Чья дочь на картине девочка с персиками. Сочинение: описание картины В

Сюжет

Одним летним днем Валентин Серов, гостивший у Мамонтовых в Абрамцеве, увидел, как 11-летняя Вера, разгоряченная игрой в казаков-разбойников, вбежала в столовую, взяла персик и уселась за стол. Пораженный, художник начал уговаривать девочку позировать ему. Вера вряд ли подозревала, что Серов будет писать ее больше месяца и ей придется ежедневно сидеть неподвижно по несколько часов в то время, как за окном проносится лето.

Серов смог передать озорной характер Веры: он читается и в лукавом взгляде, и в складке губ, кажется, готовых рассмеяться, и в растрепанных волосах, и в румянце. В позе девочки, в ее одежде нет натужности позирующего. Кажется, что это пойманное мгновение, как луч или бабочка — раз, и упорхнуло.

Вера Мамонтова, фото 1888 года (на следующий год после создания «Девочки с персиками»)

За окном зеленеют деревья. Это Гоголевская аллея в Абрамцевском парке, по которой любил гулять Николай Васильевич. На столе лежат персики, выращенные в абрамцевской оранжерее. Савва Мамонтов купил деревья в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году.

Фигурка деревянного солдата в углу куплена в Троице-Сергиевой лавре. Гренадера, изначально нераскрашенного, расписал Серов. Кстати, фигурка до сих пор занимает то же место в Абрамцевском музее. Как и тарелка, изображенная на стене. Савва Мамонтов любил керамику, даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую.

«Девочка с персиками» была задумана спонтанно

Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой. Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась еще более ярким светом. Художник Михаил Нестеров писал, что, будь полотно представлено в Париже, Серов в тот же день стал бы знаменит. Но в России публика еще не была готова к импрессионизму, а потому было лучше оставить работу в столовой Абрамцева и не показывать публично — еще чего доброго нарекут безумным.


Контекст

«Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, — вспоминал Серов, — уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров». Незадолго до начала работы над «Девочкой с персиками» живописец вернулся из поездки по Италии. Он был поражен работами мастеров Ренессанса, впечатлен самой страной, ее силой, атмосферой. Приехав в Россию, 22-летний художник был решительно настроен писать лишь отрадное. И первая же картина стала олицетворением этого желания.



Веру Мамонтову называли «абрамцевской богиней». Ее писал не только Серов, но и Васнецов. Считается также, что Врубель придал ее черты Тамаре на иллюстрациях к «Демону», «Снегурочке» и «Египтянке». В 27 лет она вышла замуж за московского губернского предводителя дворянства Александра Самарина, у них родилось трое детей. В 32 года Вера Саввишна заболела воспалением легких и скончалась. В 1920-е годы Самарин был сослан в лагерь, дочь Лиза отправилась с ним. В 1932-м он умер в ГУЛАГе.

Судьба художника

Серов рос в доме, где царил творческий хаос. Мать Валентина Семеновна была убежденной нигилисткой. Отец Александр Николаевич — популярным в то время композитором. Кстати, разница в возрасте у супругов составляла 26 лет: 43-летний Александр Николаевич женился на своей 17-летней ученице.


Автопортрет Серова. 1885

К матери приходили нигилисты и революционеры, к отцу — писатели, скульпторы, музыканты, художники. Уже после смерти отца, когда мальчику шел седьмой год, мать отдала его Репину в ученики. Мальчик так много времени проводил у учителя, что практически считался членом семьи.

Валентин Серов вырос в семье нигилистки и композитора

Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Он много времени проводил в их доме. Как вспоминали старшие дети Мамонтовых, все их игры и шалости были непременно связаны с Антоном — так называли его, поскольку Серову не нравилось имя Валентин. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. В основном это были буржуа и аристократы. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации.



И хотя заказывали и платили художнику за портреты, из всех своих работ он больше всего ценил откровенно импрессионистскую «Девушку, освещенную солнцем». Незадолго до смерти — в конце 1911 года — рассматривая в Третьяковке это полотно, он сказал: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся».

Картина Вал.А. Серова. Создана в 1887 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 91 × 85 см. На портрете изображена Вера Мамонтова, двенадцатилетняя дочь купца* и известного мецената С.И. Мамонтова. Серов написал картину в имении Мамонтова… … Лингвострановедческий словарь

I Серов Александр Николаевич , русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835 1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840 1868… … Большая советская энциклопедия

- (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… … Художественная энциклопедия

- (Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870 90 х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В. А. Серов.… … Художественная энциклопедия

- (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка … Энциклопедический словарь

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения … Википедия

Серов, Валентин Александрович - В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства. Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Серов Вал. Ал-др. - СЕРОВ Вал. Ал др. (1865 1911) живописец, график. Сын композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина, в Петерб. АХ у П. П. Чистякова (1880 85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), композитор и музыкальный критик. Оп. Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871; завершена женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую… … Русская история

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения: 1865 Дата смерти: 1911 Национальность: русский … Википедия

Книги

  • , Т. В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована белая бумага. Листы не разлинованы, издание дополнено атласным ляссе…
  • Валентин Серов. Девочка с персиками. Блокнот , Т В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…



Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

Описание картины «Девочка с персиками» В. Серова

Художник: Валентин Александрович Серов
Название картины: «Девочка с персиками»
Картина написана: 1887 г.
Холст, масло.
Размер: 91 × 85 см

В. Серов вырос в творческой среде, где процветал талант его композитора-отца А. Серова. К слову сказать, родитель и сам любил постоять за мольбертом, и мальчик имел возможность брать уроки живописи у самого И. Репина. Обстановка созидания и постоянное присутствие «звезд» искусства того времени в доме была привычна для будущего художника, так что о славе он и не мечтал, ведь привык к ней.

У отца были возможности и средства отправить сына для освоения тонкостей живописи в Париж, а позже – в Абрамцево. Там, в усадьбе мецената и промышленника Саввы Мамонтова росли вкуснейшие персики, играла дочка Вера и гостили такие художники как Поленов, Репин, Васнецов и Остроухов.

Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, совершенно случайно, как и все уникальное. Верочка Мамонтова была любимицей не только своих родных, а и многочисленных представителей богемы, взятых под крыло ее отца. Это был живой, непоседливый и общительный ребенок, перед непосредственностью которого было трудно устоять. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Некоторые говорили, что его творчество – вовсе не творчество, а пиар Мамонтова, знакомого с его отцом, кое-кто утверждал, что слишком уж традиционны и реалистичны его полотна, но позже критики и искусствоведы заговорили о новаторском подходе, который отвергал рутинные законы живописи того времени.

Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. Он был всего на 10 лет старше героини своей картины, и все гостившие у Саввы люди просто удивлялись, как ему удавалось удерживать девчушку на месте. Работа была названа просто и лаконично – «В.М.» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем абсолютно всех. Публика наших дней до сих пор не может разобраться, кого же изобразил художник – пленительную женщину или рано повзрослевшую девочку, ведь этот портрет уже тогда начали считать импрессионистическим – слишком уж много в нем света и неосознанной полудетской свежести. Именно последний фактор уже более ста лет не отпускает от себя зрителей, именно наполненный чистым воздухом сад, непоседливость Веры привлекает к себе поклонников со всего мира.

Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте. Он вспоминал, что работал над картиной очень долго, пытаясь выписать детали, но зрителю кажется, что на написана за несколько секунд. Розовая кофточка смуглой девушки с черным бантом, белая скатерть и случайно брошенные на стол персики создают ощущение сиюминутности происходящего. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина, и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее. Обстановка старинной усадьбы – часы, стулья, окна – кажутся не просто частью интерьера, а частью летнего дня за окном. Легкостью и свободой отличается нежный цвет розовой блузы Верочки – она кажется изготовленной из мельчайших паутинок. Скатерть на столе белая только на первый взгляд, ведь если вы присмотритесь повнимательней, то увидите переливы голубых, золотых, даже темных оттенков. Свет солнца за окном не только бодрит, а и наполняет комнату радостью, падает из окон и заполняет весь объем помещения. Его блики скользят по лицу девочки, отчего и возникают переливы перламутра на блузке и на скатерти.

Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Обычно так делали, если в семье был ребенок – ему сложно было схватиться ручками за скатерть и потянуть ее на себя. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Скорее всего, эти вещи раздобыла Вера: ножом можно разрезать фрукты, а кленовые листья вполне способны заменить тарелки. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Последнее – правило хорошего тона, которое прививали девушкам из интеллигентных семей с молоком матери.

Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. В ней переплелись необычные восточные, или даже цыганские черты с типичной манерой смотреть вперед, характерной для русских. Последнее неудивительно – мать девочки имела итальянские корни, а отец до последнего отличался истинно московской деловой хваткой. Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Глядя на ее всколоченные темные волосы и глаза, устремленные в сторону, можно сказать, что эта девочка – неформальный лидер среди детворы. Кажется, что она лишь на миг заскочила в столовую, чтобы дать возможность Серову сделать несколько набросков портрета и, схватив персики, умчаться во двор. Этот живой ребенок с горящими черными глазами, загорелый на абрамцевском солнце, кажется, утверждает саму жизнь.

Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Фигура Верочки удачно вписана в обстановку столовой, она кажется вполне естественной, а свет и воздух наполняют не только столовую, а и мир за окном.

Картина не оставляет равнодушной никого – ее колорит свеж, образ гармоничен, а художественные образы удивительно сочетаются с жизненной правдой. Среди приемов импрессионизма в живописи Серов использовал свободные вибрирующие мазки – так передавалась игра светотени.

«Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но… За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла. Ей было всего 32. Оранжереи, где садовники Мамонтова выращивали вкуснейшие плоды в 1926 разобрали, а сама усадьба ушла с молотка. На развалинах строения, видевшего величайших творческих людей своей эпохи, начали строить светлое коммунистическое будущее. Протрет Веры Мамонтовой, написанный В. Серовым, тем не менее, продолжает петь гимн молодости и чистоте по сегодняшний день.

Картину классика мировой живописи Валентина Серова «Девочка с персиками», кажется, знают все, даже люди, которые не интересуются искусством. Свой самый знаменитый шедевр художник написал, когда ему было всего 22 года. Валентин Серов не раз говорил, что «Девочка с персиками» - лучшая его картина «Все, чего я добивался – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Мы составили подборку фактов о «Девочке с персиками».

10 интересных фактов о «Девочке с персиками»

1. На картине Валентин Серов изобразил 11-летнюю Веру Мамонтову – дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе их семьи в Абрамцево художник часто гостил. Впервые с Мамонтовыми он познакомился, когда был еще ребенком. Тошу, как Серова звали в детстве, мать (композитор Валентина Семеновна Серова) привезла в Абрамцево в 10-летнем возрасте. Веру Мамонтову Валентин знал с младенчества.

Усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни – здесь часто гостили Тургенев, Врубель, Репин. Серов был учеником Ильи Репина. Летом они не раз приезжали работать в Абрамцево. Учитель и ученик как-то устроили соревнование – кто лучше нарисует Савву Мамонтова, который им согласился позировать. Меценат отметил, что у Серова вышло «Лучше, жизненнее, острее». Несколько обескураженный Репин ответил, что не зря он с ним занимается и посоветовал Валентину поставить подпись.

2 . Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Художник здесь часто работал. Вера была страшной непоседой. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. Так эта сцена впечатлила Валентина, что он попросил девочку ему позировать. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, - вот как у старых мастеров». Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново.

Валентин Серов, «Девочка с персиками», 1887

3. Картина «Девочка с персиками» наполнена светом и воздухом. То, что Вера одета в простую блузку с бантом, а не наряжена специально для картины, подчеркивает спонтанность момента. Розовая блузка – чуть ли не самое яркое пятно в картине, кажется, что свет идет не только от окна, но и от самой девочки.

4. Персики, которые изобразил художник, выращены в оранжерее Мамонтова. Деревья для нее семья купила в 1871 году.

5. За правым плечом Веры на тумбе стоит игрушечный деревянный солдат. Фигурку раскрашивал Серов. Кстати, в усадьбе-музее в Абрамцево игрушка стоит и сейчас на том же самом месте.

6. Картину Валентин Серов подарил матери Веры – Елизавете Мамонтовой ко дню ее рождения. Портрет Верочки ей очень понравился, и это было самой большой наградой для живописца. Долгое время картина висела в той же комнате, где и была создана.

7 . Работа «Девочка с персиками» участвовала в конкурсе Московского общества любителей художеств. Всего в конкурсе было 32 работы молодых художников. За портрет Веры Мамонтовой Серов получил первую в размере 200 рублей.

8 . Известный меценат и коллекционер Павел Третьяков увидел «Девочку с персиками» в доме у Мамонтовых и хотел приобрести картину. Но владельцы не собирались с ней расставаться. Тогда для своей галереи Третьяков купил за 300 рублей «Девушку, освещенную солнцем» Серова (портрет Маши Симанович).

9. Веру Мамонтову писали не только Серов. В своих картинах ее запечатлел Виктор Васнецов в картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня».

Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», 1896

10 . К сожалению, дальнейшая судьба Веры Мамонтовой печальна. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства, министра по делам церкви Александра Самарина. Брак был счастливым. Вера родила троих детей. Но неожиданно в 32 года ее жизнь оборвалась. Она заболела пневмонией и умерла в 1907 году. Похоронена в Абрамцево около церкви Спаса Нерукотворного. Муж Веры больше не женился, в ее честь он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево.

11 . В Третьяковскую галерею картина «Девочка с персиками» (холст, масло 91х85) попала в 1929 году, ее купили у А. С. Мамонтовой. В музее-усадьбе в Абрамцево висит копия работы Валентина Серова.

СПРАВКА

Валентин Серов – русский живописец и график. Родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра и Валентины Серовых. В 1874 году начал брать уроки живописи у Ильи Репина в Париже. В 1880 году поступил в Академию художеств, ездил продолжать учебу в Австрию и Италию. В 1894 году стал членом Товарищества передвижников.

Валентин Серов, «Автопортрет», 1880-е

Серов известен не только как прекрасный живописец и портретист, но и как театральный художник. Он создавал декорации и костюмы к «Русским сезонам» Сергея Дягилева (в частности сделал эскизы занавеса к балету «Шехерезада»), выполнил знаменитую афишу с балериной Анной Павловой. В 1908 году Серов был избран действительным членом венского Сецессиона.

Рисунок Валентина Серова для афиши с Анной Павловой в балете «Сильфида»

Художник был женат на Ольге Трубниковой. У них родились шесть детей – две дочери и четыре сына. Валентин Серов умер в 1911 от сердечного приступа в возрасте 46 лет.

В материале использованы данные из книги Аркадия Кудря «Валентин Серов» из серии «Жизнь замечательных людей».