Как изображен островским мир дельцов в бесприданнице. Сочинения

Урок-семинар по литературе по теме "Трагедия «горячего сердца»

в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»"

Цель : Выявление причин душевной драмы и трагедии главной героини на основе анализа пьесы.

Задача: Сформировать у учащихся представления об эпохе 70-х годов XIX века, когда в обществе властвовал бессердечный чистоган, превращающий неимущего, зависимого человека в предмет купли-продажи, в «вещь, а имущего - в одержимого ненасытной жаждой наживы; помочь учащимся увидеть общечеловеческий смысл пьесы.

Предкоммуникативный этап:

2. Задания по группам:

Первая группа: Общая характеристика «сильных мира сего»: Вожеватова и Кнурова.

Вторая группа: Характеристика Карандышева.

Третья группа: Портрет Ларисы Огудаловой.

Четвёртая группа: Характеристика Паратова.

3. Индивидуальное задание:

а) трактовка образа героини различными актрисами, исполняющими роль Ларисы;

б) Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева.

4. Элементы проектирования: Если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе «Бесприданница», что бы вы изобразили на ней и почему.

Оборудование: Фрагменты и аудиозапись романсов «Мохнатый шмель», «Под маской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»

Ход урока

Учитель: Известный в конце XIX века начале XX века театральный деятель, актёр, режиссер, основоположник МХАТА К.С. Станиславский сказал однажды об А.Н.Островском: «Я не знаю среди русских писателей второго такого страстного борца за права русской женщины, как Островский. Русские женщины у Островского, вернее её горькая доля - это один цельный характер, только поставленный автором то в одни, то в другие обстоятельства жизни».

С этим невозможно не согласиться. Действительно, и Катерина из «Грозы», и Параша из «Горячего сердца», и «Снегурочка», и Аксинья из пьесы «Лес», и Кручинина из «Без вины виноватые», и Негина из драмы «Таланты и поклонники» - всё это во многом родственные натуры, которых сближает стремление к свободе и счастью, всё это героини с поистине горячими сердцами, героини, стремящиеся разорвать свои путы, не желающие смиряться с безнравственными и порочными явлениями в окружающей их действительности, это героини, отличающиеся чистотой помыслов, благородством, искренностью, чувством собственного достоинства, природной одарённостью и обаянием. К числу этих героинь можно по праву отнести и Ларису Огудалову из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница», героиню, мучительно жаждущую сильного и красивого в жизни, но принимающую за истинно прекрасное мишурный пустоцвет. Задача нашего урока – выяснить, кто же виновен в трагедии Ларисы, трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Все нити пьесы сводятся, конечно же, к образу Ларисы Огудаловой, так как именно Лариса является лицом, вокруг которого и концентрируется драматическое действие. Вновь в «Бесприданнице», как и почти во всех пьесах А.Н. Островского, пробным камнем становится любовь. Четыре героя пьесы, так или иначе, надеются снискать благосклонность Ларисы, и по сути каждый из них играет роковую роль в судьбе героини.

Образ героини необыкновенно сложный, противоречивый, споры о Ларисе, о её характере идут и по сей день. Не случайно так долог был путь к Ларисе на театральной сцене: долго не могла найти Лариса истинного сценического воплощения, несмотря на то, что исполнительницами этой роли были талантливые актрисы.

Какой же видели Ларису актрисы?

Сообщение: В исполнении одних актрис она представала как хорошенькая мещаночка, ведущая бесшабашную жизнь в доме матери,

В исполнении других это была львица цыганского пошиба, столкнувшаяся на путях любви с хищником-мужчиной.

Но в 1896 году, спустя 17 лет после первых постановок «Бесприданница» зазвучала по-иному. Популярная и талантливая актриса В.Ф. Комиссаржевская увидела в Ларисе героиню, « страдающую и гибнущую за всех женщин, натуру порывистую, непрестанно ищущую и глубоко трагическую.

Учитель: К вопросу о том, какая интерпретация, на ваш взгляд, наиболее верная мы вернёмся в конце урока. Пьеса «Бесприданница» - одна из самых популярных в репертуаре драматических театров и сегодня, не раз она привлекала внимание и деятелей кино. Замечательный кинорежиссёр Э. Рязанов поставил по пьесе «Бесприданница» фильм «Жестокий романс», объясняя свой замысел так: «Историю о бесприданнице я почувствовал сразу же, как печальную песню, как грустный романс». Звучащие в фильме романсы точно вплетаются в сюжет, а самое главное не нарушают замысла самого драматурга А.Н. Островского, напротив, ещё более помогают понять драматичность пьесы и трагичность героини. В них слышны и страстность, и нежность, и горечь, и тревога, и страдание.

В чем же причина того, что пьеса пережила свое время, что притягивает к ней внимание? Ответ на этот вопрос мы найдем в самой пьесе, характере героев, конфликте, определяющем его трагическую развязку и трагедию главной героини.

(Романс «Под лаской плюшевого пледа»

из кинофильма «Жестокий романс».)

Учитель : «Что это было? Чья победа? Кто охотник, кто добыча в том поединке? Так и не знаю: победила ль, побеждена ль?» Эти ключевые слова, как нельзя лучше, подводят нас к разговору о конфликте, ибо без него невозможно развитие какого-либо действия. Говоря о художественных особенностях пьес Островского, мы отмечали, что уже названия многих пьес определяют их связь с содержанием? Пьеса называется «Бесприданница». Нет ли, на ваш взгляд, в названии этой пьесы некоторой предопределенности конфликта, предрасположенности к последующим, драматически развивающимся событиям.

(Ответы учеников)

Учитель: Таким образом, уже название пьесы в какой-то степени определяет конфликт – социальный. Таким образом, А.Н. Островский продолжает и развивает основную тему своих пьес: конфликт между «власть имущими» и бедными, но тема эта раскрывается по-иному, в соответствии с новыми условиями общественной жизни, когда на смену «тёмному царству» приходит «чистая публика», когда в стране стремительно развиваются капиталистические отношения. Да, беда Ларисы в том, что она бесприданница.

Но только ли это причина трагической судьбы героини, тем более что Лариса могла избежать бедности, прими она предложение Кнурова, и исполнялись бы все «ее желания и капризы, как бы странны и дороги ни были». Наверное, причины трагедии гораздо глубже. Кнуров, Вожеватов, Паратов – потенциальные женихи Ларисы, при определённых обстоятельствах каждый из них мог бы стать мужем Ларисы, но они люди состоятельные, и брак с бесприданницей не в их пользу. Что же может их связывать с Ларисой? Кнуров вообще женат, но ищет благосклонности Ларисы, какие цели они преследуют, кто эти люди, которых так обеспокоило предстоящее замужество Ларисы с Карандышевым? Похожи ли эти герои на «сильных мира сего» из пьесы «Гроза»? Изменился ли их нравственный облик?

