Лидер кадетской партии. Партия кадетов

Программа кадетской партии была принята на ее Учредительном съезде в Москве 12 - 18 октября 1905 г. В ее разработке приняли участие П.Н.Милюков, П.Б.Струве, кн. Д.И.Шаховской, С.А.Котляревский, Н.Н.Кутлер, А.А. Кауфман и др.

Программа конституционно-демократической партии
(партии народной свободы)

I. Основные права граждан.

1. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Всякие сословные различия и всякие ограничения личных и имущественных прав поляков, евреев и всех без исключения других отдельных групп населения должны быть отменены.

2. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Отправление религиозных и богослужебных обрядов и распространение вероучений свободно, если только совершаемые при этом действия не заключают в себе каких-либо общих простутков, предусмотренных уголовными законами. Православная церковь и другие исповедания должны быть освобождены от государственной опеки.

3. Каждый волен высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно обнародовать их и распространять путем печати или иным способом. Цензура, как общая, так и специальная, как бы она ни называлась, упраздняется и не может быть восстановлена. За преступления и проступки, совершенные путем устного и печатного слова, виновные отвечают только перед судом.

4. Всем российским гражданам предоставляется право устраивать публичные собрания как в закрытых помещениях, так и под открытым небом для обсуждения всякого рода вопросов.

5. Все российские граждане имеют право составлять союзы и общества, не испрашивая на то разрешения.

6. Право петиций предоставляется как отдельным гражданам, так и всякого рода группам, союзам, собраниям и т.п.

7. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Вход в частное жилище, обыск, выемка в нем и вскрытие частной переписки допускается только в случаях, установлена законом, и не иначе, как по постановлению суда. Всякое задержанное лицо в городах и других местах пребывания судебной власти в течение 24 часов, а в прочих местностях империи не позднее, как в течение 3 суток со времени задержания, должно быть или освобождено, или представлено судебной власти. Всякое задержание, произведенное без достаточного основания или продолженное сверх законного срока, дает право пострадавшему на возмещение государством понесенных им убытков.

8. Никто не может быть подвергнут преследованию и наказанию иначе, как на основании закона - судебной властью и новленным законом судом. Никакие чрезвычайные суды не допускаются.

9. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется.

10. Все вышеозначенные права граждан должны быть введены в основной закон Российской империи и обеспечены судебной защитой.

11. Основной закон Российской империи должен гарантировать всем населяющим империю народностям помимо полной гражданской и политической равноправности всех граждан права свободного культурного самоопределения, как-то: полную свободу употребления различных языков и наречий в публичной жизни, свободу основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народности и т.п.

12. Русский язык должен быть языком центральных учреждений, армии и флота. Употребление наряду с общегосударственным местных языков в государственных и общественных установлениях и учебных заведениях, содержимых на средства государства или органов самоуправления, регулируется общими и местными законами, а в пределах их - самими установлениями. Населению каждой местности должно быть обеспечено получение начального, а по возможности, и дальнейшего образования на родном языке.

II. Государственный строй

13. Россия должна быть конституционной и парламентарной монархией. Государственное устройство России определяется основным законом.

14. Народные представители избираются всеобщею, равною, прямою и тайною подачей голосов, без различия вероисповедания, национальности и пола.

Партия допускает в своей среде различие мнений по вопросу организации народного представительства, в виде одной или двух палат, из которых вторая палата должна состоять из представителей от органов местного самоуправления, реорганизованных на началах всеобщего голосования и распространенных на всю Россию.

15. Народное представительство участвует в осуществлении законодательной власти, в установлении государственной росписи доходов и расходов и в контроле за законностью и целесообразностью действий высшей и низшей администрации.

16. Ни одно постановление, распоряжение, указ, приказ и т.п. акт, не основанные на постановлении народного представительства, как бы он ни назывался и от кого бы ни исходил, не может иметь силы закона.

17. Государственная роспись, в которую должны быть вносимы все доходы и расходы государства, устанавливается не более как на один год законодательным порядком. Никакие налоги, пошлины и сборы в пользу государства, а равно и государственные займы не могут быть устанавливаемы иначе, как в законодательном порядке.

18. Членам собрания народных представителей принадлежит право законодательной инициативы.

19. Министры ответственны перед собранием народных представителей, членам которого принадлежит право запроса и интерпелляции.

III. Местное самоуправление и автономия

20. Местное самоуправление должно быть распространено на Российское государство.

