Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина: какое значение он имеет в романе? Почему поссорились онегин и ленский Евгений онегин и ленский ссора.

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

У Пушкина роковая ссора Ленского и Онегина дана в пересказе автора, т.е. без реплик героев. Вкратце так: Ленский, шокированный ухаживанием друга за Ольгой и получив от нее очередной отказ в танце, покидает бал и затем шлет обидчику вызов на дуэль.

А вот в опере Чайковского «Евгений Онегин» столкновение друзей подано очень драматично и в форме диалога. Эта сцена особенно показательна в разрезе нашей темы. Выходка Онегина становится для Ленского ледяным душем, и он прямо заявляет другу, что не желает с ним больше знаться.

Онегин долго пытается выехать на газлайтинге, но Ленский разоблачает все его манипуляции. Правда, платит за это самую высокую цену...

Посмотрим, как газлайтит Онегин и противостоит Ленский. В скобках полужирным — мои ремарки.

Онегин (про себя)

Зачем приехал я
На этот глупый бал? Зачем?
Я не прощу Владимиру услугу эту!
Буду ухаживать за Ольгой,
Взбешу его порядком!

(Начинается мазурка. Онегин танцует с Ольгой. Ленский
ревниво следит за ними. Кончив танцевать, Онегин
подходит к Ленскому.)


Онегин

Ты не танцуешь, Ленский?
Чайльд Гарольдом стоишь каким-то!
Что с тобой?

(«Ты на что-то обиделась?» - хлопая честными глазами, спрашивает нас абьюзер, вытворив какую-нибудь гадость в отношении нас или «просто пошутив». Варианты: «Что-то случилось?» «На что ты надулась?» С такого прощупывания начинает газлайтинг и Онегин. И нередко жертва идет на попятную. Криво улыбается. Говорит: «Нет, ничего, это я так, соринка в глаз попала». Убедившись, что путь открыт, абьюзер чуть пережидает и усиливает давление. Газлайтинг «проканал».

Ленский дает газлайтеру отпор с первых же попыток запудрить ему мозги. Но, возможно, еще и потому, что ледяной душ Онегина очень уж силен и однозначен.)

Ленский

Со мной? Ничего.
Любуюсь я тобой,
Какой ты друг прекрасный!

Онегин

Каково!
Не ожидал признанья я такого!
За что ты дуешься?

("Ты все не так понял! Потанцевать с "чужой" девушкой - это ничотакова! Ты смешон в своей беспочвенной ревности, не позорься!" - вот что примерно транслирует Онегин Ленскому.)

Ленский

Я дуюсь? О, нимало!
Любуюсь я, как слов своих игрой
И светской болтовней
Ты кружишь головы и девочек смущаешь
Покой душевный! Видно, для тебя
Одной Татьяны мало! Из любви ко мне
Ты, верно, хочешь Ольгу погубить,
Смутить ее покой, а там смеяться
Над нею же!.. Ах, как честно это!

(Ленский отказывается признавать, что танцы Онегина с Ольгой — это нормально. Да, можно потанцевать с чужой невестой, но не так, как Онегин. Его поведение непорядочно, рассчитано на "вскруживанье головы" и "смущение покоя". И ничто не заставит Ленского считать иначе.

Ленский дает волю гневу.)

Онегин

Что?! Да ты с ума сошел!

(Классическая фраза газлайтера, которому не удалось убедить жертву, что черное - бело.)

Ленский

Прекрасно! Меня ж ты оскорбляешь —
И меня же ты зовешь помешанным!

Гости (окружая Онегина и Ленского)

Что такое? В чем там дело?

Ленский

Онегин! Вы больше мне не друг!
Быть близким с вами
Я не желаю больше!
Я... я презираю вас!

Онегин (отводя Ленского в сторону)

Послушай, Ленский, ты не прав, ты не прав!
Довольно нам привлекать вниманье нашей ссорой!
Я не смутил еще ничей покой
И, признаюсь, желанья не имею
Его смущать.

(Онегин понимает, что перегнул палку, и ситуация выходит из-под его контроля. Привычный грубый напор "да ты с ума сошел!" вызывает у жертвы реакцию, противоположную ожидаемой. Вместо кислых улыбок и бормотаний «ах, я ничего, я, кажется, погорячился, мне надо работать над своей паранойей» Онегин наталкивается на открыто выраженный гнев, решительный отпор и называние вещей своими именами. Нужно попытаться это замять.

