Комиксы не для всех. Комикс - это не смешно и не для детей

7 месяцев ago

Cамые узнаваемые герои комиксов в мире: Супермен, Бэтмен, Человек-Паук, Чудо-женщина, Капитан Америка, как и многие другие комикс-персонажи уже не одно десятилетие появляются в медиа и поп-культуре. За годы прошедшие с момента их появления в 1938 году, супергерои имели дело с социальными, личными и даже политическими проблемами и мотивами. От алкогольной и наркотической зависимости, проблем с домашним насилием и педофилией, до таких ужасных событий как 11 Сентября 2001.

Они приносили людям чувство надежды, вдохновляли и дарили веру в чудеса. Комиксы принимали обстановку в мире и реагировали на них, как после событий 2001 года, когда весь мир был в напряжении и недоверии. Супергерои начали раскрывать свои личности и рассуждать о мотивах тотального контроля. Идеальным примером этого будет комикс «Гражданская война». Несмотря на изменение времени, героям удавалось оставаться с нами, преодолевая множества испытаний по пути. История американского супергероя долгая и тяжелая, но она всегда остается актуальной. Она по-прежнему оказывает влияние на людей и нации.

Начало истории комиксов

В 30-х годах прошлого века Америка была погружена в Великую Депрессию, которая была наполнена бедностью и отсутствием надежды. Люди бежали из жуткой реальности всеми возможными путями: просмотр фильмов, посещение спортивных мероприятий и прослушивание радио. В то же время очень ценились газеты, в них были последние новости, интервью, кроссворды и даже комикс-стрипы.

Стрипы представляют собой последовательность нескольких рисунков, рассказывающих комические ситуации посредством диалогов, написанных в пузырях. Первые стрипы чаще всего рассказывали истории о милых животных или веселых мультяшных персонажах, из-за чего считалось, что они для детей. Старые стрипы собирались в журналы, называемые комиксы. Основанное в 1934 году издательство комиксов National Allied Publication было одним из первых в индустрии. Самой их известной серией была Detective Comics.

Рождение Супермена

Джерри Сигел и Джо Шустер – два молодых еврейских иммигранта из Нью-Йорка. Они увлекались научной фантастикой, мифологией и искусством. Дуэт был влюблен в комиксы, которые читали каждый день. Их мечты о создании собственного персонажа наконец претворились в жизнь в 1933 году. Сигел был писателем, а Шустер занялся иллюстрациями. Их персонаж был героем, которого в младенческом возрасте отправили на космическом корабле с разрушающейся планеты Криптон, совершив крушение на Земле. Ребенок был найден парой из Канзаса и выращен в вере в добро и справедливость. Будучи с другой планеты у него было множество уникальных способностей, таких как суперскорость, сила и неуязвимость. Ему надели синий костюм со щитом на груди и изображенной на нем буквой «S». Плюс ярко-красный плащ. Имя ему «Супермен».

Идею Супермена отвергла каждая газета в городе. Сама мысль о том, что человек может поднимать машины и быть «быстрее пули», была совершенно нелепа. После пяти долгих лет отказов, DC Comics (бывшее National Allied Publication) взяли творение Сигела-Шустера и поместили на обложку комикса Action Comics №1. Тираж был полностью распродан. Начиная с этого дня, Супермен стал национальной иконой, запустив своим рождением то, что историки позже назовут «Золотой Век Комиксов».

Супермен был везде. В 1940 году у него было шоу на радио, мультфильмы, куклы, фигурки и даже шар на параде Macy’s в честь Дня благодарения. Что сделало Супермена таким уникальным и близким читателю? Вымышленный персонаж жил в том же мире, что и его читатели. Он был иммигрантом, попавшим в новый мир и стремящимся к осуществлению американской мечты.

Особенным примером он служил для детей и юношей. Видя огромный успех Супермена, DC захотели создать ещё одного героя, способного последовать этому успеху. И они наняли Боба Кейна и Билла Фингера.

Рождение Бэтмена

Этот дуэт создал нового героя, которым стал «Бэт-мен» и его дебют произошел на страницах Detective Comics № 27 в 1939 году. В отличии от Супермена у Бэт-мена отсутствовали способности, но у него был огромный арсенал с различными приспособлениями: пистолет-кошка, пояс с разнообразными инструментами и оружием наподобие сюрикенов, называемых бэтаранги. Как и отличалось его происхождение, оно было гораздо мрачнее чем у Супермена: миллиардер Брюс Уэйн в восьмилетнем возрасте стал свидетелем хладнокровного убийства своих родителей. Желая отомстить за их смерть, он освоил все виды боевых искусств, надев черный капюшон и маску в форме летучей мыши начал бороться с преступностью на ночных улицах города Готэма. Позже имя Бэт-мен было изменено на Бэтмен. И его культурный феномен ничуть не уступал эффекту, произведенному Суперменом.

Видя успех Бэтмена и Супермена, начали появляться другие компании и создавать своих супергероев. Так у Fawcett Comics появился Буллетмен и Буллетгерл, в газетах появился Мститель (The Spirit), и в 1939 Timely Comics дебютировали с их «Человеком-Факелом» и «Нэмором-Подводником».

Позже психиатр и один из создателей детектора лжи Уильям Моултон Марстон критиковал DC за то, «что они (персонажи – прим.ред.) не такие, какими бы могли быть». Позже DC наняли его, чтобы тот стал создателем первого женского супергероя — Чудо-женщины в 1941. Желая привлечь молодых читателей, DC добавили Бэтмену мальчика-напарника Робина.

Первые шаги главного героя Marvel

Вскоре и у других супергероев стали появляться молодые напарники, так у Буллетмена появилась Буллетгерл, Человек-Факел получил Торо и т.д. Fawcett Comics пошли дальше всех и создали первого супергероя-ребенка. Когда мальчик Билли Бэтсон выкрикивал слово «ШАЗАМ», он превращался в суперсильного героя «Капитана Марвела».

В конце концов продажи Капитана Марвела начали обгонять Супермена, что очень не понравилось DC, и последние начали судебное дело против Fawcett по причине того, что Капитан Марвел был «слишком похож» на Супермена. И спустя 12 лет судебных разбирательств DC выиграли, закончив выпуск «Капитана Марвела».