21. Представительство в органах местного самоуправления, приближение к населению путем учреждения мелких самоуправлящихся единиц, должно быть основано на всеобщем, равном, прямом и закрытом голосовании без различия пола, вероисповедания и национальностей, причем собрания высших самоуправляющихся союзов могут быть образованы путем избрания собраниями низших таких же союзов. Губернским земствам должно быть предоставлено право вступать во временные и постоянные союзы между собою.

22. Круг ведомства органов местного самоуправления должен простираться на всю область местного управления, включая позицию безопасности и благочиния и за исключением лишь тех отраслей управления, которые в условиях современной государственной жизни необходимо должны быть сосредоточены в руках центральной власти с предоставлением в пользу органов местного самоуправления части средств, поступающих в настоящее время в государственный бюджет.

23. Деятельность местных представителей центральной должна сводиться к надзору за законностью деятельности органов местного самоуправления, причем окончательное решение по возникающим в этом отношении спорам и сомнениям должно принадлежать судебным учреждениям.

24. После установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами для всего Российского государства должен быть открыт правомерный в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти по известным предметам, соответственно потребности населения.

25. Немедленно по установлении общеимперского демократического представительства с конституционными правами, в Царстве Польском вводится автономное устройство с сеймом, избираемым на тех основаниях, как и общегосударственное представительство, при условии сохранения государственного единства и участия в центральном представительстве на одинаковых с прочими частями империи основаниях. Границы между Царством Польским и соседними губерниями могут быть исправлены в соответствии с племенным составом и желанием местного населения, причем в государстве Польском должны действовать общегосударственные гарантии гражданской свободы и права национальности на культурное самоопределение и должны быть обеспечены права меньшинств.

26. Финляндия. Конституция Финляндии, обеспечивающая ее особенное государственное положение, должна быть всецело восстановлена. Всякие дальнейшие мероприятия, общие империи и великому княжеству Финляндскому, должны быть впредь делом соглашения между законодательными органами империи и великого княжества.

IV. Суд

27. Все отступления от начал судебных уставов 20 ноября 1864 г. устанавливающих отделение судебной власти от административной (несменяемость, независимость и гласность суда и равенство всех перед судом), как внесенные позднейшими новеллами,так и допущенные при самом составлении уставов, упраздняются. В этих видах прежде всего: а) не подлежит никаким ограничениям правило о том, что никто не может быть подвергнут наказанию без вошедшего в силу приговора компетентного суда; b) всякое вмешательство министра юстиции в назначение на судейские должности или перемещение судей, а тем более в производство судебных дел устраняется. Судьи наград не получают; с) ответственность должностных лиц определяется на общем основании; d) компетенция суда присяжных определяется исключительно тяжестью наказания, назначенного в законе, безотносительно к роду дел, причем, однако, этой компетенции во всяком случае подлежаг все преступления государственные и против законов о печати. Суд с сословными представителями упраздняется. Компетенции выборного мирового суда подчиняются и дела волостной юстиции. Волостной суд и институт земских начальников упраздняются. Требование имущественного ценза как для замещения должности мирового судьи, так и для отправления обязанностей присяжного заседателя отменяется; е) восстановляется принцип единства кассационного суда; f) адвоката организуется на началах истинного моуправления.

28. Независимо от этого, в осуществление наиболее назревших бесспорных требований уголовной политики и процесса: а) смертная казнь отменяется, безусловно, навсегда; b) вводится условное осуждение; с) устанавливается защита на предварительном следствии; d) в обряд предания суду вводится состязательное начало.

29. Ближайшей задачей является полный пересмотр уголовноного уложения, отмена постановлений, противоречащих началам политической свободы, и переработка проекта гражданского уложения.

V. Финансовая и экономическая политика

30. Пересмотр государственного расходного бюджета в целях уничтожения непроизводительных по своему назначению или своим размерам расходов и соответственное увеличение затрат государства на действительные нужды народа.

31.Отмена выкупных платежей.

32. Развитие прямого обложения на счет косвенного; общее положение косвенного обложения и постепенная отмена косвенных налогов на предметы потребления народных масс.

33. Реформа прямых налогов на основе прогрессивное подоходного и поимущественного обложения; введение прогрессивного налога на наследство.

34. Соответствующее положению отдельных производств понижение таможенных пошлин в видах удешевления предмете народного потребления и технического подъема промышленности и земледелия.

35. Обращение средств сберегательных касс на развитие мелкого кредита.

VI. Аграрное законодательство

36. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как то: безземельных и земельных крестьян, а также и других разрядов мелких хозяев-земледельцев - государственными, удельными, кабинетскими и монастырскими землями, а также путем отчуждения для той же цели за счет государства и потребных размерах частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой (не рыночной) оценке.