Но Ленского уже не остановить. Слишком велик шок от вероломства «друга» и от его последующих попыток вывернуть ситуацию в свою пользу - вместо извинений.)

Ленский

Тогда зачем же ты ей руку жал,
Шептал ей что-то?
Краснела, смеясь, она...
Что, что ты говорил ей?

(Оружие против газлайтинга — факты. И Ленский приводит их. Он верит своим глазам. И видит, что поведение Онегина с Ольгой — не просто следование светским приличиям, но именно «вскруживание головы».)

Онегин

Послушай, это глупо!..
Нас окружают…

(Еще одна манипуляция: мол, неприлично выносить сор из избы, это дело интимное, не надо позориться перед людьми. Но Ленский отказывается переваривать втихую оскорбление, которое было нанесено ему прилюдно.)

Ленский

Что за дело мне!
Я вами оскорблен
И сатисфакции я требую!

Гости

В чем дело?
Расскажите, расскажите, что случилось.

Ленский

Просто... я требую,
Чтоб господин Онегин мне объяснил свои поступки.
Он не желает этого,
И я прошу его принять мой вызов!

(Даже в пылу негодования Ленский понимает, что Онегин забалтывает его - вместо того, чтобы признать свою вину, принести извинения, объяснить свое поведение пусть не злонамеренностью, но легкомыслием.

Ленский выбирается из череды ловушек, расставленных Онегиным. Своими словами и поведением он транслирует обидчику: «Я вижу именно то, что вижу, верю своим глазам и совершенно точно знаю, что это называется так, а не иначе. И то, что я вижу, несовместимо с понятием "дружба».)

Онегин (подходя к Ленскому)

К услугам вашим я!
Довольно, — выслушал я вас:
Безумны вы, безумны вы,
И вам урок послужит к исправленью!

(Почему в этот момент Онегин выключает газлайтинг? Да потому что конфликт вылился "на люди". И нужно срочно обставить дело так, что он, Онегин, человек чести, и готов преподать урок "неадекватному" другу. Если бы "друзьям" удалось продолжить выяснение отношений кулуарно - думаю, Онегин бы нашел какой-то вариант, чтобы "успокоить" Ленского. Пусть даже наигранным раскаянием.)

Ленский

Итак, до завтра!
Посмотрим, кто кого проучит!
Пускай безумец я, но вы...
Вы — бесчестный соблазнитель!

Онегин

Замолчите... иль я убью вас!..

(Нарцисса прилюдно изобличили в непорядочности, отвергли все его манипуляции, и он впадает в стыд и ярится. Газлайтинг не прошел. Зависть и презрение к Ленскому обретает законченную форму — ненависть. Вот почему Онегин не выстрелил ему ни в руку, ни в ногу, а уложил наповал. Он шел убивать.)

В следующем посте я размещу вопрос читателя насчет газлайтинга.

– самый трагичный эпизод романа «Евгений Онегин». Особый драматизм сложившейся ситуации придает тот факт, что молодые люди были лучшими друзьями. Желчный , неохотно подпускавший к себе людей, тем не менее охотно проводил с Ленским время. Что же послужило причиной дуэли и какие события ей предшествовали?

Первым тревожным звоночком в романе становится , в котором она видит смерть Ленского от руки Онегина. Проснувшись, она пытается отыскать в книге значение сна, но сонник не дает ей ответа. Однако для очевидно, что страшное и зловещее видение не сулит ничего хорошего.

Наутро в доме Лариных собираются гости. Приезжают также и Ленский с Онегиным. Последнего сажают за столом напротив Татьяны, что приводит ее в ужасное смущение. Она краснеет, едва слышит обращенные к ней слова гостей, и только большим усилием воли сдерживает слезы. От Онегина смятение Татьяны не укрывается, но оно только раздражает и смущает его самого:

Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но девы томной
Заметя трепетный порыв,
С досады взоры опустив,

Надулся он…

Евгений зол на друга за то, что привез его к Лариным, и решает отомстить и рассердить его самого. Как только начались танцы, Евгений сразу же приглашает , всем своим поведением надеясь взбесить друга:

Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет…

Ленский не может поверить своим глазам: Ольга, его невеста, танцует с его лучшим другом! Едва дождавшись конца танца, он сам приглашает ее – но она уже обещала Онегину. В негодовании Ленский покидает бал и позже передает бывшему другу записку с вызовом. Онегин отвечает согласием, однако позже корит себя за поведение на балу и по здравом размышлении приходит к выводу, что вел себя недостойно и глупо. Но теперь уже поздно что-то менять.

