Отношение к маше гринева и швабрина таблица. Характеристики Гринева и Швабрина

Работая над архивными материалами Пугачевского восстания, А.С. Пушкин обнаружил документы о некоем офицере Швандиче, служившем в одной из отдаленных крепостей. Когда крепость была захвачена, он перешел на сторону Пугачева.

Пушкин имел высокое представление о чести и долге. Поэтому поэта поразил поступок Швандича-дворянина, и, пытаясь объяснить его поведение, он создает образы Гринева и Швабрина. Итак, два главных героя повести, как и Швандич, оказываются в крепости, захваченной Пугачевым. Но в этой ситуации они проявляют себя по-разному. В чем причина? Ответ на этот вопрос А.С. Пушкин дает еще в эпиграфе повести: «Береги честь смолоду». У Швабрина и Гринева разные представления о долге, о чести и о других нравственных категориях. Причем понятия эти, жизненные идеалы сформировались у них «смолоду», а сейчас, в экстремальных ситуациях, проявились. Автор сравнивает этих двух молодых офицеров, ставя их в одинаковое положение, сталкивая между собой и с одними и теми же людьми.

Петр и Алексей - люди одного положения и, казалось бы, должны иметь сходные представления о жизни. Но один из героев Пушкина оказался благородным человеком, а другой - подлым предателем и трусом.

Попробуем вслед за писателем проанализировать историю благородства первого и предательства второго.

Гринев вырос, и родители посылают сына служить. Направляют его не в Петербург, не в Оренбург, а в далекую, забытую всеми крепость под командованием капитана Миронова (он должен был воспитать в себе мужество и стойкость).

Швабрин же послан в крепость отбывать свой срок. Его не волнует ни служба, ни положение в стране, ни семейные традиции (о них и не упоминается). Он послан сюда в наказание за убийство на дуэли человека. В этом тихом и славном местечке Алексей Иванович скучает, а потому ищет развлечений: сочиняет сатиры на коменданта и комендантшу, сватается к Маше. Встретив Гринева, молодого и образованного, он пытается втянуть офицера в свой образ жизни и мыслей. Вначале это у него получается, но вскоре, лучше узнав окружающих, Петруша понял, что комендант и его жена - добрые и милые люди, Маша - замечательная девушка и совсем не такая, как рассказывал его друг. В Швабрине нет чувства чести. Оскорбленный отказом Маши Мироновой выйти за него замуж, он мстит ей клеветой.

Дворянин, мужчина не имеет права унижать женщину. Если молодой человек смог совершить такой низкий поступок, то он не мужчина, а подлец. Итак, ложь раскрыта, но Алексей все-таки стоит на своем, хочет поссорить Петрушу с Машей. Не вынесший всего этого, Гринев вызывает оскорбителя на дуэль. На ней Алексей Иванович еще раз демонстрирует всю низость своей сущности (когда Петр Гринев отвернулся на зов Савельича, Швабрин напал на него и нанес удар). Но и этого мало, Алексей все равно стоит на своем. Он пишет анонимное письмо старику Гриневу о его сыне, искажая сущность поступков Петра.

Дуэль потрясла жителей крепости. Но вскоре они получают роковое известие, более ужасающее, чем прежде. На крепость должно совершиться нападение так называемого войска во главе с Емельяном Пугачевым. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которые он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. На военном совете, созванном капитаном Мироновым, не слышно голоса Швабрина, а Петр уже беспокоится за Машу: как ее спасти, куда спрятать. В отличие от Алексея Ивановича Петр Андреевич стремится выполнить заветы отца, свой офицерский долг. Во время обороны Белогорской крепости на предложение Пугачева перейти к нему на службу Гринев отвечает решительным отказом, несмотря на то, что только что погибли комендант и его помощник, а он так молод и хочет жить. Его прямота и искренность понравились Пугачеву, а поступок Швабрина мерзок и унизителен, так как предателей не любят нигде.

В лице Швабрина показан типичный представитель гвардейского офицерства екатерининского времени. Алексей, как офицер гвардии, видит в себе человека, которому все дозволено. Мы мало знаем о его прошлом: карьера сломана, надежд на возвращение в Петербург нет. В этих обстоятельствах переход его на сторону Пугачева можно рассматривать как возможность перемены. Выбор делается между изменой присяге и неминуемой виселицей в случае отказа. Алексей Иванович глубоко презирает народ, ненавидит, боится Емельяна Пугачева, цели восстания ему чужды. Петр видит в происходящем «бунт бессмысленный и беспощадный», но долг и честь для Гринева превыше всего. А Пугачев - разбойник настолько талантливый, что смог поднять за собой народ, смог правильно понять двух главных героев. Даже сама человечность, общительность и искренность связывают Петра и Емельяна. Они стали близки, и Пугачев даже помогает Гриневу в его личных делах, тогда когда Швабрин - лишь подданный Пугачева. А предводитель народного восстания обладает незаурядным, народным умом, и он сумел разобраться, хотя по своим критериям, кто достоин уважения, а кто нет.

Восстание разбито. Новое испытание для героев. Гринев в армии, но внезапно арестован по доносу Швабрина. Алексей Иванович верен себе - жизнь превыше всего: долга, совести, чести. А Петр Андреевич мог оправдаться, но лишь упомянув имя Маши. Он дворянин, любит Машу и не принесет ей ни позора, ни неприятностей.

Итак, мы проследили путь благородства и предательства. «Береги честь смолоду», - гласит народная пословица, и лишь тогда можно сохранить ее до седых волос. Такой человек, как Швабрин, вызывает отрицательное отношение к себе у автора и читателя, а такой, как Гринев, - уважение.

Писатель заставляет своих героев пройти через испытания сражений, риска и любви. Автор не всегда соглашается с Гриневым, но наделяет его добрыми, порядочными родителями, милой женой, уважением окружающих, даже Пугачева. Общение Петра Андреевича с Пугачевым писатель объясняет, понимает. А об Алексее мало что известно, он «одинокий воин», рыскающий за добычей и поджимающий хвост. Справедливость восторжествовала; Гринев освобожден, Швабрин - наказан. А Пушкин сделал своего героя повествователем, отдавая должное его объективности.

Павел Гринёв родился в семье отставного премьер - майора и дочери дворянина. Отец всегда хотел видеть в своём ребёнке военного и записал его в Семёновский полк сержантом ещё задолго до его рождения.

Швабрин тоже вырос в дворянской семье, но у него примера военного поведения не было. Поэтому чувство чести было плохо развито в этом человеке.

Гринёв получил хорошее воспитание и образование. Сначала в лице дядьки Савельича , который научил его житейской мудрости и русской грамоте. Затем – француз Бопре.

Отношение к службе и воинской чести у главных героев различно. Гринёв относится к службе ответственно и остаётся верным­ свое императрице до конца, проявляя преданность присяге. Швабрин же относился к воинской службе безответственно, сразу же перейдя на сторону Пугачёва .

Отношение героев к женщине и чувству любви также различно. Гринёв искренне любил Машу и открылся ей в своих чувствах. Любовь Швабрина своеобразна. Испытывая чувство к героине, он нелестно отзывается о матери Марии. И Маша опасается Швабрина из-за его коварство и наглости.

Главные Пушкинские герои раскрывают свои характеры, прежде всего по отношению к Пугачёвскому бунту.

Гринёв до конца остаётся офицером. Воспитанный в офицерский семье, он не роняет своей чести и достоинства в трудное время. Верен своей­­ ­ Отчизне, присяге и воинскому долгу. Он считает, что, молодой офицер, нарушивший присягу – преступник.

Швабрин же был лишён этих высоких принципов и стал сторонником бунтаря не из-за идейных убеждений, а из корыстных целей.

Подробности

Готовимся к сочинению

Гринёв и Швабрин
(сравнительная характеристика героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Сравнить - установить черты сходства или различия , сопоставить (Толковый словарь русского языка С. Ожегова).

Сравнительную характеристику можно построить двумя способами :

  1. Последовательное сравнение (после вступления рассказать об одном герое, потом о другом, сделать выводы)
  2. Параллельное сравнение (после вступления герои сравниваются по разным позициям: воспитание одного и другого, отношение к Маше, поведение во время приступа, судьба героев и т.д.)

Чтобы написать вступление , попробуйте ответить на вопросы:

  • Вспомните эпиграф ко всему произведению. Какие проблемы поднимает автор в романе?
  • Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
  • Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
  • Выбор кого из героев можно назвать нравственным?

Готовясь к сочинению, выполните тестовые задания .

  1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
  3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Итак, Гринёв и Швабрин - герои-антиподы, но в них есть и общее :

  1. оба офицеры
  2. оба молоды
  3. оба любят Марью Ивановну

Герои проявляют себя в следующих эпизодах :

  1. знакомство Гринёва и Швабрина
  2. их разговоры о Маше
  3. дуэль
  4. взятие Белогорской крепости
  5. спасение Маши Мироновой
  6. арест и допрос

Сравните героев по следующему плану:

  1. Воспитание и образование.

    Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. С детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.

    Швабрин получил столичное воспитание и образование.

    Как Гринёв и Швабрин оказались в крепости?

  2. Отношение к воинскому долгу.

    Как повёл себя Швабрин во время взятия Белогорской крепости? А Гринёв? Как такое поведение характеризует героев?

  3. Отношение к Маше Мироновой.

    Попробуйте данные словосочетания «распределить» между Гринёвым и Швабриным.

    глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви, низменный характер чувства, глубокое уважение к женщине, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.