Сообщение первой группы: (Характеристика «сильных мира сего»).

Дельцы, предприниматели, миллионщики; это уже не безграмотные, боящиеся всего нового, невежественные люди; они уже не верят рассказам Феклуши об огненном змие, напротив, они образованны, приобщены к культуре; изменились их манеры, соответствуют европейским; это «чистая публика»: по утрам каждое утро они совершают моцион, пьют чай по утрам, читают газеты, их интересует культура, так Вожеватов и Кнуров собираются на выставку в Париж. Осознавая своё преимущество, они позволяют себе разговаривать только с теми, кто им ровня. Они знают цену деньгам (Д. I, явл.2).Кнуров: «Да, с деньгами можно дела делать, можно». Цель их жизни – выгодно продать, выгодно купить. Из-за денег они готовы поставить на карту жизнь человека. Нравственный облик этих людей раскрывается, прежде всего, в их взаимоотношениях с Ларисой. Видя, что Лариса на краю гибели, Кнуров и Вожеватов разыгрывают её в орлянку, говорят о Ларисе как о вещи; Паратов продаёт не только пароход, но и любовь, жертвует своей свободой. Бездушие и расчёт Вожеватова проявляются в тот момент, когда Лариса просит его о помощи: «Вася, помоги, я погибаю, научи, что делать», и слышит: «Лариса Дмитриевна, голубушка моя! Что делать-то! Ничего не поделаешь», - потому что дал слово Кнурову, не может его нарушить; Лариса теперь ему не нужна, он потерял к ней всякий интерес.

Учитель: Итак, перед нами идолы общества, безнравственные дельцы, циничные и наглые, хищные и тщеславные, жизненное мерило для них – выгода. С такой меркой они подходят к людям, в том числе и к Ларисе.

Что же влечет их к Ларисе, что нам известно помимо того, что она бесприданница.

Сообщение третьей группы: Лариса резко выделяется на фоне окружающих её людей. Она девушка незаурядная, чистая, любящая жизнь, художественно одарённая. Душа Ларисы вырастает из русских романсов, цыганских песен, стихов Баратынского. Натура её утончённая и поэтическая: она прекрасно поёт, играет на разных инструментах, чувствует красоту природы. Поэтичность её характера подчёркивает и её имя Лариса, в переводе с греческого означающее чайка. Лариса живёт в мире, который она создала для себя – в мире мечты, романтики. Через пелену мечтательности она не замечает в людях пошлых сторон, а видит лишь то, что сама желает. Ларису отличает честность, прямота. Так, Вожеватов замечает Кнурову: «К кому расположена, нисколько этого не скрывает». (Д. I, явл.2.). Она способна глубоко и страстно любить. Всей душой она полюбила Паратова, «любила чуть не умерла с горя, а когда уезжал, бросилась за ним вдогонку, уж мать со второй станции воротила», - смеясь, рассказывает Вожеватов Кнурову. Лариса доверчива, и люди ей кажутся лучше, чем они есть на самом деле. Так, Паратов кажется ей замечательным, сильным человеком. «Да разве можно быть в нем неуверенной?» - восклицает Лариса, рассказав перед этим историю о выстреле Паратова на расстоянии 12 шагов в монету, которую Лариса держала в руках. Из-за своей доверчивости Лариса не смогла разглядеть в Паратове самовлюблённого эгоиста и поэтому до последней минуты верит ему; не поняла, что зачастую за его благородными поступками (бедным давал деньги), его лихостью, бесшабашностью скрывается лишь бравада, желание произвести эффект. Её талантливость, стремление к правде и чистоте высоко поднимает её над миром дельцов, в котором она вращается. Она является исключением в этом мире, где всё продаётся и покупается. Незаурядность Ларисы признают Кнуров и Вожеватов, привыкшие оценивать всё с точки зрения выгоды, они и к Ларисе подходят с этой меркой. Так, Кнуров цинично заявляет: «Эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует». (Д.I, явл.2).

Учитель: Незаурядность, природная одаренность, талантливость Ларисы высоко поднимает ее над окружающими; этих качеств не мог не заметить Кнуров, Вожеватов, Паратов, Карандышев. Надо отдать им должное: ценить красоту и восхищаться талантом они способны. Но возникает другой вопрос, могут ли они ценить по-настоящему, бескорыстно.

Если нет, то, что же толкает ее к замужеству?

На что надеется Лариса, выходя замуж за Карандышева?

(Ответы учеников: чтение Д.I, явл.4).Лариса надеется, что со временем привыкнет к Карандышеву, найдёт душевное спокойствие, рана, нанесённая Паратовым ещё сильна, и поэтому Лариса уговаривает Карандышева поехать в деревню).

Учитель: Сможет ли Карандышев сделать Ларису счастливой, способен ли он понять её израненную душу. И вообще, повторяя за Кнуровым, ответим на вопрос: «Ну что такое Карандышев?».

Сообщение второй группы : Карандышев – мелкий чиновник, особых достоинств у него нет, Но зато он очень самолюбив. В какой-то степени осознавая свою бедность и невысокое положение в обществе, он из кожи лезет, чтобы показать, что он не хуже других, стареется подстроиться под «чистую публику». Вожеватов: «Квартиру свою вздумал отделывать…» (Д.I, явл.2). Карандышев любит Ларису, но и здесь ему хочется самоутвердиться, хочется показать себя «хозяином жизни». Ему не нравится, что Лариса свободно общается с Вожеватым, Кнуровым, он упрекает её за прежнюю жизнь, ревнует Ларису, чем больно ранит её. Лариса не скрывает, что не любит Карандышева: «Зачем вы постоянно попрекаете меня…». (Д.I, явл.4). Но Карандышев её не понимает, он слишком занят собой. Всеми его поступками движет самолюбие. Желая удовлетворить своё самолюбие, он хочет показать Кнурову и Вожеватову, что Лариса выбрала его, а не кого-то, оценила, предпочла его и приглашает их на обед. Здесь он произносит тост: «Господа, я предлагаю тост за Ларису Дмитриевну…». (Д.I, явл.13).

Учитель: Вот в окружении этих людей оказывается Лариса. Есть ли среди этих людей кто-нибудь, кто понимает Ларису, ее душу. Каково ваше отношение к матери Ларисы?

