Образ и характеристика макара чудры в рассказе макар чудра горького сочинение. Анализ рассказа «Макар Чудра» (Горький) Жанр и направление

Что нужно сделать, чтобы по-новому взглянуть на мир? Пережить важное событие, побывать в неизвестном месте. Но как познакомиться с другим отношением к жизни? Рассказ Горького «Макар Чудра» решает все поставленные вопросы. Это раннее произведение писателя выходит за рамки романтической зарисовки, каким традиционно принято его считать. Данное творение имеет философский подтекст и остаётся актуальным по сей день.

«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.

Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».

Жанр и направление

Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.

Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на .

Композиция

Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.

Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.

Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.

Конфликт

Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.

Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.

О чём?

Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.

Главные герои и их характеристика

Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.

Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.

Темы

  • Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
  • Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
  • Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
  • Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
  • Проблематика

    • Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
    • Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
    • Смысл рассказа

      Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.

      Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Макар Чудра, один из главных героев повести, рассказывает притчу о двух цыганах, Радде и Лойко, полюбивших друг друга, но так и не ставших счастливыми. Радда-дочь солдата Данилы, молодая цыганка, как говорит автор, "Нонку равнять с Раддой нельзя-много чести Нонке. О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего.

Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает". Радда прекрасна, неподражаема и уникальна. Гордости Радды предела нет, она остаётся в ней даже после смерти.

Однажды один старый магнат предложил Радде поцеловать его за деньги, но девушка отвернулась, показав полное безразличие. Да и большой кошель, брошенный к её ногам, она пнула в грязь будто невзначай. На предложение магната отдать Радду замуж Данило дал дочке право на выбор, и та, проявив свою мудрость, сказала: "Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?". Понятно, что любовь свою, да даже поцелуй, Радда не продаст ни за какие деньги, она поступит лишь как её душа пожелает.

Цыганская красавица умеет язвить, насмехаться и ставить человека на место: "В ещё говорили, что Зобар умён и ловок, - вот лгут люди!- и пошла прочь", "Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадёшь, да-в лужу носом, усы запачкаешь, смотри", "Всё мог сделать с человеком Лойко, и все его любили, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня, и ладно коли б только это, а то ещё и подсмеивается над ним". По-видимому, Радда пытается скрыть свои чувства к Лойко, ведь она горда, поэтому и выставляет при каждом удобном случае его на посмешище. Главными чертами характера невозмутимой Радды являются свободолюбие и уверенность в себе.

Девушка напрямую говорит Лойко, что любит его, но позже поясняет насколько больше она любит: "Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.

А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня". "А ещё вот что, Лойко: всё равно. как ты ни вертись, я тебя одолею, моим будешь. Так не теряй же даром времени... Под поцелуи мои забудешь ты свою удалую жизнь...

петь ты будешь любовные, нежные песни мне..."-проявляется самоуверенность девушки. И не напрасно. Ведь Лойко подчиняется ей без лишних слов, он готов ради неё на всё, он будет выполнять любой её каприз, он полностью в её власти. Недаром же Макар Чудра говорит, что Радда "удалая девка", "сатана девка", "чертова девка", эти эпитеты который раз подчёркивает хитрость Радды, её умение манипулировать людьми и пользоваться их слабостями.

Трагический конец рассказа подтверждает свободолюбие Зобара, ибо ради воли он убил возлюбленную Радду. Но девушка сумела даже умереть гордо, зажав рану в сердце волосами и сказав напоследок "Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!".

Она как будто одобрила поступок любимого, возможно, потому что понимала, как дорога ему свобода. "Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды...

А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар... Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган". Такой эпичный конец говорит о независимости Радды, и о том, что даже на том свете, умерев, она продолжает управлять Лойко, таким же гордым, но всё же поддавшимся ей.

Даже если Радда и "чертова девка", даже если она подло управляет людьми и заставляет их выполнять свои требования, она всё равно прекрасна, она царица. Её можно сравнить лишь со свободой.

Поэтому она является неоромантическим героем, созданным, для того чтобы показать, насколько сильной бывает любовь и свободолюие, и на что люди готовы пойти ради них.

В рассказе «Макар Чудра» главный герой Лойко Зобар необычен, он соответствует романтическим идеалам раннего Горького. Наша цель в этой статье рассмотреть, какова характеристика Лойко Зобара, проанализировать его поведение и отметить, что хотел сказать читателям автор, создав такого удивительного персонажа. В других статьях вы найдете непосредственно сам анализ данного произведения. А сейчас перейдем к характеристике главного героя.

Характеристика и поступки Лойко Зобара

Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего. Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.

Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?

Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.

Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.

Значение свободы для главного героя

Лойко выше всего ценил свободу цыгана. Но, придя в табор, герой увидел прекрасную Радду и полюбил её. В уста рассказчика вложено повествование о красоте чувства. Зобар пытался «затуманить» очи возлюбленной, пел для неё чудесные песни. Но Радда не просто отворачивалась от цыгана, она ещё и подсмеивалась над ним. Весь табор понимал, что может случиться неладное, но никто не решился вмешиваться. Только слышали, как уходил Зобар по ночам далеко от табора и «плакала» его скрипка. Продолжим описание характеристики Лойко Зобара.

