Портрет татьяны лариной в цитатах. Описание Татьяны в романе «Евгений Онегин

Цитатная характеристика Татьяны Лариной, цитаты к образу

Татьяна Ларина – героиня романа в стихах «Евгений Онегин». Это девушка из провинции, выросшая в сельском поместье своих родителей, в окружении природы и простых крестьян.

«Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна…»

Характер Татьяны – задумчивый, мечтательный. С детства она любит читать книги, слушать рассказы няни - вместо того, чтобы рукодельничать, прихорашиваться, вертеться у зеркала – то есть заниматься тем, чем занимаются другие девочки.

«Задумчивость, ее подруга

От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга

Мечтами украшала ей.

И были детские проказы

Ей чужды: страшные рассказы

Зимою в темноте ночей

Пленяли больше сердце ей…»

Юная Татьяна наивно верит во все, написанное в книгах. Романтическая любовь, которой полны романы, пленяет ее. Она сама способна влюбиться так же глубоко и так же пылко.

«Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…»

Когда в уезде появляется новый сосед, Евгений Онегин, он становится героем романа Татьяны. Онегин умен, умеет себя подать, к тому же ухожен и хорош собой. Он приехал из столицы и явно выделяется своим образом мыслей, неординарностью личности среди скучных и стандартных соседей-помещиков. Татьяна влюбляется в него.

«Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой;

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь;

Душа ждала... кого-нибудь…»

Татьяна пишет Онегину письмо, где признается в своих чувствах. У нее и в мыслях нет поиграть, пококетничать, какими-нибудь уловками завлечь своего избранника:

«За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства,

Послушная влеченью чувства,

Что так доверчива она,

Что от небес одарена

Воображением мятежным,

Умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным?...»

«…Кокетка судит хладнокровно.

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.»

Любовь Татьяны терпит крах: избранник не отвечает на ее чувства, а пытается «по-дружески» давать советы. Затем разыгрывается трагедия, Онегин на дуэли убивает Ленского и уезжает. Татьяна начинает лучше понимать личность возлюбленного. Но и ей приходится менять свою жизнь. В деревне нет подходящих женихов, а Тане уж давно пора замуж. Ее привозят в Москву, в высшее общество:

«…Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…»

Спустя несколько лет Онегин неожиданно встречает Татьяну в Петербурге. Она замужем за генералом и стала королевой высшего света, но при этом не изменила себе:

«…Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей...

Все тихо, просто было в ней,

Она казалась верный снимок

Du comme il faut...»

«…Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!...

Кто б смел искать девчонки нежной

В сей величавой, в сей небрежной

Законодательнице зал?...»

В душе Татьяна осталась прежней. Успехи в свете не затмили ей разума:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…»

Любовь Татьяны к Онегину так же жива, как и в былые времена, когда она была застенчивой деревенской девушкой. Но у Татьяны есть честь и достоинство женщины. Будучи замужем, она отказывается от романа с Онегиным, пусть даже теперь ее любовь стала взаимна. Онегин полюбил ее, но она не станет обманывать мужа:

«…Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Образ Татьяны Лариной в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением» Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. В каждом из них он отразил какие-то присущие ему самому черты. Они стали для Пушкина почти родными. Наиболее близок автору образ Татьяны, которая, по’сути своей, является идеалом русской женщины для Пушкина. Именно такой представлял он себе истинную русскую женщину: искренней, пламенной, доверчивой и, в то же время, обладающей душевным благородством, чувством долга и сильным характером.
В портрете Татьяны Пушкин дает не внешний облик, а скорее внутренний ее портрет: «…Дика, печальна, молчалива…». Это нетипичный образ, привлекающий не красотой своей, а внутренним миром. Пушкин подчеркивает разницу между Татьяной и Ольгой:

Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей — говорит он о Тане и далее еще не раз повторяет, что Татьяна некрасива. Но образ этой кроткой, задумчивой девушки притягивает читателя и самого автора своей прелестью и необычностью.
Во второй главе романа мы встречаем девушку, чей любимый круг жизни составляют природа, книги, деревенский мир с рассказами сказками няни, с ее теплотой и сердечностью.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

Читая роман, можно заметить, что в тех строфах, где речь идет Татьяне, обязательно присутствует описание природы. Недаром Пушкин много раз передает душевное состояние Тани через образы природы, он подчеркивает этим ту глубокую связь, которая существует между деревенской девушкой и природой. Например, после суровой проповеди Онегина «меркнет милой Тани младость: так одевает бури тень едва рождающийся день». Прощание Тани с родными местами, родными полями, лугами сопровождается трагическим описанием осени:

Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…

Весь внутренний мир Тани созвучен с природой, со всеми ее изменениями. Такая близость является одним из признаков глубокой связи с народом, которую Пушкин очень ценил и уважал. Песня Девушек, утешающая Таню, привязанность к «Филлипьевне седой», гаданье, — все это снова говорит нам о живой связи Тани с народной стихией.

