Почему базаров не приехал к родителям. Сочинение — анализ эпизода «Отъезд Базарова из родного гнезда» (гл.21 романа И.С.Тургенев «Отцы и дети»)

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Свидетелем сцены возвращения «в родное гнездо» мы уже были. Возвращение – это встреча, ощущение радости. В финале гл. 21 – перед нами сцена отъезда из «родного гнезда». И еще не читая, предчувствуешь некую грусть, печаль, потому что отъезд – это расставание. Оно тяжело для обеих сторон, и отъезжающих и провожающих.

Сцена отъезда начинается фразой Базарова: «Ничего! До свадьбы заживет». И это базаровское «ничего» могло бы звучать как «ничего страшного». Вроде, «переболит, успокоится». Все в стиле базаровского нигилизма. Но пройдет целый день, прежде чем Базаров решится о своем намерении уведомить Василия Ивановича. Вроде, маленькая деталь. Но она не так уж и мала для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности, Евгения Базарова.

Решение сына было настолько неожиданным, что бедный Василий Иванович от растерянности «перевернулся на месте». Как трогательны в своей любви к сыну старички Базаровы. Никак не рассчитывали, что их Енюша после трех лет отсутствия погостит только три дня. Вынув платок, сморкаясь, наклоняясь чуть не до земли, Василий Иванович, не понимая разумом, соглашаясь с сыном (чтоб не обидеть), будет лишь сбивчиво произносить: «Я было думал, что ты у нас… подольше, три дня… Это, это после трех лет, маловато; маловато, Евгений». И в этих словах все: и обида родительская, и растерянность, изумление. А ведь они так старались для сына, они так ждали его приезда. Арина Власьевна специально для сына цветов выпросила у соседки, чтоб комнату убрать, чтоб сыну в доме уютно было. А уж Василий Иванович даже не посмеет сыну рассказать о том, что «каждое утро чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он поручал Тимофеичу разные закупки, особенно налегая на съестное…». И все это для Евгения, сына, чтоб не чувствовал стеснения, чтоб понравилось ему. Жили-то они только ожиданием своего ученого сына, благоговели перед ним. Бедный Василий Иванович еще держится, еще сдерживает слезы, еще пытается показать перед молодыми людьми свою современность: «Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…». А вот Арину, старушку свою, пожалел, не захотел сказать на ночь, потому что знал, каким горем станет для нее это известие. А утро следующего дня для них станет темнее ночи.

Не нуждаются комментирования строки, рассказывающие о последних минутах расставания. Их нужно читать. Лицо Василия Ивановича за ночь осунулось, он еще храбрился, громко говорил и стучал ногами, а бедная Арина Власьевна только тихо плакала. Нельзя сказать, что Базарову – нигилисту, отвергающему чувства вообще и любовь в частности, было все равно. Дрогнуло и его сердце, потому он и пообещал вернуться не позже месяца. Пообещал, чтоб успокоить, утешить.

Но вот лошади тронулись, зазвенел колокольчик – «и вот уже глядеть вслед было незачем». Как велико горе родителей. Что ждет их в будущем? В грустном одиночестве, заботясь друг о друге, предстоит им доживать свои дни. Одни, как перст, одни «в своем тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме». И, прислонив свою седую голову к седой голове своего мужа, утешает Арина Власьевна его: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня». А в этих словах – картина жизни уходящего поколения «отцов». Сочувствуя, искренне жаль старичков Базаровых. Обидно за Евгения. Но чувствуется уже, что его безупречная теория не выдерживает проверки жизнью.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Отношение Базарова к родителям

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».