Радда признаётся, что любит Лойко, но ценит больше всего волю. Без него она не может жить, но волю любит всё-таки больше. В итоге, желая испытать возлюбленного, красавица ставит ему условие: она выйдет за него замуж, если он поклонится ей перед всем табором и поцелует правую руку.

Герой оказывается перед выбором: пожертвовать свободой и выполнить задание Радды или сохранить гордость и достоинство. Лойко выбирает путь свободы. Ему больно и трудно принять решение. Но пожертвовать идеалом свободы, достоинством и силой цыган не может. Он убивает Радду, понимая, что иного выхода у него нет. По мнению Макара Чудры, любовь и гордость несовместимы. Герой прошёл испытание, предложенное возлюбленной, он оказался решительным и гордым человеком, достойным Радды, поэтому цыганка умирает с улыбкой на устах. Вот что составляет образ главного героя и является характеристикой Лойко Зобара.

В финале рассказчик представляет, как сливаются в едином танце фигурки Лойко Зобара и Радды, соответствуя прекрасному ритму моря. Свободная стихия, волевые, сильные люди – идеал рассказчика.

Вы прочитали статью, в которой была представлена характеристика Лойко Зобара, главного героя рассказа «Макар Чудра». Вас также может заинтересовать

Кто не заслушивался упоительными историями о жизни кочевых цыган, выше всего ценящих свободу! Струны чьей души не волновали цыганские песни?! Кто не замирал в оцепенении, наблюдая за танцами этого народа?!

Максим Горький в своём замечательном рассказе «Макар Чудра» поведал читателю историю любви двух молодых цыган.

Радда – гордая красавица, разбившая не одно мужское сердце. Никто не мог устоять перед обаянием молодой цыганки.

Гордость, любовь к свободе, воле – это основные качества девушки. Им она никогда не изменяет.

Характер Радды в достаточной мере раскрывается при встрече с одним магнатом. Очарованный ослепительной красотой девушки, старик предлагает Радде поцеловать его. За это он сулит ей деньги. Безразличие цыганки заставляет магната действовать дальше. К ногам гордой красавицы брошен большой кошель. Однако через мгновение он оказывается отброшенным в грязь. Непокорность и несговорчивость Радды только раззадоривают старого богача. Он всерьёз просит Данилу отдать ему в жёны дочь.

Солдат Данила любуется своей красавицей и не желает ограничивать её свободу. Ответ должна дать Радда. И она ответила, сравнив себя с орлицей, а магната с вороном. Как разные по характеру птицы не могут ужиться в одном гнезде, так и они никогда не будут вместе.

Однако гордость вовсе не мешает Радде любить. Это чувство родилось у неё в груди, когда в таборе появился удалой Лойко Зобар. Не было ни одного цыгана, который бы не преклонялся перед ловкостью, статностью и силой этого человека. О нём слагались легенды.

Всем сердцем полюбила Радда красавца Лойко. А сам Зобар даже не старался скрывать своего чувства к девушке. Что же стало преградой на пути воссоединения любящих?

Гордость! Да, именно она не позволяет Радде покориться Зобару. Она предлагает Лойко поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать руку как старшему. Иными словами, толкает гордого цыгана на публичное унижение. «Что же это за любовь, способная растоптать любимого человека?» - может спросить иной, не понимающий свободолюбивого характера.

Но поступок Радды преследует другую цель: она хочет убедиться сама и показать всем, что человек, сумевший завоевать её непокорное сердце, - личность, достойная уважения.

Могла ли предвидеть Радда, чем обернётся для неё подобное поведение? Конечно! Уже с ножом в груди она говорит о том, что именно такого ответа и ожидала от удалого Зобара. Другого бы она не полюбила! Никогда!

Прочитав произведение, я был охвачен печальными думами, вызванными трагическим финалом. Лойко Зобар и красавица Радда могли бы радоваться своему чувству до конца жизни, даря друг другу нежность и заботу. Что же помешало лучшим представителям табора стать счастливыми? Какую роль в трагической развязке сыграла дочь старого Данилы?

Сочинение про Радду

В произведении Горького «Макар Чудра» идет повествование. Главный персонаж этого произведения, рассказывает легенду про влюбленную пару цыган Радде и Лойко, которые так и не ощутили что такое счастье. Рада - дочка солдата, она молода, то, как писатель ее описывает можно понять, что у нее очень высокая самоуверенность. «Нону сравнивать с Раддой нельзя много чести Ноне». Радду просто так словами и не опишешь. «Возможно, ее красивую внешность можно отобразить на скрипке, да и то только тому, кто знает толк, в скрипке». Она очаровательна, уникальна, несравненная, и очень горда. Этого у нее очень много, она остается с ней даже после гибели.

Один раз пожилой магнат, предложил Радде поцеловать его за деньги, но она полностью отвернулась, показав, что ее это не интересует, и что она не такая. Да и огромный кошелек с деньгами, она пнула в лужу, будто бы нечаянно. Так же от магната этого поступило предложение отцу девушке, отдать за него замуж Радду. Но отец дал право выбора своей дочери. Ясное дело, что девушка отказалась, потому что она сказала «что ни за какие деньги не купишь любовь, и нужно поступать так, как пожелает душа».

Эта прекрасная девушка, любит высмеивать, и насмехаться, при этом ставить человека на место. Она единственная кто не смотрел на парня, да и еще шутила над ним. Она старалась, не показывать свои чувства к Лойко, потому что была очень горда.

Основными особенностями характера Радды, являются решительность, и любовь к свободе. Цыганка напрямик говорит Лойко, что любит его, но потом объясняет насколько: « никогда у меня не было таких чувств как к тебе, а тебя я люблю, но больше я люблю свободу. Но без тебя я не хочу жить, и ты не сможешь без меня. И еще как ты не вертись, все ровно будешь моим, я тебя завоюю. Так что не трать время, под мои поцелуи, забудешь про свою жизнь, и будешь напевать мне романтические песни…» - выражается уверенность в себе. И не просто так. Ведь парень, сам не может устоять перед этой девушкой. Он готов ради нее на любые поступки, он полностью ей подчиняется, слушает и выполняет все ее капризы. Не зря рассказчик говорит что «сатана, а не девка», «удалая девка», эти эпитеты, подчеркивают, что эта девушка очень хитрая, она умеет управлять людьми, и пользоваться ими.

Несчастное окончание повествования, свидетельствует любовь к свободе Лойко, потому что ради свободы он убил возлюбленную Радду. Но цыганка, умирая, подтвердила свою гордость, зажав рану она сказала «Прощай, я так и думала что ты так поступишь». Лойко вслед отправился за девушкой.

Эта девушка является неоромантическим персонажем, для того что бы показать что бывает сильная любовь и любовь к свободе.

Вариант 3

Наверное, каждому известно о том, что Радда является главной героиней произведения Горького «Макар Чудра». Она является дочерью молодого, красивого и богатого цыгана. Кроме этого она умела прекрасно и очень хорошо играть на скрипке и могла обыграть любого и даже профессионального музыканта. Однажды одному богатому человеку понравилась девушка, и он решил, что за деньги можно купить все и поцелуй этой красивой девушки тоже. Вот только он ошибся, и девушка ему это показала, просто отвернувшись от него. Тогда он решил кинуть весь кошелек, в котором находилось очень много денег и может быть после этого она согласиться на поцелуй. Но Радда только толкнула этот кошелек в грязь. Но богатый мужчина не собирался сдаваться и решил поговорить с ее отцом и надеялся на то, что отец уж точно ему не откажет. Но отец всегда считается с мнением дочери и ничего не делает поперек и поэтому выбор остался за девушкой. Девушка понимала, что они не пара, а ей хотелось целовать только своего любимого.

Больше всего на свете ее любил Лойко, вот только ему также девушка постоянно отказывала и при любом удобном случае унижала и обижала его.

Зобар всегда был любимчиком среди девушек и практически каждый день находил себе новую девушку. Вот только одна Радда никак не хотела становиться еще одной его девушкой, и с этим он ничего не мог поделать.

Девушка иногда сама приходила к Лойко и говорила все о своих чувствах к нему. И вместе с тем больше всего на свете она любила свободу и ни на что не хотела ее менять. И сколько бы она не издевалась над парнем, он все равно будет слагать песни, и в них он будет затрагивать ее имя.

А для того чтобы подчеркнуть любовь к себе она приводит своего любимого в центр и просит при всех поцеловать ее руку прямо на людях и тогда она будет с ним. Вот только Лойко имеет также гордость и унижаться до такой степени еще не намерен и поэтому он отказывается. А для того чтобы она никому больше не досталась он убивает ее при помощи ножа. И когда девушка умирает, то прикрывает волосами свою рану. А спустя еще некоторое время отец девушки убивает Лойко. И здесь действует предсказание Радды, что друг без друга они не смогут прожить долго.

Макар Чудра - герой одноимённого рассказа Максима Горького , рассказчик истории про Радду и Зобара . Ему 58 лет, он цыган и бродяжничает по свету. Несмотря на свой возраст и седину, выглядит он хорошо, и собеседник сравнивает его со старым, но ещё крепким дубом. У него есть дочь по имени Нонка.

Его главный лозунг в жизни, это то, что надо ходить по миру и смотреть, а как только насмотрелся, можно ложиться и помирать. Также он говорит собеседнику разные вещи про других людей, например, что люди странные, живут толпами, кучкуются, хотя на планете столько места или, что они работают, отдавая все жизненные силы по капле в землю, а потом умрут и даже могилки себе не успеют выкопать.

Макар Чудра, по его словам, обошёл всё землю и везде был, никогда и нигде надолго не задерживался. Однажды, когда он сидел в тюрьме, то чуть не покончил жизнь самоубийством, из-за невозможности пойти куда хочется.

Макар рассказывает печальную историю про красавицу Радду и удалого цыгана Лойко Зобара, которые не смогли отказаться от личной свободы, поженившись друг на друге, а предпочли смерть.