"Война и мир": персонажи. "Война и мир": характеристики главных героев

В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев. Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. "Война и мир" - роман, в котором составляющие целые дворянские роды, являют читателю отражение людей, живших во времена войны с Наполеоном. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий.

Если составить список персонажей ("Война и мир"), получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. "Война и мир" - роман, героев которого можно поделить на три основные группы: главные, второстепенные персонажи и просто упомянутые в тексте. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. "Война и мир" - произведение, в котором подробно описана семья Ростовых. Поэтому начнем с нее.

Илья Андреевич Ростов

Это граф, у которого было четверо детей: Петя, Николай, Вера и Наташа. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности. Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына, граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. "Война и мир" (Толстой) - произведение, в котором прототипом этого героя является Илья Андреевич, дед Толстого.

Наталья Ростова (жена Ильи Андреевича)

Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи. Однако истинная причина этих манер кроется в слабом и изнуренном физическом состоянии из-за родов и сил, отданных на воспитание детей. Наталья очень любит семью, детей, поэтому ее чуть не свело с ума известие о гибели Пети. Графиня Ростова, как и Илья Андреевич, любила роскошь и требовала от всех выполнения своих приказаний. В ней можно найти черты бабушки Толстого - Пелагеи Николаевны.

Николай Ростов

Этот герой - сын Ильи Андреевича. Он является любящим сыном и братом, почитает семью, но в то же время преданно служит в армии, что является весьма важной и значимой чертой в его характеристике. Он часто видел даже в своих однополчанах вторую семью. Хоть Николай и был влюблен долгое время в Соню, свою кузину, все же женится в конце романа на Марье Болконской. Николай Ростов - очень энергичный человек, с "открытым и курчавыми волосами. Его любовь к русскому императору и патриотизм не иссякали никогда. Пройдя через тяготы войны, Николай становится храбрым и отважным гусаром. Он выходит в отставку после смерти Ильи Андреевича для того, чтобы поправить денежное положение семьи, оплатить долги и стать наконец-то хорошим мужем для своей супруги. Толстому этот герой представляется как прототип его собственного отца. Как вы уже, вероятно, заметили, наличием прототипов у многих героев характеризуется система персонажей. "Война и мир" - произведение, в котором нравы дворянства представлены через черты семьи Толстого, который был графом.

Наташа Ростова

Это дочь Ростовых. Очень эмоциональная и энергичная девушка, которая считалась некрасивой, однако привлекательной и живой. Наташа не очень умна, но при этом интуитивна, так как могла хорошо "угадывать людей", их черты характера и настроение. Эта героиня весьма порывиста, склонна к самопожертвованию. Она красиво танцует и поет, что было в то время важной характеристикой девушки, принадлежащей к светскому обществу. Лев Толстой неоднократно подчеркивает основное качество Наташи - близость к русскому народу. Она впитала в себя нации и русскую культуру. Наташа живет в атмосфере любви, счастья и добра, однако через некоторое время девушка сталкивается с суровой реальностью. Удары судьбы, а также сердечные переживания делают эту героиню взрослой и в итоге дарят ей настоящую любовь к мужу, Пьеру Безухову. История перерождения души Наташи заслуживает особого уважения. Она начала посещать церковь после того, как стала жертвой лживого обольстителя. Наташа - это собирательный образ, прототипом которого выступила невестка Толстого, Татьяна Андреевна Кузьминская, а также сестра ее (жена автора) - Софья Андреевна.

Вера Ростова

Эта героиня - дочь Ростовых ("Война и мир"). Портреты персонажей, созданные автором, отличаются многообразием характеров. Вера, например, славилась своим строгим нравом, а также неуместными, хотя и справедливыми замечаниями, которые она делала в обществе. Мать ее, неизвестно почему, не очень любила, и это остро ощущала Вера, часто идя поэтому наперекор всем. Эта девушка стала впоследствии женой Бориса Друбецкого. Прототип героини - Льва Николаевича (Елизавета Берс).

Петр Ростов

Сын Ростовых, совсем еще мальчик. Петя, подросший, порывался юношей идти на войну, и родители его удержать никак не могли. Он вырвался из-под их опеки и определился в полк Денисова. В первом же бою погибает Петя, не успев еще повоевать. Очень подкосила семью гибель любимого сына.

