Интернет-общение и его влияние на состояние современного французского языка. Лингвостилистические особенности молодежного сленга во французском языке на примере текстовых сообщений изучить проблематику этимологии сленга

Исмаилова Сабина Сабировна

11гум, Лицей № 39, г. Махачкала, Республика Дагестан

Юсупова Заира Юсуповна

научный руководитель, учитель французского языка, лицей № 39, г. Махачкала, Республика Дагестан

Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Посещая различные сайты, форумы, чаты, общаясь по электронной почте, мы заметили, что в виртуальном пространстве слова французского языка употребляют не по правилам. В чатах, форумах, живых дневниках, сообщениях электронной почты тексты пишутся «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Современная молодежь старается общаться на более упрощенном языке. В дальнейшем все это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.

С одной стороны, мы наблюдаем перерождение, упрощение любого языка мира, с другой стороны, на базе данного языка выстраивается новая многоуровневая система.

Актуальность темы определяется тем, что молодежный сленг является интересным социокультурным явлением, отражающим в себе мировосприятие общества, он является показателем всех изменений, происходящих в жизни современных людей.Методы исследования были проведены путем теоретического анализа литературы, поисково-контекстуального анализа, анкетирования и опроса, изучения монографических публикаций и статей.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данная информация может быть полезной как для специализированных школ с углубленным изучением французского языка, так и для всех людей, изучающих французский язык.

Происхождение и особенности французского Интернет-сленга.

Молодёжный сленг представляет собой только лексикон на фонетической и грамматической основе общенационального языка, и отличается разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской. Большая часть элементов представляет собой различные сокращенияи производные от них, а также английские заимствования или фонетические ассоциации. Характерной особенностью, отличающей молодёжный сленг от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений .

Формирование молодежного французского арго начинается в 70-е гг. XX в., когда в пригородах крупных городов Франции образуются целые анклавы иммигрантов. Сегодня к основным способам создания новых языковых единиц в таких обществах следует отнести заимствование лексики из арабского и североафриканских языков. Возрождается очень популярный когда-то верлан (langue de banlieue) - язык городских окраин, ставший языком-посредником между собственно французским языком и языками иммигрантов. Словообразовательные процессы в языке иммигрантов дают толчок к развитию многоуровневой системы французского арго, в том числе и молодежного.

В условиях глобализации в начале XXI в. образовался «франглийский хип-хоп». Правительство Франции усиленно пытается остановить «наступление» английского языка, принят ряд законов, ограничивающих его использование на государственном телевидении. Тем не менее, английский язык остается основным источником неологизмов, а новые языка французские слова ассимилируются в речи менее успешно. Заметное влияние на французский язык оказал и «диалект чата», получивший широкое распространение после 2000 года .

Язык, используемый в чатах в большей степени популярен среди молодежи, подростки пользуются им отчасти потому, что это дает им чувство принадлежности к некой социальной группе. Употребление этого языка для его пользователей походит на обладание секретным кодом, и некоторые действительно изобретают собственные диалекты, понятные лишь членам определенной группы. Не случайно во многих странах язык виртуальной коммуникации так популярен среди молодежи - он действительно все еще представляет трудность при расшифровке для их родителей. Сторонники языка чатов подчеркивают его гибкость, отсутствие ограничений, регламентаций и норм при его использовании, что позволяет проявлять творчество и изобретать новые формы слов при написании, в результате чего происходит обогащение языка. В то же время многие считают, что разнообразие грамматических и лексических форм в языке французских чатов бесполезно, поскольку их основная цель -коммуникация, и использование сложных выражений затрудняет понимание.

Характерными чертами современной виртуальной коммуникации являются компактность, быстрота и отсутствие грамматических и орфографических правил, что и обуславливает внедрение и широкое распространение новых написаний и использований нетрадиционных орфографических норм. Так, во французском языке виртуальной коммуникации основным способом передачи информации стало фонетическое письмо, в котором наиболее часто используются числительные, надстрочные знаки для указания на открытый и закрытый слоги и буквы для замены слогов. Общие тенденции очевидны - все идет к буквенному сокращению состава слова (употребляются те сочетания, которые образуют один звук), к цифровым заменам фонетических единиц, приближенным к ним по звучанию. Американизмы и англицизмы останутся актуальными в связи с востребованностью самого английского языка в мире. Одна из причин употребления сокращений - тяготение к необычности, словесным новшествам. Рождаются они в непринужденной речи, в узкой социальной среде, чаще всего среди молодежи как сознательное нарушение нормы, протест против нее, когда известное, часто употребляемое слово приобретает общую экспрессивность, новизну. Привлекает и определенная свобода в создании такого слова, отсюда их близость к жаргонам и просторечию.

Виды образования французского сленга

Вхождение Интернета в жизнь человека облегчило решение ряда задач и ускорило процесс достижения целей в сфере коммуникации. Общение в одной из самых популярных сетей в мире воспитало целое поколение молодых людей. Для них жизнь без Интернета уже не представляется возможной, что и обуславливает ключевые направления развития в системе языка как обязательного инструмента Интернет-коммуникации.

Интересным и богатым источником фактического материала для нас послужили любимые молодыми французами блоги, форумы и чаты, на изучении которых мы сконцентрируем наше внимание в рамках данного исследования. В процессе изучения молодежного Интернет-сленга и его роли в современном французском языке нами был проработан значительный объем фактического материала, что позволило выявить основные словотворческие приемы, меняющие традиционную систему французского языка и определяющие уровни, затрагиваемые процессом всей его системы и тенденции последующего развития. Язык представляет собой огромный ресурс полезных ископаемых, которые необходимо максимально использовать. В данном случае речь молодежи можно рассматривать как источник наиболее ценных и редких элементов обогащения для всей языковой системы. Так в речи французской молодежи, как показывают исследования, обнаруживается тенденция. Она связана с общностью способов неологизации, проявляющейся в повсеместном использовании арготизмов, верлана, аббревиации, метафор, заимствований из английского, арабского, африканских и других языков .

Существует несколько систем классификаций интернет-жанров, в зависимости от времени общения, от типа субъектов, от открытости или закрытости сообщества, от мультимедийности, от того может существовать жанр вне интернет-пространства или нет. К основным относятся электронная почта, форум, блог, чат, ICQ, IRC, социальная сеть.

Одним из анализируемых нами сайтов, который вызвал у нас научный интерес, стал сайт www.facebook.ru . Здесь молодежные приемы словообразования представляли не единичные случаи, а более разнообразные способы словотворчества, граничащие с возможностью едва уловить смысл сообщения.

Так в одном из комментариев к фотографии, мы обнаружили, что цифра 1 может заменять неопределенный артикль единственного числа мужского и женского рода "un", "une".

С"est la preuve d" 1 affection assez particuliere. (С "est la preuve d"une affection assez particuliere) [4 ].

В следующем же примере мы обнаружили, что цифра 8 заменяет сочетание букв "ui", так как при произнесении она фонетически соответствует данному сочетанию.

Je s8 fiere pou toi. (Je suis fi è re pour toi )

Wi [ из словаря ] j s8 la ne moublie pa (Oui je suis la ne m"oublie pas) .

Для того чтобы быть как можно более краткими, французы опускают буквы и слоги в словах.

Mer6 mn Dieu pour ts c ke u accmpli dans ma vie g restaire tjrs fidel a tw . (Merci mon Dieu pour tous c"est que tu accomplis dans ma vie je restaire toujours fidéle à toi)

В этих же примерах нагляден прием опущения гласных.

Ce ki l homm ki a porte chapeau mdrrr (C’est qui l’homme qui a porté chapeau mort de rire)

Elle vient en decembre et elle m aide bcp raison pr lakelle je lui dit merci pr tt (Elle vient en decembre et elle m"aide beaucoup raison pour laquelle je lui dit merçi pour tout) .

Влияние Интернет-общения на состояние современного французского языка.

Виртуальная коммуникация вызывает неоднозначные комментарии и оценки специалистов в области языка, которые, признавая неизбежность новых веяний, одновременно выражают определенные опасения по поводу состояния нормативного национального языка. Очевидно, что любые языковые формирования не могут развиваться и существовать обособленно. Они влияют и изменяют стандартный язык, что, по мнению лингвистов, может привести к тотальному снижению грамотности. Многие французские лингвисты даже пытались инициировать кампанию по ограничению использования диалектов, подобных чатам, дабы приостановить деструктивные изменения во французском литературном языке.

Общаясь в чатах французы сокращают все до предела. Приветствия: Bjr - bonjour (здравствуйте), slt tlm - salut tout le monde (всем привет). Далее, tjs - toujours (всегда), c - c"est (это есть…), g - j"ai (у меня есть), 2 - de (предлог, указывающий, как правило, на аналог родительного падежа в русском), 9 - neuf (переводится не только как девять, но и как новый).

То, что в языке, используемом во французских чатах, не существует четко выраженных правил и приветствуются нарушения орфографических и грамматических норм языка, вызывает у некоторых исследователей опасения насчет будущего французского языка. Они предполагают, что под влиянием языка такого рода современная молодежь будет совершать больше ошибок при написании, чем предыдущие поколения. Предполагается, что подростки, привыкшие делать преднамеренные ошибки в чатах, будут по привычке переносить часть из них на употребление традиционного французского языка на письме, уменьшается влияние литературных норм. Многие лингвисты полагают, что это приведет к тому, что при прочтении обычного текста, содержащего какое-то количество случайных ошибок, последние не замечаются, либо воспринимаются как допустимые. Все это ведет к снижению знания национального языка. Одним из ярых противником является Франсуа де Клозе писатель и журналист: «Французская молодежь больше не учит, не знает и не будет знать орфографию, с этим покончено. И причина нам ясна, больше невозможно уделять столько часов орфографии, которые раньше занимали практически все время в начальных школах, этому пришёл конец, теперь есть много других предметов. И конечно же, это поколение письменности, молодые пишут, много как никогда, мы живем в цивилизации письменности, а не изображений (картинок). Посмотрите на них! Они всегда пишут что то: строчат на телефонах или клавиатуре. Но это не одно и то же, это не та письменность которой нас учили в школе. Это разговор, вот так они переговаривают, с помощью СМС они научились играть со словами, они сокращают слова, урезают, меняют орфографию, развлекаются этим».

Нами был проведен опрос среди студентов 5 курса факультета иностранных языков французского отделения ДГУ. В состав опрошенных вошли следующие студенты: Ахмедова С., Гаджиева Г., Мухтарова А., Исаев Ш., Мадаева А., Магомедова С., Ханвердиева Л. В основе опроса лежал вопрос: «Каково Ваше отношение к интернет-сленгу и какое влияние он оказывает на французский язык?». Вот ответы некоторых из них (см. приложение 1) .

· Гозель Гаджиева (студентка 5 курса ДГУ)

Donc, a propos de la réduction dans la langue française dans les sites sociaux, les forums etc j" dois dire que j" suis absolument pour. Pourquoi? Parce que de jour en jour le temps s"accélére et aujourd"hui nous vivons en courant et toujours nous aspirons à arriver à temps. Et les réduction -c"est un des moyens d"économiser ce temps. Mais quand même je crois que nous ne devons pas oublier la langue elle-même. La langue authentique, belle, fluide comme un ruisseau, orageuse comme une chute d"eau et douce comme la musique.

· Сабина Магомедова (студентка 5 курса ДГУ)

Aujourd"hui beaucoup de gens se servent des mots abbrégés, surtout dans la correspondance virtuelle. Quant à moi, je ne l"accepte pas. Comment peut-on accepter ce qui mène à la dégradation de la langue littéraire? Les articles et les prépositions sont remplacés par les chiffres, les symboles etc. Résultat: mauvaise ortographe et mauvaise prononciation.Quel cauchemar!

С появлением Интернета существенно меняется судьба текста в обществе, изменение сознания личности в Интернете, формирование нового, сетевого образа жизни и мышления существенно влияет на языковую ситуацию. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в языке -о стиле интернет-общения -который не только является специфической особенностью интернет-сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего общества в целом.

Анализируя характеристики языка чатов, полного сокращений и усечений, можно выделить его положительные и отрицательные стороны. К безусловным плюсам можно отнести следующие его свойства:

1. Передача большего количества информации за минимальное количество времени;

2. Возможность передачи информации при недоступности адресата;

3. Возможность научиться лаконично и четко формулировать свои мысли;

4. одновременная передача информации и эмоций.

