Редкие фотографии царской семьи николая 2. Новые цветные снимки царской семьи

Х удожник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых - Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи .

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве

Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893

Про портрет сына, написанный Валентином Серовым , Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века - в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.

Эта картина - этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.

Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.

Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее .

Портрет великого князя Павла Александровича

Портрет великого князя Павла Александровича. 1897

Портрет Александра III

Портрет Александра III. 1899

Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.

На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.

Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

Портрет императора Николая II

Портрет императора Николая II. 1900

Домашний портрет Николая II , подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.

Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека - уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов - торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.

Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени

Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года

Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова - это самостоятельные произведения искусства.

Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры - угловаты.

Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен - 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.

Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Семья Романовых оставила потомкам богатейшее фотографическое наследие. Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. В семье же Николая II все были увлечены фото.

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император. (rosphoto.org)

Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми. (rosphoto.org)

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи.

А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва. 1903. (rosphoto.org)

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры. 1911. (rosphoto.org)


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село. 1903. (rosphoto.org)

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911. (rosphoto.org)

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.

Император и Императрица в костюмах русских царей XVII века. (rosphoto.org)

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. (rosphoto.org)

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.

Николай II в своем кабинете, 1900. (rosphoto.org)

Николай II – личность неоднозначная, историки отзываются о его правлении Россией весьма негативно, большинство знающих, анализирующих историю личностей склоняются к версии, что последний Всероссийский император мало интересовался политикой, не шел в ногу со временем, тормозил развитие страны, не являлся прозорливым правителем, не был способен вовремя уловить струю, не держал нос по ветру. И даже тогда, когда все практически полетело в тартарары, уже нагнеталось недовольство не только низов, но и верхи негодовали, даже тогда Николай II, не смог сделать никаких правильных выводов. Он не верил в то, что его отстранение от управления страной реально, по сути он был обречен стать последним самодержцем на Руси. Но вот семьянином Николай II был отличным. Ему бы быть, например, Великим князем, а не императором, не вникать в политику. Пятеро детей – не шутки, внимание и сил воспитание их требует немалого. Николай II любил свою жену долгие годы, в разлуке с нею тосковал, не утратил к ней ни физической ни душевной тяги даже спустя долгие годы супружества.

Я собрала много фотографий Николая II, его жены Александры Фёдоровны (урожденной принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрис Гессен-Дармштадтской, дочери Людвига IV), их детей: дочек Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, сына Алексея.

Эта семья очень любила фотографироваться, и кадры получались очень красивыми, одухотворенными, светлыми. Посмотрите какие привлекательные лица у детей последнего Российского императора. Эти девушки не знали замужества, никогда не встречались с возлюбленными и не смогли познать счастье и печалей любви. И умерли они мученической смертью. Хотя ни в чем не были виноваты. В те времена погибали многие. Но эта семья была самой знаменитой, самой высокопоставленной и смерть ее не дает до сих пор никому покоя, черная страница в истории России, жестокое убийство царской семьи. Судьба была уготована этим детям такая: появились на свет девчонки в неспокойное время. Многие мечтают родиться во дворце, с золотой ложкой в устах: быть принцессами, принцами, царями, царицами, королями и королевами. Но как зачастую непросто складывалась жизнь особ голубых кровей? Их подсиживали, убивали, травили, душили, причем очень часто свои же, приближенные к монаршим особам люди, уничтожали и занимали освободившийся, притягивающий своими безграничными возможностями трон.

Александр II был взорван народовольцем, Павел II был убит заговорщиками, Петр III умер при загадочных обстоятельствах, Иван VI тоже был уничтожен, список этих несчастных можно продолжать очень долго. Да и те, кого не убивали, жили по нынешним меркам недолго, то заболеют, то при управлении страной свое здоровье подорвут. И ведь это не только в России такая высокая смертность монарших особ была, существуют страны, где царствующими личностям было быть еще опаснее. Но все равно, к трону все всегда так рьяно рвались, и детей своих пропихивали туда любой ценой. Хотелось хоть и недолго, но пожить хорошо, красиво, войти в историю, воспользоваться всеми благами, поприбывать в роскоши, иметь возможность приказывать холопам, вершить судьбы людей и управлять страной.

А вот Николай II никогда не жаждал быть императором, но понимал, что быть властителем Российской империи - это его долг, его судьба, тем более, что был фаталистом во всем.

Сегодня мы не будем рассуждать о политике, мы просто будем смотреть фотографии.

На этом фото вы видите Николая II и его жену Александру Фёдоровну, так супруги оделись на костюмированный бал.

На этом фото Николай II еще совсем молоденький, у него еще только пробиваются усики.

Николай II в детстве.

На этом фото Николай II с долгожданным наследником Алексеем.

Николай II с матерью Марией Фёдоровной.

На этом фото Николай II со своими родителями, сестрами и братьями.