Супергерои и Вторая мировая война

В начале 40х годов самой горячей темой несомненно была Вторая мировая война. Стране были нужны герои способные помочь в войне за Европу, и эти супергерои начали свою войну гораздо раньше американских войск. Timely Comics были первыми, кто отправил своего персонажа Нэмора бороться с японцами в 1940 году. Позже Бэтмен, Робин, Чудо-женщина, Человек-факел и многие другие герои начали сражаться с силами «Оси». DC написали историю, где Супермен закончил войну буквально за две страницы, но так как в реальной жизни все не могло закончиться так легко, Супермен начал сражаться на фронте.

На другом континенте было множество врагов, но самым страшным монстром, был несомненно Адольф Гитлер. И вот в 1941 на обложке Captain America #1 звездно-полосатый мститель бил Гитлера в челюсть с хука. Люди полюбили этого нового героя так сильно, что он вдохновил множество молодых людей уйти добровольно на фронт сражаться за благое дело. Его происхождение было очень простым: молодой американец Стив Роджерс был слабым и болезненным, но до глубины души патриотом, который только и хотел, что служить своей стране. Но из-за физического состояния его признали негодным. Поэтому предложение участвовать в секретном проекте он принял почти не задумываясь. Операция «Возрождение» превратила его в идеальный образец человека. Его назвали Капитан Америка и вместе с молодым напарником Баки он отправился сражаться с нацистами. После победы союзников во Второй мировой войне супергерои стали устаревать. Из-за отсутствия угрозы многие супергерои становились не нужными. В комиксах начали появляться новые темы, такие как вестерны, романтика и хорроры. Только Супермен, Бэтмен и Чудо-женщина не теряли своей популярности и продаж.

What saved and almost killed the industry, all in one little stamp.

Уничтожение индустрии комиксов

В 1954 году доктор Фредерик Вертхем опубликовал книгу «Совращение невинных», обвиняя комиксы в совращении детей и подростков. Больше всего он обвинял Супермена, Бэтмена и Чудо-женщину. Супермен у него стал фашистом, любящим смотреть за мучениями и болью людей, оставаясь неуязвимым; Чудо-женщина вела себя, как не подобает девочкам и девушкам. Но самым сильным заявлением было, что Бэтмен и Робин являются пропагандой гомосексуализма, и комиксы про них воспитывают детей геями.

Сейчас эти заявления кажутся до невозможности абсурдными, а в 1954 практически одна книга уничтожила индустрию комиксов. Для того, чтобы успокоить Фредерика Вертхема и множество озлобленных родителей, был создан «Comics Code Authority» (ССA). Они занимались цензурой комиксов следя за тем, чтобы там не было ужасов, наркотиков, романтики, крови и т.д.

Супермен стал работать в соответствии с законом, почти как полицейский.

Серебряный век комиксов

Одной из идей DC для возвращения комиксов на рынок было взять старых героев из 40-х годов и осовременить их. В 1956 году в Showcase Comics №4, они вновь представили Флэша, который сильно отличался от своей версии из 1940 года. Он носил другой костюм, был моложе и в свободное от супергеройства время работал в полиции судмедэкспертом. Новый Флэш снова стал успешен и популярен, что дало толчок к обновлению множества героев: Зеленый фонарь, Человек-ястреб, Атом и Аквамен. К этим героям присоединилась Чудо-женщина, а позже Супермен и Бэтмен, образовав Лигу Справедливости Америки. Timely Comics хотели вернуться на рынок супергеройских комиксов и благодаря созданной Стэном Ли и Джеком Кирби у них это получилось. В 1961 году издательство Timely Comics меняет название на Marvel и выпускает комикс «Fantastic Four №1».

Партнерство Стэна Ли и Джека Кирби было, мягко сказать, невероятным. Вместе они создали Железного человека, Тора, Халка, Сорвиголову, Черную пантеру (первый черный супергерой), Людей-Икс и Мстителей. Кроме того они возродили старых супергероев, таких как Нэмор-Подводник и Капитан Америка, чтобы те присоединились к новому «Серебряному веку комиксов».

Первое появление Человека-Паука

Стэн Ли ненавидел идею сайдкиков. Он считал, что если молодой человек хочет сражаться с преступностью, то будет делать это самостоятельно. Он создал героя, который на самом деле был подросток, борющийся с преступностью, но издатель отклонил эту идею. Но Ли не сдавался проталкивать свою идею, и герой наконец дебютировал в последнем выпуске провальной серии “Amazing Fantasy”. На страницах Amazing Fantasy №15 состоялась презентация Человека-паука.

Питер Паркер был учеником старшей школы, который после укуса радиоактивным пауком получил суперспособности, которые он применил для борьбы с преступностью. И после смерти родного дяди Бена, Человек-паук выучил, что «С великой силой приходит великая ответственность».

Marvel vs DC Comics

Человек-паук стал культурным феноменом. Он был не только впечатляющим героем, но также подростком с жизненными проблемами, как и у его читателей. В течение 60-ых Marvel обогнала по популярности DC, но и про персонажей второй студии никто не забывал. В 1966 году на экраны телевизоров вышел сериал “Batman” с Адамом Уэстом и Бертом Уордом, и «Бэтмания» охватила нацию. Этот манерный сериал был пародией, как ничто другое. Но как читателей, так и зрителей это одинаково не волновало. Сериал продолжался два года, и за это время продажи комиксов про Бэтмена взлетели почти в 3 раза.

Персонажи DC и Marvel очень отличались друг от друга. Герос DC Comics были больше как родители. Супермен и Чудо-женщина были персонажами, на которых читатели стремились быть похожими, тогда как персонажи Марвел были похожи на своих читателей. Человек-паук и Халк за исключением суперсил были такими же простыми людьми, как и их читатели. Метод написания комиксов у обеих компаний также различался. У DC сначала писались сценарии, а художники потом рисовали вокруг него картинку, а у Марвел сначала художники рисовали страницы и уже потом сценаристы заполняли картинки сценарием.

