Единая квалификационная система должностей. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде. профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих

Профессия -1) Род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. 2) Относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки.

Специальность - 1) Постоянно выполняемая трудовая деятельность, выделенная из профессии вследствие внутреннего разделения труда в рамках профессии. 2) Совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач. 3) Направление подготовки в вузе или техникуме; оно является основным элементом структуры содержания профессионального обучения.

Специальность обычно понимается как некое относительное частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, кем и как занят человек, что он знает и умеет. Профессия, в свою очередь, представляет собой группу родственных специальностей. Процесс дифференцирования профессий, специальностей, должностей, квалификаций очень динамичен и идет постоянно, меняя их содержание едва ли не каждый год. Так, профессия врача объединяет десятки специальностей, к которым постоянно добавляются новые: андролог, нефролог, эндокринолог, рентгенолог, бальнеолог, фтизиатр, пульмонолог, геронтолог, ювенолог, специалисты по альтернативным методам диагностики и лечения и т.д. Например, специальность «хирург» подразделяется на специализации «нейрохирург», «кардиохирург», «хирург-офтальмолог», «хирург-стоматолог» и др. Далее можно вычленить уровни квалификации, а также присваиваемые в зависимости от уровня мастерства категории.

Аналогично разделяются профессии и специальности и в других областях. Например, в профессии «машинист» выделяют специальности «машинист транспортных машин», «машинист экскаватора», «машинист двигателей», «машинист специальных машин», «машинист-крановщик», «машинист-прессовщик», «машинист подъемников», «машинист агрегатов», «машинист компрессоров», «машинист-испытатель» и др.

Иными словами, если профессия- это род трудовой деятельности, требующей специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков), то специальность - необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.

Если функции по определенной специальности охватывают все сферы трудовой деятельности работника, она соответствует понятию «профессия» (шофер, газосварщик, библиотекарь, юрист и др.). В системе высшего и среднего специального образования специальностью называют направления и организационные формы подготовки специалистов. В вузах РФ существует около 350 специальностей, объединенных в группы: геология и разведка месторождений полезных ископаемых, разработка полезных ископаемых, энергетика, металлургия, машиностроение и приборостроение, электронная техника, электроприборостроение и автоматика и др.

В системе начального профессионального образования вместо специальности принято наименование рабочая профессия.

Квалификация (лат. qualis- качество)- 1)Определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-либо виду труда; качество, уровень и вид профессиональной обученности, необходимые для выполнения трудовых функций по специальности на занимаемой должности. Квалификация указывается в дипломе высшего или среднего специального учебного заведения, а также в удостоверениях различных курсов и трудовых книжках работающих. 3) Характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности, точности и ответственности. В Российской Федерации квалификация работы обычно определяется разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником. Определение квалификации работ важно при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников. Квалификация инженерно-технических работ и работ, выполняемых служащими и другими лицами, не занятыми непосредственно на производстве, определяется требованиями, предъявляемыми к занимаемой должности. 4) Характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе (например, квалификация управленческого решения).

Существенными признаками квалификации работника являются: уровень усвоения знаний и умений (качество знаний и умений); диапазон и широта знаний и умений; способность выполнять специальные задания; способность рационально организовывать и планировать свою работу; способность использовать знания в нестандартных ситуациях (быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда).

Различают ступени и уровни квалификации.

Ступень квалификации - этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного профессионального образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионального образования.

Уровень квалификации - ступень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации.

Квалификация работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его квалификации того или иного тарифного разряда (класса)). Присвоение тарифного разряда (класса) свидетельствует о подготовленности работника к выполнению данного круга работ. В Российской Федерации квалификация работников, как правило, устанавливается специальной квалификационной комиссией в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных справочников. Показателем квалификации работника помимо разряда может быть категория или диплом, наличие звания или ученой степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). В Российской Федерации на предприятиях, в учреждениях и организациях создана система подготовки и повышения квалификации рабочих и служащих, где они приобретают новые профессии или совершенствуют свои знания по имеющимся профессиям и специальностям.

Квалифицированный рабочий- рабочий, владеющий сложной конкурентоспособной профессией, требующей специальной профессиональной подготовки, необходимого уровня общеобразовательных и общетехнических знаний, навыков и умений для выполнения работ средней и высокой степени сложности, предусмотренных в профессиональных характеристиках. Подготовка квалифицированного рабочего осуществляется в профессиональных учебных заведениях и длится от одного года до четырех лет.