Примечание. Цена земли определяется по нормальной для данной местности доходности при условии самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен, созданных земельной нуждой.

37. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный фонд. Начала, на которых земли этого фонда подлежат передаче нуждающемуся в них населению (владение или пользование личное или общинное и т.д.), должны быть установлены сообразно с особенностями землевладения и землепользования в различных областях России.

38. Широкая организация государственной помощи для переселения, расселения и устройства хозяйственного быта крестьян. Реорганизация межевого дела, окончание размежевания и другие меры для подъема благосостояния сельского населения и улучшения сельского хозяйства.

39. Упорядочение законом арендных отношений путем обеспечения права возобновления аренды, права арендатора, в случае передачи аренды, на вознаграждение за произведенные, но использованные к сроку затраты на улучшение, и учреждение примирительных камер для регулирования арендной платы и для разбора споров и несогласий между арендаторами и землевладельцами. Открытие законного пути в судебном порядке для понижения непомерно высоких арендных цен и уничтожения носящих кабальный характер сделок в области земельных отношений.

40. Отмена действующих правил о найме сельских pa6oчих и распространение рабочего законодательства на земледельческих рабочих, применительно к техническим особенностям земледелия. Учреждение сельскохозяйственной инспекции для наблюдения за правильным применением законодательства по охране труда в этой части и введение уголовной ответственности сельских хозяев за нарушение ими законодательных норм по охране труда.

VII. Рабочее законодательство

41. Свобода рабочих союзов и собраний.

42. Право стачек. Наказуемость правонарушений, совершаемых во время или по поводу стачек, определяется на общем основании и ни в коем случае не может быть увеличиваема.

43. Распространение рабочего законодательства и независимой инспекции труда на все виды наемного труда; участие выборных от рабочих в надзоре инспекции за исполнением законов, охраняющих интересы трудящихся.

44. Введение законодательным путем восьмичасового рабочего дня. Немедленное осуществление этой нормы всюду, где она в данное время возможна, и постепенное ее введение в остальных производствах. Запрещение ночных и сверхурочных работ, кроме технически и общественно необходимых.

45. Развитие охраны труда женщин и детей и установление особых мер охраны труда мужчин во вредных производствах.

46. Учреждение примирительных камер из равного числа представителей труда и капитала для нормировки всех отношений найма, не урегулированных рабочим законодательством, и разбора споров и несогласий, возникающих между рабочим и предпринимателями.

47. Обязательное при посредстве государства страхование от болезни (в течение определенного срока), несчастных случаев и профессиональных заболеваний, с отнесением издержек на счет предпринимателей.

48. Государственное страхование на случаи старости и неспособности к труду для всех лиц, живущих личным трудом.

49. Установление уголовной ответственности за нарушение законов об охране труда.

VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на началах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, связанных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешкольного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов должна быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низшей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университетах и других высших школах. Увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной pa6oты высшей школы для широких кругов населения. Свободная opганизация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно бы увеличено соответственно общественной потребности; плата должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учебно-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе. Передача начального образования и заведование органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образовательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Законодательные проекты и предположения партии народной свободы. 1905-1907 гг. / Под ред. Н.И. Астрова, Ф.Ф.Кокошкина, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, кн. Д.И. Шаховского. СПб., 1907. С. XI - XIX.

Главной либеральной партией, претендовавшей на общенациональное руководство, была Конституционно-демократическая партия (кадеты), которая оформилась на своем I Учредительном съезде в Москве 12–18 октября 1905 г. Позднее она стала называть себя «партией народной свободы». Она была преимущественно «интеллигентской» партией. В ней состояли главным образом преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии, отчасти ремесленники. В свои ряды партия кадетов привлекла также немногих рабочих и крестьян. В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции. Членами этой партии были видные ученые - В. И. Вернадский, С. А. Муромцев, В. М. Гессен, С. А. Котляревский, известные историки - А. А. Корнилов, А. А. Кизеветтер, М. О. Гершензон. Ю. В. Готье, экономисты и публицисты - П. Б. Струве, А. С. Изгоев, видные земские деятели Ф. И. Родичев и И. И. Петрункевич, земский врач А. И. Шингарев. Кадеты стремились стать над партиями, объединить вокруг себя или подчинить своему влиянию другие оппозиционные самодержавию партии и течения.

