Тип композиции рассказа"после бала"толстого. «После бала» анализ (идея, тема, жанр) Особенности композиции произведения после бала

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» с точки зрения композиционного построения необычен. Это «рассказ в рассказе». Главный герой - Иван Васильевич - повествует о своей жизни. Его рассказ делится на две части: «Бал» и «После бала», причем последняя является развязкой, заключением всего рассказа. Такая необычная композиция играет большую роль в нашем, читательском понимании смысла произведения.
Две части рассказа «После бала» контрастны. Первая представляет собой неторопливое повествование, воспоминание уже немолодого человека о своей юности, о прекрасной любви к Вареньке. Он вспоминает нежные отношения Вареньки и ее отца. Бал, гости, мазурка, вальс, и Иван Васильевич кружится с Варенькой по залу, восхищаясь ею и любя ее, ее отца и вообще весь мир.
Вторая часть - «После бала» - кардинально противоположна первой. Здесь нет уже нежной музыки вальса, здесь слышится «неприятная, визгливая мелодия», «жесткая, нехорошая музыка флейты и барабана», как говорит сам Иван Васильевич. Здесь нет нарядных гостей, довольных балом, здесь только солдаты, избивающие татарина. Здесь нет уже неясностей, ласки и любви. Здесь жестокость, страдание и боль.
То, что отец Вареньки оказался совсем не таким, каким его видел на балу Иван Васильевич, открывается читателям только в конце рассказа.
Встреча Ивана Васильевича и полковника на следующее утро после бала - причина разрыва отношений между Иваном Васильевичем и Варенькой. Жизнь его переменилась
всего за одно утро, по воле случая. В том, что случай может переменить всю жизнь человека, заключается смысл этого рассказа. Но если бы композиция была иной, например, если бы рассказ о молодости Ивана Васильевича давался не от первого, а от третьего лица и в настоящем времени, то уловить смысл и понять, для чего, собственно, написан этот небольшой рассказ, было бы сложнее.

Литература 8 класс Тест

Л. Н. Толстой «После бала»

    Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) последовательность излагаемых событий;

б) цикличность излагаемых событий;

в) антитеза;

г) ретроспектива.

    Каков тип композиции рассказа?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

    С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

а) отчуждение;

б) возмущение;

в) восторг;

г) пренебрежение.

    Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

а) важность судьбы героя после бала;

б) особое значение сцены расправы с солдатом;

в) важность утра, следующего за балом.

а) антитеза;

б) подбор эпитетов;

г) цветопись;

д) звукопись;

е) описание одного героя;

ж) внутренний монолог.

    Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

б) на балу надел «маску» добропорядочности;

в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;

г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.

    Определите основную идею рассказа.

а) судьба человека зависит от случая;

б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;

в) идея личной ответственности человека;

г) осуждение деспотизма.

    С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

а) замшевая перчатка;

б) белые усы и бакенбарды;

в) блестящие глаза и радостная улыбка;

г) «домодельные» сапоги.

    Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;

людей;

в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов

человека».

    Отметить импонирующее вам утверждение:

    Какое чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?

    Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?

    Какова жизненная позиция рассказчика?

    Заполните таблицу, прочитав текст.

Наблюдения

На балу

После бала

Психологическое состояние рассказчика

Обстановка

Герои (полковник, солдат)

Литература 8 класс Тест

Л. Н. Толстой «После бала»

Ответы


«После бала» анализ рассказа — тема, идея, жанр, композиция и особенности произведения.

«После бала» анализ

Год написания — 1903

Жанр — рассказ (в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя, и текст небольшой по объёму)

Тема рассказа : Любовь, избиение солдата – татарина

Главные герои : Иван Васильевич, Варенька, Петр Владиславович

Основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека- общественные условия или случай.

«После бала» композиция:

Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Основа композиции – контраст, противопоставление.

Весь рассказ - это события одной ночи, о которых герой вспоминает через много лет.

Произведение делится на две смысловые части: на балу и после бала.

Главной является часть «После бала», несмотря на то, что она меньше по объему. Именно поэтому рассказ и назван «После бала». Таким образом автор избегает назидательности, навязывания читателю своей позиции, но обращает его взор в нужном направлении.

У этих частей есть свои кульминации: в 1 ч. – исполнение мазурки полковником и его дочерью Варенькой, во 2 ч. — наказание солдата под руководством того же полковника. По смыслу эти эпизоды резко противопоставлены друг другу, то есть контрастны.

