у взрослого, и у юного зрителя. Язык дивной музыки и великолепного танца доступен всем без перевода.
Учитель: Наиболее полно дарование Н.А. Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества стала опера «Снегурочка»
Звучит фрагмент Н. Римского-Корсакова. Ария Снегурочки из оперы "Снегурочка" (сцена таяния) - Исп. И. Масленникова.
Вопрос: Какова история создания оперы?
Сообщения учащихся: В начале семидесятых годов Н. А. Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» (1873). Тогда она не произвела на него большого впечатления.
«В зиму 1879-1880 годов, - вспоминал композитор, - я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского … Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна».
Композитор писал ее летом, уехав из Петербурга в глухую русскую деревню. Сочинение шло с лёгкостью и быстротой. Через год, в 1881, опера была закончена.
Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом.
А.Н. Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки П.И. Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».
Оптимистическая идея оперы - прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье - коренится в народной поэзии.
Учитель: Прослушав два отрывка из произведений П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова. Определите характер и настроение каждого из них.
Предполагаемые ответы: грустная мелодия, мелодичная и т.п.
VII. Образ снегурочки в русской живописи.
Учитель: Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты?
Вопрос: В произведениях, каких русских художников можно встретить образ Снегурочки?
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве В.М. Васнецова.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.
Васнецов ещё в начале 80-х годов 19 века занялся оформлением пьесы «Снегурочка», поставленной по мотивам одноименного творения Александра Николаевича Островского Абрамцевским кружком. В 1885 г. он принял участие в оформлении постановки оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Неожиданно для художника «Снегурочка» стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. В.М. Васнецов говорил: «А эта поэма «Снегурочка» - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».
На экране иллюстрация В. М. Васнецова - эскиз декорации для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова Заречная слободка Берендеевка.


Учитель: Какие мотивы народного искусства используед художник в декорациях?
Ученики: Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных палат, превратив декорации в яркое живописное зрелище.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова эскиз костюма для постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».


Учитель: Как решен костюм Снегурочки на эскизе?
Сообщение учеников:В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.
Всё это вдохновило Виктора Михайловича на воплощение образа ледяной красавицы в своём изобразительном творчестве. Картина была закончена в 1899 г.
На экране иллюстрация В. М. Васнецова «Снегурочка» Государственная Третьяковская Галерея Москва.


Учитель: Рассмотрите произведение В.М. Васнецова и опишите картину.
Ученики: На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего.
Всё творчество Виктора Михайловича Васнецова проникнуто духом русского фольклора. Живописец своими произведениями желал отразить всю ту духовную силу и красоту, которыми обладает русский народ.
Сообщения учащихся: «Снегурочка» в творчестве М.А. Врубеля.
На экране иллюстрация М.А. Врубеля «Костюм Снегурочки».


К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение и другие известные художники. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Портрет Снегурочки руки Михаила Врубеля взирает на нас лицом его прекрасной жены, талантливой певицы Надежды Ивановны Забелы.
Учитель: Как воплатился образ «Снегурочки» в творчестве других художников?
Ученик: Образ Снегурочки мы можем встретить у многиз художников. Вот некоторые из них:
- В 1912 году, свое видение Снегурочки в меховой шубке представил Николай Константинович Рерих, участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Слайд 2

Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян; Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”; Музыка П.И.Чайковского к одноимённому спектаклю; Опера-сказка Н.А.Римского-Корсакова; Образы сказки в изобразительном искусстве; Кинофильмы и мультфильмы;

Слайд 3

Истоки образа снегурочки в языческой культуре славян

Снегурочка – это русский новогодний персонаж, внучка Дедушки Мороза. Но древние славяне считали её дочерью Мороза и Древней Снежной Царицы. Сам по себе образ Снегурочки удивителен и уникален для русской культуры, а история образа Снегурочки в языческой культуре славян начинается ещё в дохристианской мифологии, когда славяне верили в многобожье. На севере на Руси был обычай зимой строить фигуры из льда и снега. В старинных приданиях очень часто встречается упоминание об одной ожившей ледяной скульптуре молодой красивой девушки. Зимой эта девушка ходит по домам и всех радостно поздравляет, а весной отправляется в лес с подружками по ягоды и теряется, либо прыгает через костей и тает. Так в нашем фольклоре и появилась Снегурочка. Последний вариант более правдоподобен, так как в древней мифологии существует миф, который гласит, что многие духи погибают при смене сезона, как злые, так и добрые. Снегурочка, как один из сезонных персонажей, решается пригнуть через костер, но она сделана изо льда и поэтому тает. Так ледяная красавица исчезает с приходом лета.

Слайд 4

Пьеса для театра А.Н.Островского “Снегурочка”

Появление стихотворной пьесы «Снегурочка» было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра. Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н. Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте. 31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку».

Слайд 5

Музыка П.И. Чайковского к одноимённому спектаклю

Среди немногих работ Чайковского для драматического театра особое место занимает музыка к «Снегурочке» Островского, поставленной в Большом театре весной 1873 года. «Весенняя сказочка» любимого им драматурга пленила композитора поэтичностью образов, глубоким и тонким проникновением в дух народных русских обычаев и поверий, и он с увлечением взялся за предложенную ему работу. Известную роль в этом могла сыграть сюжетная близость пьесы к написанной Чайковским незадолго до этого опере «Ундина», неудачная судьба которой доставила ему большое огорчение. Некоторые фрагменты музыки «Снегурочки» были взяты из этой несостоявшейся оперы.

Слайд 6

Образы сказки “Снегурочка” в изобразительном искусстве

Сделать эскизы к театральной постановке известного художника В. М. Васнецова попросил меценат Савва Мамонтов. Его дочь – Александра Мамонтова – послужила «натурой» для васнецовской Снегурочки. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях. Вот её и запечатлел в образе Снегурочке В. М. Васнецов. Сказочную красавицу рисовали и другие художники. На эскизах и картинах Михаила Врубеля в образе Снегурочке его жена – Н. И. Забела-Врубель, известная русская певица, исполнительница партии Снегурочке в одноименной опере. Четыре раза обращался Николай Рерих к оформлению «Снегурочки» для оперной и драматической сцены.Так и сложился внешний вид Снегурочки благодаря трем великим художникам: В. М. Васнецову, М. А. Врубелю и Н. К. Рериху. В.М.Васнецов М.Врубель Н.К. Рерих

Слайд 7

Кинофильмы и мультфильмы “Снегурочка”

«Снегурочка» (1952) - мультипликационный фильм по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Заканчивается зима и Дед Мороз собирается на север. Что же делать с дочкой Снегурочкой? Её ледяное сердце никогда не знало ни простых человеческих радостей, ни любви, но однажды она услышала песни Леля и захотела остаться в Берендеевом царстве. И просить свою мать - красавицу Весну - растопить её сердце... «Снегурочка. Пасхальная сказка» (2010) - первый художественный фильм режиссера Татьяны Петровой по сценарию Ольги и Олега Давыдовых. В старинной русской деревне появляется девушка Снегурочка, сошедшая с небес в Рождественскую ночь по молитвам бездетных стариков. Пораженные чудесным появлением прекрасной девушки с волшебным голосом, односельчане поначалу принимают ее, как Божий дар с искренней радостью, и окружают заботой и любовью. Староста: «Мы решили всем селом: -Заходи к нам в каждый дом. В каждом доме в час любой будешь гостьей дорогой!». Но недолго радуется Снегурочка общению с людьми. Уже на Пасху людская зависть окружает ее сплетнями и толкает на костер.

Посмотреть все слайды

1. Происхождение образа Снегурочки. Языческие корни.

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа. Образ Снегурочки является уникальным для русской культуры. В новогодней и рождественской мифологии остальных народов мира нет женских персонажей. Snow Maiden –так называют русскую Снегурочку заграницей. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж, олицетворяющий снежную бурю.

Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже, откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным, ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки, по другим-она дочь Весны Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли...

Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.

Описание образа Снегурочки, составленное на основе ее мифологических, исторических и литературных корней, дает представление о значимости темы для широкого круга людей разного возраста.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии.

1. Образ дочери Мороза. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский). Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского “напарника”. Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

2. Образ Костромы . Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы - это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба. Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома - это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых. По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы - заложного. Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей. В одной из обрядовых песен поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла". Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник - это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов. Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома. Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе. Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса. Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер. Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома - дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство. Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали - решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием "Зеленых святок" - проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Символ застывших вод . Версия Жарниковой С.: Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне - боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка - воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

2. Образ Снегурочки в русском изобразительном искусстве

Образ Снегурочки привлекал многих художников, и каждый находил в этом образе свои неповторимые черты. Многие современники Островского не приняли пьесу, упрекая его за “отход от социальных проблем”. Но были и противоположные мнения. Сказка чрезвычайно понравилась И.С. Тургеневу и А.И. Гончарову. Неравнодушным к ней оказался и русский предприниматель и меценат Савва Мамонтов, который поставил спектакль по пьесе на домашней сцене в Абрамцево, а затем, в 1885 г., и оперу в своей “Частной русской опере”. Эскизы костюмов и декораций к спектаклю, а затем и к опере были выполнены В. М. Васнецовым в содружестве с И.И. Левинтаном и К.А. Коровиным.

В своих воспоминаниях Коровин пишет, как после встречи с Островским В. М. Васнецов говорил: “Правду, правду сказал он - никто не поймет. Тяжело, печально, вот оно что, люди живут-то другим. Это искусство не нужно. А эта поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”.

В процессе создания декораций сказочных царских палат, Васнецов использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Декорации, создававшиеся в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Также как и эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. Основой для всех костюмов послужил белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект. Впервые именно Васнецов изобразил Снегурочку в сарафане и с обручем на голове. Художник с наслаждением вникал в подробности самого мелкого узора на девичьем сарафане и самостоятельно, безо всяких технических помощников расписывал огромные полотнища декораций, изображая картины заповедного леса или царского дворца. Много лет спустя восхищённые искусствоведы скажут, что именно Васнецов именно в оформлении “Снегурочки” оказался первым русским художником, который на театральных подмостках стал равноправным соавтором спектакля, собственно говоря - первым настоящим театральным художником.

Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: “Рисунки к “Снегурочке”, находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней”. Почти через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса. Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту “принцессы”. Парча на шубке расшита удивительным образом. Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Александр Бенуа сказал, что именно в этой картине художнику удалось открыть “закон древнерусской красоты”. Другой современник оказался ещё более категоричен: “Нет другого художника для Снегурочки, кроме Васнецова”. Это заявление можно оспорить.

На переломе XIX и XX столетий, постановка “Снегурочки” - и оперы, и драматического спектакля являлись событием значимым. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа. Композитор Н.А. Римский-Корсаков написал много опер на сказочные сюжеты, но “Снегурочку” считал самой удачной. А лучшей исполнительницей этой оперной партии признавал Надежду Ивановну Забелу – Врубель. Римский – Корсаков писал ее мужу –художнику Михаилу Врубелю: “Так спетой Снегурочки, как Надежда Ивановна, я раньше не слыхивал”. Супруги Врубели были бесконечно преданы друг другу, и со дня свадьбы Надежда Забела ни разу не обратилась к другому театральному художнику для создания своих сценических образов. А Врубель писал её неустанно, превращая то в скромную модель для реалистического портрета, то в Царевну-Лебедь. Его эскизы костюмов к опере Римского-Корсакова - это тоже портреты жены. Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель. А царь Берендей, по мнению многих специалистов, это просто стилизованный портрет Римского-Корсакова, с которым Врубель дружил и которого безмерно уважал.

Художник Николай Рерих полюбил “Снегурочку” ещё в юности. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба находили истинные ценности в природе, русской старине, в истории, в фольклоре. "Снегурочка" как и все творчество, Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна. Первой, пусть и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique. В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу "Снегурочка" для чикагского театра Opera Compani. Художником были созданы десятки эскизов и рисунков к этой постановке. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси. Работы же 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей.

В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", -пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообразен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах доисторических славянских одеяний". "Поучительно было видеть, - отмечал художник, - насколько многие современные формы естественно слились с древнейшими орнаментами".

В настоящее время театральные декорации художника К.А. Коровина в большинстве своем уже утрачены. Большая часть сохранившихся коровинских работ находится в Санкт-Петербурге в академическом Малом театре оперы и балета. Четыре оперы, идущие в театре сейчас, связаны с именем Коровина. Это “Снегурочка” и “Майская ночь” Н.А. Римского-Корсакова, “Богема” и “Чио-Чио-Сан” Дж. Пуччини.

В 1910 году у руководства императорских театров возник вопрос о возобновлении “Снегурочки”, которая не была в репертуаре уже несколько лет. Сначала оформление оперы было поручено Д.С. Стеллецкому - художнику, страстно влюбленному в Древнюю Русь. Однако его эскизы, выдержанные в традициях иконописи, вовсе не подходили к “Снегурочке” Островского - Римского-Корсакова. После долгих пререканий с отстаивавшим свой замысел Стеллецким заказ был передан Константину Коровину. Тогда же было решено возобновлять оперу не в Петербурге, а в московском Большом театре. К сожалению, весной 1914 года во время пожара сгорели почти все декорации. В апреле 1915 года Коровин вместе со своими помощниками Г.И. Головым и Н.А. Клодтом приступил к возобновлению оформления “Снегурочки”. Но лишь костюмы были оставлены без изменений, эскизы же декораций художники, по-видимому, переработали основательно. С этих оригиналов в 1916 году были сделаны декорации и костюмы для Мариинского театра, а затем переданы в Малый оперный театр.

Годы, прошедшие со времени постановки оперы, конечно, наложили печать на ее оформление. Однако постарел главным образом лишь сам декорационный холст и особенно скомбинированные с ним хрупкие сетки. Живопись же, краски, как и в станковых работах Коровина, и сейчас поражают удивительной свежестью. Несмотря на длительную эксплуатацию декораций, на них нет ни кракелюр, ни осыпей. Реставраторы театра неоднократно меняли декорационные сетки, порванные места на полотнищах подклеивались с тыльной стороны, живопись же вся осталась нетронутой. Огромную роль в сохранении коровинской театральной живописи играло, конечно, и совершенное знание Коровиным технологии живописи.

Оформлением спектакля занимались и другие художники. Например, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев. В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. Работа над созданием декораций захватила художника. С особой яркостью дарование Кустодиева – декоратора проявилось в оформлении пьес А.Н. Островского: “Свои люди – сочтемся”, "Волки и овцы", "Гроза" и других. Он демонстрировал глубокое проникновение в суть авторского замысла. Декорации Кустодиев писал легко и быстро.

Можно сказать, что все творчество Кустодиева - это поэтические картины на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души. "Не знаю, - писал Кустодиев, - удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому - это было всегда единственным "сюжетом" моих картин..." В полной мере эти слова художника можно отнести и к его работе над декорациями и костюмами для спектакля по пьесе Островского “Снегурочка”. Образ Снегурочки запечатлели в своем творчестве и многие другие художники: В. Перов, В. Нестеров, И. Глазунов, А. Шабалин.

3. Русская народная сказка “Снегурочка” в творчестве художников-иллюстраторов

Еще в годы обучения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств начал формироваться самобытный стиль русского художника, книжного иллюстратора и театрального оформителя И.Я. Билибина. Им была разработана целая система графических приемов, позволяющих объединять иллюстрации и оформление книги в одном стиле. Все творчество художника было посвящено русской сказочной теме. Для этого ему пришлось серьезно подготовиться.

Билибин много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучая русское народное и декоративное искусство. По заданию этнографического отдела Русского музея в самом начале двадцатого века художник посетил Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую и Тверскую губернии. А в 1904 году Кижи, которые именовал “преддверием тридевятого царства”. В поездках по глухим провинциям предметом изучения Билибина стали: русская архитектура, народный орнамент, крестьянская вышивка, кружево, узоры, старинная деревянная резьба, лубочные картинки. Он собирал произведения народного творчества и фотографировал памятники деревянного зодчества. Собранные материалы стали основой для нескольких статей, а привезенные фотографии вошли в книгу И. Грабаря “История русского искусства”.

Патриархальный крестьянский быт, предметы утвари, будто бы сохранившиеся со времен древней Руси, дали Билибину богатейший материал для раздумий и для дальнейшего использования в художественной практике. Новый художественный стиль - стиль русской старины не только обогатил искусство яркими образами, но и способствовал развитию театральной декорации и книжной графики.

Иллюстрациями Билибина оформлены такие русские сказки как, "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Царевна-лягушка", "Василиса Прекрасная", "Марья Моревна", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Белая уточка”. А также сказки А. С. Пушкина - "Сказка о царе Салтане", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о рыбаке и рыбке" и многие другие. В 1904 Пражский национальный театр заказал Билибину, эскизы декораций к опере Н.Римского-Корсакова “Снегурочка”. Билибин оказался едва ли не первым русским художником, который занялся оформлением декораций для зарубежной сцены. Сказочные темы опер Римского-Корсакова были очень близки художнику. В театральных эскизах к опере “Снегурочка” яркий талант Билибина и его самобытный стиль проявились в полной мере.

Художник Борис Васильевич Зворыкин - один из ярчайших представителей русской традиции иллюстрирования книг. Однако до недавнего времени его имя было известно лишь специалистам-книжникам и коллекционерам, преимущественно западным. Книги, изданные при жизни художника, заграницей давно разобраны на отдельные полосные иллюстрации и продаются в виде эстампов. Так сложилось, что свою творческую жизнь Зворыкину пришлось прожить в тени более знаменитого современника - Ивана Билибина, несправедливо получив ярлык билибинского подражателя. Подражания не было. Просто оба мастера, вдохновленные общими идеалами, шли параллельно. “Русская тема” увлекла Зворыкина еще в юности. Стержнем, на котором потом строилась творческая судьба художника стали: любовь к русской старине, русской истории, легендам и фольклору, декоративно-прикладному искусству, иконописи и деревянному зодчеству, древней каллиграфии, орнаментике и книжной миниатюре.

После революции 1917 года Зворыкин эмигрировал во Францию. В эмиграции судьба благоволила художнику. Ему не пришлось отступать от излюбленной тематики и эстетических идеалов. Благодаря триумфу дягилевских сезонов, “русская тема” была хорошо знакома и популярна у парижской публики. В парижских издательствах одна за другой вышли оформленные Зворыкиным книги: "Москва и деревня в гравюрах и литографиях" Г. К. Лукомского, "Исповедь" М. А. Бакунина, "Золотой петушок" и другие сказки" А. С. Пушкина, пушкинский "Борис Годунов"... Особняком в этом списке стоит книга “Жар-птица. Русские сказки”. Она была создана Борисом Зворыкиным самостоятельно от начала до конца. Он перевёл на французский язык четыре русские сказки. А сказку “Снегурочка”, опираясь на текст русской народной сказки и сказки в стихах Островского, переписал своими словами. Записал каллиграфическим почерком, нарисовал иллюстрации и оформил в кожаный переплёт с узорным тиснением. Эту во всех отношениях уникальную книгу он преподнёс директору издательства "Пьяцца" Луи Фрикотелю, своему новому работодателю. Так в Париже - царстве серого неба и мансардных крыш - родилась русская "Жар-птица", воплотившая в себе всё, что так любил художник в прежней жизни и о чём тосковал вдали от родины. Однако увидеть "Жар-птицу" изданной художнику не довелось. Книга вышла в свет через тридцать шесть лет после его смерти. И не в Париже, а в Нью-Йорке. Издание осуществила вдова американского президента Жаклин Онассис-Кеннеди, почитательница творчества Бориса Зворыкина. Случилось это в 1978 году - в разгар холодной войны между США и СССР.

4. Современный образ Снегурочки

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Для фильма “Снегурочка” (1968) у реки Мера была построена целая “деревня берендеев”. Выбор места был неслучаен: в этих краях, в Щелыково, Островский писал свою пьесу. После завершения съёмок деревянные декорации были перенесены под Кострому, где возник парк “Берендеевка”. Кроме этого, в Костроме теперь есть “Терем Снегурочки”, в котором та круглый год принимает гостей.

В 2009 году впервые официально отмечался день рождения Снегурочки, которым решили считать ночь с 4-го на 5-е апреля. Это не соответствует сюжету сказки, в которой Снегурочка рождается зимой. Однако, по объяснениям организаторов, “у Снегурочки отец - Дед Мороз, а мать - Весна, и поэтому у неё день рождения весной”. В 2010 году на день рождения внучки прибыл сам Дед Мороз из своей резиденции в Великом Устюге, официально подтвердив статус Костромы как основной резиденции своей спутницы и помощницы.