В январе-апреле 1906 г. насчитывалось 274 кадетских комитета, а к 1907 г. свыше 300; общая численность партии колебалась в пределах 50–60 тыс. членов (после поражения революции численность кадетской партии сократилась вдвое). Лидером кадетской партии был блестящий оратор и публицист, видный историк П. Н. Милюков. В 1894 г. за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 г. из ссылки, он вынужден был уехать за границу; читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Вернувшись в 1899 г. в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам, так что снова был вынужден эмигрировать. В апреле 1905 г. Милюков вернулся в Россию и с голо вой ушел в политическую борьбу.

Главной своей целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции (отсюда и название партии). Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа). Они выступали за разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение «гражданских политический прав личности», за свободу преподавания и бесплатное обучение в школе. Кадеты предусматривали введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, право рабочих на стачки, на социальное страхование и охрану труда. В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов. В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное «отчуждение» (до60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления. Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее записанных в их программе реформ.


Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в ее составе определились три направления: «левые» и «правые» кадеты и центр.

Среди правых партий заметную роль в политической жизни страны играл «Союз 17 октября » (октябристы ), принял это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октября 1905 г., а завершилось на I ее съезде, состоявшемся 8–12 февраля 1906 г. в Москве. Это была партия крупного капитала - верхов торгово-промышленной буржуазии и помещиков - предпринимателей. Возглавил ее крупный московский домовладелец и промышленник А. И. Гучков, «прирожденный политик», высокообразованный блестящий оратор и публицист, экстравагантный, склонный к авантюризму.

Октябристы ставили своей целью «оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ». Они выступали за наследственную конституционную монархию, в которой император, как носитель верховной власти, ограничен постановлениями «Основных законов». Выступая против неограниченного самодержавия, октябристы были и против установления парламентарного строя, как неприемлемого для России политически и исторически. Они стояли за сохранение конституционным монархом титула «самодержавный»; предусматривали введение двух палатного «народного представительства» - Государственной думы и Государственного совета, формируемых на основе цензовых выборов - прямых в городах и двухстепенных в сельской местности. Гражданские права в программе октябристов включали свободу совести и вероисповедания, неприкосновенность личности и жилища, свободу слова, собраний, союзов, передвижения. В национальном вопросе октябристы исходили из принципа сохранения «единой и неделимой России», выступая против любой формы «федерализма». Исключение они делали лишь для Финляндии, при условии ее «государственной связи с империей». Допускали культурную автономию для других народов России.

Социальная программа октябристов сводилась к следующему. Для разрешении аграрного вопроса они предусматривали передачу крестьянам через особые земельные комитеты пустующих казенных, удельных и кабинетских земель, а также содействие покупке земли крестьянами «у частных владельцев» при посредстве Крестьянского банка, требовали возвращения крестьянам отрезков, произведенных от их наделов в 1861 г. Октябристы допускали и «принудительное отчуждение» части частновладельческих земель с обязательным вознаграждением владельцев за счет казны. Они выступали за регулирование аренды, переселение малоземельных и безземельных крестьян на «свободные земли», требовали уравнения крестьян в правах с остальными сословиями, активно поддерживали столыпинскую аграрную реформу.

Октябристы признавали свободу рабочих организаций, союзов, собраний и право рабочих на стачки, но только на почве экономических, профессиональных и культурных нужд, при этом на предприятиях, «не имеющих государственного значения». Они выступали за ограничение продолжительности рабочего дня, но не в ущерб промышленникам, введения страхования рабочих, требовали сокращения налогового обложения населения. Они были сторонниками расширения народного образования, декларировали необходимость реформы суда и административного управления.

Государственное устройство октябристы представляли как конституционную монархию с Государственной думой. Они выступали за «сильную монархическую власть», но за необходимость проведения реформ, обеспечивавших свободу буржуазному предпринимательству. Свобода промышленности, торговли, приобретения собственности и охрана ее законом - главные программные требования октябристов.

В 1905–1907 гг. «Союз 17 октября» насчитывал до 30 тыс. членов. Его печатным органом была газета «Голос Москвы». В 1906 г. октябристы издавали до 50 газет на русском, немецком и латышском языках.

«Партия мирного обновления» и «Партия прогрессистов»

«Промежуточное положение между кадетами и октябристами занимала «Партия мирного обновления» и ее преемница «Партия прогрессистов». Первая сформировалась в июле 1906 г. из «правых» кадетов и «левых» октябристов. Представляя собой умеренных либералов, они не принимали как курса октябристов, так и «левого уклона» кадетов в некоторых программных вопросах (главным образом, в решении аграрного - здесь они склонялись к требованию октябристов). Лидерами «мирообновленцев» были видные земские деятели - один из основателей «Союза 17 октября» граф П. А. Гейден и Д. Н. Шипов, а также крупный землевладелец князь Н. Н. Львов и профессор Московского университета князь Е. Н. Трубецкой.

«Партия прогрессистов» оформилась в ноябре 1912 г. Как и «Партия мирного обновления», она оказалась «правее кадетов и левее октябристов». Это была самая «буржуазная» по своему составу партия. Ее костяк составляли тузы и воротилы московского капитала, а учредителями являлись крупные московские фабриканты А. И. Коновалов, братья В. П. и П. П. Рябушинские, С. Н. Третьяков. Прогрессисты выступали за конституционно-монархический строй, выборное двухпалатное представительство с большим имущественным цензом для депутатов, проведение основных буржуазных свобод. Их рупором была газета «Утро России».

Источник - Википедия

«Конституционно-демократическая партия»
Лидер: Павел Милюков
Дата основания: октябрь 1905
Дата роспуска: запрещена 28 ноября (12 декабря) 1917
Штаб-квартира: Санкт-Петербург
Идеология: либерализм, конституционная монархия, социальный либерализм
Девиз: умение и труд на благо Родине
Мест в Государственной думе:
176 / 499 (1 созыв)
98 / 518 (2 созыв)
53 / 446 (3 созыв)
59 / 432 (4 созыв)
15 / 767 (учредительное собрание)
Партийная печать: газета «Речь», журнал «Вестник партии народной свободы».

Конституционно-демократическая партия («партия к.-д.», «Партия Народной Свободы», «кадеты») - крупная леволиберальная политическая партия в России в начале XX века.

История
Решение о создании Конституционно-демократической партии было принято на 5-ом съезде либеральной организации земских деятелей Союз земцев-конституционалистов (9 - 10 июля 1905 года), исходя из поставленной членами Союза задачи «объединения земских сил с общенародными» в процессе подготовки к выборам в Государственную Думу.

23 августа 1905 г. в Москве состоялся 4-ый съезд организации либеральной интеллигенции Союз освобождения , который принял решение о присоединении к Союзу земцев-конституционалистов и создании вместе с земскими деятелями единой партии. Избранные обоими Союзами комиссии сформировали Временный комитет, подготовивший объединительный съезд.

Несмотря на транспортные проблемы, вызванные Всероссийской политической стачкой, Первый (учредительный) съезд Конституционно-демократической партии прошел в Москве с 12 по 18 октября 1905 года. Во вступительной речи П. Н. Милюков охарактеризовал конституционно-демократическое движение как идейное, внеклассовое, социально-реформистское, определил главную задачу создаваемой партии как «вступление в Думу с исключительной целью борьбы за политическую свободу и за правильное представительство» и провел границы партии в политическом спектре России следующим образом: от более правых партий кадетов отличает отрицание бюрократической централизации и манчестерства, от более левых - приверженность конституционной монархии и отрицание требования обобществления средств производства. На заседании 14 октября 1905 г. съезд принял постановление, в котором приветствовал «мирное, и вместе с тем грозное» рабочее забастовочное движение, выразил поддержку его требований. На следующий день, 15 октября 1905 г., на съезде было оглашено сообщение о подписании императором Николаем II Высочайшего манифеста о даровании народу прав и свобод. Это известие делегаты встретили громкими аплодисментами и криками «ура». В прочувственной речи М. Л. Мандельштам вкратце описал историю освободительного движения в России, результатом которого стал Октябрьским манифест , и выразил партийный привет союзу русской интеллигенции, студенческой молодежи и рабочего класса. Собравшиеся почтили вставанием память всех борцов, погибших за народную свободу, и поклялись не отдавать эту свободу назад.

В то же время на заседании 18 октября съезд дал скептическую оценку Манифесту, отметив неопределенность, иносказательность и неконкретность выражений документа, и выразил неуверенность в возможности осуществления его положений на практике при сложившихся политических условиях. Партия потребовала отмены исключительных законов, созыва Учредительного собрания для выработки конституции и освобождения политических заключенных. Свою речь на банкете, последовавшем за окончанием съезда, П. Н. Милюков закончил словами: «Ничего не изменилось, война продолжается».

На съезде были приняты устав и программа партии, выбран временный Центральный комитет.

Отношения сотрудничества между кадетами и новым правительством, которое возглавил гр. С. Ю. Витте , не сложились. Переговоры между делегацией кадетских деятелей земского союза (кн. Н. Н. Львов, Ф. А. Головин, Ф. Ф. Кокошкин) и гр. С. Ю. Витте, предложившим кадетам войти в состав реформированного кабинета министров, закончились неудачей, так как гр. С. Ю. Витте не принял условие вхождения земцев-кадетов в кабинет (всеобщие выборы в Учредительное собрание с целью выработки конституции). Делегацию земско-городского съезда, на котором кадеты имели большинство, С. Ю. Витте отказался принять, упрекнув либеральную общественность в «нежелании содействовать власти в осуществлении начал манифеста и охране порядка».

На II съезде (5 - 11 января 1906 г.) к названию партии было решено прибавить, в виде подзаголовка, слова «Партия Народной Свободы», поскольку словосочетание «Конституционно-демократическая» было непонятно малограмотному большинству населения. Съезд утвердил новую программу партии, в которой определенно высказался за конституционную парламентарную монархию и распространение избирательных прав на женщин. По наиболее острому вопросу - об участии в выборах в Государственную думу - съезд подавляющим большинством принял решение, несмотря на противодействие администрации и избирательный ценз, отсекающий от участия в выборах рабочих и часть крестьян, принять участие в избирательной кампании прежде всего в целях пропаганды своей программы и организационного структурирования партии. В случае, если кадеты выиграют выборы, съезд постановил идти в Думу, но не с целью обычной законотворческой работы, а единственно с целью введения всеобщего избирательного права, политических и гражданских прав и свобод и принятия неотложных мер для «успокоения страны». Съезд также избрал постоянный Центральный Комитет под председательством кн. Павла Долгорукова, в который, в частности, вошли В. И. Вернадский, М. М. Винавер, И. В. Гессен, Н. Н. Глебов, кн. Петр Долгоруков, А. А. Кизеветтер, Ф. Ф. Кокошкин, А. А. Корнилов, В. А. Маклаков, М. Л. Мандельштам, П. Н. Милюков, С. А. Муромцев, В. Д. Набоков, Л. И. Петражицкий, И. И. Петрункевич, Ф. И. Родичев, П. Б. Струве, Н. В. Тесленко, кн. Д. И. Шаховской, Г. Ф. Шершеневич.
В ходе подготовки к выборам в Государственную думу численность партии кадетов неуклонно росла, достигнув к апрелю 1906 года 70 тысяч человек. Этому способствовали как высокий уровень политической активности накануне выборов, так и возможность вступать в Конституционно-демократическую партию на основании одного лишь устного заявления.
На выборах в Государственную думу партия пользовалась большим успехом как в широких кругах интеллигенции, буржуазии, части либерального дворянства и мещанства, так и среди трудящихся. Широкую общественную поддержку партии обусловили, с одной стороны, радикальная программа политических, социальных и экономических реформ, а с другой стороны, стремление партии осуществить эти реформы исключительно мирным, парламентским путем, без революций, насилия и крови.
В результате конституционные демократы получили в Государственной думе I созыва 179 мест из 499-и (35,87 %), образовав крупнейшую думскую фракцию. Председателем Думы стал член ЦК профессор С. А. Муромцев , кадетами были также все его заместители (в частности, Гредескул Н.А.) и председатели 22 думских комиссий.

После роспуска Думы через 2,5 месяца её работы, кадеты сперва участвовали в собрании депутатов в Выборге и в выработке известного «Выборгского воззвания», но вскоре отказались от требований Выборгского воззвания и пошли на выборы во II Думу под очень умеренными лозунгами.

В начале 1920-х партия к.-д. играла большую роль в эмиграции, где ряд программных и тактических вопросов несколько отвел друг от друга различные течения в партии. Правые к.-д. (П. Струве, В. Набоков), составляющие большинство, в своих выступлениях сблизились с монархистами. Левые к.-д. (республиканцы), возглавляемые П. Н. Милюковым, искали опору в крестьянстве, что привело их к сближению с эсерами. Из к.-д. в эмиграции вышла часть так называемых «сменовеховцев», стоящих за признание Советской власти.

Главные пункты программы (на 1913 год)
равенство всех российских граждан без различия пола, религии и национальности;
свобода совести, слова, печати, собраний, союзов;
неприкосновенность личности и жилищ;
свобода культурного самоопределения национальностей;
конституция с ответственным перед народными представителями министерством (парламентский строй);
всеобщее избирательное право по семичленной формуле;
местное самоуправление на основе всеобщего избирательного права, распространяющееся на всю область местного самоуправления;
независимый суд;
реформа податей для облегчения беднейших классов населения;
бесплатная передача крестьянам земель государственных, удельных, кабинетских и монастырских;
принудительный выкуп в их пользу части земель частновладельческих «по справедливой оценке»;
право стачек;
законодательная охрана труда;
8-часовой рабочий день, «где его введение возможно»;
всеобщее бесплатное и обязательное начальное образование.
культурное самоопределение всех наций и народностей (религия, язык, традиции)
полная автономия Финляндии и Польши
федеративное устройство России
Лидеры и видные деятели
Милюков, Павел Николаевич;
Вернадский, Владимир Иванович;
Винавер, Максим Моисеевич
Герасимов, Пётр Васильевич;
Гессен, Иосиф Владимирович;
Глебов, Николай Николаевич;
Головин, Федор Александрович;
Долгоруков, Павел Дмитриевич;
Кизеветтер, Александр Александрович;
Кишкин, Николай Михайлович;
Кокошкин, Фёдор Фёдорович (младший);
Корнилов, Александр Александрович (младший);
Львов, Георгий Евгеньевич;
Мануйлов, Александр Аполлонович;
Муромцев, Сергей Андреевич;
Набоков, Владимир Дмитриевич;
Новгородцев, Павел Иванович;
Спасокукоцкий, Николай Иванович;
Шингарев, Андрей Иванович;
Гредескул, Николай Андреевич;
Петражицкий, Лев Иосифович;
Петрункевич, Иван Ильич;
Родичев, Федор Измайлович;
Туган-Барановский, Михаил Иванович;
Струве, Петр Бернгардович;
Шаховской, Дмитрий Иванович;
Шершеневич, Габриэль Феликсович.

Партии. Кадеты

Свобода России. Плакат партии кадетов, 1917

Название партии

Конституционно-демократическая партия народной свободы.

Партия русских конституционных демократов.

Девиз: «Умение и труд на благо Родине»

Годы существования

Создана в октябре 1905

Социальная база

    Либеральная интеллигенция

    Предприниматели

    Мелкая буржуазия города и деревни

Численность

Максимальная – 100 тыс. человек

Лидеры

    Милюков П.Н.

    Долгоруков П.Д.

    Муромцев с.А.

Программа

    Государственное устройство

    Конституционная монархия

    Свободы и преобразования

    Всеобщее избирательное право, выборы в парламент прямые и равные

    Гражданские свободы: слова, печати, вероисповедания, собраний и др.

    Развитие рыночной экономики

    Защита интересов предпринимателей

    Большую роль отводили государственной Думе, причём в 1 и 2-ой занимали лидирующие положения.

1 Дума: председатель Муромцев С.А.. кадет

2 Дума: председатель Головин А.Ф., кадет

1 ноября 1916 года с её трибуны Милюков П.Н.произнёс речь с резкой критикой правительства.

    В 1915 году был создан Прогрессивный блок в думе, в котором большинство было кадетов.

    Национальная политика

    Россия - единое государство

    Широкие права автономии для Польши и Финляндии

    Право наций на культурное самоопределение: язык, образование, делопроизводство на родном языке, изучение культуры и т.д.

    Аграрный вопрос

    Отмена выкупных платежей

    Наделение крестьян землёй за счёт государственных и монастырских земель

    Частичное отчуждение помещичьих земель, заплатив государственную компенсацию

    Рабочий вопрос

    8-часовой рабочий день

    Социальное страхование

    Сокращение сверхурочных работ

    Запрет на привлечение к сверхурочным работам детей и женщин

    Свобода профсоюзов

    Право на забастовки

Методы и средства борьбы

    Только легальные методы борьбы - парламентские

Деятельность после Февральской и Октябрьской революции 1917 года

    Во Временном правительстве несколько министров были кадетами. Пытались остановить разруху в стране.

    Выступали против политики большевиков.

    Поддержали выступление Карнилова А. в августе 1917, что значительно подорвало авторитет партии.

    Не приняли Октябрьскую революцию.

    Предпринимали меры для объединения всех антибольшевистских сил.

    Конец ноября 1917- партия кадетов была запрещена большевиками, ушла в подполье, то есть на нелегальное положение.

    В годы гражданской войны большинство кадетов выступало на стороне белых.

    После гражданской войны большинство эмигрировало за границу.

Печатные органы

    Газета «Речь»

    Журнал «Вестник партии народной свободы»

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Конституционно-демократическая партия (кадеты) - одна из базовых политических партий в России в начале XX века. В советской историографии характеризовалась как ʼʼполитическая партия контрреволюционной либеральной буржуазии.

