Народные типы поэме мертвые души. Русский народ в поэме Н

Сочинение

В поэме "Мертвые души" Гоголь хотел показать "всю Русь". В ней писатель воссоздает разнообразные типы российских помещиков, праздно живущих в своих дворянских усадьбах, рисует сатирическими красками образы чиновников, взяточников и воров, сосредоточивших в своих руках государственную власть. Автор выводит здесь и нового человека — нарождающегося буржуа, дельца, приобретателя, И всех этих героев он определяет как "мертвые души". Но позади "мертвых душ" выступают души живые. Это русский народ, с которым писатель связывал надежды на лучшее будущее России. Поэтому гоголевская поэма заканчивается символическим образом птицы-тройки. В ней содержится итог многолетних размышлений Гоголя о судьбе России, о настоящем и будущем ее народа. Ведь именно народ противостоит миру чиновников, помещиков, дельцов, как живая душа — мертвой.

Почему же мысль о русском народе наполняет душу писателя радостью, почему язвительная, гневная сатира уступает место высокой патетике? Наверное, потому, что писатель видел в темном и забитом русском народе необъятные силы, огромные потенциальные возможности. Значит, основная мысль поэмы — в стремительном беге России вперед, в движении к счастливому будущему русского народа. Несмотря на господство в эпоху Гоголя "мертвых душ" над живыми, он видит неудержимое движение России к лучшему.

Кто же движет ее? На фоне мертводушия маниловых, коробочек, плюшкиных особенно рельефно выделяется бойкий и живой русский ум, народная удаль, широкий размах души. Именно эти качества, по мнению Гоголя, являются основой национального русского характера. И они нашли воплощение в образах богатырей Степана Пробки, Абакума Фырова. Причем о Степане и его возможной судьбе размышляет несостоявшийся помещик Чичиков, который приобрел его как "мертвую душу". Но этот русский богатырь, "что и в гвардию годился бы", предстает более живым, чем здравствующие люди с мертвыми душами. Эта умершие или придавленные крепостническим гнетом крестьяне трудолюбивы и талантливы. Слава замечательного каретника Михеева жива в памяти людей и после его смерти. Даже Собакевич с невольным уважением говорит о том, что тот славный мастер должен только на государя и работать.

В скупых, лаконичных строчках поэмы встают перед нами искалеченные судьбы людей из народа. Спивается чудо-сапожник Максим Телятников, который хотел обзавестись своим домиком да лавчонкой. Но, заплатив барину порядочный оброк, этот талантливый мастер был обманут поставщиком гнилой кожи. Бессмысленна и нелепа смерть Григория Доезжай-не-доедешь, который от тоски заворотил в кабак, а потом прямо в прорубь. Горька и унизительна судьба беглых крепостных Плюшкина, которые обречены всю жизнь скрываться от полиции. Выбор у них невелик: сидеть в тюрьме или пристать к другим господам и работать у них. Грамотный дворовый человек Попов, мыкающийся без паспорта, постоянно подвергается допросам и унижениям и сам горько издевается над своей судьбой. Запоминается в поэме образ Абакума Фырова, который полюбил вольную жизнь, пристав к бурлакам. Ведь тяжелейший каторжный труд бурлацкой ватаги иногда завершался шумным и веселым праздничным гуляньем с песнями и хороводами. Именно здесь во всю ширь проявляется народная удаль, размах русской души.

Но писатель видит, что эти замечательные качества народа задавлены и изуродованы крепостным рабством, властью мертводушных помещиков и чиновников. Поэтому Гоголь не идеализирует русское крестьянство. О его вопиющем невежестве, узости духовного мира говорят, например, образы бестолковых дяди Митяя и дяди Миняя, которые никак не могут развести лошадей, запутавшихся в постромках, или образ дворовой девчонки Пелагеи, которая "не знает, где право, где лево". Юмористически описывает автор в начале поэмы глубокомысленный разговор двух мужиков, рассуждающих о том, доедет ли колесо до Москвы или до Казани. Стремление к мыслительной деятельности превращается в глупое пустословие, ибо жизнь крестьян так скудна и ничтожна, что не дает им достаточного материала для размышлений. Вызывает смех и "благородное побуждение к просвещению" крепостного слуги Чичикова Петрушки, потому что его привлекает не содержание книг, а сам процесс чтения. Гоголь пишет, что ему было все равно, что читать: похождения влюбленного героя, букварь, молитвенник или химию. Эти эпизоды являются ярким показателем неразвитости, убожества духовного мира значительной части дворового крепостного крестьянства. О том же свидетельствует образ кучера Селифана, который спьяну произносит пространные речи, адресованные лошадям.