Татьяна (русскою душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Одиночество, отчуждение от окружающих, доверчивость и Наивность позволяют «мечтательнице нежной» путать Онегина с героем романа, присваивать себе «чужой восторг», «чужую грусть».
Но, увидев вскоре, что герой ее мечтаний вовсе не такой, каким она себе его вообразила, пытается понять Онегина. Девушка пишет Онегину пылкое, страстное письмо и получает в ответ суровую проповедь. Но эта холодность Евгения не убивает Танину любовь, «строгий разговор» в саду лишь открыл Тане жестокосердечность Онегина, его способность безжалостно отвечать на искренние чувства. Вероятно, уже здесь начинается рождение «той равнодушной княгини», которой поражен и ранен Онегин в восьмой главе.
Но, между тем, даже смерть Ленского не разрушила то глубокое чувство, которое Татьяна испытывала к Онегину:

И в одиночестве жестоком
Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Онегин уехал, и, кажется, безвозвратно. Но Татьяна до посещения его дома продолжает отказывать всем, кто к ней сватается. Лишь побывав в «молодой келье», увидев как и чем жил Евгений, она соглашается ехать на «рынок невест» в Москву, потому что начинает подозревать нечто страшное для себя и для своей любви:

Что ж он? Ужели подражанье?
Ничтожный призрак, иль еще —
Москвич в Гарольдовском плаще?
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных лексикон?
Уж не пародия ли он?

Хотя внутренний мир Евгения и не исчерпывается книгами, которые он прочел > Таня этого не понимает и, делая ошибочные выводы, разочаровывается, в любви и в своем герое. Теперь ей предстоят скучная дорога в Москву и шумная суета столицы.
В «уездной барышне» Татьяне «все наруже, все на воле». В восьмой же главе мы встречаем равнодушную княгиню», «законодательницу зал». Прежняя Таня, в которой было «все тихо, все просто», теперь стала образцом «безупречного вкуса», «верным слитком» благородства и изысканности.
Но нельзя сказать, что теперь она действительно «равнодушная княгиня», не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та «беспечная прелесть» Татьяны — маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая «девочка», любящая «русскую зиму», холмы, леса, деревню, готовая отдать «весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад…». Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, «неловкий» Евгений остается с ней один ни один.
Но все-таки главное достоинство Татьяны — это душевное благородство ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства, именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Концептуальное значение имеет образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" А.С. Пушкина. Во-первых потому, что поэт в своем произведении создал неповторимый, уникальный характер русской женщины. А во-вторых, в этом образе был воплощен важный принцип Александра Сергеевича - принцип реалистического искусства. Пушкин в одной из статей объясняет и анализирует причины возникновения "литературных чудовищ" появлением и развитием романтической литературы, пришедшей на смену классицизму. Рассмотрим подробнее образ Татьяны в романе "Евгений Онегин".

Основная мысль Пушкина

Поэт согласен, что изображение не нравоучения, а идеала - общая тенденция современной ему литературы - правильна по своей сути. Но, по мнению Александра Сергеевича, ни представление прошлого о природе человека как о некоей "жеманной напыщенности", ни сегодняшнее изображение порока, торжествующего в сердцах, не являются по сути своей глубинными. Пушкин, таким образом, утверждает в своем произведении новые идеалы (строфы 13 и 14 третьей главы): по замыслу автора, строящийся в первую очередь на любовном конфликте роман должен отображать самые устойчивые и характерные приметы образа жизни, которого придерживались несколько поколений дворянского рода в России.

Пушкинские герои говорят поэтому естественным языком, переживания их не однообразны и схематичны, а многосторонни и естественны. Описывая чувства персонажей романа, Александр Сергеевич проверяет самой жизнью правдивость описаний, опираясь на собственные впечатления и наблюдения.