Влияние комиксов на читателей

На протяжении 70-ых годов читатели начали знакомиться с новой серией Marvel “Люди Икс”. Это были подростки, которые владели «силой мутантов». Под предводительством профессора Чарльза Ксавье они сражались за мир, который боялся и ненавидел их за то, что они другие. Люди Икс были метафорой для любого меньшинства, будь то расовое, религиозное или другое. Marvel Comics имели такое большое влияние на молодых людей, что Управление Здравоохранения попросила Стэна Ли написать антинаркотическую историю с одним из героев компании.

И вот в 1971 году Стэн Ли написал «Amazing Spider-Man” №96, который был запрещен к печати по решению Comics Code Authority. Но с помощью главного редактора Мартина Гудмена история была напечатана без разрешения от цензурного комитета. После успеха этого номера издатели воспользовались советом и стали рассказывать о других проблемах без разрешения комитета.

Уход от цензуры

Несколько месяцев спустя в «Green Lantern/Green Arrow» №85 были показаны последствия героиновой зависимости. После стольких комиксов о различных проблемах, Comics Code Authority устарел и был наконец закрыт. И наконец-то издатели были свободны писать те истории, которые они хотели. В 1978 году Warner Brothers и DC Entertainment выпустили первый высокобюджетый фильм о супергерое — «Супермен». Фильм стал наследием Кристофера Рива.

Свободные от цензуры, в 80-e Marvel и DC затронули огромное количество новых тем и проблем. Железный Человек боролся с алкоголизмом. Основной причиной злости Халка было насилие над ним в детстве. Лекс Лютор из злобного ученого стал коррумпированным бизнесменом. DC нанимает бывшего автора Сорвиголовы Фрэнка Миллера переписать Бэтмена, сделать его снова мрачным и реалистичным, каким он был в самом начале. Комикс «The Dark Knight Returns» снова сделал Бэтмена безумно популярным. Алан Мур пишет восхваленных критиками «Wathcmen», где было поднято множество проблем от каждодневных убийств до раскрытия причин импотенции. В 1990 году «Sandman» становится первым комиксом, получившим Всемирную премию фэнтези. Начинают появляться специализированные комикс-шопы и все больше комиксов стали обозначать термином «графический роман». Со вновь обретенным успехом Миллеровского Бэтмена, Warner Brothers в 1989 году выпускают фильм режиссёра Тима Бёртона «Бэтмен».

В начале 90-х резко выросла цена на старые комиксы. И люди, думая, что новые комиксы однажды будут столь же ценными, начали скупать их все больше и больше. Но чем больше люди покупали, тем больше издательства печатали. Главной причиной высокой цены старых комиксов была их редкость. Коллекционеры в конце концов это осознали и перестали покупать больше, чем им надо. Новые сюжетные линии писались специально, чтобы вернуть старых читателей; свадьба Супермена и Лоис Лейн, Лекс Лютор становится президентом США, и как забыть известную арку «Смерть Супермена». Кроме того, авторы стали в полной мере владеть правами на созданных ими персонажей. К сожалению, к концу 90-ых годов популярность комиксов снова начинает снижаться.

Экранизации комиксов Marvel и DC

В начале нулевых начинает расти популярность кинокомиксов, достигших невероятного успеха к середине 10-х годов 21 века. Компании выстраивают свои киновселенные: Marvel Cinematic Univerce, DC Extended Univerce, X-men Franchise. В год уже выходит не один-два фильма по комиксам, а уже почти с десяток. Они номинируются на различные награды, в том числе и Оскар, как, например, трилогия «Темный рыцарь» от Кристофера Нолана. Собирают многомиллионную кассу, некоторые фильмы успешно побивают планку в миллиард долларов сборов. Две части Мстителей принесли Marvel почти 3 млрд долларов. Но и это не все. Выходит множество сериалов на различных каналах. Издательства выпускают серии для любых категорий читателей.

Несмотря на изменения времени, супергерои почти всегда остаются верны своим корням. Даже при том, что персонажи могут меняться согласно хронологии их вселенной, они все ещё остаются с общественностью. Спустя век, Супермен все также пришелец с Криптона, который борется за правду и справедливость. Бэтмен остается миллиардером и плейбоем днём, превращаясь в мстителя в плаще, находящегося на страже справедливости во имя своих родителей, ночью. Человек-Паук такой же ученый, укушенный пауком.

Супергерои не собираются уходить, и даже спустя сто лет люди будут продолжать читать комиксы, смотреть сериалы и фильмы или читать электронные комиксы, чтобы узнать о новых историях про Супермена, Бэтмена или кого бы то не было. Они выдержали испытание временем, чтобы остаться на долгие поколения.

Наша комикс-индустрия выросла настолько, что на русском регулярно выходят не только супергеройские истории Marvel или DC, но и графические романы для гурманов-ценителей. В этом году большинство самых интересных комиксов - это BD, стимпанк, сказки и космическая опера.

Метабароны

Комикс года

Брутальная космоопера, стоящая в одном ряду с «Дюной» и Warhammer. Сага о нескольких поколениях воинственного клана метабаронов, полная крови, шекспировских страстей и неоднозначных антигероев. Мечи сверкают, киборги скрипят протезами, герои гибнут и калечатся во имя чести и семьи, а роботы-рассказчики искрят от избытка высоких чувств.

Творец этой вселенной, мистик и сюрреалист , наплевал на все табу по части насилия, секса и принципов построения сюжета. А художник Хуан Хименес превратил его буйные фантазии в детальные, совсем не «комиксные» рисунки.


Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа


Математико-исторические приключения великого изобретателя Чарльза Бэббиджа и гениальной дочки Байрона Ады Лавлейс в параллельной стимпанк-реальности. Альтернативная история, кажется, ещё не обращалась с настоящей так бережно. Автор Сидни Падуа проделала огромную исследовательскую работу и нарисовала комикс о двух опередивших время ученых, полуфантастической Разностной машине и самой Математике.

Безусловно, «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» увлекут не каждого. Но прежде всего это интересный интеллектуальный и графический эксперимент, в котором приятно и познавательно принять участие. Даже если вы бесконечно далеки от сложных вычислений, математических теорий и биографических очерков о викторианских ученых.


Валериан

Самая долгожданная новинка года: до России наконец добралась классика BD аж из 1960-х и 1970-х. Всего-то и понадобилось, чтобы !

В наши дни, когда комиксы стали взрослыми и суперсерьёзными, «Валериан» смотрится поразительно добрым и наивным. Его ближайший аналог даже не « », а « ». Только Алиса выросла и стала рыжей чаровницей Лорелин, а Пашка Гераскин - бравым космонавтом Валерианом, не утратившим мальчишеской бесшабашности. А вокруг них - пёстрые инопланетные цивилизации, сотни диковинных созданий и сложные конфликты, которые не всегда решаются победой над злом…

Только учтите: первые выпуски «Валериана» - совсем детские, и рисунок в них куда слабее, чем в поздних. Если вы не настроены ностальгировать по детству, начните со второго тома.

Мышиная гвардия

По задумке этот комикс напоминает цикл «Рэдволл», только более взрослый и серьёзный. Дэвид Питерсон придумал и изобразил удивительный мир, в котором обитают разумные мыши. Их цивилизация напоминает наши Средние века. Грызуны живут в укреплённых городах, которые охраняет Мышиная гвардия. Благородные мыши поклялись защищать собратьев и бороться с опасностями вроде гигантских змей и бандитов на дорогах.

Сюжет первого тома немного простоват, но при этом действие выписано очень динамично. А детальный рисунок придаёт «Мышиной гвардии» уникальный стиль. Если вы любите приключенческое фэнтези, в котором есть место храбрости и чести, но привычный антураж вам наскучил, обязательно обратите внимание на этот комикс.


Джессика Джонс. Элиас

Брайан Майкл Бендис - сценарист многогранный, но в России известен прежде всего по классическим супергеройским комиксам в духе голливудских блокбастеров. Большинство его работ, выходивших у нас, насыщены событиями, экшеном, героями, но не глубиной или оригинальностью. Достаточно вспомнить «День М», «Секретную войну» или «Мстителей против Людей Икс».

Но Бендис способен и на куда более смелые и неординарные работы. Доказательство тому - серия «Джессика Джонс», послужившая основой для . Взрослый, смелый и необычный комикс рассказывает о девушке, которая некогда была второразрядным супергероем, а теперь переквалифицировалась в частного детектива. Джессика сталкивается с приземлёнными проблемами, которые ускользают от внимания её более известных коллег вроде Капитана Америки или Железного человека.


Injustice. Год первый


Обычно комиксы по играм служат необязательными приложениями к первоисточнику и не обладают ни самостоятельной ценностью, ни выдающимися сюжетами. Как ни удивительно, редким исключением из этого правила оказалась предыстория .

Сюжет в игре, по сути, служил лишь поводом для разборок героев и злодеев из вселенной DC Comics. Комикс же - великолепная история о том, как Супермен встал на путь тирании, что повлекло за собой раскол в рядах былых товарищей. По драматизму, накалу страстей и проработке персонажей комикс Injustice не уступает, а порой даже превосходит магистральные серии DC Comics и вполне достоин стоять в одном ряду с культовой « » от Marvel.


Звёздный замок 1869


К счастью, прошли времена, когда с французскими BD-комиксами приходилось знакомиться или в оригинале, или по любительским переводам в интернете. «Звёздный замок 1869» - потрясающей красоты акварельный роман художника Алекса Алиса. Это не только произведение искусства, но и проработанное стимпанк-приключение, что для жанра не слишком типично.

Кроме того, история про альтернативный XIX век, отважных эфиронавтов и летающие корабли - реверанс в сторону произведений и хороший пример качественной юношеской фантастики. Русское издание получило роскошную тисненую обложку и насчитывает уже два тома - не за горами и следующая часть.


Единорог


Никаких волшебных пони в этом BD нет. Это жёсткое мистическое фэнтези, пропитанное духом астрологии, алхимии и гностицизма. На дворе 1565 год, в Европе бушуют религиозные войны, лютует инквизиция. Только в этой версии Земли существуют ещё и примордиалы - древние чудовища. Орден учёных-асклепиадов пытается разгадать их тайну, связанную с загадкой физиологии самого человека. А за героями охотится враг, которому их открытия поперёк горла…

Знатоков истории порадует (или шокирует), как лихо авторы жонглируют именами мудрецов эпохи Возрождения. Среди действующих лиц появляются не только банальные Нострадамус и Парацельс, но и, скажем, Амбруаз Паре, Конрад Геснер и Фракасторо.


Дядюшка Скрудж


Все мы в детстве засматривались приключениями Скруджа Макдака и его племянников и подпевали в воскресенье у телевизора: «Утки! У-у-у!» И даже не подозревали, что знаменитого селезня-миллиардера создал американский комиксист Карл Баркс в 1950-х годах.

«Дядюшка Скрудж: Всего лишь бедный старичок» - сборник его ранних работ. Благодаря этому комиксу у российских читателей появился шанс познакомиться с истоками «Утиных историй» и побольше узнать об увлекательном прошлом дядюшки Скруджа. Настоящая классика комикса в очень добротном издании с комментариями самого Баркса растопит сердца родившихся и в 1980-е, и в 1990-е, и в 2000-е.


Семь работ, с которыми вы обязаны познакомиться, прежде чем осуждать комиксы.

В августе 2009 года случилось беспрецедентное событие - компания Disney объявила о покупке комикс-издательства Marvel. Сумма сделки составила $4,24 миллиарда. Комиксы - это уникальное явление. По сути своей, они сочетают в себе черты литературы и живописи и не имеют никаких границ: комиксы могут представлять любые жанры и затрагивать любые темы, а регулярная форма издания популярных тайтлов позволяет авторам довольно оперативно реагировать на различные социальные потрясения; темой для отдельного разговора могут стать авторские комиксы.

Ситуация в России, как обычно, иная: комиксы до сих пор считаются детской забавой или, того хуже, лишь "мемами" из контакта, а регулярные попытки (которые начались аж с середины девяностых) различных издательств выйти на этот рынок раз за разом оканчиваются неизбежным фиаско.

Русскоязычное комикс-сообщество, преимущественно, находится в андеграунде, довольствуясь сканами с любительским переводом и редкими коллекционными изданиями авторских работ, которые не способны привлечь массового читателя. Комиксы обычно достают благодаря зарубежным поездкам, узкоспециализированным лавочкам вроде "Чук и Гик" и недолговечным интернет-магазинам, но чаще всего основным их источником являются вездесущие торренты. Недавно образованное комикс-издательство Bubble хоть и смогло запустить 4 собственных тайтла, успешно переживших уже по 7 выпусков, но пока является скорее неизбежным злом, нежели компанией, желающей что-то изменить.

Специально для вас сайт составил список семи наиболее интересных работ, с которыми стоит ознакомиться каждому, прежде чем делать какие-либо выводы о комиксах.

С этим произведением стоит ознакомиться, даже если вам не понравился одноименный фильм. Это одна из первых масштабных и самостоятельных работ общепризнанного мэтра Алана Мура и единственный комикс, попавший в список 100 лучших литературных произведений XX века по версии журнала TIME. Степень продуманности сюжета и рисунка здесь настолько высока, что различные метафоры, аллегории и отсылки к реальным событиям и личностям можно найти практически на каждой странице. Коллекционное издание, включающее в себя все 12 выпусков и дополнительные материалы, в прошлом году было переведено и издано в России.

Ни один рейтинг комиксов не может обойтись без упоминания о человеке-летучей мыши. Некоторые критики заявляли, что "это - редкий пример в биографии Мура, когда отрисовка комикса лучше, чем сценарий", с чем соглашался и сам Мур, но тем не менее, "Смертельная шутка" - один из самых важных комиксов как для мифологий Бэтмена и его вечного соперника Джокера, так и для вселенной DC в целом. Именно здесь раскрывается тайна происхождения безумного клоуна, хотя, в итоге, он и признается в неоднозначности своих воспоминаний: "Иногда я помню эти события так, а иногда по другому… Если я собираюсь иметь прошлое, я предпочитаю иметь большой выбор!" Эта работа сильно повлияла как на Тима Бертона при создании фильма "Бэтмен" (в последствии режиссёр заявил, что это первый комикс, который он полюбил), так и на Хита Леджера, который получил копию "Убийственной шутки" в качестве важного материала для роли.

Хоть комиксы в основном и ассоциируются с бравыми ребятами в трико, на самом деле супергероика является лишь одним из направлений. Одним из самых ярких примеров "других" комиксов можно по праву считать серию "The Walking Dead" за авторством Роберта Киркмана. В последние годы она приобрела небывалую популярность благодаря одноименной телевизионной адаптации, хотя и без нее там есть на что посмотреть, или, точнее, есть что почитать. Главная идея комикса - показать настоящую сущность людей, которая в обычном мире скована нормами приличия и морали, но выходит на свободу с их исчезновением. В центре истории - полицейский, который пропустил конец света, находившись в коме, и небольшая группа выживших, все время пытающаяся найти укрытие. Помимо зомби, не меньшая угроза исходит и от самих людей. Каково это жить в мире, когда ты не можешь никому доверять?

Долгое время эта серия являлась флагманом компании Vertigo, принадлежащей издательству DC Comics, которая и определила последующую ее политику - выпуск мистических комиксов. Она издавалась в период с 1989 по 1996 год и состоит из серии коротких и не очень рассказов, посвященных Морфею и его царству сна. Эта многослойная сага вобрала в себя элементы различных мифологий и по праву считается одним из главных достижений современной комикс-культуры.

В период с 2006 по 2008 годы комикс был переиздан в виде четырехтомника с обновленными иллюстрациями в твердом переплете, а в 2010 права на издание были куплены одним из российских издательств. Первые три тома уже лежат на прилавках, а четвертый, по слухам, готовится к выпуску в сентябре этого года.

Экранизация Вачовски стала культовой, ее запретили к показу в Китае и, негласно, в Беларуси, а маска Гая Фокса стала одним из мировых символов борьбы за свободу. Если это вас еще недостаточно заинтересовало, то стоит отметить, что автор комикса принципиально отрекается от любых экранизаций своих работ, и даже эта, относительно неплохая киноадаптация, является сильно упрощенной версией первоисточника. В России комикс выпущен в 2007 году.

Sin City


Фрэнк Миллер несомненно является необычайно одаренным иллюстратором и автором. В своё время именно он смог по-настоящему раскрыть такого персонажа Marvel как Сорвиголова, а так же создал несколько величайших историй, посвященных Бэтмену, но сейчас не об этом. В своем авторском цикле графических новелл он смог по-настоящему раскрыть весь свой потенциал - невероятная стилизация и интересный подход к характерам персонажам обеспечили успех серии. Герои новелл на первый взгляд обычно малоприятны - жизнь в Порочном Городе приучила их к жестокости и цинизму. Но в итоге жизненные обстоятельства заставляют их демонстрировать лучшие человеческие качества, принимая это как жертву и показывая, что никто не в силах изменить мир. Знакомая многим экранизация была поставлена Робертом Родригесом в партнерстве с самим Фрэнком, а в этом году к выходу готовится второй фильм. В 2005 году в России издан первый роман цикла в переводе Дмитрия Пучкова.

Marvel NOW! / The New 52


Можно долго рассуждать о культурном значении комиксов, об авторских и независимых работах, поднимающих самые серьезные вопросы мироздания и многом другом, но все-таки, как ни крути, их основной целью всегда было и будет развлечение читателя. И, естественно, мы не можем пройти мимо двух главных комикс-издательств всех времен и народов - Marvel и DC Comics.

Сейчас самое время начать познавать эти миры - ведь в прошлом году случился большой релаунч обеих Вселенных. Что это? Говоря простым языком, они просто подвели к финалу все существующие серии и снова начали с выпуска номер один. Какие-то персонажи были переработаны полностью, какие-то - изменены лишь в деталях, а кто-то и вовсе вернулся из мертвых. С персонажами поизвестней так просто не поступишь, но и там сценаристам удается находить интересные ходы: чего стоит внезапно объявившийся дед Бэтмана, который затем получил и собственную серию, или, например, погибший Человек-Паук, в тело которого вселился злодей Отто Октавиус. И это далеко не самое интересное.

Если давать определенные советы, то у Marvel в первую очередь стоит почитать все линейки, посвященные людям икс и мстителям, а так же очень стильные Hawkeye и Gambit; у DC - все серии, посвященные бэт-семье, лиге справедливости, а также вышедшие из-под крыла Vertigo Swamp Thing и Animal Man.

Как когда-то телевизионные сериалы и чуть позже видеоигры, комиксы стремительно теряют статус увлечения гиков и знатоков-коллекционеров - благодаря всеобщей диджитализации и мобильным приложениям вроде Comixology их читает всё больше и больше людей. Look At Me попросил экспертов и любителей комиксов составить гид для начинающих (своего рода точку входа), рассказав о самых интересных, красивых или просто любопытных тайтлах, которые стоит читать прямо сейчас. Второй из девяти сегодняшних списков: Григорий Пророков о лучших комиксах для новичков.

«Хранители»



Watchmen, DC Comics, 1987
Алан Мур, Дэйв Гиббонс

Классическое первое место во всяких надменных списках типа «5 комиксов для людей, которые ненавидят комиксы», «6 комиксов, которые лучше были бы книгами» или «10 редких случаев, когда лучше прочитать комикс, чем съесть бутерброд с сыром». «Хранителей», великий толстенный комикс Алана Мура про супергероев в отставке (его ещё любят называть «графическим романом», но запомните, друзья, - это словосочетание ничего не значит), любят представлять в виде исключения - вот, мол, один раз в примитивном жанре удалось написать хорошую вещь. Это, конечно, совсем не так; если подходить к «Хранителям» с осознанием того, что это не исключение, а так комиксы и должны выглядеть, то это идеальный пример, на что комиксы вообще способны, как искусство. Мур написал сложнейшую и многослойную историю с нелинейным повествованием, которую можно рассказать только в форме комикса и никак иначе. Может быть, читать «Хранителей», ничего не понимая в этом медиа, - сложновато, но зато впечатление он оставляет на всю жизнь. В принципе, если, перелистнув последнюю страницу «Хранителей», вы не скажете как минимум «вау» или «ого-го», то вам не то что лучше не иметь ничего общего с комиксами, вам вообще стоит держаться подальше от произведений искусства, хотя бы на расстоянии 100 метров.

«Скотт Пилигрим»


Scott Pilgrim, Oni Press, 2004-2010
Брайан Ли О’Мэлли

Как это часто бывает с комиксами, экранизация «Скотта Пилигрима» не даёт правильного представления об оригинале - так что если вы вдруг смотрели фильм, сейчас же забудьте всё, что видели. Комикс Брайана Ли О’Мэлли - это первый выдающийся роман взросления XXI века, история про незадачливого и вообще не слишком приятного канадского юношу и его друзей и о том, как он должен победить семерых бывших своей девушки, чтобы заслужить её любовь; гениальное произведение про отношения - в первую очередь, конечно, про романтические. Помимо того что «Пилигрим» зацепит кого угодно, просто потому что затрагивает общечеловеческие темы, а не рассуждает о страданиях полубогов или супергероев, он ещё ужасно круто сделан - это предельно причудливая, немного безумная постмодернистская вещь, плюющая на физические и прочие законы реальности (от этого «Пилигрима» иногда обзывают «магическим реализмом»), с кучей отсылок к мировой поп-культуре, от игр и фильмов до других комиксов и музыки.

«Понимаем комиксы»


Understanding Comics, Tundra Publishing, 1993
Скотт Макклауд

Несмотря на сомнительное селф-хелп-название, Understanding Comics - это не учебник в духе «как научиться пользоваться айпадом за пять простых уроков», а дико увлекательный и остроумный культурологический комикс, разбирающий, из чего, собственно, комиксы состоят и как они работают. Макклауд анализирует роль цвета, кадров, времени, символов и ещё кучи всего, и в итоге наглядно показывает, на что и как комиксы способны. Как точка входа в волшебный мир комиксов, Understanding Comics, пожалуй, подходит не всем, а в первую очередь людям с аналитическим складом ума. Но после того, как прочитаешь их хотя бы пару-тройку, за книгу можно смело браться; после неё мир переворачивается, как когда ты вдруг осознаёшь существование монтажа в кино или начинаешь слышать отдельные инструменты в музыке.

«Приключения Тинтина»


Les Aventures de Tintin, Casterman, Le Lombard, 1929-1986
Эрже (Жорж Проспер Реми)

На «Приключения Тинтина» (или, как обязательно заметят в комментариях, на самом деле Тентена, Тэнтэна или Тантана, - в общем, что-то очень французское) впору лепить наклейку «подсаживает на комиксы вот уже несколько поколений подряд!» Каждый второй человек в России, читающий комиксы, в начале своего пути натыкался на книги Эрже про приключения газетного репортёра - и был моментально покорён. Это чистые, аккуратные, но всё равно дико захватывающие детективные истории. Комиксы, конечно, прошли долгий путь с тех пор, как Эрже писал про Тинтина, и читать «Приключения Тинтина», чтобы врубиться в жанр, - это, наверное, как смотреть «Планету обезьян», чтобы полюбить кино. Великий фильм (You maniacs! You blew it up! Ah, damn you! God damn you all to hell!), но сорок пять лет, прошедших с его выпуска, дают о себе знать. Впрочем, в том, чтобы начать своё знакомство с комиксами с «Тинтина», есть определённый резон - он увлекательный, да ещё и даст понять, откуда у всего прочего растут ноги.

«Соколиный глаз»


Hawkeye, Marvel Comics, 2012 - сейчас
Мэтт Фрэкшен, Дэвид Аджа

Hawkeye Мэтта Фрэкшена наверняка будет у кого-нибудь ещё в списке, но без него сейчас никак: это главная радость 2013 года для всех людей, читающих комиксы и не отторгающих продукцию компании Marvel. Это новая (если кому-то интересны технические подробности, четвёртая) серия про Соколиного глаза, члена Мстителей, которого в фильме играл Джереми Рэннер - парень без суперспособностей, с луком и стрелами сражающийся плечом к плечу с Тором, Железным человеком и другими. Фрэкшен сделал из его сольной серии гениальный постмодернистский комикс, вдохновлённый шпионскими фильмами 70-х, ироничный, трогательный и совершенно невероятно нарисованный; на каждый выпуск Hawkeye попадается пара таких страниц, от которых отвисает челюсть. Для новичков он подходит идеально - тут не надо ничего знать ни про Соколиного глаза, ни про вселенную Marvel. И несмотря на то что в Hawkeye пока всего дюжина номеров, любой из них можно взять и прочитать отдельно - почти в каждом есть маленькая законченная история. Некоторые друзья говорят, что у меня слишком много футболок с героями комиксов и вообще персонажами поп-культуры. Наверное, это так. Но я уже знаю, кто будет на следующей.

«Бэтмен: год первый»



Batman: Year One, DC Comics, 1987
Фрэнк Миллер

Главная проблема супергеройских комиксов - никогда не знаешь, откуда именно начать читать, а если начинаешь, оказывается, что неплохо бы разбираться в гигантской предыстории, знать тьму событий и имен. Тут вроде бы должны помогать origin stories, собственно, истории о том, как супергерой стал тем, кем стал, но они в большинстве случаев написаны в дикие 40-е или 60-е или плохо переписаны позже. Тут есть, конечно, исключения, например Batman: Year One Фрэнка Миллера. В 80-е годы Миллер «взорвал» мир комиксов тем, что показал: кроме весёлых цветов радуги можно ещё рисовать серым, коричневым и чёрным, а супергерои могут быть пенсионерами и разговаривать страшными голосами, в общем, сделал всё серьёзным и мрачным. У Миллера все обычно советуют The Dark Knight Returns - собственно, историю про постаревшего Бэтмена, но, для того чтобы в принципе начать читать комиксы (и комиксы про Бэтмена в частности), идеально подходит именно Year One, рассказывающий о том, как, собственно, Брюс Уэйн решил надеть костюм летучей мыши. От него можно пойти и дальше: например, к блестящей дилогии Dark Victory и Long Halloween Джефа Лоеба и Тима Сейла, отчасти продолжающей Year One.

«Y: Последний мужчина» /
Ex Machina


Y: The Last Man, Брайан Вон, Пиа Гуерра, Vertigo, 2002-2008
Ex Machina, Брайан Вон, Тони Харрис, DC Comics/Wildstorm, 2004-2010

Идеальный вариант для любителей больших и серьёзных телесериалов: две длинных и, к счастью, законченных комикс-серии Брайана Вона (который, кстати, какое-то время был сценаристом «Лоста»). Y: The Last Man - про то, как на планете умерли все млекопитающие (а значит, и люди) мужского пола, кроме главного героя и его обезьянки. Ex Machina - про супергероя, мэра Нью-Йорка, способного разговаривать с техникой. Оба - абсолютно невероятные, одни из лучших комикс-серий последних десяти лет. Вон, с одной стороны, умеет цеплять, как никто другой, подсовывая кучу тайн и вопросов и почти каждый номер заканчивая мощным клиффхэнгером (так что если будете браться читать одно или другое, берите сразу все выпуски, остановиться будет очень сложно), с другой - очень серьёзно и глубоко размышляет на сложные темы. Y: The Last Man - сильнейшее высказывание на тему взаимоотношения полов в современном мире, Ex Machina - размышление о природе власти. Главное отличие от большинства сериалов - ни в одном из двух комиксов никто не прыгает через акулу, они ни на секунду не провисают, не обрываются на неожиданном месте, не портят всё идиотской последней серией и вообще не разочаровывают.

«Призрачный мир»


Ghost World, Fantagraphics Books, 1997
Дэниел Клоуз

Классика андерграундных комиксов; как и «Скотт Пилигрим», это coming-of-age история, только про двух циничных девушек Энид и Ребекка, гораздо более меланхоличная. «Призрачный мир» - отличный способ понять, что в комиксах, как и в любой другой форме искусства, история и сюжет не всегда играют главные роли, и помимо есть ещё куча всего. В «Призрачном мире», по сути, ничего такого не происходит, Энид и Ребекка разговаривают и шляются по неназванному небольшому американскому городку, в котором живут, но произведение получается сильнейшее.

«Кальвин и Хоббс»



Calvin and Hobbes, Andrews McMeel Publishing, 1985-1995
Билл Уотерсон

Если вдруг так случилось, что вы комиксы вообще никогда в глаза не видели и плохо представляете, что это такое, самый простой вариант разобраться с этим медиа - стрипы. Это короткие, чаще всего смешные комиксы на несколько кадров, раньше много печатавшиеся в газетах, теперь перекочевавшие в интернет. «Гарфилд», Peanuts (это который про Чарли Брауна и Снупи), «Дилберт» и другие, вариантов - масса. «Кальвин и Хоббс» Билла Уотерсона - про маленького мальчика Кальвина и его живого игрушечного тигра Хоббса, один из лучших вариантов; он смешной, умный и философский. И как это часто бывает со стрипами, «Кальвина и Хоббса» можно смело читать целой книгой, короткие стрипы собираются в большие истории. Помимо того что «Кальвин и Хоббс» - это хороший способ понять, как вообще читать комиксы, Уотерсон ещё довольно ловко и ненавязчиво экспериментирует с формой, так что, читая его, можно подготовить себя к более сложным вещам.

«Маус»


Maus, Raw, 1991
Арт Шпигельман

Наконец, самый тяжеловесный вариант: почему бы не начать разбираться в комиксах сразу с самого великого - с того, который вытрясет из вас душу, перевернёт мир, и ещё долгое время после его прочтения вы не сможете думать ни о чём другом?.. «Маус» - пока единственный комикс, получивший премию Пулитцера, это история о том, как родители Арта Шпигельмана пережили Холокост, записанная со слов отца. Евреи тут нарисованы в виде мышей, нацисты - в виде кошек. Не знаю, что ещё можно сказать про «Мауса». Хватит листать списки, идите и прочитайте его.

Первое, что можно услышать, начав беседу с человеком о комиксах - это о том, как он читал их в детстве. Как правило, люди сразу делают проекцию - "раз я читал это в детстве, то комиксы - это для детей". Впрочем, это не только стереотип, но и факт, если говорить о комиксах первой половины XX века. Мало того, что комикс зарождался, как равзлечение, поверх этого навалилась ещё и такая штука, как Comics Code Authority.

В начале 50-х годов комиксы активно подвергались нападкам со стороны возмущённых родителей (да, Dexter был не первым явлением, вызвавшим волну негодования в Америке). На тот момент комиксы, продолжая продаваться вместе с газетами, не были обложены цензурой, а отсутствие других способов привлекать аудиторию привело к всплеску насилия и эротики в комиксах. Результатом негодования родителей Америки и стало создание организации Comics Code Authority. Штамп с эмблемой этой организации ставился на те комиксы, что можно было продавать детям.

За неимением возможности публиковать для массового читателя (а визуальное развлечение всё же больше привлекает молодых), многие издатели комиксов настолько снизили "градус", что уровень комиксов действительно был детский. Так комикс вновь стал "чтением" для детей.

Однако со временем ситуация изменилась. Появились отдельные комикс-шопы - магазины, занимающиеся продажей конкретно комиксов - вот как магазин "Хочу!", ставший не так давно целой сетью. Туда приходили либо люди, уже настроенные на чтение комикса. За счет специализации аудитории влияние Кодекса CCA стало уменьшаться. Впрочем, по Кодексу ещё вдарил 1971 год. Тогда почти одновременно были выпущены два комикса, не одобренных Кодексом. Стэн Ли получает заказ от Министерства Здравоохранения на комикс про то, что наркотики это плохо. История появилась в серии Человека-Паука. Сначала в DC Comics было возмущались этим событием, а затем сами выпустили сюжет Snowbirds Don"t Fly, где помощник Зелёной Стрелы, Рой Харпер, подсаживается на кокаин.

Кодекс потихоньку отходил в прошлое, впрочем, Marvel от него отказались уже в новом тысячелетии. Что же до комиксов, то в 1960-х годах на сцену выходит Уилл Айснер, популяризовавший термин "графический роман". И собственно, именно тогда в комиксах начинают появляться серьёзные темы. Например, война во Вьетнаме. Постепенно комикс становится, как и другие виды искусства, зеркалом реальной жизни. Комиксы отоброжали мнение авторов на происходившие события.

Впрочем, и переосмыслявшие "дела минувших дней". В 1986 году начинает выходить графический роман Арта Шпигельмана "Маус". Повествует он о том, как польские евреи проходили через Вторую Мировую войну. Вернее, как они умирали в течение её. Полное название звучит, как "Маус. История выжившего", потому что она, по сути, является отчасти автобиорграфичной. В ней Шпигельман рассказывает историю своего отца. Как вы понимаете, тема геноцида не особо смешная. С этим согласились и критики, наградившие "Маус" Пулитцеровской премией в 1992 году.

Есть ещё два имени, важных для термина "графический роман". А именно - Алан Мур и Фрэнк Миллер. Первый - автор "Хранителей", "Из Ада", "Лиги выдающихся джентельменов", "В значит Вендетта" и других. Выдающийся сценарист комиксов и замечательный человек, мечтающий о том, чтобы некоторые люди из DC Comics сгорели в адским пламенем. Потому что за свои выдающиеся работы Мур получил значительно меньше, чем заслуживал, к тому же DC по сути, отобрали у него права на экранизации. За все те фильмы, которые вышли по его комиксам - собственно, перечисленные выше - Мур не получил денег, да и к их производству не относится никоим боком. Собственно, он их поливал грязью, пока было желание, а с фильмом Зака Снайдера так и не ознакомился. Что жаль, потому что в кои-то веки получилось круто и максимально возможно близко к оригиналу.

Фрэнк Миллер сейчас наиболее известен за "Город грехов" - экранизация не последняя тому причина. Однако Миллер крут не только этим. Его прорывом стало руководство над серией "Daredevil", да и после Миллер несколько раз возвращался к работе над "Сорвиголовой", каждый раз успешно. А ещё из его же рук вышли "300", знаменитые за счет экранизации с Батлером (Это Спарта!). Ещё Миллер ивестен своими работами над Бэтменом - "Бэтмен: Год первый", "Возвращение Тёмного Рыцаря", "Всезвёздный Бэтмен и Робин Чудо-мальчик". Отличительная черта Фрэнка в том, что он проробатывает атмосферу и персонажей, добавляя столь необходимых деталей. Его Бэтмен - суровый умный мужик без страха и упрёка. Немного выскочка, поскольку реально умней своих коллек по плащу.

Конечно, я не упомянул ещё Нила Геймана, Гранта Моррисона и ещё десяток имён, которые стоят упоминания. Суть в том, что все эти люди, казалось бы, проделали огромную работу. Комиксы, выходящие из их рук - не раз и не два получали разные престижные премии.

И всё же, люди по большей части игнорируют всё это. Отчего это происходит? Ах ну да, "Бэтмен навсегда" Шумахера... Ситуация в том, что большинству людей куда проще и понятней фильмы. Это означает экранизации комиксов. А они, увы и ах, далеко не всегда так уж хороши. А плохие экранизации означают отсутствие интереса к первоисточнику. Посмотрев экранизации 2000-х годов - Халк, трилогия про Людей Икс, Возвращение Супермена. Даже сериалы вроде "Тайн Смолвиля" сложно назвать так уж популярными - точно не в России. К слову, о ней.

Как известно, до нашей страны очень много доходит значительно дольше - технологии и фильмы не в последнюю очередь. Ребята с сайта SpiderMedia.ru, к примеру, окрестили наше время - Серебряным веком комиксов. Мол, именно сейчас, на волне "Мстителей", "Тёмного рыцаря" и "Стражей Галактики", как раз попрут комиксы. Собственно, они уже попёрли - тот же "Хочу" как раз вот только только развернулся в несколько городов.

А как вы вообще относитесь к комиксам? Читаете или нет? Если да, то