Ольга же, будучи ветреной и увлеченной собой девушкой, даже не понимает, какую боль причиняет своему жениху, позволяя Онегину ухаживать за собой. Ей приятно его внимание, и ревности Ленского она не замечает. Когда поэт решает увидеться с Ольгой перед дуэлью, она встречает его как ни в чем не бывало, будто на балу ничего не произошло – и сама она искренне так считает. Ленский, думая ее смутить своим появлением, удивлен и растерян. Он готов простить возлюбленную, но не меняет решения стреляться с обидчиком:

Он мыслит: «Буду ей спаситель.
Не потерплю, чтоб развратитель
Огнем и вздохов и похвал
Младое сердце искушал…

Попытки Онегина сорвать дуэль ни к чему не приводят. Он нарочно опаздывает – из-за этого дуэль по правилам можно было перенести; берет в секунданты своего слугу – это тоже было нарушением. Но Ленский настроен решительно, и не придает значения этим нюансам.

Итак, смерть Ленского становится причиной его слепой ревности, жестокости его лучшего друга и ветрености его невесты. Возможно, дуэли и можно было бы избежать, но горячность и гордость обоих героев не позволили им отказаться от задуманного.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин" – это большой вклад в русскую литературу. Поэт писал его 7 лет, начиная с 1823 года. В произведении существует множество ярких описаний природы, авторских размышлений, различных эпизодов.

Одним из самых важных событий в романе является дуэль Ленского и Онегина. Она произошла по причине того, что Евгений, обиженный и разозленный на Владимира, стал заигрывать с Ольгой. Ответом на такой поступок стал вызов на дуэль. Онегин, не понимая серьёзных чувств и намерений своего друга, поступил так, чтобы вызвать его ревность, а тем самым позабавить себя.

Владимир Ленский – молодой романтичный поэт, горящий чувствами, очень ярко и живо воспринимающий мир. Именно поэтому шутка Онегина не могла пройти для него бесследно - взволнованный и разъярённый он совершает действие, которое ставит под угрозу его жизнь.

Мне кажется, что настоящая дружба не допустила бы такого исхода событий. Недаром А.С. Пушкин указывает:

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья. Евгений, давно утративший все чувства, поступил эгоистично, не думая о переживаниях Ленского. Однако, главный герой, получив послание, в котором Владимир вызывает его на дуэль, понимает, что жестоко поступил со своим другом:

И поделом: в разборе строгом

На тайный суд себя призвав,

Он обвинял себя во многом.

Онегин обдумывает примирение с Ленским, но его останавливает боязнь общественного мнения. Его волнует "шепот, хохотня глупцов"... Он мечется: что ему дороже - друг или мнение общества? И он делает свой выбор, итогом которого стало убийство поэта.

Я думаю, что Онегину стоило отменить дуэль, примириться с другом, даже если тот на него обозлён. Евгений, зависящий от мнения окружающих, сам себя заковал в цепи - он не может освободиться и сделать то, что говорит совесть.

Приехав на дуэль, друзья, которые стали врагами в один миг, не примиряются друг с другом. Выстрел, убийство, смерть Ленского – все происходит очень быстро и неожиданно. Онегин, сам, вероятно, не ожидавший такого исхода, подбегает к своему другу, понимая, как подло поступил. В герое снова пробуждается совесть, которая мучает его. Он ещё не может опомниться, ведь миг назад перед ним стоял живой Ленский, а теперь - лишь оледенелый труп. Так заканчивается жизнь молодого поэта, полного амбиций и мечт.

Этот эпизод в романе меняет поворот событий в жизнях многих героев. Онегин уезжает из деревни, надеясь забыть произошедшее, Ольга выходит замуж и тоже покидает родные края, Татьяна остаётся в глуши почти одна и в дальнейшем также отправляется в Москву.

"Евгений Онегин" А.С. Пушкина раскрывает нам душевные качества людей, обнажая их достоинства и пороки. Я думаю, людям стоит извлекать уроки из таких примеров классики и, увидев себя в героях романа, исправить свои душевные изъяны.

Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года - ему уже 24 года, он не мальчик, а взрослый мужчина, особенно по сравнению с восемнадцатилетним Ленским. Неудивительно потому, что он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред".
Как же нелепа и - внешне, во всяком случае, - незначительна ссора Онегина и Ленского. И нам хочется верить: все еще обойдется, друзья помирятся, Ленский женится на своей Ольге... Однако дуэль состоится, кто-то из друзей погибнет. Но кто? Даже самому неискушенному читателю ясно: погибнет Ленский. Пушкин незаметно, исподволь подготовил нас к этой мысли.
Случайная ссора - только повод для дуэли, а причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже.
В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять, - "общественного мнения". Носитель этой силы ненавистен Пушкину больше, чем Пустяков, Гвоздин, даже Флянов, - те только ничтожества, угнетатели, взяточники, шуты, а теперь перед нами - убийца, палач:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек:
Так исправляется наш век!

На таких людях, как Зарецкий, стоит мир Петушковых и Фляновых; он - опора и законодатель этого мира, охранитель его законов и свершитель приговоров. В каждом слове Пушкина о Зарецком звенит ненависть, и мы не можем не разделять ее.
Но Онегин! Он-то знает жизнь, он отлично все понимает. Сам говорит себе, что он

Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и с умом.

Пушкин подобрал глаголы, очень полно рисующие состояние Онегина: "обвинял себя", "был должен", "он мог бы", "он должен был обезоружить младое сердце..." Но почему все эти глаголы стоят в прошедшем времени? Ведь еще можно поехать к Ленскому, объясниться, забыть вражду - еще не поздно... Нет, поздно! Вот мысли Онегина:

...в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...

Так думает Онегин. А Пушкин объясняет с болью и ненавистью:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Пушкин не любит нагромождения восклицательных знаков, но здесь он венчает ими подряд три строки: вся его мука, все негодование - в этих трех восклицательных знаках подряд. Вот что руководит людьми: шепот, хохотня глупцов - от этого зависит жизнь человека! Ужасно жить в мире, который вертится на злой болтовне...
"Наедине с своей душой" Онегин все понимал. Но в том-то и беда, что умение остаться наедине со своей совестью, "на тайный суд себя призвав", и поступить так, как велит совесть, - это редкое умение. Для него нужно мужество, которого нет у Евгения. Судьями оказываются Пустяковы и Буяновы с их низкой моралью, выступить против которой Онегин не смеет.
Ленский же доволен тем, что его вызов принят. Сначала он не хотел видеть кокетку Ольгу, но потом не выдержал и отправился к Лариным. Ольга встретила его упреками, была с ним ласкова, как всегда.

Он видит: он еще любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенья...

Уезжая, он с тоской смотрит на Ольгу, но ничего не говорит ей. Дома он всю ночь пишет стихи, в отличие от Онегина, который спокойно спит и даже опаздывает на дуэль.
- "Привычка всех считать нулями, а единицами - себя" рано или поздно должна была привести к разрыву. Онегин вынужден убить Ленского. Презирая свет, он все-таки дорожит его мнением, боясь насмешек и упреков в трусости. Из-за ложного чувства чести он губит невинную душу. Кто знает, как сложилась бы судьба Ленского, если б он остался жив... Возможно, он стал бы декабристом, а может быть, и просто обывателем. Белинский, анализируя роман, считал, что Ленского ждал второй вариант.
Казалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина за то, что Ленский пригласил его на бал, куда съехалась вся округа, "сброд", который Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игра - но не для Ленского. Его розовые, романтические мечты рухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.
В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговорить Ленского от дуэли, выяснить все мирным путем, объясниться? Ему помешало пресловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь, в деревне. И оно было для Онегина сильнее его дружбы. Ленский убит. Может быть, как ни страшно это звучит, это был лучший выход для него, он был не подготовлен для этой жизни.
И вот "любовь" Ольги - она поплакала, погоревала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Другое дело Татьяна - нет, она не разлюбила Онегина, просто после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу брата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Евгения - перед ней открывается Онегин настоящий. Однако Татьяна уже не может, разлюбить его и, вероятно, не сможет никогда. Ленского похоронили недалеко от селения.