Противопоставление Татьяны и Ольги

Принимая во внимание данную концепцию Александра Сергеевича, становится понятно, как и зачем сопоставляется образ Татьяны в романе "Евгений Онегин" с характером другой героини, Ольги, когда читатель знакомится с первой. Ольга весела, послушна, скромна, мила и простодушна. Глаза у нее, как небо, голубые, локоны - льняные, стан - легкий, при этом она ничем не выделяется из целого ряда похожих провинциальных барышень в романе "Евгений Онегин". Образ Татьяны Лариной же построен на контрасте. Девушка эта не так привлекательна внешне, как ее сестра, а увлечения и поведение героини лишь подчеркивают ее самобытность, непохожесть на остальных. Пушкин пишет, что в своей семье она казалась чужой девочкой, была молчалива, печальна, дика, боязлива, как лань.

Имя Татьяна

Александр Сергеевич дает примечание, в котором указывает, что имена, такие как Фекла, Федора, Филат, Аграфон и прочие, используются у нас лишь между простолюдинами. Затем, в авторском отступлении, Пушкин развивает данную мысль. Он пишет, что имя Татьяна впервые освятит "страницы нежные" этого романа. Оно слилось гармонически с характерными особенностями внешности девушки, ее чертами характера, манерами и привычками.

Характер главной героини

Деревенский мир, книги, природа, страшные истории, которые темными зимними ночами рассказывала няня - все эти незатейливые, милые увлечения формируют постепенно образ Татьяны в романе "Евгений Онегин". Пушкин отмечает то, что девушке было дороже всего: она любила встречать "зари восход" на балконе, наблюдать, как исчезает хоровод звезд на "бледном небосклоне".

Книги сыграли большую роль, сформировав чувства и взгляды Татьяны Лариной. Романы заменяли ей все остальное, предоставляли возможность отыскать свои мечты, "тайный жар". Увлечение книгами, знакомство с другими, фантастическими мирами, которые были наполнены всевозможными красками жизни, не было для нашей героини лишь развлечением. Татьяна Ларина, образ которой мы рассматриваем, хотела найти в них то, что не могла отыскать в реальном мире. Возможно, поэтому ее и постигла роковая ошибка, первая неудача в жизни - любовь к Евгению Онегину.

Воспринимая как противную ее поэтической душе чуждую окружающую обстановку, Татьяна Ларина, образ которой выделяется среди всех остальных в произведении, творила свой собственный иллюзорный мир, где правили любовь, красота, добро, справедливость. Не хватало для полноты картины лишь одного - неповторимого, единственного героя. Поэтому Онегин, окутанный тайной, задумчивый, показался девушке воплощением ее тайных девичьих мечтаний.

Письмо Татьяны

Письмо Татьяны, трогательное и милое признание в любви, отражает всю сложную гамму чувств, которые охватили ее мятущуюся, непорочную душу. Отсюда и столь резкое, контрастное противопоставление: Онегин "нелюдим", ему скучно в деревне, а члены семьи Татьяны хоть и "рады простодушно" гостю, но ничем не блестят. Отсюда проистекает и восхваление избранника, чрезмерное, переданное, среди прочего, и с помощью описания девушкой того неизгладимого впечатления, которое она получила при первой встрече с героем: она знала его всегда, но судьба не давала шанса влюбленным встретиться в этом мире.

И вот наступил этот дивный миг узнавания, встречи. "Я вмиг узнала", - пишет Татьяна. Для нее, которую никто из окружающих не понимает, и это несет девушке страдания, Евгений - избавитель, спаситель, прекрасный принц, который оживит ее, расколдует несчастное сердце Татьяны. Казалось бы, воплотились в реальность мечты, но действительность порой оказывается такой жестокой и обманчивой, что невозможно даже себе вообразить.

Ответ Евгения

Нежное признание девушки трогает Онегина, но он еще не готов нести ответственность за чужие чувства, судьбу, надежду. По-житейски прост его совет, отражающий жизненный опыт, накопленный им в обществе. Он призывает девушку научиться владеть собой, поскольку неопытность ведет к беде и не всякий поймет ее так, как понял Евгений.

Новая Татьяна

На этом только начинается самое интересное, о чем рассказывает нам роман "Евгений Онегин". Образ Татьяны значительно трансформируется. Девушка оказывается способной ученицей. Она научилась "властвовать собою", преодолев душевную боль. В небрежной и величавой, равнодушной княгине теперь трудно узнать ту прежнюю девушку - влюбленную, несмелую, простую и бедную.

Изменились ли жизненные принципы Татьяны?