Предшественниками партии кадетов стали две либеральные организации – "Союз освобождения" и "Союза земцев - конституционалистов". Партия образовалась в октябре 1905 ᴦ. на базе объединœения двух этих союзов.

Организационно партия оформилась в период высшего подъема революции 1905 – 1907 годов.

Учредительный съезд состоялся 12 – 18 октября 1905 г в ᴦ. Москве, где были приняты устав и программа партии. На II Съезде, состоявшимся в январе 1906 года было принято решение о добавлении к основному названию партии – конституционно-демократическая – слов: партия "народной свободы".

Центральный комитет партии (ЦК) состоял из двух отделов: Петербургского и Московского. Петербургский отдел занимался дальнейшей разработкой программы, законопроектов для внесения в Государственную Думу, осуществлял руководство думской фракцией. Функциями Московского отдела являлись издательская деятельность и организация агитационной работы.

В кадетской партии состояла элита русской интеллигенции: преподаватели высших и средних учебных заведений, врачи, инженеры, адвокаты, писатели, деятели искусства, а также представители либерально-настроенных помещиков и буржуазии. В партии также состояли небольшое количество ремесленников, рабочих и крестьян.

Лидером кадетов был блестящий оратор и публицист, известный историк П.Н. Милюков. В 1894 году за участие в освободительном движении он был уволен из Московского университета и выслан в Рязань. Вернувшись в 1897 году из ссылки, он вынужден был уехать за границу, где читал лекции по русской истории в Софийском, Бостонском и Чикагском университетах. Возвратившись в 1899 году в Россию, Милюков вновь занялся политикой и за свои резкие выступления неоднократно подвергался арестам и был вынужден снова эмигрировать. В апрелœе 1905 года Милюков вернулся в Россию и стал активным участником политической жизни страны.

Главной целью кадеты провозгласили введение в стране демократической конституции. Неограниченная монархия, согласно их программе, должна была быть заменена парламентарным демократическим строем (кадеты обходили вопрос о том, будет ли это монархия или республика, но идеалом их была конституционная монархия английского типа).

Οʜᴎ выступали за разделœение властей на законодательную, исполнительную и судебную, за создание ответственного перед Государственной думой правительства, за коренную реформу местного самоуправления и суда, за всœеобщее избирательное право, свободу слова, печати, собраний, союзов, за строгое соблюдение "гражданских и политических прав личности".

На упорядочение буржуазных отношений была направлена и кадетская рабочая программа. Одним из её центральных пунктов было требование свободы рабочих союзов, собраний и стачек. Кадеты считали, что создание легальных рабочих союзов будет способствовать мирному урегулированию взаимоотношений между трудом и капиталом, между рабочими и предпринимателями. Также кадетская программа предусматривала введение 8-часового рабочего дня на предприятиях, сокращения сверхурочных работ для взрослых рабочих, запрещение привлекать к ним женщин и подростков, социальное страхование и охрану труда.

В их программе были пункты о восстановлении государственной автономии Финляндии и Польши, но в составе России, и культурной автономии других народов.

В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное "отчуждение" (до 60%) помещичьей земли в пользу крестьян, которую они должны были выкупить по "по справедливой оценке" (ᴛ.ᴇ. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками её обобществления.

Печатные органы партии: газета "Речь", журнал "Вестник партии народной свободы".

В 1-й и 2-й Государственных думах занимали главенствующее положение. Поддерживали политику правительства в 1-й мировой войне, были инициаторами создания Прогрессивного блока. Преобладали в первом составе Временного правительства.

Специальный раздел кадетской программы был посвящен вопросам просвещения. В ней кадеты выступали за уничтожение ограничений для поступления в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием, а также свободу частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всœех типов. Кадеты настаивали на автономии университетов, свободе преподавания в высшей школе, свободной организации студенчества, увеличении числа средних учебных заведений и понижения в них оплаты, на введении всœеобщего, бесплатного и обязательного обучения в начальной школе.

В целом, программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Οʜᴎ мечтали создать такое "идеальное" общество, в котором не будет непреодолимых классовых конфликтов, установятся гармоничные социальные отношения, будут созданы оптимальные условия для всœестороннего развития личности.

Осуществления своих целœей они добивались только мирными средствами – путем получения большинства в Государственной думе и проведения через неё записанных в их программе реформ. Кадетская партия не представляла единства. Впоследствии в её составе определились три направления: "левые", "правые" кадетов и центр.