Учитель : За 30 сребреников продаёт свою дочь Огудалова, как Иуда когда-то предал Иисуса. Итак, положение Ларисы трагично: среди тех людей, которые ее окружают, нет ни одного, кто бы понимал ее, сочувствовал ей. Карандышев для нее лишь соломинка, за которую она пытается зацепиться в этой жизни, чтобы уединиться, найти душевное спокойствие. Подспудно Лариса понимает, что Карандышев не достоин ее, всей душой она любит Паратова. Он для нее идеал. Спустя год Лариса продолжает любить его, «и если б явился Сергей Сергеевич и был свободен, так довольно одного его взгляда…» и Лариса пошла бы за ним на край света.

Фрагмент из к-ма «Жестокий романс». Романс «Мохнатый шмель».

Учитель : Вот так шумно и лихо врывается Паратов в Бряхимов, его встречают выстрелом из пушки; слуги, кучера, цыгане бегут навстречу «блестящему барину». С его появлением действие набирает оборот и неумолимо близится к развязке. - Кто же он - идеал Ларисы и в то же время злой гений? Каковы его жизненные принципы, за что его любит Лариса?

Сообщение четвёртой группы : Паратов – блестящий барин, судовладелец. «С шиком живёт Паратов, - говорит Кнуров.- Уж чего другого, а шику в нем довольно». В Бряхимове его знают как смелого человека, щедрого: рискует пароходом, ради того, чтобы выиграть гонку стреляет в монету, щедро одаривает деньгами слуг. Его смелостью, благородством, как ей кажется, восхищается Лариса. Карандышев справедливо заметил: «Сердца у него нет, оттого он так смел!» (Д I, явл.4) Паратов говорит о себе: «Что такое жаль я не знаю… что угодно». (Д.I, явл.6). Для него в жизни главное - деньги, богатство. Паратов: «Жизнь коротка, так надо уметь ею пользоваться». И от своих принципов Паратов не отказывается.

Учитель: - С какой целью Паратов приезжает в Бряхимов?

Как Паратов воспринимает известие о замужестве Ларисы, и с какой целью он вновь появляется у Огудаловых? Была ли эта встреча попыткой загладить свою вину перед Ларисой?

(Для него это было неожиданностью, и в то же время он испытывал некоторое облегчение оттого, что снимается часть вины с него).

Чтение по ролям Д II, явл.8.

Учитель : Искренен ли Паратов в этой сцене?

(Примерные ответы учеников): В объяснении с Ларисой большую роль играет не чувство вины перед ней, а самолюбие Паратова. Он не может смириться с тем, что ему предпочли другого. Паратов обвиняет Ларису в непостоянстве чувств, хотя сам стал причиной её страданий, сбежав год назад. Нельзя не заметить напыщенности, высокопарности его обвинительных речей, игры самолюбивого героя, но Лариса этого не замечает. Паратов добивается Ларисиного признания в том, что любовь её к нему по-прежнему сильна. Самолюбие его удовлетворено.

Учитель: Не менее неприглядна роль Паратова в сцене поединка с Карандышевым, этого столкновения можно было избежать, но Паратов, напротив, разжигает ссору. Какую цель он преследует при этом?

(Унизить Карандышева, представить себя в выгодном свете, поиграть на чувствах Ларисы).

Учитель : Эта сцена ссоры сюжетно связана с последними событиями. В конце действия мы узнаем о замысле Паратова потешиться над Карандышевым. Каков заговор Паратова, Вожеватова и Кнурова?

(Ответы учеников: пересказ сцены обеда у Карандышева Д.I, явл.1 -13).

Учитель: Лариса и раньше видела, но старалась не замечать ничтожества Карандышева. Теперь это ничтожество обнаружилось со всей очевидностью да еще в присутствии человека, которого она любит. Ей стыдно за Карандышева, но до её страданий никому нет дела. Измываясь над Карандышевым, эти люди совершенно не считаются с чувствами Ларисы: «Да ведь они меня терзают», - в отчаянии говорит она Харите Игнатьевне.

А кому нужно, что ты терзаешься? – отвечает мать дочери.

Действительно, никому нет дела до Ларисиных страданий. У всех насчет Ларисы другие цели. Действие идет к кульминации. Где же она наступает?

Ответы учеников : Кульминация драмы - решение Ларисы ехать с Паратовым за Волгу.

Учитель: Вспомним сцену, предшествующую этому решению.

Что же руководит Паратовым в тот момент, когда он зовет Ларису, неужели это невольно вспыхнувшая от прекрасного пения Ларисы страсть, может, действительно не совсем опошлился и огрубел Паратов, или им руководит нечто другое.

Учитель : А что заставило Ларису пойти на этот шаг?

Ответы учеников:

Учитель: Лариса ставит на карту свою жизнь: «Или тебе радоваться мама, или ищи меня в Волге». Не увидела, не разглядела Лариса в Паратове безжалостного эгоиста, самовлюбленного циника. Но предвидели и знали, что вскоре произойдет Кнуров и Вожеватов. Как хищники ждут они минуты, когда можно будет вцепиться в жертву. Они понимали, что Паратов никогда не откажется от брака с невестой-миллионершей, Лариса не в его интересах; а Лариса не останется с Карандышевым (не в ее характере). «Кажется, драма начинается. Я уж у Ларисы Дмитриевны слезки видел», - говорит Кнуров Вожеватову. Пришёл черед Кнурова принять участие в судьбе Ларисы. Он устраняет единственного соперника Вожеватова, разыграв Ларису в орлянку. Кнуров не ошибся. Маска страстно влюбленного сброшена. Паратов хочет отделаться от Ларисы, даже не считая нужным отвезти ее, домой, а просит это сделать Робинзона. А когда она требует решительного ответа: жена она ему или нет, Паратов называет свое чувство минутным увлечением и говорит, что связан «золотыми цепями».

Какова реакция Ларисы?

Примерные ответы учеников: Она потрясена, только теперь она увидела Паратова в истинном свете, и все же у нее хватает сил с достоинством ответить ему: Подите от меня… Довольно! Я уж сама о себе подумаю». (Д.IV, явл.7). Все ближе и ближе трагическая развязка. В ходе развития пьесы намечаются 3 варианта финала судьбы героини, какие?

Ответы учеников:

1) стать содержанкой, любовницей Кнурова;

2) остаться с Карандышевым;

3) физическая смерть.

Почему Островский единственно возможным выходом выбирает для Ларисы третий вариант?

Примерные ответы учеников:

1) Карандышев не достоин Ларисы, мелок и ничтожен для неё.