Невежество, темнота, пьянство, забитость — это те черты русского народа, которые сформировались в нем благодаря векам крепостной зависимости. Значит, самодержавно-крепостнический строй России не только тормозил экономическое развитие страны, но и преступно губил душу русского народа. В поэме слышится протест крестьянства против своих мучителей и угнетателей — помещиков и чиновников. Например, он выражается в бунте крестьян сельца Вшивая Спесь и сельца Боровки, которые снесли с лица земли земскую полицию в лице заседателя Дробяжкина. Тот же протест звучит и в народном слове, в метких пословицах и поговорках. Например, когда Чичиков расспрашивал встретившегося мужика о Плюшкине, тот наградил этого барина убийственно точным прозвищем "заплатанной". Гоголь пишет: "Выражается сильно российский народ, и если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света". Писатель убежден, что ни у какого народа нет такого замашистого и бойкого меткого слова. Величественные, бескрайние просторы России и горькая судьба ее народа наводят на мысль о возможности и необходимости коренных перемен в стране, так как "удалая, полная силы национальность" несовместима с нищенским положением, отупляющей неволей, господством "мертвых душ".

(347 слов) Главное место в произведении Николая Васильевича Гоголя отведено теме народа. В период жизни автора Россией управляли помещики и чиновники, на которых походили герои произведения «Мёртвые души». Поэтому писатель изобразил безрадостные сцены выживания крепостных крестьян. Дворяне-землевладельцы беспощадно пользуются их трудом, порой относясь к ним, как к рабам: покупают и продают подобно своему имуществу, иногда отделяя от семьи.

Наблюдая за аферой главного героя поэмы, Чичикова, сразу становится ясно, в каком печальном состоянии прибывает русское крестьянство. Усадьбы помещиков сменяются одна за другой, но общая картина печального состояния крепостного крестьянства одна и та же: низкий уровень жизни, ужасающий процент умирающих, запущенные стадии болезней, постоянное отсутствие еды и всепоглощающая нищета. Кто-то, подобно Манилову, просто не заботится о состоянии людей, пуская их жизнь на самотек. Кто-то, подобно Собакевичу, держит их в жесткой узде, сколачивая капитал. Кто-то, подобно Коробочке, держит все в образцовом порядке, но не понимает нужд и чаяний крестьянина, используя его только в качестве рабочего скота. Кто-то вроде Ноздрева бездумно кутит и в одночасье проматывает все результаты крестьянского труда. А кто-то вроде Плюшкина доводит верных слуг до голодной смерти своей жадностью.

Однако в душе у крепостного народа есть жажда свободы. Когда неволя становится непосильной ношей, они сбегают от своих «рабовладельцев». Только вот, бегство редко заканчивается освобождением. Николай Васильевич раскрывает типичную жизнь беглого человека: без работы, без паспорта, в большинстве случаев – в тюрьме. Хотя Попов, который работал дворовым у Плюшкина, выбрал тюрьму вместо труда у своего хозяина, такой выбор можно охарактеризовать, как метание между двух зол, из которых выбирают меньшее.

Страна под правлением грубых и безжалостных господ порождала необразованных дядю Миняя и дворовую Пелагею, не разбиравшуюся, с какой стороны находится право, с какой — лево. Однако перед нами открывается и могущество русского человека, ущемленное, но не растерзанное крепостничеством. Оно всё в таких людях, как отважный Степан Пробка, одаренный Михеев, и просто в работящем и энергичном русском народе, который не унывает при любых, даже самых сложных ситуациях.

В изображении феодально-крепостнической Руси Николай Васильевич Гоголь раскрыл Россию не только, как помещичье-чиновничью, но и народную страну, с её одаренным и сильным населением. Он показал свою уверенность в светлом будущем родины, если ее опора – крестьянство – встанет с колен.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема, которую поднимает автор, расширяется от страницы к странице. Покупка мертвых душ становится описанием жизни крестьянства. Народ в поэме «Мертвые души» встает своей многоликостью, талантливостью, добротой и безумным желанием жить.

Особенность русского характера

Классик с любовью описывает персонажи из народа. Русский человек не боится тяжелого климата, жестких морозов. Ему не страшна Камчатка. Мужик сошьет себе рукавицы, если замерзнет, похлопает руками. Одним топором срубит себе избу, которая простоит не один век. У народа, под пером автора, выходит удивительно-красивый образ:

  • очаровательное лицо Мадонны;
  • округлившийся овал щек;
  • широкий размер.

На Руси все широкое и просторное: поля, горы, леса. Писатель ставит с ними на одну строчку лицо, губы и ноги. Самая широкая часть народа - его душа.

Русское слово

Гоголь любит русскую речь. Он благосклонен к французским словам и выражениям, но веское хлесткое слово мужика чаще ярче иноземных фраз. В поэме нет чуждого языка, все народное исконное.

Интересны фамилии персонажей. Где-то они выглядят гротескно, кто-то может посмеяться над ними, но в них умение народа выхватить самое веское и живое из окружающего.

  • Завалишин - желание завалиться на бок;
  • Полежаев - любовь к отдыху;
  • Сопиков - тихое посапывание носом во время сна;
  • Храповицкий - мертвецкий сон с «захрапами», свистом носом.

Гоголь указывает слова, которые творят «чудеса над русским человеком». Одно из таких слов - вперед. Русские призывы поднимают восстания, глубоко западают в душу. От русского слова бросает в дрожь. Одним словом русский народ может дать характеристику целому сословию.

Могучая сила русского мужика

Чичиков, устами Гоголя, рассуждает о народе, изучая список купленных им крестьян. В списке нет живых, но автор так представляет каждого, что их образ встает перед читателем. Причем умерших увидеть легче, чем помещиков, расплывшихся от изобилия еды или высохших от жадности. Гоголь показывает тяготы жизни простого народа. Крепостная неволя, унижение приводят к побегам. Свобода дается не каждому. Большинство попадают в еще большую кабалу. Удивительно то, что стремление быть свободным в мужиках не умирает. Крестьяне борются за свои права - убийство Дробяжкина. Гоголь подчеркивает одну черту - бойкость. Она во всем - в движениях, в уме, в таланте.

Труд и народ

Красивые дворцы, многооконные залы, расписные стены скрывают труд талантливых мастеров из народа. Мужики-ремесленники создают шедевры из каменных глыб. Бесформенные и мертвые, они оживают под топором мастера. Читатель видит, как гибнет созданное народом. Зарастают пруды Манилова, пустеют псарни Ноздрева, покрываются пылью комнаты Плюшкина. Дерзкая природа как будто специально выделяет убогость гибнущих поместий. На фоне удивительных пейзажей блестят глаза мужиков из списка ревизских душ. Их уже нет, а память и дела живы.

Кладезь ума и хитрости

Народ в поэме не просто трудолюбив, он мудр и хитер. Гоголь восхищается русским человеком, но признается в его пороках. Какие удивительные особенности подчеркивает писатель:

  • умение общаться: оттенки беседы, непонятные для иностранцев, будут зависеть от количества душ того, с кем говорят;
  • решительность: не будет вдаваться в рассуждения, когда надо действовать;
  • нежелание сознаваться в вине;
  • умение зависти нужные знакомства.

Даже отрицательные качества характера отличают русского от других.

Понятие народ в произведении становится настолько широким, что его сложно охватить. Написать сочинение «Народ в поэме «Мертвые души» не получится, если основываться на одном социальном слое. Народ - это мужики, помещики, чиновники, все, кого попытался изобразить писатель.

Тест по произведению

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства: его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами. «Пожалуй, я тебе дам девчонку,- говорит Коробочка Чичикову,- она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы».

В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделённого богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Степана в его опасной работе.

В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушёл в бурлаки.

Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения. В эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.

Великий писатель-реалист, Гоголь образно говорит о забитости народа: «Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные коробочки, ноздрёвы и собакевичи, не мудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона.

Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева, Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему и привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошёл рубить себе новую избу»,- говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательном умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.

Так, изображая феодально-крепостническую Русь, Гоголь показал не только помещичье-чиновничью Россию, но и Россию народную, с её стойким и вольнолюбивым народом. Он выразил свою веру в живые, творческие силы трудовых масс. Яркий образ русского народа дан писателем в его знаменитом уподоблении России «птице-тройке», олицетворяющей сущность национального русского характера.

Русский народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Почти у каждого писателя есть произведение, которое является де­лом всей его жизни, творением, в которое вложил он свои искания и сокровенные думы. Для Гоголя это, без сомнения, «Мертвые души», так и оставшиеся неоконченными после семнадцати лет работы.

Поэма вызвала горячие споры и толки. В. Г. Белинский имел все основания сказать, что вопрос о «Мертвых душах» столько же литератур­ный, сколько и общественный, результат столкновения старых начал с новыми. Читая книгу впервые, я мало обращал внимания на лиричес­кие размышления автора о России и русском народе. Эта прекрасные места даже казались неуместными в сатирической поэме. Перечитав недавно «Мертвые души», я вдруг открыл Гоголя как великого патрио­та, убедился, как важен для всего замысла писателя исполненный гор­дости образ Руси.

За последние годы громадно вырос вопрос о судьбе нашей, сегод­няшней России, о ее предназначении, будущности, о способности рус­ского народа вновь совершить исторический рывок. Ученые, писатели, политики и экономисты спорят об этом. Всю страну взволновали раз­мышления А. И. Солженицына «Как нам обустроить Россию». Порой мне как бы слышаться слова Н. А. Некрасова, обращенные к русскому народу:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил –

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Как же не обратиться к певцу земли русской Гоголю за советом в такое сложное время? С того момента, как бричка Чичикова тихо вка­тилась в губернский город NN. и до того, как этот «приобретатель» по­спешно уезжает из города, проходит немного времени, но читатель ус­певает не только познакомиться с удивительным разнообразием поме­щиков и чиновников, но и увидеть образ целой страны, понять «несметное богатство русского духа».

Писатель не отделяет помещиков и чиновников от народа, как это делают критики. Лично мне кажется, что неправильно толковать, буд­то все помещики и чиновники, да и сам Чичиков, и есть подлинные «мертвые души». Так можно назвать из всех типов только Плюшкина, душа которого омертвела от жадности. Но сам Гоголь поясняет, что «подобное явление редко попадается на Руси». Здоровяка Собакевича, способного съесть целого осетра; кутилу, враля, гуляку и скандалиста Ноздрева; мечтательного лентяя Манилова; прижимистую «дубинно­головую» Коробочку; прожженного взяточника Ивана Антоновича «кувшинное рыло», полицмейстера, объезжающего торговые ряды как свою вотчину, и многих других героев «мертвыми душами» не назо­вешь. Это либо хозяева-кулаки, либо бесполезные люди, либо подле­цы, которых Гоголь сумел «припрячь».

И эти господа, и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, - часть русского народа. Но не лучшая часть. Истинный образ народа видится, прежде всего, в описаниях умерших крестьян. Ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик.

«Милушкин, кирпичник! мог поставить печь в каком угодно доме. Максим Телятников, сапожник: что шилом кольнет, то и сапоги, что сапоги, то и спасибо, и хоть бы в рот хмельного! А Еремей Сорокопле- хин! да тот мужик один станет за всех, в Москве торговал, одного обро­ку приносил по пятисот рублей. Ведь вот какой народ!» «Каретник Ми­хеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные». Так хвалится своими крестьянами Собакевич. Чичиков возражает, что они уже умерли и только «мечта». «Ну нет, не мечта! Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете: машинища такая, что в эту комнату не войдет… А в плечищах у него была такая сили­ща, какой нет у лошади…»

И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, будто видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный ха­рактер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной», - читает он и начинает представлять: «А! Вот он… вот тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Дальше мысль подсказывает ему, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил, вер­но, рублей по сто.

На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообраз­ными судьбами простых людей. Мы видим русский народ, прежде все­го, полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под са­мого сердца.

Не всегда русские люди покорны властям. Обиды могут довести их до мести. В «Повести о капитане Копейкине» рассказывается, как герой Отечественной войны 1812 года, инвалид, обиженный чиновниками, собирает вокруг себя шайку вольных людей.

Россия встает перед нами в своем величии. Не та Россия, где чи­новники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. Писатель видит иную Русь, «птицу-тройку». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом масте­ра, снарядившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой, ука­зывающей путь другим, мнится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые, «косясь, постораниваются и дают ей дорогу».

История, к сожалению, рассудила по-иному. Не удалось нашей стране обогнать другие. И ныне здравствуют в других чинах и обличь­ях ноздревы, Чичиковы, маниловы и Плюшкины. Но жива Русь, «пти­ца-тройка». И, несмотря на неурядицы, не могут не почуяться «иные, еще доселе не бранные струны, предстанет несметное богатство русско­го духа, пройдет муж, одаренный божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красо­той женской души, вся из великодушного стремления и самоотверже­ния». И верится нам, жителям России, что пророческими окажутся в будущем слова писателя: «Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло толь­ко по природе других народов…»