Минусы заключаются в том, что они могут вызвать:

1. Ухудшение знаний орфографии, грамматики и синтаксиса;

2. Затруднение коммуникации, особенно для иностранцев;

3. Недоразумения, так как одно сокращенное слово может заменять разные слова -произвольное написание слов. Так, сокращение "mangé" может заменять формы глаголов "manger", "mangez", "mangeais"; не существует различий между формами "se", "ce" и "ceux", которые отражаются с помощью "se".

Французский язык сегодня быстро меняется. Обучение ему в качестве иностранного требует обязательной опоры на речь молодых французов, общающихся между собой через современные средства связи, поэтому я считаю, что изучение сленга французской молодежи помогает лучше представить особенности и своеобразие национальной картины мира, понять национально-специфические особенности менталитета французской молодежи. Понимание и знание сленга приобщает учащихся к естественной языковой среде, способствует развитию лингвистической компетенции учащихся, представляет собой уникальную возможность для их включения в активный диалог культур.

Приложение 1.

Опрос студентов 5 курса факультета иностранных языков французского отделения ДГУ, а также непосредственно мнение самих носителей языка

Султанат Ахмедова

Mon opinion au sujet de ce problème est un peu contradictoire. D’une côté je pense que le languge des SMS est très utile: il donne premièrement la possibilité d’écrire vite, deuxièment dans certains cas il permet d’exprimer mieux les émotions, de cette façon on peut sentir l’intonation de celui qui écrit et son humeur. Mais d"un autre côté il ne faut pas oublier que c"est un langage employé dans des cas particuliers, c"est-à-dire avec nos amis, des personnes qu"on connais bien et qui ont le même âge que nous. C"est pourquoi le principal est de modérer l"emploi de cette technique, et de pouvoir écrire correctement quand le contexte l"exige.

Гозель Гаджиева

Donc, a propos de la réduction dans la langue francaise dans les sites socieaux, les forums etc j" dois dire que j" suis absolument pour. pourquoi? Parce que de jour en jour le temps s"accélére et aujourd"hui nous vivons en courant et toujours nous aspirons à arriver à temps. Et les réduction -c"est un des moyens d"économiser ce temps. Mais quand même je crois que nous ne devons pas oublier la langue lui même. La langue authentique, belle, fluide comme une ruisseau, orageuse comme une chute d"eau et douce comme la musique.

Сабина Магомедова

Aujourd"hui beaucoup de gens se servent des mots abbrégés, surtout dans la correspondance virtuelle. Quant à moi, je ne l"accepte pas. Comment peut-on accepter ce qui mène à la dégradation de la langue littéraire? Les articles et les prépositions sont remplacés par les chiffres, les symboles etc. Résultat: mauvaise ortographe et mauvaise prononciation.Quel cauchemar

Шамиль Исаев

Le 21 siècle. Le siècle des nouvelles technologies, qui améliOrent notre vie. Mais qu"est-ce que nous avons ajourd"hui? La multitude des gadjets inutileS, l"internet et les sites socieaux qui détruisent pas à pas notre culture. Comment?.Cet emploi des mots coupés mène à l"ignorance des normes de bon français. (Regardez ce fatras de lettres au moyen duquel la jeunesse se communique aujourd"hui! C"est inimaginable! De temps en temps les mots réducaient et voilà ce sont déjà seulement les lettres. Je crois que cela doit être arrêtÉ. Il est nÉcessaire de garder la pureté de la langue si nous ne voulons pas degrader finalement. On doit se souvenir (être conscients) toujours que notre force est en notre langue. Donc il faut la garder.

Айшат Мадаева

A mon point de vue le langage que les jeunes emploient dans leur correspondance fausse la beauté de la langue. Les gens commencent à parler pas français, mais la langue des symboles et des chiffres. Tout cela est dû à l"exploitation répandue des ordinateurs. Malheureusment nous ne pouvons pas éviter сe problème et nous ne pouvons que constater l"existance de ce langage et observer où ça va mener

Jean - Pierre Lenotre - французский журналист

Moi .... je sais que ça existe. Je ne m"en sers pas. J"ai entendu un reportage à la télévision hier ou avant hier, des adolescents disaient que entre eux, ils utilisaient ce langage mais que pour envoyer des textes aux adultes, ils utilisaient le bon français. Donc et en conclusion: le langage sms, c"est comme les différentes formes d"argot ou de langue peu soutenue, l"important c"est de savoir à qui on parle. Savoir avec qui ont utlise ça et avec qui on ne peut/dit pas. Et pour ça, il faut connaître les différents registres/niveaux de langue.avec qui on ne peut/doit pas..

Людмила Ханвердиева

A mon avis, cette question est pertinente parmi les jeunes. le language des SMS est très utile.nous sommes très émotionnels, et c"est à l"aide des réductions des mots que nous pouvons nous exprimer à tout vigueur,nous pouvons transmettre toutes nos sensations, toutes les impressions qui bouleversent notre âme

Xstian Able Djassik

Pour dire vrai, le langage "smsiel" est justifié par la définition du mot sms.ce langage(virtuel) imite la discussion réelle qu"on a entre amis,alors l"on veut répondre,exprimer toutes ses émotions,ses états en un temps ré

Молодежный сленг - это язык, используемый людьми в возрасте от 14 до 25 лет в непринужденном общении со сверстниками.

Социолингвистические явления, присутствуют во всех современных языках, в том числе и во французском. Богатый, стилистически окрашенный молодежный язык отличается от нормативного французского языка наличием лексики с более или менее ярко выраженной фамильярной окраской. Молодежный сленг во французском языке часто возникает как протест против словесных штампов или же, как желание отличиться, выглядеть оригинальным, что свойственно молодым людям. Подростки, используя молодежный сленг, стремятся выразить свое критическое или ироническое отношение к миру взрослых, показать себя более независимыми, завоевать популярность среди сверстников. Разговаривая на особом “модном языке”, молодые люди стремятся отличиться от взрослых носителей языка или завуалировать смысл произносимого. Одной из причиной вынужденной языковой дифференциации между поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают.