2) разврат, блеск, роскошь – не для Ларисы: изменить себе, своим идеалам героиня не может, слишком она чистая и непорочная, чтобы перешагнуть через себя во имя того, «чтобы жить, хоть как-нибудь да жить». Лариса ищет смерти, но мы видим, что у героини не хватает сил покончить с собой, как это сделала Катерина из «Грозы», не хватает решительности, которой обладала Прасковья из «Горячего сердца». Положение Ларисы ужасно. Но самое страшное для Ларисы ещё впереди.

Инсценирование эпизода последнего разговора Ларисы и Карандышева (Д.IV, явл.11).

Учитель: Итак, несколько минут назад отвергнув предложение Кнурова, она готова позвать Кнурова и принять его предложение. Почему?

Учитель: Каким же беспросветно черным должен был казаться Ларисе мир, если пулю Карандышева она принимает с радостью, как избавление, и каждому из нас становится ясно, чего стоило Ларисе согласиться с тем, что она вещь. «Милый мой, какое благодеяние вы мне сделали». Перед лицом смерти Лариса остаётся верной себе. Умирая, она поднимает с земли пистолет и инсценирует самоубийство, звучат её последние слова.

Чтение Д.VI, явл.12.

(Романс «А напоследок я скажу из кинофильма » Жестокий романс».)

Учитель: Счастья, любви искала Лариса. Но не нашла. Уходит из жизни юное, прекрасное создание, мечтавшее о том, что вправе иметь каждый человек, живущий на земле. Что же стало причиной, и кто явился виной трагедии ещё одного «горячего сердца»?

Учитель: А как вы думаете, подобные ситуации возможны в современной жизни?

Ответы учеников.

Вот именно поэтому внимание к пьесе А.Н. Островского не угасает и по сей день, а трагическая судьба Ларисы – вечное напоминание нам о том, что человек должен всегда оставаться человеком, должен утверждать своё человеческое достоинство, не смиряясь с подлостью ни по большому счёту, ни по маленькому.

А теперь вернемся к вопросу об интерпретации образа Ларисы актрисами. Чья трактовка образа вам ближе?

А если бы вас попросили нарисовать афишу к пьесе, как бы она, на ваш взгляд, должна была выглядеть?

Защита проекта группой художников.

Предложенные варианты афиш: «Чайка, заключённая в клетку». «Разбитое сердце».

Заключительное слово учителя.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопросы: Согласны ли вы с тем, что пьеса А.Н. Островского поистине «пьеса жизни»? В чём её актуальность?

У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский
Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.
Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.
Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту. Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе! Разве что повеселиться с ней напоследок! Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”. Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.
Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж. И все считают, считают…

Сочинение по литературе на тему: Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Другие сочинения:

  1. Главной героиней пьесы А. Н. Островского “Бесприданница” является Лариса Дмитриевна, дочь Хариты Игнатьевны Огудаловой. Ее мать имеет “небольшое состояние”, давать приданое не из чего, так как она живет открыто, всех принимает, “любит и сама пожить весело”. Харита Игнатьевна очень ловкая: Read More ......
  2. “Бесприданница” одна из наиболее значительных пьес Островского последнего периода – “Бесприданница” (1878) – и некоторых отношениях напоминает “Грозу”. Но различий, пожалуй, больше чем сходства. Композиция новой пьесы организована более строго: все события,- происходящие в течение одного дня, прямо связаны с Read More ......
  3. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении Read More ......
  4. о А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя Read More ......
  5. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают Read More ......
  6. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Read More ......
  7. Действие пьесы “Бесприданница” развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж подчеркивает красоту и поэтичность характера Ларисы Дмитриевны Огудаловой (имя Лариса в переводе с греческого означает “чайка”). Из разговора Кнурова и Вожеватова мы узнаем, что Лариса – девушка умная, тонко и глубоко Read More ......
  8. Творчество А. Н. Островского принадлежит к вер­шинам русской классической и мировой драмы. Од­ной из жемчужин является его пьеса “Бесприданни­ца”. В центре пьесы – судьба ее героини, Ларисы Дмит­риевны Огудаловой. Лариса всем взяла: красотой, умом, благородными манерами. “Да-с, талантов у нее Read More ......
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

У них арифметика вместо души.
А. Н. Островский

Пьеса “Бесприданница” – сороковое оригинальное произведение Островского, над которым опытный драматург работал непривычно долго – четыре года. Он впервые выводил на сцену в своей пьесе новых героев – промышленников, судовладельцев, дельцов новой формации, появившихся с зарождением и развитием капитализма в России.

Мокий Парменыч Кнуров – “крупный делец нового времени с громадным состоянием”. Василий Данилыч Вожеватов – “представитель богатой торговой фирмы”.

Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”. Вот они герои нового времени.

Фразу “у них арифметика вместо души” произносит в пьесе Сергей Сергеич Паратов. Так он характеризует иностранцев, которые служат у него на судне. “У них душа коротка”, – говорит он с уверенностью в собственном превосходстве. Да, Паратов любит и умеет жить красиво. Он остроумен, азартен, умеет ценить красоту.

Но еще больше умеет прицениться: “Найду выгоду, так все продам, что угодно, – признается он Кнурову. – У меня другие дела и другие расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в приданое золотые прииски”. Как ни жаль ему расстаться со своей свободой, со своей веселой жизнью, но золотые прииски, без сомнения, ценнее и выгоднее. Кнуров и Вожеватов одобряют сделку: ведь не жениться же в самом деле на бесприданнице Ларисе!

Разве что повеселиться с ней напоследок!

Вожеватов тоже с гордостью говорит о том, что не замечает в себе того, “что любовью-то называют”. Зато хорошо знает, что “всякому товару цена есть”, и лишнего не передаст. Хоть и “дорогой бриллиант” Лариса Дмитриевна, но состояние она купцу Вожеватову не прибавит. Проиграв Кнурову возможность “прокатиться” в Париж с Ларисой, Вожеватов доволен: “Я не в убытке: расходов меньше”.

Даже слов утешения не нашлось в его душе для подруги детства. “Честное купеческое слово”, данное Кнурову в бесчестной сделке, важнее сочувствия, сострадания. Да и откуда взяться таким чувствам, если “у них арифметика вместо души”.

Почти полтора века живут на сцене герои Островского. Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова в наше время так же узнаваемы, как и на заре товарно-денежных отношений. Они носят новомодные европейские костюмы, ездят в современных автомобилях, собираются на выставку в Париж.

И все считают, считают…


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества. В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины, воспевались ее лучшие черты:верность, искренность, красота, ум, благородство, нежность и бескорыстная любовь. Лариса-необычайно интересный и привлекательный персонаж в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”. Смыслом жизни главной героини является любовь. Лариса красивая, умная, нежная, разносторонне одаренная девушка […]...
  2. Драма “Бесприданница” была написана А. Н. Островским в 1879 году, когда уже стали явными итоги реформы 1861 года. Изменилось “темное царство”- быстрее стали развиваться торговля и промышленность, уже нет прежних, знакомых нам по “Грозе” дикости и невежества. В новом положении оказались и дворяне: “блестящий барин из судохозяев” Сергей Сергеич Паратов и “небогатый чиновник” Юлий Капитоныч […]...
  3. Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из “Грозы”. Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает […]...
  4. Основные действующие лица: Харита Игнатьевна Огудалова – вдова средних лет. Лариса Дмитриевна – ее дочь. Мокий Парменыч Кнуров – крупный делец, пожилой человек с огромным состоянием. Василий Данилыч Вожеватов – один из представителей богатой торговой фирмы. Юлий Капитоныч Карандышев – небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов – блестящий барин из судохозяев. Действие происходит в городе Бряхимове, […]...
  5. Пьеса ” Бесприданница ” написана в конце 70-х годов XIX века. Это было время торжества нуворишей – разбогатевших купцов. Все большее влияние на людей оказывали деньги, заслонившие подлинные ценности. Трагические последствия этого мы видим, обращаясь к судьбе главной героини драмы. Лариса – мягкая, чистая девушка. Она способна прежде всего чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом – […]...
  6. Сергей Сергеевич Паратов – “блестящий барин, из судохозяев”, красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в финале пьесы оказывается обычным охотником за приданым богатых купчих. Черты Паратова, которые так восхищают Ларису, на самом деле пустой обман. За блестящей внешностью героя скрывается отсутствие искренних эмоций и ясности […]...
  7. Островский написал замечательную пьесу “Бесприданница”. В ней описывается жизнь одной прекрасной, юной и красивой девушки – Ларисы Дмитриевны Огудаловой, которая оказалась жертвой неудачных обстоятельств. “Бесприданница” схожа по смыслу с драмой “Гроза”. В этих пьесах, даже главные героини похожи характером и пьесы заканчиваются одинаково трагично. И нам, безусловно, очень жалко обеих героинь. Если Катерина погибает от […]...
  8. Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, […]...
  9. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” рисует новую эпоху, наступившую в России во второй половине 19 века. На смену патриархальным отношениям приходит капитализм с его культом денег, наживы, товарно-денежной философией. В этом мире вынуждена существовать главная героиня пьесы – Лариса Огудалова. Это чувствительная девушка с открытой душой, умеющая любить и ценить красоту, прекрасное. Героиня ищет настоящей […]...
  10. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского “Бесприданница” относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность. Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи. В образах […]...
  11. 1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета. 2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой. 3. Представители делового мира в пьесе. 4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев. В пьесе “Бесприданница” А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: […]...
  12. Че-ло-век! Надо уважать Человека! А. М. Горький “Бесприданница” – одна из лучших пьес А. Н. Островского. Она постоянно идет на сцене, дважды экранизирована. Современного читателя и зрителя в этой драме привлекает все: и яркость образов, и глубокий психологический анализ, и вдохновенное утверждение необходимости чистых отношений между людьми. Действие пьесы развертывается на фоне волжских просторов. Пейзаж […]...
  13. Неслучайно Островский наградил фамилией Вожеватов одного из значимых героев пьесы “Бесприданница”. Слово “вожеватый” было раньше общепонятным, так называли людей богатых, состоятельных. Василий Данилыч Вожеватов – молодой человек, одетый по-европейски и являющийся представителем богатой торговой фирмы. Это типичный представитель купеческого сословия девятнадцатого века. Он расчетлив и практичен, деньги играют в его жизни главную роль. Отношение Вожеватова […]...
  14. Островский написал драму “Бесприданница” в 1879 году, то есть в последний, третий период своего творчества. До этого драматург уже создал пьесы “Гроза” и “Горячее сердце”. Эти три драматических творения Островского объединены единой темой. Катерина в “Грозе”, Параша в “Горячем сердце”, Лариса в “Бесприданнице” – все они относятся к одному типу женщин, женщин с мятежной душой. […]...
  15. 1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит в том, чтобы показать противоречия окружающей действительности через судьбы героев. Писатель, проникая в быт описываемых сословий, изображает своих героев в действии, выявляя их характерные черты. Главная тема произведения Островского – […]...
  16. Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров и Вожеватов, заказав шампанское в чайном приборе, начинают обсуждать новость: известная в обществе красавица бесприданница Лариса Огудалова выходит замуж за бедного чиновника Карандышева. Вожеватов объясняет скромный брак желанием Ларисы, пережившей сильнейшее увлечение “блестящим барином” Паратовым, который вскружил […]...
  17. В произведении А. Н. Островского “Бесприданница” каждый герой чем-либо соблазняется будь то деньги, любовь или социальный статус. Что касается Карандышева, то он соблазняется тем, что благодаря браку с Ларисой он может повысить свой социальный статус. Карандышев является мелким чиновником, которого никто не замечает и не уважает. Юлий Капитонович уверен, что находясь рядом с такой женщиной […]...
  18. Любовь Целых четыре года посвятил созданию своей пьесы “Бесприданница” Александр Николаевич Островский. Сегодня, благодаря нашумевшей кинокартине, она более известна, как “Жестокий романс”. Премьерные спектакли по пьесе состоялись осенью 1878 года, но не имели большого успеха. И только после смерти автора произведение получило всеобщее признание. События происходят в вымышленном городе на Волге под названием Бряхимов. Касаются […]...
  19. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, развитие его художественного таланта. Каждый персонаж “Бесприданницы” раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Юлий Капитоныч Карандышев и Сергей Сергеич Паратов, по сути, являются представителями разных […]...
  20. Особое место в системе образов пьесы занимает жених Ларисы – Карандышев. Совсем, конечно, разные люди – Паратов и Карандышев, но есть между ними связь. Маленький бедный чиновник хочет казаться “блестящим барином” – таким же, как Паратов: “В кабинете ковер грошовый на стену прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал…” – и т. д. Карандышев также стремится играть […]...
  21. “Бесприданница” А. Н. Островского, прежде всего, драма о любви. Именно любовь стала основой сюжета этого произведения и источником внутренних противоречий главной героини – Ларисы Огудаловой. На мой взгляд, любовь в “Бесприданнице” – символическое, многозначное понятие. “Я любви искала и не нашла” – такой горький вывод делает Лариса в финале пьесы. Я думаю, она имеет в […]...
  22. 1. Мечтательная натура Ларисы Огудаловой. 2. Жених и возлюбленный. 3. Трагедия Ларисы, как влюбленной женщины. Главная героиня одной из самых известных пьес А. Н. Островского “Бесприданница” – Лариса Дмитриевна Огудалова, молодая девушка, живущая в обычном волжском городе Бряхимове вместе со своей матерью, овдовевшей небогатой дворянкой. Лариса от природы одарена чувством прекрасного, у нее мягкий, спокойный […]...
  23. “Бесприданница”- драма буржуазной эпохи, и это обстоятельство решающим образом влияет на ее проблематику и жанр. Здесь уже нет абсолютного противостояния героини и среды. Человеческая талантливость Ларисы, ее стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость – все, что идет от ее богато одаренной натуры, высоко поднимает героиню над окружающими. Но сама житейская драма Ларисы – результат того, […]...
  24. Поэма Гоголя “Мертвые души” была написана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталистические отношения. В этих условиях и появились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из самых ярких и интересных героев поэмы. С одной стороны, это предприимчивый человек, […]...
  25. Поэма Гоголя “Мертвые души” была напи- сана в эпоху крепостного строя, который был главной причиной экономической отсталости России. Постепенно, под влиянием Запада, в России начинают зарождаться капиталис- тические отношения. В этих условиях и по- явились представители новой формации – предприниматели. Павел Иванович Чичиков – один из са- мых ярких и интересных героев поэмы. С од- […]...
  26. В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических условий, они существуют в любое время и в любом обществе. Такой темой, развивающейся в творчестве русских писателей еще с начала XIX в. становится тема “маленького человека”. И в пьесе “Бесприданница” она находит свое развития в […]...
  27. А. Н. Островский, выдающийся русский драматург, обладал уникальным мастерством в постижении и передаче самых глубоких человеческих чувств, стремлений, мечтаний. Все его произведения отмечены неповторимым психологизмом и правдивостью. В любой жизненной ситуации, особенно в трагической, он находил самую суть и мастерски отражал ее в своих пьесах. Наилучшим драматическим произведением Островского по праву считается пьеса ” Бесприданница […]...
  28. В ЧЕМ ПРИЧИНА ЖИЗНЕННОЙ ДРАМЫ ГЕРОИНИ ПЬЕСЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “БЕСПРИДАННИЦА”? Интерес к национально-самобытному в современной русской жизни, характерный для Островского 50-х – начала 60-х годов XIX века, привел драматурга к созданию социально-бытовой трагедии, в центре которой находится народный характер исключительной яркости, цельности и силы. Конфликт этой пьесы имеет эпохально-исторический смысл. “Бесприданница” – драма буржуазной […]...
  29. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской драматургии ХIХ века. Пьеса “Гроза” представляет для читателей особый интерес, так как в ней не только описываются социальный и нравственный конфликты, но и дается достаточно […]...
  30. Пьеса “Бесприданница” была написана в 60-70-е гг. 19 века. Это был период расцвета творческих сил А. Н. Островского. Никогда прежде талант драматурга не раскрывался так многогранно. В это время Островский преимущественно обращается к современности. Основной темой его пьес становится обличение буржуазии, которая сформировалась в эпоху 60-70-ых гг 19 в., точнее, изображение моральной стороны представителей этого […]...
  31. В этой пьесе купцы практически ничем не напоминают тех, с которыми мы встречались в “Грозе”. Это дельцы нового времени, приобретшие внешний лоск просвещенности. Они являются владельцами торговых фирм, а не лавок, носят европейские костюмы вместо купеческих поддевок, живут уже не баснями Феклуши, а последними новостями из парижских газет. Уже не власть авторитета и устоявшихся традиций, […]...
  32. Мир драматургии А. Н. Островского разнообразен и интересен. Со сцены на нас смотрят купцы, помещики, чиновники, студенты, актеры и многие другие герои. Они создают своеобразный мир, в котором люди “жили, трудились, копили, наживали, разорялись, влюблялись, обманывали, надеялись… “. Н. Добролюбов писал, что Островский создавал “пьесы жизни”. И таковыми они являлись потому, что сюжеты взяты из […]...
  33. Паратов Паратов Сергей Сергеич – один из главных героев пьесы “Бесприданница”, блестящий барин из судохозяев лет 30, возлюбленный Ларисы. Это настоящий кутила, смелый прожигатель жизни, видный и красивый мужчина, ловелас и сердцеед, который, по сути, является охотником за богатыми приданым. В него безумно влюблена Лариса Дмитриевна – молодая и­ красивая бесприданница, которой он вскружил голову, […]...
  34. Драма “Бесприданница” стала одной из вершин драматургии Островского. По степени драматизма и глубине психологизма, по характеру конфликта ее сравнивают с “Грозой”. Такое сопоставление дает возможность ощутить новые грани дарования автора, его художественную эволюцию. Психологизм “Бесприданницы” — это психологизм великого мастера. Каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Эту пьесу писал драматург, мудро отвергавший чьи […]...
  35. Действие I Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют “для моциону”, а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из […]...
  36. История создания. Драме “Бесприданница” – своему сороковому произведению – Островский отдал более четырех лет работы, отделывая ее самым доскональным образом. Написанная в 1879 году “Бесприданница” обозначила новую ступень творческой эволюции художника. В Пьесе продолжается развитие типичных для Островского тем и проблематике. По тому, насколько различаются картины нравов приволжских городов Калинова и Бряхимова, как изменилась ключевая […]...
  37. Я вещь, а не человек! А. Н. Островский Главный конфликт пьесы “Бесприданница” определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег. Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исключительное значение придает […]...
  38. “Бесприданница” – это психологическая драма великого русского писателя Александра Островского, которая не может оставить равнодушным ни одно человеческое сердце. Автор показывает нам жизнь обычного провинциального городка, что на Волге. К сожалению, здесь все моральные ценности измеряются только деньгами. В центре событий – Ольгина свадьба, которую мать решила выдать замуж за богатого нелюбимого. Все веселятся, цыгане […]...
  39. “Бесприданница” (1878 г.) считается лучшей психологической драмой А. Н. Островского. В этой пьесе драматург обращается к жизни новой, буржуазной России. В центре внимания Островского – жизнь людей многих сословий: дворян, купцов, чиновников. В пореформенные годы в обществе происходят резкие изменения: дворяне, даже самые богатые, постепенно разоряются, купцы превращаются в хозяев жизни с миллионным состоянием, их […]...
  40. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы – молодая девушка, живущая со своей матерью, овдовевшей дворянкой. Лариса чувственная, мягкая и спокойная девушка, ей чужды планы матери выдать его за состоятельного и приличного человека. Девушка ждет настоящей, искренней любви и находит ее к бывшему помещику, судовладельцу Сергею Сергеевичу Паратову. В “светском” окружении матери Ларисы наибольшую ценность имею деньги, […]...
Дельцы новой формации в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”