Соня

Этой героиней мы заканчиваем описание персонажей ("Война и мир"), относящихся к семейству Ростовых. Соня, славная миниатюрная девушка, приходилась родной племянницей Илье Андреевичу и прожила всю жизнь под его крышей. Любовь к Николаю стала роковой для нее, так как ей не удалось выйти за него замуж. Наталья Ростова, старая графиня, была против этого брака, поскольку возлюбленные были кузенами. Соня поступила благородно, отказав Долохову и решившись любить всю жизнь лишь Николая, освобождая его при этом от обещания, данного ей. Она проводит всю оставшуюся жизнь на попечении Николая Ростова, при старой графине.

Прототип этой героини - Татьяна Александровна Ергольская, троюродная тетя писателя.

Не только Ростовы в произведении - главные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большую роль играет также семья Болконских.

Николай Андреевич Болконский

Это отец Андрея Болконского, генерал-аншеф в прошлом, в настоящем же - князь, заслуживший прозвище в русском светском обществе "прусский король". Он социально деятелен, строг как отец, педантичен, является мудрым хозяином имения. Внешне это худощавый старик с густыми бровями, которые нависали над умными и проницательными глазами, в напудренном белом паричке. Николай Андреевич не любит проявлять своих чувств даже к любимой дочери и сыну. Он изводит Марью постоянными придирками. Князь Николай, сидя в своем имении, следит за событиями, происходящими в стране, и лишь перед смертью теряет представление о масштабности войны русских с Наполеоном. Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был прототипом этого князя.

Андрей Болконский

Это сын Николая Андреевича. Он честолюбив, как и отец, в проявлении чувств сдержан, однако очень любит свою сестру и отца. Андрей женат на Лизе, "маленькой княгине". Он сделал успешную военную карьеру. Андрей много философствует о смысле жизни, состоянии его духа. Он находится в постоянных поисках. В Наташе Ростовой после смерти жены он нашел надежду для себя, так как увидел настоящую, а не фальшивую, как в светском обществе, девушку, поэтому и влюбился в нее. Сделав этой героине предложение, он был вынужден отправиться лечиться за границу, что стало испытанием их чувств. Свадьба в итоге сорвалась. Андрей отправился на войну с Наполеоном, где был тяжело ранен, в результате чего скончался. До конца его дней Наташа ухаживала преданно за ним.

Марья Болконская

Это сестра Андрея, дочь князя Николая. Она очень кроткая, некрасивая, однако добра душой и к тому же очень богата. Ее преданность религии многим служит примером кротости и добронравия. Марья любит незабвенно своего отца, часто донимающего ее своими укорами и насмешками. Эта девушка любит также своего брата. Она приняла не сразу Наташу как будущую невестку, так как она ей казалась чересчур легкомысленной для Андрея. Марья после всех невзгод выходит замуж за Николая Ростова.

Ее прототипом является Мария Николаевна Волконская, мать Толстого.

Пьер Безухов (Петр Кириллович)

Главные персонажи романа "Война и мир" были бы перечислены не полностью, если не упомянуть Пьера Безухова. Этот герой играет в произведении одну из важнейших ролей. Он пережил много боли и душевных травм, обладает благородным и добрым нравом. Очень любит Пьера сам Лев Николаевич. Безухов, как друг Андрея Болконского, весьма отзывчив и предан. Несмотря на интриги, плетущиеся у него под носом, Пьер не утратил к людям доверия, не озлобился. Женившись на Наташе, он обрел наконец счастье и благодать, которых ему не хватало с первой женой, Элен. В конце произведения заметно его стремление изменить в России политические устои, даже можно угадать издалека декабристские настроения Пьера.

Таковы основные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большая роль отводится таким историческим лицам, как Кутузов и Наполеон, а также некоторым другим главнокомандующим. Представлены и другие социальные группы, кроме дворянства (купечество, мещане, крестьянство, армия). Список персонажей ("Война и мир") весьма внушительный. Однако наша задача - рассмотреть лишь главных героев.

Материалы для учеников 10 класса для составления таблицы к уроку по теме "Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова". В таблице должно быть четыре столбца: основной период (он назван и отмечен римской цифрой), описание действий Андрея Болконского в это время (отмечено "АБ") и Пьера Безухова (отмечено "ПБ"). Четвертый столбец таблицы - краткие цитаты, примеры эпизодов, иллюстрирующих соответствующие пункты таблицы (искать их следует в указанных главах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие

периоды

Жизненный путь Болконского. "Дорога чести"

Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"

I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу

Андрей Болконский:

Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV)

Пьер Безухов:

Происхождение. Вечер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)

Портрет. Речь. Поведение. Сопоставление с другими героями

II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки – кризис:

АБ:

Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII).

Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина.

Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI).

Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX)

ПБ:

Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.)

Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)

Портрет. Речь. Поведение.

III. Духовный кризис

АБ:

Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI).

ПБ:

Духовный кризис.

На распутье

IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть по.лез.ным Отечеству.

АБ:

Новое разочарование, кризис

Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I).

Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III).

Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII).

Любовь к Наташе и разрыв с ней

ПБ:

Постепенное "пробуждение" от кризиса.

Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII).

Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X).

Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)

V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний.

Пьер и война 1812 года.

АБ:

Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV).

Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI)

ПБ:

Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера.

Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)

VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова

АБ:

Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение.

Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII)

ПБ:

Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)

Диалог, внутренний монолог, портрет, сопоставление с другими пленными

VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог).

АБ:

Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII

ПБ:

Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.


Введение

Лев Толстой в своей эпопее изобразил более 500 типичных для русского общества персонажей. В «Войне и мире» герои романа – представители высшего сословия Москвы и Петербурга, ключевые государственные и военные деятели, солдаты, выходцы из простого народа, крестьяне. Изображение всех слоев русского общества позволило Толстому воссоздать цельную картину русской жизни в один из переломных этапов истории России – эпоху войн с Наполеоном 1805-1812 годов.

В «Войне и мире» персонажи условно разделены на главных героев – чьи судьбы вплетены автором в сюжетное повествование всех четырех томов и эпилога, и второстепенных – героев, которые появляются в романе эпизодически. Среди главных персонажей романа можно выделить центральных героев – Андрея Болконского, Наташу Ростову и Пьера Безухова, вокруг судеб которых и разворачиваются события романа.

Характеристика главных героев романа

Андрей Болконский – «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами», «небольшого роста». С Болконским автор знакомит читателя еще в начале романа – герой был одним из гостей на вечере Анны Шерер (где также присутствовали многие главные герои романа «Война и мир» Толстого).

По сюжету произведения, Андрею надоело высшее общество, он мечтал о славе, не меньшей славы Наполеона, поэтому и едет на войну. Эпизодом, перевернувшим мировоззрение Болконского, становится встреча с Бонапартом – раненый на поле Аустерлица Андрей осознал, как на самом деле незначителен Бонапарт и вся его слава. Вторым переломным моментом в жизни Болконского становится любовь к Наташе Ростовой. Новое чувство помогло герою вернуться к полноценной жизни, поверить, что после смерти жены и всего перенесенного, он может полноценно жить дальше. Однако их счастью с Наташей не суждено было сбыться – Андрей получил смертельное ранение во время Бородинской битвы и вскоре умер.

Наташа Ростова – жизнерадостная, добрая, очень эмоциональная и умеющая любить девушка: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая». Важной чертой образа центральной героини «Войны и мира» является ее музыкальный талант – прекрасный голос, которым очаровывались даже неискушенные в музыке люди. С Наташей читатель знакомится в день именин девушки, когда ей исполняется 12 лет. Толстой изображает моральное взросление героини: любовные переживания, выход в свет, предательство Наташей князя Андрея и ее переживания из-за этого, поиск себя в религии и переломный момент в жизни героини – смерть Болконского. В эпилоге романа Наташа предстает перед читателем совершенно другой – перед нами скорее тень мужа, Пьера Безухова, а не яркая, активная Ростова, которая еще несколько лет назад плясала русские танцы и «отвоевывала» у матери подводы для раненых.

Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженною головой, в очках». «Пьер был несколько больше других мужчин в комнате», у него был «умный и вместе робкий, наблюдательный и естественный взгляд, отличавший его от всех в этой гостиной». Пьер – герой, находящийся в постоянном поиске себя через познание окружающего мира. Каждая ситуация в его жизни, каждый жизненный этап становились для героя особым жизненным уроком. Женитьба на Элен, увлечение масонством, любовь к Наташе Ростовой, присутствие на поле Бородинского сражения (которое герой видит именно глазами Пьера), французский плен и знакомство с Каратаевым полностью меняют личность Пьера – из нелепого увальня «вырастает» целеустремленный и уверенный в себе мужчина с собственными взглядами и целями.