Можно составить целый словарь так называемых модных слов и выражений, популярных в настоящее время среди французской молодежи. Вот лишь некоторые примеры: piger - comprendre (понимать), le boucan - le bruit (шум), le pote - le copain (приятель), le bi-bop, le portable, le mobile - le téléphone de poche (сотовый телефон) , le bahut - le lycée (лицей), la meuf - la femme (женщина), le trac - la peur (страх) , bosser - travailler (работать), le fric, la maille, les balles - l’argent (деньги), le toubib - le médecin (врач), je m’en fiche - ça m’est égale (мне все равно), je suis fauché - je n’ai pas d’argent (у меня нет денег), je suis crevé - je suis fatigué (я устал), avoir un mal fou - avoir des difficultés (испытывать трудности), y en a marre - j’en ai assez (с меня хватит), la bagnole, la caisse - la voiture (автомобиль), les clopes - les cigarettes , j’ai la trouille - j’ai peur (мне страшно), j’ai un petit creux - j’ai faim (я голоден) , dab, daron - père (отец), dabesse, daronne, doche - mère (мать) .

Наиболее продуктивным способом словообразования французского молодежного сленга является метатеза: образование новых слов путём инвертированной перестановки слогов. Таким образом, образован сам термин verlan (l´envers – наоборот ), поэтому французский молодежный язык называют «язык наоборот» . «Верлан» характерен для французской молодежи 15-17 лет. В верлане переставляются слоги таким образом, что первый слог становится последним, например, p è re repe , m è re reme , m é tro trom é, musique zicmu , chien yench , bizarre zarbi , noir renoir , va mal malva , louche chelou , salut ! – luss !, comme ç a comm as gu é rlard larguer и т. д. Верлан, конечно же, самый интересный французский сленг, так как это настоящая игра слогов. Он появился как секретный язык, использовался молодежью, преступниками и наркоманами, чтобы посылать сообщения перед лицом полиции.

Молодежь активно использует в своей речи сокращения , отражающие не только тенденцию экономии языковых средств, а также желание не быть понятными. Для разговорной речи более характерны усечения (troncation). Как раньше, так и сейчас, наиболее популярный тип усечения – усечение конечных слогов, - апокоп : Max – Maximilien; gfaff gfaffiti ; Net Internet ; d acc d accord , alloc allocation , beauf (e ) – beau - frere , estom estomac , diam - diamante , maquille maquillage , g é o g é ographie , dispo disposition , clodo clochard , hosto hospital , info information , promo promotion , ventilo ventilateur . Широкое распространение в XX веке получило сокращение словосочетаний. Инициальные сокращения подразделяются на альфабетизмы и акронимы . Альфабетизмы (буквенные аббревиатуры , где каждая буква читается, как в алфавите) в речи встречаются не так часто из-за трудностей в произношении. И, тем не менее, они используются в речи. Например, M . J . C Maison des Jeunes et de la Culture; T. V.B. – tout va bien, D . J .- disk jockey; H . S .- hors service, FBI – Fausse Bonne Idée.

Акронимы, инициальные сокращения, в составе которых есть гласная фонема , более характерны для молодежного лексикона: La BU – La Bibliotheque Universitaire; L e RU – le Restaurant Universitaire. Для усиления эмоциональности речи молодежь использует набор интенсификаторов, заменяющих bien, très, agréable, sympathique. Это слова: vachement, d"enfer, fun, zen, drolement etc .

"Язык улицы" постепенно занимает свое место во французском языке. Фильмы, радио и телепередачи, печатная продукция для подростков и молодежи, компьютерные игры способствуют его распространению.

Больше всего заимствований, составляющих лексический состав в современном «francais branché», из английского языка : boom – ежегодный студенческий праздник, il est looke – он модно выглядит, speeder se dépêcher, top – à la mode, flipper – c’est flippant, être cool – être calme.

Английские слова не только проникают во французский язык, но и составляют новый арго (un nouvel argo «de luxe»), владение которым очень престижно. Например, raight – parfait, très bien, driver chuaffeur de taxi, news magazine, toons dessins animes, kids enfants.

Молодежная лексика - наиболее открытая и незамкнутая система в современном французском языке, словарный состав которой постоянно пополняется за счет не только заимствований и расширения значения общеупотребительных слов основного словарного фонда, но и благодаря другим активно протекающим процессам словообразования (номинализация, редупликация, словосложение, лексикализация, аббревиация и др.) Молодежный сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни. Говоря об источниках пополнения лексики в молодежном сленге, мы подчеркиваем возросшую актуальность заимствований из английского языка, что объясняется языковой модой, культурными стандартами, привносимыми во Францию из США через поп-индустрию и компьютерную продукцию.

Статус: студент направления подготовки «Зарубежное регионоведение США и Канады» ВПГОУ«ИГЛУ».

Ф. И.О. научного руководителя: .

Должность, место работы научного руководителя: Доцент, Кандидат филологических наук ФГБОУ ВПО «ИГЛУ».

Телефон: .

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37 (252).

Филология. Искусствоведение. Вып. 61. С. 126-131.

А. А. Сидоров

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭКОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА

В данной статье обозначена проблема влияния общения молодежи в Интернете на современный французский язык. Рассматриваются основные форматы общения молодых французов в Интернете и их особенности. Анализируются словотворческие приемы, используемые в процессе Интернет-коммуникации, уровень их востребованности и степень влияния на экологию французского языка.

Ключевые слова: Интернет-коммуникация, словотворческие приемы, блог, форум, сайт, экология французского языка, развитие языковой системы.

Вхождение Интернета в жизнь человека облегчило решение ряда задач и ускорило процесс достижения целей в сфере коммуникации. Общение в одной из самых популярных сетей в мире воспитало целое поколение молодых людей. Для них жизнь без Интернета уже не представляется возможной, что и обуславливает ключевые направления развития в системе языка как обязательного инструмента Интернет-коммуникации. Данный код постепенно приобретает универсальный многоязыковый статус. С одной стороны, мы наблюдаем перерождение, упрощение любого языка мира, с другой стороны, на базе данного языка выстраивается новая многоуровневая система, доступная только для использования посвященными. Французский язык в данном случае не является исключением. На всевозможных форумах, в блогах, чатах, Интернет-дневниках, гостевых книгах, социальных сетях, а также на различных сайтах и в другом формате проводят огромную часть своей жизни молодые французы.

Язык представляет собой огромный ресурс полезных ископаемых, которые необходимо максимально использовать. В данном случае речь молодежи можно рассматривать как источник наиболее ценных и редких элементов обогащения для всей языковой системы1. Собственно язык молодежи сегодня играет важную роль в экологии всей системы современного французского языка. С позиции эколингвистики, как актуального направления в языкознании, необходим комплексный анализ современного молодежного сленга на франкоязычных Интернет-страницах: описание его семантических, словообразовательных и синтаксических параметров, выявление основных лексико-семантических полей и базовых куль-

турологических единиц, определяющих языковые и речевые характеристики молодежного языка Интернет-общения.

Интересным и богатым источником фактического материала для нас послужили любимые молодыми французами блоги, форумы и чаты, на изучении которых мы сконцентрируем наше внимание в рамках данной статьи.

В процессе анализа материала Интернет-источников мы объединили форумы, блоги и чаты в одну общую группу, поскольку они имеют похожую структуру, а именно: составляются самими пользователями, а не администрацией сайтов. Как правило, это происходит спонтанно, без проверки орфографии и пунктуации, поэтому именно здесь словотворчество реализует себя ярче, чем на заглавных страницах молодежных сайтов. Небольшое различие наблюдается лишь по уровню спонтанности оставляемых сообщений, которые можно классифицировать следующим образом.

Блог - англ. blog от web blog, «сетевой журнал или дневник событий» - это веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или муль-тимедиа2. Характеризуется наибольшей максимальной частотой проверки орфографии. Однако особая стилистика Интернет-страницы может реализовывать себя в форме изменения лексических единиц.

Форум - специальное программное обеспечение для организации общения посетителей веб-сайта2. Наблюдается меньший контроль за орфографией. Словоизменения используются для ускорения процесса написания сообщения и выделения сообщения из массы ему подобных.

Чаты - англ. chat - «разговор» - средство общения пользователей по сети в режиме ре-

ального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовать такое общение2. Применяется наименьшая частота проверки, а зачастую полное ее отсутствие с целью как можно быстрее ответить на сообщение собеседника. При этом количество приемов по изменению лексических единиц возрастает2.

Первым из анализируемых нами форумов рассмотрим форум сайта3. Здесь молодежные приемы словообразования представляли уже не единичные случаи, а более разнообразные способы словотворчества, граничащие с возможностью едва уловить смысл сообщения:

Mn ex a casse 2 sem apre environ il me re-demande de ressortir avc lui je ne se pa si je doi ressortir avec lui: love:

Это сообщение отличается от нормированного варианта отсутствием знаков препинания, исключением непроизносимых букв, отсутствием значков, а также применением универсальных сообщений, заключенных между двумя двоеточиями, выражающими эмоцию. Подобные универсальные символы в определенных электронных системах для обмена сообщениями именуют «смайликами». Похожие сообщения в рамках данного форума изобилуют теми же способами словообразования, что позволяет оценить частоту использования тех или иных символов:

Eux moi jepense ke sa doit etre due a la cigarette. ou sinn c un trouble tre grave et rare...

Здесь наблюдаются сокращения и замена букв, отсутствие значков и знаков препинания. В сообщении из другого раздела форума мы наблюдаем схожие сленговые преобразования: : coucou: Alors voila, piti ble’m! Euh... Prenez votre fauteuil et un petit cafe parce ke sa risque d’etre long!

В этом отрывке из монолога наблюдаются буквенные сокращения, а также элемент, выражающий экспрессивную окраску сообщения, образованный при помощи заключения между двоеточиями слова, помогающего лучше понять настроение автора текста.

Менее частым приемом в рамках данного форума следует признать верланизацию, точнее ее особый вид - верланизацию букв:

Oui je sia smais j’ai des problme pour ecri-re...3.

В данном примере верланизированы слова sais - sia, problm - probtemes. Иногда сообщения в такой форме дублируются авторскими разъяснениями или вариантом сообщения с соблюдением литературной нормы, поскольку

Далее обратимся к наиболее часто употребляемым способам словообразования на сайте молодежного движения «эмо» www. emo-france.forumactif.com. Сайт функционирует и выполнен в виде форума, что позволит нам сразу проследить основные преференции его посетителей в словотворчестве. Заглавный раздел форума называется Etre ЕМО, с quoi?, в котором уже присутствует буквенное замещение сочетания с’ est одной буквой с. Первое сообщение этого раздела начинается со слов: С коиа ёГ ЕМО? C’est koua I’etat d’esprit des ЕМО? Слово quoi заменено koua. Хотя данный вариант написания сохраняет изначальное произношение слова. Также в некоторых местах отсутствуют значки и сочетание c’est заменено эквивалентом с. Далее в сообщениях используются подобные приёмы: je voudrais savoir si je pouvais avoir des adresse msn demoo pkc il son tro beau. В некоторых существительных отсутствуют конечные согласные, маркирующие множественное число. Также отсутствуют апострофы, значки; применены буквенные сокращения. Все используемые приёмы служат для ускорения набора текста и экономии времени.

Следующим сайтом, который вызвал у нас научный интерес, стал сайт www.clash.jeun. fr, само название которого уже говорит о молодёжной направленности. Здесь оставляют свои сообщения самые разные молодые люди, а также представители и поклонники движения хип-хоп и рэперы. Первый раздел, который мы посетили, раздел Rap, посвящённый рэпу и хип-хоп культуре. Некоторые сообщения составлены в виде фристайла (импровизация в рэпе; декламация рифмованного ритмизированного речитатива, сочиняемого исполнителем на ходу) (www.wikipedia.org). Например, одно из них: j’ai le style qui piqe les yeu, tro nerveu, un mc comme vince fai pas lon feu, ta voulu clashe THC me ta q ’la po sur les os3. Это предложение изобилует такими приёмами, как буквенные сокращения с использованием урезанных окончаний: piqe, yeu, tro, nerveu, fai, q’la, замены окончания другим, аналогичным ему по фонетическим признакам, но отличающимся по написанию, с целью сократить длину окончания: clashe, me, ta, po.