Постепенно интонации критических отзывов о «Грозе» изменились. Первым положительным откликом на новую пьесу Островского была статья А. Гиероглифова, который оценил драму как народную, осветившую наиболее типические явления русской жизни. «Народность, – писал он, – чувствуется в каждом слове, в каждой сцене, в каждой личности драмы». Особенно он отметил протестующее начало в Катерине, а главной чертой ее назвал «свежесть и силу инстинктов и чувств». В лице Катерины он увидел «светлый луч на темном небе».

Критик «Русской газеты» М. Дарачан, опираясь на статью Добролюбова «Темное царство», так определил идею «Грозы»: «Ненависть к самодурству, горький протест свободного духа против отсутствия в нас уважения к собственному достоинству, к своей личности, негодование к рабству нашего духа…» Особенно многозначительно, по мнению критика, вышло в драме «сознание причины зла, к которому уже приходят забитые натуры темного царства». Полемизируя с Пальховским, Дарачан утверждал высокую художественность новой пьесы Островского как драмы.

Как огромную победу драматурга встретил журнал «Современник» «Грозу». Она была названа выдающимся народным произведением русской литературы, а ее главная героиня самым поэтическим созданием Островского. «А отыскать поэзию в том быту, в котором родилась Катя, – нелегкое дело», – писал Новый поэт (И. Панаев). В статье было отмечено, кроме большого таланта драматурга, его глубокое знание народного быта и любовь к русскому человеку.

П. И. Мельников-Печерский (журнал «Северная пчела») раскрыл связь обычаев «темного царства» диких и кабановых с принципами «Домостроя», отметил, что в «Грозе» «протест против самодурства слышен из уст каждой жертвы… Но всего сильнее протест Кулигина».

По мнению критика М. Достоевского, «Гроза» – одно из лучших произведений Островского; в драме даны «новые стороны русской жизни», слышны «новые мотивы», галерея созданных драматургом русских женщин украсилась новыми характерами, и его Катерина, старуха Кабанова, Варвара, даже Феклуша займут в ней видное место». Однако М. Достоевский утверждал, что Катерина не несет в себе начала активности и протеста: «она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляют весь ее трагизм». Катерина – жертва «собственной чистоты и своих верований», она «погибла бы и без деспотизма».

Вслед за первыми публикациями появились большие критические статьи о драме «Гроза» Ап. А. Григорьева «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» (1860), Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860) и спустя четыре года статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». Полемика вокруг «Грозы» продолжалась.

А. Н. Островский и русский национальный театр

Анализ первых пьес драматурга позволил Н. А. Добролюбову признать в нем необычайный талант и отметить, что пьесы Островского – это «не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему бы мы дали название «пьес жизни». Новый жанр драмы – «пьесы жизни», открытый Островским на практике и теоретически обоснованный Добролюбовым в его статье «Темное царство», способствовал еще более тесному приближению сцены к современности. Критики Н. А. Добролюбов и Ап. А. Григорьев, стоявшие на противоположных позициях, увидели в произведениях Островского целостную картину бытия народа. В его драмах предстали все слои русского общества и сама жизнь России, начиная с 50-х годов и кончая 80-ми годами XIX века. В исторических пьесах-хрониках драматург показал далекое прошлое своей страны, но проблемы, поставленные в них, были актуальны для современности.

Всестороннее знание народной жизни, быта, нравов, глубокая органическая связь с народным творчеством представляют характерные особенности Островского-художника. Его драмы стали основой репертуара театров, подняли сценическое искусство на высочайшую ступень.

Островский был уверен в том, что труд драматурга по созданию национального театра является высоким общественным служением. Он был «рыцарем театра, безраздельно преданным одной страсти и ради нее готовым на любые испытания, на подвижнический, лишенный скорого вознаграждения труд» (В. Лакшин).

За полтора десятилетия до создания первой пьесы А. Н. Островского В. Г. Белинский в статье «Литературные мечтания» писал: «О, как было бы хорошо, если бы у нас был свой, народный русский театр!.. В самом деле – видеть на сцене всю Русь, с ее добром и злом, с ее высоким и смешным…» Репертуар русской сцены в 40-е годы XIX века был действительно очень беден. Несколько замечательных пьес («Недоросль» Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя) были блестящим исключением на фоне малохудожественных произведений, далеких от реальной русской действительности. Это были мелодрамы и водевили, чаще всего переводные. Обогащали театральный репертуар пьесы крупнейших западноевропейских драматургов Шекспира, Мольера и др.

Создание русского национального, народного театра, о котором мечтал Белинский, связано с именем А. Н. Островского. В связи с 35-летием деятельности драматурга И. А. Гончаров в своем приветственном слове писал: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили то здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский национальный театр». Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Театр Островского – это не только количество пьес (свыше сорока), не считая написанных в соавторстве, это новое качество драматургии, создание для сцены «своего особого мира».

Драмы Островского дают правдивое, живое представление о русской жизни 50-80-х годов XIX века. В пьесах действуют сотни персонажей, среди которых купцы и дворяне, чиновники разных степеней и рангов, буржуазные дельцы и помещики, разночинцы, актеры, исторические деятели, жители сказочного Берендеева царства; нравственно уродливые натуры, у которых основная страсть – деньги, и духовно богатые, обладающие «горячим сердцем», способные на глубокие чувства. И все эти люди живут в пьесах драматурга не сами по себе, а становятся «в известные отношения друг к другу – имущественные, семейные, служебные, компаньонские, приятельские, враждебные, любовные, – как в самой жизни» (Е. Холодов).

Островский начал с того, что открыл для литературы и театра «страну до сего времени в подробности неизвестную и никем еще из путешественников не описанную», как он сам замечает в своих «Записках Замоскворецкого жителя» – страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Почему, на ваш взгляд, с именем А. Н. Островского связывает И. А. Гончаров рождение русского национального театра?

2. Какие «горькие истины, облеченные в форму искусства», содержались в пьесах А. Н. Островского?