Справедливо ли считать, что если в характере Татьяны произошли существенные перемены, то жизненные принципы героини также значительно изменились? Если трактовать подобным образом поведение Татьяны, то мы в этом последуем за воспылавшим страстью к этой неприступной богине Евгением Онегиным. Татьяна приняла правила этой чужой для нее игры, но не исчезли при этом ее искренность, нравственная чистота, пытливость ума, прямота, понимание долга и справедливости, способность мужественно, с достоинством встречать и преодолевать возникающие на пути трудности.

Девушка на признание Онегина отвечает, что любит его, но отдана другому, и век ему будет верна. Это простые слова, но сколько в них обиды, горечи, душевной боли, страдания! Образ Татьяны в романе жизненный и убедительный. Он вызывает восхищение и искреннее сочувствие.

Глубина, высота, одухотворенность Татьяны позволили назвать ее Белинскому "гениальной натурой". Сам Пушкин восхищался этим, созданным столь искусно, образом. В Татьяне Лариной он воплотил идеал русской женщины.

Мы рассмотрели этот непростой и интересный образ. Татьяны Онегиной не было в романе, и не могло быть, по мысли Пушкина. Слишком разным было у героев отношение к жизни.

Роман в стихах «Евгений Онегин» – любимое произведение А. С. Пушкина, созданию которого он посвятил около девяти лет. В нем автор исследует вопрос об интеллектуальной жизни и нравственных исканиях русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века. Известный русский литературный критик В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Некоторые из образов, представленных в произведении, являлись совершенно новыми в русской литературе того времени. Таков образ Татьяны Лариной. В ней все ново, даже имя:

Впервые именем таким

Страницы нежные романа

Мы своевольно освятим.

Пушкин, работая над романом "Евгений Онегин", любовался чудесной девушкой, оживающей под его пером. На многих страницах невольно признается: "...я так люблю Татьяну милую мою!..", "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью..." Итак, Татьяна Ларина - любимая героиня, «милый идеал» поэта, олицетворение его Музы.

В романе мы впервые встречаемся с Татьяной в поместье ее родителей. Она совершенно непохожа на сестру Ольгу – ни внешне, ни внутренне:

Она звалась Татьяной,

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей.

Пушкин не обращает внимания на внешность, а, скорее показывает внутреннюю красоту, силу чувств, самобытность, "милую простоту". Татьяна во многом схожа с другими девушками – так же верит “преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Но уже с детства в ней много такого, что выделяет ее среди других:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

С ранних лет она отличается мечтательностью, живет особой внутренней жизнью, много времени проводит, разговаривая с няней, самым родным, близким и любимым человеком. Она рано пытается понять окружающее, но у старших ответа не находит. И тогда она обращается к книгам, посвящая чтению целые ночи:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все...

Пушкин много раз подчеркивает, как Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Русская природа, мир деревни, столь отрадный сердцу самого Пушкина, сказки няни, старинные обычаи, соблюдаемые в семье, сделали Татьяну "русской душою". Автор отмечает ее одухотворенность, поэтичность. Недаром В. Белинский называл Татьяну «гениальной натурой».

В книгах и мечтах она всегда видит интересных людей, которых хочет встретить в своей жизни. И, встретив в первый раз Онегина, так не похожего на окружающих, Татьяна видит в нем своего “героя”, влюбляется в него. Она решает открыть свои чувства Онегину в письме.

Письмо Татьяны – это порыв, смятение, страсть, тоска, мечта, и при этом все оно – подлинно. Даже в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь. Во времена Пушкина такой поступок считался вовсе неприличным. Но автор защищает Татьяну, он считает, что

… в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит собственной мечте…

Но Евгений отвечает на Танино письмо нравоучениями, и все призрачные мечты и надежды бедной девушки растворяются, как дым.

Когда Татьяна становится знатной дамой, она с грустью и тоской вспоминает прежнюю сельскую жизнь:

Волненье света ненавидит;

Ей душно здесь... она мечтой

Стремится к жизни полевой,

Она готова отдать

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад…

Татьяна несчастлива в своем замужестве, слава, БОГАТСТВО, достойное место в обществе не приносят ей удовлетворения. Ее чистота, глубина, духовная красота, высокая нравственная сила - все это чуждо окружающему ее миру, где ценится совсем иное. Автор подчеркивает, что девушка была лишена кокетства и притворства - качеств, которые так не нравились ему в женщинах. Прежнюю Таню мы встречаем в объяснении с Онегиным. Она искренна с Евгением, чувствуя в нем родственную душу, но отказывает ему:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Вот истинная гордость, вечная верность. Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Героиня романа "Евгений Онегин" своим богатым внутренним миром оказывает серьезное воздействие на современное поколение. И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной ценятся и в наше время и будут цениться всегда

Татьяна в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — это поистине идеал женщины в глазах самого автора. Она честна и мудра, способна на горячее чувство и на благородство и преданность. Это один из самых высоких и поэтичных женских образов в русской литературе.