К профессиям, требующим квалифицированных видов труда, относится большинство профессий, включающих автоматизированные, механизированные и ручные квалифицированные виды работ. При восьмиразрядной тарифной сетке область квалифицированных видов труда распространяется на VI-VIII разряды.

Квалификация профессиональная - система знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение профессиональной деятельности широкого профиля (по смежным специальностям). Определяется диапазоном общетехнических знаний, навыков и умений и выражается в профессиональной мобильности специалиста.

Квалификация по направлению или специальности высшего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к выполнению определенного вида профессиональной деятельности по полученному направлению или специальности.

Квалификация по специальности среднего профессионального образования - уровень обученности, подготовленности к компетентному выполнению определенного вида деятельности по полученной специальности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ГОС НПО). УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В УЧИЛИЩАХ, ТЕХНИЧЕСКИХ ЛИЦЕЯХ, НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ – ОСНОВНОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования (гос НПО) - нормативный документ, определяющий основные требования к подготовке рабочих. Важным теоретическим положением концепции ГОС НПО является обоснование ведущей роли понятия «квалификация» и его категорий «ступень квалификации» и «уровень квалификации».

Роль и место профессии, специальности в экономической системе отражены в квалификационной структуре профессионального образования России, представленной совокупностью ступеней квалификации. Профессиональное мастерство конкретной личности в рамках ступени квалификации характеризует уровень квалификации.

Перечень профессий и специальностей начального профессионального образования содержит в основном профессии широкого профиля.

Применительно к каждой профессии указана ступень квалификации, определены минимальные (базовые) сроки обучения и возможные специализации (основные специальности), пол и возраст обучаемых. На основе регламентируемых Перечнем параметров образовательные учреждения определяют параметры подготовки: фактический срок обучения, количество и состав специальностей, по которым осуществляется подготовка, варьируемые в зависимости от конкретных условий.

Номенклатура профессий открытая. Это позволяет вводить впоследствии в Перечень новые профессии на основании согласованного решения органов федерального уровня. Для открытия в рамках профессии, уже включенной в Перечень, подготовки по новым специальностям достаточно решения региональных органов управления образованием (профобразованием).

Структура содержания НПО регламентируется моделью учебного плана для учреждений начального профессионального образования как документом ГОС НПО, устанавливающим основные инвариантные структурные компоненты его содержания. Она также содержит требования к максимальной учебной нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разделение компетенции органов управления на федеральном и региональном уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образования по конкретной профессии.

Согласно модели, в рамках учебной недели осуществляется обязательное обучение, включающее общеобразовательную и профессиональную подготовку и дополняемое на региональном (местном) уровне предметами из перечня предметов по выбору, а за рамками учебной недели - факультативное обучение.

Каждое направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы, а профессиональная подготовка - общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

Разделение профессионального цикла на базовый и специальный курсы отражает ориентацию начального профессионального образования на подготовку по профессиям широкого профиля. Содержание профессионального цикла обучения направлено на освоение собственно профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он помимо предметов включает практическое обучение (производственное, практику и др.).

Стандарт по профессии включает два документа: профессиональную характеристику и федеральный компонент содержания по профессиональному циклу обучения. Стандарт по предмету регламентирует федеральный компонент содержания образования по предмету.

Профессиональная характеристика регламентирует требования к уровню подготовки выпускников учреждений начального профессионального образования, задавая конечные цели обучения в виде содержательных параметров профессиональной деятельности: видов деятельности и ее теоретических основ. Этот многофункциональный документ входит в качестве составной части в стандарты по профессиям и ориентирован как на работодателей, так и на граждан, образовательные учреждения, научно-методические организации институциональной системы образования и службы занятости.

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы по профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом содержания предметов общетехнического и общепрофессионального (отраслевого) циклов обучения, регламентируемым соответствующими стандартами по предметам, и федеральным компонентом содержания профессионального цикла обучения, регламентируемым стандартом по данной профессии.

Федеральный компонент содержания определяет конкретный минимальный состав обязательных для изучения учебных элементов и стандартизированные параметры качества их усвоения - уровни усвоения.

Блочно-модульная структура федерального компонента содержания профессионального цикла обучения позволяет в стандарте по профессии выделять стандарты по составляющим ее специальностям.

Региональный компонент содержания НПО формируется путем дополнения и детализации федерального компонента содержания по всем элементам его структуры с учетом национально-регионального компонента стандарта и особенностей подготовки в конкретном образовательном учреждении.

Выполнение требований ГОС НПО является основанием для выдачи выпускникам образовательных учреждений документа об образовании государственного образца.

Для выпускников учреждений НПО утверждены приказом Министерства образования РФ и зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ два вида документов государственного образца об уровне образования и квалификации: диплом (при получении НПО по профессии, включенной в Перечень) и свидетельство об уровне квалификации (выдается не завершившим полный курс обучения в учреждении НПО, но прошедшим аттестацию и получившим краткосрочную подготовку сроком до одного года по отдельным специальностям), а также выписки итоговых оценок успеваемости.

Выпускникам профессиональных лицеев, освоившим программы начального и среднего профессионального образования и получившим квалификацию специалиста среднего звена, в соответствии с двумя ступенями подготовки выдается два диплома: о получении среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования по рабочей профессии, а также о получении базового уровня среднего профессионального образования.

План учебный - документ, определяющий перечень учебных предметов, порядок и последовательность их изучения, а также количество часов, отводимых на каждый предмет в неделю, полугодие, год и за весь курс обучения.

План учебный рабочий - план учебный, разработанный для конкретного образовательного учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального компонента стандарта.

План учебный типовой - документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень и объем учебных образовательных областей, циклов и предметов минимального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятельности региональных органов образования, образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.

На практике случается, что работникам поручают дополнительные задачи и обязанности в пределах разных, по их мнению, профессий. Это порождает недовольство работников, которое может привести к коллективно-трудовым спорам или даже к их увольнению. Чтобы избежать недоразумений, следует определиться с такими категориями, как «специальность», «специализация», «квалификация» и «профессия».

Общие положения

На практике случается, что работникам поручают дополнительные задачи и обязанности в пределах разных, по их мнению, профессий. Это порождает недовольство работников, что может привести к коллективно-трудовым спорам или даже к их увольнению.

Чтобы избежать недоразумений, следует определиться с основными категориями, которыми оперируют при изменении условий труда, в частности, и расширении трудовых задач в должностных (рабочих) инструкциях работников, а именно: «специальность», «квалификация» и «профессия». Заметим, что в этом случае речь идет не о совмещении и совместительстве профессий, а именно о расширении должностных (рабочих) инструкций работников в пределах трудового законодательства.

Так, в Общих положениях Справочника квалификационных характеристик профессий работников Справочника квалификационных характеристик профессий работников (далее - Общие положения), в частности, отмечено, что, если возникает потребность, задачи и обязанности, которые содержатся в типовой квалификационной характеристике определенной должности, могут быть распределены между отдельными исполнителями или круг задач и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, одинаковых по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации.

Обратить внимание. Поскольку отдельные квалификационные характеристики рабочих содержат лишь основные или типовые задачи и обязанности, работодатель может дополнять рабочие инструкции видами работ, которые входят в состав технологических карт, инструкций, других нормативных документов и определены трудовым договором, - при условии соблюдения правил охраны труда, санитарных норм и требований безопасности выполнения работ.

В должностные (рабочие) инструкции могут быть внесены изменения и дополнения лишь на основании приказа руководителя предприятия, учреждения, организации (далее - предприятие) с согласия работника. Приказ о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию издают в случае перераспределения обязанностей между работниками в связи с сокращением численности, рациональным разделением труда. При изменении наименования предприятия, структурного подразделения или должности в должностные (рабочие) инструкции вносят соответствующие изменения.

В Общих положениях также отмечено, что рабочий высшей квалификации, кроме работ, указанных в квалификационной характеристике присвоенного ему разряда (класса, группы и т. д.), должен владеть знаниями, навыками и умением выполнять работы, предусмотренные квалификационными характеристиками рабочих низшей квалификации этой же профессии. Поэтому работы, приведенные в квалификационных характеристиках низших разрядов, как правило, не указываются.

Таким образом, при изменении в организации труда работодатель может поручить работнику дополнительные работы в пределах одной специальности (квалификации). Что же имеется в виду под понятиями «специальность» и «квалификация»?

Специальность и квалификация

Следует отметить, что понятие «квалификация» и «специальность» являются, как правило, дефинициями системы образования, тогда как «профессия» применяется по большей части в системе социально-трудовых отношений, и на рынке труда в частности.

Так, понятие «специальность» не следует путать с понятием «профессия», поскольку первое употребляется лишь как разновидность области знаний по образовательно-квалификационным уровням «младший специалист», «специалист» и «магистр» (для бакалавров - направление подготовки). Специальности как таковые утверждены постановлениями Кабинета Министров Украины, а именно:

  • «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационному уровню младшего специалиста» от 20 июня 2007 года № 839;
  • «Об утверждении перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по образовательно-квалификационным уровням специалиста и магистра» от 27 августа 2010 года № 787.