3. Какие сцены в драме «Бесприданница» произвели на вас самое сильное впечатление? Как добивается Островский такого воздействия на читателя? В чем трагизм судьбы Ларисы?

4. Как изображен Островским мир дельцов в «Бесприданнице»? Привлекая текст драмы, проследите линию поведения Вожеватова, его поступки и на основании их сделайте свое заключение о герое (по желанию можно взять других героев – Кнурова или Паратова).

5. «Вы будете лишний», – говорит Робинзону Карандышев. Но «лишний» ли в пьесе Островского Робинзон? С какой целью он введен в пьесу? Почему драматургу понадобилось в последнем действии сблизить две чуждые друг другу фигуры – Ларисы и Робинзона, поставить их рядом?

6. Почему Катерина предпочла смерть жизни? Сила или слабость характера проявились в этом поступке?

7. Согласны ли вы с утверждением Н. А. Добролюбова, что Борис – тот же Тихон, только образованный?

8. Попробуйте опровергнуть суждения критиков, отрицательно отнесшихся к драме А. Н. Островского «Гроза».

Темы сочинений

2. Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини (по «Грозе» А. Н. Островского).

3. Роль антитезы в раскрытии идейного содержания драмы «Гроза» А. Н. Островского.

5. «Сильные мира сего» в пьесах «Гроза» и «Бесприданница» А. Н. Островского.

Темы докладов и рефератов

1. Роль названия драмы в раскрытии ее идейного смысла (по одной из пьес А. Н. Островского).

Трагедия страдающей души в мире дельцов (по драме А. Н. Островского "Бесприданница")

Трагедия... Это слово предполагает смерть. В конце пьесы гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка - Лариса Огудалова. Ее гибель не случайна. Драматург последовательно проводит свою героиню через страдания и потрясения, заставляя ее испытать всю горечь обманутой любви, крушение надежд на счастье.

В чем же причина этой трагедии? Молодая девушка из обедневшей дворянской семьи обладает чуткой любящей душой, музыкальной одаренностью, красотой. Но это богатство не может заменить того, что больше всего ценится в мире дельцов - денег, приданого, которое бы обеспечило ей достойное положение в обществе. Рассуждая о предстоящем замужестве Ларисы, Вожеватов откровенно говорит о том, что в нынешнее время столько женихов, сколько приданых, то есть каждый человек ищет прежде всего выгоду. Поэтому жизнь Ларисы превращается, по выражению Карандышева, в цыганский табор. Она вынуждена по приказанию предприимчивой маменьки любезничать с богатыми холостяками, развлекать многочисленных гостей, привлекая их пением и красотой.

Первый же диалог Ларисы с женихом убеждает нас в том, что ей не по нраву такая шумная, беспорядочная жизнь. Ее чистая и честная натура стремится к тихому семейному счастью с любимым человеком. Вожеватов называет Ларису простоватой, подразумевая под этим определением не глупость, а искренность, отсутствие хитрости, лести и притворства. Эта девушка создала своим поэтичным воображением свой собственный мир, в который ее уносит музыка. Она прекрасно поет, играет на гитаре и фортепиано, выражая в звуках старинного романса свои сокровенные чувства и переживания. Обладая возвышенной поэтической душой, Лариса воспринимает окружающих людей как героев русского романса, не видя их пошлости, цинизма, корыстолюбия. Паратов в ее глазах - идеал мужчины, Карандышев - честный, гуманный, не понятый окружающими человек, Вожеватов - близкий друг детства. Но все эти герои оказываются не такими, они раскрывают свою истинную сущность в их отношении к Ларисе. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит любящую девушку ради мимолетного удовольствия. Он, не задумываясь, оставляет ее ради женитьбы на владелице золотых приисков. С циничной откровенностью он признается Кнурову в том, что для него нет ничего заветного, что он готов продать все что угодно ради выгоды. И действительно доказывает это делом: продает "Ласточку", отказывается от любимой девушки. Значит, всеми действиями Паратова движет стремление к богатству, выгоде. Такова жизненная позиция и остальных героев пьесы, потому что все их отношения определяет тугой кошелек. Разговоры действующих лиц постоянно сводятся к деньгам, к купле-продаже. Вспомним примечательный диалог Хариты Игнатьевны Огудаловой с богатым купцом Кнуровым накануне званого обеда у Карандышева. Мокей Перменыч совершенно недвусмысленно предлагает Огудаловой взять на содержание ее дочь. И родная мать слушает его с пониманием и благодарностью, фактически принимая это предложение.

Пожалуй, единственным человеком в пьесе, для которого деньги не играют никакой роли, оказывается Лариса. Она ценит в людях не богатство, а доброту, честность, порядочность. Именно поэтому она решает выйти замуж за бедного чиновника Карандышева и уехать с ним в деревню. Потеряв всякую надежду на счастье с любимым человеком, она хочет хотя бы понимания и уважения, честной, достойной жизни. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочувствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ее ответное чувство. Но многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать героиню счастливой. Это и попреки "цыганским табором", и ревнивые придирки к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобная зависть к преуспевающим дельцам. Сама нелепая идея званого обеда - результат болезненного уязвленного самолюбия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то, и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скромной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. И Лариса произносит здесь почти пророческие слова: "Я вижу, что я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите". В финале драмы Карандышев найдет более точное и жестокое слово, которое ударит Ларису, как пощечина. Это слово - "вещь". Именно оно помогает осмыслить причину трагической судьбы героини. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе красота, любовь, честь. Все это товар, имеющий своего покупателя. Ведь Кнуров и Вожеватов деловито заключают торговую сделку, разыгрывая Ларису в орлянку. Связанный "честным купеческим словом", Василий Вожеватов, старинный друг детства, отказывает ей даже в жалости и утешении, чтобы уступить дорогу выигравшему Кнурову.

В финале драмы к потрясенной Ларисе приходит прозрение. Она осознает себя вещью, которой распоряжаются по своему усмотрению окружающие люди. Жестокость этого открытия вызывает в героине отчаянный протест, который выражается в мысли о самоубийстве. Но у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход - бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. В таком случае она станет по крайней мере дорогой вещью богатого хозяина. Такое решение означает нравственную смерть героини, от которой ее спасет выстрел Карандышева. Последние слова Ларисы - это благодарность за то, что она избавлена от унижения и окончательного падения. Для нее, как и для Катерины Кабановой, нет места в жестоком мире выгоды, наживы, обмана и предательства. Таким образом, замечательная драма Островского "Бесприданница" раскрывает конфликт чистой, честной, одухотворенной личности с обществом, где все подчинено могущественной власти денег.