Другие важные персонажи

В «Войне и мире» Толстой условно выделяет несколько блоков персонажей – семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, а также действующих лиц, входящих в круг общения одного из этих семейств. Ростовы и Болконские как положительные герои, носители истинно русской ментальности, идей и духовности, противопоставляются отрицательным персонажам Курагиным, которые мало интересовались духовным аспектом жизни, предпочитая блистать в обществе, плести интриги и выбирать знакомых по их статусу и богатству. Лучше понять суть каждого главного персонажа поможет краткая характеристика героев «Войны и мира».

Граф Илья Андреевич Ростов – добрый и щедрый мужчина, для которого самым главным в его жизни была семья. Граф искренне любил свою жену и четырех детей (Наташу, Веру, Николая и Петю), помогал жене в воспитании детей и всеми силами поддерживал теплую атмосферу в доме Ростовых. Илья Андреевич не могу жить без роскоши, ему нравилось устраивать пышные балы, приемы и вечера, но его расточительство и неумение управлять хозяйственными делами в итоге привели к критическому финансовому положению Ростовых.
Графиня Наталья Ростова – женщина 45-ти лет с восточными чертами лица, умеющая производить впечатление в высшем обществе, жена графа Ростова, мать четырех детей. Графиня, так же как и ее муж, очень любила свою семью, стараясь поддерживать детей и воспитывать в них лучшие качества. Из-за чрезмерной любви к детям, после смерти Пети женщина чуть не сходит с ума. В графине доброта к близким соединялась с расчетливостью: желая поправить финансовое положение семьи, женщина всеми силами старается расстроить женитьбу Николая на «не выгодной невесте» Соне.

Николай Ростов – «невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Это простодушный, открытый, честный и доброжелательный юноша, брат Наташи, старший сын Ростовых. В начале романа Николай предстает восхищенным юношей, который хочет воинской славы и признания, однако после участия сначала в Шенграбеском сражении, а затем в Аустерлицкой битве и Отечественной войне, иллюзии Николая развеиваются и герой понимает, насколько нелепа и неправильна сама идея войны. Личное счастье Николай находит в браке с Марьей Болконской, в которой почувствовал близкого по духу человека еще при первой их встрече.

Соня Ростова – «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице», племянница графа Ростова. По сюжету романа это тихая, рассудительна, добрая девушка, умеющая любить и склонная к самопожертвованию. Соня отказывает Долохову, так как хочет быть верна только Николаю, которого искренне любит. Когда девушка узнает, что Николай влюблен в Марью, то безропотно отпускает его, не желая препятствовать счастью любимого человека.

Николай Андреевич Болконский – князь, генерал-ашеф в отставке. Это гордый, умный, строгий к себе и другим мужчина невысокого роста «с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». В глубине души Болконский очень любит своих детей, но не смеет показывать этого (только перед смертью смог показать дочери свою любовь). Умер Николай Андреевич от второго удара, находясь в Богучарово.

Марья Болконская – тихая, добрая, кроткая, склонная к самопожертвованию и искренне любящая своих родных девушка. Толстой описывает ее как героиню с «некрасивым слабым телом и худым лицом», но «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты». Красота глаз Марьи после поразила и Николая Ростова. Девушка была очень набожна, всю себя посвящала заботе за отцом и племянником, потом перенаправив свою любовь на собственную семью и мужа.

Элен Курагина – яркая, блистательно-красивая женщина с «неизменяющейся улыбкой» и полными белыми плечами, которой нравилось мужское общество, первая жена Пьера. Элен не отличалась особым умом, однако благодаря своему очарованию, умению держать себя в обществе и налаживать нужные связи, устроила собственный салон в Петербурге, была лично знакома с Наполеоном. Женщина умерла от сильной ангины (хотя в обществе ходили слухи, что Элен покончила жизнь самоубийством).

Анатоль Курагин – брат Элен, такой же красивый внешне и заметный в высшем обществе, как и его сестра. Анатоль жил так, как ему хотелось, отбрасывая все моральные принципы и устои, устраивал пьянки и дебоши. Курагин хотел украсть Наташу Ростову и повенчаться с ней, хотя уже был женат.

Федор Долохов – «человек среднего роста, курчавый и со светлыми глазами», офицер семеновского полка, один из лидеров партизанского движения. В личности Федора удивительным образом соединились эгоистичность, цинизм и авантюризм с умением любить своих близких и заботиться о них. (Николай Ростов очень удивляется, что дома, с матерью и сестрой Долохов совершенно другой – любящий и нежный сын и брат).

Заключение

Даже краткое описание героев «Войны и мира» Толстого позволяет увидеть тесную и неразрывную взаимосвязь судеб персонажей. Как и все события в романе, встречи и прощания действующих лиц происходят по иррациональному, неуловимому разумом закону исторических взаимовлияний. Именно эти непостижимые взаимовлияния создают судьбы героев и формируют их взгляды на мир.

Тест по произведению

Биография Л. Н. Толстого. 1 часть

По ходу просмотра учащиеся записывают факты биографии, даты. Данный ролик был создан по материалам институтских лекций и даёт представление не только о жизни писателя, но и о его мировоззренческих позициях, творчестве, эстетических взглядах. Возможно, несколько затянут и нудноват.

Биография Л. Н. Толстого 2 часть

Этот ролик был сделан через 2 года после 1 части, когда у меня уже была возможность вставлять в фильмы фрагменты документальных фильмов о писателях. На мой взгляд, это более интересный вариант, чем первый. Но вот вопрос: можно ли с ними работать на уроках литературы? Мне кажется, что они длинны, один голос как-то рассеивает внимание, но что-то, несомненно, отсюда можно взять для себя.

Вообще-то раньше ролика не было, это была моя лекция. Что-то надиктовывала. Пока с роликом на уроке не работала. Думаю, что буду его тормозить и давать возможность что-то записать. Дети заполняют таблицу: дата, произведения, события жизни, мировоззренческие взгляды. Вообще-то, конечно, фильм громоздкий. Тем более что у него есть 2-ая часть. Думаю всё-таки обойтись лекцией. Ролик просто дала для примера.

Презентация содержит анимированную схему (по Фогельсону), которая представляет взлёты и падения князя Андрея: Аустерлицкое сражение, ночь в Отрадном и т.д. Слайды содержат вопросы и задания, к которым учащиеся готовятся дома, на уроке учащиеся выступают со связными ответами. Также слайды содержат иллюстрации, аудио- и видеофайлы.

Может быть, я выскажу сейчас крамольную мысль, но я считаю недопустимым изучать такие важные и объёмные произведения, как роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» за 11 уроков, как это рекомендуют по программе под ред. В. Я. Коровиной. Раньше мы всегда изучали это произведение текстуально, погружаясь в текст, глубоко его анализируя. Сейчас же нам предлагается на одном уроке сразу изучить жизненные искания князя Андрея и Пьера, на другом уроке – женские образы, на третьем – образы Кутузова и Наполеона. И это как будто совсем не давая учащимся времени прочесть и осмыслить прочитанное. Ни о каком чтении при таком подходе не может быть и речи. Я абсолютно против этого и буду любыми способами нарушать программу, планирование, но изучу роман так, как раньше: 1 том, 2 том, 3 том, 4 том, а потом уж обобщающие уроки проведу. Вот тогда у учащихся хватит времени хотя бы частично прочитать роман и более или менее понять Л. Н. Толстого.

Большая проблема для школьного изучения объёмных произведений – это то, что учащиеся не читают эти произведения. Многие из нас могут похвастать, что роман Л. Н. Толстого «Война и мир» прочитали в полном объёме в школе? Учителя разными способами пытались проконтролировать нас и заставить всё-таки прочитать. Моя учительница использовала в работе такую форму, как 10-минутный опрос. Каждому выдавалась карточка (индивидуальная), можно было пользоваться книжкой, но если ты не читал, то никакая книжка тебе не могла помочь. Эти работы были опережающего характера: например, на этом уроке мы писали ответы на карточках, а на следующем учитель строил опрос по тем же вопросам.

Я пошла несколько иным путём. Я даю эти карточки на дом. Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Как называет их Калганова Т. А., это карточки-задания, организующие интерактивное обучение. Ученик осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку, так как его ответ вплетается в общую цепочку рассуждений. Кроме того, не бывает при такой системе, чтобы ученик не подготовился к уроку и получил «2».

Ещё один секрет этих карточек – это то, что они разноуровневые и воплощают дифференцированный подход в обучении. Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы. Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова. Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки посильны для учащихся. Если школьник не успевает от урока к уроку прочитать половину тома (а зачастую так и бывает), то он может прочитать только ключевой эпизод, а остальные расскажут товарищи на уроке.

А вот какие карточки предлагает Курдюмова (я их когда-то давно записала на курсах повышения квалификации)

2 том. Карточка 1

  1. Что привлекло Пьера в масонстве?
  2. Что лежит в основе отношений Пьера и Андрея?

2 том. Карточка 2. Поездка в Отрадное

Особенности художественной манеры Л. Н. Толстого

2 том. Карточка 3. Первый бал Наташи

Что могло вызвать возглас Л. Н. Толстого "прекрасна"?

2 том. Карточка 4. Пляска Наташи

2 том. Карточка 5. Похищение Наташи

  1. Что лежит в основе дружбы Анатоля и Долохова?
  2. Как сам автор относится к поступку Наташи?

3 том. Карточка 6. Начало войны 1812 года

  1. Как оценивает Толстой роль личности в истории?
  2. Какое значение он придаёт частной и "роевой" жизни человека?

3 том. Карточка 7. Переправа польских улан через Неман

Как раскрывает писатель своё отношение к бонапартизму?

3 том. Карточка 8. Пьер в начале войны

Как характеризует Пьера его душевное смятение?

3 том. Карточка 9. Пожар в Смоленске и отступление

  1. Каким общим чувством охвачены жители и солдаты?
  2. Как относятся солдаты к князю Андрею и почему?

3 том. Карточка 10. В Петербургских салонах

Что лежит в основе "взаимосцепления" эпизодов "Пожар Смоленска" и "Жизнь петербургских салонов"?

3 том. Карточка 11. Богучаровский бунт

  1. Почему княжна Марья не может понять богучаровских мужиков?
  2. Как показаны участники бунта и Николай Ростов?

3 том. Карточка 12. Разговор Кутузова с князем Андреем (часть 2 глава 16)

  1. Как вы понимаете слова Кутузова: "Твоя дорога - это дорога чести"?
  2. Какое значение имеют мысли князя Андрея о Кутузове: "Он русский, несмотря на французские поговорки"?

В салоне А. П. Шерер

Мне очень нравится первая часть фильма С. Бондарчука "Война и мир". По-моему, очень трепетно сделано по отношению к книге. Прекрасная работа оператора, всё по тексту. И в этом смысле это незаменимый материал для уроков литературы. Но, на мой взгляд, целиком фильм смотреть не нужно, да и времени это много займёт.

Данный фрагмент можно использовать как иллюстрацию к роману. Многие ребята при просмотре (особенно те, кто не читал роман) задают вопросы: кто есть кто. Чтобы таких вопросов не возникало, я вставила титры в фрагмент с пояснением. Также в клип включены некоторые вопросы анализа, на которые ребята будут отвечать в ходе беседы после просмотра эпизода.

Кутежи у Курагина

В доме Ростовых и Безухова

Замечательный замысел создателей фильма - параллельно показать, что происходи в доме Ростовых и Безухова. Хотя и у Толстого в романе это так же. Но здесь есть несколько кинематографических деталей, на которых стоит остановиться и рассматривать этот эпизод уже не как иллюстрацию к роману, а как пример интерпретации. Одна из деталей - рука: Долохова, графа Ростова, графа Безухова. Здесь есть над чем подумать. Какую же роль выполняет эта деталь?

Также при параллельном рассмотрении прекрасно видны два мира в романе - мир гостеприимных, живущих сердцем Ростовых, и мир стяжателей Курагиных и Друбецких. Но это общее место.

  • #1

    ваша работа очень помогла мне.спасибо!здоровья вам!

  • #2

    Уникальные материалы. спасибо Вам за этот титанический труд!

  • #3

    Премного благодарна Вам за неоценимую помощь. Будьте благословенны

  • #4

    Инесса Николаевна, здравствуйте! Спасибо за материалы к урокам!Здоровья,творческих успехов ВАМ желаю!

  • #5

    Инесса Николаевна! О Вашем сайте узнала на курсах в г.Кургане. Какая же Вы умница! Радует Ваша щедрость! У меня стаж 36 лет, но Ваши материалы- находка для меня. Спасибо!

  • #6

    Огромное спасибо! Дай Вам Бог здоровья!

  • #7

    Безмерно благодарна. Восхищаюсь вашей работой! Всего доброго и творческого вдохновения

  • #8

    Большое спасибо Вам. Материал замечательный, ведущий к методическому росту

  • #9

    Огромное спасибо Вам, Инесса Николаевна, за неподдельную любовь к профессии филолога и желание делиться своим опытом безвозмездно!!!

  • #10

    Низкий Вам поклон и безмерная благодарность!

  • #11

    Благодарю Вас за профессиональную любовь к своей профессии-это в первую очередь!
    А еще Вы научили меня новому подходу к моей профессии библиотекаря...Ваш материал помог привлечь в нашу библиотеку новых юных читателей. СПАСИБО ВАМ

  • #12

    Признаюсь, каждый раз, начиная изучать роман, боюсь, не зная. с чего начать и чем закончить. Времени мало, дети не читают. Благодарю Вас за настоящий учительский труд, за ответственность, которая отличает учителей, влюбленных в литературу.

  • #13

    Спасибо огромное.Готовлюсь к открытому уроку, ваш материал станет его "изюминкой".

  • #14

    Низкий поклон Вам за такую кропотливую работу! Помощь грандиозная!!

  • #15

    Всегда приятно осознавать, что есть люди увлеченные, любящие русскую литературу, понимающие ее, желающие передать свои знания нашему новому поколению. Спасибо Вам огромное за труд.

  • #16

    Низкий поклон за талантливо разработанный материал. Такая поддержка в решении вопроса нечитающих ребят. Спасибо!

  • #17

    Спасибо вам огромное. Эти материалы прекрасное подспорье в работе каждого педагога с любым стажем работы.

  • #18

    Скачиваю карточки - классная работа! Спасибо. Но они не полностью? Обрываются на 104. Можете дополнить?

  • #19

    Здравствуйте! Огромное спасибо за материалы и за то, что Вы так свободно делитесь своими наработками с коллегами! Здоровья Вам и творческих успехов!

  • #20

    Будьте здоровы и счастливы!

  • #21

    Спасибо огромное за Вашу необычайно творческую и трудоёмкую работу!!!

  • #22

    Инесса Николаевна, благодарю за Вашу щедрость! Творческого долголетия Вам.

  • #23

    Огромное спасибо.

  • #24

    Огромное спасибо за большую и важную работу. Совершенно согласна с комментарием к проблеме изучения романа.

  • #25

    Огромное спасибо за прекрасный материал!

  • #26

    Галина (четверг, 15.11.2018) (Thursday, 15 November 2018 16:10 )

    Инесса Николаевна, огромное спасибо за вашу работу, за ваше великодушие. Счастья вам и вашим близким!

  • #27

    Низкий поклон за ваш труд! За вашу щедрость!

  • #28
  • #29

    С Рождеством!Огромное спасибо за предоставленный материал!Виват Вашему профессионализму, мудрости и щедрости!

  • #30

    Огромное спасибо за глубокий, продуманный материал, который Вы подобрали и подготовили для ребят и систематизировали для нас. Восхищаюсь Вашим трудолюбием, талантом и Добрым Сердцем.

  • #31

    Огромное спасибо за помощь, щедрость,профессионализм!

  • #32

    Шикарно! Низкий поклон

  • #33

    Спасибо большое за кропотливый труд и вдохновение!

  • #34

    Огромное спасибо Вам за Ваш тщательно отобранный и систематизированный материал

  • #35

    Огромное Вам спасибо! Не устаю удивляться Вашей энергии, трудолюбию, таланту!

  • #36

    Огромное спасибо!

  • #37

    Какая Вы молодец! Я абсолютно с Вами согласна, что нужно подробное изучение романа. Спасибо Вам за готовый материал.

  • #38

    Спасибо огромное за ценный материал!

  • #39

    Спасибо большое!

  • #40

    Инесса Николаевна, спасибо Вам за огромный труд и такую помощь нам, учителям. Будьте здоровы, творческих успехов и неиссякаемой энергии.

  • #41

    Присоединяюсь ко всем словам благодарности! Ценнее материала не встречала!

  • #42

    Огромная благодарность Вам, Инесса Николаевна, за ценнейшую работу по изучению романа "Война и мир", здоровья, успехов.

  • #43

    Спасибо Вам!!!

  • #44

    Инесса Николаевна, все же какую роль играет "рука" в ролике, по вашему мнению? Спасибо.

  • #45

    Уважаемая Юлия!
    Тут нет единого ответа на вопрос, в том-то и дело, что возможно интерпретация, как при разборе любого произведения искусства. Я выслушиваю мнения детей, они часто бывают интересные и неожиданные. Для меня это так: С. Бондарчук показывает с помощью этой детали, что всё это люди, но как же по-разному они себя ведут! Какие разные цели в их жизни, как по-разному руки людей себя ведут. Когда-то Лев Толстой рассказывал, что он будто бы помнил себя, когда его купали, и осознал своё тельце. Заметил свою плоть, ручки, ножки. Возможно! (Только возможно), что режиссёр это читал и обратил внимание на эту деталь, ведь рука ведёт себя бессознательно. Человек может лгать устами, глазами, но руки никогда не лгут. Вот рука Долохова. Посмотрите, как он цепляется за жизнь. Казалось бы: бретёр, гуляка, сорви-голова, но его волнение видно по этой руке. А вот рука умирающего графа Безухова, она тоже цепляется за жизнь. Всего достиг человек, но тленности своей преодолеть не смог. А вот рука графа Ростова, он танцует, в этом вся Ростовская натура. А вот руки тех, кто воюет за "мозаиковый портфель". Они жадные и стяжающие, уже не скрывающие суть людей. Руки характеризуют бессознательное и вместе с тем показывают, какими разными могут быть люди.
    Ну вот как-то так. Это мои мысли. У детей они могут быть гораздо интереснее.

  • #46

    Спасибо огромное за такую помощь при подготовке к урокам!

Многообразный мир художествен-ного произведения не только труд-но, но даже и невозможно «втиснуть» в какие-то оп-ределенные рамки, «разложить по полочкам», разъяс-нить с помощью логических формул, понятий, гра-фиков или схем. Богатство художественного содер-жания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.

Что было важнее всего для Толстого при со-здании «Войны и мира»? Откроем начало третьей части второго тома: «Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими инте-ресами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, друж-бы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, неза-висимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных пре-образований.

Как видите, самое главное для писателя — это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и не-укротимая стихия, противостоящая любым явлени-ям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных лю-дей. На этом и строится система образов в «Войне и мире».

Есть люди, которые живут нормальной, естествен-ной жизнью. Это один мир. Есть другой, построен-ный на иных, неестественных интересах (карьера, власть, богатство, самолюбие и т. д.). Это мир обре-ченный, лишенный движения и развития, мир, подчи-ненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстракт-ным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Толстой принципиально не принимает любую тео-ретическую схоластику, отъединяющуюся от реаль-ной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории «ненавидел всякую практику и знать ее не хотел». Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его «непоколебимой верой в силу ума». И даже Соня оказывается в конце концов «пустышкой», потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусствен-ность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность (как сказали бы мы сегодня) отвергаются Толстым и его люби-мыми героями. Наташа Ростова говорит о Долохове: «У него все назначено, а я этого не люблю».

Возникает представление о двух началах в жиз-ни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жиз-ни сразу и не испытывают никаких колебаний — Курагины, Берг. Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете «прибиваются» к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные чело-веческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может. Материал с сайта

Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе (противопоставлении) народности и анти-народности (или псевдонародности), естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, нако-нец, «кутузовского» и «наполеоновского».

Кутузов и Наполеон образуют в романе два свое-образных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действую-щие лица. Что касается любимых толстовских геро-ев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • Антитеза естественного и искусственного в романе толстого война и мир
  • родственные связи в романе война и мир схема
  • система действующих лиц в романе война и мир
  • система образов в романе война и мир часть 1
  • система образов романа война и мир