Первая и последняя части композиции являются связующим элементом давно произошедших и более поздних событий – рассказомглавного героя о случае, повлиявшем на всю его жизнь, получается прием композиции «рассказ в рассказе».

«После бала» особенности произведения

Рассказ построен на приеме контраста, или антитезы, путем показа двух противоположных эпизодов и в связи с этим резкой смены переживаний рассказчика. Контраст используется писателем и при выборе языковых средств. Так при описании портрета Вареньки преобладает белый цвет: «белое платье», «белые лайковые перчатки», «белые атласные башмачки». Белый цвет - олицетворение чистоты, света, радости. О празднике в душе молодого человека говорит музыкальное сопровождение рассказа: веселая кадриль, нежный плавный вальс, задорная полька, изящная мазурка создают радостное настроение.

В сцене наказания присутствуют другие краски и другая музыка: «…я увидал… что-то большое, черное и услыхал доносившиеся оттуда звуки флейты и барабана. Это была жесткая, нехорошая музыка».

Значение рассказа «После бала» неоценимо. Писатель ставил широкие гуманистические проблемы. Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.

Автор в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России.. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит.

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

Тема Главная тема произведения - нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе - противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку - очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно - настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения - разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор - принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала - настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи - 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1043.

Основные герои

Основные герои рассказа - юноша Иван Васильевич, влюблен­ный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внима­тельный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь. Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рас­суждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто преступил закон. Именно эта искренность пол­ковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в ту­пик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то та­кое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувст­вовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это дела­лось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Иван Васильевич, скромный и порядочный молодой человек, потрясенный сценой избиения солдат, не в состоянии понять, по­чему это возможно, почему существуют порядки, для охраны кото­рых нужны палки. Потрясение, пережитое Иваном Васильевичем, перевернуло его представления о сословной нравственности: ему стали внятны мольба татарина о милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет выс­шие человеческие законы нравственности.

Сюжет и композиция

Сюжет рассказа незамысловат. Иван Васильевич, убежденный, что среда не влияет на образ мыслей человека, а все дело в случае, рассказывает историю своей юношеской влюбленности в красавицу

Вареньку Б. На балу герой знакомится с отцом Вареньки, очень кра­сивым, статным, высоким и «свежим стариком» с румяным лицом и роскошными усами, полковником. Хозяева уговаривают его про­танцевать мазурку с дочерью. Во время танца пара привлекает все­общее внимание. После мазурки отец подводит Вареньку к Ивану Васильевичу, и остаток вечера молодые люди проводят вместе.

Иван Васильевич возвращается домой под утро, но не может ус­нуть и отправляется бродить по городу в направлении дома Варень­ки. Издалека он слышит звуки флейты и барабана, которые без кон­ца повторяют одну и ту же визгливую мелодию. На поле перед домом Б. он видит, как прогоняют через строй солдат какого-то та­тарина за побег. Командует экзекуцией отец Вареньки, красивый, статный полковник Б. Татарин умоляет солдат «помилосердство­вать», но полковник строго следит, чтобы солдаты не давали ему ни малейшей поблажки. Один из солдат «мажет». Б. бьет его по лицу. Иван Васильевич видит красную, пеструю, мокрую от крови спину татарина и ужасается. Заметив Ивана Васильевича, Б. делает вид, что незнаком с ним, и отворачивается.

Иван Васильевич думает, что, вероятно, полковник прав, раз все признают, что он поступает нормально. Однако он не может понять причин, которые заставляли Б. жестоко бить человека, а не поняв, решает не поступать на военную службу. Любовь его идет на убыль. Так один случай переменил его жизнь и взгляды.

Весь рассказ - это события одной ночи, о которых герой вспо­минает через много лет. Композиция рассказа четкая и ясная, в ней логично выделяются четыре части: большой диалог в начале расска­за, подводящий к повествованию о бале; сцена бала; сцена экзеку­ции и заключительная реплика.

«После бала» построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или ина­че вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство это­го приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого - Варенька Б., ее отец и сам Иван Васильевич. Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования узнаем о том, что эпизод, о котором пойдет речь, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям особую реалистичность. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Он рас­сказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины», как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем».