Женитьба дяди шуры. Мой читательский дневник

Многие помнят фильм «Чучело» с Кристиной Орбакайте. Однако не всем известно, что автор повести, по которой был снят фильм, написал еще немало интересных книг о взаимоотношениях школьников. Зовут этого писателя Владимир Железников. «Чудак из 6 “Б”» - это еще одно его замечательное произведение, по мотивам которого был снят кинофильм для детей.

Владимир Железников

Родился Владимир Карпович в Витебске в 1925-м. С детства мальчик мечтал пойти по стопам отца и, едва окончив школу, поступил в артиллерийское училище. Но позже понял, что быть военным - не его призвание и, увлекшись литературой, поступил в институт имени Максима Горького.

Первая книга Железникова - «Разноцветная история» - вышла, когда ему исполнилось 35. После ее успеха автор стал активно писать, в том числе и сценарии для фильмов. По мотивам его повестей сняты такие киноленты, как «Путешественник с багажом», «Чудак из 5 “Б”», «Чучело», «Мой друг Сократик» и другие. За адаптацию под киносценарии своих повестей «Чучело» и «Чудак из 6 “Б”», автор был удостоен двух Государственных премий СССР.

С 1988-го и до конца своих дней писатель руководил детской киностудией «Глобус». Умер в 2015-м.

Владимир Железников, «Чудак из 6 "Б"»

Повесть «Чудак из 6 “Б”» была написана еще на заре литературной карьеры Железникова - в 1962-м. Первоначально она состояла из одной истории, однако позже автор написал еще одну - «Женитьба дяди Шуры». С тех пор обе повести о мальчике Боре были объединены в цикл «Жизнь и приключения чудака», состоящий из двух частей: «Тетрадь с фотографиями» и «Женитьба дяди Шуры».

Борис Збандуто - главный герой повести

Повествование идет от первого лица в повести «Чудак из 6 “Б”». Главный герой - ученик шестого класса Борис Збандуто (Бока).

Он довольно непростой человек, старающийся выделяться на фоне окружающих. Чтобы отстоять свою независимость и уникальность, мальчишка не собирает марки (так как этим увлекаются все его сверстники), плохо учится (потому что почти все в классе отличники, и ему не хочется быть похожими на других), редко совершает добрые поступки (чтобы тетя Оля не подумала, что способна влиять на него).

Несмотря на свой бунтарский характер, в глубине души Боря очень добрый и благородный мальчик. Влюбившись с лучшим другом Сашкой в одну и ту же девочку Настю, в борьбе за ее благосклонность чудак не опускается до подлости. Он не говорит гадостей о лучшем друге, хотя Саша именно так и поступает. Кроме того, Боря продолжает хорошо относиться к Сашке, даже зная о его неблагородном поведении.

Доброта и забота о других помогают Боре стать прекрасным вожатым для первоклассников, несмотря на все нежелание возиться с ними поначалу. Боря водит их на плаванье, к врачу, помогает делать домашнюю работу и знакомится с их родителями. Без сожаления он постепенно тратит на своих малышей все деньги, предназначенные на подарок маме. В определенный момент Збандуто даже приходится сделать непростой выбор в пользу своих подчиненных и отказаться от любимой девочки.

Одна из самых ярких особенностей, которой обладает главный герой из повести «Чудак из 6 “Б”», - это отсутствие у него желания оправдываться. Чувствуя, что поступил верно, Боря не спешит оправдывать свои поступки, понятые превратно. Так, потратив все деньги на малышей, он говорит отцу, что купил на них мороженое, и выглядит в его глазах как безответственный балбес, которым не является. Даже когда Збандуто решают снять с поста вожатого, он не хвастается, как много сделал для малышей, хотя мог бы.

Что касается любви, то Борис легко поддается влиянию любимой, но при этом он осознает свое состояние и пытается мыслить рационально.

Важную роль в мировоззрении Бори играет его тетя Оля. Понимая ее правоту, он в первой повести активно пытается противостоять ее мыслям, но в конце сдается. Во второй же тетя Оля становится для него главным нравственным ориентиром.

Что касается родителей, то близких отношений и взаимопонимания с ними у мальчика нет. Они любят его и заботятся о нем, но не вникают в характер его переживаний. Отец часто в командировках, а воспитание матери часто сводится к мощным подзатыльникам. Во второй части их вообще нет в сюжете.

Краткое содержание повести «Чудак из 6 "Б"» («Тетрадь с фотографиями»)

В начале повести отец Бори отправляется в длительную командировку. Сыну он оставляет десять рублей, чтобы тот купил подарок маме на день рождения. Повстречавшись со своим одноклассником и по совместительству лучшим другом Сашкой, Боря хвастается деньгами и ведет приятеля в кино. Через несколько дней звонит отец мальчика, чтобы узнать, что сын купил матери, но Борис врет ему.

Однажды по дороге в школу мальчики встречают свою одноклассницу Настю Монахову, которая на год уезжала, а теперь вернулась и очень похорошела. Оба друга влюбляются в нее и начинают ухаживать за ней.

В школе старшая вожатая Нина предлагает Збандуто стать вожатым у первоклашек, и он соглашается, так как думает, что Настя оценит этот поступок. Правда, позже выясняется, что девочка не любит детей.

Через неделю первоклассники, о которых Боря совсем забыл, сами находят его. Чудак пытается отделаться от них всеми силами и сосредоточиться на завоевании сердца Насти, но малыши постоянно путаются под ногами. Одна из них, Наташа, просит провести ее домой мимо собаки, которую очень боится, оторвав Борю от игры в футбол. Вскоре парню приходится решать различные проблемы малышей, что мешает ему. Он пытается от них уйти, но позже меняет свое решение, отказавшись от похода в кино с понравившейся девочкой ради своих первоклашек.

Большинство денег из заветной десятки Збандуто тратит на своих подопечных. Он водит их фотографироваться, в цирк и в бассейн, покупает пирожки и мороженое. А позже даже подсказывает им на контрольной.

В результате чудака пытаются снять с должности, так как многие его поступки были неправильно поняты родителями, которые пожаловались директору. Но малыши сами приходят к главе школы и отстаивают своего вожатого.

В день рождения мамы Борис очень сильно волновался: ему было стыдно, так как он не купил ей подарок. По этой причине он не поздравил ее с утра. Понимая, что мама очень расстроилась, парень позже раскаивается в своем поведении и звонит ей по телефону на работу, чтобы поздравить.

В этот же день чудак узнает, что Настя выбрала Сашу, однако из-за трусости этого парня она попадает в некрасивое положение, из которого Борис спасает ее. Позже девочка покидает Москву, а Саша с Борей мирятся. Збандуто признается, что дал списать первоклассникам. А бывшая вожатая Нина, узнав всю историю Бори, одолжила ему два рубля на цветы маме, и друзья идут к нему домой есть праздничное угощение.

В конце повести первоклассница Наташа попадает в больницу с аппендицитом. Весь класс вместе с Борей идет ее проведывать, а по дороге Збандуто наконец-то понимает, что быть вожатым - его призвание.

«Чудак из 6 "Б"» («Женитьба дяди Шуры»)

Выше мы говорили о первой части дилогии, изложили ее краткое содержание. «Чудак из 6 “Б”» также имеет продолжение - «Женитьба дяди Шуры». Сюжет его таков.

Прошел год, и Збандуто с родителями переезжает с Арбата. Теперь он из своих первоклашек поддерживает отношения только с Наташей Морозовой, так как они соседи по лестничной площадке. Из-за переезда Боря меняет школу, и у него появляется новый друг Коля, который увлекается графологией. Позже этот неплохой на первый взгляд паренек оказывается довольно гадким типом. Из-за конфликта с ним Боря возвращается в старую школу.

Кроме того, в этой повести снова безответно влюбляется чудак из 6 “Б”. Сюжет же этой любовной истории несколько иной. Объектом его чувств становится мачеха Наташи Морозовой - преподавательница музыки Надежда Васильевна. Как верный рыцарь, Боря старается помогать ей, но из-за размолвки мачехи и Наташи вынужден стать на сторону своей бывшей подопечной. Отец девочки дядя Шура расходится с Надеждой Васильевной. Все тяжело переживают этот разрыв, а Борис, поначалу думая, что помогает Наташе, убеждает учительницу оставить Морозовых в покое. Но позже, осознав истинное положение дел, помогает Морозовым помириться.

Главные герои - дети

Представление о главных детских персонажах повести можно получить, даже прочитав ее краткое содержание.

Чудак из 6 “Б” Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик. Именно вокруг него происходит все действие.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - филателист Коля. Оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Еще одним важным женским персонажем является «Колобок» - такое прозвище носит полноватая вожатая Нина. Очень добрая и ответственная девочка, она влюбляется в преподавателя, но ее чувства остаются без ответа, и Нина уходит в другую школу.

Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей.

Она боялась собак, но позже смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Еще один подопечный чудака - первоклассник Толик, добрый мальчик из Стараясь угодить Боре, поставил на стол редкую чашку из коллекции отца, и чудак случайно разбил ее.

Интересен образ и первоклашки Зины Стрельцовой. Она единственная из всего класса была принята в секцию по плаванью, так как у нее оказался талант. Будучи очень пугливой, девочка часто жаловалась маме на выходки Бори, хотя к нему самому относилась хорошо и даже приглашала в гости.

Один из важных героев-детей второй повести - владелец собаки Паша. Несмотря на юный возраст, он смел и добр, был готов отказаться от любимого питомца, чтобы помочь Наташе Морозовой. Позже стал ее лучшим другом.

Главные герои - взрослые

Выделить основных взрослых героев цикла о чудаке также можно, прочитав изложенное выше краткое содержание.

«Чудак из 6 “Б”» и «Женитьба дяди Шуры» объединены вокруг главного персонажа-взрослого - тети Оли, являющейся совестью чудака. Она почти не появляется в первой повести, но парень часто вспоминает о ней. Во второй же Боря постоянно вспоминает ее высказывания и бегает советоваться с ней.

Еще один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, что позволяет моментально влюбиться в нее Борису. Но при этом она часто бескомпромиссна в своих решениях, что в первую очередь вредит ей самой.

Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало уделять времени дочке, из-за чего та начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

Такие герои из «Чудак из 6 “Б”», как родители Збандуто, почти не присутствуют в обеих повестях. Отец - хороший человек, но, по словам той же тети Оли, очень подозрителен, что и мешает ему в жизни.

Владимир Карпович Железников
Жизнь и приключения чудака
Повесть
В книгу известного детского писателя, лауреата Государственной премии СССР, входят повести "Жизнь и приключения чудака", "Последний парад", "Чучело" и другие. То, что происходит с героями повестей, может быть с любым современным школьником. И все-таки они могут поучить своих сверстников вниманию к людям, к окружающему. Автор изображает подростков в таких жизненных ситуациях, когда надо принимать решение, делать выбор распознавать зло и равнодушие, то есть показывает, как ребята закаляются нравственно, учатся служить добру и справедливости.
Издается в связи с 60-летием писателя.
Для среднего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ
Тетрадь с фотографиями
Женитьба дяди Шуры
Вандал, варвар, гунн! Но в отличие от них на тебе
лежит печать цивилизации нескольких столетий! Может
быть, ты считаешь, это не имеет значения? Посмотрим,
посмотрим...
Из высказывания тети Оли в мой адрес
ТЕТРАДЬ С ФОТОГРАФИЯМИ
Эта история началась с того, что отец, уезжая в командировку, поручил мне купить подарок маме ко дню рождения. Он оставил целых десять рублей, но, прежде чем удалиться, все же спросил:
- Надеюсь, ты меня не подведешь?
Я, конечно, успокоил его самым решительным образом.
Если бы с нами рядом была тетя Оля, то она обязательно сказала бы под руку: "Неисправим дух хвастуна!"
Это я-то хвастун?! Посмотрим, посмотрим...
Да! Вы же не знаете тети Оли. Это наша родственница и домашняя прорицательница. Она учительница литературы в отставке, ей уже за шестьдесят. Между прочим, большая благодетельница: уступила мне свою комнату, а сама переехала к сестре на другой конец Москвы. Подучается, что она ничего, не тычет в нос своей добротой, как другие. Ну, отдала комнату и отдала и не напоминает. Но зануда! У-у-у, зануда номер один.
Она воспитывала меня с пеленок: говорят, запрещала писаться и плакать. И вроде бы ей удалось кое-чего добиться, но я думаю, это легенда, которую она распространяла сама. Не верится, чтобы я с моим характером поддался ей. Ни за что?
В общем, она умоталась, и слаба богу, потому что я не люблю, когда меня постоянно воспитывают. Иногда даже хочется сделать что-нибудь хорошее, но специально отказываешь себе в этом, чтобы не подумали, будто я поддался воспитанию. Хотя тетя Оля это делает хитро и незаметно.
Но меня не проведешь. У меня глаз наметанный. Я давно усвоил: главное в жизни - не поддаваться, а то погибнет всякая индивидуальность. А ее надо беречь.
Я, например, принципиально не собираю марки, потому что в нашем классе их собирают все, плохо учусь, потому что у нас все учатся хорошо. Как-то я сострил на истории, что урок выучил, но отвечать не буду. Правда, за это меня выгнали из класса и влепили единицу, а отец обозвал балбесом и кричал, что я значение слова "индивидуальность" понимаю шиворот-навыворот.
Хе-хе-хе, если бы тетя Оля услышала словечко "умоталась"! Вот бы подняла шум: "Что ты делаешь с великим русским языком? Это же святыня святынь! На нем разговаривал сам Пушкин!"
Но оставим тетю Олю в покое.
Так вот, заметьте, уже на следующий день после отъезда отца я собрался идти за подарком. Я не люблю откладывать важные дела в долгий ящик.
Только я вышел на улицу, как встретил своего лучшего друга Сашку Смолина.
- Ты куда? - спросил Сашка.
- Никуда, - ответил я. - А ты?
- И я никуда, - сказал Сашка.
- А у меня, - сказал я, - есть десять рублей, - вытащил папину десятку и похрустел перед Сашкиным носом.
- Подумаешь! - сказал Сашка.
- Да это же мои собственные! - возмутился я.
- Ври, да не завирайся. Вот чем докажешь, чем?
Мне надо было остановиться и ничем не доказывать, но хотелось добить Сашку, и я небрежно сказал:
- Пошли в кино.
И разменял папину десятку.
А через несколько дней раздался междугородный телефонный звонок. Конечно, это звонил отец. Он беспокойный тип: стоит ему уехать, как тут же начинает названивать чуть ли не каждый день. Когда он узнал, что мамы нет дома, то стал спрашивать про подарок. Я сказал, что уже кое-куда ходил и кое-что видел.
- А куда? - дотошно спросил он.
Я ответил:
- Естественно, в магазин.
- А в какой?
- "Все для женщин".
- Что-то я такого магазина не знаю, - сказал недоверчиво отец. - А ты, часом, не врешь?
- Я? Ты что?!
А мне понравилось название "Все для женщин". По-моему, прекрасное. А он так грубо: "Ты не врешь?" Недаром тетя Оля говорила про него, что недоверчивость мешает ему наслаждаться жизнью.
- А где он находится? - продолжал он допрос.
- На улице Веснина. Как свернешь, сразу по левую руку.
- Там всю жизнь была керосиновая лавка! - завопил папа.
- Ее снесли, - храбро ответил я. - И выстроили новый магазин.
Ну, а дальше в том же духе. Рассказал ему, как этот магазин выглядит и что там продают, а цены, цены, - куда там с нашей десяткой! Тут мой папаша почему-то тяжело вздохнул и повесил трубку.
А жаль! Я бы ему еще многое порассказал, не дали мне до конца расписать прелести магазина "Все для женщин".
Между прочим, я потом сходил на эту улицу Веснина. Папа оказался прав: там был хозяйственный магазин, и это вызвало у меня большое любопытство.
На всякий случай я зашел в магазин и почему-то купил там тюбик синей краски и кисть. Я бы не стал покупать, но в лавке никого не было, а продавец, сухонький зловредный старик, вцепился в меня хваткой бульдога и навязал.
Я думаю, он в этой лавке работал еще до революции, а в то время, как известно, была конкурентная борьба, вот он и научился всучивать. А я без привычки растерялся: ухлопал ни за что ни про что еще один рубль из папиной десятки.
Чтобы как-то успокоиться, я решил пустить краску в дело. Пришел домой и выкрасил свою кровать в синий цвет. Получилось красиво. А то кровать старая, облупившаяся.
Правда, когда я закончил красить, мною овладело легкое сомнение, что моя работа может не понравиться маме. Она вполне могла придраться к тому, что синих кроватей не бывает. А почему, ответьте мне, почему не может быть синей кровати?
Мы встретились с мамой вечером. Нет, она меня не ругала, а просто отвесила хороший подзатыльник.
Не знаю, зачем применять в наше время такие забытые средневековые методы воздействия. Можно придумать что-нибудь пострашнее. Например, не подзывать к телефону, когда звонит Сашка, или выключать телевизор на самом интересном месте.
Рука у мамы тяжелая, она преподаватель физкультуры, гимнастка, после ее подзатыльников у меня голова по два часа гудит. Я проверял по часам. Как после посещения воздушного парада: ты уже дома, и тишина, и самолеты не летают, а в голове гул.
Тут, к счастью, зазвонил телефон.
Мама сняла трубку. Это звонила тетя Оля.
- Приезжай, полюбуйся, что наделал твой любимец! - кричала мама. - Он выкрасил кровать в синий цвет. Может быть, ты теперь скажешь, что у него тяга к живописи! "Не ограничивайте мальчика в фантазии (это она повторяла слова тети Оли, передразнивая ее), дайте ему простор".
Мама повесила трубку и посмотрела на меня. Она действительно была расстроена. С ума сойти, из-за какой-то кровати она готова была заплакать.
- Ну чего ты? - сказал я. - Из-за кровати...
- Да нет, - ответила она, - из-за тебя. Растешь балбесом.
- Я обязательно исправлюсь, - сказал я. - Честное слово. Вот увидишь.
Мама безнадежно махнула рукой.
Эта безнадежность сильно меня огорчила. Я почти целый день об этом думал, но потом забыл. Московская суета!
...Как-то мы тащились с Сашкой в школу из последних сил. И вдруг нас нагнала незнакомая девчонка.
Она улыбнулась нам, как старым знакомым, и сказала:
- Здравствуйте, мальчики. Не узнаете? Я Настя Монахова.
А я ее действительно не узнал, и Сашка тоже не узнал. Она училась с нами до четвертого класса, а потом на год уехала. Я внимательно посмотрел на нее. Она была Настя Монахова, но какая-то новая.
А мы только перед этим решили пропустить первых два урока и придумали, что соврем, будто одинокой старушке стало плохо на улице и нам пришлось отводить ее домой. Мы даже записку написали от имени этой одинокой старушки и, чтобы наш почерк не узнали, писали в две руки; букву - я, букву - Сашка.
Это все я придумал, потому что такой случай был в моей жизни, но произошел он не в будний день, а в воскресенье и я не смог им воспользоваться.
Правда, эта старушка жила в нашем доме, ее звали Полина Харитоньевна Веселова, но мы с нею раньше не были знакомы. А в тот день, когда я ее спас от почти неминуемой смерти, она пришла к нам с тортом на чаепитие и долго объясняла маме, какой я замечательный мальчик. Ну, и теперь мы написали записку ее словами, теми, которые она говорила про меня маме.
Я еще раз внимательно посмотрел на Настю Монахову и догадался, что меня в ней поразило: из мелюзги, замарашки она превратилась в настоящую красавицу. Вот что происходит с людьми, когда они долго отсутствуют!
И тут мне почему-то расхотелось пропускать уроки.
И Сашке, видно, тоже, потому что он шел рядом с прекрасной Монаховой и помалкивал.
- А ты, Саша, по-прежнему учишься в музыкальной школе? - спросила Настя.
- Он у нас знаменитый флейтист, - ответил я за Сашку.
- Молодец, - сказала Настя. - А ты, Боря, чем увлекаешься?
- Я? Исключительно ничем.
- Ну и неостроумно. В наше-то время ничем не увлекаться!..
- Еще один воспитатель на мою бедную голову! - сказал я.
- Извини, - тихо ответила она. - Я не собиралась тебя воспитывать. Просто сказала то, что подумала. Мне тебя жалко стало.
Вот так она меня пригвоздила. А пока я ей собирался ответить, мы уже вошли в класс, и все ребята с любопытством набросились на Настю и оттеснили нас с Сашкой.
Мы сели за парту, но почему-то оба не спускали глаз с Монаховой.
Она нас просто околдовала. "Но посмотрим, поборемся, не на таких наскочила", - подумал я и тут же сделал все наоборот.
Дело в том, что в этот день меня назначили вожатым в первый класс "А". Об этом сообщила Колобок, то есть наша старшая вожатая Нина, которую прозвали Колобком, потому что она толстуха и всегда что-нибудь жует. И представьте, я согласился. Именно из-за нее, из-за Насти.
Вот как все было. Влетает, значит, в класс Нина, дожевывая на ходу пирожок. Она у нас такая восторженная-восторженная и говорит всегда торжественно-торжественно, как будто выступает перед толпой.
Однажды, когда я учился в третьем классе, она вцепилась в меня, и не где-нибудь, а на улице, и воспитывала сорок минут.
Сашка в это время стоял в сторонке и ел мороженое. Ему в ожидании пришлось съесть три порции.
Чтобы отделаться от нее, я начал икать. Это очень хороший, испытанный способ. Она тебе слово, а ты в ответ "ик". Она сказала, чтобы я перестал. А я в ответ снова "ик". А потом Нина узнала, что это мой способ отделываться, когда воспитывают, и невзлюбила меня. И вот когда теперь она мне заявила: "А я по твою душу, Збандуто", - у меня все внутри похолодело от предчувствия беды.
- Что это вдруг? - удивился я. - Вроде еще ничего не случилось.
- Случилось. - Нина загадочно улыбнулась.
Настя повернулась в нашу сторону: это был немаловажный момент.
- Интересно, - тут же стремительно вступил в игру Сашка.
- Ребята, минуту внимания! - сказала Нина. - Во-первых, поздравляю вас с новым учебным годом!
- Уря-а-а! - закричал кто-то тоненьким голосом.
Я воспользовался тем, что Нина отвернулась, подмигнул Насте и сполз под парту.
- А во-вторых... - сказала Нина торжественным голосом.
После этого наступила тишина. Видно, Нина повернулась лицом к нашей парте, а меня нет, а я тю-тю! Сидел себе и похихикивал.
- А где Збандуто? - спросила Нина.
- Не знаю, - ответил Сашка. - Только что был тут.
В этот момент на меня напал чих. Я зажал рукой нос, сморщился и чихнул про себя, но не рассчитал и треснулся головой о парту. Гул пошел по всему классу. Ясно было, что теперь меня обнаружат.
И действительно, я увидел, что Нина лезет под парту. Я закрыл глаза и откинул голову на скамейку.
- Что с тобой, Збандуто? - участливо спросила Нина.
- Он сомлел, - сказал Сашка. - Здесь душно. Отвык за лето от школьной обстановки.
- Воды, - приказала Нина.
Я слышал, как кто-то услужливо побежал за водой и вернулся обратно. Потом этот кто-то приподнял мою голову и нахально ливанул полграфина воды мне за шиворот.
Тут я вскочил. Ну конечно, передо мной стоял Сашка. В руках у него был графин с водой. Он был очень доволен, потому что вызвал всеобщее веселье. Даже Настя хохотала. По-моему, он унизил меня ради нее. Я бы на его месте так не поступил.
- Ну, как ты себя чувствуешь? - спросила Нина участливо. - Получше?
- Ничего, - сказал я. - Только зачем же лить воду за шиворот? Разве нельзя было просто побрызгать в лицо?
- Хорошо, - сказала Нина, - в следующий раз.
Она надо мной издевалась.
- А теперь, ребята, я вам сообщу новость, - снова торжественно начала Нина. - Совет дружины назначил одного из вас вожатым в первый класс "А". Она повернулась ко мне и объявила: - Бориса Збандуто.
И тут почему-то поднялся невообразимый шум. Все начали смеяться, а больше всех - мой друг Сашка. Каждый острил как мог, нарочно перевирая мою фамилию.
- Донато! Ха-ха-ха! - закричал Сашка. - Он научит их получать двойки.
- Бандито! Плакали деревья в школьном дворе!
- Надувато! Научи их лупить девчонок!
- Бить окна!..
- Играть в расшибалочку!..
Все ребята хохотали, и я тоже не отставал от них. Действительно, какой из меня вожатый!
- Ну, хватит. Посмеялись - и хватит! - серьезно сказала Нина. Согласен, Збандуто?
- Нет, - ответил я. - У меня профессиональная негодность. Я от волнения заи... заи... заикаюсь.
Ребята снова засмеялись.
- То ты икаешь, - сказала Нина, - то ты заикаешься. Довольно валять дурака. Говори, согласен или нет?
- А что я буду с ними делать? - спросил я.
- Подготовишь в октябрята, - ответила Нина.
- Будешь их сажать на горшки и вытирать носы! - выкрикнул Сашка и посмотрел в спину Насти.
Он явно хотел ей угодить. И тут она оглянулась и сказала те самые слова, которые и втянули меня в эту историю. Потом-то оказалось, что она просто пошутила.
- Что здесь смешного? - сказала она. - Это ведь серьезное дело.
На секунду наши глаза встретились, и я вдруг, к своему величайшему удивлению, услышал собственный голос, который произнес:
- Я согласен.
- Несчастный Надувато, мне тебя жаль! Сашка корчился от смеха.
- Может, помолчишь? - спросил я. - А?
- Ну, вот и хорошо, Збандуто, сказала Нина. Мы знаем твои слабости, но доверяем. А ты должен оправдать это доверие.
- Можете на меня положиться, - громко ответил я и победно оглядел притихший класс.
- Подумай, о чем ты будешь говорить с ними на первом сборе. Для этого нужна какая-то находка, предупредила Нина.
По дороге домой я думал о первоклассниках. Мы с ними понаделаем дел. Можно, к примеру, перейти на ускоренное обучение: за год три класса. Вот будет пожар! Все обалдеют. Может быть, моим методом сможет воспользоваться наша школа или даже вся страна. А можно еще организовать для них учение во время сна. Они будут ночью спать и учиться, а днем гулять. Чем не жизнь?.. Идеи так и роились в моей голове.
Пусть теперь Н.Монахова скажет, что я ничем не увлекаюсь. Воспитать современного человека, подготовить его для жизни в двадцать первом веке это поважнее, чем пищать на флейте.
И тут меня осенило: надо для первой встречи произнести речь. Это будет та самая "находка", о которой говорила Нина.
Я вытащил на ходу из портфеля тетрадь и, остановившись, быстро написал: "Дорогие ребята, пионерская организация..." Дальше у меня почему-то не пошло, хотя сама находка показалась мне блестящей. И, не в силах сдержать радость, я побежал домой, чтобы рассказать обо всем маме.
Дверь мне открыла Полина Харитоньевна. С тех пор как я ее спас от неминуемой смерти, она зачастила к нам: пьет с нами чай или обедает. Ей нравилось, что из наших окон хорошо видно, кто куда пошел, кто что понес, кто как одет. Мама ее жалела и говорила, что в ней, в Полине Харитоньевне, сильны пережитки прошлого, что она из буржуазной среды. Конечно, ей ведь восемьдесят лет.
Вид у Полины Харитоньевны был испуганный, особенно в этом странном салопе, который она натянула на себя. А в тот момент, когда она открыла дверь, меня как раз снова посетило вдохновение, и я выпалил ей прямо в лицо продолжение своей речи.
- "Дорогие ребята! - крикнул я торжественно-торжественно. Я теперь начинал понимать Нину. - Пионерская организация, известная своим благородством..."
- Что-нибудь случилось? - спросила Полина Харитоньевна, отступая.
- Случилось, - ответил я.
- Что? - Полина Харитоньевна всего боялась.
- Меня назначили вожатым! - крикнул я и пролетел мимо нос в комнату, чтобы записать продолжение речи.
Она вошла следом за мной:
- Вожатым? Тебя?
Я вырвал листок из тетради и быстро стал записывать речь.
- В первый класс "А", - ответил я.
- Ну, что ж, Бока, теперь ты должен будешь показывать пример другим.
- Не называйте меня больше Бокой, - попросил я, - я уже не маленький.
- Хорошо, - согласилась Полина Харитоньевна. - Может быть, пообедаешь?
- Нет, - твердо ответил я, - я буду сочинять речь... и развивать силу воли. Волевой человек может добиться чего угодно.
Я склонился к столу, потому что почувствовал, что меня опять осенило.
В это время хлопнула входная дверь. Пришла мама. Я выскочил ей навстречу.
- Мама! - закричал я. - У меня хорошая новость!
- Тише, тише, не кричи так, - попросила она.
- Меня назначили вожатым в первый класс, - с ходу перешел я на шепот.
Мама скептически поджала губы. До чего же все-таки взрослые скучный народ! Я думал, она закачается или хотя бы улыбнется. Ну ничего, когда она узнает, какие я задумал дела, поверит в меня.
- Только не называй меня больше Бокой, - предупредил я и удалился в свою комнату.
Речь была написана, и теперь, нежно разглаживая эту драгоценную бумагу, я учил ее наизусть.
- "Дорогие ребята! Пионерская организация, известная своими славными делами, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам..."
Я перестал читать, подкрался к двери и приложил ухо к замочной скважине, чтобы послушать, что обо мне говорят мама и Полина Харитоньевна.
- Неужели исправится? - долетел до меня голос мамы. - Неужели возьмется за ум?
- А что вы думаете, - ответила Полина Харитоньевна. - Обещал развивать силу воли.
- Боже мой! - вздохнула мама. - Чего он только не обещал развивать: и силу воли, и память, и внимательность, и не лгать, и не драться, и, наконец, помогать мне!
Я решил напомнить о себе и прокричал в замочную скважину:
- "Чтобы я закалил вас и подготовил нам достойную смену..." - На слове "смена" у меня сорвался голос, и получилось не очень красиво.
Тем не менее я прильнул глазом к скважине: Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони. Представьте, они с аппетитом обедали, пока я страдал на благо общества. Я с возмущением открыл дверь.
- А, Бока, - сказала мама. - Может быть, все же пообедаешь?
- Опять "Бока"! - возмутился я. - Это, наконец, надоело.
Но за стол я сел. От этой речи я здорово проголодался.
После обеда я вновь вернулся к своей работе. Пробежал речь глазами и остался доволен. Вот только нет в ней упоминания о мужестве. Вставил в нескольких местах слово "мужество".
- Борька! - крикнул кто-то за окном. - Збандуто!
Я узнал Сашкин голос.
"А-а-а, притащился! - подумал я. - Ну покричи, покричи. Только теперь мне не до тебя. Я занят серьезным делом, это тебе не этюды для флейты".
- "Дорогие ребята! Пионерская организация, известная своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам, мужественным, мужественным..." продолжал я повторять одно слово, как испорченный проигрыватель, явно выжидая, позовет меня Сашка еще или нет.
Нет, не зовет. Неужели ушел? Предатель! Бросает друга в трудную минуту! Чтобы убедиться, что Сашка действительно предатель, я подошел к окну - мы живем на первом этаже - и открыл его.
Сашка стоял на своем обычном месте.
- Ну, скоро ты? - спросил он.
- Не мешай, - ответил я. - Я занят.
- А как же я? - удивился Сашка. - Что же мне делать в полном одиночестве?
- Действительно, - я посмотрел на его постную физиономию, - а как же ты? - и, не раздумывая, полез в окно.
От сквозняка совсем некстати широко распахнулась дверь, и мама с Полиной Харитоньевной увидели меня сидящим верхом на подоконнике.
- Ты куда? - закричала мама. - А как же твоя речь?
- Ничего, - ответил я, - даже министры читают свои речи по бумаге, - и прыгнул вниз.
Через несколько дней, когда все ребята и я, между прочим, уже забыли, что меня назначили вожатым, в нашем классе появились две маленькие девочки. Все, конечно, тотчас уставились на них. Это ведь необычное событие.
А я в это время стоял на голове на спор с Сашкой. Стоял, поглядывал на Настю и болтал ногами. На этот раз победителем выходил я. Сашка отстоял до ста, а я пошел на вторую сотню. Между прочим, это полезно. Только учителя этого не понимают. Говорят - хулиганство. А как же йоги?
Да, наша дружба с Сашкой из-за Насти зашла в тупик. С ним творится что-то невозможное. Он преследует меня днем и ночью (во сне).
Сегодня мне приснилось, что он, Сашка, уже генерал и Настя выходит за него замуж. Я проснулся в холодном поту.
Каждый раз, когда я обращаюсь к Насте, его вечно розовое лицо с двумя спелыми помидорами вместо щек делается бледным, как у мертвеца. Насколько я понимаю, это ревность. Хорошо, что он мне приснился с нормальным лицом, а то я закричал бы и разбудил маму. Я всегда кричу, когда мне снится что-нибудь страшное.
Чем это все кончится, не знаю. Из-за ревности и не такие люди погибали. Говорят, раньше многие из-за этого пускали пулю в лоб или сердце. Надеюсь, Сашка не последует этому глупому примеру. Я же изо всех сил старался облегчить его страдания. Вчера угостил его двумя стаканами сока на выбор, истратив еще шестьдесят копеек из бывшей десятки. Причем сам я выпил стакан чистой газированной воды за копейку!
- Чего вам надобно, крошки? - спросил Сашка.
- Нам нужен Боря З... - Девочка покраснела, ей трудно было выговорить мою фамилию.
А вторая ей помогла:
- Занудо...
Все только этого и ждали и сразу засмеялись.
Я догадался, что это девчонки из первого "А", вскочил на ноги и стал незаметно вытеснять их из класса.
- Это я и есть. Только я не Занудо, а Скандуто, переврал я свою фамилию.
- Извините, сказали девчонки в два голоса. Мы из первого "А". Вы наш вожатый. Мы вас ждем уже неделю.
К нам подскочил Сашка, загородил меня от девчонок и крикнул:
- Бегите, детки, он вас съест. Он Серый Волк! - Он дернул одну из них за косу.
Все стали хохотать еще больше.
Я подумал, что Сашка их сейчас доконает и они убегут, но тут вмешалась Настя и всю игру спутала.
- Перестаньте, - сказала она. - Борис, что же ты?
И действительно, мне стало стыдно. Что это я? Ведь я сам не люблю, когда над другими издеваются.
- Послушай, Красная Шапочка... - многозначительно произнес я. - Мы же разговариваем, - отстранил Сашку рукой и сказал: - Я приду к вам. Сегодня. После уроков. Будет сбор. Я уже речь написал.
Вот так-то. Знай наших!
После уроков я заметил, что Сашка необычно быстро собирает портфель. Его поспешность мне была ясна, я видел, куда он косит глаза.
В это время Настя вышла из класса. Я выскочил следом за ней.
- Привет! - крикнул на ходу Сашка, обгоняя меня в коридоре.
Встретились мы на первом этаже около библиотеки.
Когда он увидел меня, то прикинулся, что ничего не видит, и хотел пройти мимо. А я, видно тоже от смущения, подставил ему ножку, и он растянулся во весь рост.
- Ты что, - взревел он, вскакивая, - обалдел? - и трахнул меня портфелем.
Я в ответ тоже. В результате у нас вышла настоящая современная дуэль. Из-за женщины, потому что каждому из нас было ясно, чего мы здесь околачиваемся.
А тут появилась и сама виновница нашего поединка. Она вышла из библиотеки.
- Чего это вы деретесь? - спросила Настя. - А еще друзья!
- У нас дружеская драка, - сказал Сашка, зло поглядывая на меня.
- Разминка после уроков, - поддержал я.
А в следующий момент произошло нечто неожиданное: в одном из классов открылась дверь, в нее просунулась голова какого-то, малыша, который, увидя меня, издал оглушительный, победный клич:
- Ребята! Боря при-ше-о-ол!
Стремительно, как будто их выпустили из катапульты, из класса вылетела толпа детей и дикой ордой устремилась на меня. Они смотрели на меня с немым восхищением, как на бегемота в зоопарке. Через секунду Настя и Сашка оказались оттесненными в дальний угол.
Я криво улыбнулся. Я совсем забыл, что обещал к ним прийти, и смущенно сказал:
- Давайте пойдем в класс. Там мы будем в своей тарелке.
- Пошли в свою тарелку! - крикнул какой-то находчивый малыш.
- Пошли! Пошли! - загалдели остальные.
В классе ребята уселись за парты и притихли.
На доске большими печатными буквами было выведено: "БОРЕ УРА!"
- Ну, это уж слишком, - сказал я и стер надпись.
Откашлялся, дрожащим" руками разгладил на учительском столе листок с речью и начал:
- "Дорогие ребята! - Голос у меня был странный, дребезжал, как старый репродуктор: - Пионерская... организация... всем известная..."
Я легкомысленно оторвал руку, придерживавшую листок, а легкий ветерок, ворвавшись в открытую форточку, взметнул мою драгоценнейшую речь, унес с учительского стола и уронил на пол.
Я проследил за нею тупым взглядом, но поднять не решился.
- "Пионерская организация, всем известная..." - начал я наизусть и замолчал. Слова окончательно вылетели у меня из головы.
Мальчишка с первой парты догадливый оказался: поднял листок и положил передо мной на стол. А я, как заправский телевизионный диктор, который читает текст по бумажке, но делает вид, что совсем не читает, скосив глаза, быстро прочел:
- "Пионерская организация, всем известная... - На секунду поднял голову, криво усмехнулся: "Повторенье - мать ученья", и продолжал: ...своим мужеством, прислала меня к вам, нашим младшим товарищам, чтобы я вас закалил и подготовил нам достойную, мужественную смену..." - Я умолк окончательно.
- Ура-а-а! - закричал мальчишка с последней парты.
- Не надо, - сказал я.
Стало тихо и неизвестно, что делать дальше. Первоклашки преданно смотрели на меня.
- Ну, давайте познакомимся, - упавшим голосом сказал я.
На первой парте сидели девочки, которые приходили ко мне.
- Тебя как зовут? - спросил я одну из них.
- Стрельцова, - ответила она, вставая.
- Фамилий не надо, - предложил я. - По фамилиям скучно. Давайте только имена.
- Зина, - сказала Стрельцова и села.
- А меня Наташа, - сказала ее соседка.
У этой Наташи были круглые глаза, как пятаки, и эти пятаки не отрываясь следили за мной.
- У нас две Наташи! И обе дуры! - выкрикнул какой-то острослов с последней парты.
Мальчишки засмеялись, а Наташа захлопала своими пятаками. Видно собираясь разреветься.
Я направился к этому острослову. Я угрожающе приближался к нему.
В классе стало тихо.
- Тебя как зовут? - спросил я.
- Генка, - ответил он.
- А сколько у вас Генок?
- Трое.
- Надеюсь, не все такие умные?
Ребята засмеялись, и острослов Генка тоже. А Наташа уставила на меня свои пятаки и сказала:
- Нет, только этот... Костиков.
- Значит, ты Генка Костиков? - Я немного повеселел и спросил соседнего мальчишку: - А ты?
Мальчишка встал и, сильно смущаясь и краснея, прошептал что-то неразборчиво.
- Громче, - попросил я.
- Толя! - вместо него выкрикнул Генка. - Он у нас трус. Как девчонка.
- Тихо, тихо, - сказал я. - Храбрость дело наживное. Садись, Толя. - И повернулся к классу: - Продолжим знакомство...
И тут со всех сторон защелкало, как горох:
- Лена!
- Лена!
- Гена!
- Саша!
Они вскакивали и садились, как оловянные солдатики.
- Сима!
- Коля!
- Леша!
- Шура!
Сначала я пытался запомнить имена ребят и их лица, даже пальцы загибал, но вскоре понял всю тщетность этой затеи.
У меня от них голова пошла кругом. Они были ужасно одинаковые, эти первоклашки. Все в форме. Все с белыми воротничками. Девочки - с косичками. Мальчишки - с челками. Да еще одно имя на двоих или троих.
- Довольно! - решительно прервал я этот поток имен. - На первый раз достаточно. Хватит!
Отошел к окну, чтобы сосредоточиться, и увидел, как Настя и Сашка пересекали школьный двор. Они шли рядом, и Сашка все время хохотал. Вероятно, рассказывал что-нибудь смешное про меня. Это его излюбленный прием.
Надо было отделаться от первоклашек и догнать их.
- Вот что, ребята, - сказал я, - мы пойдем с вами в автоматическую фотографию. Там вы сфотографируетесь, тогда я вас по фотографиям и запомню.
Малыши завыли от восторга. Ужас, до чего они были восторженные!
- А сейчас мы возьмем портфели и ранцы и дружно побежим домой. Только бегом до самого дома! Понятно?
Они, конечно, не поняли, что я просто решил сбежать от них, зашумели и дружно стали расхватывать свои портфели.


Железников Владимир Карпович

"Жизнь и приключения чудака" ("Чудак из шестого "Б") (Повесть - 127 страниц)

Повесть "Чудак из шестого "Б" была написана ещё на заре литературной карьеры В.К.Железникова (в 1962 году). Первоначально она состояла из одной истории. Позже автор написал ещё одну - "Женитьба дяди Шуры". С тех пор обе повести были объединены в цикл "Жизнь и приключения чудака", состоящий из двух частей: "Тетрадь с фотографиями" и "Женитьба дяди Шуры".
(По словарю С.И.Ожегова: чудак - странный, чудной человек.)

Главные герои - дети.

Чудак из 6"Б" Борис Збандуто - это главный герой и рассказчик обеих частей, именно вокруг него происходит всё действие. Он - шалопай и весельчак, которому выпадает необходимость решать важные проблемы и, несмотря на свою неорганизованность и взбалмошный характер, он с этим прекрасно справляется.

Лучшим другом чудака и хранителем всех его тайн в первой части является Сашка Смолин, а во второй - графолог Коля. Но оба друга уступают главному герою в благородстве и часто совершают подлости.

В первой повести Боря влюблен в одноклассницу Настю Монахову.

Первоклассница Наташа Морозова - одна из главных героинь обеих повестей. Она боялась собак, но потом смогла преодолеть свой страх. Будучи очень честной девочкой, Наташа одна из класса отказалась списать на контрольной и получила двойку. Во второй повести она тяжело переживала появление мачехи, которую хотя и любила, но ревновала отца к ней.

Главные герои - взрослые.

Обе повести объединены вокруг главного персонажа - взрослого - тёти Оли, которая является совестью чудака Бориса. Боря постоянно вспоминает её высказывания и бегает советоваться с ней.

Ещё один важный женский персонаж - Надежда Васильевна Морозова. Она красива, утонченна и умна, но при этом часто бескомпромиссна в своих решениях.

Отец Наташи Морозовой - дядя Шура, немного чудаковатый мужчина, не похожий на других докторов. Любит и дочь, и новую супругу. Однако, женившись, стал мало времени уделять дочке, из-за чего Наташа начала ревновать и пыталась сбежать из дома.

План к повести "Тетрадь с фотографиями":

1. Папин наказ - купить подарок к маминому дню рождения.
2. Поход в кино - доказательство того, что десять рублей - это личные деньги.
3. Согласие стать вожатым первого "А" ради того, чтобы понравиться Насте Монаховой.

4. Проигранный футбольный матч.


5. Автоматическая фотография и пирожки с повидлом.
6. "Аттракцион ужасов" в тёмной комнате и визит к директору.
7. Пять двоек и письмо из милиции.
8. Тетрадь с фотографиями спасла "педагогическую карьеру" Бориса.
9. Остатки "подарочной" десятки: цирк и мороженое.
10. Списывание на ответственной контрольной.
11. Цветы для мамы.
12. Хирург в больнице тоже оказался чудаком.

План к повести "Женитьба дяди Шуры":

1. Переезд в другой район, новая школа.
2. Знакомство с новым другом Колькой.
3. Наташка Морозова и её отец дядя Шура - соседи по площадке.
4. Свадьба дяди Шуры и Надежды Васильевны, разбитый бокал.
5 Наташкины обиды на Надежду Васильевну, исчезновение щенка Малыша.
6. Мысли Наташки о побеге.
7. Отъезд Надежды Васильевны.
8. Борис по совету тети Оли "достучался до сердца" Надежды Васильевны.
9. Встреча Наташи с Надеждой Васильевной, девочка обрела настоящую, любящую маму.

В первой повести главный герой Боря Збандуто чаще выделяется своим плохим поведением. Всё началось с того, что у Бори отец уехал в командировку и поручил ему не только быть за старшего, но и поздравить маму с днем рождения. Он оставил сыну целых десять рублей. Сначала Борьке захотелось почувствовать, что это его личные деньги, и эти он похвастался перед своим другом Сашкой. Затем у Бори появился подшефный отряд первоклашек. Поначалу ему и дела не было до этих малышей, а согласился он на такую работу лишь с одной целью - предстать в выгодном свете в глазах нравившейся ему девочки Насти Монаховой. Но видя, как тянутся к нему малыши, он втянулся в общение с ними и уже "жить не мог без своих подчинённых". Боря научил первоклашек помогать друг другу, отвел их в бассейн, пригласил в цирк, и в конце концов потратил на них часть денег, которые оставил ему папа. Еще это сопровождалось крашением юбки, разбитой коллекционной чашкой. А чего только стоил его сеанс психотерапии в тёмной комнате и списывание на ответственной контрольной. Но во всех этих историях Боря - необыкновенный выдумщик. Он всегда хотел, чтобы детям было интересно, но не всегда все заканчивалось благополучно. Но ведь это жизнь, а, значит, нельзя все просчитать, всегда будут ошибки. Главное, что первоклашки раскрыли в Боре все его лучшие черты. Он добрый, справедливый, умеет признавать свои ошибки.
А вторая история затрагивает очень серьёзную тему. Боря помогает своей подшефной первокласснице Наташе. У неё умерла мама, её папа решил жениться. Папа Наташи человек скромный и умный, а вот новая жена, которая стала мачехой, не всегда справедливо справляется с ролью матери. Наташа всей душой пытается полюбить мачеху, но не получается. Из-за этого в семье обстановка становится напряженной и невыносимой. Боря всячески опекает Наташу и изо всех сил налаживает покой во внутреннем душевном мире девочки и пытается "достучаться до сердца" Надежды Васильевны.
Вот такой он чудак Боря Збандуто - герой этих двух повестей Железникова. Его чудачество заключается в его желании быть не таким, как все, но при этом оставаться очень добрым, чутким и внимательным человеком. Хорошо, что автор в этих повестях поднимает тему взросления. Сначала Борис был обычным подростком, который любил гулять, проказничать и задирать всех, и не любил учиться. Но после назначения его в вожатые, он начинает меняться. Тётя Оля помогает ему поверить в себя и измениться своими мудрыми словами. А уже в конце Боря Збандуто становится добрым и чаще прислушивается к словам тёти Оли.
Обе повести очень интересные, познавательные, а самое главное смешные!!! Мне понравились обе части, но вторая, «Женитьба дяди Шуры», больше. Ведь в ней герой уже повзрослел и выступает как мудрый миротворец, пытается не дать разбиться хрупкому семейному счастью, а своей маленькой подружке обрести настоящую, любящую маму, а не злую мачеху.

"Все люди могут измениться ради кого-то или ради себя, стоит только захотеть."
"Слово надо беречь, ибо оно свято, оно способно выражать мысль. Человек, который говорит, - творец. Поэтому никогда не надо болтать. Болтовня унижает слово."
Из высказываний тёти Оли.



ВИКТОРИНА "ДА - НЕТ"

1. Первый раз Боря разменял папину десятку на кино, куда пошёл вместе с другом Сашей. /ДА/
2. Боря придумал для папы магазин под названием "Всё для женщин". /ДА/
3. Боря купил в хозяйственном магазине тюбик с желтой краской. /НЕТ, с синей/
4. Настя Монахова училась с ребятами до четвертого класса, а потом уезжала на два года. /НЕТ, на один год/
5. Чтобы отделаться от собеседника, Борис начинал чихать. /НЕТ, он начинал икать/
6. Друг Бориса Саша играл на флейте. /ДА/
7. Отец Бориса уехал в Африку. /НЕТ, в Сибирь/
8. Секретаря директора школы называли Белой Розой. /НЕТ, Чайной Розой/
9. Борис разбил в гостях у Толика коллекционную вазу. /НЕТ, чашку/
10. Чтобы Настя подтягивала Бориса в учебе, он получил в один день пять двоек. /ДА/
11. Зину Стрельцову одну из класса взяли в баскетбольную секцию. /НЕТ, в секцию плавания/

P.S. Когда я писал отзыв, то узнал, что в 1972 году автор Владимир Железников написал сценарий на основе своей повести "Чудак из шестого "Б", по которому был снят фильм на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М.Горького. Сюжет фильма остался неизменным, только вот Борю сделали пятиклассником, поэтому фильм называется "Чудак из пятого "Б".



Вторая часть повести – «Женитьба дяди Шуры» – по-своему продолжает главные события. В первой части – мир во множестве отношений и событий, в толчее людей и обстоятельств. Во второй – завязывается еще более сложный узел трудных вопросов в себе и в других. Понять нужно и то, и другое. Перед Борисом – новая ступенька. Она ведет вверх, но с нее можно и сорваться. Борис переезжает с Арбата в Измайлово, расстается со старой школой и старыми товарищами. Правда, ему повезло: на одной площадке с ним в новом доме поселилась Наташа, с которой так много было связано в первой части. Но появилась и жена дяди Шуры – Надежда Васильевна. Общение с ней тоже стало нелегким испытанием. Обо всем этом вы, читатель, узнаете, вникая в события второй части.

Но вот о чем мне хотелось бы сказать особо, подумать вместе с вами. Здесь писатель впервые говорит о Борисе: «Ты закоренелый урбанист». УРБАНИСТ – еще одна важнейшая сторона современной жизни, которая творит человека и которую творит человек. Не забудем, что Россия в начале двадцатого века была преимущественно крестьянской страной. Так если всерьез думать о жизни поколения двадцать первого века, то нужно очень внимательно отнестись к слову «урбанист». Многие поколения русских людей в своем большинстве были людьми деревенскими. Но это – в сравнении с ГОРОДОМ – совсем другая жизнь! История в двадцатом веке, а особенно в начале двадцать первого века, все круто повернула. Жизнь учит «чудака» Бориса и нас всех во всех поколениях видеть жизнь по-новому. И в этой жизни все мы так или иначе «чудаки». Все меняется неожиданно, глубоко, бесконечно. Так что, милые читатели, всмотритесь в себя через увеличительное стекло судьбы Бориса Збандуто, дяди Шуры, Надежды Васильевны, Наташки и всех-всех вокруг – горожан, урбанистов. Все острее мы чувствуем, что живет Борис среди хороших, но разных, непохожих на него и друг на друга людей. Потому что это – город, это разные человеческие миры. Бориса спрашивает соседка: «А какие у тебя родители?» И ему нечего ответить, кроме «обыкновенные». А о чем они думают, когда молчат? И на этот вопрос у Бориса нет ответа.

Вот так своеобразно построена повесть: ее первая часть – деятельная, «событийная», там все время что-то происходит. Вторая – обращена вглубь, в душу, в мысли, в чувства. И «чудак» переживает еще одно открытие – мира природы. Надежда Васильевна среди прочего как-то сказала: «Как можно не любить цветов! Это все равно, что не любить землю».

Я вздрогнул от этих ее слов: жил в асфальтовом городском мире и никогда не думал о земле, о цветах, о деревьях, которые на ней росли.

Надежда Васильевна не без основания говорит ему (а может, эти слова читатели могут принять и на свой счет?): «Ум у тебя не аналитический… Ты живешь, как получится». Что ж, она права: это не образ жизни урбаниста. Хотите знать, что такое городская человеческая личность? Да об этом еще в начале позапрошлого, девятнадцатого, века писал Пушкин: «Владею днем моим; с порядком дружен ум; учусь удерживать вниманье долгих дум…»

Путаницы в городской жизни очень много. Злой, обидной, нечаянной, себялюбивой… Но, попав в нее, нужно понять и себя, и других.

Думаю, что внимательный читатель откроет много нового и необходимого в книге Владимира Железникова. Но еще больше откроет в себе самом.

Напряжен, насыщен смыслом финал повести о «чудаке». Он требует медленного, вдумчивого чтения. Необходимое открытие дается нелегко самому Борису. Человек, который казался таким ясным, – Надежда Васильевна, – «все удалялась и удалялась от меня и превращалась из обыкновенного человека в недосягаемую горную вершину, которая без конца манит к себе, но которую тебе никогда не дано покорить». Но все дело в том, что способ «покорять горные вершины» – внутри самого человека. Об этом много раз и по-разному пишет Владимир Железников. И, дочитывая повесть, мы видим, что нелегко, порою мучительно, но это начинает у «чудака» Бориса получаться. И эта самая «вершина», Надежда Васильевна, наблюдательная и умная, сама первая говорит ему: «Боря… а ты вырос». Что значит «вырос»? Найти себя, владеть собой, действовать искренне в возникших обстоятельствах и значит «вырасти». Но дорога к себе и миру не знает конца. Вот заключительные строки повести. Казалось бы, «весь мир предстал предо мной в новом, совершенном виде…» И, «успокоенный», Борис пошел дальше своей дорогой.

Какая-то она будет?

«В ухабах, в ухабах, – как говорит моя дорогая тетя Оля, всемирно известная прорицательница, не лишенная педагогического чутья. – В ухабах, но жизнь все-таки прекрасна, надо идти вперед».

С этим нужно согласиться. А разве не так? Тем более, этот путь нужно пройти поколению двадцать первого века.