    Комментарий.

    Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь - милосердие. Не любовь - страсть, не любовь - восхищение, а любовь - милосердие.

    Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.

    Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.

    Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу - это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.

  4. Отношение к людям.
    • Для кого из героев характерны озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность?
    • Для кого из героев характерны доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость?
    • В каких эпизодах это проявляется?
    • Согласны ли вы с мнением поэтессы М.И.Цветаевой. утверждающей, что Швабрин -«мелкий завистник и доносчик», «низкий злодей»?
    • Обратите внимание на то, как сложилась судьба двух героев. Закономерен ли такой финал?

Подумайте, как можно построить заключение. Возможно, вы скажете об отношении автора к своим героям. Или напишете о своём отношении к ним. В любом случае подумайте о нравственных уроках произведения.

План

I. Вступление. Проблема чести и долга в повести.
Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

II. Гринев и Швабрин.

  1. Общее в героях.
  2. Гринёв и Швабрин - герои-антиподы.
    а) Верность воинскому долгу Гринева и предательство Швабрина.
    б) Глубина и искренность чувства Гринева и низменный характер этого чувства у Швабрина.
    в) Искренность и порядочность Гринева и лживость и коварство Швабрина.
    г) Судьба Гринёва и судьба Швабрина.
    д) Отношение автора к своим героям.

III. Заключение. Нравственные уроки повести.

Речевая подготовка.

Поскольку сравнительная характеристика Гринева и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова (наоборот, напротив) логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний (так как, доказательством этого служит, это подтверждает, вот отчего ), а также вводных слов (значит, таким образом, итак, наконец ), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно (если... то другой...).

Выбираем эпиграф

Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь,
Чтоб пострадала честь.
П. Корнель

Мнение критика

«Он [Гринёв] русский дворянин, человек ХVIII века, с печатью своей эпохи на челе….он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени. Для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью… В этом глубокое отличие Гринёва от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринёв у пугачёвцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь их врага, у правительства - как друг Пугачёва. Он не «пришёлся» ни к одному лагерю; Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками, с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугою Пугачёва» (Ю.М. Лотман )

Легендарный роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в первую очередь, рассматривает проблематику чести, достоинства и человеческой добродетели. Чтобы глубже проникнуть в сущность людей и дать читателю больше возможностей наблюдать за эволюцией характера героев, автор помещает их во времена восстания Пугачева. Пушкин сталкивает между собой двух главных героев романа — Гринева и Швабрина.

На первый взгляд, у этих молодых людей очень много общего. Оба они дворянского происхождения, оба получили неплохое образование, интересуются поэзией. Им даже нравится одна девушка — Маша Миронова. Но на этом их сходство заканчивается. Гринев попал в крепость потому, что его отец хотел чтобы сын «понюхал пороху», стал офицером. Швабрина же сослали в Белогорскую крепость за убийство поручика.

Любовь к Маше Мироновой стала тем камнем преткновения, о который разбилась возможная дружба молодых людей. С этого момента характеры героев начинают раскрываться все больше и больше. Маша отказала Швабрину, и его гнилое нутро начало проявляться во всей красе. Швабрин стал распускать о Маше дурные слухи, не гнушаясь после этого садиться за стол с ее семьей. Также он пытался выставить Гринева в ее глазах дураком, критикуя его стихи и насмехаясь над ними.
Петр, оскорбленный в своих чувствах, вызывает Швабрина на дуэль, где негодяй пытался напасть на него со спины. После дуэли Швабрин написал родителям Гринева порочащее его письмо, в надежде на то, что это может расстроить их отношения с Машей.

В полной же мере характеры героев раскрываются в момент, когда Пугачев захватывает крепость. Швабрин сразу же переметнулся на сторону агрессора, в то время как Гринев отказался служить Пугачеву даже под страхом смерти. Казалось, смерть Петра была неотвратима, но он был великодушно помилован за щедро пожалованную Гриневым Пугачеву шинель и чарку вина.
Но и на этом Швабрин не останавливается. Оставшись в крепости один на один с Машей, Алексей Иванович пытается принудить ее к браку, пользуясь своим высоким положением при новой власти. Маше повезло, что любящий ее Гринев сумел получить уважение Пугачева, который помог ему освободить ее из цепких рук негодяя.

Красной нитью через весь роман проходит идея духовного роста нашего героя. Образ Швабрина прекрасно оттеняет этот рост, без этого героя он был бы не так заметен.

Своим романом Александр Сергеевич наверняка хотел показать, что человек чести, сохранивший достоинство и веру в свои идеалы, может преодолеть любые трудности. А человек, не сумевший противостоять своим низменным инстинктам, может потерять не только свободу или жизнь, но самую свою суть, душу, как бы высоко он ни взобрался. И это самый ужасный конец.