В начале романа Татьяна Ларина — романтичная и искренняя девушка, которая любит уединение и кажется чужой в своей семье:

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Конечно, в семье Лариных, где серьезные и глубокие переживания не в чести, Таню никто не понимал. Ее отец не в силах понять ее увлечения чтением, а мать сама ничего не читала, но слыхала о книгах от своей кузины и любила их заочно, на расстоянии.

Татьяна выросла и в самом деле как чужая Лариным. Не зря она пишет Онегину: «Никто меня не понимает». Она задумчива, много читает, отчасти любовные романы и сформировали ее представление о любви. Но реальная любовь далеко не всегда похожа на любовные истории из книг, и мужчины из романов крайне редко встречаются в жизни. Татьяна как будто бы живет в своем собственном воображаемом мире, ей чужды разговоры о моде, игры с сестрой и с подругами совершенно неинтересны ей:

Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех …

У Татьяны имеется собственное представление об идеальном мире, о любимом мужчине, который, безусловно, должен быть похож на героя из ее любимых романов. Поэтому и себя она воображает ему под стать героиней Руссо или Ричардсона:

Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьет обольстительный обман!

Встретив Онегина, наивная девушка увидела в нем своего героя, которого так долго ждала:

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Татьяна влюбляется в Онегина с первых минут и не может думать ни о чём, кроме него:

Все полно им; все деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нем.

Онегин в мыслях Татьяны имеет немного общего с реальным мужчиной: он представляется влюбленной девушке то ангелом, то демоном, то Грандисоном. Татьяна очарована Евгением, но она сама «нарисовала» себе его образ, во многом предвосхищая события и идеализируя своего возлюбленного:

Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.

Татьяна - романтичная и наивная девушка, не имеющая опыта в любовных делах. Она не из тех женщин, которые умеют флиртовать и кокетничать с мужчинами и к предмету своей любви она относится со всей серьезностью. В своем письме к Онегину она честно признается в своих чувствах к нему, что говорит не только об ее искренности, но и о неопытности. Она не умела лицемерить и скрывать свои чувства, не желала интриговать и обманывать, в строчках этого письма она обнажила свою душу, признаваясь Онегину в своей глубокой и верной любви:

Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Татьяна «вверяет» свою судьбу в руки Онегина, не представляя, что он за человек. Она слишком многого ждет от него, ее любовь слишком романтична, слишком возвышенна, образ Онегина, который она создала в своем воображении, мало соответствует реальности.

Тем не менее Татьяна достойно принимает отказ Онегина, она молча и внимательно выслушивает его, не взывая к его жалости и не умоляя об ответных чувствах. Татьяна говорит о своей любви только няне, никто из её семьи больше не знает о ее чувствах к Онегину. Своим поведением Татьяна вызывает уважение у читателей, она ведет себя сдержанно и порядочно, не держит зла на Онегина, не обвиняет его в безответных чувствах.

Убийство Ленского и отъезд Онегина глубоко ранят сердце девушки, но она не теряет себя. Во время долгих прогулок она доходит до поместья Онегина, посещает библиотеку опустевшего дома и наконец читает те книги, которые читал Евгений – конечно, не любовные романы. Татьяна начинает понимать того, кто навеки поселился в ее сердце: «Уж не пародия ли он?»

По требованию семьи Татьяна выходит замуж за «важного генерала», ведь без Онегина ей «все были жребии равны». Но совесть не позволяет ей стать плохой женой, и она старается соответствовать статусу мужа, тем более что еще любимый мужчина дал ей справедливый совет: «Учитесь властвовать собою». Именно такой, знаменитой светской львицей, неприступной княгиней, и видит ее по возвращении из своей добровольной ссылки Онегин.

Однако и теперь её образ в произведении остается образом прекрасной и достойной девушки, которая умеет хранить верность своему мужчине. В финале романа Татьяна открывается перед Онегиным с другой стороны: как сильная и величественная женщина, умеющая «властвовать собою», чему он сам учил ее в своё время. Теперь Татьяна не идет на поводу у своих чувств, она сдерживает свой пыл, оставаясь верной своему мужу.