В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» (далее - Закон № 2984) высшее образование - уровень образования, который получает лицо в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целеустремленного процесса усвоения содержания учебы, которое основывается на полном общем среднем образовании и завершается приобретением определенной квалификации по итогам государственной аттестации. То есть конечным результатом высшего образования должно быть присуждение выпускнику определенной квалификации. Вместе с тем законодатель определяет квалификацию через профессиональные названия работ (ст. 12 вышеуказанного Закона). Напомним, что профессиональные названия работ содержатся в Национальном классификаторе Украины (далее - КП).

Таким образом, если речь идет о квалификации , следует иметь в виду приобретенную квалификацию в высшем учебном заведении. Обычно высшие учебные заведения указывают квалификацию (наименование профессии) в приложении к диплому. Вместе с тем в приказе Министерства образования и науки Украины «О введении в высших учебных заведениях Украины Европейской кредитно-трансферной системы» от 16 октября 2009 года № 943 предусмотрена выдача студентам приложения к диплому европейского образца. В Рекомендациях Министерства образования и науки Украины относительно заполнения Приложения к диплому европейского образца в высших учебных заведениях Украины от 10 июня 2010 года № 1/9-409 указано, что наименование квалификации формируется из названия образовательно-квалификационного уровня и направления подготовки (для бакалавров) или названия образовательно-квалификационного уровня и специальности (для других образовательно-квалификационных уровней). Наименование квалификации должно соответствовать утвержденным отраслевым стандартам высшего образования (образовательно-квалификационной характеристике, образовательно-профессиональной программе подготовки, учебному плану). Допускается отдельно указывать наименование профессиональной квалификации в соответствии с КП, например, «техник-лаборант».

Следовательно, если в приложении к диплому работника указано несколько профессий , например, квалификация «Социолог. Преподаватель социологии», то пределами такой квалификации и будут указанные профессии. Иными словами, расширять должностную инструкцию преподавателя социологии можно дополнительными трудовыми обязанностями социолога, и наоборот, но, опять-таки, с согласия соответствующего работника.

Если наименованием квалификации является название образовательно-квалификационного уровня с добавлением приобретенной специальности (направления подготовки), например «Магистр по издательскому делу и редактированию», работодатель имеет более широкие возможности для поручения работнику дополнительных видов работ. Поскольку квалификационные характеристики содержатся в отраслевых выпусках СКХП, то логично использовать соответствующий отраслевой выпуск СКХП, например Выпуск 18 «Издательское дело». К магистрам по издательскому делу и редактированию не предъявляются требования о наличии стажа работы по должностям:

  • «Редактор І категории»;
  • «Редактор по рецензированию І категории»;
  • «Редактор карт І категории»;
  • «Редактор карт технический І категории»;
  • «Редактор литературный І категории»;
  • «Редактор научный І категории»;
  • «Редактор-переводчик І категории»;
  • «Редактор технический І категории»;
  • «Редактор художественный І категории»;
  • «Технолог-издатель І категории».

Следует отметить, что соответствующие наименования профессий используются в Выпуске 18 СКХП в расширенном виде, т. е. именно таких редакций в КП нет.

Таким образом, работодатель может расширить задачи и обязанности, например, редактора І категории, дополняя их некоторыми трудовыми функциями, например, технолога-издателя І категории (таблица ).

Табл. Задачи и обязанности редактора І категории и технолога-издателя І категории

Технолог-издатель І категории

Отвечает за редактируемую рукопись, ее национально-патриотическое, общественно-политическое, научно-техническое, литературное содержание и художественное оформление.
Принимает оригинал от автора, определяет актуальность, вид, целевое назначение, новизну, контролирует своевременную и качественную подготовку рукописи к изданию.
Принимает участие в формировании тематических планов выпуска литературы, определении тем изданий, отборе авторов, распорядителей, рецензентов и т. д.
Рассматривает предложения относительно заключения договоров с внештатными творческими работниками.
Анализирует рецензии, готовит редакторское заключение на авторский оригинал, аргументирует его одобрение или отклонение.
Редактирует принятую к изданию рукопись, редакторским мастерством способствует повышению ее литературного уровня.
Подает заказ на художественное оформление издания.
Проводит предварительную работу с авторами по созданию авторского оригинала, оказывает помощь в определении композиции издания (размещение частей, разделов; подготовка аппарата книги: предисловия, библиографических справок, именных и предметных указателей, комментариев и т. д.), согласовывает дополнения, сокращения.
Составляет рабочее содержание для технического редактора, аннотацию для книгораспространяющих организаций и т. д.