в своих сообщениях. Анализ последних выявляет определенную тенденцию: чем младше возраст, тем больше случаев употребления изменённых форм лексических единиц. С одной стороны, юные гости форума стремятся показать себя «своими», бывалыми и стремятся выглядеть старше и оригинальнее: Hey!!! jM’appelle Marylene!! Et j’ai 13 ans !! chui emo weuuuw!! alors laisser tous votre msn!!!))) p.s. : Allez vouar mon skyblog =-D. На этом примере можно рассмотреть способы буквенных сокращений: jM’appelle вместо jе т’аррПе, chui не только буквенное, но и фонетическое сокращение литературного аналога je suis. По данным нашей статистики - это одно из наиболее часто употребляемых сокращений в среде французской молодёжи. В глаголе voir произведена замена гласных звуков фонетически схожими со звуком oi - vouar. Применён англицизм skyblog, обозначающий систему хранения интернет-дневников. Эмоциональная окраска предложения выражена междометием weuuuw, смайликами))) и набором символов =-D, символизирующих три сердца и улыбающееся лицо.

Также более детальный анализ особенностей синтаксиса и лексики целого ряда сообщений позволяет сделать вывод о том, что среди членов франкофонного Интернет-сообщества могут быть носители других лингвокультур и недостаточно грамотные люди, что обеспечивает дополнительный колорит французскому языку молодежи в сети Интернет.

В соседних разделах форума нами также обнаружено большое количество примеров, свидетельствующих об огромной частоте словоизменений в среде французской молодёжи. Например: oui c meme kestion ke je voule te pose. Здесь применены буквенные сокращения (с вместо c’est), сокращение accent (тете вместо тёте), буквенные замещения, соответствующие эквивалентному звучанию (kestion и ke вместо question и que соответственно), а также замена окончаний более короткими (voule и pose вместо vouler и poser соответственно). Почти каждое слово в данном сообщении изменено определенным образом. Или такой приме: dc je ne sias pas comb1 de temps je dois les faire pousser ni si je dois proceder a des lis-sages ou mm aller chez le coiffeur, в котором мы наблюдаем буквенное сокращение dc вместо done, прием texto, который замещает при помощи цифрового обозначения сочетания букв. В этом случае подбирается цифра, схожая по звучанию с частью используемого слова: шт1

вместо combien. В сообщении полностью отсутствуют знаки препинания и частично а^еШ. С другой стороны, мы можем наблюдать одно из самых распространённых в интернет-среде буквенных сокращений тт вместо тёте.

На данном форуме встречаются сообщения, содержащие избыточное количество приёмов для рассмотрения, практически каждое слово «закодировано»: jvoule savoir si quelqun voudre b1 me passer son msn pr maider a devenir un emo (je sais, c un pe marrant com jdis sa)© pasque jen ai vrement envie c pas un truc que je prend a la legere . В данном примере используются приемы, ярко характеризующие texto, а именно: сокращение апострофов: jvoule вместо je voulais, формы, свойственной литературной норме французского языка, quelqun вместо quelqu ’un, maider вместо m ’aider, jdis вместо je dis, jen вместо j ’en, отсутствие диакритических знаков в фонетических аналогах исходного написания окончаний глаголов: voule, voudre вместо voulais и voudrais соответственно, a вместо а и в окончаниях глаголов даже в упрощенном варианте написания для верного фонетического прочтения отсутствует предполагаемый accent aigu над гласной e. Следующие приемы, которые обращают на себя внимание в этом сообщении, - это замещение сочетаний букв цифровым обозначением, фонетически схожим со звучанием букв: b1 вместо bien (причем данное замещение является лишь приблизительным фонетическим аналогом носового звука), замещение одних буквенных сочетаний другими, более короткими и удобными в написании: vrement вместо vraiment, где «заменитель» не полностью соответствует фонетическим параметрам исходной лексемы, com вместо литературной нормы comme, в которой присутствует носовой звук в отличие от формы, используемой в сообщении, буквенные сокращения pr вместо pour, c вместо c ’est, pe вместо peut. Также в рассматриваемом примере имеют место фонетические сокращения: pasque (в устной речи союз parce que часто произносят без звука r для упрощения фонетической конструкции и легкости произнесения). Кроме того, две части союза parce que объединены в одно слово pasque для удобства набора на клавиатуре. Также необходимо отметить использование универсальных символов - «смайликов», выражающих положительные, иногда игровые эмоции.

В речи молодых французов в рамках Интернет-пространства обнаруживаются совер-

шенно уникальные способы словотворчества, трудные для понимания взрослых носителей данного языка, не говоря уже о тех, кто изучает его или использует в качестве второго. Подобные сообщения относительно редки, но и они встречаются на некоторых официальных сайтах. Так, на форуме сайта www.diskut.djeun. com используются практически все приемы, свойственные texto, детальному рассмотрению которых следовало бы посвятить несколько серьезных статей. Данное сообщение размещено в разделе «a koi sert lamour»: Je dit a tous les gens ke lamou donne des ailes mais en pleine alien peux oci r bien couper lamour kan on ё petition croi ke c le bonheur kon va direct se marier avoir d enfant kan on ё petit on c dja le nombr denfan kon va avoir komen i von sapM ё tt pr ІЄ mek c pa tro sa mё bn mdr ё pui plu on grandi plus on voi ke lamour et dur o fon franchmen les tout dёbut c super c gёnial ta limp^ssion ke t o paradis ё des-foi ya d egueulade d ti truk ki von metr la haine ds ta vie tu te fra trompё desfoi humilier ou tn copin te fra cocu c tu vёra mё par experience surtout ne vous prener surtout pala tete ac kelkun ki nen vo pa la peine et surtout o memen ou vous vous poz-єгЄ tro de kestion ke tora plu de sentiment ё ke tu doutera de ne rёflёchi pa tro ё fonc5.

Очевидно, что подробный анализ данного примера - это целое самостоятельное исследование приемов словотворчества в современном французском языке молодежи. В рамках данной статьи остановимся на перечислении основных, используемых в этом сообщении, способах модернизации речи. Мы сталкиваемся с буквенными сокращениями (dja, bn, mdr, c), с отсутствием апострофов (lamou, denfan), с сокращением написания путем подбора буквенных сочетаний схожих по звучанию с нормированной формой (e, me, o, koi, oci), с опущением диакритических знаков в позициях, где их написание определено нормой (цель

Укоротить написание слова). Кроме того, знаки препинания отсутствуют полностью, текст имеет вид одного предложения. Все обозначенные приемы служат ускорению набора текста, что является одной из основных задач texto. Данные типы текстов часто набираются с клавиатуры мобильных телефонов и других переговорных устройств.

Следующим направлением исследований в рамках данной статьи являются чаты, о специфике языка которых мы поговорим далее. В отличие от форумов и гостевых книг чаты позволяют мгновенно оставлять информацию и

получать ее, т. е. быть на постоянной непрерывной связи с Интернет-сообществом. Здесь сообщения не хранятся долго из-за их огромного количества. Ускорение процесса коммуникации влечет за собой сокращение объема каждого сообщения. Наиболее удобной формой общения в этой связи становится реплика. Предложения и короткие тексты теряют свои позиции в угоду лаконичности. Чат, который представляется нам интересным для рассмотрения, достаточно ярко иллюстрирует словотворческую картину в среде французской молодежи. Обратимся к следующему отрывку:

Elf: GaeLle: tu fais quoi avec ton ordi? GaeLle: Heuu rien Elfi pour quoi?

Elf: tu respire?

GaeLle: Et baille comme une morue GaeLle: Oui comme une morue je m’assume bien

Elf: rrooo me nn t pas morue!

Elf: tu dis nimporte koua GaeLle: Looool

GaeLle: Non, mais apres on dira que je suis pretentieuse

Miss N: mais c un peu vrai quand mm BliSs: XD Miss_N: lol

Miss_N: Elfi fait plein de bisous sur GaeLle Elf: enfin sur la morue

Swiss Lulu: se_xy_femme change de pseudo stp GaeLle: se_xy_femme moi aussi mais je ne le dis pas rolala

Swiss Lulu: GaeLle modeste tu le dis ou pas? Gaelle: Swiss Lulu non ca ne fait pas partie de mon vocabulair!

Swiss Lulu: okay 4

Данный отрывок наглядно демонстрирует частоту употребления тех или иных приемов словообразования во французских молодежных чатах. Вне зависимости от тематики чата цель общения, как правило, - это знакомства, обсуждение других участников чата и всевозможных насущных проблем. В отличие от гостевых книг, форумов и блогов здесь действует гораздо менее жесткая цензура. Администратор может лишь после оставления неугодного сообщения запретить его автору доступ в чат. Приемы, используемые в данном отрывке чата,

Это сокращения как буквенные (nn вместо non), так и сокращения окончаний (ordi вместо ordinateur), отсутствие знаков препинания (за исключением восклицательного знака), частое использование междометий (heuu, rrooo,

rolala) и арготических оборотов (baille comme une morue), замещение буквенных сочетаний сочетаниями, близкими по звучанию (mё - mais, koua - quoi), введение в сообщение англицизмов (looool, lol - laughing out loud, okay - OK) и универсальных символов (XD - символ, изображающий смеющееся лицо с прищуренными глазами). В ряде случаев отсутствуют диакритические знаки (pretentieuse - p^tentieuse, ca - ga).

Проанализировав форумы и чаты, мы бы хотели обратить внимание на словотворчество в рамках блогов. Очевидным при знакомстве с этим форматом общения молодежи становится всяческое стремление «украсить» текст. Это обусловлено тем обстоятельством, что блогом управляет сам пользователь, именно он решает, какое сообщение другого пользователя оставить, а какое удалить, кому открыть доступ к своей странице, а кому его ограничить. Вследствие выше сказанного блоги становятся «полем активной деятельности» для словообразования. Здесь есть некие правила, как на форумах, однако блогам более свойственно хаотичное использование словотворческих приемов.

Обратимся к блогу www.cendrillon33.skyrock. com, его автор cendrillon33 - студентка из Перпиньяна. В графе о предпочтениях указано следующее - RAP, R’N’B, HIP HOP, Br£f pL£iin d£ cHO$£S:p. Здесь широко применен прием 133t speak (способ замены букв символами и цифрами, которые по своему написанию приближены к оригинальному написанию). В данном примере буква e заменяется символом £. Также используются приемы, редко встречающиеся в сети Интернет: например, использование шрифтов разного размера (cHO$£S - choses), удвоение гласной (pL£iin - plein), написание универсального символа-смайлика (:р - изображает улыбающееся лицо с высунутым языком).

В следующем рассмотренном нами блоге парижского студента с именем docn92110, зарегистрированным по адресу www.docn92110. skyrock.com, мы взяли для исследования сообщение следующего содержания: sa serait trop long a expliquer et il et rare que les gens lisent tout mais je trouve que skyrock et un bon ptit passe temps et on peutfaire de drole de rencontre comme faire des rencontre interressante 6. Данное сообщение фигурирует в разделе «о себе», здесь нет бездумного использования приемов словотворчества, что облегчает чтение и понимание содержащейся информации даже для непосвященных. Однако автор все-таки ускорил набор текста, это прослеживается в опущении

значков (a - a, drole - о), отсутствии знаков препинания, незначительных буквенных сокращениях (ptit - petit)5. Следующий блог www.dleny. skyrock.com пользователя dleny (ученица колледжа, 19 лет) предоставляет больше приемов для анализа. Так, один из постов (сообщение

о блоге) содержит следующую информацию: YeAh !!pEtiTe sCeaNce fOtO chEz lOuloU! trOp mA 2eme mAisOn lol A_A grOs zibOuxXa tOuS!!! @+ (подпись к фотоснимку)7. В этом небольшом предложении содержится огромное количество словотворческих и других приемов, таких как: американизм YeAh - восклицание, выражающее согласие, англицизм lol - out of loud, использование шрифтов разного размера (в данном случае заглавные и прописные буквы), что привносит скорее не смысловую, а эстетическую нагрузку, отсутствие знаков препинания, опущение диакритических знаков (2eme - 2eme, a - a), универсальные символы-смайлики (Л_Л - означающие лицо с прищуренными глазами и @+ - рисующие подобие розы). Кроме того, здесь использован распространенный и горячо любимый французской молодежью прием - верлан (zibOuxX - bisous), при этом изменен буквенный состав слова.

