Открытый урок по гоголю портрет. Интегрированный урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Класс: 8

Презентации к уроку

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.














Назад Вперёд

Цели урока:

  • показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества – вклад писателя в спор о предназначении искусства;
  • выяснить, какова идейно-композиционная роль второй части повести «Портрет» и как автор решает проблему истинного искусства.

Задачи урока:

  • Обучающая: совершенствование умений интерпретации литературного произведения и анализа художественной детали, навыков владения устной и письменной речью; раскрытие социального, нравственного, эстетического смысла повести.
  • Развивающая: развитие познавательных интересов и литературно-творческих способностей, образного мышления и «чувства интеллекта».
  • Воспитательная: воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, способной к деятельности в современном мире по законам добра, совести и чести.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, проектор, Презентация 1 , Презентация 2 (Тестирование по повести Н.В.Гоголя «Портрет»)

Кто заключил в себе талант, тот
чище всех должен быть душою..

Н.В.Гоголь

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (Слайд №3)

– Как вы знаете, Николай Васильевич Гоголь свой писательский долг видел в служении великому искусству, в стремлении показать правду жизни. Он хотел, чтобы читатель через его творчество мог «постигнуть высокую тайну созданья». О том, что Гоголя волновали вопросы творчества и место художника в обществе, говорит тот факт, что именно в 1835 году Гоголь собрал статьи по искусству (“Живопись, скульптура и музыка”, “Несколько слов о Пушкине”, “Об архитектуре нынешнего времени”), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью “Портрет”.
(Сообщение цели урока) Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о проблеме истинного искусства в повести Гоголя «Портрет», старясь выяснить одновременно и идейно-композиционную роль второй части произведения.

II. Работа с эпиграфом (Слайд №4)

– Как вы понимаете слова Н.В.Гоголя?
– Каким, судя по высказыванию автора, должен быть настоящий художник?

III. Оценка повести критиком

Учитель. Так, критик В.Г.Белинский, оценивая талант великого прозаика, говорил: «Гоголь – поэт, поэт жизни действительной». А это больше всего ценилось в русской литературе. После выхода повести «Портрет» Гоголь рассчитывает на понимание
читателей и критиков, но каково же было разочарование писателя, когда В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести: (Слайд №5) “Портрет есть неудачная попытка г.
Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остаётся талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения; даже, в самом деле, есть что-то ужасное, роковое, фантастическое в этом таинственном портрете, есть какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас насильно смотреть на него, хотя вам это и страшно. Прибавьте к этому множество фантастических картин и очерков во вкусе г. Гоголя; вспомните квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с неё портрет, и которая бранит балы и восхищается природою – и вы не откажете в достоинстве этой повести. Но вторая её часть решительно ничего не стоит; в ней не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал не ум, а фантазия не принимала никакого участия”.

– Какое значение придаёт критик слову «приделка» в данном контексте?

IV. Сообщение подготовленного ученика о пребывании Гоголя в Италии и дальнейшей судьбе повести «Портрет» (Слайд №6)

Ученик. Уехав из России после скандала, связанного с премьерой “Ревизора” Гоголь находит пристанище в Италии. Он живёт в Риме. Но ничто не радует сердце писателя: ни тёплая погода, ни устроенный быт, ни местные красоты... Гоголь думает о России. Здесь, в Риме, он знакомится с художниками, в частности, с художником Ивановым, который работает над картиной “Явление Христа народу”.
Гоголь видит, как самоотверженно трудится художник, делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины, и цвет, озаряющий их и природу. Ему не даёт покоя критика В. Г. Белинского. И он решает переделать повесть “Портрет”.
К 1841 году эта работа была закончена. Появились существенные изменения: изменилась фамилия главного героя (раньше она была Чертков, что подчёркивало его связь с нечистой силой; Гоголь исключил отдельные мистические сцены, появились вполне реалистические персонажи: Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы-заказчицы. В первой редакции облик ростовщика в финале повести исчезал с полотна, а во второй редакции исчезает портрет, который пошёл по свету сеять несчастья.

V. Чтение учителем 1 абзаца 2-й части повести до слов «Длинная зала…»

VII. Работа с текстом (Слайд №7)

– Почему Гоголь сравнивает аукцион с погребальной процессией? (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)

VIII. Ученик (индивидуальное исследование) рассказывает об этимологическом родстве двух слов: «искусство» и «искушение» (Слайд №8)

Искусство родственно словам «искушать», «искушение». «Искусити» (старосл.) значило «подвергать испытанию». «Искушенный человек» – это тот, кто многоопытен, много испытал.

– Кто, по вашему, в повести выступает в роли «искусителя» и почему?

IX. Работа с текстом продолжается

– Почему ростовщики необходимы «осадку человечества», поселившемуся в Коломне, и отчего главным свойством ростовщика оказывается бесчувствие?(Слайд№9) (Есть гиперссылка – словарная статья о слове «аукцион»)
– Какие детали в описании внешности ростовщика настораживают читателя? (Слайд №10)

«Он ходил в широком азиатском наряде; тёмная краска лица указывала на южное его происхождение, но какой именно он был нации… об этом никто не мог сказать
«..Глядит, глядит человеческими глазами !,
«..смуглое, тощее, запаленое лицо и какой-то непостижимо-страшный цвет его, большие, необыкновенного огня глаза , нависшие густые брови отличали его от.. жителей столицы»
«.. Что-то демоническое в глазах ..»
– Какая художественная деталь в описании внешности повторяется? («Необыкновенного огня глаза», «демоническое в глазах» – это глаза сатаны, нечистой силы, носителя ЗЛА)

– Почему к ростовщику постоянно обращаются люди за деньгами? (Слайд №11)
«Этот ростовщик отличался от других ростовщиков уже тем, что мог снабдить какою угодно суммою всех, начиная от нищей старухи до расточительного придворного вельможи». «Он давал деньги охотно…».
– Почему ростовщик давал деньги охотно и богатым, и бедным? (Ради наживы)
– Олицетворением чего является сам ростовщик и его портрет в повести? (Слайд №12)
– Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

X. Сообщение микрогрупп (домашнее задание по теме «Какие искушения и испытания прошёл каждый из художников, выбирая свою дорогу к истинному искусству?») (Слайд №13)

  • Художник Андрей Петрович Чартков (1 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 19 )

«..Прежним художникам уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро». «Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...».
«... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».
«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства… Купивши картину,.. разрывал её,.. топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

  • Товарищ Черткова (2 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 20 )

С «ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек..», «..как отшельник, погрузился от в труд», «..оставил себе в учители одного божественного Рафаэля.»
«Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всеми… Видно было, как все, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…»

  • Художник, написавший портрет ростовщика (3 группа) (Цитаты в помощь отвечающим – гиперссылка: слайд № 21 )

«Он удалился с благословенья настоятеля в пустынь.. Там долго, в продолжение нескольких лет, изнурял своё тело, подкрепляя его в то же время живительною силой молитвы».
«Святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» – так сказал настоятель художнику, сумевшему очистить свою душу от зла.

Учитель. Итак, Гоголь убеждён, что талант – это Божий дар и человек искусства ни в коем случае не должен прикасаться в своём творчестве к ЗЛУ, так каконо невольно начинает проникать в его душу, сознание, а потом творчество.

Сообщение 3 микрогруппы (домашнее задание по теме «Советы и наставления отца художника Б. своему сыну») (Слайд №14)

– Какие из советов отца сыну вы считаете самыми важными?Почему?

Учитель. В своихрассуждениях об истинном искусстве и чистоте души художника, рассказывая языком повести о борьбе добра и зла, Н.В.Гоголь традиционно опирается на библейские легенды.

– В чём связь советов отца художника Б. с Нагорной проповедью Христа? Докажите текстом. Один из примеров: (Слайд №15)

В тексте:

«Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колёс, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

В Библии:

«И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?... Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись не растерзали вас.» (Библия от Матфея: 7:1-14)

Вывод.

– Какова роль в обществе личности, наделённой «драгоценным даром Бога»? (Слайд №16)
– Как вы понимаете высказывания классиков об этом?

XI. Задание на дом: (задание учащийся выбирает по желанию)

  • Напишите сочинение на тему «Опровергает или подтверждает вторая часть «Портрета» мысль о всевластии зла?
  • Или создайте синквейны, рассказывающие о художниках (Чартков, его товарищ, отец художника Б.)

XII. Рефлексия. (тестированиеПрезентация 2 , Приложение 1 )

Использованная литература:

  1. Литература. 8 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Б.Арапович и В.Маттелмяки. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Издатель: Российское Библейское общество, Москва, 1994
  3. http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/materials/g1.html – Маранцман В.Г. Материала для изучения повести Н.В.Гоголя Портрет

Тема: «Гибель души человеческой»

(По повести Н.В. Гоголя «Портрет»)

Урок литературы в 8 классе.

Учитель русского языка и литературы

МОУ Номженской СОШ Цветкова Н.А.

Цели урока:

Выявить основную идею повести;

Учиться видеть творческий метод художника, понимать и чувствовать его мировоззрение;

Прививать интерес к Гоголю-писателю, Гоголю-личности в истории русской культуры.

Методическая цель: демонстрация способа анализа текста как средства формирования и совершенствования умения воспринимать, толковать и оценивать произведение.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, мультимедийное обеспечение, произведение Н.В.Гоголя.

Ход урока:

Учитель: "Портрет" - фантастическая повесть. Мы уже читали "Портрет Дориана Грея" (О. Уальд) и "Шагреневую кожу" (О. Де Бальзак). Эти произведения во многом схожи. Но наша задача сегодня - осмыслить влияние искусства на человека. Писатель считал, что искусство призвано служить человеку, обращая его сердце к Богу. Но искусство одновременно должно бороться со Злом, с враждебными Богу силами. Вопрос, который мучил Гоголя, звучит примерно так: "Все ли способен сделать художник для победы Добра над Злом в душе человеческой?"

"Портрет" - не просто одна из "Петербургских повестей", в которой говорится о назначении писателя и его творения, - это произведение, где с наибольшей полнотой выражается взгляд Гоголя на смысл и задачи искусства и самого Художника. Что представляется самому Гоголю фантастическим, сверхъестественным?

Учитель: В "Портрете" сила денег воплощается в образе ростовщика Петромихали, его денег, его страшного портрета. Фантастическое становится обыденным.

Когда мы читаем вторую часть повести, нам яснее виден Чартков, его образ жизни, он как бы приподнимается над тем пространством, где происходят события.

(Ученики легко ориентируются в среде обитания Чарткова, выявляя все новые и новые стороны его личности.)

Ученик-помощник: Молодой художник Чартков находит таинственный портрет, в котором удержана часть жизни самого дьявола, и образ этого дьявола-ростовщика возникает на фоне реального Петербурга.

Учитель: Дьявол и "дьявольщина" в творчестве Гоголя. Эта тема нам уже знакома. Это было в "Вечерах...", в "Майской ночи...", в "Вие". Нас сейчас волнует другое: дьявол - черт - чертовщина - черты характера Чарткова (Чартков - Чертков - черты лица - черт - дьявольская черта). Прокомментируйте, пожалуйста, эту цепочку. Какие ассоциации возникают у вас, осмысливая ее?

Ученик-помощник: Нам видится Чартков, который нашел сверток с деньгами и на глазах стал меняться. Обратимся к тексту:

"Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки. Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот час же в театр, в кондитерскую, в... и прочее..."

После всего "он вышел на улицу живой, бойкий, по русскому выражению: черту не брат. Прошелся гоголем, наводя на всех лорнет".

Затем он таким же чертом прошмыгнул мимо своего профессора, "на что остолбеневший профессор долго еще стоял неподвижно на мосту, изобразив вопросительный знак на лице".

Учитель: Почему Чартков "прошмыгнул" мимо учителя?

Ученик-помощник: Чартков помнил наставления профессора: "Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь... Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец..."

Учитель: Как он еще использует деньги? (Он поддается их злобному обаянию, изменяет искусству, начинает угождать богатым заказчикам, утрачивает нравственную чистоту.)

Учитель : Как вы понимаете выражение "нравственная чистота"?(Чартков становится "практическим" человеком.)

Учитель: "Практический человек" - это плохо? (Да, для Чарткова это гибель, потому что художник должен быть свободным, он должен быть мечтателем, фантазером, может быть, по мнению непосвященных в искусство, несколько легкомысленным. Он начинает поклоняться мамоне (сирийское слово - "богатство". Евангелие от Луки, 24 гл.).)

Учитель:

- Как был написан портрет ростовщика?

Кем?

Как происходит падение художника, нарисовавшего портрет ростовщику? (Им овладевает зависть к своему ученику.)

Почему в его картинах нет святости? (У всех фигур дьявольские глаза.)

Как он относится к семье?

Почему он не сжег портрет?

(Учащиеся подробно пересказывают, как пережил художник смерть жены, дочери, малолетнего сына. Особенно интересен эпизод "воскрешения" художника после многих пет страданий. Образы младенца и Пречистой Матери, созданные художником, подводят учащихся к пониманию мысли Гоголя: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится".)

Выводы:

Настоящий художник, талант - это от Бога.

Растлевающая душу власть денег, обреченность искусства там, где торжествует культ наживы, - это и есть главная тема повести.

Ростовщик - порождение века-банкира, XIX века, он не ведает другого предмета, кроме денег. Он дает деньги в рост, под проценты, он продает деньги, получая деньги за деньги.

Люди идут к нему в надежде, что золото принесет счастье ("нельзя верить в Бога и мамону").

Страшною ценою потерь понял старый мастер: "Кто заключил в себе талант. тот чище всех должен быть душою"...

Учитель: Чему учит Гоголь? (Создавать прекрасное и доброе искусство может духовно чистый, добрый человек. Гоголь как бы читает проповедь об очищении, о преданности великому.)

Да, верно. Николай Васильевич говорил всегда о роли подвижничества. Подвижник - человек, который принял на себя тяжелый труд, часто неблагодарный, лишения во имя великой цели, или во имя верности своей мечты, благородной идее.

Художник - автор портрета ростовщика - мечтал о портрете как модели "духа тьмы", в котором он отразил "все самое тяжелое, гнетущее человека"... Имел ли он право на изображение подобных явлений в окружающем нас мире? Мы ведь знаем, что из этого вышло.

Ученик-помощник: Каждый настоящий художник должен иметь свободу выбора. Гоголь, видимо, сам считает, что художник имеет право изображать все так, как он видит, понимает, чувствует. Но при этом писатель говорит: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою".

Учитель: А что же Чартков? (Он жалок. Гоголь говорит о нем: "все чувства и порывы его обратились к злому". Век-"торгаш", век-банкир щедро платит Чарткову за услуги, жалует его и золотом и мундиром. Он богат, известен, о нем пишут в газетах продажные писаки, он при должности... Но частица за частицей у Чарткова взамен уходят его дарование и душа.)

Цитата:

"Слава не может дать наслаждения тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому чувства и порывы его [Чарткова] обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью... Он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем..."

Учитель: Но что-то должно было его разбудить, если в нем осталось что-то человеческое? (Да, было одно событие. Он приехал в академию художеств дать свое суждение о картине русского художника, присланной из Италии.)

Учитель: Давайте обратимся к тексту.

Цитата:

"Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло перед ним произведение художника... Невольные слезы готовы были покатиться по лицам посетителей, окружавших картину... Неподвижно с отверстым ртом стоял Чартков перед картиною... Весь состав, вся жизнь его была разбужена в одно мгновенье, как будто молодость возвратилась к нему, как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова. С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности..."

Учитель: Итак, какие чувства испытывает Чартков? (Гоголь говорит вначале о душевном волнении, об ужасной муке, которую испытывает герой. Но он уже испорчен деньгами, "свободой" и, как отмечает писатель, "им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства, желчь проступила у него на лице...")

Учитель: Но для чего Чарткову "отпадший ангел"? (Наверное, Чартков сравнивает себя с униженным, поверженным с небес ангелом, не признаваясь себе, что в нем больше демонического, чем ангельского. Возможно, Чарткову дается последняя попытка остаться в этом мире человеком... "Отпадший ангел" - это символ падения не только героя, но и гибель его души.)

Учитель: Какие ассоциации возникают у вас с образом ангела? (Конечно, с демоном, которого изображает А. Пушкин, и об этом говорит сам Гоголь.)

Ученик-помощник читает стихотворение А. Пушкина "Демон ":

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, -

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно посещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд. Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел -

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел. (l823)

Учитель: Слово способно не только разрушать, но и защищать. Вся философия Гоголя - в его Словах. А они рядом с нами, стоит только прислушаться, открыв книгу. Гоголь - художник, Гоголь - личность, и жизнь это подтвердила. Учиться у Гоголя терпению и труду - это учиться жить. Так в чем же, по мнению Гоголя, заключается великая сила искусства и назначение Художника?

(Злая душа не может принести красоту в мир, потому что Добро и Зло несовместимы. Ростовщик после своей смерти получил материальную оболочку в виде портрета и продолжал свои черные дела среди людей, - в этом было страшное преступление художника, создавшего этот образ. Гоголь считает, что Художник не смеет предавать свое призвание ради денег, богатства, если он хочет, чтобы его искусство служило человеку. "Но кто-то заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится." )

Учитель: Вопрос о предназначении Художника сильно мучил Гоголя. Всю жизнь это писатель искал возможность служить Отечеству и не раз сомневался в выборе своего предназначения. Для этого было несколько причин: ответственность писателя за свое творчество, вера в могучие силы воздействия искусства на человека и, разумеется, глубокая религиозность Гоголя. Однако более подробно мы будем говорить об этом в старших классах. А сейчас остановим свое внимание на домашнем задании.

Домашнее задание. Учитель предлагает несколько тем для сочинений по выбору:

- "Слово Гоголя в повести "Портрет";

- "Чартков - герой или антигерой?";

- "Образ ростовщика в повести Н. В. Гоголя "Портрет";

- "Антитеза как литературный прием в создании образа Чарткова".

Урок литературы в 9 классе по теме:

«Три типа художника в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Обучающие цели:

    организовать деятельность учащихся;

    познакомить с повестью Н.В.Гоголя «Портрет», учить внимательно читать произведение, подмечать важные детали, выяснить уровень читательского восприятия, дать почувствовать своеобразие гоголевской прозы, представить героев, проникнуться к ним сочувствием, выяснить гоголевские приёмы создания образов;

    показать, какую роль отводил Н.В.Гоголь искусству в жизни общества, каким должен быть истинный художник – по Гоголю;

    выяснить, какие типы художников существуют по мнению Гоголя и какой высший тип художника.

Развивающие цели:

    развивать умение самостоятельно анализировать художественное произведение;

    развивать навыки размышления по прочтении художественного произведения.

Воспитательные цели:

    воспитывать внимательное отношение к слову, духовность, целомудрие, милосердие;

    содействовать развитию умения общаться между собой.

Форма урока : урок-размышление.

Оформление доски:

Портрет Н.В.Гоголя, репродукция картины А.Иванова «Явление Христа народу», икона «Рождество Христово», иллюстрации к биографии и произведениям автора, учащихся к уроку.

Ход урока.

    Слово учителя.

Учитель:

— Предварительно к уроку вы получили задание прочитать повесть Н.В.Гоголя «Портрет», задать вопросы, на которые вы хотели бы получить сегодня на уроке ответ, прикрепить их на доске на стикер. Уходя с урока, не забудьте вернуться к своим вопросам и, если вы получили ответ на свой вопрос, снимаете его, а если не получили, оставляете. Это будет для меня сигналом, о чём мы с вами будем говорить на следующем уроке.

    Задание: Восстановить логическую цепочку.

Ребятам раздаются листочки, на которых дана нарушенная логическая цепочка, которая позволит проверить знание учащимися текста.

А) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч.1.

Живые человеческие глаза – великолепная квартира – молодой художник Ч.

модный живописец – старый портрет – овладела зависть – 1000 червонных – объявления в газете – жизнь прервалась – потрясение от картины гения – ненавистный портрет – болезнь ужасна – повязка слетела с очей.

Б) В данной логической цепочке нарушена последовательность в содержании текста. Восстановите её, указав порядок данных словосочетаний. Ч. 2.

История о ростовщике – аукцион – просьба нарисовать портрет – истреби его – портрет азиатца – вельможа – князь Р. – наставления – конкурс – «украден» — приносит несчастья – монах.

В правильном варианте это будет выглядеть так:

Ч.1. Молодой художник Ч. – купил портрет – живые человеческие глаза – 1000 червонных – великолепная квартира – объявление в газете – модный живописец – потрясение от картины гения – повязка слетела с очей – ненавистный портрет – овладела зависть — болезнь ужасна – жизнь прервалась.

Ч.2. Аукцион – портрет азиатца – история о ростовщике – вельможа – князь Р. – просьба нарисовать портрет – конкурс – приносит несчастья – монах – наставления – истреби его – «украден».

Таким образом, мы восстановили содержание повести, и у кого были какие-либо вопросы по содержанию повести, они должны исчезнуть. Можно переходить и к анализу произведения.

Беседа с классом:

— Кто главный герой повести? Найдите его портрет. Что мы о нём узнали?

— Кто ещё являются героями повести? (художники)

— Чем они отличаются друг от друга? Что общего между ними?

— Какие типы художников вы могли бы выделить в этом произведении? (художник — ремесленник, художник — гений, художник — иконописец).

    Работа с текстом повести .

Работаем в группах. Каждая группа выбирает себе один тип художника: исследовав текст произведения, определить, какой тип художника стоит за каждым из них?

Задание: проанализировать по тексту повести Гоголя «Портрет» один тип художника. Сформулировать, какой тип отношения к искусству стоит за каждым художником? Найти в тексте доказательства. Сделать вывод.

Критерии: 1)отношение к искусству (цель)

2)отношение к труду

3)отношение к славе

4)образ жизни (быт)

5)отношение к людям

Что, по мнению Гоголя, есть истинное искусство? Что губит талант?

На работу даётся 10-15 минут.

Итогом вашей работы будет не только устное выступление от группы, но и оформленный листок с таблицей, графиком … .

Каждая группа выступает со своим проектом.

      Ремесленник – Андрей Петрович Чартков, главный герой повести. Талантлив, следует природе. Но…стремится за модой. Именно это его и губит, погнавшись за деньгами и славой, он теряет свой талант. Для того, чтобы писать портреты, за которые платили бы деньги, не надо быть творцом, надо быть ремесленником. Он не выполнил своё назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью.

      Высший тип художника. Он занимался не светской, а религиозной живописью. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит себе человека. Он высказывает взгляд Гоголя на творчество: «Спасайте чистоту души своей». Творчество — дело прежде всего духовное, и его нельзя загрязнять тщеславием».

    Делается общий вывод:

Идеалы для человека: духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Гоголь говорит о том, как должно жить и действовать русским людям. Жизнь перед людьми творческими ставит много проблем. Одна из них: искусство и реальность. А они отражают мир, в котором живут.

    Домашнее задание: письменная работа на выбор:

— перечитайте финал 1 части повести, представьте, что Чартков оставил посмертное письмо юным художникам (потомкам). Напишите его (сочинение-письмо);

— эссе по впечатлениям от рассказа;

— цель человека в жизни? – делать Добро!?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №24»

Урок литературы в 9Аклассе

по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Лосева Изабелла Васильевна

Г.Гуково, Ростовская область

2014 год


Тема урока «Спасай чистоту души своей…». Цели урока: 1.показать деградацию таланта художника – богоотступника; 2.раскрыть идейно – смысловое и художественное содержание повести, сопоставить Чарткова с героем песни Светланы Копыловой «Леонардо Да Винчи»; 3.развивать умение интерпретировать художественное произведение, навыки постижения и восприятия повести Гоголя в соответствии со своим духовным миром. Ход урока. Крикну я … но разве кто поможет, Чтоб моя душа не умерла? Н.Гумилёв. 1.Проверка усвоения содержания текста повести: заполнение индивидуальных карт

2. Сообщение заранее подготовленного учащегося о замысле и истории создания повести « Портрет».

Ученик.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства. Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “...Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято... В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства...” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя...” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения. Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации увлеченья... художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически. В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Слово учителя . Начать разговор о повести «Портрет» и её авторе я хотела бы со слов самого Н.В. Гоголя: «Соотечественники, я вас любил…». Действительно, только огромной любовью к людям можно объяснить тот факт, что писатель, будучи в силу

своих взглядов и убеждений отдалённым от коренных общественных вопросов, тем не менее стал писателем общественного значения. Он не остался в литературе художником – бытописателем Диканьки, а создал такие внутренне яркие и правдивые характеры, просвечивающиеся через внешнюю форму, которые живы до сегодняшнего дня. Гоголь – это Художник, Учитель, который воспринял внешний мир через субъективно – духовное осмысление. Уверена, ребята, в том, что Гоголь

нам дан для того, чтобы нас не убили пошлость, равнодушие, ничтожность. Ведь христианская проповедь составляет значительную часть гоголевского наследия. В полной мере это относится и к повести «Портрет».

Беседа по вопросам . 1.В чем причина «перерождения»Чарткова из «художника с талантом, пророчившим многое», в жалкого, алчного ремесленника?

Причиной был страшный портрет ростовщика, а главное, деньги, выпавшие из рамы.

2. А был ли у него действительно талант, было ли что терять?

Талант был немалый, об этом говорит неоднократно сам автор: «он был с самоотвержением предан своему труду», в картинах, выставленных в лавочке на Щукином дворе видел своим опытным взглядом «тупоумие, бессильную, дряхлую бездарность», «его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, шибкмим порывом приблизиться к природе. Сам профессор говорил Чарткову: «Смотри, брат, у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

3.Обратите внимание на то, что в речи и упрёках профессора трижды звучит слово «модный», в это слово он вкладывает оценочный смысл. Какой?

В нём живёт желание щегольнуть, но, наверное, это объясняется его молодостью и бедностью. Более того, он ведёт внутреннюю борьбу с собой – «но при всём том он мог взять над собой власть».

сторона его души. А во второй половине жажда мгновенного успеха и славы. Но пока страсти не бушуют, Чартков справляется с ними, ему удаётся сохранять душевное равновесие. Но вот приходит сильнейшее искушение – из рамы выпадают деньги… . Что происходит с героем?

Это самый короткий путь к славе, успеху, лёгкой, полной ярких впечатлений жизни. Чартков почувствовал присутствие какой – то страшной силы, исходящей от портрета, она – то и подтолкнула его к ропоту, впервые он возвысил свой голос против судьбы. Он стал роптать.

5.Да, ропот есть возмущение против Бога, это голос дьявола, и возродился он в момент сомнения и внутреннего разлада. А когда деньги появились в его руках, то спор стал ещё более ожесточённым. Можете ли вы найти какие – либо оправдания для Чарткова, приближающегося к роковой черте?

Он молод, ему всего 22 года. Устал от бедности, бывает даже голоден, видит вокруг себя блеск и роскошь, способен увидеть в несовершенствах людей лёгкость и беспечность. Юность и зависть берут верх над талантом, трудолюбием, скромностью.

6.И, что самое страшное, богобоязненностью. Чартков преступает не только нравственные нормы поведения, но и заповеди Бога. Художник движим одним желанием – мотивом: обогащением. Забвение совести, что является главной христианской добродетелью, одержимость материальной страстью, приводят к тому, что он начинает писать ремесленнические портреты, меняет талант на деньги, превратив его в дорогой товар. Его жизнь представляется мне в виде математической пропорции, которую вам нужно завершить:

Чартков= жизнь

Картина? (золотая рама).

7.А теперь давайте прослушаем песню Светланы Копыловой

«Леонардо Да Винчи». Уместно ли её прослушивание на уроке? Почему?

Оба героя совершили грехопадение, богоотступничество, и оба как бы предстали перед ликом Христовым. Обоим удалось увидеть и понять результаты своего уклонения от праведности: Чартков умер раньше, чем обезумел, а жалкое подобие человека с чертами Иуды ещё помнит то время, когда с него списывали Образ Христа.

7. Оба героя отступили от Бога, забыли о том, что созданы по его образу и подобию, один выбрал путь в сточную канаву, предавшись пьянству и разгулу, другой выбрал путь заурядного ремесленника, когда искусство служит прихоти заказчика, вместо искусства во имя вечного. И каков же их финал?

Позирующему остались только воспоминания о прекрасном образе Христа, черты которого находил художник в его лице, а Чартков лежал среди изрезанных картин, и « труп его был страшен». Жуткое зрелище и тяжёлые впечатления.

Нет, эти безнравственные персонажи, эти слабовольные и без веры проживающие свою жизнь существа не могут служить для нас жизненными ориентирами.

9. Я бы хотела обратить ваше внимание ещё на один аспект. Оба автора стремятся к искоренению недостатков, разрушая тем самым антиидеал, созданный ими же самими. Как вы думаете, с помощью каких средств им это удаётся?

Во-первых, им обоим удалось передать характеристические черты своих героев, они, как скульпторы, удалили всё лишнее, все незначительные детали, а самые главные довели до совершенства. Во-вторых, нельзя не восхититься языком произведений, говорить о разрушении личностей таким ярким языком возможно лишь великим мастерам слова. Так у Гоголя чем больше сюжет приближается к реальности, тем значительнее меняется стиль, меняются средства художественной выразительности, хотя свойственный автору художественный язык остаётся по-прежнему единственным, неповторимым, неподражаемым.

10. Действительно, Гоголь ещё до Достоевского осознал великую и спасительную роль красоты в век «прихоти и наслаждения». В его произведении, как и в песне творит художник, который должен спасать мир красотой, ибо красота это то, ради чего стоит жить и творить. Оба автора высоко ценят подлинную живопись, потому что в ней, как в литературе нельзя солгать, изменить высоким идеалам. Авторы не только всё «дурное» поставили перед ликом Христовым, но прежде всего предстали сами, осветились верой и зажгли ею других. Даже говоря о безобразном, отпавшем от Божественного начала, Гоголь создаёт неповторимый стилистический колорит с пафосной тональностью изложения, восхищает глубиной, тонкостью, изящностью прозы.

Найдите ключевые слова, завершающие вторую часть портрета. В них главная идея – идея высокой ответственности Человека быть Человеком, а художника быть ответственным за свой талант, так как он «драгоценнейший дар Бога».

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится…»

Дом.задание. Описать любую из иллюстраций В.Панова к повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Используемая литература

Т.Ф.Курдюмова. Литература. 9 класс.-М./Дрофа,2012

Урок по теме : « Роль искусства в обществе.»

Цели :

    На основе самостоятельной исследовательской работы повторить и обобщить знания по содержанию повести Н.В.Гоголя «Портрет», сделать выводы о роли искусства в обществе, каково истинное предназначение художника, насколько эти проблемы актуальны сегодня;

    воспитывать нравственные качества, побуждать к пониманию истинных ценностей жизни;

    развивать умения аргументированного устного выступления, выражать свою точку зрения, работать в группе, делать выводы.

Основное понятие :

искусство (1. творческое отражение, воспроизведение в художественных образах

2. умение, мастерство, знание дела

3. самое дело, требующее такого умения, мастерства.)

Оборудование : портрет Н.В.Гоголя, А.А.Иванова, К.П.Брюллова; репродукции с картин Иванова "Явление Христа народу", Брюллова "Последний день Помпеи", иллюстрации к повести Гоголя "Портрет"; выставка книг.

Ход урока

I . Вступительное слово учителя.

Творчество Н.В. Гоголя неотделимо от времени, в которое он жил, от напряженных исканий, характерных для российского общества после поражения декабрьского восстания 1825 года, когда лучшие умы России мучительно пытались постигнуть происходящие исторические процессы, осмыслить поистине драматическое прошлое своей страны и предугадать ее будущее. Об этом размышляли А.С.Пушкин, Петр Яковлевич Чаадаев, Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Сергей Тимофеевич Аксаков и многие другие, в том числе и Гоголь, всю свою жизнь посвятивший постижению России, ее роли в мировой истории. Гоголь был убежден, что в событиях далекого прошлого лежит ключ к пониманию современной действительности. Но он был прежде всего художником и стремился осмыслить закономерности исторического бытия через познание человека, через раскрытие самых тайных движений его души.

Основной мотив творчества Гоголя – это боль за человека, за поруганное человеческое достоинство, горькое чувство от сознания невозможности в существующих условиях воплотить светлые и гуманные идеалы в действительности. И в то же время он всегда верил, что в любом, даже самом дурном человеке не может до конца угаснуть живая человеческая душа. Есть погибающие, но нет окончательно погибших людей, - так считал Гоголь и неустанно искал в каждом человеке человеческое.

В русской литературе Гоголь выступил продолжателем традиций Пушкина и во время работы над своими произведениями внимательно прислушивался к советам великого поэта.

Но было бы неверно видеть в Гоголе только послушного ученика Пушкина. У него было свое видение мира, свое отношение к действительности. Он считал, что судьба уготовила ему особую миссию, что ему суждено указать России (а через нее и всему человечеству) путь к очищению и обновлению.

Пророчество всегда было характерной чертой нашей литературы. Русский писатель не только творил, он поучал, стремился пробудить в своих соотечественниках чувство человечности, сострадания к ближнему, искал универсальные пути к постижению идеалов добра, правды и справедливости. И Гоголь был одним из первых русских писателей, в творчестве которого пророческое начало проявилось столь отчетливо и определенно.

В 30-40-е годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических произведений становились ранимые люди искусства, нередко презираемые и не понятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников XIX века складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы художников: Исаака Ильича Левитана, Ван Гога, Александра Андреевича Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

Спорные вопросы о роли искусства в обществе, об истинном назначении художника, об ответственности художника за свой труд нашли отражение и в повести Гоголя «Портрет», которая впервые была опубликована в сборнике "Арабески" в 1835 году. Ободренный успехом "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Гоголь собрал статьи по искусству ("Живопись, скульптура и музыка", "Несколько слов о Пушкине", "Об архитектуре нынешнего времени"), лекции и статьи по истории и размышления об исторических лицах и напечатал их вместе с повестью "Портрет".

В своем произведении Гоголь рассматривает жизнь современного художника на фоне истории и искусства. Эта рама повести очень важна для того, чтобы понять, как писатель разделяет суету и вечность, как ищет истинный смысл человеческой жизни и определяет назначение искусства.

Гоголь назвал свою повесть "Портрет". Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в жизни его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Сегодня на уроке на основе самостоятельной исследовательской работы мы повторим и обобщим знания по содержанию повести Н.В.Гоголя «Портрет», сделаем выводы о роли искусства в обществе, каково истинное предназначение художника, насколько эти проблемы актуальны сегодня;

Я надеюсь, что эта повесть не оставит вас равнодушными и побудит задуматься об истинных ценностях жизни.

Будем продолжать развивать умения аргументированного устного выступления, самостоятельность суждения, выражать свою точку зрения, делать выводы, и, конечно же, умение работать в группах.

Итак, всего 5 групп, и каждая собирала дополнительный материал по заданным вопросам

Записываем тему урока.

Лейтмотивом нашего урока будет являться понятие «искусство», поэтому предлагаю обратиться к толковому словарю Ожегова и вспомнить лексическое значение данного слова (зачитать значение ). Выделите наиболее важные слова, характеризующие это понятие (умение, навык, творчество ).

Собственную интерпретацию этому слову дали многие известные личности.

Американский писатель Теодор Драйзер говорил: "Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках".

"Искусство – посредник того, чего нельзя высказать",- отмечал немецкий писатель Иоганн Гете.

"Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу",- утверждал Александр Александрович Блок.

"Серьезное искусство, как и всякое серьезное дело, требует всей жизни",- рассуждал Иван Александрович Гончаров.

"Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником",- такова точка зрения французского писателя Анатоля Франса.

К этим изречениям мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям и выясним, какое из данных высказываний наиболее соответствует поставленным на уроке проблемам..

II . Выступления учащихся с сообщениями и своими суждениями по вопросам семинара.

1 группа.

В чем трагедия художника Чарткова?

Когда Чартков ее осознает?

В чем ее причины?

Существуют ли подобные проблемы сегодня?

Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корриджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю.

Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью "отвратительного человека". Он отвергает художников, у которых "самая природа…кажется низкою, грязною", так что "нет в ней чего-то озаряющего". Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете, профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоёвывая славу и богатство рисованием "модных картинок за деньги". "Терпи", - дает он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от голода и холода, задумывается над несправедливостями жизни. (Найдите в тексте его размышления. Какие слова являются ключевыми для понимания его натуры? – "Иногда становилось ему досадно , когда…даже вовсе не живописец по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал…завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача-живописца…бросить все и закутить с горя назло всему" )

Чем же поразил его портрет старика? (ощущается реальность изображенного человека, но особенно притягательны глаза старика, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

(Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.

Проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего свёрток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работа с текстом, ключевые слова: "…вперился весь в золото, глядя неподвижно…", "судорожно схватил, полный страха" и т.д.)

Как распоряжается этими деньгами художник, на что решает их потратить? (текст – его действия, покупки).

И как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенным талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что "прежним художникам уже чересчур много приписано", а "гений творит смело, быстро" (недаром над первым портретом девушки он работал, как показалось даме-заказчице, уж слишком долго, но "скоро он сам начал дивиться чудной быстроте своей кисти. (УКАЗАТЬ НА ИЛЛЮСТРАЦИЮ – ДОСКА).

Своим успехом Чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него довольно скверным (недаром над первым портретом молодой девушки он работал долго), он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему.

"Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой", - говорит отец сыну во второй части повести

Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. (найти в тексте: "Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица", "Кисть его хладела и тупела, и он заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы")

Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Гоголь выносит суровый приговор: "Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил". Художник перерождается в скрягу "с мертвецом вместо сердца".

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно отвечал на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, когда речь заходит о портрете ростовщика. Слова "чёрт", "дьявол", "тьма", "бес" оказываются в повести речевой рамой портрета.

СВЯЗЬ С СОВРЕМЕННОСТЬЮ.

К сожалению, рассматриваемые проблемы актуальны и сегодня…

Выступления учащихся:…

2 группа.

О чем рассказывается в первой части повести, о чем – во второй?

Что их связывает?

Почему нарушена хронология (вторая часть должна предшествовать первой)?

В первой части повести противопоставлены два художника, одновременно учившиеся в Академии, оба талантливые, но избравшие разные жизненные дороги. Один "от ранних лет носил в себе страсть к искусству, с пламенной душой труженика погрузился в него всей душою своей, оторвался от друзей, от родных, от милых привычек…погрузился он в труд и в не развлекаемые ничем занятия". Он учится, подражая великим мастерам, прежде всего Рафаэлю.

Другой, Чартков, получив внезапно деньги, "оделся с ног до головы, накупил духов, помад, нанял великолепнейшую квартиру на Невском проспекте, объелся без меры конфектов в кондитерской, выпил бутылку шампанского, которое тоже доселе было ему знакомо более по слуху. Прошелся по тротуару гоголем.

Чартков быстро "сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья и утверждать гласно, что художник должен принадлежать к обществу". Чартков заявляет: "Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…Я признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уже ремесло, а не художество" (УКАЗАТЬ НА ИЛЛЮСТРАЦИЮ – ДОСКА).

Творческое начало, присущее первому художнику, приобретает черты мученического служения, подвижничества, а веселая легкость второго оборачивается продажей дьяволу души очарованного золотом, поддавшегося бесовским соблазнам Чарткова.

Любопытно также, что невольный соперник Чарткова благоговеет перед "великими учителями" в искусстве, а он сам дерзко критикует гениальных художников прошлых веков.

Соблазненный дьяволом Чартков "узнал ту душевную муку, когда талант слабый силится выказаться в превышающем его размере и не может выказаться; ту страшную муку, которая делает человека способным на ужасные злодеяния. Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства". И Чартков уничтожает "все лучшее, что только производило художество", стремясь уничтожить само искусство. Чартков погубил свой талант, свою душу и поэтому совершает злодейства.

Чартков не смог сохранить и усовершенствовать свой священный дар; инструментом его совращения с истинного пути стала картина большого мастера, хочется сказать: гениального художника. Но Гоголь, создавший великолепный образ живописного портрета, всячески убеждает читателя, что "это было уже не искусство. …Здесь не было уже того высокого наслажденья, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет…" Картине не хватает "непостижимой, скрытой во всем мысли", "нет в ней чего-то озаряющего". Она представляет собой слишком точную копию с натуры, способную ожить – оживает же ужасный старик. Благодаря искусству живописца оживает действительность – но, не преображенная божественной идеей добра, она воплощает и несет зло. Оживает не реальность – оживает ее идея: не ростовщик является Чарткову, а дьявол в одном из своих материальных воплощений.

Описание портрета выполнено так, что, по словам Белинского, в нем есть "какая-то непобедимая прелесть, которая заставляет вас смотреть на него, хотя вам это и страшно". И поэтому трудно поверить, что "это не искусство".

Портрету как воплощению и носителю зла противостоит гениальная картина, написанная безымянным соучеником Чарткова.

Писатель характеризует мастерство живописца: "Всё тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отражённое в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключённая в душе самого художника". Мастерство соединено с даром, ниспосланным душе художника. "Видно было, как всё извлечённое из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы"

Восхищенный картиной своего бывшего соученика Чартков получает мощный творческий импульс: "… ему хотелось изобразить отпадшего ангела. Эта идея была более всего согласна с состоянием его души". Но отпадший ангел – это демон. Обратный путь оказывается невозможным – демон не может вернуться к божественному престолу.

Чартков окончательно и безвозвратно погубил свою душу, так как оказался во власти дьявола и не смог из-под этой власти уйти.

Во второй части повести показан художник, тяжко, хоть и невольно, согрешивший, но искупивший свой грех и спасший душу и гений. Характеристика автора портрета: "Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь.

Он "веровал простой, благочестивой верою предков, и оттого, может быть, на изображенных им лицах являлось само собою то высокое выражение, до которого не могли докопаться блестящие таланты".

Постоянными эпитетами, характеризующими искусство, у Гоголя являются высокое, небесное, светлое. Дьявол – дух тьмы, и с полотна он сходит ночью. Начав писать портрет, художник как бы забывает о Боге, хотя само освещение должно было бы ему показать, кто перед ним: "окна, как нарочно, были заставлены и загромождены снизу так, что давали свет только с одной верхушки". Но художник не видит свет, он видит лицо: "Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо!" Обращение к чёрту вместо молитвы совпадает с азартом мастера, которому удается его труд – и грехопадение совершается: "Экая сила! – повторил он про себя. – Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьёт всех моих святых и ангелов, они побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила! Он у меня просто выскочит из полотна, если только хоть немного буду верен натуре".

В увлечении работой он сформулировал свою художественную цель – и, к несчастью, достиг её. Он согрешил в упоении творчеством, творческая сила его велика, и тем больше и могущественнее зло, совершённое им. А причина одна: "…рукою художника водило нечистое чувство".

Итак, зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И "твердый характер, честный прямой человек", написав портрет зла, чувствует "тревогу непостижимую", отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.

Художник, искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса.

Соседство первой и второй частей в "Портрете" Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы.

Эта мысль Гоголя была бы неполна без второй части. Творец портрета должен суметь отказаться брать в руки оскверненную кисть, чтобы не изменить не просто своему таланту, а своему предназначению. В каком-то смысле эта вторая история – вариация истории первой; безымянный художник – это тот же Чартков, который предпочел искусство денежному богатству, но так и не избежал соблазна славы и власти своей. Это и побудило писателя умышленно нарушить композиционную последовательность повести. Вторая часть более оптимистична, чем первая, художник-монах возрождается, очищает душу и Бог помогает ему творить, создавать шедевры, а Чартков так и не смог вернуть талант, поскольку погубил душу безвозвратно и не предпринял никаких попыток что-либо изменить в своей жизни.

3 группа.

Повесть называют "эстетической программой" Гоголя. Расскажите и покажите с помощью текста, каковы взгляды писателя автора на искусство и художника (писателя, музыканта и т.д.). Кто из героев повести и почему является истинным художником? Что думает Гоголь о свободе творчества, о предназначении искусства, о взаимоотношениях его с религией?

Эстетика

    Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии.

    Система чьих-нибудь взглядов на искусство.

Мы вспомнили только два значения этого слова.

Дьявольское наваждение, обуревавшее современное Гоголю человечество, - это власть денег, это капитализм.

"В страсти к искусству, - говорит Гоголь, - много искушающей прелести увлеченья – но только в соединении с любовью к добру, к светлому в человеке может просветить она и творящего, и тех, для кого он творит. Иначе и сами ангелы на его картинах будут смотреть дьявольскими глазами".

В своей повести Гоголю показалось необходимым сопоставить и противопоставить трех героев. С первых страниц повести мы знакомимся с важным персонажем – молодым художником Чартковым, который, по словам писателя, "с самоотвержением предан был своему делу". Не случайно мы впервые встречаемся с молодым художником именно в Щукином дворе. Очень иронично Гоголь описывает шедевры, пользующиеся такой популярностью у народа и в уста своего героя вкладывает собственные рассуждения о том, что есть подлинное искусство и есть ремесленничество: "мишурные рамы", "фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий на индейского петуха и манжетах, "эти красные и голубые пейзажи, которые показывают какое-то притязание на несколько уже высший шаг искусства, но в котором выразилось все глубокое его унижение".

"Здесь было просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусство, тогда когда ей место было среди низких ремесел», - так размышлял молодой и талантливый художник. Несомненно, Чартков – "художник с талантом, пророчившим многое", но слишком рано задумывающийся над несправедливостями жизни, слишком нетерпеливый. Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно загубить, завоёвывая славу и богатство рисованием "модных картинок за деньги", и был совершенно прав.

В противоположность погибающему под властью золота, продавшему душу дьяволу Чарткову помещен идеальный гений, живущий правильно и достигший совершенства, а во второй части рассказана история создателя портрета, который говорит сыну: "Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Гоголь пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности.

Если у Пушкина гений – творец искусства, равновеликий Богу, то у Гоголя божественным является произведение искусства, созданное по законам мастерства, вдохновленное божественной, небесной мыслью. Гений лишь приобретает ценой безграничного служения, ценой всей жизни "небесную кисть" и небесный дар создания, способность воплотить "налетевшую с небес мысль". Главное место в концепции искусства Гоголя занимает художественное произведение. Поэтому обезумевший Чартков варварски уничтожал произведения искусства (недаром в первой редакции этот герой носил фамилию Чертков, которая ассоциативно связана и с чёртом, и с глаголом чертить).

Автор портрета искупил свой грех, подражая жизни святых праведников, отшельников. После этого он пишет икону, "не выходя из своей кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти… Все были поражены необыкновенной святостью фигур… Настоятель произнёс: "Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословенье небес почило на труде твоем". На иконе изображена Богоматерь: "Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали…"

Замечательная картина производит "магическое впечатление": "Вся братия поверглась на колена перед новым образом".

Писатель характеризует мастерство и безымянного живописца: "Всё тут, казалось, соединилось вместе: изученье Рафаэля, отражённое в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключённая в душе самого художника". Мастерство соединено с даром, ниспосланным душе художника. "Видно было, как всё извлечённое из внешнего мира художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника, устремил его одной согласной, торжественной песнью. И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданьем и простой копией с природы"

Сама картина становится чудом света, вызывая благоговение у всех, видевших её: "… картина между тем ежеминутно казалась выше и выше; светлей и чудесней отделялась от всего и вся превратилась наконец в один миг, плод налетевшей с небес на художника мысли, миг, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление. Невольные слёзы готовы были покатиться по лицам посетителей, окруживших картину. Казалось, все вкусы, все дерзкие, неправильные уклонения вкуса слились в какой-то безмолвный гимн божественному произведению".

Если портрет – не искусство, несмотря на мастерство его автора, ибо воплощает и несет в себе зло, то картина самоотверженного художника – смысл и воплощение божественного искусства. Она сама становится объектом поклонения. Характерно сравнение картины с невестой: "Чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника". На первом месте чистота и непорочность, красота лишь следует за ними.

В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку свое гениальное произведение, усматривают черты А.А.Иванова, чей подвижнический труд над картиной "Явление Христа народу" стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству. Черты Иванова угадываются и в другом персонаже повести – идеальном старце художнике, аскетически равнодушном к жизненным благам. В очерке "А.Иванов" (1858) А.И.Герцен писал: "Жизнь Иванова была анахронизмом; такое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верою, мы только встречаем в рассказах о средневековых отшельниках, молившихся кистью, для которых искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой".

Также, вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Гоголь посвящает ей восторженную статью во второй части сборника "Арабески" (1834), называет эту картину "полным всемирным созданием", где "все отразилось", - отразилось в образе "сильных кризисов, чувствуемых целой массой".

Обратимся к репродукции Иванова "Явление Христа народу".

Это описание полностью соответствует сонету Пушкина "Мадонна": (наизусть подготовленный ученик).

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моём, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Гимн искусству у Гоголя окрашен религиозно. Последнее наставление автора портрета своему сыну явно восходит к средневековой теории образа: " Талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его. Исследуй, изучай всё, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. …в ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. Намек о божественном, небесном рае заключён для человека в искусстве, и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страданий сатаны – во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к Богу…"

Такова эстетическая программа Гоголя, окрашенная идеей религиозного служения и утверждением художника как лица священного. Тяжеловесная торжественность стиля Гоголя в этом поучении отца сыну оказывается выражением убеждения писателя в том, что человек по своей натуре грешен, что мучительно и тяжело восхождение его по лестнице чистилища.

Гоголь стремился именно влиять на общество, он рассматривал искусство как разновидность государственной службы: "…автор, творя творенье своё, …исполняет именно тот долг, для которого он призван на Землю, для которого именно даны ему способности и силы, и, исполняя его, он служит в то же самое время и государству своему, как бы он действительно находился в государственной службе".

4 группа.

В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут. В чём смысл такого финала?

Уехав из России после скандала, связанного с премьерой "Ревизора", Гоголь находит пристанище в Италии. Он живет в Риме, окруженный великими произведениями искусства разных времен и современными русскими художниками, которые закончив петербургскую Академию художеств с медалью, получали пенсию для совершенствования своего искусства в Италии и потому звались пенсионерами. В кругу русских художников Гоголя особенно привлекал Александр Иванов, который писал картину "Явление Христа народу", делая множество этюдов с натуры, бесконечно меняя позы героев своей картины и цвет, озаряющий их и природу. Критика В.Г.Белинского и неустанная работа А.Иванова побудили Гоголя пересмотреть свое отношение к повести "Портрет" и переделать ее. К 1841 году эта работа Гоголем была закончена. Изменилась фамилия главного героя: раньше его звали Чертков, что подчеркивало связь с нечистой силой. Гоголь исключил из повести сцены мистических, необъяснимых появлений портрета и заказчиков. Прояснился слог повести, были развернуты реалистические характеристики второстепенных персонажей: Никиты, профессора, хозяина дома, квартального, дам – заказчиц. В первой редакции облик ростовщика исчезал с полотна. Во второй редакции исчезает портрет, который опять пошел гулять по свету.

Эти изменения меняют смысл повести. Повесть "Портрет" не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений подвержены злу. Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. Портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

Загадочный и страшный ростовщик говорил, что "не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире".

5 группа .

Современник Гоголя, ведущий критик В.Г.Белинский, дал повести такую оценку: "А мысль повести была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе. В Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего талант свой, а, следовательно, и самого себя, жадностию к деньгам и обаянием мелкой известности. И выполнение этой мысли должно было быть просто, без фантастических затей, на почве ежедневной действительности, тогда Гоголь со своим талантом создал бы нечто великое. Не нужно было бы приплетать тут и страшного портрета… не нужно было бы ни ростовщика, ни аукциона, ни многого, что поэт почёл столь нужным именно оттого, что отдалился от современного взгляда на жизнь и искусство".

Чего не принял критик в повести? Только ли в жадности к деньгам трагедия Чарткова? Согласны ли вы с такой оценкой творчества Гоголя?

Великий русский критик В.Г.Белинский предсказал Гоголю, что тот займет место Пушкина во главе русской литературы. Гоголь оценивался как наследник и продолжатель дела Пушкина; как открыватель и знамя нового, "гоголевского" периода развития русской литературы; как "злой гений" русских писателей и русских читателей, обольстивший их и показавший неверный путь русской культуре и самой России.

Противопоставляя Пушкина и Гоголя, Ю. Айхенвальд писал: "У врат нашего литературного царства стоят они оба,.. светлый и темный, благодарный и отчаявшийся. …Пушкин, признательный к своему гению, в божественной наивности любуясь своим дарованием, неколебимо и радостно верит, что он памятник воздвиг себе нерукотворный, а Гоголь страдал от своего таланта, от своего назначения, которое было ему предуказано свыше".

Айхенвальд, отмечая "мучительное сознание ответственности", столь характерное для Гоголя, применил к писателю образ живописца, автора чудесного и страшного портрета из его повести. Художник-монах оказывается одним из воплощений Гоголя.

Гоголь считал, что пришла другая эпоха: "…нельзя служить и самому искусству, как ни прекрасно это служение, - не уразумев его цели высшей и не определив себе, зачем дано нам искусство; нельзя повторять Пушкина. Нет, не Пушкин и никто другой должен стать теперь в образец нам; другие уже времена пришли. Теперь уже ничем не возьмешь – ни своеобразьем ума своего, ни картинной личностью характера, ни гордостью движений своих, - христианским высшим воспитаньем должен воспитаться теперь поэт". В "Портрете" Гоголь попытался воплотить в живых образах это свое убеждение.

Десять лет жизни 1842-1852 г.г. были годами трагической внутренней борьбы, связанной с переоценкой всего, что сделано до сих пор.

Он увлекается произведениями древних религиозных философов, впервые переведенными на русский язык, у них ищет ответа на вопросы, что такое гнев, страсти. Он перестает так остро переживать социальное неустройство общества, ищет путей его преобразования через усовершенствование человеческой личности. Гоголю кажется, что он нашел способ сделать жизнь на земле прекрасною. Этот способ очень прост: каждый должен превратиться в доброго, умного, благородного человека, стать хозяином и семьянином, отказаться от всех излишеств и не роптать, если его доля тяжкая

Он призывал отказаться от политической борьбы и, вняв его пророческим советам, заняться нравственным самоусовершенствованием, положив в его основу религиозную мораль – христианскую добродетель и смирение, мистическую веру в какую-то особую, предопределенную свыше, миссию православной России и ее "богом данного" монарха.

Все эти размышления, которые казались Гоголю чрезвычайно ценными, он изложил в форме писем, а письма эти собрал в одну книжку под заголовком: "Выбранные места из переписки с друзьями", появление которой вызвало бурю негодования.

Гоголь считал, будто искусство способно пересоздать жизнь, переделать ее согласно идеалу поэта. Он прямо писал, что поэзия – это незримая ступень к христианству.

Тема черноты душевной затронута во многих замечательных произведениях Гоголя, таких как "Страшная месть", "Вий", "Портрет", "Мертвые души" (ВЫСТАВКА КНИГ ).

"Полюби нас чернинькими, - говорит Чичиков во втором томе "Мертвых душ", - а беленькими нас всякой полюбит". Полюбить людей "черненькими" для Гоголя значит спасти их от черноты, изгнать ее из души, эти убеждения писателя тесно переплетены с библейскими заповедями.

Лучше всего это сделать, считает Гоголь, личным примером. Летом 1850 года, посещая Оптину пустынь, он делится своими сомнениями с иеромонахом обители и, прося у него защиты, пишет о себе: "…я всех грешнейший и недостойнейший". Он просит молиться за него, ибо Христос "силен, милосердный сделать все и меня, черного, как уголь, убелить и возвести до той чистоты, до которой должен достигнуть писатель, дерзающий говорить о святом и прекрасном".

В образе художника Чарткова писатель стремился показать, что на тернистом пути истинного творца есть множество преград: не только жажда легкого денежного обогащения, но и стремление к быстрой славе, отсутствие нравственной опоры, веры в свое предназначение. Тот, кто поддался искушению, не может быть назван истинным творцом, а скорее ремесленником. Талант без веры, без христианского служения, покаяния в своих грехах губителен, не приносит пользы ни самому художнику, ни обществу, а является губительным (финал первой части повести: Чартков не смог очистить свою душу, повернуть свою темную душу к свету, за это и был наказан: сошел с ума и после долгих мучений умер).

Именно вера в Бога, покаяние поможет художнику изменить свою сущность, стать лучше, чище, позволит нести людям свет, тепло, добро (на примере безымянного художника и художника - автора портрета).

Возможно, Гоголь и является прототипом художника-монаха.

Вот этого не понял и не принял Белинский, так как однозначно оценил мировоззрение Гоголя. Действительно, трудно было понять, что в Гоголе совместилось как бы два человека: гениальный писатель, человек, которого общество признало своим вождем, своим духовным учителем и разрешило "клеймить" его недостатки; и человек, вдруг покидающий воздвигнутое для него возвышение и, опускаясь долу, просит у людей прощения за свои грехи. "Лучше ли мы других народов? Никого мы не лучше, - говорит Гоголь, - а жизнь еще неустроенней и беспорядочней всех их. Но и я, писатель, говорящий это в лицо соотечественникам, ничуть не лучше любого из них, я вижу свои мерзости, свои самолюбие и объявляю об этом открыто".

III . Заключительное слово учителя.

Действительно, Гоголь был одним из первых русских писателей, в творчестве которого пророческое начало проявилось столь отчетливо и определенно. Он возложил на себя задачу не только громадную, но и едва ли осуществимую, и где-то в глубине души понимал это. Отсюда его вечное недовольство собой, муки и терзания от сознания тщетности воплотить задуманное в реальность. "Русь! Чего же ты хочешь от меня? – с невольным трепетом вопрошал он. – Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.."

Вот это чувство невыполненного долга перед Россией и ее многострадальным народом не давало покоя Гоголю, мучило его, заставляло пристально всматриваться в окружающий мир и прежде всего в человека, в котором он не терял надежды найти "живую душу".

"Высокое благородство сердца, страстная любовь к правде и благу, - писал Чернышевский, - всегда горела в душе его…страстной ненавистью ко всему низкому и злому до конца жизни кипел он".

Итак, наш урок подходит к концу, пришло время подводить итоги.

1. Какова роль искусства в обществе?

2. Каково истинное предназначение художника?

3. Насколько актуальны эти проблемы сегодня?

4. Вернемся к высказываниям. Чье изречение, на ваш взгляд, наиболее соответствует рассматриваемым на уроке вопросам? Обоснуйте свою точку зрения.

Если останется время, то это задание выполнить письменно.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны – труд, служение искусству, бедность, с другой – деньги, богатство, слава. Какая же чаша перевесит? Каков же истинный художник?

Насколько эти проблемы актуальны сегодня?(наводящие вопросы)

Роль искусства в обществе велика. Оно способно творить чудеса: делать людей более добрыми, честными, чуткими, сеять в душах каждого человека свет, тепло, чистоту. Настоящее искусство облагораживает человека, возвышает его, приближает к совершенству и через отдельную личность совершенствуется общество.

Истинное предназначение художника – это быть ответственным за свой труд, умело направлять дар, данный Богом, на благо каждого отдельного человека, творить, распространять добро, любовь, поучать и самоотверженно служить музе, отдавать всего себя служению искусству.

Данные проблемы будут актуальны во все времена. Особенно в сегодняшнее время, когда многие нравственные ценности утеряны, забыты, нарушаются Божьи заповеди. Зачастую человека оценивают по социальному положению, а внутреннюю красоту просто не видят. Необходимо помочь людям излечиться от близорукости, научить их видеть прекрасное, ценить, восхищаться, самосовершенствоваться. В этом огромная роль отводится истинному искусству, истинным художникам – творцам. Довольно пичкать людей дешевыми подделками, мишурой, только настоящее искусство способно сотворить чудо. Поистине, красота спасет мир!

Итак, ребята, я хочу поблагодарить вас за исследовательскую, серьезную работу. Каждая группа, на мой взгляд, добросовестно подготовилась к уроку, работали все члены групп. Вы, ребята, дали развернутые аргументированные ответы, доказали свою точку зрения, а также сделали выводы и в конце занятия ответили на проблемные вопросы. Следовательно, поставленные на уроке цели нами достигнуты.

Спасибо за работу.

Оценки.

Домашнее задание: придумать 5 тестовых вопросов по повести "Портрет".