Организовывает работу по выпуску печатных и электронных изданий в сфере малого бизнеса.
Изучает первичную информацию, оценивает новизну и актуальность материалов, группирует и упорядочивает их по тематике и категориям пользователей.
Согласовывает с авторами и владельцами информации возможность ее публикации.
Принимает участие в заключении договоров с авторами и контролирует выполнение договорных обязательств.
Определяет размер авторского гонорара, устанавливает тираж и определяет стоимость издания.
Проектирует структуру изданий, разрабатывает параметры технического и художественного оформления, составляет технологические спецификации.
Для печатных изданий выполняет технико-экономическое обоснование различных технологических схем изготовления и выбирает оптимальную, для электронных - определяет провайдера для сохранности изданий, защиты от несанкционированного вмешательства, вид носителя информации, формат записи, программное обеспечение.
Рассчитывает потребность в основных и вспомогательных материалах.
Определяет сроки изготовления изданий, составляет графики выполнения технологических операций, контролирует их соблюдение.
Организовывает работу по техническому редактированию и художественному оформлению изданий, проверяет качество полиграфического выполнения.
Просматривает и визирует сигнальные экземпляры

Обратить внимание. В соответствии с Общими положениями в случае выполнения работником работ, которые принадлежат к разным должностям, трудовой договор заключается с согласия сторон по должности, признанной основной. Основной считается должность с наибольшим объемом выполняемых работ по сравнению с другими должностями.

Как и в предыдущем примере, соответствующие изменения должны быть введены с согласия работника. В любом случае работодатель должен издать приказ о поручении дополнительных задач и обязанностей работнику (приложение 1 ).

Если с работником заключен письменный трудовой договор (контракт), соответствующие изменения должны быть внесены и в него.

Обратить внимание. Работодатель не вправе требовать от работника выполнять работу, не обусловленную трудовым договором.

Другое дело - понимание квалификации для квалифицированных рабочих - выпускников профессионально-технических учебных заведений. В дипломах таких рабочих обычно указываются именно наименования профессий в соответствии с КП, а также соответствующее их категорирование (разряд, класс, категория и т. д.). Следует заметить, что в законодательстве сферы профессионально-технического образования отсутствует толкование срока «квалификация». В частности, в таких нормативно-правовых актах, как Закон Украины «О профессионально-техническом образовании» (далее - Закон № 103), постановления Кабинета Министров Украины: «Об утверждении Положения о профессионально-техническом учебном заведении» от 5 августа 1998 года № 1240 (далее - Положение № 1240); «Об утверждении Государственного перечня профессий по подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях» от 11 сентября 2007 года № 1117 (далее - Перечень № 1117) и «Об утверждении образцов документов о профессионально-техническом образовании» от 9 августа 2001 года № 979 (далее - Постановление № 979), содержатся лишь отдельные ссылки относительно термина «квалификация»:

  • «Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по приобретенной профессии соответствующего разряда (категории)» (часть первая ст. 15 Закона № 103);
  • «Лицу, которое овладело курсом профессионально-технического обучения и успешно прошло квалификационную аттестацию, выдается свидетельство о присвоении или повышении рабочей квалификации, образец которого утверждается Кабинетом Министров Украины» (часть третья ст. 16 Закона № 103);
  • «Выпускнику профессионально-технического учебного заведения, который успешно прошел квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень «квалифицированный рабочий» по приобретенной профессии соответствующей квалификации (разряда, класса, категории, группы) по Национальной рамке квалификаций, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины … и выдается документ о профессионально-техническом образовании, образец которого утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 12 ноября 1997 года № 1260 «О документах об образовании и ученые звания»…» (п. 14 Положения № 1240);
  • «Перечень профессий определяет принадлежность рабочих профессий к видам (виду) экономической деятельности и устанавливает диапазон рабочих квалификаций (разрядов, классов, категорий, групп) для первичной профессиональной подготовки в соответствии с аттестационными уровнями профессионально-технических учебных заведений, а также профессионально-техническим обучением на производстве, в сфере услуг» (абзац третий Перечня № 1117).

Кроме того, в соответствии с Постановлением № 979 в приложении к свидетельству о присвоении (повышении) рабочей квалификации, диплому квалифицированного рабочего, диплому квалифицированного рабочего с отличием, свидетельству о присвоении (повышении) рабочей квалификации и т. д. должны указываться наименования приобретенных профессий.

Таким образом, в дипломе или свидетельстве о получении профессионально-технического образования рабочего указывают, среди прочего, профессиональные названия работ в соответствии с нормами КП. Фактически это можно объяснять как квалификацию (приложение 2 ).


Не рекомендуется поручать дополнительные трудовые функции работникам, если эти функции или виды работ принадлежат к разным льготным Спискам, утвержденным постановлениями Кабинета Министров Украины, в частности:

  • «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях» ;
  • «Об утверждении Перечня производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочей недели» ;
  • «Об утверждении Списков производств, работ, цехов, профессий и должностей, занятость работников в которых дает право на ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда и за особый характер труда» .

Следовательно, расширять должностные обязанности работника можно лишь в пределах тех профессий, которые содержатся в одном из вышеуказанных постановлений. Нельзя расширять задачи и обязанности работника по профессии из одного постановления, используя профессию из другого, или же, наоборот, добавлять к профессиям, которые не содержатся в этих постановлениях, такие задачи и обязанности, за выполнение которых работникам могут предоставляться соответствующие льготы.

Обратить внимание. Если работник выполняет работы, по которым он имеет право на определенные льготы в соответствии с вышеуказанными постановлениями Кабинета Министров Украины, законодательством не запрещено поручать ему дополнительные трудовые функции по подобным профессиям, которые не предусмотрены в этих постановлениях, но не наоборот.

Повышение квалификации и специализация

Психологические особенности овладения профессией

Человек и труд

Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с це­лью удовлетворения общественных и личных, материальных и ду­ховных потребностей .

Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творче­ства. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечело­веческий опыт , причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника.

Труд может стать для человека

Или только средством поддер­жания существования ,

Или, кроме того, еще и средством самовыра­жения ,

Самореализации,

поиска и достижения смысла жизни .

Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо:

- мастерство,

- умение,

- знания .

В ходе развития общества и появления разделения труда воз­никли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации.

Психология профессий

«Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос.

Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности :

Предмет своей по­требности,

Чтобы установился некоторый диалог,

Состоялся обмен ценностями,

Удовлетворение потребностей.



Профессии - это исторически возникшие формы дея­тельности, необходимые обществу, для выполнения которых чело­век должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответству­ющие способности и профессионально-важные качества.

Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться .

В обществе очень много профессий и специальностей (десят­ки тысяч) и они очень разные :

По предметной области труда,

Его целям,

Орудиям,

Средствам и условиям.

Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии воз­никают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть пред­нетом постоянного изучения.

Типы профессий

Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпять крупных предметных областей профессиональной деятельности :

1) с живыми системами;

2) с техническими и неживыми природными система­ми;

3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей;

4) со знаково-символическими системами;

С художественными.

В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий , по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира :

1. «Человек - живая природа» («П»).

Представители этого типа имеют дело с

Растительными и животными организмами,

Мик­роорганизмами,

И условиями их существования.

Примеры : мастер-­плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пче­ловод, лесовод.

2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»).

Работ­ники имеют дело с

Неживыми, техническими объектами труда.

При­меры : слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электро­слесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы.

3. «Человек – человек» («Ч»).

Предметом интереса, распоз­нания, обслуживания, преобразования здесь являются:

Социальные системы,

Сообщества,

Группы населения,

Люди разного возраста.

Примеры : продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже-

нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель.

4. «Человек - знаковая система» («З»).

Представителей профес­сий этого типа занимаются:

- Естественные и ис­кусственные языки,

- условные знаки, символы, цифры, формулы .

Примеры : программист, чертежник-картограф, ма­тематик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек - художественный образ» («Х»).

Представителей этого типа профессий интерисуют:

- Явления, фак­ты художественного отображения действительности .

Примеры : худож­ник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер дра­матического театра, концертный исполнитель и т.д.

Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности

При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

Ø Профессия:

С точки зрения общества - это система профес­сиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта .

С точки зрения конкретного человека , профессия - это ос­новной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества.

Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастер­ства или искусства (СИ. Ожегов, 1995).

Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии .

Ø Квалификация Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки .

Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность).

Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы.

Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.

Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы .

Примеры для понятий : профессия, специальность должность .

- Профессия - средний медицинский работник,

- специальность ­медицинская сестра,

- должность - старшая медицинская сестра кар­диологического отделения больницы.