В процессе изучения молодежного Интернет-сленга и его роли в экологии современного французского языка нами был проработан значительный объем фактического материала, что позволило выявить основные словотворческие приемы, меняющие традиционную систему французского языка и определяющие уровни, затрагиваемые процессом экологии всей его системы и тенденции последующего развития. Установлено, что среди основных словотворческих молодежных новаций фигурируют буквенные сокращения, повсеместное использование американизмов и англицизмов, изменение буквенного состава слова, отсутствие или подмена знаков препинания, введение универсальных символов, опущение диакритических знаков и апострофов, верланизация, фонетические эквиваленты, междометия, цифровые замещения, арго, 133t speak, использование шрифтов разного размера. В результате качественного и количественного анализа использования приведенных выше словотворческих приемов были выявлены самые популярные в Интернет-среде. Среди последних следует отметить буквенные сокращения, отсутствие знаков препинания, американизмы и англицизмы, универсальные символы, междометия и опущение диакритических знаков.

Находясь под частичным контролем со стороны цензуры и из политических соображений, большинство сайтов (в данном случае форумов) используют лишь определенное количество приемов. Статус официального сайта очень важен для завоевания авторитета в молодежной среде, поэтому содержащиеся на главных информационных страницах сведения должны быть легко читаемы не только для посвященных («своих»), но и для вновь зашедших случайных посетителей. Чаты и блоги менее подвержены цензуре и представляют собой широкое поле для самовыражения. Здесь наблюдается яркая словотворческая картина, ограничиваемая лишь фантазией пользователя.

Четкой возрастной дифференциации в использовании тех или иных приемов не прослеживается. Обоснованность и точность использования по контексту сообщения свойственна более взрослым посетителям сайтов.

Особенностей гендерной принадлежности, влияющих на употребление характерных приемов, отмечено не было.

Территориальная дифференциация при проведении данного анализа не учитывалась, поскольку в сфере словотворческой деятельности в рамках Интернет-пространства выделение и исследование данного аспекта некорректно, так как Интернет - это формат коммуникации, принадлежащий всему обществу, где права всех позиционируются как равные.

Основными причинами употребления столь широкого спектра всевозможных словотворческих приемов, на наш взгляд, являются стремление к максимально быстрой коммуникации с себе подобными и желание как можно ярче самовыражаться.

Относительно перспектив развития всей системы современного французского языка под влиянием Интернет-коммуникации молодежи осмелимся высказать следующее предположение. Общие тенденции очевидны - все идет к

буквенному сокращению состава слова (упрощаются те сочетания, которые образуют один звук), к цифровым заменам фонетических эквивалентов (фонетических единиц, приближенным к ним по звучанию). Американизмы и англицизмы останутся актуальными в свете востребованности самого английского языка в мире сегодня и в будущем. Верлан и различные виды арго постепенно могут утратить свою актуальность, ведь уже сегодня в Интернет-общении французская молодежь отдает предпочтение иным приемам словотворчества.

Таким образом, следует отметить, что Интернет сегодня уже в значительной степени оказал влияние на французский язык в его традиционном классическом виде. Исследованные нами приемы активно проникают в повседневную жизнь взрослых французов (профессиональная деятельность, быт, досуг и другие сферы). При определенных условиях вариант использования в будущем некоторых из рассмотренных нами приемов словотворчества в государственных печатных средствах массовой информации в большом количестве не представляется таким невероятным.

Примечания

1 Шамне, Н. Л. Теоретические основы построения алгоритма эколингвистического мониторинга / Н. Л. Шамне, А. Н. Шовгенин // Вестн. ВолГУ. 2010. С. 74.

2 ВикипедиЯ: свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Блог.

3 Tribudados.com. URL: www.tribudados.com.

4 Forum rap, clash. URL: http://clash.jeun.fr.

5 Diskut.djeun.com. URL: www.diskut.djeun. com.

6 Blogs - skyrock.com. URL: http://www.skyrock. com/blog.

7 Dleny’s blog - skyrock.com. URL: http://dleny. skyrock.com.

La vie moderne ne peut pas se concevoir maintenant sans internet, perce que ce réseau mondial joue un grand rôle pour les gens de tout âge: pour les adolescents, la jeunesse, les personnes entre deux âges et même pour les gens âgés. On peut expliquer cette tendance par le fait qu"internet sert aux études, à l"information et aux loisirs, il permet de faire des achats et communiquer avec ses amis. La fonction télétravail permet de travailler chez soi ce qui peut être pratique.

Internet paraît comme un bienfait international, mais comme toute médaille à son revers il présente des inconvénients. Les heures passsées devant l"écran peuvent perturber la vision et l"inactivité favorise l"obésité ce qui est mauvais pour la santé. C"est pourquoi, les médecins conseillent d"ailleurs de faire plusieurs pauses voir changement d"activité dans la journée.

Côté psychique, l"univers virtuel d"internet peut se révéler néfaste surtout pour la jeunesse on constate souvent sous couvert de l"anonymat la présence de propos blessants et insultants souvent oubliés par la censure.

Mais quoi qu"il en soit, internet utilisé raisonnablement est un outil positif pour la société.

Перевод

Невозможно представить себе современную жизнь без интернета, поскольку всемирная сеть играет большую роль для людей всех возрастов: для подростков, молодежи, людей среднего возраста и даже для пожилых людей. Можно объяснить эту тенденцию тем, что интернет служит для учебы, получения информации и для развлечения, он позволяет делать покупки и общаться с друзьями. Кроме того, это возможность работать у себя дома, что также очень практично.

Интернет — это также прекрасная возможность международного общения. Но как известно, у каждой медали есть обратная сторона. Существуют также и недостатки. Многие часы, проведенные перед экраном, могут ухудшить зрение, а долгая неподвижность провоцирует ожирение, что также вредно для здоровья. Поэтому врачи рекомендуют делать паузы в работе несколько раз в день, чтобы сменить деятельность.

С точки зрения психологии, виртуальный мир может также оказывать негативное влияние, особенно на молодежь. Анонимность позволяет делать обидные или даже оскорбительные высказывания, которые нередко остаются без цензуры.

Но как бы то ни было, разумное использование интернета имеет много положительного для общества.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн: