Выступление органа опеки в суде. Участие в деле органов опеки и попечительства, прокурора

1. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся дела:

О месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п.3

Об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно

от ребенка (п.2 ст.66 СК);

Об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников

(п.3 ст.67 СК);

О возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона

или судебного решения (п.1 ст.68 СК);

О возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих

у себя ребенка без законных к тому оснований (п.2 ст.150 СК);

О возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами

не на основании закона или судебного решения (п.3 ст.153 СК);

О лишении родительских прав (п.1 ст.70 СК);

О восстановлении в родительских правах (п.2 ст.72 СК);

Об ограничении родительских прав (п.1 ст.73 СК);

Об отмене ограничения родительских прав (п.1 ст.76 СК);

Об установлении усыновления (п.1 ст.125 СК);

Об отмене усыновления (п.1 ст.140 СК).

Таков исчерпывающий перечень рассматриваемых судом споров, связанных

напрямую с воспитанием детей, участие в которых органов опеки и попечительства

обязательно, независимо от того, есть ли на этот счет указание в конкретной

правовой норме или оно отсутствует. Отсюда следует, что не обязательно участие

органов опеки и попечительства как органов, управомоченных государством на

защиту прав несовершеннолетних, в рассмотрении других споров, где так или

иначе затрагиваются интересы детей, например, об установлении отцовства, взыскании

алиментов и т.п.

2. Согласно ч.2 ст.42 ГПК органы государственного управления в предусмотренных

законом случаях могут быть привлечены судом к участию в процессе или вступить

в процесс по своей инициативе для дачи заключения по делу в целях осуществления

возложенных на них обязанностей и для защиты прав граждан и интересов государства.

Таким образом, требования п.1 ст.78 СК и ч.2 ст.42 ГПК взаимно связаны, дополняют

друг друга, обращают внимание на ту роль, которую призваны выполнять органы

опеки и попечительства в делах подобного рода. При этом они не только защищают

права ребенка, но и представляют интересы государства. Но если ч.2 ст.42 ГПК

говорит о праве суда привлечь эти органы к участию в процессе, то ч.1 ст.78

СК обращает внимание на подобного рода обязанность суда. С другой стороны,

нет препятствий к вступлению в процесс этих органов по собственной инициативе.

Правовым основанием для вступления органов опеки и попечительства в судебный

процесс является не только ч.2 ст.42 ГПК, но и п.1 ст.78 СК, который указывает

на обязательность их участия в делах, связанных с воспитанием ребенка, независимо

от того, кем предъявлен иск в защиту его прав. СК устанавливает также право

органов опеки и попечительства на обращение в суд с иском: о лишении родительских

прав (п.1 ст.70 СК), об ограничении родительских прав (п.3 ст.73 СК), об отмене

усыновления (ст.142 CK). Органы опеки и попечительства при предъявлении таких

исков освобождаются от уплаты государственной пошлины (п.13 ст.5 Закона о

госпошлине).

3. Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению

спора, связанного с воспитанием ребенка, служит определение суда, которым

в обязанность этих органов вменяется дача заключения по делу. Если суд сочтет

необходимым ограничить представление такого заключения определенным сроком,

то он должен быть достаточным для тщательного и всестороннего исследования

всех обстоятельств дела с точки зрения интересов ребенка, а соответственно

и для представления аргументированного заключения. В случаях, когда иск предъявляется

органами опеки и попечительства, они одновременно по собственной инициативе

приобщают к исковому заявлению такое заключение. Когда же его нет, суд, принимая

исковое заявление, дает этим органам соответствующее поручение.

4. Если п.1 ст.78 СК адресован суду, то п.2 этой статьи предназначен

для органов опеки и попечительства. Никакое другое государственное или муниципальное

учреждение давать заключение по делам подобного рода не вправе. При этом следует

руководствоваться п.2 ст.121 СК, определяющим, какие исполнительные органы

являются органами опеки и попечительства. Где бы ни предъявлялся иск, на территории

какого бы суда он ни рассматривался, по делу дается только одно заключение.

Соответственно только одному органу опеки и попечительства суд поручает его

составить. Если истец, ответчик, дети проживают по разным адресам, то этим

органам предстоит собрать отовсюду все интересующие их сведения, а потом их

обобщить.

Составлению заключения по спору предшествует сбор материалов, позволяющих

занять определенную позицию по делу. Сюда входят объяснения (желательно письменные

либо запротоколированные) истца, ответчика, родителей и других лиц. Если ребенок

учится, то важно учесть мнение педагога, воспитателя. Нельзя игнорировать

и информацию, представляемую лицами, которым предстоит выступить в качестве

свидетелей с любой стороны. При анализе собранных материалов выясняется и

мнение ребенка, о котором спорят. В любом случае нуждаются в изучении и объективной

оценке все приводимые участниками предстоящего судебного процесса доводы с

точки зрения их соответствия интересам несовершеннолетнего. Причем всякий

раз их определение зависит от характера спора. Если он возникает по поводу

определения места жительства ребенка, чьи родители проживают порознь, приходится

сопоставлять качества родителей как воспитателей. Когда суд рассматривает

иск о лишении родительских прав, органам опеки и попечительства надлежит удостовериться

в наличии предусмотренных СК оснований для удовлетворения такого иска либо

их отсутствии. В заключении по делу об ограничении родительских прав в центре

внимания должен быть вопрос об опасности пребывания ребенка с родителями (одним

из них) и наиболее приемлемых в данной конкретной ситуации способах ее устранения.

При рассмотрении иска о возврате несовершеннолетнего лицу, имеющему право

на воспитание, прежде всего принимаются во внимание соображения относительно

целесообразности проживания ребенка с лицами, которые хотят вернуть его к

себе и т.п. Словом, всякий раз органы опеки и попечительства обследуют условия

жизни как несовершеннолетнего, так и истца, ответчика по делу, а не только

тех, кто претендует на его воспитание.

5. Под обследованием условий жизни понимается изучение всех ее сторон,

будь то материальное обеспечение, быт и жилье. Но особого внимания с учетом

специфики спора заслуживают обстоятельства, проливающие свет на условия воспитания

ребенка, качества истца, ответчика как воспитателя. Именно они, а не материальный

комфорт, хорошая квартира и т.п., предопределяют позицию органов опеки и попечительства.

Все полученные в процессе изучения данные находят свое отражение в акте

обследования, который подписывается проводившим его лицом. Если в этом же

акте дается заключение по спору, то на нем учиняет свою подпись, во-первых,

управомоченное на то должностное лицо, во-вторых, обследовавший. В таких случаях

их подпись на акте-заключении удостоверяется печатью органов опеки и попечительства.

Но суду можно представить одновременно два документа: акт обследования и заключение.

Обязательными атрибутами последнего будет подпись должностного лица, удостоверенная

печатью. Порядок составления и утверждения акта, заключения по делам, связанным

с воспитанием детей, в разных регионах может быть разным в зависимости от

деятельности органов опеки и попечительства.

6. Заключение органов опеки и попечительства относится к числу доказательств

по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами. Однако, если

суд сочтет его неубедительным, не согласится с выводами этих органов, он должен

мотивировать свой отказ в решении по делу.

Статья 78 СК РФ. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Вернуться к оглавлению документа : Семейный кодекс РФ в действующей редакции

Комментарии к статье 78 СК РФ, судебная практика применения

Привлечение в дело, связанное с воспитанием детей органа опеки и попечительства

В п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" указано следующее:

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ , должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Обязательное участие органов опеки и попечительства в делах, связанных с воспитанием детей

В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Статьи 70 , и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ , ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" с 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

(См . Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей , утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 года)

Орган опеки и попечительства не является третьим лицом по делу

В вышеупомянутом обзоре практики Верховного Суда РФ указано:

"..в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.."

В силу п. 1 ст. 78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. *(4) В ряде статей СК РФ прямо предусмотрено участие органа опеки и попечительства (п. 2 ст. 66, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 140). По смыслу закона участие органа опеки и попечительства необходимо и в других делах, связанных с воспитанием детей, даже при отсутствии прямого упоминания об этом в конкретных статьях СК РФ.

Анализ изученных дел свидетельствует о том, что судами края требование закона об обязательном участии органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, неукоснительно выполняется.

В случае если иск предъявляется в интересах несовершеннолетнего ребенка не органом опеки и попечительства, а иным лицом, которое по закону наделено правом на предъявление иска в защиту интересов несовершеннолетнего, орган опеки и попечительства привлекается к участию в рассмотрении спора о воспитании ребенка определением суда.

Участвуя в деле, связанном с воспитанием ребенка, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ). Производство данных действий возлагается на орган опеки и попечительства определением суда в рамках досудебной подготовки дела. И только после получения вышеуказанных документов от органов опеки и попечительства (акта обследования, заключения) дело назначается судом к разбирательству в судебном заседании.

Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда спор о воспитании ребенка был рассмотрен судом в отсутствие акта обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также основанного на нем заключения органа опеки и попечительства.

Анализ дел показал, что в акте, составленном по результатам обследования условий жизни, отражаются жилищно-бытовые условия (характеристика жилого помещения, домашняя обстановка) лица, претендующего на воспитание и проживание с ним ребенка, либо самого несовершеннолетнего, а также указываются другие лица, проживающие в данном жилом помещении, сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком, место их работы, доход и образ жизни, что позволяет оценить возможность обеспечения несовершеннолетнему нормальных условий воспитания. Заключение по существу спора составляется на основании акта обследования. Как правило, заключение органа опеки и попечительства содержит мотивированные выводы по существу спора. В заключении отражаются обстоятельства, касающиеся условий жизни и воспитания ребенка, характер отношений между родителями и ребенком либо ребенком и лицами, претендующими на его воспитание, может быть указано мнение ребенка по существу спора, выясненное органом опеки и попечительства.

Суд отказал в иске прокурору о лишении П-ва родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Дмитрия, 1993 года рождения.

В материалах дела имеется два акта обследования жилищно-бытовых условий семьи, в которой проживает несовершеннолетний, на основании которых органом опеки и попечительства дано подробное и мотивированное заключение о нецелесообразности лишения П-ва родительских прав. В заключении П-ва характеризуется положительно, отмечается доверительный характер ее отношений с ребенком, а также то, что ответчица занимается воспитанием сына, интересуется его успехами в школе, отражено и мнение самого несовершеннолетнего по существу спора, возражавшего против лишения матери родительских прав.

В тех случаях, когда заключение органа опеки и попечительства было недостаточно подробным и (или) немотивированным, суд непосредственно в судебном заседании заслушивал мнение представителя органа опеки и попечительства по существу спора, уточняя неясные вопросы и обстоятельства, на которых было основано данное заключение.

При разрешении споров суды учитывают, что в силу ст. 86 ГПК РФ заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле. В случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Суд отказал в иске прокурору о лишении родительских прав С-ой в отношении несовершеннолетнего сына Ильи, 2006 года рождения, указав на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку ответчица занимается воспитанием ребенка, весь небольшой доход тратит на сына, создала для него нормальные условия для воспитания, ребенок ухожен, здоров. Суд не согласился с заключением органа опеки и попечительства, полагавшего целесообразным лишить С-ву родительских прав (поскольку она проживает в неблагоустроенном жилом помещении, не имеет достаточных средств для приобретения ребенку необходимых вещей и продуктов питания), и принял во внимание иные доказательства: показания свидетелей (в том числе детского врача), характеристики с места жительства и с места работы ответчицы, медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

Семейный кодекс РФ предусматривает обязательное участие прокурора при рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72). Рассмотрение указанной категории дел без участия прокурора является существенным нарушением норм материального и процессуального права и является основанием для отмены решения вышестоящим судом.

Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда суд рассмотрел спор без участия прокурора. Если иск подается не прокурором, а иным уполномоченным на это лицом, суд в определении о подготовке дела к судебному разбирательству указывает на привлечение прокурора к участию в деле, что является дополнительной процессуальной гарантией соблюдения прав как 3.

Еще по теме Участие в деле органов опеки и попечительства, прокурора:

  1. 37. Понятие опеки и попечительства, порядок их установления, права и обязанности опекунов(попечителей) и подопечных, прекращение опеки(попечительства).